bannerbanner
Женские стихии. Исцеляющие практики через архетипы сказок и мифов
Женские стихии. Исцеляющие практики через архетипы сказок и мифов

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

– Работая на концертных площадках, в театрах, я рассказываю сказки с музыкальным сопровождением. Дети, сидящие в зале, могут только слушать и представлять в своем воображении что-либо. На этой лодке со мной плавают музыканты из разных стран мира! А дети сами становятся греками, египтянами, индейцами и проживают свою музыкально-мифическую реальность всеми органами чувств, и тогда это не забывается. Ведь это уже часть жизни ребенка. И это приносит нам много счастья! И всем, кто с нами плавает!

– Как хорошо, что вы так рано это поняли! В таком юном возрасте осознали самые нужные истины, ради которых и стоит жить! – восторженно воскликнула женщина.

– Мы уже давно не юные, – улыбнулись мы.

– Я, к сожалению, слишком поздно это поняла, – грустно сказала она. – И возможно, не поняла бы, если бы не болезнь. Я была ученым-биологом, владелицей фирмы и журнала. Я стремилась к власти, деньгам, славе. У меня было очень большое эго. Мы занимались генетикой. Но несколько лет назад я заболела. Это редкая болезнь, мало кто выживает. Мышцы постепенно атрофируются, и человек совсем перестает двигаться.

Я не смогла продолжать заниматься своей работой. Могла только лежать, – даже шевелить руками было сложно. Постепенно перестало слушаться все тело, я уже не имела возможности контролировать мочеиспускание. Да я ничего не могла контролировать! Я просто лежала и чувствовала, как стремительно приближается конец моей жизни.

И тогда я стала понимать, что мне в этом мире ничего не принадлежит. Ни ученые степени, ни фирмы и журналы, ни имущество, ни даже мое тело!

Я умирала и видела, как бы со стороны свою жизнь, борьбу за крутизну и свое огромное эго. И мне было так темно! Я оказалась будто в черных тучах и невероятно хотела света! И я стала молить о свете! Я чувствовала себя маленьким зернышком, ищущим свет.

Поняв, что спасти меня может только чудо, я стала искать способы исцеления, нашла учителя, который побудил думать позитивно, научил сосредотачиваться на дыхании, представляя, что я наполняюсь светом, беседовать с клеточками тела. И стали происходить чудеса – мышцы снова стали меня слушаться. Не сразу, постепенно. Сейчас мне лучше, я могу двигаться. Я не знаю, что будет дальше, чем я буду заниматься… Я пока только зерно, я не цветок.

И я смотрю на эту лодку – на красную нижнюю, будто страдающую ее часть, и вижу свою судьбу, этот мой материальный эгоистичный мир, в который я была погружена. А желтая верхняя половина лодки – это выход из тьмы. Я вижу в этом мой поиск настоящего, подлинно доброго и прекрасного. Наблюдая за вашей работой, я вижу свою жизнь, и узоры вашей лодки дают мне надежду, что я зернышко, уже прорастающее в свет. Спасибо вам за ваш труд! Счастливые дети, которые у вас учатся. И я тоже сейчас ребенок…


Нам ничего не принадлежит в этом мире… Нам принадлежит целый мир…


Она говорила, и глаза ее были полны слез.

Я уже не могла безмятежно водить кисточкой, рука моя начала подрагивать, а потом замерла, и я больше не отрывалась от ее глаз. Ее удивительно красивое, благородно-печальное лицо при воспоминании о былой карьере вдруг изменило выражение, и на миг я увидела совсем другую личность – властную, жесткую, гневную, от которой хотелось отшатнуться, но эта тень быстро растворилась, и передо мной появился другой, потрясающе красивый человек. Ее голубые глаза, полные глубины, грусти, небесной тоски, завораживали беспредельностью вопросов и надежды.

Мужчина помог ей подняться, и она потянулась ко мне, чтобы обнять.

Я еще не осознала полностью все, что услышала, будто мы были на разных берегах реки, протягивая навстречу руки, но мой душевный покой был вздернут виселицами вопросов. Словно мороз прошел по коже. Кто на каком берегу? Мужчина взял ее под руку, и они стали медленно удаляться в сторону дороги. Она шла, опираясь на руку мужчины, странно покачиваясь, явно с большим трудом.

Я смотрела им вслед, стоя с банкой желтой краски в руках.

Потом я часто видела ее, погружая детей в лодку, отплывая в новое сказочное путешествие, я махала ей, а она мне, – мы будто посылали друг другу тепло надежды, прорастающей из красного в сияние желтого. Нижняя красная часть лодки… Там и моя боль, которая растворялась, прорастая в желтое поле благодати, вместе с радостью детей и взрослых, которую мы преумножали вместе. И моя былая карьера вспомнилась мне… И та карьера, которую я выбираю.

Самая прекрасная карьера – карьера счастья. Она не может быть сольной!

Трансформация состояний дыханием

Дышать можно из разных архетипов. Когда мы дышим из своего зайчика, который всего боится, вынужден прятаться от хищников и убегать – мы дышим страхом из состояния жертвы. Можно дышать из архетипа волка или волчицы – дышать смелостью, верой в свою ценность, доверием своему чутью – интуиции. Можно выбирать каким архетипом дышать, какой архетип может дать ресурс на данный момент – наш мудрый ворон или сова, плодородная лягушка или лебедь, мощь медведя или быстрота и сила пантеры…

Мэри Поппинс прилетала с восточным ветром, а улетала с западным. Восточный ветер приносит обновление, это начало нового этапа. Западный ветер – уносит к предкам, это завершение.

Когда случается то, что выводит нас из себя, и мы чувствуем себя либо жертвой, либо впадаем в гнев и он выходит из-под нашего контроля: дыхание сбивается, учащается. В любой конфликтной ситуации важно сделать глубокий вдох и успеть задать вопрос: «Кто я в этой ситуации?»

Этим вопросом мы переводим себя из состояния жертвы или деспота в состояние царя своих проявлений, в состояние мудрости. И из этой сферы – гармонии и мудрости – к нам приходят нужные созидательные ответы.

Однажды я принесла документы в юридическую контору. Женщина, взяв мою папку и потрясая ею перед моим носом, решила войти в свою, вероятно, любимую роль деспота:

– Вот это вот что? Это не документы! Слышите? Не документы, я вам говорю! – она явно привыкла, что перед нею люди впадают в состояние жертвы и жила этими энергиями, питаясь страхом своих жертв. Она явно хотела отправить меня по второму кругу собирать бумажки. Я сделала глубокий вдох, успев вынырнуть в состояние «Кто я сейчас?». И спросила женщину:

– Кто это спрашивает?

– В смысле? – удивилась она, ее рука с моими документами замерла в воздухе.

– Вы профессионал? – я обратилась к ее плюсу, а не минусу. – Да, конечно! – не без удовольствия и все еще с удивлением ответила женщина. – Можете как профессионал посмотреть мои документы?

Она смутилась, открыла документы и оказалось, что с ними все в порядке – все нужные на месте. – Простите меня, вечер уже, я очень устала, – ответила женщина совершенно другим – мягким, уставшим голосом.

Когда конфликтная ситуация застает нас врасплох и мы чувствуем, что нас захватило – сердце учащенно бьется, дыхание нарушено – важно подышать медленно, выровнять дыхание. Можно следить за своим медленным глубоким вдохом и выдохом, концентрируясь только на этом медленном дыхании. И придет другое состояние, и родятся из него нужные ответы.

Без воды обычный человек может жить три дня. Без еды больше. Но без воздуха совсем недолго – максимум несколько минут.

Вдох и выдох – это смерть и новое рождение, самый малый инициатический цикл!

Спящая красавица засыпает на сто лет, и главным становится ее дыхание. Сон обладает целительной силой, – во сне душа способна питаться из бесконечного источника бессознательного, наполненного ресурсными силами. Сон с символической точки зрения – возвращение в феминное состояние молчания и тишины, чтобы выносить новый мир в самих себе. Это возвращение в утробу матери – в первозданный океан, чтобы получить питание, принятие себя, вернуть себе потерянную силу.

Богатырский сон в сказках длится три, девять или двенадцать дней. В результате этого сна герой набирается сил и получает дары. Царевны в европейских и русских сказках засыпают мертвым или столетним сном и пробуждаются обновленными для новой жизни.

Отравленное яблоко – полученная травма, боль, горе – трансформируются через принятие себя, своего опыта, через соприкосновение со своей тишиной и молчанием, сосредоточением на вдохе и выдохе, на процессе исцеления, чтобы выносить в собственном океане бесконечности нового себя – зрелого и сильного, свои новые идеи и мечты.

Во сне главным становится наше дыхание – вдох и выдох.

Вдох и выдох – смерть и новое рождение.

Вдох – жизнь, выдох – смерть и снова вдох – жизнь. Вдох и выдох – это инициация, заложенная в нас законами жизни. Мы постоянно обмениваемся с миром: вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ. Мы выдыхаем свои мысли и чувства в окружающее пространство.

А вдыхаем вместе с кислородом всегда гармонию, – и это невероятный подарок жизни каждому из нас. Поэтому даже простое сосредоточение на дыхании, наблюдение за дыханием возвращает нас в состояние гармонии. Множество практик в разных культурах связаны с дыханием.

«Я доверяю дыханию жизни». Вдох, выдох, вдох, выдох… Если в жизни много страхов, то рекомендую повторять эту аффирмацию в течение недели или 21 дня, чтобы произошла интеграция аффирмации в жизнь.

Практика: Путешествие к архетипу Воздуха

Рекомендуется совершать после прочтения главы «Стихии. Воздух».

1. Подышите спокойно, медленно, направляя внимание на расслабление тела.

2. Представьте, что вы идете по дороге. Впереди вы видите врата из света. Вы открываете врата и встаете под ними. Сверху на вас мягко льется бело-золотой свет, обволакивает, смывает боль и усталость, омывает, очищает, снимает напряжение. Вы чувствуете, как становится легче на душе, да и само тело становится легче, наполняясь светом. Теперь вы так легки, что начинаете подниматься ввысь и парить над землей. Вы понимаете, что можете летать. Вы устремляетесь вперед, где на горизонте видите дворец восточного ветра, приносящего весну. Дворец все ближе, – посмотрите какие у него врата, какого цвета сам дворец, какие там окна. Вы распахиваете врата и влетаете внутрь – к самому трону, где восседает ветер Востока. Как он выглядит? Во что одет? Восточный ветер дарит вам подарок. Посмотрите, что это? Ветер Востока дарит вам новые одежды – это одежды Восточного ветра. Вы облачаетесь в них. Какие они? Что вы чувствуете, став ветром Востока, какие новые силы раскрываются в вас? Поблагодарите. Теперь вы вылетаете из дворца и направляетесь дальше.

3. На горизонте возникает дворец Северного ветра. Вы уже рядом, – посмотрите какие у него врата, какой дворец у Северного ветра, из чего он и какого цвета? Вы распахиваете врата и влетаете внутрь, в тронный зал, где восседает Северный ветер. Как он выглядит? Во что одет? Какие у него атрибуты? Северный ветер тоже ждал вас и приготовил вам подарок. Он вручает его вам. Что это? Ветер Севера дарит вам одежды Северного ветра и помогает их надеть. Что это за одежды, как они выглядят? Что вы чувствуете в одежде Северного ветра? Какая сила раскрывается в вас? Что вы теперь можете из того, чего не могли раньше? Поблагодарите.

4. Вы летите дальше, и вот уже на горизонте виден дворец Западного ветра – ветра предков и покоя, ветра завершения дел, подытоживания, собирания плодов. Вот вы уже рядом с дворцом – какие у него врата, какого цвета дворец Западного ветра? Вы открываете врата и влетаете внутрь дворца, где на троне восседает ветер Запада. Как он выглядит? Какого цвета его одежды? Какой у него посох? Какая корона? Он дарит вам подарок. Что это? Западный ветер дает вам новое облачение, чтобы вы могли стать Западным ветром. Какие это одежды? Вы благодарите Западный ветер и летите дальше.

5. Далее на горизонте возникает дворец Южного ветра. Вы все ближе, и уже можете рассмотреть врата и сам дворец. Какие они? Вы распахиваете врата, чувствуя силу Южного ветра и летите в покои, где на троне восседает ветер Юга. Как он выглядит? Какая у него одежда и корона? Какие у него атрибуты? Есть ли у него посох? Ветер Юга улыбается вам и дарит подарок. Посмотрите, что это? Южный ветер дает вам новое облачение – одежды Южного ветра. Теперь вы сможете становиться им и ощущать его силу. Он помогает вам надеть эти одежды. Что вы чувствуете, став Южным ветром? Какие силы в вас раскрываются? Вы благодарите и летите дальше.

Собрав все дары от всех четырех ветров и силу всех ветров, вы начинаете медленно опускаться на землю. С богатством нового опыта вы возвращаетесь по тропинке домой – в ту комнату, где сейчас находитесь.

Прежде чем открыть глаза, потрите ладони друг о друга и умойте лицо, погладьте все тело сверху вниз, запечатывая энергию практики в теле. Не забудьте зарисовать дары или материализовать их – в виде украшения-амулета, например.


Глава 5

Стихии: Земля


Земля – мать всего живого, выпестовавшая жизнь в своем лоне и принимающая в лоно свое все формы, осуществившие себя. Земля – престол, на котором человек находит все ингредиенты, орудия и инструменты для воплощения своей уникальной вселенной, престол, на котором мысли человека обретают свою форму, свое воплощение. Земля – это сфера деяний и поступков человека, сфера проявления его мыслей и чувств.



Земля дает тело всем формам жизни на Земле. Все сотворено из ее праха и в прах же возвращается. Земля – мать всего живого, выпестовавшая жизнь в своем лоне и принимающая в лоно свое все формы, осуществившие себя.

Способность творить

Земля творит тело человека и дает ему возможность воплотить свои идеи, обеспечивает разнообразными материалами для творчества. Даже если эти идеи не так материальны, как построенный дом, дворец, испеченный хлеб, сшитое платье, а возвышенны и крылаты, как музыка или живопись. Для звучания неуловимой, мгновенно исчезающей музыки необходимы смычок и резонирующий каркас скрипки, клавиши и струны, данные телом земли. И для картин земля дает всю палитру своих красок, рожденных ее недрами, язык говорящей кисти, сделанной из нитей, взращенных землей и солнцем, а также – белый холст для сотворения нового бытия.

Земля – престол, на котором человек находит все ингредиенты, орудия и инструменты для воплощения своей уникальной вселенной, престол, на котором мысли человека обретают свою форму, свое воплощение.

Земля – это сфера деяний и поступков человека, сфера проявления его мыслей и чувств.

Сила трансформации и перерождения

Земля обладает удивительной способностью преображаться. Она принимает в свое лоно все объекты, разлагает любой мусор, помещенный в ее утробу. И она перерождает погибшее – растения, тела животных и людей, превращая их в пищу для новой жизни. Преображает земля и мусор, и то, что опасно для жизни, хотя для этого требуется гораздо больше сил и времени, но, в конце концов, даже то, что уничтожало жизнь, трансформируется и становится плодотворной почвой для новых рождений.

И человек, подобно земле, способен преображать в самом себе то, что уничтожает жизнь, гармонию, сеет хаос, перерождать это в полях своей души, давая силу новым росткам созидания.

Сокровища и клады

В толще земли, в ее глубинах, гротах, пещерах таятся несметные сокровища – драгоценные камни и металлы, сапфиры и алмазы, золото и серебро. И в человеке таятся бесценные сокровища талантов и возможностей. Они притаились в глубине его подсознания, в скрытых гротах его души, тайных ходах и пещерах сознания. Земля рождает сокровища, и человек рождает золото мудрости, алмазы воли, серебро интуиции, сердолики любви.

Горы

Горы – вершины земли, вознесенные в небо, блистающие в сиянии солнца. Горы – это архетип устремления сознания к обелискам мудрости, к пикам познания. Это торные дороги к совершенству, в небеса свободного полета мысли, неисчерпаемых пространств фантазии. Гора – маскулинный символ земли, мужская активная сила.

Подвиг Геракла «Керинейская лань» повествует о том, как Геракл отправился на вершину горы, чтобы поймать белоснежную лань с золотыми рогами. Этот миф рассказывает о нашем восхождении за мудростью. Почему в поисках мудрости нельзя брать меч и стрелы? Геракл их оставил и взял с собой только топор и лопату. Топор – орудие разделения целого на части с целью понять, познать. Лопата – символ работы, с ее помощью можно перелопачивать свою дорогу, она символизирует труд постижения, восхождения.

Пещеры

Пещеры – сокрытые под землей ограниченные пространства, лишенные света, скрывающие в себе нечто – либо сокровища и клады, либо драконов, химер, змей и скорпионов. Пещера подобна потайной кладовке сознания и души, в которой при наличии факела знаний можно разглядеть либо мерцание драгоценных камней талантов, либо химер и чудовищ разума. Пещера также – символ женской утробы, способной вынашивать и рождать, это феминная сила земли.

Погружение в землю, в зависимости от контекста, может означать либо погружение сознания в область материального, инволюцию, смерть разума, либо преображение сознания, освобождение от иллюзорного, трансформацию и прорастание новыми побегами плодотворных мыслей.

Пустыня

Пустыня – феминная сила земли, сила молчания, пустоты, смерти, слышания, ученичества. Периодически в жизни нам нужна сила пустыни, нам необходимы уединение и тишина, чтобы услышать себя, переоценить то, что произошло, понять, что хочется изменить, чего хочется достичь, от чего освободиться. Дни недели в астрологии связаны с определенными планетами. Воскресенье – Sunday – день Солнца, а суббота – Saturday – день Сатурна. В этот день рекомендуется уединиться и посвятить его молитвам, молчанию, очищению, освобождению и планированию следующей недели. Символически суббота – день пустыни. Пустыня нам нужна, чтобы взрастить потом новые плодородные цветущие поля. Легенды о подвигах Геракла повествуют о том, как герой шел через пустыню и встретил Антея – сына Земли, который никого не пропускал и не оставлял в живых. Геракл сражается с ним, но не может победить, пока не понимает, что Антей питается землей, ее силой. Тогда он поднимает его и держит до тех пор, пока тот не испускает дух. Здесь Антей – символ привязанности сознания к земному, материальному миру. Геракл смог поднять свое сознание над погруженностью в материальный план. Мать-Земля дала нам свое тело, чтобы мы творили на ее поверхности, из ее плоти, новые вселенные. А может, затем, чтобы плоть жила ради плоти? Сама Земля никому ничего не навязывает. Она дает осуществиться выбору каждого – Христа, Миклухо-Маклая и Савонаролы, Леонардо и Пикассо… И каждому дает свое тело – дерево для кораблей, металл для оружия, лен для холстов и минералы для красок. Каждый из своей пустыни выносит либо созидание, либо разрушение. Если наша пустыня осознанная, если в ней мы ищем ответы на вопросы, мудрость, свободу от иллюзий, – то наша пустыня тишины рождает поля изобилия и сотворения. Если наша пустыня наполнена вовлеченностью в обиды, гневом, завистью, обесцениванием себя, то всходы из этой пустыни могут нести разрушение и несчастья для нас.

Пустыня – это способность слышать, воспринимать, учиться. Пустыня для меня – это наши уши, похожие на эмбрион – свернутый зародыш ребенка. Он слушает ритм сердца матери, ощущает ее тепло и растет, чтобы в конце концов родиться в свою вселенную.

Поле

Поле – символ плодотворных сил души, способность взращивать и воплощать идеи в материю. В Индии богиня Земли – Бхуми Притхиви – изображается в виде прекрасной женщины и в виде коровы.

В Сказании о царе Притху речь идет о том, что Земля поглотила все семена, из которых произрастали растения для пищи. Из-за этого возникла нехватка зерна и начался голод. Царь Притху понял, что гордыня охватила Землю и она скрыла в своих недрах все семена, не давая им возможности взрасти. Царь решил рассечь ее стрелами, дабы вызволить семена из-под Земли. Он взял лук Аджагаву и направил стрелу в Землю. Она затрепетала от ужаса и, приняв образ коровы, пыталась убежать от него, однако не смогла скрыться от Притху даже на небесах. Тогда Земля попросила Притху не губить ее:

«Я подобна лодке, и весь мир находится на мне. Если ты погубишь меня, то как спасешь себя и подчиненных от погружения в воды вселенского океана (Гарбха)?»

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Важдаев В. М. Черная жемчужина. Сказки по мотивам африканского фольклора.

2

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2, гл. XV.

3

Ершова Г. Древние майя: уйти, чтобы вернуться.

4

Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. Гл. «Истолкование праздников огня».

5

Здесь и далее цит. по изданию: Г. Х. Андерсен. Снежная королева. Киев. А-ба-ба-га-ла-ма-га, 2004.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6