Полная версия
Колье с изумрудами
– Добрый день. Я бы хотела поговорить с господином Гроссманом.
– Я – Гроссман, – мастер смотрел на меня серыми грустными глазами за очками в роговой оправе. – Чем могу служить?
– Мне рекомендовали вас, как самого лучшего мастера в городе. Я хотела бы у вас отремонтировать очень дорогое старинное колье.
– Колье при вас? – спросил Гроссман.
– Ну что вы? Разве я могу просто так носить при себе такую дорогую вещь? Я хотела бы сначала договориться, узнать ваши условия, а потом принести колье.
– Разумно. Присядьте, пожалуйста, за столик. Я сейчас подойду, и мы поговорим.
Ожидая мастера, я достала из сумки каталог, раскрыла на нужной мне странице, отодвинула в сторону, так, чтобы мастер увидел фотографию сразу, и стала листать один из журналов, лежащих на столе, сделав при этом очень заинтересованный вид.
Мастер не заставил себя долго ждать. Через несколько минут он уже садился в кресло напротив. Взгляд его остановился на фотографии, он поднял на меня глаза и строго спросил:
– Вы кто?
Я сделала вид, что не поняла его вопроса:
– Ах, да! Извините, я не представилась. Меня зовут Маргаритой. Маргарита Васильева.
– Вы меня не поняли, я хочу знать, откуда вы? Почему вы подсунули мне это фото? – Гроссман кивнул в сторону фотографии.
– Вас что-то смущает? – удивилась я. – Вы находите эту фотографию странной? Но это то самое колье, которое я хотела бы отремонтировать. Видите ли, мне оно досталось от бабушки, – вдохновенно врала я. – Моя бабушка – бывшая дворянка, теперь об этом можно говорить, не боясь, что за это могут посадить. Я узнала об этом совсем недавно. Один камень у колье выпал. Вот я и пришла к вам. Что же в этом странного? – повторила я свой вопрос.
Мастер немного помолчал, видимо, раздумывая, верить мне или нет. Надо заметить, что я уже на собственном опыте убедилась в том, что люди чаще верят в откровенную ложь, чем в самую что ни на есть чистую правду. То же самое, наверное, произошло и с Гроссманом.
– Дело в том, что этим колье стало интересоваться достаточно много людей.
– Каких людей? – удивилась я. – Бабушка говорила, что она много лет его никому не показывала, боялась. Кроме того, это колье сделано в единственном экземпляре. Другого такого нет. Да об этом и в каталоге сказано. Можете убедиться, вот, – я хотела прочитать текст под фотографией, но Гроссман остановил меня.
– Не надо, я всё это читал. Такой каталог есть и у меня. Вы ещё не знаете, что из-за этого колье убит человек?
– Бабушка мне ничего такого не рассказывала, – я снова сделала вид, что не поняла о чём речь.
– Вы меня опять не поняли, человека убили вчера, и частично в этом виноват я.
– Как? – на сей раз я была искренне удивлена.
– Примерно месяц назад ко мне пришёл молодой человек и попросил меня сделать такое колье, он хотел подарить его своей невесте. Так, по крайней мере, он мне сказал. Я долго упирался, ссылаясь на то, что таких изумрудов теперь не достать. Но он всё-таки уговорил меня, попросив вместо изумрудов вставить в колье обычные стразы. Работа была интересной и я согласился. А сегодня утром ко мне пришли из полиции и сообщили о смерти этого молодого человека и пропаже этого самого колье. По-видимому, преступники не знали, что колье на самом деле не так дорого, как они думали. Они приняли моё колье за ваше, настоящее. Вот такая история. Грустно.
– Но при чём здесь вы? Вы всего лишь мастер и не могли предполагать, что так получится.
– Вы не понимаете. Я должен был предположить, что мою подделку кто-то может принять за настоящую вещь. Но, если вы внимательно прочли, – Гроссман кивнул в сторону каталога, – там сказано, что колье пропало во время революции. Я думал, скорее всего, вывезено за границу. Именно поэтому и согласился сделать подобное. Время всегда ставит всё на свои места. Я не должен был делать это колье.
Я закрыла каталог и положила его в сумку.
– Знаете, я передумала сдавать колье в ремонт. По крайней мере, не сейчас. Как-нибудь потом. Извините за беспокойство.
– Наверное, вы правы, – Гроссман встал. – Если надумаете, приходите.
– Кстати, вы не знаете, почему молодой человек, о котором вы рассказали, захотел сделать именно это колье?
– Нет, этого я не знаю. Я предлагал ему сделать другое, я уговаривал его полчаса, приводил разные веские доводы, но он упёрся, хочу это.
Я извинилась ещё раз за назойливость и вышла. Всё, что мне надо было, я узнала. Теперь меня беспокоила мысль, почему именно это колье заказал Олег? Может он видел его на Соне, и оно ему понравилось? А может он хотел подменить колье? Знал ли Олег о его цене? Наверное, знал. Опять вопросы, и опять нет ответов. Нет, сдаваться я не намерена. Я должна узнать всё.
Куда теперь? Надо поехать к Нике. Сидит, наверное, одна, голодная, пялится в телевизор. Надо её накормить, да и самой перекусить не помешает.
Я подъехала к магазину, который когда-то давно, в моём детстве, назывался «1000 мелочей». Теперь он поделён на секции. У каждой секции свой хозяин, который волен продавать всё, что ему вздумается. Есть тут и продуктовый отдел. Я набрала полную сумку разной снеди, рассчиталась и уже хотела выйти из магазина, как моё внимание привлекла женщина. Она выбирала зубную щётку. Одну из тех, что стояли на витрине, в прошлом месяце рекламировал наш журнал. Продажа этих щёток после этого возросла почти вдвое. Интересно, какую щётку выберет женщина?
Я подошла поближе и стала наблюдать. Женщина перебрала несколько щёток и остановилась на «нашей». Я не выдержала и спросила:
– Вы хотите купить эту щётку? Можно спросить, почему? Мне кажется эта лучше, – я взяла в руки первую попавшуюся.
– Ну что вы? – женщина погладила волоски щётки. – Видите, какая у неё форма, зубчиками. Такие зубчики легко проникнут между зубами и почистят зубы лучше.
Говорит, как читает рекламу из нашего журнала.
– Кто вам сказал эту чушь? – не унималась я. – Важно ведь не то, какие волоски у щётки, а как долго вы чистите зубы. Зубы надо чистить не меньше двух минут, тогда они станут чистыми.
– Моя подруга купила себе такую и очень довольна. А вы разве не читаете «Сударушку»? В ней так много хорошего написано об этой щётке.
– А вы верите любой рекламе?
– Любой – нет! А «Сударушке» верю. Да к тому же щётка мне всё равно нужна. А раз надо покупать, то уж лучше эту. Вдруг она и правда чистит так хорошо, как об этом пишут в журнале.
Женщина пошла к кассе, а я подумала, глядя ей вслед. Как легко человека обмануть! Сделал щётку в виде непривычных зубчиков, и пожалуйста вам! Собирай дивиденды.
Выйдя из машины во дворе Ники, я увидела жуткую картину. Посреди двора выгнув спину дугой, ощетинившись от страха, стоял маленький котёнок, а рядом огромный пёс злобно рычал на это беззащитное существо, готовый в любую минуту кинуться и загрызть. Чуть в стороне с глупой усмешкой наблюдал за этой сценой высокий амбал в кожаной куртке, по-видимому, хозяин собаки. Ничего себе забава!
Я огляделась, увидела в кустах железный прут, похожий на строительную арматуру, аккуратно поставила сумку на землю, взяла прут, угрожающе подняла его вверх и пошла на амбала.
– Убери собаку!
Амбал перестал ухмыляться, слегка попятился:
– Ты что, дура? Она же железная! – это он имел в виду палку в моих руках.
– Убери, говорю, собаку! – я подошла ближе и замахнулась.
– Рекс! Ко мне! – закричал амбал, пятясь.
Собака оставила котёнка, будто только и ждала приказа хозяина, и двумя прыжками оказалась рядом с ним.
Я забросила арматурину в кусты, и не дожидаясь дальнейшей реакции амбала, торопливо подхватила сумку и котёнка, и скрылась в подъезде.
Ника не сидела перед телевизором, она лежала на диване, уставившись в потолок. Так телевизор был выключен, а подушка смята.
– Хватит хандрить, посмотри, какую прелесть я тебе принесла, – я опустила котёнка на пол.
Эта серо-полосатая прелесть присела и сделала лужу. Ника мрачно посмотрела на виновато глядевшего котёнка и пошла в ванную за тряпкой, ворча и вздыхая:
– Ничего себе – прелесть! Где ты подобрала эту грязную кралю?
– А мы сейчас её искупаем, и краля будет чистой. Кто ты тут у нас? Кошечка. Значит, так и будем тебя звать: Краля.
Я с котёнком на руках пошла следом за Никой в ванную и включила душ. Котёнок сидел смирно, наверное, принимал эту процедуру не первый раз.
– Смотри, Ника, он же домашний. Воды совсем не боится. И блох у него не видать, значит, на улице совсем недавно.
Я завернула мокрого котёнка в полотенце, посадила на кресло, а сама пошла в кухню. Надо же поесть, наконец. Да и бедолага Краля, наверное, проголодалась. Ника пришла следом за мной, но я отстранила её от готовки:
– Сядь, лучше посиди и расскажи, что тебе в полиции сказали?
– А что рассказывать? Я сказала им о пропаже колье, они всё записали, заставили расписаться. Попросили, чтобы я не уезжала пока никуда, они могут меня ещё вызвать. Вот и всё.
– А Олега?
– Что Олега? – не поняла Ника.
– Олега они когда отдадут? По обычаю, хоронят на третий день. Это уже завтра.
– Сказали, что Олега отдадут родителям. Мы же с ним не расписаны. Ещё сказали, что им надо найти орудие убийства, сделать анализы, а потом только похороны.
– Экспертизу, – поправила я Нику. И вдруг вспомнила. Арматурина! Она вполне могла быть орудием убийства. Как же полицейские осматривали двор и не нашли её? Может потому, что нашла я её совсем в другом конце двора. Видать, преступник выбросил её не рядом, а подальше, чтобы нашли не сразу.
– Ника, поставь чай, а я сейчас…
Арматурина лежала там, куда я её выбросила. Я вытащила её из кустов, огляделась. Вроде никого рядом нет. Пацаны гоняют мяч в дальнем углу, им не до меня. Две старушки у подъезда, на скамеечке. Эти, конечно, увидят. Ну и пусть. Так не бывает, чтобы никто ничего не видел. Я сделала независимый вид и спокойно прошла мимо старушек. Обошлось. Никто ничего не спросил.
– Что это у тебя? Зачем ты принесла эту грязную палку? – Сначала котёнок, теперь палка! Что притащишь ещё.
Шутит! Значит, дело пойдёт на поправку.
– Это не просто палка, это то самое орудие убийства, о котором тебе в полиции говорили. Я так думаю. Надо отвезти её в полицию.
– Не надо никуда везти. Пусть сами приедут и заберут. Они мне телефон дали, чтобы я им звонила, если что вспомню. Вот лохи! – возмутилась Ника. – Ты нашла, а они – нет. Как же они найдут преступника, если железяку, лежащую на виду у всех, не смогли найти?
– Хорошо, иди, звони, – согласилась я, потому что ехать в полицию мне не хотелось. – Я пока сделаю салатик и накормлю нашу Кралечку.
– Мы жевали бутерброды с салатом, и наблюдали, как Краля пила молоко из мисочки. Делала она это очень аккуратно, без спешки. Наелась, уселась и стала умываться.
– Ишь ты, чистюля! – улыбнулась, наконец, Ника.
– А ты как думала? Мой Найд даже лапы вытирает о коврик, когда с улицы приходит.
– Скажешь тоже, вытирает. Сочинять – ты мастер.
– Надо же как-то тебя выводить из транса, – не стала скрывать я своих намерений. Тебе с ней будет хорошо. Будете вместе спать, ходить на прогулку. Смотри, какая она хорошенькая! Как можно такую не любить! Вот дождёмся полицейских и поедем покупать для нашей Кралечки туалет. Она быстро привыкнет, вот увидишь. А может, она уже умеет им пользоваться? Если домашняя, обязательно умеет.
Полицейский приехал быстро, мы еще сидели за столом, когда раздался звонок в дверь. Ника пошла открывать, а я стала собирать со стола посуду.
– Ну что тут у вас за новости? – услышала я из прихожей знакомый голос.
Кто это? Я выглянула из кухни. Ничего себе, совпаденьице. Тот самый, который приезжал, когда я спасала сумку от подростка. Как же его зовут? Капитан Уточкин. Я тогда ещё подумала, у меня фамилия… А у него ещё лучше!
– Алевтина? А вы как тут? – надо же, даже имя моё запомнил.
– Очень даже просто. Ника – моя подруга. Не могу же я оставить её одну в такой ситуации.
– Так, что у вас за новости? – повторил капитан свой вопрос.
– Вот, – Ника взяла в руку тяжёлую арматурину. – Это орудие убийства. Аля во дворе нашла.
Капитан осмотрел железный прут.
– Вполне может быть. Я заберу на экспертизу. Это всё?
– А вам этого мало? – рассердилась Ника. – Между прочим, это ваша работа – искать всякие орудия!
– Да, конечно. Извините. Всего доброго, – откозырял Уточкин и вышел.
– Да, конечно, извините, – передразнила Ника капитана. – Даже «спасибо» не сказал.
– Да, ладно, Ника, – сама не зная почему, я вдруг стала его защищать. – У него, поди, дел по горло, запурхался в них, как воробей в сетях. Прости ему его невежливость, лишь бы убийцу нашёл. Поехали за туалетом, а то мне надо сегодня ещё в одно место успеть.
Одно место – это в больницу, навестить Ольгу Зотову. Эта девица что-то должна знать. Скорее всего, она замешана, если не в убийстве Олега, то в краже колье наверняка. Не зря она ошивалась вокруг Сонечки. Сонечка – не тот человек, который будет дружить с такой стервой. Значит, Ольга играла перед ней в какую-то свою игру.
И тут я уверена, причиной этой игры было дорогое колье. Конечно, Ольга сама ничего рассказывать не будет, но можно попробовать её попугать.
Я купила фруктов и покатила в больницу, доехала без приключений, но в самой больнице меня ждал сюрприз. Оказалось, что Ольгу отец забрал домой. А, может, это к лучшему, не выгонит же она меня прямо сразу, если я к ней опять от Галины Васильевны заявлюсь. Адрес депутата Зотова достать оказалось совсем просто, стоило только зайти в интернет-кафе.
Дверь мне открыла сама Ольга.
– Алечка, как хорошо, что ты пришла, – мне показалось, что она обрадовалась искренне. – Такая скукота! Пропадаю! Пошли ко мне.
– Хорошо выглядишь, – польстила я Ольге. Хотя до хорошего там было ещё далеко.
– Да ладно, что я не понимаю, что ли? Страхолюдина ужасная. Но всё равно спасибо. И угораздила же меня.
– А что же всё-таки случилось? Ты в прошлый раз так ничего и не рассказала. Что полиция говорит? Дело-то хоть завели?
– Зачем? Я отказалась.
Ольга закрыла дверь комнаты на ключ, потом вынула книги из шкафа и достала из-за них бутылку вина.
– Выпьем? А то на душе так же пакостно, как на морде. Я бы давно уже выпила, да одной как-то не хочется. Я же – не алкоголичка, – Ольга сгребла в кучу бумаги, разбросанные на журнальном столике, и на освободившееся место поставила бутылку и два бокала.
Я отказываться не стала, может с выпивкой она станет разговорчивей. На мой главный вопрос она так и не ответила. Я достала из пакета фрукты, надо же чем-то закусывать.
– Ну, давай, за встречу.
Ольга подняла бокал, и, не дожидаясь меня, залпом выпила. Эге, подруга! Да ты – не алкоголичка, ты выпивоха. Я сделала глоток и поставила бокал на столик. Ольга возражать против моего малопития не стала, а налила себе второй бокал и поставила на стол, наверное, для равновесия.
– Оля, ты новость знаешь?
– Опять новость? Что-то их в последнее время стало слишком много! – после бокала вина она заметно повеселела, даже пыталась улыбаться, хотя это ей, по-прежнему, давалось с трудом.
– Олега Тёмина убили, вчера вечером. Вы же с ним были любовниками? – это я спросила наугад. У Олега было столько любовниц, что вполне реально, если Ольга была одной из них.
– Ах, это! Это уже – не новость. – Ольга хихикнула. – Представляешь, он даже хотел мне подарить колье с изумрудами, только у него кишка тонка для такой дорогой вещи. А стразы мне зачем? Стразы я и сама могу купить!
– Такое, как у Сонечки?
Ольга посмотрела на меня с удивлением и испугом, сообразила, что проговорилась, залпом выпила второй бокал и потянулась за сигаретами.
– Ты куришь?
Я отрицательно покачала головой.
– А я закурю, если ты не против.
Я промолчала в знак согласия. Ольга встала, пошла к окну, открыла и стала курить у окна. Всё-таки остатки вежливости у неё ещё есть. Или, может, не хочет, чтобы отец унюхал у неё в комнате запах табака? Не зря же она закрыла дверь на ключ, а вино достала из потаённого места. Значит, запрет на вино есть, вполне мог быть и запрет на курево.
Пока она курила, я стала смотреть бумаги на столе. Наш журнал, какие-то рекламные проспекты, фотографии. Моё внимание привлёк снимок красавчика. Где-то я его уже видела. Я взяла фотографию в руки, пытаясь вспомнить, где мы пересекались с этим пижоном?
Ольга вернулась к столу, взяла фото у меня из рук и бросила на стол вниз лицом. Это у неё получилось как бы машинально, но и со смыслом, мол, не лезь, куда тебя не просят.
– Бедная Сонечка! Ей так не повезло. Ты не знаешь, что с ней случилось?
Ничего себе вопросик! Она ещё у меня же и спрашивает. Ольга уже слегка захмелела, но соображала ещё неплохо.
– А вы разве были с ней в тот вечер не вместе? – ответила я вопросом на вопрос.
– Слушай, откуда ты взялась, такая всезнающая? – Ольга снова налила себе вина, уселась поудобнее в кресле и стала пить глотками, медленно, с любопытством глядя на меня.
– Ты забыла, где и кем я работаю? Ах да! Я же забыла тебе об этом в прошлый раз сказать. Я курьер «Сударушки». Встречаюсь со многими людьми, поэтому и много знаю.
– А не боишься?
– Чего?
– Много знать. По нашим временам – это опасно.
– Я стараюсь опасные новости тут же забывать. А Сонечка – моя хорошая знакомая не по работе, а по жизни. Поэтому я о ней и спрашиваю. Жалко её. То, что вы в тот вечер от неё вместе ушли, мне рассказала моя бабушка, а они с бабушкой Сони – подруги юности. Вот так. Мир тесен.
– Ушли-то мы вместе, только разошлись быстро. Ты говоришь, что подруга Сони, а не знаешь, что у неё есть жених, которого она скрывает почему-то от своих родных. Мы с ней договорились, что я захожу к ней, чтобы не было лишних вопросов: куда и с кем. Потом каждая идёт по своим делам. Так что, с кем была Соня в тот вечер, я знаю, но тебе не скажу. Извини, не мой секрет.
А вот это, дорогая, ты врёшь, подумала. У Сонечки было много секретов от родителей, да и от меня тоже, мы с ней не были настолько близки, а вот от бабушки… Тут я сомневаюсь. Бабушке Соня с детства доверяла все тайны. Это я знаю точно.
Я ведь тоже выросла с бабушкой, как и Соня.
– Что-то я малость устала. Врачи не зря мне покой прописали, – Ольга стала убирать со стола бокалы и бутылку с остатками вина, давая понять, аудиенция закончена, пора и честь знать.
Я встала, выбрала момент, когда Ольга оказалась ко мне спиной, и быстро сунула фотографию, заинтересовавшего меня красавчика, себе в сумочку, а потом пошла к двери. Ольга проводила меня к выходу. С вежливыми улыбками пожелав другу здоровья, мы расстались без надежды на новую встречу.
Выйдя из дома, я огляделась, нет ли поблизости кафе? После вина, хотя я и выпила-то всего пару глоточков, жутко захотелось крепкого кофе. Есть. Столики стояли прямо на улице под большим тентом. Всего три штуки, но место свободное есть.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.