Полная версия
Виват, Романовы! Часть IV
Александр (сухо). Вы не поняли. Уходите на-сов-сем. Я не хочу вас видеть более рядом.
Нарышкина. Понятно. Обиделись, значит, всё-таки… Ну ладно.
Уходит.
Александр (вдогонку). И мужа вашего заберите!
Перекрутка.
Зимний дворец. Гостиная. Вечер.
Константин (изумлённо). Ну дела… Слушай, ну только ты это… ты не вздумай слушать её бред! Она сама-то вон… пробы ставить негде! Да ну её в баню! Вконец зажралась…
Александр. Ну я решил, что если не смог удовлетворить её физических потребностей, то, по крайней мере, я приобщил к чтению.
Константин. Да. Сделал невозможное.
Александр (задумчиво). Так странно… Мы так давно с ней знакомы… и я как-то не ожидал, что оно вот так с ней выйдет. Я как раз наоборот думал, что оно с ней пойдёт.
Константин. Понимаю. Её все так нахваливали… Мария Антоновна, мол, такая-растакая! Избаловали её мужики, вот что!
Александр. Но в одном она права. Видимо, это действительно не моё. Надо смириться. Буду жить в воздержании. Чтобы больше никого не разочаровывать.
Константин. Погоди. Я тут отлучусь ненадолго… скоро приду.
Встаёт. Уходит.
Перекрутка.
Гостиная.
Ночь. Александр дремлет в кресле. Кто-то трясёт его за плечо. В гостиной стоит Константин. Рядом с Александром стоит молодой человек.
Константин (сбивчиво). Так… в общем, это… Я ничего не хочу говорить сейчас. Я просто оставлю это здесь… и уйду. И мы не будем это обсуждать.
Александр. Это кто?
Константин. Офицер Насенков. Из моего полка.
Александр смотрит на молодого человека. Тот смотрит на Александра. Краснеет. Опускает глаза.
Константин. Короче. Он из этих… ну, в общем… Из резерва. С трудом нашёл. Он не хотел сознаваться, но я пригрозил ему отрезать ухо, и он сознался, что он из тех…
Александр (с улыбкой). Так из тех или из этих?
Константин (недовольно). Из ваших, короче. Не бойся. Он не расскажет. (Грозно молодому человеку.) Ты ведь не расскажешь?
Офицер (испуганно). Ни в коем случае!
Константин. Вот. Он не расскажет. Я сейчас уйду и его оставлю. А потом часа через два приду и его заберу. И потом лично буду к тебе доставлять. Под контролем своим.
Александр встаёт. Подходит к молодому человеку. Смотрит ему в глаза.
Александр. Как вас зовут?
Офицер (тихо). Алексей.
Александр. Вот что, Алексей… Алёша, иди домой.
Берёт Константина за локоть. Отводит в сторону.
Константин. Слушай, ну ты чего! Я, знаешь, с каким трудом его уговорил?
Александр. Поверь, я оценил то, что ты сейчас сделал. Правда. Я этого не забуду. Но я прошу тебя: уведи его. И дай ему там денег… в общем. Ничего не будет.
Константин. Не понравился тебе? (Смотрит на офицера.) Вроде он ничего… но я-то в этом ничего не понимаю.
Александр. Он прекрасен. Но с этим покончено навсегда. Такую же ошибку, как с Наполеоном, я не допущу никогда. Я с ним и так… нагрешил по всем направлениям. Дальше некуда.
Константин. Ну, об этом не беспокойся. Если что, я тебя в аду прикрою. Договорюсь. Чертяки меня там давно ждут.
Перекрутка.
Глубокая ночь. Александр и Константин сидят в гостиной. На столе стоит пустая бутылка коньяка.
Константин. Ну смотри… если что, я его потом тебе искать опять не пойду. Если тебе приспичит.
Александр. Не приспичит. Откровенно говоря, мне вот всё ЭТО… в принципе, вообще никогда не было нужно.
Константин изумлённо смотрит на него.
Александр. Нет, не то чтобы я имею что-то против, но… Если уж по-честному, там же удовольствия минут на пять-десять! И что, вот ради этого вот столько шума? Есть столько прекрасных вещей, которые объединяют людей и через которые можно выразить любовь… Дружба там, цветы, книги!
Константин (медленно). Нет, ну я подозревал, что у тебя с этим… Странно как-то. Но я подумал: ну мало ли чо… Всякое бывает.
Александр. Мадмуазель Жорж знала, как называются такие, как я. Но она уехала. А я забыл.
Константин. То есть тебе это… не нравится или… (Осторожно.) Может, не получается? Может, тебе к врачу надо сходить или… У меня есть тут один сбор.
Александр (испуганно). Не надо мне твоих сборов! Я после того курса очищения от венерических болезней два дня не выходил из дворца… и из туалета. Не в этом дело. Не то что не нравится или не получается. Просто нет потребности. Раз в неделю… а ещё лучше – раз в месяц! А ещё лучше – раз в полгода! Просто во… (Показывает на подбородок.) с головой! Мне не надо больше.
Константин. Так и чего ж ты маялся там, в Вене, я не пойму? И вообще… голову всем морочил?
Александр (пожимает плечами). Да ты знаешь, как-то неудобно всегда было. От меня этого всегда ждали… бабушка там… потом ещё там разные… А мне как-то стыдно признаться было, что… не хочется. Нет, ну не то чтобы мне СОВСЕМ никогда не хотелось… Пару раз, я точно помню, хотелось. Даже не пару раз. Три раза, если точно. Но это какие-то особенные моменты были в жизни, знаешь…
Константин. Так, а с Наполеоном это что было…?!
Александр. С Наполеоном это было потому, что он… (Тяжело вздыхает.) Ну он очень настаивал. Ну а мне ж не жалко! Я не против. Должно же быть какое-то разнообразие в жизни. Выбор, так сказать… (Недовольно.) Вот Мария Антоновна выбрала чтение. С одной стороны обидно, конечно, но в общем… Ну и ладно. Пусть я бревно. В конце концов, я ещё и столяр.
Константин (задумчиво). А вот даже не знаю, сочувствовать тебе или завидовать…
Александр. Я и сам не знаю. Может, это всё и неправильно. Но я такой.
Константин. Ну чего… И хорошо!
Александр. Ну и всё..!
Встают. Расходятся.
Сцена 5
Санкт-Петербург.
Дорога до Министерства. Александр выходит из кареты. На лужайке перед Министерством стоят группы людей. У некоторых в руках цветы.
Александр (взволнованно). Не может быть… Может быть, всё-таки ещё не всё потеряно..?
Подзывает гвардейца.
Александр. Что это здесь за сборище? Эти люди ждут меня?
Гвардеец. Никак нет, Ваше Величество! Сегодня здесь расположился круг почитателей Елизаветы Алексеевны!
Александр (недоумённо). Императрицы? Что это ещё за круг? Никаких кругов! Все круги закрыть! (Недовольно.) Небось Карамзин их подбил.
Идёт ко входу в Министерство. К Александру подбегает почтальон из посольства. Кланяется.
Почтальон из посольства. Ваше Величество, разрешите посылку передать?
Александр. Что за посылка?
Почтальон. Из Вены. От господина Бетховена!
Александр (удивлённо). От композитора? Как интересно! Что это?
Почтальон. Это фортепианная пьеса-багатель!
Протягивает ему завёрнутый в бумагу пакет. На пакете записка: «От Бетховена к Элизе».
Александр (возмущённо). Это… Это моей жене, что ли?
Почтальон. Ну да.
Александр. Ну и неси ей! Мне зачем? Я это играть, что ли, ей должен?
Заходит в здание министерства. Его провожают осуждающие взгляды.
Голос в толпе. А ещё он берёзу выдрал! Тиран!
Перекрутка.
Самый Большой Зал заседаний.
В зале заседают министры всех внешних и внутренних дел, дворяне, генералы. В самом углу спряталось студенчество.
Трибуна. Позади трибуны стоят стулья. На стульях сидят Константин, Марьфёдорна, Сперанский. Заходит и робко присаживается на краешек стула Николай.
Заходит Александр. Смотрит на всех
Александр (про себя). И даже не думают вставать!
Встаёт за трибуну.
Александр. Господа… Я, конечно, рад вас видеть, но не так, как раньше. Подозреваю, что и вы испытываете похожие чувства. Долг и совесть велят мне объясниться. (Пауза.)
Я слышу упрёки за спиной,
Я вижу скошенные взгляды.
Я чувствую сердцем и душой,
Что больше видеть вы меня не рады…
Константин (тихо Марьфёдорне). О, плохо дело… Он заговорил стихами. Когда он говорит стихами, значит, он в сильнейших переживаниях.
Александр. Последний год я размышлял о многом. И вот что понял. Я обещал дать России свободу, равенство возможностей, счастье и благополучие. Но невозможно дать, господа, другому то, чего не знаешь и не имеешь сам. Я не могу дать вам свободы, потому что не знаю, что это такое. Я никогда не был свободен. Ни в чём. Я пытался с вашей помощью разработать всесторонний курс политического развития, но вы ушли от ответов на мои вопросы. На пути изменений каждый должен начинать с себя. Мы не изменим страну, пока не изменимся сами. Чтобы измениться, нам необходимо познать самое себя. И, как ваш государь, я собираюсь подать вам в этом достойный пример. Я отправляюсь на поиски. Себя. Своего пути. Я сообщу вам, когда что-то найду. Если найду…
Сходит с трибуны. Идёт мимо рядов. Останавливается напротив молодого человека. Смотрит на него.
Александр (дружелюбно). А, Апокалипсис, и ты здесь? Прошёл всё-таки… ну-ну… Сиди. Так и быть.
Уходит. В зале стоит мёртвая тишина.
Перекрутка.
Зимний дворец.
Марьфёдорна, Константин, Сперанский бегут за Александром по Зимнему дворцу. На шум выглядывает Елизавета Алексеевна.
Константин. Саша, что за речь? Ты всех растревожил!
Марьфёдорна. А главное, взял и ушёл! А нам потом пришлось собрание заканчивать и объясняться… Что за манера у тебя такая! Бросать всё посередине и уходить!
Сперанский. Александр Павлович! Постойте! Ваша речь, она… она произвела сильное впечатление, и в ней, безусловно, есть смысл, но…
Александр (возмущённо). Опять «но»! Михаил Михайлович… Ничему вас жизнь не учит! Я вам дал второй шанс, а вы опять со мной спорите!
Сперанский. Я с вами согласен! Со всем, что вы сказали! Но не стоило об этом говорить… там. То есть о ваших душевных исканиях и поиске себя. Как людям это понимать? Они ждут, что вы дадите им хорошую жизнь.
Александр (в отчаяньи). Я не знаю, что для них – хорошая жизнь! Я даже не знаю, что такое хорошая жизнь для меня! Мне бы с собой разобраться… со своей жизнью! У меня проблемы!
Сперанский (успокаивающе). Право, ну не принимайте близко к сердцу слова Марии Антоновны..!
Александр (возмущённо Сперанскому). Так! Вот что я вам скажу. Я правлю Россией не первый год! Я был много где. И единственный однозначный вывод, к которому я пришёл…
Все. Какой?
Александр (в ажиотаже). Что все люди – мерзавцы и негодяи! Да! Да и я в том числе!
Захлопывает дверь. Все переглядываются.
Марьфёдорна (спокойно). Ну что же, пусть Саша ищет, что ему надо… главное, что, по крайней мере, я теперь знаю, что искать надобно мне…
Елизавета Алексеевна. Что, Марьфёдорна?
Марьфёдорна. Порошки, которые не принимал Павел Петрович. Надобно заранее начать Саше их давать.
Уходит. Елизавета Алексеевна испуганно смотрит на Константина.
Елизавета Алексеевна. О чём она? На что этот намёк?
Константин. На то, что мне, пожалуй, стоит временно переехать к вам сюда, во дворец. Чтобы в случае, ежели он бросаться на людей с палкой начнёт, было кому его сдерживать. Ибо матушка отца ещё могла бы как-то скрутить в случае чего, а вы против Саши как бабочка против… не знаю… лошади!
Уходит. Елизавета Алексеевна смотрит на Сперанского.
Сперанский. А я тоже пойду… от греха подальше. А вы мужайтесь. Мужайтесь! Я с вами… мысленно.
Уходит. Елизавета Алексеевна смотрит на закрытую дверь. Неуверенно стучит. Дверь открывается.
Александр (недовольно). А вам чего понадобилось? Может, развод дать?
Елизавета Алексеевна. Нет, я просто так к вам пришла. Почему бы и не прийти?
Александр. Нет, вы ко мне приходите только, чтобы сообщить, что я делаю что-то не так!
Смотрят друг на друга.
Александр (помолчав). Ну вы хоть не убежали, как они. Не испугались?
Елизавета Алексеевна. Вас? Нет. Вы ничего плохого не сделаете. Я же вас знаю.
Александр (вздыхая). Ну что же… а я вот себя не знаю. Надо ещё разобраться.
Закрывает дверь. Через секунду снова открывает. Протягивает ей свёрток.
Александр. Это вам. От Бетховена.
Сцена 6
Зимний дворец. Покои Елизаветы Алексеевны.
Елизавета Алексеевна пишет письмо матери.
Текст письма:
«Дорогая матушка, меня очень тревожит состояние моего мужа. Я полагала, что после Вены наши отношения начали налаживаться, но он, как в Россию вернулся, так впал в тоску.
Для меня это состояние привычное, но императору оно совсем не к лицу. Теперь все грустят вместе с ним. Но самое странное, что чем более странно он себя ведёт, тем сильнее меня к нему тянет. Он теперь совсем не такой, как раньше. Он весь такой загадочный и неприступный… и я не знаю, как к нему самой подступиться. Одним словом, я, как обычно, самая несчастная тут в России.
Но как ни странно, есть и хорошие новости. Он наконец-то прогнал эту наглую швабру Марию Антоновну, чтоб ей пусто было!»
Зачёркивает: «наглую швабру». Улыбается.
Прерывается из-за шума. Выходит в коридор. Идёт по коридору. Заходит в гостиную. В гостиной ругаются Мария Антоновна и Александр. В углу на стуле скромно сидит Нарышкин. Стоят чемоданы. Посередине, на стульчике, с книжкой в руках, сидит белокурая девочка.
Александр. Нет-нет! Я передумал! Я её не отпущу! У вас есть ещё дети, а она – всё, что у меня осталось!
Нарышкина (закатив глаза). Боже! Но это не ваша дочь!
Александр (упрямо). Ну и что? И не его. (Показывает на Нарышкина.) Пусть тогда она сама выбирает, кто из нас двоих будет её отцом!
Нарышкин. Правильно. Сонечка, с кем ты хочешь остаться?
Девочка откладывает книгу. Поднимает на всех большие голубые глаза. Слезает со стульчика, подходит к Александру и обнимает.
Нарышкин (радостно). Прекрасный выбор!
Нарышкина подходит к Александру.
Нарышкина. Слушайте… Зачем это вам? Девочка не от мира сего… она больна. Я боюсь, как бы она не ушла в мир… другой..!
Александр. Это потому, что вы плохо о ней заботитесь! Вы её не любите! А я люблю!
Обнимает девочку.
Нарышкина. Но я её мать! Вы что же, отберёте ребёнка у матери? Вас отобрали у вашей матери, и вы теперь так же поступите?
Александр молчит. Опускается на одно колено перед девочкой. Гладит по волосам. Целует в лоб.
Александр. Езжайте. Вы отобрали у меня всё. И ещё бревном обозвали. Вот ваша благодарность за моё добро к вам двоим.
Уходит. Проходит мимо Елизаветы Алексеевны. Смотрит на неё.
Александр (задумчиво). А знаете… Соня на вас похожа даже больше, чем на меня. Как это могло так произойти, что Мария Антоновна родила нашу с вами дочь?
Елизавета Алексеевна (грустно). Надо было тогда вас послушать… и забрать её к себе воспитывать.
Александр. Вот именно. Я как чувствовал! Я предвидел, что у меня отберут мою дочь!
Уходит.
Нарышкина (беря чемоданы). Он сходит с ума! Вы в курсе вообще?
Елизавета Алексеевна (с улыбкой). Валите отсюда, Мария Антоновна, иначе я вам волосы повыдираю.
Нарышкина берёт чемоданы. Пожимает плечами. Уходит. Следом за ней с остальными чемоданами уходит грустный Нарышкин.
Перекрутка.
Покои Александра.
Александр заходит в свои покои. На столе стоит клетка со скворцом.
Скворец (видит Александра). Виват, Романов! Виват, Романов!
Александр грустно смотрит на скворца. Берёт платок и накрывает клетку.
========== СЕЗОН 4 Сцены 7–8–9–10 ==========
Сцена 7
Санкт-Петербург. Заброшенный особняк на окраине города.
Тайное собрание членов антиправительственной организации «Союз спасения».
Подвал. В подвале горят свечи. В центре подвала, в кругу, сидят молодые люди в мантиях и капюшонах. В центре стоят Павел Пестель и Муравьёв-Апостол.
Пестель. Итак, цель нашего «Союза» проста и благородна. Спасти отечество.
Муравьёв-Апостол. И Елизавету Алексеевну.
Пестель. И для этого необходимо свергнуть императора-узурпатора.
Муравьёв-Апостол. Мужеложца, западника и антихриста.
Пестель (поучительно). Насчёт антихриста не доказано. Не стоит обвинять человека во всех грехах.
Голос из круга. У антихриста нет грехов! Он сам есть олицетворение греха.
Муравьёв-Апостол. Неважно. Император должен пасть.
Голос из зала. Как его отец?
Пестель. Ни в коем случае! Не сравнивайте то отвратительное подлое преступление, совершённое трусами и мерзавцами, и наше благородное дело. Император должен быть заключён под стражу, подвергнут суду и лишён всех полномочий.
Голос из круга. А если… суд его оправдает?
Пестель. Всё равно лишён.
Голос из зала. И кто будет вместо него?
Пестель. Это мы решим. Голосованием. В принципе, я не против Романовых. Главное, чтобы была принята Конституция.
Муравьёв-Апостол. Предлагаю сделать императрицей Елизавету Алексеевну. Она умна, благородна, чиста и непорочна.
Все. Хорошая мысль!
Пестель (с сомнением). Ну не зна-а-а-аю… Она женщина.
Муравьёв-Апостол. А что ты имеешь против женщин?
Пестель. Против женщин ничего не имею. Я против того, чтобы женщины правили государствами. К тому же, когда мы казним императора, она может расстроиться. Говорят, она любит его. У женщин на первом месте чувства.
Муравьёв-Апостол. Как и всякая совершенная женщина, она преданна своему мужу, даже если он антихрист…
Пестель. Опять ты… не надо называть его Антихристом! Что за мракобесие?
Голос из круга. Если на его стороне тёмные силы зла, дело плохо.
Пестель. Пусть на его стороне силы зла. Зато на нашей стороне сила правды!
Муравьёв-Апостол. Предлагаю переименовать наш союз в… «Союз спасения России и Елизаветы Алексеевны».
Все одобрительно гудят.
Пестель (на ухо). Ты неравнодушен к ней, что ли?
Муравьёв-Апостол (шёпотом). Есть такое. Я бы предпочёл вызвать его на дуэль и убить, но он не придёт, потому что мы неравны. Поэтому придётся идти другим путём.
Пестель. А теперь, братья, возьмёмся за руки!
Встают на колени. Берутся за руки. Поют песни.
Перекрутка.
Члены тайной организации выходят из особняка. Павел Пестель и Муравьёв-Апостол идут рядом. К ним подходит один из членов Общества.
Член общества. Я с вами согласен во всём, кроме одного.
Пестель. Чего же?
Член общества. Императора надо убить. Так надёжнее.
Пестель. Не будем мы никого убивать! Это фу… и не соответствует идеалам и принципам благородного человека.
Член общества (разочарованно). Да? Ну ладно. Пойду кому-нибудь другому предложу.
Уходит в темноту.
Сцена 8
Санкт-Петербург. Министерство.
Кабинет императора. Сперанский стоит перед кабинетом. Секретарь пишет. Люди бегают туда-сюда.
Сперанский. Я к государю. (Шёпотом.) Ну как он?
Секретарь (шёпотом). Их Величество ежедневно с новым настроением. То они пребывают в христианнейшем смирении, то преисполнены ко всему отвращением. Сегодня, может, чего нового придумают.
Перекрутка.
Александр в чепце, халате и сапогах стоит за столярным станком. Заходит Сперанский. Видит Александра.
Сперанский (растерянно). Ваше Величество… Что, э-э… Что вы делаете… на этот раз?
Александр. Деревянный слуховой аппарат.
Перестаёт строгать, вытирает руки, садится в кресло.
Александр. Вы всегда меня застаёте за чем-то своеобразным, вы не находите?
Сперанский. Все обеспокоены вашим… самочувствием. (Разглядывает его.) И вашим внешним видом.
Александр. О, ну что вы, не стоит переживать. Знаете, эта одежда намного комфортнее! И строгать в ней удобно. И вообще, я нахожу, что постоянное ношение мундира вредно для здоровья. Сперанский, вы не находите, что мужчины и женщины терпят ужаснейшие неудобства в одежде почти ежедневно! Ради чего, спрашивается?
Сперанский. Вы полагаете, всем стоит ходить на службу в халатах? А проводить совещания где? Может быть, в бане?
Александр. Нет, конечно. Халат – моя привилегия. Хотя опыт венского конгресса говорит мне, что самые важнейшие соглашения заключаются в самых неожиданных местах. Ладно. (Смотрит на Сперанского.) Вам чего надо на этот раз?
Перекрутка.
Кабинет императора. Сперанский входит в кабинет. Александр в шароварах и фартуке лепит глиняный горшок.
Сперанский. Я вижу, что вы заняты. Я потом зайду.
Перекрутка.
Министерство. Кабинет Александра. Заходит Сперанский. Александр в широких штанах и рубашке сидит и чинит рыболовную сеть.
Сперанский. Собрались ловить рыбу, Ваше Величество?
Александр (подняв голову). Нет, не рыбу.
Сперанский. А кого?
Александр. Медведя. Белого. Хотите со мной?
Сперанский. Я лучше потом зайду…
Перекрутка.
Министерство. Снова кабинет Александра.
Сперанский. Все обеспокоены тем, что вы совсем не занимаетесь государственными делами.
Александр (кладёт ноги на стол). Я же предупредил. Я ищу себя. Я занимаюсь собой. Надо всегда начинать с себя!
Сперанский (осторожно). И как успехи? Нашли… что-нибудь?
Александр. Я склоняюсь к тому, что мне следовало родиться крестьянином. Мне близок простой, мирный рабочий труд. Я люблю природу. Милых животных. Картошку на сале и самовар с вареньем. И баню.
Сперанский. Кстати, насчёт крестьян.
Александр (перебивая). Всё, я вас отправляю в Сибирь.
Сперанский (в шоке). Что? Как? Вы меня высылаете в Сибирь? О господи, за что на этот раз?!