bannerbanner
Преподобноисповедник Игнатий (Бирюков): Молитвенник земли Валуйской
Преподобноисповедник Игнатий (Бирюков): Молитвенник земли Валуйской

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Александр Каунников

Преподобноисповедник Игнатий (Бирюков): Молитвенник земли Валуйской

Предисловие

Поводом к написанию данного труда стала любовь жителей города Валуйки к своему небесному предстателю, прославленному в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской – преподобноисповеднику Игнатию (Бирюкову), чьё жизнеописание и составляет основную часть этой книги.

Память о последнем настоятеле Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря, как и о самом монастыре с трехсотлетней историей, не была стерта из книги жизни нашего народа.

В людской памяти сохранились имена и некоторых других насельников древней Валуйской обители, о коих будет сказано ниже. Сейчас на месте древнего мужского монастыря находится главный храм Валуйской епархии – Свято-Николаевский кафедральный собор, чудом сохранившийся в советскую эпоху и восстановленный в нынешнем XXI веке, а именно в 2011 году.

Настоящее электронное издание – дополненная и исправленная версия печатного издания, увидевшего свет в 2017 году ограниченным тиражом для распространения в храмах Валуйской епархии. Издавая этот труд на электронных площадках, автор ставит целью сделать имя преподобноисповедника Игнатия и его житие более известным и доступным для всех, кто чтит память новомучеников и историю своего народа и, в первую очередь, для жителей родной Белгородчины.

Преподобне отче Игнатие, моли Бога о нас!

Детство

Мирским именем святого Игнатия было Иван Адрианович Бирюков или, как писали в документах того времени, Иван Адрианов, сын Бирюков. Он родился 25 мая 1865 года в уездном городе Бирюче Воронежской губернии1 в семье крестьян Адриана Павловича и Екатерины Николаевны.

Семейство Бирюковых были прихожанами Успенской церкви города Бирюча, в которой приходским хором управлял старший брат Ивана Михаил, который и привил Ивану любовь к церковному пению. Церковь эта находилась в самом центре Бирюча, неподалёку между городским собором и торговыми рядами. Её главной святыней с незапамятных времён считался чтимый жителями города и окрестностей образ «Похвала Пресвятой Богородице», украшенный чеканной серебряной ризой. У этого образа многие верующие получали исцеления от своих болезней, о чём и велась соответствующая летопись. И сама церковь и чудотворный образ, к сожалению, не сохранились до нашего времени.

Некоторое время Иван обучался в Бирюченском городском училище, а в возрасте тринадцати лет попросил родительского благословения на монашескую жизнь. По совету матери, не хотевшей отпускать сына далеко от родного дома, 9 октября 1878 года Иван Бирюков поступил в Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь, находившийся в соседнем уезде – всего в 73 верстах.

Но прежде чем рассказывать здесь о пребывании юного послушника в стенах обители и его последующем монашеском пути, следует немного рассказать и о самом Валуйском монастыре.

Краткая история Успенского Валуйского монастыря

Старинный монастырь у речной пристани был основан на месте подвигов отшельника монаха Корнилия и трёх его сподвижников, чьи имена не сохранила история. Эта небольшая безымянная пустынь и дала начало новой обители в эпоху Смутного времени, а именно в 1613 году. Поскольку Валуйки находились на самой окраине Русского государства, то и сам город, и монастырь довольно часто подвергались набегам татар, довольно часто грабивших слабо защищённое население этих мест. В конце XIX века монастырь за свою нелёгкую, почти 300-летнюю историю, под управлением игумена Игнатия (Алексеевского) переживал свой расцвет. К тому времени в монастыре было три храма: Успенский, Никольско-Митрофаньевский2 и трапезная церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица».

Главной святыней обители была икона святителя Николая, архиепископа Мирликийского, одного из самых почитаемых святых на Руси. Икона эта была обретена в начале XVII века у места слияния рек Валуй и Оскол одним из валуйских крестьян в двух верстах от обители и с тех пор являлась одной из главных монастырских святынь. Икона почиталась как чудотворная и именовалась в народе «Никола Пристанский» по месту своего пребывания: Успенско-Никольский Пристанский Валуйский монастырь. С этой иконой ежегодно в пятое воскресенье после Пасхи, именуемое в церковном календаре Неделей о слепом, совершался крестный ход к Владимирскому собору города Валуйки3. Здесь старинный чудотворный образ пребывал в течение трёх недель и возвращался в монастырь в Неделю всех святых в «сопровождении» другой святыни – чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Владимирская», святыни Владимирского собора – подарка самого императора Петра I Великого этому древнему городу. Последняя находилась в монастыре три дня и после возвращалась на место своего постоянного пребывания.

В монастыре находилась и другая, почитаемая как чудотворная, икона святителя Николая. Этот образ был подарен обители в далёком 1848 году крещёной турчанкой, получившей в свою очередь этот образ в подарок от своего отца, который привёз икону святителя Николая из итальянского города Бари.

Ещё одной святыней монастыря являлась икона Пресвятой Богородицы «Троеручица», которую в народе называли «Троеручица Валуйская» и также почитали как чудотворную.

Особым уважением всей монастырской братии, а также прихожан и паломников, пользовались несколько старцев: сам настоятель монастыря архимандрит Игнатий (Алексеевский), иеросхимонах Феоктист (Карбунов), схимонах Гурий (Путилин) и иеросхимонах Филипп. Здесь следует рассказать немного и о них.

Архимандрит Игнатий (в миру Алексей Алексеевич Алексеевский) был выпускником Воронежской семинарии, окончив которую принял священный сан и прослужил семь лет приходским священником в храмах Воронежской епархии. По смерти своей супруги он принял монашеский постриг и некоторое время исполнял обязанности духовника Воронежского Митрофаньева монастыря, затем настоятеля Толшевского монастыря, а с 1857 года, более полувека, – настоятеля Валуйского Успенско-Николаевского. За такое долгое время своего управления монастырём он снискал уважение как братии обители, так и прочего духовенства. При игуменстве архимандрита Игнатия монастырь достиг своего и духовного и физического расцвета. Сам же отец Игнатий, добиваясь материального благополучия для своей братии, вёл строгую подвижническую жизнь: он не пропускал ни одного богослужения, ограничивал себя в пище, спал всегда в подряснике и обуви. При всей своей строгости к себе, он, однако же, всегда отличался добротой, гостеприимством и отзывчивостью.

Иеросхимонах Феоктист носил в миру имя Стефан Карбунов. Дослужив в армии до чина унтер-офицера и выйдя в отставку по болезни, он однажды увидел во сне апостола Павла, который ему сказал: «Одень вретище твоё препояшься и надень плесницы твои и следуй мне». Отец Феоктист подвизался в монашеском чине двадцать лет, из них четырнадцать – в великой схиме. Он оставил после себя много духовных чад, которым раздавал рукописные тетради с поучениями и наставлениями.

Схимонах Гурий (в миру Георгий) Путилин происходил из священнического рода и некоторое время был причетником при церкви села Рождествено Валуйского уезда, откуда и ушёл в монастырь. 59 лет своей жизни он безвыходно жил в Успенско-Николаевской обители до самой своей смерти и снискал уважение как среди братии, так и среди прихожан, благодетелей и паломников.

Иеросхимонах Филипп был одним из последних старцев обители. К нему также стекалось довольно большое количество паломников за духовным советом, которых он принимал в отдельно устроенном домике. К сожалению, о биографии отца Филиппа нам ничего не известно, но сохранилась его фотография.

О большом притоке паломников в Валуйский монастырь говорит тот факт, что для них за стенами монастыря было построено две двухэтажных гостиницы. Также при монастыре находилась школа для детей, устроенная за монастырской оградой.

В этот монастырь, богатый историей, святынями, и опытными духовными наставниками и пришёл молодой Иван Бирюков, желая подвигов во имя Христово и спасения души.

Жизнь в монастыре

Поступив в монастырь, юный послушник Иван Бирюков был замечен настоятелем игуменом Игнатием, который и назначил Ивана своим келейником. Здесь же в монастыре Иван стал изучать теорию музыки, освоил игру на скрипке и фисгармонии, а ещё через некоторое время стал руководить монастырским хором. В 1888 году послушник Иоанн издал нотный сборник догматиков знаменного пения. Известно также, что молодой регент написал несколько авторских духовных произведений, но они так и не были изданы. Судьба этих рукописей, к сожалению, не известна.

После своего пятнадцатилетнего управления монастырским хором молодой регент заболел туберкулёзом и, по решению монастырского начальства, в 1894 году был отправлен в более чем полугодовое паломничество по святым местам Греции и Палестины в надежде, что южный климат поспособствует его выздоровлению.

С января по сентябрь 1894 года Иван Бирюков посетил святыни Киева, Святой Земли, Египта, Ливана, побывал на Афоне и в Почаеве. Такое длительное путешествие действительно поправило его здоровье, однако от управления церковным хором послушник Иоанн был отстранён. Его новыми послушаниями стали работа в трапезной, звон в колокола, а также преподавание грамоты в монастырской школе.

В 1896 году, в возрасте тридцати лет и после восемнадцати лет жизни в обители, Иван Бирюков был официально зачислен в монастырские послушники, а ещё через год – 20 декабря 1897 года – игуменом Игнатием (Алексеевским) он был пострижен в монашество с именем Игнатий.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

В настоящее время г. Бирюч – один из райцентров Белгородской области.

2

В честь святителей Николая Мирликийского и Митрофана Воронежского.

3

Не сохранился до настоящего времени.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу