Полная версия
Протагонист
Ася Володина
Протагонист
© Володина А.
© ООО «Издательство АСТ»
Художественное оформление – Елизавета Корсакова
В книге цитируются фрагменты древнегреческих трагедий в переводе Иннокентия Анненского (Еврипид), Сергея Шервинского (Софокл) и Соломона Апта (Эсхил).
* * *Список масок
Бледная, с взъерошенными волосами – маска женщины с печальным выражением лица.
Остриженная дева – бледная девушка с коротко стриженными волосами.
Молодая женщина – отличается отсутствием бледности.
Безбородый – маска самого пожилого героя трагедии. Белые волосы на возвышении, гладковыбритое лицо, вытянутые щёки.
Вторая остриженная дева – не имеет локонов, как будто ее часто преследуют несчастья.
Бледный – худой мужчина с нездоровым лицом и взъерошенными волосами.
Девочка – детская маска, которую носит любая молоденькая девушка.
Менее бледный – бледность объясняется недугом, иногда любовным.
Кожаная – женщина средних лет.
Пролог
Ночь. Общежитие Академии.
Голубь садится на подоконник. Делает шажок в сторону распахнутого окна. Заглядывает внутрь.
Осмелев, в поисках еды перелетает на стол, разделивший напополам и без того узкую комнату.
Порыв ветра раскидывает листы бумаги со стола. Остается лежать лишь один, прижатый круглыми очками.
Сбоку на столе смартфон. Точно почуяв жизнь вблизи, он заливается отрывистым будильником с вибрацией.
Голубь вспархивает и улетает прочь. На листке остается белое пятно.
За стеной раздается крик. В окне соседней комнаты загорается свет. Передавая друг другу эстафету, зажигаются остальные окна.
В комнате на одиннадцатом этаже смартфон срывается на пол. Звук приглушается, но не затихает.
Ручка двери ходит вверх-вниз. Ключ сидит в замке не плотно, снаружи его будто выталкивают. Наконец он выскакивает и падает. Щелкает замок, дверь распахивается. В комнату врывается долговязый парень в джинсах. Озирается и подходит к окну. Выглядывает наружу.
Будильник продолжает звенеть.
На часах 4:30.
Агон: терпеть
Маска: бледная с взъерошенными волосами
На меня теперь Эллада, вся великая Эллада
Жадно смотрит; в этой жертве беззащитной и бессильной
Всё для них: попутный ветер и разрушенная Троя…
Еврипид, «Ифигения в Авлиде»Ирина, это ваш шанс
Мальчик хочет как лучше. Мальчик кидает шмат булки утке, едва не попадая ей в голову. Утка наклоняется к мякишу, пытается ухватить, но не выходит: слишком большой. Отплывает в сторону. Мальчик вытаскивает из кармана печенье, кидает и его тоже. Утка не обращает внимания. Мальчик злится и кричит на утку. Глупая! Не понимает, что ей дают лучшее! Мальчик еще не знает, что уткам нельзя сладкое, что его, мальчуковое, «лучше» – для утки яд. Как, возможно, ядом окажется и уткина еда для мальчика. У мальчика и утки разные «лучше».
Заметно похорошевший парк сейчас вызывает только раздражение. Вокруг пруда фланируют мамы с колясками и переругиваются владельцы разнокалиберных собак. Чихуахуа бросается на двортерьера с оголтелым лаем, тот пятится за хозяйку, уткнувшуюся в телефон. «Лиана, положи каку, фу-фу-фу!» Лиана-девочка или Лиана-собачка? Кто ж теперь разберет. Это у нас во дворе гуляли Насти, Маши, Тани, Иры…
Ирина, это ваш шанс
Сколько шансов, что Мила окажется Мелисандрой, а не Людой, а Даня – так и вовсе Дейнерис? В тридцать пять самое время откапывать внутреннюю бабку а-в-наше-время-было. Разве я ее закапывала? Придираюсь к каждому столбу. Поэтому и препод.
Поэтому ли? Почему люди вообще становятся преподавателями? Возможно, это всего лишь способ сохранить свою жизнь неизменной? Работать в том же университете, что и училась, зимой каникулы, летом отпуск. Жить с мамой в той же квартире, где и родилась, в доме, что уже двадцать лет как ждет сноса, так что смысл брать ипотеку, Ириша, вот-вот разменяемся, а смысл менять работу, вот-вот высвободится окошко для аспирантуры, как-нибудь всё образуется, как-нибудь сложится само, само – повторяешь, врастая в уютную коробку мещанского райка.
Ирина, это ваш шанс
Gib jedem Tag die Chance, der schönste deines Lebens zu wеrden.[1]
На день рождения первокурсники подарили такой мотивационный блокнот из книжного ларька в цокольном этаже и коробку австрийского марципана «Моцарт». Едва сдержалась, чтобы не спросить, знают ли они, во сколько Моцарт умер.
Он хотя бы успел нажить что-то большее, чем кризис среднего возраста.
Тридцать пять – это средний возраст или нет? Ниже проходного балла, однозначно. Сколько я ему поставила за последний зачет? Столько и поставила: 35 из 100.
Ирина, это ваш шанс
рассказать свою версию
ваше видение ситуации
защититься
ваше руководство этого делать не станет
сами знаете
Знаю.
вы не хотите разговаривать, я понимаю
но и вы поймите
материал выйдет в любом случае
с вашим комментарием или без
напишите мне
Звонок с неизвестного номера. Так быстро нашли мой телефон? Сбрасываю.
Фейсбук предлагает поделиться новостями. Уважаемый Фейсбук, sei so nett[2], иди-ка в Аrsch[3] со своими предложениями.
Мальчика с булкой нет. Куда он мог подеваться? Где его мама?
Поднимаюсь с лавки и подхожу к воде. Утка подплывает ближе. Рядом плавает выгоревшая до серости маска. Наклоняюсь и пытаюсь вытащить ее из воды. Телефон вибрирует. Поскальзываюсь, падаю на колени в мокрую траву. Телефон вылетает из кармана и идет на дно.
Плевать. Тянусь и вытаскиваю маску одним пальцем. Выбрасываю в урну. Флора и фауна спасены ценой телефона, можно поставить плюсик в карму. Сколько же плюсиков теперь придется собрать, чтобы на том свете мне натянули хотя бы оценку «ладно», которая вернет меня на пересдачу жизни, пусть бы даже и ленивой откормленной уткой в московском пруду?
В сумке жужжит планшет. Сообщение в телеграме.
Карающей руке не нужен телефон.
Ирина, вас беспокоят из деканата. Перезвоните. Это срочно.
Еще с утра это был нормальный день. Не Schönste[4], но и не Scheiße[5] же!
Gib jedem Tag die Chance, der schlechste deines Lebens zu wеrden.[6]
Вот бы отмотать всё назад.
Тринадцать минут до звонка.
«Автобус прибывает», твердит приложение. Прибывает уже пять минут как.
Телефон показывает, как автобус подъезжает к остановке, а затем усылает его за угол: этот уровень реальности не пройден, повторите заново. Реальность не поспевает за приложением или приложение за реальностью? Ведь так же и моя копия может подходить к Академии, а потом снова оказываться на остановке: картинка и реальность расходятся, как застрявшее изображение и звук в Zoom.
Наконец автобус выплывает из-за угла, синхронизируясь со своим аватаром. Медленно тормозит, медленно останавливается, медленно сминает двери, медленно заглатывает людей в спущенных масках и без всяких перчаток.
К водительской кабинке прорывается женщина.
– До диспансера идете?
Водитель не обращает на нее внимания, но женщина продолжает выстукивать острым ноготком в окошко, пока сидящий впереди дедок не рявкает:
– Да идет он, идет! – Бьет зонтом-тростью в пол и косится на часы – наверняка коллега.
Двери наконец выпрямляются, и автобус плетется от одной остановки к другой. Над кабиной водителя красным бежит строка «Носите маски!», затем буквы сминаются, сбиваясь на иероглифы. Наконец, на табло возвращается время.
Одиннадцать минут до звонка.
Остановка раз.
Остановка два.
Остановка три.
Академия.
Здесь высаживается большинство пассажиров. Мне же ехать до следующей, чтобы зайти со второго входа. Только бы светофор…
Красный.
Шесть минут до звонка.
Двери расползаются. Выскакиваю первой. Дедушка с тростью выходит вслед за мной.
Зеленый. До конца перехода семь секунд.
Срываюсь и перебегаю дорогу. Ставлю ногу на тротуар в последний миг. Не нарушила – хорошо.
Спускаю маску. Стараясь дышать как можно глубже, захожу в корпус. Возможно, заходит та самая копия, которая смогла. Возможно, где-то есть та копия, которая смогла больше: окончить аспирантуру, получить старшего или даже доцента. Эта же копия – промахнулась автобусом, отключилась в пути, а проснулась в депо посреди ночи, когда водители давно разбежались по домам, по семьям, которые у них-то есть, так что копия сидит в депо и ждет, когда же ее наконец вернут на правильную остановку. Поэтому спать нельзя, ведь стоит только закрыть глаза, как проскочит семнадцать лет: семнадцать лет одного и того же автобуса, одной и той же остановки, одного и того же входа, так что могу дойти с закрытыми глазами, но не стану, потому что стоит только прикрыть глаза, как проскочит семнадцать лет, а потом еще семнадцать лет, пока из Академии не выйдет старуха, не сорвет с груди орден «За выслугу лет», и не истлеет там же, на ступеньках у главного входа – никем не забытая лишь оттого, что никем и не замеченная.
Пока орденов мне не выдали, срывать нечего, так что натягиваю маску, на руки – тонкие медицинские перчатки.
Подставляю карточку и смотрю в экран.
– Ошибка идентификации.
Стягиваю маску.
«Нормальная температура 32,5» – высвечивается на тепловизоре. Обычно 32.
– Успешная идентификация.
Две минуты до звонка? Неправда. Часы напротив входа спешат. Так уж здесь принято: подгонять отстающих. Опоздания фиксируются на проходной по карточкам: штраф автоматом списывается с зарплаты преподавателей и баллами – с рейтинга студентов.
Четыре минуты до звонка.
Бесконечный коридор, потом лестница: один пролет, второй, третий. На проходе встревают студенты – в корпусе осталась едва ли треть, а всё равно толпятся. Шикаю «молодылюдь» и проскальзываю к кафедре. Закрыто.
Три минуты до звонка.
Засовываю ключ в замок, проворачиваю и захожу. Свет не горит, компьютеры выключены – лаборантки еще нет. Пшикаю на перчатки санитайзер – по протоколу.
Кофе или туфли? Кофе: переобуться не успею. Включаю кулер. Лампочка загорается, но он не торопится просыпаться. Стягиваю с носа маску, раздеваюсь и сыплю в свою побитую временем чашку растворимый кофе.
Две минуты до звонка.
Наливаю чуть горячую воду из дремлющего кулера. Делаю медленный глоток и морщусь. Кислая гадость, но без нее никак: утренний кофе выветрился еще по дороге. Спала сколько – три, четыре часа?
Минута до звонка.
Выпиваю в три глотка. Открываю окно, делаю последний длинный вдох и натягиваю маску. Выхожу, захлопываю дверь и спешу в кабинет двумя этажами выше. По коридору идет девушка в маске, заглядывая в кабинеты, – студентка, которая потеряла аудиторию, или дежурная, которая следит за соблюдением масочного режима? Сначала они следили за опозданиями, теперь за масками, – что дальше? Полезут в аккаунты в соцсетях?
Очки снова запотевают. Спотыкаюсь на лестнице, почти падаю, но успеваю ухватиться за перила. По свежекупленным колготам пробегает ехидная стрелка. Выругиваюсь – мысленно, конечно же. Брань в стенах Академии под запретом.
Захожу в аудиторию.
Звенит звонок.
Девяносто минут до конца.
Кнопка на мониторе подмигивает в тиши. Не выношу эту аудиторию: слишком большая для целой группы, не то что для меня одной. Расставленные полукругом пустые столы и стулья выглядят тревожно-выжидающе, как будто гадают: пара отменилась, аудитория поменялась или пришел всеобщий карантин? Но нет, сегодня всего лишь очередной гибридный день, когда пары в Zoom комбинируются с очными. Никак не привыкну – даже слово «гибрид» навевает милитаристские ассоциации.
Снимаю маску и захожу в конференцию – пусто. Мои солдаты засели по окопам и не рвутся в бой. В телеге падает сообщение от Жени, старосты: не удается войти. Снова копирую ссылку, скидываю, жду.
Восемьдесят семь минут до конца.
Включаю запись видео. Рядом с моим портретом уже давно не боттичеллиевской женщины с растрепанными рыжими кудрями выстраивается галерея заспанных лиц. Всего восемь штук, я – девятая, хотя должна быть десятой.
– Guten Morgen also. Aber wo ist Nikita denn?[7]
Женя появляется в режиме докладчика.
– Er ist abwesend.
– Fehlt er entschuldigt?
– Weiß nicht.[8]
В пятницу. В пятницу у него был час. Час на то, чтобы закрыть долги за этот семестр и получить консультацию перед завтрашней пересдачей, пересдачей последней – с комиссией.
– Sagen Sie ihm, dass ich auf ihn warte.[9]
Никита – солдат контуженный, угодивший в воронку олимпиадников, которые поступают по предметам и, не успевая поплавать, тонут на языках. Пропустил пару – не понял домашнее задание – решил не идти – снова не понял – не сделал – пропустил. Дорожка всегда одна и та же. Кто-то из коллег идет на уступки, позволяя пересдавать долги, откладывая сроки выполнения заданий, но это лишь удлиняет дорожку, не меняя пункта назначения. Что же до нашей кафедры, то лозунг Ordnung muss sein[10] висит на стенде у входа.
– Also beginnen wir. Wer will der erste heute sein?[11]
Как и всегда, первой звук включает Женя. За ее спиной сосредоточенно тащит грузовик по стене маленький брат – сколько ему уже, года три-четыре?
Отправляю в чат остальным ссылку на упражнения по пассивному залогу и жестом показываю Жене: покрутись. Она послушно вертит головой, открывая уши без наушников. В рамке зума Женя с ее резкими, чуть неправильными чертами лица и геометричной короткой стрижкой напоминает портреты кубистов – не Пикассо, а, скорее Глеза. Включает демонстрацию экрана, прикрывает глаза обеими руками и отвечает тему:
– «Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik» ist ein Werk…[12]
Всегда заучивает наизусть, как и советую. Всегда отвечает первой. Чтобы зафиксироваться в статусе лучшей ученицы или чтобы не выглядеть хуже Арсения?
Женя заканчивает и отрывает ладони от лица. Ответ хороший, но не безупречный: падежи сбиваются, согласование времен слетает, связки теряются. Перечисляю ее ошибки и пишу в личный чат: 88.
Хмурится, но не спорит. Конечно, можно дотянуть и до 90, до пятерки, – но это не так уж честно по отношению к остальной группе: Женя поступила к нам со знанием языка, так что натягивать ей – nicht richtig[13].
– Beginnen Sie jetzt Übungen zu machen.[14]
В кадр влезает ее брат с игрушкой.
– Entschuldigung![15] – Камера выключается, затем Женя появляется вновь – уже в пустой комнате.
Восемьдесят минут до конца.
– Dmitri? Antworten Sie?[16]
Взъерошенный, явно только что проснувшийся Дима в оранжевой толстовке с надписью. Говорит путано, бессвязно, то и дело косится в сторону – может, и правда вспоминает, но, скорее, подглядывает в соседний гаджет. Дожидаюсь пятого предложения, откладываю блокнот и качаю головой:
– Sie sind nicht bereit.[17]
Дима меня не слышит – или делает вид. Как же раздражает это опоздание реплик: то ли ты говоришь в пустоту, то ли ты пустота и есть. Повторяю. Он кивает и смущенно улыбается.
– Antworten Sie morgen noch einmal. Sie kennen meine Regeln.[18]
Завтра он ответит, но оценка будет на 10 баллов ниже. Дима учится плоховато, но заветный рубеж в 70 баллов всё же переползает. В отличие от Никиты, которому стоило всего лишь постараться. Was für eine Enttäuschung![19] На пересдаче так и сказала: своим дарованием вы распоряжаетесь крайне бездарно. Обиделся – вот и не пришел.
Семьдесят пять минут до конца.
– Nikita ist noch nicht da. Ist er gesund?
– Keine Ahnung, – бурчит Женя.
– So, der nächste ist Arseni, jah? [20]
Арсений включает видео, и раздаются смешки: на фоне мем с собакой в огне «This is fine». Качаю головой: «Darf nicht!»[21] Меняет фон, ставит Брейгеля. Задирает голову вверх и отвечает тему, разгоняя фон руками. Вдруг бросает взгляд вниз и сбивается.
– So?[22] – подгоняю.
Молчит.
– Ирина Михайловна, – раздается непривычно высокий голос Жени.
Все студенты включают видео.
– Was ist los?[23]
Женя отрывает руку от губ и произносит:
– Nikita ist nicht… gesund.[24]
– Hat er dieses Coronavirus?[25]
Так, группу в любом случае отправят на карантин, а преподавателей? Как же это всё не вовремя…
– Nein.
– Aber was?[26]
Семьдесят минут до конца.
В дверь Жениной комнаты стучат. Она вскакивает, открывает – мальчик тут же лезет к сестре на руки. Женя садится с братом на место и, видимо, удерживает его слишком крепко. Он вырывается, но сестра будто этого не замечает. Мальчик заходится в крике. Женя всхлипывает, но всё еще не отпускает его. Остальные студенты сидят с выключенным звуком, так что плач Жени и ее брата заполняет всё пространство аудитории, эхом отскакивая от стен. Отключаю Жене звук, и она вылетает из конференции.
Шестьдесят восемь минут до конца.
Звук включает Дима и выходит в режим докладчика.
– Ирина Михайловна, вы только не подумайте… Мы на вашей стороне…
Лицо Арсения на панели сбоку кривится – как будто… в осуждении?
В чат падает ссылка на новостной сайт от Арсения.
– Что это?
Молчание.
– Ребят, если это какая-то шутка…
Молчание.
Открываю.
СТУДЕНТ АКАДЕМИИ
ПОКОНЧИЛ С СОБОЙ ИЗ-ЗА СЕССИИ
В ночь с воскресенья на понедельник студент философского факультета Академии Буянов Н. 2001 г.р. выбросился из окна 11 этажа общежития. Студент оставил предсмертную записку, в которой обвинил в своей смерти деканат философского факультета и лично преподавательницу немецкого языка…
Читать дальше
Фотографии нет. Хорошо, что фотографии нет.
Завершить конференцию.
Завершить конференцию для всех.
Выключить компьютер.
Зайти на кафедру.
Взять пальто.
Запереть дверь.
Выйти из здания.
Увидеть машину с надписью «Следственный комитет».
Увидеть мужчину, выходящего из машины с надписью «Следственный комитет».
Увидеть мужчину, идущего ко мне от машины с надписью «Следственный комитет».
– Скажите, это главный вход?
Кивнуть.
– Девушка, вы бы оделись все-таки… И так люди мрут от заразы.
– Зараза – это я.
Он не услышал.
Вдохнуть.
Вдохнуть.
Вдохнуть.
Маска всё еще на столе.
Отчего же мне не вдохнуть?
Маска: остриженная дева
Но в бурю лучше плыть, спустивши парус.
Зачем пытаться наносить удар,
Когда нет сил?
Софокл, «Электра»Медленный вдох. Один, два, три.
И медленный выдох. Один, два, три, четыре, пять, шесть.
Попробуй удлинить вдох до четырех, а выдох до восьми.
Делай это естественно. Не принуждай себя.
Каждый вдох помогает тебе почувствовать границы своего тела.
Каждый выдох расслабляет и отпускает его.
Со временем ты сможешь увеличивать выдох до десяти.
Повторяй эту технику каждый раз, когда теряешь ощущение покоя.
Помни, что можешь найти его в паузах между вдохом и выдохом.
Спасибо тебе за эту медитацию.
Хорошего тебе дня.
…Восемь. Девять. Десять. Вдох. Наконец-то.
Приложение поздравляет с тридцатым завершенным сеансом и напоминает, что подписка заканчивается через две недели. Надо бы продлить.
Поверх окошка выскакивает сообщение от начкура.
Женя, ты в курсе ситуации с Буяновым?
Да
Нужно написать некролог
На сайт и для стенда
Почему я?
Написать может кто угодно из группы
Мне неважно
Пришли ты
Ты же староста
Ты же староста.
Ты же должна
знать расписание и ведущий профессорско-преподавательский состав
своевременно передавать информацию из деканата
оповещать о сроках выполнения заданий
собирать зачетные книжки и ведомости
неукоснительно следить за посещаемостью и поведением одногруппников
отслеживать порядок в группе и разрешать конфликтные ситуации
фиксировать выполнение рабочих обязательств со стороны профессорско-преподавательского состава
являть собой пример образцового поведения
Суицид – достаточно уважительная причина?
Женя, не будьте формалисткой: надо видеть шире, вчитываться в написанное, а не повторять прочитанное, говорит тебе Софья Львовна, репетитор по литературе. А ты объясняешь, что Раскольников убил старуху из-за денег, ведь так – в тексте.
Они всегда так.
Просят отвечать по тексту, но на деле – не по тексту.
Просят выполнять правила, но на деле – правила обходить.
При этом те, кто обходит правила, обходят и тебя тоже.
Например, Арсений, который не закрывает глаза, отвечая текст.
Женя, ты поняла?
Да
Ты же должна писать некролог.
Никита Буянов…
…трагически…
…ушел…
…погиб…
…покинул…
Никита Буянов трагически…
Женя, да, пока не забыла
Напиши про игру обязательно
Что он поступил по ней
Пора посмотреть хоть один выпуск.
«Буянов Умнейшему».
Открылось видео с яблоком на заставке.
Дорогие зрители, я рад вас приветствовать в первом полуфинале 25-го юбилейного сезона передачи «Умнейшему». Напоминаю вам, что по итогам игры девять счастливчиков смогут пройти на бюджетные места в лучшее учебное заведение страны – в Академию! Я рад представить вам нашего сегодняшнего судью – бессменного руководителя философского факультета Академии Аникеева Василия Евгеньевича. Особенно приятно видеть его у нас в гостях в юбилейном сезоне, поскольку Василий Евгеньевич – добрый друг нашей передачи, который 25 лет назад и предложил ректору опробовать телевизионный формат конкурса на поступление.
Итак.
Сегодня на дорожки выходят:
Никита Буянов,
Кира Вишнецкая,
Альбина Макеева.
А тема нашей игры – Древняя Греция. По случаю юбилея, я повторяюсь, 25-летнего юбилея, мы обращаемся к месту, где зародилась первая Academia.
Итак, наши участники уже встали на свои дорожки по результатам жеребьевки в предыдущем туре: Буянов Никита занимает красную дорожку, а это значит, что он не имеет права на ошибку; Альбина Макеева находится на желтой и может ошибиться лишь раз, а Кира Вишнецкая оказалась на самой длинной, но и самой безопасной зеленой дорожке, которая дает возможность ошибиться дважды.
– Никита, мы начинаем с вас. Выбирайте тему: спорт, театр, война, закон.
– Спорт.
– Превосходный выбор, я бы даже сказал, поистине мужской. Говорю об этом неслучайно, ведь вопрос у меня гендерно специфический, я бы даже сказал, в чем-то сексистский. Как известно, Олимпийские игры зародились именно в Древней Греции, однако женщинам участвовать в них запрещалось. Какая альтернатива была у женщин во время проведения Игр?
– Если не ошибаюсь, у женщин были свои отдельные соревнования. По бегу.
– Не ошибаетесь. А кому были посвящены эти соревнования?
– Я помню, что в них чаще всего побеждали спартанки, поскольку именно в Спарте мальчиков и девочек физически воспитывали одинаково строго…
– Верно, верно, но вы не ответили на мой вопрос, юноша, не увиливайте. В честь кого?
– Предположу, что…
– Верховный бог у нас кто, ну?
– Зевс.
– Вот и думайте.
– Гера?
– Конечно же, это Герейские игры! Переходи́те в следующий этап.
Альбина, выбирайте.
– Закон.
– Вы, конечно же, помните царя Эдипа, так?
– Да.
– У него были дети. Дочь…
– Антигона.
– Верно, но это еще не вопрос. А вопрос такой: какая именно юридическая коллизия рассматривалась в трагедии Софокла «Антигона»?
Молчание.
– Ну же, давайте рассуждать.
– Я не знаю.
– Что ж, у вас есть право перейти в следующий тур со штрафным очком. Кто из наших агонистов готов ответить и получить дополнительный балл? Отлично, Никита, я в вас и не сомневался.
– Дело в том, что в трагедии рассматривается конфликт двух разных законов: обычай против государства, уважение памяти предков против уважения верховной власти. По закону семейному, Антигона должна похоронить брата. По закону государства, ее брат – преступник, враг и не имеет права на погребальный обряд. Если Антигона хоронит брата, она идет против воли Креонта и нарушает закон. Но если не хоронит, тоже его нарушает.
– И вы совершенно правы! Василий Евгеньевич, зафиксируйте, что у Буянова есть дополнительный балл. А мы переходим к Кире Вишнецкой. Выбирайте тему.