bannerbanner
500 лет назад – 3.2, или Постельничий
500 лет назад – 3.2, или Постельничий

Полная версия

500 лет назад – 3.2, или Постельничий

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Но он не затягивал, сообразив, что пора уже и в деле все это показывать. Отведя высоких гостей за загородку (по грудь где-то), он дал команду своим, и те по очереди кинули сначала малую, потом среднюю и большую бомбы в чучел на реке. От малой им на вид ничего не было (клуб дыма, да одно, совсем рядом с которым она упала, загорелось), от средней – запалилось несколько, и пара опрокинулась, самая крупная повалила оставшиеся. С галькой кидать не стали, Димитрий пояснил, что рванет так же, а отлететь далеко может какая галька, так что, не дай бог… Государь молчал, но смотрел с интересом (он, собственно, всегда производством оружия интересовался, и у пушкарей бывал довольно часто, и в других оружейных мастерских тоже). Двое старичков (из числа его дядек, старых воинов, взятые для стороннего взгляда) вопросов задавали больше, хотя было и ворчание, мол, «дыму много, толку мало», и «на пшик зелье пороховое переводить, а за него серебром плачено».

Димитрий, перехватив шутку про дым и про серебро, рассказал и про дымовухи, напомнив заодно, что порох в бомбы можно сыпать любой, но лучше как раз мелочь, что ни в пушки, ни в пищали не годна и идет обычно в отсев. А также пояснил, что в зданиях, или в тесноте где, такой хлопок, да со щепками и дымом, с толку здорово сбивает и дает время ослепленного и оглушенного человека добить, как, вроде бы, в Ливонии и произошло… Тут старички оживились, но подробностей он не знал, зато дал им возможность самим испытать следующую новинку – особой формы пули. Заряжали пару прихваченных из усадьбы самых обычных пищалей, понятно, охранники, а вот выпалить по установленным на треть дальше обычного расстояния прицельного выстрела чучелам – дали самим старичкам (с удобных подставок, конечно). Видно, что опыт у них был, так как попали оба с первого раза, и пошли перемерять шаги до чучел, не поверив, а после долго вертели эти самые пули (пока купец рассказывал, что делать их, если форму изготовить, как бы не проще, чем обычные, круглые – не надо даже обкатывать потом, лишь ямку в задней части аккуратно выковырять).

Пришло время показывать ракеты… Здесь Димитрий сначала дал всем пощупать разделенную на части не заправленную ракету и тоже сразу сдал старца, как и с пулями, рассказав, что и форму, и примерные размеры для этой огненной стрелы подсказал им тот, да предупредил особо о таких вещах, до которых сами бы они доходили очень долго, вроде размера дырки, из которой дым с огнем вылетают, качества обработки всех деталей да опаски при запуске. Пока он рассказывал, его мастера споро установили направляющую из досок, и всех подвели к ней, показав, что там и как устроено, и как производится наводка. Не стал он и скромничать, сообщив, что вот такую направляющую, окончательные размеры «стрелы», и как состав и навеску подобрать, чтоб она в воздухе взрывалась – уже они придумали и сделали, хоть и с подсказками.

Ну, а дальше пошло уже всерьез. Всех попросили отойти за загородку, тех, кто коней держал – предупредили, что будут пугаться, и определили цель – пока направить как можно выше, но – в сторону обрыва. Народ был опытный, все видели в деле пушки, так что отошли спокойно… Все равно никто не ожидал того, что будет, хотя и видели, как шустро разбегаются мастера от направляющей. Ракета со свистом и огненно-дымовым хвостом взлетела саженей на 10 выше обрыва и гулко хлопнула на снижении. Коней удержали, кое-кто из зрителей все же дернулся (а перекрестились все), но показ продолжился. Быстро опустили направляющие, и уже вторая ракета рванула как раз над обрывом, разметав загоревшееся сено. Ничего не меняя, тут же, на скорость, запустили вторую – и она рванула почти там же, что было хорошо видно. Ну, а дальше споро перебили один кол на направляющей, и оставшиеся две ракеты запустили по реке на дальность, в сторону кучи чучел. Уже первая разметала их почти все, а вторая пролетела чуть дальше, воткнувшись в обрывистый берег и обвалила на лед приличную кучу песка с землей.

После чего, пока охрана собирала с реки нужное да прикапывала снегом лишнее, от чужих глаз, уже мастера громкими голосами (да и у зрителей в ушах позванивало) рассказали некоторые особенности. Главным, по их словам, было то, что стрелы эти крепостную стену не пробьют, и того ждать от них не нужно, но любую стену перелетят, только нацель правильно, и там, за стеной, подожгут все да людей побьют, кто близко попадется. Еще отметили, что даже приученные кони этого свиста-рева (тем более взрывов) вытерпеть не смогут, и или скинут всадника, или понесут. Или – и то, и другое. Даже рыцарские боевые кони. А уж необученная конница, например, татарская, вообще разбежится (тут старики, сообразив, к чему это, заметно оживились, да и государь что-то такое на лице показал). Да и людям, которые под сам взрыв вблизи попадут, в живых остаться можно будет только при везении… После такого старики свое ворчание бросили, и, пока все собирались да выходили на берег, пытали мастеров, что, да как: для чего крылья, почему они такие малые и не сделать ли их побольше, для чего прутья к ним привязывать, как они так сосчитали, чтобы взрывалось еще в воздухе (и что будет, если сперва до земли – или чего там – долетит?). Выходило, что и Димитрий, и мастера ответы на эти вопросы знали, что-то – со слов старца, но больше все-таки уже по собственному опыту… А вот государь почти ничего не спрашивал, но при расставании (ехали назад тоже отдельно, конечно) отсыпал мастерам денег от души, да серебром, а Димитрию сказал кратко:

–Жду тебя у себя, вон, постельничий проведет.

И в этот же день имел долгий разговор с псковичом. Тот, уже понимая, что решается его судьба, все знания от старца называл в открытую, в том числе про тайны работ с ракетами и бомбами. С его слов, выходило, что уж больно много тонкостей тут, чтобы смогли их повторить незнающие люди – и дырка, что старец «соплом» называл, какого размера (да из твердого дерева эта часть должна быть), и толщина вытянутой части, «древка» этой стрелы, и длина его, чтоб тяги хватило, да не разнесло в полете еще, и как сделать так, чтоб мелкий порох, что в набалдашнике засыпан, именно рванул, а не вспыхнул. Сказал и насчет выделки их – что нужна удаленность от чужих глаз, да необходимость особо тщательно проверять и вымерять все части, из которых те ракеты будут делаться. Немного об этом было и в записке старца об оружии, и князь Василий, понимая, для чего это нужно, обещал подобрать людей, знающих, что такое точное выполнение требований в оружейном деле… Ну, а на предложение государя перейти к нему с мастерами своими, на государево дело, Димитрий ожидаемо ответил согласием… Решено было, что пока он вернется к себе в Псков, и они продолжат гнать свои стрелы к князю в Ливонию, а псковское начальство обеспечит его еще порохом и людьми, о чем им будет особая грамота, и они (под его приглядом, чтобы так же хорошо сделано было) начнут делать эти стрелы уже и для Москвы, да срочно, потому как, похоже, нужны они будут вскорости…

Отослав Димитрия, князь Василий еще раз переговорил с Еропкиным. Кроме совершенно логичного теперь окончательного решения брать все пороховые мельницы под казну (хоть и говорили и Димитрий, и мастера, что до такого оружия самому никак не додуматься, но мало ли) и усилении пригляда за ними, и еще кое-каких дельных советов, что успел получить он от своих стариков, надо было решать – соглашаться на предложение князя Ивана о войне в Ливонии, или нет. Увиденные своими глазами эти самые «огненные стрелы» позволяли теперь наглядно представлять, как должны пройти военные действия с учетом их использования, отряда князя и перекрытых ливонских дорог…

А постельничий в тот раз заметил, что осунулся за эту седмицу государь, и тени под глазами больше стали, даже странно.

3

Причина такого изменения внешнего вида открылась ему на следующий день. Точнее, ближе к вечеру – за день он еще несколько раз был вызван к государю, с очередными пояснениями, но были они совсем мелкими и незначительными, а уже когда стемнело – за ним снова пришел рында и отвел его в царские рабочие покои. Там добавился особый столик для ливонских бумаг, но сейчас они были разложены на нем в порядке, по стопкам, как видно, князь Василий закончил их изучать. Сам он сидел за столом, на котором обычно стояли еда и напитки, и бездумно катал в руке серебряную чарочку. «Серебро – вспомнил постельничий слова старца – из всех известных сейчас металлов для посуды лучший, поскольку уничтожает тех мельчайших вредных животных, что в любой воде, кроме кипяченой, изначально живут и размножаются. Неплохо также золото, на меди, бронзе и олове не должно быть ржи и иной грязи, а свинец вообще для посуды недопустим…», но эти его мысли прервались вялым взмахом руки князя Василия, указавшей ему на скамью.

–Садись, Ваня – со вздохом сказал он – помоги мне думу думать.

Насторожившийся Еропкин (название государем по имени, даже вот так, без посторонних – было признаком того, что разговор будет… особый, да и просьба такая, что…) сел, и, уже сидя за столом (был он, надо сказать, совсем небольшим) ощутил запах вина. «Никак, выпил государь нынче? – понял он – а… что случилось?». Но вопрос этот он задавать не стал, лишь посмотрел на государя, взглядом показав, что он завсегда готов сопоспешествовать, и все такое…

–Не понимаю я, Ваня – негромко и неспешно начал говорить государь – старец этот, если и верно – из будущих времен прислан… и за Русь у него душа болит, и от бед он нас всех оградить хочет, им предсказанных…

Еропкин молчал, внимательно слушая.

–Ночей не сплю, понять не могу, верно ли это… Как-то оно… не так все – продолжил князь Василий, и постельничий вздрогнул, вспомнив песню, которую старец в своей «машине» дал им послушать первой, сказав почему-то «традиция» – что?…

Движение государь заметил, пришлось рассказывать и про эту песню.

–Ни церковь, значит, и ни кабак… – государь невесело усмехнулся – так вот, не так все выходит как-то… Когда в письме его прочел я мысли да задумки свои, что лишь Господу до того в молитвах открывал…

Еропкин вздрогнул снова.

–Да-да – государь, хоть и выпил явно прилично, подмечал все – оттого и сразу стало ясно мне, что либо… от Господа он, либо… – князь Василий сделал некое движение рукой вниз, и постельничий перекрестился.

–Вот-вот, я тоже на ту… бумагу святой водой брызгал – кивнул государь и продолжил на вопросительный взгляд – нет, не задымилась она… Да и рассказ твой про крест его… (разумеется, Седов, с подачи Ефима, подтвердил посланнику Москвы, что крещен по православному обряду, и дал посмотреть свой крестик. Разумеется, тот об этом государю рассказал). Дальше, когда их грамоты ты привез – теперь он слабо махнул рукой в сторону стола с бумагами из Ливонии – показалось мне, что снова жиды свою ересь к нам хотят привести, без священников и икон, только зашли нынче хитрее…

В этот раз постельничий удержался от того, чтобы вздрогнуть, но с трудом. Ересь жидовствующих – такое общее название получило долгое дело, когда в прошлом веке еще (в основном, через Новгород) на Русь попало несколько особых иудеев, либо ими воспитанных людишек, что стали растлять и прельщать народ чудесами своими мерзкими, на Каббале да астрологии основанными, и лже-тайнами Мира, в их же иудейских книгах расписанными. Многих они успели смутить да прельстить, и, что самое главное – больше из духовенства, потому как грамотные-то люди в это время в основном там и были, да в боярстве еще, но у владетелей – хозяйство, да война на них, все в заботах, а священники… Долго дело тянулось, да вытянулось – уже лет двадцать, как выловленных жидовствующих, чьи вины доказаны были, казнили разными способами, и в Новгороде, и на самой Москве, куда они тоже успели пробраться, да окопаться даже в высоких церковных чинах… И сейчас оппоненты из числа церковников таким обвинением друг в друга просто так не бросались, ибо опаска была, что заново будет затеяно следствие, и бог знает, что оно раскопает… Собственно, поэтому и ждал Еропкин любой реакции, когда показывал те листы, где было про Церковь… Но, раз государь так говорит, значит, не то?…

–Не сходится – кивнул сам себе государь – сам старец иудеев во многом обвиняет, а главным же злом от них считает вовсе не Каббалу их да волшбу с астрологией, которые он и сам не признает, и пишет, что после весь мир их всерьез принимать не станет, как и алхимию…

Тут постельничий удивился так, что решил открыть рот:

–А что же тогда?!…

–Деньги – снова невесело усмехнулся князь Василий – серебро да золото, Ваня. Подомнут купцы да ростовщики их под себя торговлю, через то – начнут владетелей где подкупать, а где и сами выкупать людишек с усадьбами… Ну, а там и до князей с царями дойдут… Это тебе не волшебные сказочки, на какую звезду в какой час каким глазом смотреть надо, да буквы у бесов в именах счесть, тьфу – государь перекрестился, Еропкин повторил. Повисла пауза.

–Так скажи мне, Ваня, еще раз – прервал ее государь – все, что у того старца заметил ты, что могло бы… истину открыть. Потому как сам я… не могу понять, и спросить больше не у кого…

От осознания масштаба того, что от него требуется, постельничий взмок.

–Да я, государь, и так, как на духу, все тебе рассказал же… Может, тебе еще у тех, кто со мной был, спросить…

Это было правдой. По своему решению, Еропкин постарался насколько мог подробно и точно передать все, что случилось с ним за три неполных дня в Ливонии. Не так и много, если подумать, успел он узнать и увидеть. И в дальнейших расспросах государя еще и еще повторял и дополнял, пока не выжал из памяти вроде бы все…

–Спрашивал уже и у них, и не один раз. А тебе верю и не виню тебя в сокрытии… чего-то, Ваня – подтвердил его слова князь Василий – но… даже самая мелкая мелочь, слово или полслова, от старца того, сейчас мне… помочь может.

Теперь напряженно задумался Еропкин. Текло время…

–Мелкая… – хрипло сказал все же он и, на вопросительный взгляд князя Василия, откашлялся и продолжил – государь, все, что я сам достоверно видел, и что старец, и князь Рязанский со своими людьми говорили, я тебе передал. Если и показалось мне еще кое-что, в чем не могу быть я уверен, то… можно ли будет тебе на таком… малом основании выводы делать в… важном деле сем?…

–Ты рассказывай – князь Василий мгновенно подобрался – а я уж сам решу. Ну?!

Еропкин собрался с мыслями.

–Старец тот, когда показывал повозку свою и… иное, что у него с собой оказалось – теперь уже он начал говорить неторопливо, но напряженно, взвешивая каждое слово – особо упоминал, что чудес да волшебства, как мы его понимаем, нету, считают у них… там (через пять сот лет, в смысле), и все эти… вещи чудные лишь плод работы мастеров да ученых их, каждое из которых руками сделано и объяснить можно. И для того он и тот телефон, где картинки живые, и фонарь, что без огня светит, на части разделял и показывал… Части те – разные, и по размеру, и по… назначению… Сам старец пояснял при этом, что для чего предназначено, после чего собирал заново, да ловко так, и снова и свет, и картинки живые были…

–Ну? – поторопил все же его государь.

–Может, и показалось мне, свет был там не особо, да мелкое все… А только на тех частях, что предназначены, с его слов, чтобы питать эти… приборы, чтоб они вообще работать могли, заметил я крестики…

–Крестики? Какие?! – князь Василий такого не ожидал.

–Совсем мелкие, государь. Вот такие – Еропкин показал на пальцах нечто совсем маленькое – там они по виду разные, в фонаре и в телефоне этом. Но крестики точно были и там и там. И еще… в повозке его, когда он крышку открывал в той части, где двигатель, что крутится, крученье на колеса передает и от того она и едет… был такой ящик, побольше (он снова показал размеры), и про него пояснил старец, что там та же сила накоплена, как в молнии, для первого запуска этого двигателя… и на нем, на ящике этом, тоже крест, и тоже побольше.

Постельничий замолчал, государь задумался.

–У него в повозке внутри тоже кресты, в трех местах, государь – дополнил Иван – из дерева, на звезде красной, что они себе за знак взяли. Но про те кресты он сам сказал, что они уже тут приделали их. А те, малые крестики, оно сразу видно, что когда делали эти… штуки, сразу и приделаны были. Я не смогу объяснить, но там видно, что оно выдавлено или оттиснуто… А что на коробе его крест, в котором у них лекарства держат, я тебе уже сказывал…

Он был, конечно, прав. «Плюсы» на батарейках и на аккумуляторе, действительно, были нанесены при изготовлении и окрашивании, а на крышке аккумулятора – выплавлены в пластике вместе с крышкой. Ну, и красный крест на аптечке тоже.

–Скажи, а части эти, с крестами… – теперь прервал молчание государь – только сам он в руках держал, или еще кто?

–И он, и другие, и я сам – сразу же ответил Еропкин – он всем давал посмотреть безвозбранно. Они… разные, государь. Что легкое, как из дерева, что тяжелое, как из железа, везде свое, это… самому видеть надо. И еще Ефим, книжник их – вдогонку вспомнил он – уже наловчился те картинки сам показывать и… менять, одну за другой, а повозкой его воевода Семен правил, да ничуть не хуже старца.

И снова повисла пауза.

–А сам он, значит, из торговцев там был, ты сказывал… – задумчиво произнес князь Василий.

–Так, государь. Только не из тех, что товары возят, а побогаче, из тех, что письмами заемными да владениями на мастерские да… заводы, как у них называть стали, торгуют, как он пояснял. И сам он не торговцем таким был, а… считал деньги, для расчетов его торговому дому ежедень нужные, да управлял в других городах их же людьми… – Еропкин еще немного помялся – да и не похож он на купца, государь, как я тебе и говорил… не пойму, на кого он похож, вроде, и есть что-то знакомое, но нет…

–А опиши-ка мне его… еще раз – сказал государь. Похоже, у него появилась какая-то мысль.

–Высок – уже привычно начал Еропкин – на пол головы выше меня точно, статен. Телом крепок, без полноты излишней, но руки к оружию не приучены. Волос темный, прямой, седой чуть не вполовину. Стрижется коротко, не по нашему, уши открытыми держит. Борода тоже короткая, округлая, и тоже почти вся седая, как и усы. Взгляд не прячет, глаза серые с зеленью, брови чуть изогнуты, нос прямой, зубы ровные, белые. А вот взгляд, государь, описать не возьмусь…

–Пойдем-ка – через некоторое время сказал государь, и, стремительно встав, чуть ли не побежал из покоев.

Постельничий, замешкавшись на какое-то время, бросился его догонять. Не ожидали того и рынды, стоявшие у дверей, и в результате по залам и переходам дворца быстрым шагом шел сперва сам князь, за ним Еропкин, а сзади (а не чинно спереди, как положено) – двое рынд. Впрочем, этого вроде как никто не заметил, так как шли недалеко – до любимой молельни государя.

–Огня мне – коротко бросил рындам государь на пороге, поманив Еропкина внутрь.

Молельня была небольшой. Окошко в боковом простенке, сейчас совсем темное, подставка для чтения возле окна, сейчас пустая, и – почти полностью занятая иконами стена напротив двери. Перед иконами горело три или четыре лампадки, и в комнате было тепло и пахло воском. Рынды быстро притащили два подсвечника, запалили все свечи и установили их на особых подставках по бокам. После чего, по жесту государя, вышли, прикрыв дверь.

–Смотри – государь, перекрестившись, кивнул на иконы – не… узнаешь ли?…

Постельничий, тоже перекрестившись, пораженно огляделся. Государь хочет, чтобы он узнал… кого?! Сделав небольшой шаг вперед, он стал вглядываться в лики уже внимательней. Некоторых святых узнавал, некоторые иконы – редкие – нет, и приходилось разбирать подписи… Он счел нужным негромко, про себя, читать молитву при этом, а, находя глазами особо почитаемых святых – еще отдельно креститься и кланяться каждому… Шло время, он переносил взгляд с одной иконы на другую, не понимая, что от него нужно… Государь отошел чуть назад, не мешая просмотру, и стоял молча. И тут затрещал огонек в одной из лампад, что висела перед самым нижним рядом икон, слева. Оба непроизвольно перевели глаза туда. И тут Еропкина, что называется, накрыло…

В русской иконописной традиции каноны письма (как собственно, и само христианство, и его обряды) первоначально были принесены из Византии и Греции. Отсюда – совершенно не русские типы лиц на иконах, а, в основном, греческие – тонкие прямые носы, смуглая кожа, карие глаза… Но, похоже, на Руси всегда были такие творцы, для которых канон – лишь канва, заполнить которую они пытались в меру собственного воображения и таланта. Обычно, поскольку иконописные мастерские были все же под контролем церкви, при крупных храмах и монастырях, такие неканоничные изображения браковались сразу после написания, если не в его процессе. Но, видимо, были и среди настоятелей те, кто понимал, что иконопись тоже должна по возможности быть ближе к тому народу, в котором эти иконы потом и будут находиться…

В общем, на одной из небольших икон в левом нижнем углу был изображен некий старец. Был он нарисован почти седым, с прямыми волосами и небольшой округлой бородой. Прическа открывала уши, нос был не тонким греческим, а вполне обычным (хоть и длинным, и прямым), лоб старец имел широкий, щеки – слегка впалыми, а его глаза – зеленого цвета – были посажены достаточно широко, по сравнению с каноном, опять же. Государь, вышагнув сзади, ловко снял эту икону с подставки и вынес ее под свет, давая возможность прочитать подпись.

–Святой Николай!… – ахнул постельничий – чудотворец!…

Тут уже перекрестились они оба. Лицо князя Василия выглядело… довольным?, и Еропкин не мог не задать вопроса, точнее, попытаться:

–Но, государь, он же не мог… он же не…

–Нет, конечно – покачав головой, ответил государь – не он… но теперь, теперь мне все ясно!…

И голос у него тоже был довольным, и все еще ничего не сообразивший постельничий все же вынужден был спросить:

–Но.. как же оно, государь?!…

–Знаешь ли ты, Ваня – настроение у князя явно резко улучшилось, и он, как оказалось, был совсем не прочь пояснить кое-что своему нерадивому подданному – за какие чудеса святого Николая Чудотворцем называют, и кем он был при жизни?

–Ну… он был предстоятелем, епископом, по ихнему, в Мирах Ликийских… – Еропкин знал это, точнее, его учили когда-то, но сейчас эти знания не то совсем вылетели у него из головы, не то просто он не мог пока сосредоточиться. Но государь не рассердился на него, даже выражения лица не поменял, а продолжил, скорее для себя, чем для постельничего:

–Николай-Чудотворец, Ваня, при жизни ни одного чуда не совершил… А епископом его сделали за честность да справедливость его… Из жития же его известно, что он, будучи предупрежден господом, вернулся с середины пути, когда троих невинных в его городе казнить хотели, и от смерти их спас, а еще – что помог он золотом некоему семейству бедному, в котором три дочери на выданье были, и без того приданого им, по их обычаям, только в блудницы идти было… Разве это чудо – за справедливость встать, да тем, что имеешь, с людьми поделиться?…

Еропкин слушал молча, кое-что, действительно, вспоминая, а кое-что узнавая впервые – сына боярина, как оказалось, учили хуже, чем царского наследника.

–Известен же он, как покровитель всех, несправедливо обиженных да засуженных, и, сдается мне – много кого там, в Ливонии, к таким отнести можно, да кое-кого из рязанцев, пожалуй, тоже, а?…

Иван с трудом поспевал за словами государя, но, ухватив раз мысль за хвост, ее уже не отпускал. Так значит, он считает, что этот старец?…

–Еще ему повсеместно молитвы приносят болящие, желающие получить исцеление, и в листах из Ливонии от старца есть сведения о неких мелких животных, что болезни вызывают, да и о лекарствах его ты сам кое-что рассказывал…

Постельничий сообразил, что та тяга к чистоте, которую там рязанцы установили, кое-какие рассказы старца, лекарства его из будущих времен, и, действительно, один из листов, с ним самим переданных, об этом говорят, а князь продолжил:

–Еще к святому Николаю принято обращаться путешественникам да мореплавателям, чтобы путь их скор, безопасен да успешен был. Не так ли оно у князя Рязанского и соратников его вышло, когда они через мои земли – враждебные им, считай – в короткий срок и сухим путем, и водой прошли без задержек да потерь до цели своей?…

Теперь Еропкин вполне успевал за мыслями государя, и даже был с ними согласен – это все вполне совпадало, но оставалось главное:

–Но как же, государь, если он сам то отрицает, и вообще взгляд на веру Христову имеет.. особый?

Князь Василий посерьезнел:

–Есть, Иван, у Церкви люди разные. Есть святые подвижники, что веру Христову среди язычников и иных нехристей продвигают истово. Есть те, что все службы знают наперечет, от и до, в какие даты что отмечать, да как. Есть, что в Писании разбираются, досконально, все примеры да аллегории с притчами из него могут разъяснить, хоть ночью разбуди. А есть, вроде и обычные люди, но… орудия в руках Господа, назову их так. Они делают, что должно, по воле Его, часто сами того не зная, и даже отнекиваясь, а становится ясно то – лишь после того, как все, что должно, произойдет. И я, похоже, чуть не упустил такого… человека, по гордыне своей, что глаза мне застила – государь стал шептать молитву и креститься, и Еропкин счел за лучшее промолчать. Но недолгой была молитва, и не все еще выговорил князь, что, видать, не мог сдержать в себе:

На страницу:
4 из 5