bannerbanner
Женские стихии. Исцеляющие практики через архетипы сказок и мифов
Женские стихии. Исцеляющие практики через архетипы сказок и мифов

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 6

Заканчивается сказка потрясающе – взрослые Кай и Герда слушают, как бабушка читает:

Бабушка сидела на солнышке и вслух читала Евангелие: «Если не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное!»

Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма: Розы в долинах цветут… Красота! Скоро узрим мы младенца Христа!

Так сидели они, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло теплое, благодатное лето.

Началась сказка зимой, закончилась летом. Зима, снег и лед – то, что замораживает чувства и разум, убивает любовь и искренность, приводя к смерти сознания и души. Сказка повествует о пути души в царство смерти и освобождении своего сознания от иллюзий, о взрослении анимы и анимуса. Лето – символ жизни, ее расцвета и плодотворности.

Бабушка – символ мудрой анимы, говорит словами Евангелия, что способность быть детьми нужно пронести через всю жизнь. Быть взрослыми – значит быть в ответе за свою жизнь, но не терять радость игры. В этой сказке радость Герды передается даже льдинам! Лед – твердая вода, неживая, в пространстве радости пляшет, складывая слово «Вечность», которое освобождает Кая от власти Снежной королевы. То есть искренняя радость, превращающая неживое в живую радость игры – освобождает сознание от вовлеченности в плен искажающих гармонию мыслей:

Он крепко прижался к Герде, а она смеялась и плакала от радости. Да, радость ее была так велика, что даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись так, что из них составилось то самое слово, которое велела сложить Каю Снежная королева. За это слово она пообещала подарить ему свободу, весь свет и новые коньки.

Весна в этом, 2022-м году, была холодная. По поводу снежной весны студентка курса «Сказкотерапия. Миф и символ» Ирина Красникова после изучения архетипа воды и сказки Андерсена сказала: «Герда никак не дойдет».

А студентка Ольга Самсонова предложила: «Значит, начинаем гердить сами».

Студентка Виктория Сидорова продолжила: «Гердить – это не просто действие. Это технология!»

Гердить – на мой взгляд, прекрасная технология… С благодарностью студентам!


В сказке «Снегурочка» девочка из снега прыгает через костер и тает, превращаясь в облако. Если воспринимать сказку буквально, то от концовки очень грустно. С точки зрения архетипов и символизма Снегурочка – дитя из замороженной воды. Снег – символ смерти. Прыгая над огнем, она тает: вода из твердого, неживого превращается в теплый живой пар и облако летящей по небу воды – это преображение эмоций. Когда наша душа, как лед и снег, заморожена, скована страхами и болью, нам зачастую бывает сложно даже желать жить, проявляться, творить. Это состояние депрессии. И тогда нужен огонь – мудрость и знания, чтобы освободить свою душу от боли: растопить холод снега, чтобы он стал облаком, пролившимся плодотворной влагой, живой водой, желанием жить и созидать. Снегурочка не исчезла – она стала той, кто подарит новую жизнь, пролившись очищающим дождем. Как мудро сказки говорят о том, что от боли освобождают не только знания, но и дождь – наши слезы, искреннее проживание горя, грусти, потери. Через слезы приходит исцеление.

Слезы – соленая вода, которая льется из наших глаз в те моменты, когда эмоции поднимаются из груди, наполняют нас и переливаются через край. Когда мы грустим, испытываем сострадание, радость, боль, восхищение, вдохновение, озарение. Человек, способный плакать – живой человек! И вот эту способность искренне переживать свои чувства у нас отнимают с детства, произнося слова: «Плакать стыдно». Особенно это касается мальчиков и мужчин. Если плачешь – сразу «не мужик», «мужчины не плачут». К чему этот запрет приводит? Мужчины в современном мире в большинстве цивилизованных стран живут примерно на 15–20 лет меньше женщин. В отношении женщин запрет на слезы не так строг. И мы можем плакать с меньшим стыдом, хотя он все же присутствует. Мы же прячем слезы в театре, когда видим трогательную сцену, стараемся смахнуть слезинку, чтобы никто не увидел, стараемся подавить подступающие слезы вместо того, чтобы прожить свое чувство! Нас учат с детства подавлять искренность, учат быть замороженными Снегурочками и Снегурами. Я задалась вопросом: в каких странах мужчины живут не меньше женщин? Оказалось, что в Италии и Испании. И в этих странах мужчинам не запрещено проявлять свои эмоции, они выражают их открыто – гнев, обиду, слезы. И в результате живут дольше!

Нейрофизиолог Роберт Сапольски в своей книге «Почему у зебр не бывает инфаркта» пишет, что мы накапливаем стресс каждый день и он остается в клетках нашего тела, если мы от него вовремя не освобождаемся. Зебра, когда видит льва, испытывает страх, стресс и сразу бежит. Адреналин, выделяющийся в процессе переживания страха, уходит через мышцы благодаря быстрому бегу. Когда опасность миновала, зебра не боится вчерашнего льва и того, который ей может встретиться завтра. А человек оказывается как бы сдавленным с двух сторон: страхами, болью памяти прошлого, а также беспокойством за будущее. Как начинка гамбургера. В стрессовой ситуации мы чаще замираем, особенно после ковида. Обездвиживаемся. Наш стресс не уходит, как у зебр, через мышцы, а остается в теле. И плюс работает запрет на слезы – подавление эмоций. Все это копится напряжениями в теле и может превращаться со временем в физические заболевания или депрессию. Профессор Сапольски пишет: «Выясните, что позволяет вам разряжаться, и выполняйте такую разрядку регулярно. Следите, чтобы ваш способ разрядки не причинял вреда другим, – нельзя избегать получения язвы такими способами, которые могут вызвать ее появление у других.

Важно найти источники социальных связей и поддержки. Даже в нашем индивидуалистическом обществе большинство из нас стремится к тому, чтобы быть частью чего-то более значительного, чем мы сами.

Физические упражнения полезны для противодействия стрессу по нескольким причинам. Во-первых, они снижают риск различных заболеваний, связанных с нарушениями работы сердца и сосудов, а значит, снижают вероятность того, что стресс приведет к дальнейшему обострению этих болезней. Во-вторых, упражнения помогают вам почувствовать себя лучше (большинство людей, выполняющих физические упражнения, особенно в соревновательной форме, не имеют неврозов, являются экстравертами и оптимистами).

Медитация, выполняемая на регулярной, постоянной основе (то есть ежедневно по 15–30 мин каждый раз), по-видимому, оказывается очень полезной для здоровья, так как снижает уровень глюкокортикоидов, симпатический тонус и ослабляет все негативные эффекты из-за высокого уровня того и другого.

В нашей привилегированной жизни мы являемся уникально умными для того, чтобы изобрести стрессоры (сверхурочная работа, напряженные отношения, финансовые затруднения и т. д.), и уникально глупыми, чтобы позволить им, причем слишком часто, доминировать в нашей жизни. Безусловно, мы обладаем потенциалом быть уникально мудрыми, чтобы лишить их способности вызывать стресс…»

Слезы в сказках исцеляют, врачуют, соединяют разрозненные части тела, пробуждают от сна. От слез Исиды разливался Нил, оживляющий иссохшую почву Египта, возрождая ее и жизнь. Египетская земля – это тело Осириса, которого оживляет слезами его супруга Исида. Тело Осириса было разрублено на 14 или 42 части, согласно египетским мифам, его братом Сетом. Исида соединила части тела Осириса и оживила его. Иконы мироточат – их слезы способны исцелять. Иконам плакать можно, а людям – стыдно. Не удивительно ли?

В сказке «Перышко Финиста ясна сокола» Марьюшка не может добудиться суженого. Только ее горячая слеза, упавшая на его щеку, разбудила его от сна беспробудного, и он вспомнил свою суженую. Горячая слеза, искренние чувства из глубины души способны разбудить уснувший анимус – Финиста. Наша искренность и в боли, и в радости открывает нам двери в новую реальность. Это путь к преображению. Порой мы подавляем искренность и начинаем лгать себе – например, практикуя так называемое «позитивное мышление». Говорим себе: «У меня все хорошо», а между тем, все совсем не хорошо. Если нам больно, а мы загоняем боль далеко в подвалы подсознания, она там может притаиться до времени, но в какой-то момент она взорвется. А как именно это произойдет – в виде психологического срыва и физического заболевания – неизвестно. Мне нравится книга Габора Матэ «Когда тело говорит “нет”. Цена скрытого стресса», где автор подробно описывает опасность «позитивного мышления». Габор Матэ, врач-психотерапевт, говорит, что нужно искренне признаваться себе в своих чувствах, не подавлять их, а осознавать. Он призывает практиковать негативное мышление, но это не значит, что нужно пребывать в разрушительных отрицательных эмоциях. Нужно их просто признать, не отвергая, а потом уже думать, что с этим делать и к кому обратиться за помощью, чтобы эти эмоции не разрушали.

Люди, умеющие плакать, живут дольше. Но не стоит путать умение плакать с плаксивостью, – когда вместо осознания того, что происходит в нашей жизни и желания трансформироваться, имеется лишь желание поплакаться и превратить других людей в свои жилетки. Речь об искреннем проживании чувств. Нужно признаваться себе в них, а не отвергать. Слезы – это очищение, освобождение, катарсис, преображение.

Практика: Путешествие к архетипу Воды

Рекомендуется совершать после прочтения главы «Стихии. Вода».

1. Сядьте удобно, медленно подышите, расслабляясь все больше и больше с каждым вдохом-выдохом.

2. Представьте, что вы идете по дороге к озеру с теплой прозрачной водой. Войдите в озеро по щиколотки, почувствуйте, как уходит напряжение в стопах и освобождается ваш путь. Входите в воду по колени, по бедра. Вода очищает и наполняет вас силой. Вы погружаетесь в воду целиком и плывете, чувствуя ее всей поверхностью кожи. Вода легко держит вас на поверхности. Вы ложитесь на спину, лицом вверх, раскидываете руки в стороны и с удовольствием лежите, ощущая, как тело наполняется радостью, блаженством, светом этой волшебной воды. Постепенно тело полностью растворяется в потоке света этой воды, и вы чувствуете себя озером – самой водой, в которой плавают рыбы, растут водоросли. Водой, которая дает пространство жизни всем ее обитателям. Что вы ощущаете, став озером? Какие чувства испытываете к обитателям озера – рыбкам, ракам, лягушкам, улиткам и т. д.?

3. Постепенно вы все больше ощущаете легкость – солнце нагревает воду и поднимает вас над озерной гладью – все выше и выше. И вот вы стали паром и взлетаете в небо. Что вы чувствуете, когда парите влагой над землей, созерцая над собой бездонное небо и теплое солнце, а под собой – родное озеро, леса и поля?

4. Вы видите, как к вам приближаются такие же капли пара – и вам так хочется обняться с братьями и сестрами. Влекомые непреодолимой силой любви, вы становитесь все более тучными пышными облаками, танцующими в потоках ветра, легко и свободно меняя очертания. Что вы ощущаете, став облаком, танцуя с другими облаками?

5. С каждой минутой облака становятся все тяжелее от количества воды. Вы чувствуете, как наполняетесь тяжестью, влекущей к земле. И вот уже совсем невыносимо держаться и плыть наверху. Вы жаждете пролиться вниз и коснуться земли, – обнять, напитать, отдать свою любовь. Вы чувствуете себя потоком капель, струящихся вниз, дружно летящих и проникающих в плоть земли, насыщая ее лоно. Вы ощущаете, как погружаетесь все глубже и глубже, и вот уже не слышен шум дождя. Вы в темной утробе материнского чрева земли.

6. На миг вам становится хорошо и спокойно на этом темном приятном дне. Вы ощущаете как постепенно ваши силы крепнут, к вам присоединяются все новые и новые капли. И вот какая-то сила начинает выталкивать вас наверх – сквозь толщу земли, вы ощущаете, что наделены непреодолимой силой – мощнее силы притяжения, мощнее плоти земли. Эта сила ведет вас вверх – к теплу и свету. И наконец вы вырываетесь из недр темной утробы прозрачным родником. И изливаетесь наружу радостью нового рождения!

7. Вы чувствуете, как бежите по поверхности земли, и как к вам присоединяются все новые и новые родники. Вы становитесь рекой – неудержимо бегущей вперед! Ваше движение не остановить! Вас питают силы тысяч, мириадов родников, – и их тоже не остановить! Они вливают в ваше течение чистые струи. Внутри вас сонмы жизней растений и животного царства. Вы чувствуете, как по вашей поверхности скользят утки, лодки, как внутри ваших вод кипит жизнь рыбок. Вы питаете своими водами травы, цветы, деревья, животных. Вы чувствуете, как ваши струи пьют олени, лисы, зайцы, медведи, львы и зебры, слоны и жирафы. Вы – источник жизни, вы питаете все живое, наполняете силой! И неустанно движетесь вперед! Вы есть сама река жизни! Вы стали огромной и полноводной рекой. И вот вы видите в своих глубинах Мать Воды. Как она выглядит? Какие у нее глаза и волосы, какие на ней одежды? Что у нее в руках?

Мать Воды дарит вам великий дар жизни, – посмотрите, что это? Почувствуйте себя Матерью Жизни – живой водой. Поблагодарите за подарок.

Прежде чем открыть глаза, потрите ладони друг о друга. Пройдите по всему своему телу, обнимая, нежно разминая все его части, запечатывая энергию практики в теле. Рекомендую зарисовать полученный дар и поместить там, где вы часто будете его видеть.

Глава 4

Стихии: Воздух


Воздух подобен крылатым мыслям, сменяющим друг друга, распределяющим плодотворные идеи для воплощения их в мире материи. Воздух наполняет наши легкие, вливая в тело кислород – законы окружающего мира, оживляющего нас созидательной пульсацией. Мы вдыхаем мир, его законы и выдыхаем вовне свой мир, свою вселенную мыслей и чувств.



Воздушное пространство формирует среду жизни, дыхание жизни, ее ритм и пульс. Воздух наполняет наши легкие, вливая в тело кислород – законы окружающего мира, оживляющего нас созидательной пульсацией. Мы вдыхаем мир, его законы и выдыхаем вовне свой мир, свою вселенную мыслей и чувств.

Воздух – пространство Бытия

Воздух переносит потоки тепла и холода, в своем пространстве лелея облака, перераспределяя над землей живительную влагу. Воздух подобен крылатым мыслям, сменяющим друг друга, распределяющим плодотворные идеи для воплощения их в мире материи.

Силы воздуха – ветры, циркулирующие между небом и землей, перераспределяющие тепло и влагу по всей поверхности земли.

Воздух и его силы – ветры – относятся к небесной сфере, поэтому соотнесем их со сферой мысли.

Четыре ветра – северный и южный, западный и восточный.

Ветер восточный несет в себе силы восходящего солнца, пробуждающейся жизни. Восточный ветер подобен мыслям, поднимающимся из лона сияющей мудрости, пробуждающим сознание к созидательной деятельности. Это начало нового цикла, семена новых идей.

Западный ветер несет в себе силы заката, утомленного плодотворного дня. Ветер запада подобен созидательным процессам в сознании, мыслям, получившим завершение и воплощение, обращенным к лону покоя. Западный ветер связан с предками, с миром загробным, с силой рода.

Южный ветер несет в себе пышущие жаром силы юга, палящий зной и расслабляющее терпкое дыхание лета. Ветер юга подобен активно работающей созидательной мысли и, в то же время, мысли, воспаленной страстным желанием, мысли, мчащейся неудержимо в пламенном вихре, мысли, неспособной сосредоточиться в иссушающей пляске.

Северный ветер несет в себе холод, влагу и покой зимы. Ветер севера подобен мысли молчания, вынашивающей в тишине новые мысли – коней, которые стремят за собой колесницу сознания с горизонта востока к горизонту запада. Северный ветер подобен также застывшей мысли, окостеневшей в оковах догм и концепций, – мысли, закованной в лед жестокости, летящей пургой замерзших осколков, ранящих все живое на своем пути.

В воздушной среде вода поднимается в небо и вновь опускается на землю. Так и мысли способны поднимать эмоции в небеса гармонии и проливать дождем их плодотворную силу там, где она требуется.

Воздух – это дыхание законов

Воздух связан с дыханием, с ритмом вдоха-выдоха. Если рассматривать трехчленное деление мира и человека по вертикали, то голова соответствует сфере неба и духа, сфере мысли, сознания, а грудь человека соотносится со сферой чувств, эмоций. Образно говоря, в сердце скрывается страх и отвага, ненависть и любовь. Чувства переполняют грудь, сердце готово разорваться от восторга или сжаться камнем от гнетущего страха, упасть в пятки при виде любимого, трепетать от нежности…. Поэтому воздушную сферу можно соотнести и с мыслями, и эмоциями, с жизненным ритмом – способностью вдыхать из окружающего мира прекрасное, питаться им и выдыхать свое собственное вдохновение от впитанных законов окружающего мира. Вдохновение – новый вдох, новые чувства и мысли, вдыхаемые извне, из пространства жизни, вдох, дающий радость нового созидания, осуществления новых идей и состояний. Вдохновляться – значит впитывать извне прекрасное и уметь воплощать это в свои собственные плоды, которые, в свою очередь, вдохновят кого-то на создание еще каких-либо плодотворных идей. Человек способен вдохновляться и передавать свое вдохновение другим. Это ритм развития и эволюции человека и человечества. Это дыхание гармонии – способность взять от мира благо и, претворив его в себе, отдать. Этот закон – взять и отдать – заложен в нас самой жизнью, ритмом дыхания. Мы не можем только вдыхать или только выдыхать, – лишь в цикличности вдоха и выдоха возможна жизнь. Так и человек в своей деятельности не может только брать от мира, или только отдавать. Иначе иссякнут силы, устареет имеющееся знание, которое необходимо постоянно обновлять, чтобы не прекратился процесс эволюции.

С дыханием связан подвиг Геракла «Немейский лев». Шкура этого льва непробиваемая, его невозможно убить мечом, копьем – никаким оружием. Лев убивает людей, задача Геракла – освободить город Немея от этого чудовища. Геракл душит льва руками. Лев – символ агрессии. Меч, копье, дубинка – тоже орудия агрессии. Если уничтожать агрессию агрессией – она увеличится. Но можно перестать ею дышать. Геракл задушил льва – перекрыл кислород агрессивной силе, не дал ей питания, и агрессия исчезла.

Одна из студенток спросила:

– То есть мне надо свою агрессию душить?

Ни в коем случае не надо душить никакую эмоцию. Их нужно признавать и осознавать, но не душить. Перекрыть дыхание льву – значит перестать дышать своим львом – своим гневом, выбрав своего Геракла – архетип героя, умеющего задавать вопросы и находить ответы.

«Кто я в данной ситуации?» – это вопрос, который стоит себе задать, когда нас захватывает какая-то эмоция. Он помогает сверху увидеть пространство своей вселенной и выбрать нужную мысль и эмоцию. Спросите себя: «Чем я дышу? Каким чувством?» И назовите чувство. Если это гнев, значит, мы дышим львом. Если это ревность и зависть, – дышим мачехой и ее дочками и т. д. После того как мы назвали свои чувства, мы задаем себе вопросы: кто здесь хозяин? Какие чувства я хочу выбрать? И затем следует искать способы трансформации: кому-то помогает найти мудрость природа, кому-то – книги, кому-то психолог, кому-то вера и религия…. Вопрос: «Кто я в данной ситуации?» – и есть наша непробиваемая шкура льва. Это наша победа над гневом, ставшая нашей силой.

Болезни дыхательных путей, коронавирус, астма, бронхит… Какими эмоциями они вызваны? Чаще всего это страх. Когда нам страшно, то бывает полезно поразмышлять о природе страха. Понять, каковы его плюсы и минусы. В чем помогает страх? В чем мешает? Полезно сходить в путешествие к архетипу страха, чтобы понять, в чем сила страха, в чем его ресурс, от чего он нас спасает, в чем помогает. Получить подарок – ресурс от архетипа страха.

Практика: Путешествие к архетипу страха

Расслабьтесь. Понаблюдайте за дыханием.

1. Представьте, что вы идете по тропинке, она приводит вас в лес. Вечереет, становится темно. Позовите волшебного помощника. Вы в сказочном лесу, здесь можно все! У каждого из нас есть волшебный помощник. Кто пришел к вам? Волшебный помощник окружает вас силой со всех сторон – вы неуязвимы. Теперь видны только силуэты деревьев, отовсюду доносятся непонятные звуки. Но вам не страшно рядом с помощником, который ведет вас за собой. Вы в полной безопасности.

2. Вы выходите на поляну, залитую лунным светом. В центре поляны стоит дворец. Окна его не горят, виден только темный силуэт дворца. Вслед за волшебным помощником вы поднимаетесь по ступеням дворца в тронный зал. И видите на троне Королеву Страха. Какое у нее платье? Из чего ее корона?

3. В ее руках сокровище – это подарок вам. Что она вам дала?

4. Королева Страха венчает вашу голову своей короной и сажает на свой трон. Теперь вы – Королева Страха (Король Страха). Посмотрите на дворец, на мир, на других людей, находясь на этом троне. Какая сила у вас появилась? В чем ваш ресурс, который вы не осознавали раньше? Что вы чувствуете, став Королевой (Королем) Страха?

5. Королева Страха дарит вам посох. Посмотрите, как выглядит посох вашей силы? Опираясь на него, вы сходите с трона. Поблагодарите за подарки. Вы можете преобразить посохом дворец, – стоит лишь ударить им об пол. Попробуйте преобразить окружающее пространство, сделав дворец приятным, чудесным местом, отлично подходящим именно для вас. Каким он стал?

6. Ваш волшебный помощник всегда был рядом, вы выходите вместе из дворца. Как теперь вы ощущаете себя в темном лесу? Каким кажется окружающее пространство в тот момент, когда вы идете с дарами и посохом силы?

7. Светлеет небо. Скоро рассвет. Вы вышли из леса в поле и идете босыми ногами по росе. Солнце поднимается над горизонтом, сверкая в каплях росы, наполняя вас силой нового дня и новых идей, новых свершений. Вы идете навстречу новым открытиям. Посмотрите, что вы видите на горизонте?

8. Прежде чем открыть глаза, потрите ладони друг о друга и умойте лицо, погладьте все тело сверху вниз, запечатывая энергию практики в теле. Полученные дары рекомендую зарисовать и повесить рядом с рабочим местом, чтобы чаще их видеть, – тогда эти архетипы быстрее оживут и начнут работать, проявляться в вашей жизни.

Нам ничего не принадлежит в этом мире

Нам принадлежит целый мир!

Индия. Я и Камилла – мой партнер по работе в созданной мной школе – приехали на берег реки Чапоры, чтобы привести сказочную лодочку в порядок. За сезон дождей она заметно потрепалась, краска облупилась и поблекла, рисунки частично стерлись. А я так любила ее. Лодка столько счастья подарила детям и взрослым, что при всей своей занятости в школе, я старалась продлить ее жизнь, а значит, продолжить наши приключения на ней. Мы покрывали ее новыми красками, орнаментами разных культур, – будто лучшего друга облачая в праздничное платье.

Камилла добавила новые узоры – символы. Мимо проносились белые катера, прогуливались красавицы, отливая загаром, прекрасно сложенные мужчины ожидали женщин, желающих прокатиться на всех парусах, рассекая волны…

Я заметила, как из соседнего шейка, где обычно заседают завсегдатаи водных лыж, вышли и направились к нам мужчина и женщина. Женщина странно покачивалась на неверных ногах. «Пьяная», – краем глаза следя за ней, решила я. Она обратилась к нам со словами восхищения. Камилла переводила ее речь. Я улыбалась, кивала, не отрываясь от лодки, не воспринимая ее слова серьезно. Она села на песок, удобно устроилась, будто надолго, а мужчина, совсем даже трезвый, присел рядом.

– Молодец, – подумала я, – заботится о своей подвыпившей даме. – И тут же меня охватила досада. – Людям нечего делать, решили развлечься разговорами, а у нас времени до заката и полной темноты осталось совсем немного.

Я продолжала кивать, не отвлекаясь от процесса. Но постепенно то, о чем она говорила нам, заставило меня все чаще смотреть в ее глаза.

– Я уже второй год наблюдаю за вашей работой и восхищаюсь вашим упорством, – говорила англичанка. – Это так красиво! Я наблюдаю, как старая потрепанная лодка преображается под вашей рукой. С каким упоением вы украшаете ее. Смотреть на вашу работу – это настоящая медитация. Можно спросить, зачем вы это делаете?

Тут же в сознании быстро пронеслась история моей лодки приключений. Как несколько лет назад я открывала для себя свободу. Как мечтала сделать образовательные путешествия для детей и знакомить их с культурой и искусством народов мира. Как никто, кроме Камиллы, на всем побережье не верил в мой проект, как надо мной посмеялся владелец гестхауса, другой владелец дал гнилую фанеру, третий скептически предложил попробовать устроить просто приключение на лодке, не декорируя ее сказочно. А если пойдет, то уже вложиться в это, и главное – разместить на лодке свой бренд. Как я, работая преподавателем по всему побережью во всех детских садах, заработала сама на краску и прочную фанеру для изготовления сказочных существ и декорировала ее. И как наконец лодка поплыла с детьми, музыкантами и актерами к необитаемым островам, омываемым чистыми теплыми водами реки. И совершенно неожиданно для меня эта лодка стала приносить хорошую прибыль и мне, и владельцу лодки Чанду, – он стал зарабатывать в несколько раз больше, став самым известным лодочником на Чапоре. А я смогла на заработанные деньги легко летать в любую страну. Все это быстро пронеслось воспоминанием, а женщине я ответила, не отрываясь от покраски:

На страницу:
5 из 6