bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

В Патриаршем саду и сегодня выращиваются пять сортов этой ягоды, известных с XIX века. Один из них признан российским стандартом, с которым сравнивают все остальные сорта.

* * *

Всегда много народу в деревянном домике с надписью «Блинчики». Это одно из самых популярных заведений Владимира. Несколько лет назад снос работавшей с 1960-х годов кафе-«стекляшки» вызвал огромный резонанс. Качество блинчиков здесь не менялось со временем, заведение знали все жители города и многие боролись за его сохранение. Теперь «Блинчики» открылись на новом месте, на стенах – фотографии знаменитостей, бывших его посетителями.

Две церкви стоят рядышком, Спасо-Преображенский храм был построен в конце XVIII века на месте одноименной белокаменной церкви 1164 года, соседняя одноэтажная Никольская церковь построена в 1670-х годах с великолепным декором – лепниной под крышей и вокруг окна.

И наконец по улице Георгиевской мы попадаем в парк, где стоит Водонапорная башня.

* * *

Первый проект водонапорной башни, который разработал немецкий гидротехник Карл Карлович Дилль, предполагал создание ее в недействующей Ризположенской церкви Золотых ворот.

Городские власти одобрили проект, но тут на начальном этапе работ засыпало землей нескольких рабочих – ну кто ж из шедевра архитектуры водонапорную башню делает! – и решили выстроить новое здание. В общем, защищались Золотые ворота, как могли.


Водонапорная башня


Башня была возведена на Козловом валу к югу от Золотых ворот в 1866 году, также построили несколько водоразборных колонок в разных частях города, а в центре Владимира на Соборной площади поставили каменный бассейн с резервуаром и фонтаном. Систему водоснабжения обслуживала паровая машина мощностью 25 лошадиных сил, привезенная из Англии.

В 1912 году старая водонапорная башня была перестроена по проекту городского архитектора С. М. Жарова. Здание представляет собой трехъярусное сооружение из красного кирпича в «неорусском» стиле, имеющее в плане форму цистерны и немного расширяющееся кверху, как крепостная башня.

В 1950-х годах в связи с реконструкцией городского водопровода башня перестала использоваться по прямому назначению и была заколочена, нужно было решать вопрос, что с ней делать. В 1967 году башня получила статус памятника градостроительства и архитектуры, а четыре года спустя была передана в ведение музея.

В том же 1971 году Владимирская реставрационная мастерская получила заказ на проект приспособления здания под музей городского быта рубежа веков. Ее переоборудовали изнутри: в северной части построили винтовую лестницу; центральные «карманы» (бывшая лестница) и южную часть здания отвели под экспозицию. Вместо плоской крыши устроили смотровую площадку с шатровым завершением.

Сегодня первый этаж музея посвящен облику дореволюционного Владимира и городскому хозяйству, второй – населению города и его занятиям, третий рассказывает о духовной жизни владимирцев, на четвертом – открытая смотровая площадка.

К башне можно выйти и напрямую с Большой Московской улицы сразу от Золотых ворот.

* * *

Если отправиться от Золотых ворот в другую сторону, через сквер, откуда открываются новые виды для фотографий главной владимирской достопримечательности, то по улице Никитской выходишь к Никитскому храму, совсем не похожему на только что виденные соборы и церкви вдоль Большой Московской.


Никитская церковь


Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, более известная как Никитская церковь – один из самых древних православных храмов города. Он построен в 1760-х годах владимирским купцом и меценатом Семеном Лазаревым и в народе храм называют «лазаревским».

И это одно из самых интересных сооружений Владимира, на мой взгляд.

Никитская церковь – уникальный для Владимира памятник архитектуры в стиле провинциального барокко. В основу композиции церкви положен трапезный тип храма, здание с бело-зеленым фасадом разделено большими окнами, которые обрамляют барочные наличники, и у каждого окна свой узор, на три яруса. Углы здания украшены пилястрами с ордерными капителями.

Колокольня выстроена одновременно с церковью. У подножия креста колокольни прикреплена вращающаяся фигура ангела-флюгера. «Храм и колокольня увенчиваются железными прорезными крестами, на колокольне с резным из железа изображением ангела с трубою, для указания ветра» – написала в 1872 году газета «Владимирские губернские ведомости».

Раньше храм был виден из любой точки города. Как же он красив! Темно-зеленый, трехэтажный, когда солнечный свет падает под определенным углом, кажется, что стены сделаны из ткани.

* * *

Чуть дальше – небольшой Свято-Успенский Княгинин женский монастырь с сохранившимся Успенским собором XV века. Монастырь основан в начале XIII века Всеволодом Большое Гнездо по настоянию его жены, великой княгини Марии Шварновны. Он многократно разорялся, страдал от пожаров. В XX веке был закрыт, возрождение обители началось в 1993 году. Сегодня здесь находится Боголюбская икона Божией Матери.

* * *

На улице Музейной стоит небольшая церковь с колокольней, больше напоминающей маяк, синяя окантовка белой колокольни тем более отсылает к морскому берегу. Церковь действующая, но я увидела ее заросшей зеленью, с запертыми на замок воротами. Несмотря на осыпавшуюся штукатурку и тишину, и замок, есть в ней что-то очень домашнее и очень трогательное.

Это храм Троицы Живоначальной.

В «Описной книге» Владимирского кремля за 1625 год значится: «храмъ Троицы Живоначальныя да храмъ теплый преподобнаго Сергия древяные клецкие, а въ немъ церковное строение, двери царские, и деисусы, и образы, и книги, и свечи, и сосуды церковные, и колокола, и всякое строение церковное – мирское». Первоначальная церковь сгорела при пожаре 1719-го, а в середине XVIII века ее выстроили вновь. В этой церкви служил епископ Афанасий Сахаров, прославленный в 2000 году как священноисповедник.

* * *

Неожиданная достопримечательность города – Владимирский централ. Самая известная тюрьма России основана в XVIII веке и известна тем, что из нее не убежал ни один арестант.

Местная шутка: «Вы из Владимира – если, услышав песню «Владимирский централ», морщитесь, плюетесь, но подпеваете и рассказываете всем окружающим, что централ – это в вашем городе».

В советское время здесь была тюрьма не только для людей, но и для книг. Во Владимирский централ свозили книги, информация в которых не соответствовала советской идеологии.

Легенды о том, что кому-то удалось отсюда убежать, так и остались легендами, а вот побег из здания суда удался лишь главнокомандующему полка Красной армии М. Фрунзе, но опять же бежал он не из тюрьмы.

Подлинная решетка из камеры централа выставлена как экспонат в музее в Водонапорной башне.

ГДЕ ЕСТЬ

Завернув за здание торговых рядов на Большой Московской, попадаешь в небольшой пешеходный квартал с целой сетью кофеен и закусочных. И вот здесь очень рекомендую два заведения.

* * *

Первое для тех, кто собирается поесть быстро, сытно и вкусно, – кафе «Тоня и ее пельмени» (Большая Московская, 19 а, помещение 7).

Блюда вы получаете так же быстро, как в любом фастфуде, цены порадуют, а разнообразие удивит. Но самое главное – в отличие от обычного фастфуда все готовится поварами «с ножа», из натуральных продуктов, при вас на открытой кухне. Можно и замороженные пельмешки получить, да еще и рецепт в придачу. Весь день подаются завтраки. Девочки-официантки работают весело, очень милы, летом столики выставлены прямо на улице. Очень рекомендую.

* * *

Второе заведение для тех, кто хочет кофе и десерта. Это «Куртош кафе» (ул. Гагарина, 5 а). Заведение хорошо видно из «Тони» – пока едите пельмени, вам как раз куртош приготовят. А куртош, для непосвященных, это венгерское название чешского трдельника, тех самых полых внутри поленцев, которые здесь можно заказать с разными наполнителями. И должна признаться, что это лучшие трдельники (куртоши, уговорили!) которые я пробовала в России.

* * *

Еще одно заведение, испробованное лично, – гриль-ресторан «Сохо» (Девическая, 1).

Всегда многолюдно, бывает, что мест нет, классическое мясное заведение с хорошей кухней.

ГДЕ ЖИТЬ

Во Владимире множество отелей и гостевых домов на любой вкус и кошелек, открывай интернет – и ищи то, что хочется.

Есть небольшие отели – городские усадьбы, как 4-звездочный Ильинка-отель и 4-звездочный «Орион» с бассейном недалеко от Золотых ворот, целый комплекс отелей и ресторанов «Панорама» в красивом месте среди зелени.

* * *

Но я не хочу изменять отелю «Владимир» (Большая Московская ул., 74), который не зря получил самую высокую оценку по отзывам туристов. Это здание с историей.

Гостиница строилась в 50-х годах XX века. Проект разработал известный ленинградский архитектор Давид Бурышкин во второй половине 1940-х годов, когда владимирские власти взялись за градостроительный узел в районе перекрестка современных Большой Московской и Коммунального спуска. Перед проектировщиками стояла задача оформить вход в город со стороны железнодорожного вокзала, построив гостиницу и кинотеатр. Проект, который до сих пор называют одним из самых удачных во владимирской архитектуре, был готов к 1951 году, тогда же началось строительство. В результате в 1956 году Владимир получил прекрасное здание и гостиницу, ставшую одной из визитных карточек города.

Гостиница «Владимир» помнит многих известных людей, в том числе первого космонавта Юрия Гагарина. Жители города, узнав о приезде Гагарина, стали скандировать на площади перед гостиницей: «Гагарин! Гагарин!» Космонавт вынужден был выйти на балкон гостиницы и поприветствовать людей.

Расположена гостиница в начале старого центра, до нее легко дойти пешком от вокзала – надо просто подняться в гору, по Коммунальному спуску слева от вокзала это сделать легче, чем по лестнице на холм справа, куда и потянется основная масса приехавших. Соседнее здание, как раз через Коммунальный спуск – Рождественский монастырь.

Не ходите на озеро в полночь!

(Легенды и курьезы города)

Городские легенды – одна из необычных и захватывающих черт любого города. Владимир не исключение, каких только историй здесь нет!

О Веретьевском погосте в Камешковском районе говорят, что он проклят. Здесь находилось капище языческой богини Мокошь, потом построили деревянную церковь, позднее – каменную. Основанием каменной церкви послужили камни с языческого капища. Но прокляла погост не языческая богиня, а монахиня, на которую напали разбойники и требовали выдать церковные сокровища. Монахиня прокляла погост вместе с разбойниками, и теперь здесь растут странные деревья, люди рассказывают о призрачных силуэтах и жалуются на ухудшение самочувствия.

Стоит сейчас на месте погоста лишь разрушенная церковь с колокольней, без куполов, с зияющими проемами окон.

* * *

Домом с привидениями во Владимире называют здание на улице Большая Московская, 24, где находится Центр пропаганды изобразительного искусства.

По легенде, в конце XVIII века он был построен для семьи губернатора, но молодая жена губернатора вскоре умерла (возможно, даже не своей смертью), и по комнатам здания, имеющего довольно путаную планировку, стал бродить призрак молодой женщины.

Губернаторская семья быстренько съехала, а привидение осталось. Сменяющие друг друга владельцы-купцы не приживались в его стенах, регулярно перепродавая здание. Даже административные организации долго не задерживались, здесь располагались публичная библиотека, офицерское собрание Задунайского полка и т. д.

И сегодня ходят слухи про привидения, а работники опасаются задерживаться там допоздна.

По официальной версии в доме при строительстве был допущен ряд ошибок, и со временем в стенах образовались пустоты. Из-за них дом время от времени издает странные, часто пугающие людей звуки.

* * *

На озеро Плавучее нельзя ходить 19 июля. Водоем около микрорайона Мостострой не простое место, говорят, что плавучие островки на нем – это короба с телами бояр, которые убили князя Андрея Боголюбского. Предателей отказались хоронить в земле.

Убийство князя произошло 19 июля, по поверью, с тех пор в эту ночь каждый год шумит призрак. Интересно, он к новому календарю приспособился?

* * *

Известна призраками и усадьба Храповицких, расположенная в селе Муромцево Судогодского района. Там на территории усадьбы появляются странные шарообразные объекты белого цвета. А 13-го числа каждого месяца является призрак маленькой девочки. Местным исследователям паранормальных явлений якобы удалось даже записать в Каминном зале ночью детские голоса.

Но я предлагаю отправиться туда совсем не за привидениями. Усадьба – настоящий дворец, хотя и в весьма плачевом состоянии. Ее называли «русским Версалем».

С середины XIX века усадьба Муромцево принадлежала дворянскому роду Храповицких. Владелец имения Владимир Храповицкий, решив перестроить усадьбу, пригласил московского архитектора Петра Самойловича Бойцова. В конце XIX – начале XX века в Муромцеве был создан уникальный архитектурно-парковый ансамбль, включавший до 70 каменных и деревянных построек.

В усадьбе, расположенной на улице Ямской в поселке Муромцево, сегодня проходят тематические мероприятия и концерты.

В поселке очень красивая, интересная в архитектурном плане церковь святой мученицы царицы Александры, построенная в 1895 году на средства помещика Храповицкого. Увы, ее великолепное внутреннее убранство не сохранилось, в годы советской власти церковь закрыли.

* * *

Домом с привидениями считается и дом на улице Гоголя, где сегодня находится банк. Когда-то там жил купец, который застал жену с любовником, убил обоих и замуровал трупы в подвале. Сотрудники банка рассказывают, что периодически видят призрак: маленького бородатого мужика в тулупе, валенках и шапке набекрень.

Еще одним аномальным местом является стадион «Торпедо». Там до него был огромный овраг, заросший деревьями и травой. Местные жители прозвали этот овраг «Чертовым логом» и старались не ходить туда, не пасли домашний скот, не собирали грибы и ягоды.

* * *

Озеро Поганое не имеет четко очерченных берегов, купаться в нем опасно, незаметна граница между озером и болотом.

По легенде в давние времена мужчина утопил в озере своих дочерей. С тех пор в озере то появляются, то исчезают холмики – ровно столько, сколько было утопленных девушек.

* * *

Хватит о привидениях, переходим к курьезам. Местные жители называют объездную дорогу вокруг Владимира, являющуюся частью трассы М7, Пекинкой. Считается, что магистраль предполагалось достроить до Пекина, однако затем дружба между СССР и Китаем ослабла, и проект так и остался на бумаге.

* * *

Во Владимире есть место, где Андрей Рублев пишет икону с… Ленина.

Сегодня это туристический прикол города. Памятник Андрею Рублеву стоит через дорогу от памятника Ленина, и если посмотреть на панораму, то никаких сомнений нет – пишет иконописец «с натуры».

* * *

Владимирцы назначают встречи «у трех дураков», так в народе прозвали памятник-стелу с тремя фигурами: воина, архитектора и рабочего.

* * *

В историческом музее хранится Сунгирская лошадка – костяная подвеска с высверленным орнаментом, найденная на стоянке древнего человека Сунгирь. Это одна из самых богатых и исследованных стоянок, где найдено около 70 000 артефактов, а возраст останков оценивается в 30 000 лет.

Лошадка стала символом города, а владимирец Михаил сделал из нее сувенир – сунгирку. Это открытка в виде лошадки, которую можно отправить без конверта.

Стоят сунгирки от 20 до 120 рублей, а купить их можно в магазине «гаражных распродаж» – необычных подарков и сувениров «ТвояМоя» на улице Девической. Здесь можно купить духи с запахом… Владимира.

Там, где лешие живут

Посиделки по праздникам сохранялись во Владимирской области до начала 30-х годов XX века. Особо радовались «святочным вечеринкам». Начинались они со второго дня Рождества и продолжались до крещенского сочельника. Изба, где устраивались посиделки, служила местом сбора и знакомства неженатой молодежи со всех ближних деревень.

Самой веселой частью таких посиделок было ряжение. До 1917 года рядились в костюмы барина и барыни, монахов, горбуна, стариков и старух, цыган и даже доктора. Позже появились новые «герои» – солдаты и матросы, а то одевались в лохмотья и изображали всяких нечистей.

Вечеринки проходили очень шумно – с музыкой, с танцами, кадриль заводили. А вот песенки были фривольными, нарядятся, идут по деревне, в каждый дом заходят на «поседки». Поют нецензурное в адрес девушек той деревни, где идут ряженые. Но никто не обижался, ряженым все дозволялось.

* * *

Популярно в давние времена было «Вождение медведя» – славянский обряд вождения ряженого или живого медведя, как коня или козы. Раньше эти представления устраивали скоморохи, а после запрета скоморошества в XVII веке промыслом занялись профессиональные поводыри – медведчики.

В XIX веке группа состояла из поводыря с живым медведем, ряженой козы (не настоящей, козой наряжали подростка) и барабанщика. Этот «народный промысел» запретили в Российской империи в 1866 году, дрессированных медведей разрешалось держать только в цирке. И во время гуляний в медведя превращался «ряженый».

В старину тех, кто рядился, называли не ряжеными, а «окрутниками», «окрутчиками», «выряженками» или «кудесниками», слово ряженый пришло позднее.

Говорили, что в медведя не может вселиться нечистая сила, поэтому игрища с медведями были особо популярны на святки и на Масленицу.

Но это все касалось первой недели святок, когда устраивались колядования, игры с ряжеными и гулянья. Вторую неделю называли «страшной».

Считалось, что в первый «страшный» вечер особенно неистовствовала нечисть. «На дворе собирали колья, приносили угли из печи. Старики из своих постелей натрясали соломы. Разжигали костер и в его огне сгорали все болезни, тоска и беды, – рассказывают мне. – В “страшные вечера” люди старались вообще не выходить из дома. В дни, когда начинает прибавляться тепло и свет, нечистая сила особенно злится и творит пакости. Поэтому вторая неделя святок иногда называлась даже “бесовской”, “поганой”».

Вот они откуда, страшные святочные истории да гадания!

* * *

– Ставни «с закроем», думаешь, для чего делали? – спрашивают меня однажды. – От посторонних глаз, да не от тех, что ты подумала.

В избу два входа было: через крыльцо и через двор (через сарай). Ворота в сарай запирались на внутренний вертушок, который легко было отвернуть, слегка отжав ворота. А в сенях дверь совсем тоненькая, запора нормального и нет. И закрывались ставни чисто символически – от нечистой силы, от окаянного, от лукавого. Двери и окна утром и на ночь крестом осенялись.

Так вот, «закрой» на окнах – от лешего. Чтоб не подсматривал.

* * *

– Прадед мой, говорят, русалку поймал однажды.

– Правда поймал?

– Говорят – правда, а когда внук (мой отец) просил рассказать, он всегда отвечал: чего там рассказывать, русалка как русалка!

Русалки у нас – бабка рассказывала – приходили греться в овины и бани. На берег они выходят нагими, но иногда их видят в одежде, чаще всего в рваных сарафанах. Русалки видимы для человека только исключительно в продолжении Русальной недели.

– А что это такое – Русальная неделя?

– Ее Зелеными Святками еще называли, это летом, сразу после Троицы. Так вот люди верили, что если на русалку надеть крест, то она человеком станет, говорили, два парня в нашей деревне женились на крещеных русалках.

– На ком???

– На крещеных русалках! Правда, так говорили.

– Так, может, и прадед ваш… ну, в смысле, может, вы правнучка русалки?

* * *

– Русалки у нас тут завсегда водились.

– Прямо водились?

– Ну, да, и парней могли защекотать. Но они тут добрые были. Не всегда в глубину заманивали, иногда тонущих спасали. Пляж-то видели на реке? Справа от моста, где высокие деревья. Речка мелкая, но течение быстрое, и унесет – не выберешься. А народу много летом приезжает, загорают, купаются. Один парень на рассвете пошел купаться, река тогда разлилась, его в водоворот и затянуло. Потом рассказывал, чудом выбрался. Говорит, девка вынырнула и подтолкнула. Русалка и была.

– Он, наверное, принял с утра, с похмелья.

– Ох, девонька, какие вы городские смешные, не верите. У нас в старые времена было принято благодарить русалок. Спасется девушка из воды, помогут ей из омута вылезти, так потом она сережки или платок красивый в воду бросала, в благодарность.

* * *

– Рыбаки сегодня говорили, на рассвете-то в полыньях плещутся. Значит, год будет плодородным.

– Кто плещется?

– Так русалки же. Это к плодородью.

– А как могут русалки спасать, они ж обычно в омут утаскивают.

– И такое бывает. Маленькой я тогда была, да запомнила. Мальчонка у нас утонул, тело найти не могли. Тогда мать пришла на берег с чашей, в которой был домашний ржаной хлеб и свеча воткнутая горела. Помолилась она хозяйке воды и говорит: раз вы забрали душу ребенка, верните хоть тело, чтоб похоронить по-человечески. И пустила чашу в воду, та поплавала, да и утонула в одном месте. Там тело и нашли. Из мордовской семьи они были, там, у мордвы, у марийцев все старые обряды живы, это мы о них забыли. А русалкам что до наших забвений, плещутся!

Помню, говорили еще, что русалками становятся женщины, которые утопились, не в силах жить с жестокими мужьями. Может, они и спасают тонущих. Кто ж его знает, не нашего ума это дело!

* * *

– Во Владимирской губернии водится особый вид нечистой силы, так называемый встречник. Это злой дух, который в виде воздушной полосы мчится стрелой по проезжим дорогам за душой грешника. А опойцы служат вместо лошадей чертям в их беспрестанных поездках по белу свету.

– А это еще кто?

– Как кто, по названию не поняла?

– Нет, конечно.

– А те, кто от водки или от вина помер. В детстве, помню, так и говорили: «Сопьешься, будут на тебе черти ездить».

* * *

– Леший-то? Крутит, бывает у нас такое. Пойдешь в лес, да дороги обратной не найдешь.

– Он старичок с бородой?

– Рыжий он. Увидела в лесу рыжего – точно Леший. Он такой же, как мы, только креста на нем нет. Увидела такого, точно он.

– А как же спасаться?

– Свистом. Но тут другая напасть, если слишком долго или громко свистеть, нечистую силу насвистеть можно. Это ж все знают, с детства!

Владимирская кухня: хрустальные пироги от русского Икара

По воскресным и праздничным дням крестьянский стол Владимирской губернии украшали конуры (пресняки), ватрушки, ситник, казюльки. Некоторые названия мы никогда и не слышали!

Конуры (пресняки) – это пирожки с разнообразной начинкой, готовящиеся на сметане, слегка напоминающие шанежки.

Казюльки – выпечка в виде неизвестных, но обязательно ушастых зверей, вид печенья.

Ситник – ситный хлеб, который пекли из просеянной через сито муки, чаще всего к праздникам. Это был самый дорогой хлеб, высшего сорта, он и дал фразеологизм «ситный друг», то есть лучший, самый верный.

Традиционно ситник был пшеничным мягким, рыхлым, пышным. Иногда добавляли в него изюм, поэтому и называли пирогом. Ситный хлеб подавали с чаем, творогом и медом.

Редьку звали покаянным овощем, потому что употребляли больше всего в пост, вареную, сырую, с медом, с пряностями в патоке.

В советское время, когда различные блюда «приписывали» различным городам, Владимиру достался салат «Клязьма». Сегодня его подают в кафе «Сели да поели» в центре Владимира. В состав салата входит редька.

Историки кухни говорят, что в сумки с провизией воинам обязательного клали пироги, не только из-за вкуса, а благодаря их сытности. Искусству выпекания пирогов девочек обучали с 12 лет, в этом возрасте начиналась подготовка к замужеству. На второй день после свадьбы молодая жена должна была испечь пирог для гостей. Первым пробовал пирог отец жениха, как дань уважения старшему хозяину семьи, а заодно и оценка правильного выбора сына.

Одним из самых популярных пирогов был калинник, но ягоду использовали не как начинку, а в качестве основы для теста. Пекли пироги с малиной и брусникой.

В 2017 году в рамках проекта «Кулинарные сказки Владимирской области» было проведено голосование среди рецептов, присланных на конкурс жителями области. Среди выпечки выбраны 10 рецептов, победивших в онлайн-голосовании и представленных на суд жителей уже в реальном исполнении. Самое большое количество голосов набрал владимирский вишневый пирог в сметанно-вишневой заливке Дарьи Сорвиной.

На страницу:
2 из 3