Полная версия
Цвет нашей интеллигенции 19-го века. Буква «Т».
Евгений Подолянский
Цвет нашей интеллигенции 19-го века. Буква «Т».
В одном из своих писем П.И. Чайковский пишет, что Танеев не удался потому, что талант его не согрет внутренним огнем, у него нет внутренней потребности высказаться посредством музыки. По заказу он написать может всё что угодно, но авторской, собственной, подчёркиваю, собственной, у него музыки нет. В этом я считаю причину его забвения. Хотя он написал немало различных музыкальных произведений. Выражал ли Пётр Ильич Сергею Ивановичу своё отношение к его музыкальному творчеству непосредственного во время взаимного общения, я не знаю. Предполагаю, знал. И чувствовал это. Но это не мешало им дружить, переписываться, когда были вдалеке друг от друга.
«В. М. Тарновский – профессор медико-хирургической академии и в календарном списке врачей стоит во главе специалистов по «болезням мочеполовых органов». Написал по своей специальности несколько глубоко мысленных и интересных книг, которые, однако же, не могут быть рекомендованы для чтения девицам». Вл. Михневич, «Наши знакомые».
Прочитав характеристику, данную Вл. Михневичем в своей книге «Наши знакомые», считаю её очень удачной. Она кратка, но ёмка по содержанию. «Тарханов (уточнение автора – Тархнишвилли), профессор медико-хирургической академии, – молодая медицинская слава с черными львиными кудрями, породистым армянским носом (уточнение от автора и без него я, приводя слова господина Михневича, могу оскорбить представителей грузинского народа – нос – породистый, грузинский) и в такой, вообще, красивой телесной оправе, как если бы предусмотрительная природа нарочно создала г. Тарханова апостолом сухой науки среди неофиток Соляного городка. Это показал опыт читанных им публичных лекций о влиянии психических аффектов на отправления органов, привлекавших массу публики, особенно дамской. Популярный профессор специализирует физиологию нервов и считается в этой области авторитетом». Тема щекотливая. И достоинство академика заключается в умении раскрыть тему тонко, без наличия капельки пошлости, аудитории, порой имеющей дремучие понятия в этой области медицинской науки.
В Михайловском замке, где в результате покушения был убит император Павел I табакеркой по голове одним из его подданных, представители царской семьи не проживали в этой петербургской «крепости» убиенного Государя. До размещения в замке Инженерного училища в 1823 году Министерство Императорского двора сдавало помещения замка для проживания представителям дворянского сословия, не имеющим собственного жилища в столице. Именно здесь поселилась наша героиня очерка, прибыв из-за границы. К этому моменту она была разведена и потеряла своего ребёнка, умершего по болезни. Отчаявшись в жизни, она нашла единственную отдушину – служению Богу. Молитвы, проповеди, общение с такими же людьми, потерявшими веру в возможность безгорестного существования в реальной, земной жизни, заполнили все её дни существования. Круг её почитателей ширился. Одни приходили и уходили навсегда. Другие – приходили и, вникнув в происходящее, упрашивали Екатерину Филипповну находиться с ней рядом постоянно. Это не была секта. Правильнее было бы назвать – кружок. Секта – это когда сообщество, верующих в свою религиозную догму, отрицает церковь или «отгораживается» от неё. Нет – всё по Евангелию, без отрицания икон, без отторжения от церкви. Одно было взято только от скопцов – ритуал радения. Это когда, присутствующие встают в круг, берутся за руки и крутятся в хороводе. При этом они мысленно или вслух читают молитвы. Наступает главный, кульминационный момент в данном ритуале, когда один из участников «хоровода» выходит в центр вращающегося людского круга и начинает пророчествовать. Своеобразный предсказатель. У скопцов, это подтверждённый факт, один пророчествовал аж 36 часов кряду, не евши и не пивши. Да, и, как правило, пророчества, вышедшего в центр людского хоровода, сбывалось. Возможно, именно это привлекало к сообществу Татариновой её почитателей. Но! Сподвижники Татариновой, и это безусловно очевидно, становятся не членами паствы церкви, а довольствуются кругом почитателей общества Татариновой. Пусть это не секта, но это тайное общество. Всему этому беспределу в разных формах проявлении вероисповедания, подменяющих общепризнанную норму религиозного вероисповедания в государстве, был положен конец в 1822 году рескриптом Государя, Александра I, о запрете существования тайных обществ на территории российского государства. В отношении Татариновой было следствие, результатом которого было помещение Екатерины Филипповны в Сретенский женский монастырь в Кашине. Только через десять лет после этого Татаринова официально, подписав необходимые государственные бумаги, отреклась от своих догматических религиозных взглядов и была выпущена из стен монастыря с правом проживания в Кашине. Напоследок очерка отмечу, что не случайно мы видим Татаринову на картине художника Боровиковского. Владимир Лукич был один, я бы сказал многих, из сторонников вероисповедания Татариновой.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.