Полная версия
Жизнь проста. Как бритва Оккама освободила науку и стала ключом к познанию тайн Вселенной
73
Riddell J. The Apology of Plato. Clarendon Press, 1867.
74
Пожалуй, самую близкую современную аналогию можно провести с экспериментальной теологией, придуманной Филипом Пулманом в его фантастической трилогии «Темные начала». – Примеч. авт.
75
Цит. в переводе И. Кашкина и О. Румера.
76
Hammer C. I. Patterns of Homicide in a Medieval University Town: Fourteenth-Century Oxford // Past & Present. 1978. 78. 3–23.
77
Ibid.
78
Little A. G. Franciscan History and Legend in English Mediaeval Art. Manchester University Press, 1937. Vol. 19.
79
Канцлер университета – руководитель колледжа или университета. – Примеч. перев.
80
Lambertini R. Francis of Marchia and William of Ockham: Fragments From a Dialogue // Vivarium. 2006. 44. 184–204.
81
Закон противоречия – закон логики, согласно которому одно и то же высказывание не может быть одновременно истинным и ложным. – Примеч. перев.
82
Цит. по: Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Оккам. М.: Мысль, 1978. С. 118.
83
Leff G. William of Ockham: The Metamorphosis of Scholastic Discourse. Manchester University Press, 1975.
84
Цит. по: Аристотель. О передвижении животных / Пер. с др. – греч. Е.В. Афонасина // Аристотель: идеи и интерпретации / Под общ. ред. М.С. Петровой. М.: Аквилон, 2017. С. 75.
85
Цит. по: Оккам У. Избранное / Пер. с лат. А.В. Апполонова и М.А. Гарнцева под общ. ред. А.В. Апполонова. М.: Едиториал УРСС, 2002. С. 129.
86
Tornay S. C. William of Ockham’s Nominalism // Philosophical Review. 1936. 45. 245–267.
87
Ibid.
88
Loux M. J. Ockham’s Theory of Terms: Part I of the Summa Logicae. St Augustine’s Press, 2011.
89
Goddu A. The Physics of William of Ockham. Brill Archive, 1984. Vol. 16.
90
Уильям Оккам намеренно использовал сослагательное наклонение для того, чтобы его доводы не воспринимались как доводы против всемогущества Бога (это был обычный прием избежать обвинения в ереси). – Примеч. авт.
91
Freddoso A. J. Quodlibetal Questions. Yale University Press, 1991.
92
В некоторых интерпретациях квантовой механики есть понятие ретропричинности (обратной причинности), когда следствие предшествует своей причине во времени. – Примеч. авт.
93
Kaye S. M. and Martin R. M. On Ockham. Wadsworth/Thompson Learning Inc., 2001.
94
Sylla E. D. Autonomous and Handmaiden Science: St. Thomas Aquinas and William of Ockham on the Physics of the Eucharist // The Cultural Context of Medieval Learning: proceedings of the first International Colloquium on Philosophy, Science, and Theology in the Middle Ages-September 1973. P. 349–396. Springer, 1975.
95
Shea W. R, Causality and Scientific Explanation. Vol. I: Medieval and Early Classical Science by William A. Wallace // Thomist: A Speculative Quarterly Review. 1973. 37. 393–396.
96
Leff G. William of Ockham. The Metamorphosis of Scholastic Discourse. Manchester University Press, 1975.
97
Spade P. V. The Cambridge Companion to Ockham. Cambridge University Press, 1999.
98
Фидеизм – философское учение, утверждающее главенство веры над разумом. – Примеч. перев.
99
Ibid.
100
Аль-Бируни (973–1048), например, отмечал, что индийским астрономам приходилось подчинять знания по астрономии религии, в то время как «Коран вообще не затрагивал тем [астрономии] или других [областей практического знания]». – Примеч. авт.
101
Несмотря на то что атеизм во времена Средневековья вовсе не был неслыханным явлением (зачем кому-то понадобилось бы доказывать существование Бога, если бы в этом никогда не сомневались), люди предпочитали скрывать свои взгляды, поскольку любое публичное атеистическое высказывание грозило обвинением в ереси и костром, если только обвиняемый не раскается. – Примеч. авт.
102
Kaye S.M. and Martin R.M. On Ockham. Wadsworth, Thomson Learning, 2001.
103
Keele R. Ockham Explained: From Razor to Rebellion. Open Court Publishing, 2010. Vol. 7.
104
В некоторых источниках местом проведения этого собрания указывается Бристоль. https://plato.stanford.edu/entries/ockham/#EnglC 12871324 – Примеч. ред.
105
de Ockham G. and Ockham W. William of Ockham: «A Letter to the Friars Minor» and Other Writings. Cambridge University Press, 1995.
106
В книге «Оккам» указывается, что освидетельствование «комментариев к “Сентенциям” проводилось комиссией, в которую, помимо Люттерелла, входили еще пять человек». Эти магистры «обратили специальное внимание на 51 тезис из числа содержащихся в работе положений, причем 29 были признаны явно еретическими. Сюда зачислялись комментарии мыслителя по проблемам милосердия и греха, познания у Бога, причастия, безупречности поведения Христа, свойств божества и Святой Троицы и теории идей… Остальные 22 тезиса были квалифицированы просто как ошибочные, а несколько – как не представляющие никакой значимости» // Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Оккам. М.: Мысль, 1978. С. 40. – Примеч. ред.
107
Mollat G. The Popes at Avignon: 1305–1378 / trans. J. Love. Thomas Nelson & Sons, 1963. 38–39.
108
Цит. по: Парандовский Я. Петрарка / Пер. с польского В. Борисова // Алхимия слова. Петрарка. Король жизни / Сост. и вступ. ст. С. Бэлзы. М.: Правда, 1990. С. 340.
109
Brampton C. K. Personalities at the Process Against Ockham at Avignon, 1324–1326 // Franciscan Studies. 1966. 26: 4–25; Birch T. B. The De Sacramento Altaris of William of Ockham. Wipf and Stock Publishers, 2009.
110
Цит. по: Оккам У. Избранное / Пер. с лат. А.В. Апполонова и М.А. Гарнцева под общ. ред. А.В. Апполонова. М.: Едиториал УРСС, 2002. С. 3.
111
Мф. 19: 24.
112
Мф. 19: 21.
113
Van Duffel S. and Robertson S. Ockham’s Theory of Natural Rights (available at SSRN 1632452, 2010).
114
Deane J. K. A History of Medieval Heresy and Inquisition. Rowman & Littlefield Publishers, 2011.
115
По этой фразе, которую произносит горбун Сальваторе в романе «Имя розы» Умберто Эко, узнают о его принадлежности к секте дольчинитов. – Примеч. авт.
116
Mariotti L. A Historical Memoir of Frà Dolcino and his Times; Being an Account of a general Struggle for Ecclesiastical Reform and of an anti-heretical crusade in Italy, in the early part of the fourteenth century. Longman, Brown, Green, 1853.
117
Burr D. The Spiritual Franciscans: From Protest to Persecution in the Century After Saint Francis. Penn State Press, 2001.
118
Haft A. J., White J. G. and White R. J. The Key to «The Name of the Rose»: Including Translations of All Non-English Passages. University of Michigan Press, 1999.
119
de Ockham G. and Ockham W. William of Ockham: «A Letter to the Friars Minor» and Other Writings. Cambridge University Press, 1995.
120
Священная Римская империя основана в 962 г. Оттоном I Великим, рассматривалась как преемница империи Карла Великого, коронованного императорской короной в 800 г. папой римским. Во времена позднего Средневековья титул императора Священной Римской империи передавался монарху, избранному коллегией курфюрстов. Поначалу власть империи распространялась на германоговорящие народы, но со временем в состав империи вошли и другие территории, в частности Италия. – Примеч. авт.
121
Также известному как Людвиг. – Примеч. авт.
122
Knysh G. Biographical Rectifications Concerning Ockham’s Avignon Period // Franciscan Studies. 1986. 46. P. 61–91.
123
Быт. 1: 26.
124
Leff G. William of Ockham: The Metamorphosis of Scholastic Discourse. Manchester University Press, 1975.
125
Tierney B. The Idea of Natural Rights: Studies on Natural Rights, Natural Law, and Church Law, 1150–1625. Vol. 5. Wm. B. Eerdmans Publishing, 2001.
126
Tierney B. The Idea of Natural Rights-Origins and Persistence // Northwestern Journal of International Human Rights. 2004. 2: 2.
127
Ibid.
128
Witte Jr, J. and Van der Vyver J. D. Religious Human Rights in Global Perspective: Religious Perspectives. Wm. B. Eerdmans Publishing, 1996. Vol. 2.
129
Tierney B. Villey, Ockham and the Origin of Individual Rights // Witte J. (ed.). The Weightier Matters of the Law: Essays on Law and Religion. Scholars Press, 1988. P. 1–31.
130
Chroust A.-H. Hugo Grotius and the Scholastic Natural Law Tradition // New Scholasticism, 1943.17. 101–133.
131
Trachtenberg O. William of Occam and the Prehistory of English Materialism // Philosophy and Phenomenological Research. 1945. 6. 212–224.
132
Цит. по: Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения: В 30 т. / Изд. 2-е. М.: Госполитиздат, 1955. Т. 2. С. 142.
133
Etzkorn G. J. Codex Merton 284: Evidence of Ockham’s Early Influence in Oxford // Studies in Church History Subsidia. 1987. 5: 31–42.
134
Цит. по: Аристотель. Метафизика // Сочинения: В 4 т. / Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1976. Т. 1. С. 68.
135
Aleksander J. The Significance of the Erosion of the Prohibition against Metabasis to the Success and Legacy of the Copernican Revolution // Annales Philosophici. 2011. 3. 9–22.
136
McGinnis J. A Medieval Arabic Analysis of Motion at an Instant: The Avicennan Sources to the forma fluens/fluxus formae Debate // British Journal for the History of Science. 2006. 39 (2). 189–205.
137
Copleston F. A History of Philosophy. Vol. 3: Ockham to Suarez. Paulist Press, 1954.
138
Goddu A. The Impact of Ockham’s Reading of the Physics on the Mertonians and Parisian Terminists // Early Science and Medicine. 2001. 6. 204–236.
139
Sylla E. D. Medieval Dynamics // Physics Today. 2008. 61: 51.
140
В библиотеках не разрешалось разжигать огонь, так как книги могли легко воспламениться и вызвать пожар. – Примеч. авт.
141
Courtenay W. J. The Reception of Ockham’s Thought in Fourteenth-Century England // Ockham to Wyclif, Boydell and Brewer, 1987. P. 89–107.
142
Goddu A. The Impact of Ockham’s Reading of the Physics on the Mertonians and Parisian Terminists // Early Science and Medicine. 2001. 6 (3). 204–236.
143
Heytesbury W. On Maxima and Minima: Chapter 5 of Rules for Solving Sophismata: With an Anonymous Fourteenth-Century Discussion. Springer Science & Business Media, 2012. Vol. 26.
144
Определение скорости взято из Википедии, см. https://en.wikipedia.org/wiki/Speed#Historical_definition – Примеч. авт.
145
Цит. по: Эйнштейн А. Проблема пространства, эфира и поля в физике.
146
Barnett L. and Einstein A. The Universe and Dr Einstein. Courier Corporation, 2005.
147
Klima G. John Buridan. Oxford University Press, 2008.
148
Goddu A. The Physics of William of Ockham. Brill Archive, 1984. Vol. 16.
149
Импульс равен произведению скорости (векторная величина, характеризующаяся направлением) и массы. – Примеч. авт.
150
Автор цитирует работу Эйнштейна «Проблема пространства, эфира и поля в физике». – Примеч. ред.
151
Tachau K. Vision and Certitude in the Age of Ockham: Optics, Epistemology and the Foundation of Semantics 1250–1345. Brill, 2000.
152
Hannam J. God’s Philosophers: How the Medieval World Laid the Foundations of Modern Science. Icon Books, 2009.
153
Ibid.
154
Shapiro H. Medieval Philosophy: Selected Readings from Augustine to Buridan. Modern Library, 1964.
155
Каффа – современная Феодосия, которая с XIII по XV в. являлась генуэзской столицей Крымского полуострова. – Примеч. перев.
156
«Великолепный часослов герцога Беррийского» – иллюстрированная рукопись, заказанная Жаном Беррийским, сыном короля Франции Иоанна II Доброго, миниатюристам братьям Лимбург, впоследствии дополненная миниатюрами других художников. – Примеч. перев.
157
Alfani G. and Murphy T. E. Plague and Lethal Epidemics in the Pre-Industrial World // Journal of Economic History, 2017. 77: 314–343.
158
Nicholl C. Leonardo da Vinci: The Flights of the Mind. Penguin, 2005.
159
Ibid.
160
Цит. по: Леонардо да Винчи. О летании и движении тел в воздухе // Избранные естественно-научные произведения / Редакция, перевод, статья и комментарии В.П. Зубова. М.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 514.
161
Ibid.
162
Reti L. The Two Unpublished Manuscripts of Leonardo da Vinci in the Biblioteca Nacional of Madrid – II // Burlington Magazine. 1968. 110. 81–91.
163
Duhem P. Research on the History of Physical Theories // Synthese, 1990, 83: 189–200.