Полная версия
Лошадь как искусство. Часть 3
С личностными отношениями ситуация похожая. Центрист ориентирован на этику, поэтому и личность другого человека воспринимает через отношения с окружающими: родственниками, друзьями, начальниками и т. д. Большинство людей, приходящих к лошадям – центристы. Для рефлекторов на традиционных конюшнях слишком мало способов самовыражения, а шизоиды плохо контактируют с лошадьми, тем более что в современном мире, при избытке наук, теорий и технических средств, конструктору есть, где развернуться. В этом большая проблема, потому что центристы обычно не хотят портить устоявшиеся отношения, если не видят шансов подняться по социальной лестнице. Подниматься легче всего с поддержкой других, поэтому сомневаться в компетентности коваля, ветеринара или тренера – не лучший выбор. Это выполнение социальной договоренности, а лошадь потерпит.
Поскольку центрист склонен к невротичности, а связи важнее всего, он хочет, чтобы они были упорядочены, и социальная программа поведения для него – основа жизни. И социальная программа основывается не на логике, а на ясности ее усвоения, простоте. Самые простые программы, разумеется, связаны с инстинктом безопасности и жесткими системами управления: нормами, догмами, навязанной дисциплиной, социальными шаблонами и т. п.
Этим всегда отличалась китайская цивилизация. Для китайца существует только вечная Поднебесная, сосредоточие культуры, и есть все остальные варвары, не имеющие особого значения. Причем, такой взгляд обоснован представлением о мире, подсознательно наследуемом еще с древних времен. В Китайской традиции Вселенная обозначена всеобъемлющим, совершенным и бесконечным Кругом. Похоже, что этому символу уже десятки тысяч лет, поскольку он широко распространен, в том числе и у индейцев Америки. Правда дальше мы наблюдаем существенные отличия: у индейцев, народов Севера и Степи в круг вписан равносторонний крест – символ равновесия, а вот в Китае, где все внимание уделено человеческому обществу, организованному определенным образом, главное – это порядок, обозначаемый квадратом. В пустых областях, за пределами Цивилизации, находятся всякие варвары типа русских, африканцев, немцев, австралийцев и т. п. Тоже самое с лошадью! Если человек не говорит на ее языке, не ведет себя как «цивилизованная» лошадь, он не важнее жуткой тени в углу манежа или других лошадей. И лишь если вы станете центром внимания, тем, кто понимает лошадь не хуже, чем она сама, вы сможете быть достойным ее внимания.
Если смотреть на эту конструкцию сбоку, то получается нечто вроде ступенчатой пирамиды, как у майя. Под всеобъемлющим Небом на вершине Император, ниже министры, потом чиновники, а внизу обычный народ. Такой структурой определяется Воля Неба и ход мировых процессов. Что отражено даже в средневековой китайской карте, где Поднебесная в центре, а по краям ютятся варварские народы и государства.
Получается, что человек – лишь маленький винтик в огромной машине, которая является ретранслятором Воли Неба. Причем, понимать и передавать ее могут лишь император, от него чиновники, алхимики и патриархи. Но Император передает ее наиболее полно. Все сакральные знания записаны в иероглифах, поэтому все следуют записанным законам, а обученный человек может лишь трактовать их. Обученные люди – это чиновники, власть которых настолько велика, что они даже утверждают кандидатов в монастыри.
Из приведенного примера видно, насколько жестка социальная программа центриста. Для индивидуалиста она выглядит совершенно абсурдной, хотя бы потому, что достаточно поставить под сомнение хоть один компонент, как вся система рухнет. Из-за стремления к таким программам лошади кажутся нам животными довольно простыми. Но из-за того, что в реальности связи у всех разные, сам центрист крайне субъективен. И если с интеллектом у него небогато, то шаблонность поведения гарантирована. Именно поэтому очень хорошо развивать лошадей интеллектуально, дабы исключить активизацию потенциально опасных стереотипов.
В европейской культуре мы имеем преобладание индивидуалов-конструкторов, а среди лошадей коллективистов-центристов. И если они плохо понимают друг друга, может представители восточной центристской культуры, будут понимать лучше? Но нет, там все еще печальнее, потому что лошади – центристы первого порядка, с преобладающей первой сигнальной системой, а люди – второго, со второй сигнальной системой, соответственно. Некоторую успешную имитацию центристского поведения первого порядка демонстрирует направление Natural Horsemanship, собравшее различные методы ковбоев и вакеро. Но все же оно довольно ограничено, поскольку создавалось конструкторами, и с жеребцами работает плохо. А проблема в том, что, хотя встречаются конструкторы социально одаренные, они все равно ориентируется не на реальные отношения, а набор поведенческих признаков: такая лошадь действует так, а другая по-другому. Для центриста это зачастую выглядит как набор несвязанных между собой фактов. Потому что на самом деле это просчитанные закономерности, шаблоны поведения. Но если центрист прощает шаблоны, то для рефлектора это вещь совершенно неприемлемая.
Жеребцы, подпитываемые тестостероном, часто демонстрируют поведение рефлекторов. Для рефлектора ценность социальной программы может быть невероятно важна… но только в данный конкретный момент! В следующую секунду может быть другая не менее важная. В этом рефлектор напоминает Чеширского кота или поведение элементов квантового мира, где все меняется в любой момент. Очень хорошо понимает жеребцов Юлия Худякова, написавшая про это целую книгу. Особенно ценной ее делает то, что книга написана рефлектором, у которых обычно не хватает усидчивости и целеустремленности отложить все и завершить произведение.
– — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — —
Юлия Худякова: Я действительно пишу книгу уже 7 лет, осталась 12-я глава, всего в книге около 1000 страниц… Не знаю, насчет усидчивости, пишется мне хорошо, потоками по более 10-ти часов, я автор нескольких книг, но именно эта, про жеребцов и правда, заняла годы.
– — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — —
Зато у конструкторов усидчивости хоть отбавляй! Но в написании методик конструкторами есть одна проблема. Конструктор режет реальность на фрагменты, не видя связей между ними, поэтому ему нужны четкие инструкции, а понимание сути становится вторичным. Его мир – это результат причинно-следственных связей, поэтому он редко задается вопросом «Зачем», тем более в отношении глобальных тем, вроде: зачем нужно железо лошади, зачем забираться верхом, зачем стремиться к результатам, если изначальная цель быть с лошадью и т. п. Конструктор вообще любит результаты.
У конструкторов доминирует левое полушарие, рационализирующее мир. У правшей, в левой затылочно-височной доле располагается информационно-речевая модель, и поступающая новая информация с ней не совпадает, у мозга возникает только два пути. Либо отрицать очевидное, то есть не задаваться вопросами, либо дополнять и перестраивать имеющуюся модель мироздания. Это, конечно, дорого, долго и мучительно. Дополнить модель можно двумя способами: либо начать собирать и обдумывать новую информацию, либо придумать, создав совершенно безумную, и лучше непроверяемую, теорию.
С рефлекторами, у которых более активно правое полушарие, такого не происходит, потому что их картина мира не связана с формальными символами, и по сути переменчива и разнообразна. Пути к целям, да и сами цели, приоритеты и ценности могут меняться по несколько раз на дню. Такое восприятие хорошо стимулирует погружение в мир квантовой физики… или искусства.
На самом деле, у каждого типа мышления, как мы видим, есть свои плюсы и минусы. И, как было показано в главе о типах мышления, очень полезно обладать плюсами и холистического, и аналитического подхода, по возможности, избегая минусов. К примеру, западному ученому-аналитику, крайне желательно периодически обращаться к холистическому мышлению, окидывая «взглядом орла» поле своей деятельности, и составляя долгосрочные прогнозы. И наоборот, склонным к конформизму, полезен аналитический подход, особенно в части критического взгляда на общественные установки.
Каждый вид деятельности связан с определенным типом мышления, но в искусстве, где требуются и знания, и креатив, необходимы оба подхода. В этом смысле искусство очень схоже с тем, как производятся научные открытия. Ни разу ни одно открытие не было совершено логическим путем. Накопление данных необходимо, но открытие сродни просветлению, приступу вдохновения, посещению музы… И, по сути, основано на интуиции.
Интуиция – это общий термин для множества разнообразных бессознательных процессов, результат которых неожиданно, как бы из ниоткуда, всплывает в сознании. Как мы уже говорили, расчеты, при наличии полной информации, дают более точный результат, но интуиция работает в условиях недостаточной информативности, следуя схемам эвристики. «Сущность художественного таланта в его способности схватывать интуитивно», – говорил немецкий эстетик Конрад Фиддлер. Ученые, занимающиеся этими вопросами, выделяют несколько типов интуиции.
– Перцептивная интуиция. Грубо говоря, то, что восприняли, но не осознали.
– Практическая интуиция. Еще ее можно назвать бытовой. Основанная на статистическом опыте повседневной жизни.
– Экспертная интуиция. Основана на статистическом опыте в узкой области.
– Диспозиционная интуиция. Связана с заранее заданной установкой, когда вы ожидаете появления одного-двух признаков, указывающих на дальнейшие события.
– Имажитивная интуиция. Здесь важную роль играют ассоциации, воображение, эмоции. Как правило, самая неточная и необъяснимая, но часто применяемая в искусстве.
– Креативная интуиция. На нее-то больше всего и надеются ученые, художники и креативные менеджеры. Но, как говорил Луи Пастер: «Случай благоволит умам подготовленным». Менделеев, Эдисон, Чайковский много думали над определенной темой и были высочайшими экспертами в своей области.
То есть интуиция может быть разной, направленной на разные вещи, а главное, возникающей из различных источников. У кого-то от природы хорошая перцепция, кто-то наработал опыт в данной области, а кто-то хочет избежать вполне определенных ситуаций, и выискивает даже малейший намек на их появление. Ну а кто-то стремится творить, и для этого читает, смотрит, изучает, практикует, набирая необходимый опыт. И вот тут должно произойти главное!
Как мы помним, согласно Эрику Берну, существует три состояния Я: Родитель (Контролирующий и Заботящийся), Взрослый и Ребенок (Естественный, Приспособившийся и Маленький Профессор). Эти состояния Я формируются по мере накопления опыта общения с другими. Родитель – это установки, шаблоны поведения, догмы, Взрослый – холодный аналитик, а Ребенок – это и хаос первичных потребностей (вечное «хочу»), и адаптация к условиям («надо, так положено») и детские фантазии в стиле Гарри Поттера. А поскольку опыт формируется во времени, и чем он более свежий, тем менее проверенный и надежный, то и состояния Я, чем выше, тем менее устойчивы. Поэтому их можно представить в виде оболочек личности, где в центре будет Естественный Ребенок, а с краю Контролирующий Родитель.
Теперь главное: по мере роста нестабильности и ужесточения ситуации, организм начинает игнорировать то, что новое, неустойчивое. Избавляться от оболочек. Как говорил один из лучших российских актеров Юрий Яковлев: «Культура – не побирушка, она дама гордая. Приходит последняя, а уходит первой». Первыми, конечно, слетают Родительские оболочки (забота о развитии и полноценном благополучии, потом нормы и шаблоны поведения). За ними следует рациональное мышление. Начинаются выдумки, теории заговоров, потом желание сделать «как положено», выученная беспомощность, и, наконец, истерики или замирание. Что же нужно для креатива? Быть как дети! Маленький Профессор – самая креативная часть личности, вечный поисковик, идеалист и фантазер. В этом состоянии дети не слушают Родителей, и именно поэтому творческий человек еще и вечный бунтарь. Многие «сбрасывают» внешние оболочки за счет алкоголя или других препаратов, доверяя штурвал Маленькому Профессору, но этот путь мало того, что ведет к зависимости, так еще и слабо контролируем – его место легко занимает Естественный Ребенок, не способный к творчеству. «Прокачать» интуицию помогают различные виды деятельности или даже спорта, не подразумевающие активного стремления к достижению цели, ориентированные на восприятие, а не стремление к результату. То, что на Востоке именуют «инь»: кайтинг, айкидо или Высшая школа. Не менее важно и полезно искусство, творчество и актерские техники.
Один из важных приемов актерского мастерства – намерение.
Намерение сильно отличается от мысли! Несмотря на хитроумные совершенные приборы, ученые до сих пор не могут поймать мысль, расшифровать ее значение. Дело в том, что мыслим мы понятиями, довольно абстрактными признаками типа «стульности», «лошадности» и всякого бреда типа «лошадь должна…», игнорируя то, что в реальности все разные. С мыслями связаны и наши желания: «Хочу чтобы лошадь…» и дальше как в сказке «По щучьему велению». Но намерение – это осуществляемый прогноз, который регистрируется очень хорошо. Когда мы собираемся сделать конкретное действие, мы обращаемся уже к конкретному предмету. Вещи перестают быть безликими, формируется последовательность действий, напрягаются микромышцы, меняется активность кровотока в рабочих зонах, переключается внимание. И только последний шаг перед реализацией намерения – подача команды телу. Когда актер работает с мыслью, Станиславский кричит «Не верю!», потому что артист остается в своей голове, внутри коробочки. Но когда он прекращает желание в намерение, ни у кого не остается сомнений. В 95% случаев ученые четко угадывают задуманное действие участников эксперимента. Лошадь тоже прекрасно это видит.
Намерение – это суть действий. В этот момент организм начинает неосознанно отмечать нужные сигналы и признаки, мелкие элементы, собирая пазл обстоятельств. Вы не всегда знаете, как именно творится магия, потому что она творится сама, пока вы находитесь в потоке. В этом случае невероятно важен образ, который, как ковер из множества нитей, создается у вас в голове. Нужно, чтобы он был живым, многогранным, естественным, связанным с реальностью, потому что тогда эти «нити» не пустые фантазии, а то, из чего плетется ткань бытия. Например, вы представляете себя актрисой или заклинателем лошадей, начинайте вести себя, как актриса или заклинатель. Не существует никаких триггеров переключения новичок/заклинатель: заклинатель стал таким именно потому, что изначально вел себя так, жил этим, настраивал свои чувства, старался подмечать мелочи, думать «в нужную сторону» и действовать как хирург на операции. Вы не изображаете заклинателя, вы являетесь им!
– — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — —
Юлия Худякова: Очень любопытно, что намерение ты относишь к приемам актерского мастерства. Намерение – это принятое решение иметь и действовать, как бы взять заранее, но полностью быть расслабленным, не гнаться за результатом, а спокойно взять своё, включая только те мышцы физически и ментально, которые необходимы в ситуации. Но расслабление и состояние пустоты – это просто фундаментальное условие. В какой-то степени это вера в себя и тогда лошади, как «станиславские» поверят и человеку, который намерен. Но всё гораздо глубже, чем вера и решение. А вот именно эта свобода от желания иметь и результата, делает человека у-ВЕРЕ-нным. Самое смешное, результат будет и действительно, но необязательно сейчас, причем он четко осязаем и очерчен определенными пунктами назначения.
Если же результат «не получился» – это не значит, что человек плохой актер или вера его мала, это значит, что мы уже имеем именно такой результат! Это как решать уравнение – мы исходим из новых данных, оглядываемся, анализируем и просто идём вперёд дальше. В общем, намерение, скорее более глубокая тема, чем просто актерское мастерство, хотя при принятии решения именно атктерское мастерство помогает войти в нужное состояние – визуализация, понимание плана, смыслов и, конечно, язык тела, дыхание, жесты!
Но самое прекрасное в намерении – это последующие за ним чудеса – то, что невозможно объяснить конкретными действиями человека, принявшего решение. Я называю это «Мир идет мне навстречу» – это ряд случайностей, которые попадают в яблочко моего намерения! Такие диалоги с реальностью очень похожи на диалог с лошадью… и состояние пустоты здесь один из главных ингридиентов… Я его еще называю «Дай шанс и Восхищайся!» – не делай работу за лошадь, за мир, за других. Задумай, реши, а теперь расслабься и наблюдай за магией происходящего – и вот здесь бездна подарков, чудес и неожиданных ответов от жизни! Актерское мастерство – это инструмент Намерения, вершинка огромного айсберга. Это начало пути человека Творца.
PS: сейчас пишу? и голос в голове: «Юля, ты сама то в это веришь?»… А вера тут не причем. Намерение – это право Выбора. Далее дело только за статистикой, наблюдением, анализом и действиями. Да это просто сама Жизнь – веришь в нее или нет, она происходит. Только по какому руслу – это Выбор каждого… Чудеса намерения и диалогов с миром бывают – да. Я не верю, я это знаю.
– — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — —
Лично у меня никогда не было таланта взаимодействия с лошадьми. Я их не ощущал, не понимал, но очень хотел. Настолько, что пошел по пути увеличения чувствительности и накопления знаний. В том числе о разных способах мышления.
Чем заклинатель отличается от обычного человека? Тем же самым, чем отличается большинство неэффективных мечей из мира фэнтези от японской катаны. В первом случае мы имеем неудачные комбинации колющего и рубящего оружия, неэффективные из-за противоположной направленности свойств. Японская катана, напротив, один из немногих примеров удачного сочетания колющего и рубящего клинка. Подобно фэнтезийным химерам, люди часто пытаются объединить коллективистское и индивидуалистическое… но в выгодной им пропорции, привычной для коллективистского мышления второго порядка. Чаще получается взять самое плохое от обеих форм и получить отвратительное варево, устраивающее только тех, кто на данный момент имеет возможность удержать власть. Это похоже на рыбный компот, который повар-маньяк вливает в рот тому, кто не успел вовремя убежать из его заведения, заставляя клиента причмокивать от удовольствия.
Удачные сочетания встречаются крайне редко. Например, «восточный ветер» – поветрие корейской поп-культуры, неожиданно захватившее мир. Корейцы решили не поддаваться мнению толпы, но и не демонстрировать другим бессмысленное упрямство в приверженности собственной культуре. Они пошли по пути глобальное/локальное/глобальное: изучили культурный спрос в мире, добавили к нему рафинированной восточной экзотики, и вновь выпустили в мир, чтобы оценить реакцию. И вновь по кругу. Так они создали новую сказку: дорамы с потрясающе красивыми актерами, костюмами, декорацией, музыкой, отношениями, грамотно прописанными сценариями. И продвинули в мир моду на корейскую косметику, поп-музыку, моду, новое прочтение восточных учений и т. п. Вместе с пирожным, европейская цивилизация проглотила и восточную «пилюлю» – лекарство для тех, кто устал от доминантности Запада. И не важно, что сценарные ходы предсказуемы, персонажи нереалистичны, а сериалы часто похожи друг на друга. Зрители хотят повторения этого невероятно красивого и вкусного блюда. Теперь вы знаете, как работать с лошадью.
– — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — —
Юлия Худякова: заклинатель это тот, чье слово, произнесенное даже шепотом, даже мысленно, будет услышано… А услышано оно будет потому, что заклинатель умеет сам слушать, слышать и понимать. Тогда не составит труда стройно петь в унисон с законами природы, на языке любых животных и растений. И что самое проникновенное – прямо подарок для нас в этой реальности – это состояния, в которых мы способны слышать и быть услышанными – они очень безмятежные, блаженные, я называю их состоянием «РАЙ» или «мы дома» (в который раз повторяюсь, но это именно то, о чем я пою). Эти состояния отлично работают в социуме людей. Это состояние подключения к бесконечным ресурсам энергии, источниками которых являются стихии природы. Для заклинателя не важно, с кем он говорит – с лошадью или ящерицей. Он увидит, он услышит, он поймет. На самом деле, «говорить» и «слушать» можно даже с органами тела!
– — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — – — —
Разумеется, под тип мышления подстраивается и экономика. Капитализм может существовать только в странах с индивидуалистическим мышлением, когда каждый имеет возможность урвать свой кусок, и тянет в свою сторону, создавая некое равновесие. В таких условиях свобода информации и равенство перед законом жизненно необходимы для стабильности. В коллективистских обществах капитализм быстро превращается в тоталитаризм. Там вполне допустимо существование частного мелкого бизнеса, но крупная собственность должна находиться в руках государства, что регулируется строим следованием идеологии.
Но это касается сферы материальной, в которой, властвуют простые биологические потребности. А вот в духовной сфере, задача которой как раз избавиться от влияния внутреннего примата и развить стремление удовлетворять потребности более высокого уровня, грамотное смешение подходов не просто полезно, но и необходимо. Такое удачное сочетание впервые появилось еще несколько тысяч лет назад – в мистических учениях Востока, созданных гениями, объединившими широкий взгляд холиста с яркой индивидуальностью. Но начнем мы, как всегда, издалека… С полета бабочки над Чжуан-Цзы.
Полет бабочки над Чжуан Цзы
Существует даосская легенда о мастере Чжуан Цзы, которому снилось, что он – бабочка, порхающая над лугом, на котором спит Чжуан Цзы. Проснувшись, он никак не мог понять, что это было: его сон о бабочке или сон бабочки о нем. Но легенда заканчивается утверждением, что на самом деле нет ни бабочки, ни Чжуан Цзы, есть Дао, являющееся одновременно и бабочкой, и Чжуан Цзы. Это и есть Великая Трансформация, доступная Мастеру. То, к чему стремятся даосы, и достигший просветления, может стать лошадью, открыв ей путь в сознание человека.
Однако путь этот всегда индивидуален и не прост, как подъем на горную кручу, и мало кто представляет себе, что ждет его на вершине. Но как бы далеко она не была, ее основание покоится на земле. С основания мы и начнем, поскольку основа – это та древняя культурная традиция одной из трех цивилизаций Первого уровня, и ее менталитет сильно отличается от привычного европейцу.
На формирование того или иного способа мышления, огромное влияние оказывает история и условия его возникновения. Европейская цивилизация, несмотря на огромное количество людей, живущих в сельской местности, по сути, формировалась в полисах. На полях трудились рабы, а свободные граждане могли позволить себе заниматься построением теорий: греки были сплошь философами, в Римской республике и потом империи постоянно спорили о церковных догматах, эту традицию унаследовала Европа. Но все религиозные течения появлялись в городах и для городов, а горожанам, живущим в антропогенной среде, нет необходимости проверять свои теории на практике. И раз проверки нет, то неизбежно возникает некий идеальный образ!
Как мы помним, стремление к зацикленности на идее характерно, в первую очередь, для шизоидов. Идеалом может быть что угодно: сверхсущество, организация общества, философское или научное течение, не важно. Важна идея вознесения на пьедестал и стремление приблизиться к идеалу. «…Тварь ли я дрожащая или право имею…» – это мучения по поводу несоответствия некоему идеалу. Прикосновение к богу – древнейшая европейская традиция стремления к недостижимому, ясно демонстрируемая во фреске Микеланджело «Сотворение Адама».