bannerbanner
Вера, молитва и жизнь православного христианина
Вера, молитва и жизнь православного христианина

Полная версия

Вера, молитва и жизнь православного христианина

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

Николай Нахимов

Вера, молитва и жизнь православного христианина

© Издательство «Сатисъ», 2007 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. В честную память святых молитвенников за Землю Русскую: святителя Алексия, митрополита Московского, преподобных – Сергия Радонежского и Серафима Саровского, чудотворцев.


От составителя

Результаты начального наставления детей в православной вере Христовой и в семье, и в школе оставляют нередко желать весьма многого. По нашему мнению, это происходит, между прочим и в значительной степени, от недостаточности как методической обработки в соответствующих учебниках сообщаемых детям вероучебных сведений, так и надлежащего их расположения. Существующие учебники продолжают держаться строго установившейся системы: молитвы, Ветхий Завет, Новый Завет, катехизис и богослужение. Между тем из начальных школ различных типов масса детей, даже зажиточных низших классов населения, особенно сельского, выбывает по окончании второго, а то так и первого года обучения и выносит из этих школ лишь обрывки религиозных сведений.

С какими, например, познаниями в Законе Божием отпускаются школой дети, проучившиеся в ней только один год? С новозаветными молитвами, заученными без понимания их смысла, а потому и с искажениями текста, к тому же пройденными иногда «параллельно» и «в связи» с рассказами из Священной истории Ветхого Завета: до Нового весьма значительная часть христианских детей в школе так и не доходит. Нормально ли это? Правда, многие отцы законоучители уже в первом году обучения ознакомляют детей с дванадесятыми праздниками. Это очень хорошо, но слишком отрывочно и вообще недостаточно. Некоторые (к сожалению, по нашим наблюдениям, не часто) следуют указанию «Объяснительной записки» к программе элементарного курса по Закону Божьему для начальных училищ, утвержденной Св. Синодом, и сообщают детям в том же году «общие понятия о Боге, Творце мира, о Боге Сыне, Спасителе нашем, о Боге Духе Святом» и т. д., но школьная практика свидетельствует, что одного такого общего указания недостаточно, тем более, что уроки Закона Божьего уже и теперь поручаются часто в школах не священникам, а другим, светским лицам, не имеющим богословского образования (число таких лиц с умножением числа школ должно по необходимости расти из года в год). Да и священник не всегда – педагог и методист; при этом он сравнительно редко располагает достаточным временем, чтобы приготовляться к ведению самостоятельных бесед с детьми.

В виду этого назрела потребность в начальной учебной книге по Закону Божьему, где сведения для первого года обучения составили бы особый концентр, хотя ивминимальном объеме, но все же столь законченном, что усвоивший их ребенок мог бы считаться «оглашенным» истинами православно-христианского вероучения, то есть приобрел бы возможность сознательно молиться Богу, во Святой Троице славимому, Пречистой Матери Божией, святым Ангелам и угодникам Господним, равно как сознательно же приступать к таинствам покаяния и святого Причащения. Удовлетворить указанной потребности и имеет целью составленная нами учебная книжка. Первый отдел ее распадается на две части: 1) Предварительные беседы и 2) Молитвы и Символы веры. «Предварительные беседы» и должны быть именно устными беседами лица обучающего с обучаемыми; в них это лицо получит достаточный материал, который может подлежать его собственной дальнейшей обработке применительно к данному составу учащихся. Эти «беседы» отнюдь не должны быть заучиваемы детьми по книге. Желательно и весьма важно, чтобы молитвы разучивались параллельно с теми беседами, с которыми они имеют органическую связь. При самом заучивании молитв сдетьми, еще неграмотными или недостаточно бегло и толково читающими, мы настоятельно рекомендовали бы употребление хорового повторения их за обучающим, притом отнюдь не отдельными словами, а целыми предложениями; там же, где это невозможно, – по знакам препинания, с соответствующими, ярко подчеркиваемыми паузами. Молитвы, заученные дома неправильно, с искажениями, с неверным соединением или разделением слов, или же проглатыванием их при чтении (например, Богородице, Дево радуйся; Бога Отца Вседержителя Творца, небу и земли; паки грядущаго, со славою судити; достойна и с яку воистину; прииди и веселися в ны, и т. д.), должны быть тщательно переучены в школе. Само собой разумеется, что допущение заучивания новых молитв с подобными неправильностями в самой школе есть явление ужасное.

Когда же дети научатся читать бегло, надо повторить с ними и «Предварительные беседы», и молитвы с их объяснением и переводом уже по книге. Молитвы приведены в нашей книжке: 1) в таком порядке (утренние и вечерние), в каком они читаются, а потому самая книжка может, при помощи указаний преподавателя, заменить детям молитвослов; 2) по указаниям опыта – не только с объяснениями, но и в переводе на русский язык. Во втором, а по дидактическим соображениям относительно отдельных учеников, и в третьем году обучения весьма полезно заставлять детей писать молитвы наизусть на классной доске, со знаками препинания, и привлекать весь класс к участию в исправлении написанного.

Тех гг. обучающих Закону Божьему, которые будут пользоваться нашей книжкой, мы убедительно просим не переходить ко второму ее отделу, Ветхому Завету, пока дети не усвоят вполне основательно первого: 1) с тем, что в последнем дано, отпустить христианского ребенка из школы можно, а с Ветхим Заветом и плохо выученными молитвами невозможно; 2) время, употребленное на изучение первого отдела, хотя бы (по местным условиям и составу учащихся) и выходящее за пределы первого года, щедро вознаградится более легким, сознательным и быстрым усвоением двух последних отделов, особенно Нового Завета, к которому дети будут прочно подготовлены.

Некоторое число повседневных молитв, в случае надобности, может быть без ущерба для дела отнесено и на второй год обучения. Во всяком случае надо иметь твердо в виду, что важно не число выученных детьми молитв, а то, как они выучены, и, наконец, что главнее всего, выучены ли они только для школы и ревизии начальства, или же для жизни: цену имеет только последнее, первое же – никакой. Надо всеми силами стремиться к тому, чтобы дети действительно пользовались в жизни выученными молитвами, хотя бы немногими, – молились, к чему школа и обязана их приучать. Средства для этого, кроме живого церковно-христианского духа, которым должен быть проникнут каждый урок Закона Божьего, могут быть следующие: 1) совершение полной утренней молитвы в школе до начала уроков и вечерней после их окончания, что в хороших школах и делается; 2) настойчивые советы священника своим прихожанам, чтобы каждая семья утром и вечером молилась вместе, причем грамотный член ее читал бы истово и внятно молитвы по молитвослову или, за неимением его, по нашей книжке. Стоит привить такой обычай в одном-двух домах селения, чтобы он получил быстрое и широкое распространение. Оба указанные способа в то же время сведут к минимуму школьную работу по заучиванию текста молитв. Объяснение Символа веры дано краткое в первом же отделе книжки. Более подробные, относящиеся к нему сведения, приведены во втором. Символ веры должны понимать дети, выходящие из школы даже по окончании первого года. В третьем отделе для тех детей, которые остаются в начальной школе до окончания полного курса, объяснение Символа веры изложено отдельно с особой полнотой.

Тропари двунадесятых праздников приведены с объяснением и переводом на русский язык вслед за рассказами о соответствующих новозаветных событиях, и должны быть объясняемы детям вместе с последними; заучивание тропарей наизусть лучше приурочивать к каждому празднику в конце второго и отчасти третьего года обучения. Это будет, во-первых, легче для учащихся, во-вторых, даст естественный повод к повторению истории праздников.

В изложении истории Нового Завета мы избегали чрезмерной краткости, которая, кстати сказать, часто затрудняет учащихся; такая краткость была бы выгоднее для нашего издателя, но вредна для дела. Поэтому в нашей книжке есть рассказы, не встречающиеся в других подобных учебных книгах. Быть может, при благоприятных обстоятельствах их окажется возможным сделать предметом классных уроков или классного чтения; если же нет, то многие из учащихся прочтут их дома самостоятельно. (Вообще настоящий учебник, предназначенный для школ различных типов, дает каждой из них то, что для нее нужно; остальное может быть пропускаемо.) Есть в ней немало и повторений: они сделаны не по недосмотру, ас дидактическими целями.

Устройство храма, священные сосуды, а также богослужебные книги лучше всего показать детям с соответствующими пояснениями в самом храме, что, несомненно, сделает с большой любовью каждый священник, если он даже и не состоит законоучителем в той или другой школе своего прихода; времени на это требуется мало, а польза детям будет большая. Весьма важно объяснить им тут же и содержание имеющихся в храме икон.

Мы позволяем себе надеяться, что наша скромная книжка значительно облегчит труд действенного преподавания Закона Божьего в начальной школе, равно как и учащимся усвоение вероучебных истин.

Примечание. Говоря о распределении учебного материала по годам обучения, мы имели в виду трехлетнюю начальную школу Министерства Народного Просвещения. Само собой разумеется, что в школе иного типа, например, церковно-приходской, или в приготовительном классе среднего учебного заведения, оно будет значительно иным, и по отношению к этой школе сказанное нами сохраняет силу лишь применительно и в смысле общего порядка прохождения курса.

Отдел первый

Предварительные православно-христианские беседы

1. О Боге

Все, что мы видим, – земля со своими водами и всем, что на земле и в этих водах находится, живет и растет, воздух, которым мы дышим, а также солнце, луна и звезды, которые на небе, – все это сотворено Богом из ничего одним Его Словом. Человек сотворен тоже Богом: Господь сотворил его из праха земного и вдунул в него душу бессмертную. Итак, душа человека заключена в его земном теле. Бог же бестелесен, не имеет тела: Бог есть Дух.

Все, что есть, существует на свете или, как еще говорят, в мире, когда-нибудь началось, родилось, когда-нибудь и кончится, умрет, уничтожится. Даже сама земля со всем, что на ней есть, а также солнце, луна и звезды уничтожатся, погибнут. Один Бог не имел начала. Это значит, что не было такого времени, когда Бога не было. Он не будет иметь и конца: Он был, есть и будет всегда, вечно. Поэтому Бог называется Духом вечным или просто вечным.

Люди бывают добрыми и злыми; между людьми одни добрее других; часто бывает, что человек кого-нибудь вовсе не любит или мало любит; иногда он не любит даже своего родного брата или сестру. Бог только добр, всегда добр, в высшей степени добр или, как еще говорят, благ, и любит все, что Он сотворил, особенно же людей, человеков. Поэтому мы называем Его всеблагим и человеколюбцем.

Человек, родившись на свет, еще ничего не знает; он учится и много узнает; но всего знать ни один человек не может. Бог все знает, все ведает— что было, что есть и что будет, то есть и прошедшее, и настоящее, и будущее. Он знает, ведает не только, что кто делает, дела наши, но даже, что мы думаем, мысли наши. Поэтому Бог называется всеведущим.

Человек часто бывает несправедлив; иной вовсе не любит правды. Бог в высшей степени справедлив; Он больше всего любит правду, поэтому называется все- праведным.

Человек очень многого не может сделать. А Бог сотворил мир из ничего одним Своим Словом; Он может возвратить жизнь умершему, послать на землю дождь и прекратить его; Он все может сделать, то есть Бог всемогущ. Не может Бог сделать только зла, потому что, как мы сказали, Он в высшей степени добр (всеблаг), праведен и справедлив (всеправеден).

Человек в одно и то же время может быть только в каком-нибудь одном месте, а Бог в одно и то же время находится везде, на всяком месте: и на небе, и на земле, и в храме, и в доме, и на поле, и в лесу, и нет такого места, где Бога не было бы. Поэтому мы говорим, что Он вездесущ.

Человек изменяется: сперва он растет, крепнет, мужает; в старости слабеет; в молодости он приобретает знание, в старости, когда слабеет память, он забывает, что знал прежде.

Человек то бывает добр, то сердится… Бог никогда ни в чем не изменяется, поэтому мы и называем его неизменяемым.

Человек всегда в чем-нибудь нуждается, поэтому часто бывает недоволен, несчастлив. Бог ни в чем не нуждается: Он Сам дает людям и прочим Своим твореньям жизнь и все, что им нужно, – довольство и блаженство. Поэтому Бог называется вседовольным и всеблаженным.

Бог один, но Он – в трех Лицах: первое Лицо – Бог Отец, второе— Бог Сын, третье— Бог Дух Святый. И эти три Лица не три Бога, а один, Триединый Бог, называемый Святой Троицей. Поэтому мы говорим, что Бог один по существу, но троичен в Лицах.

Люди не могут понять, как это Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый суть один Бог: это выше малого человеческого ума, это тайна Божия; но мы должны в это верить по слову Самого Бога.

2. Первые люди на земле и их грех. Обетование Спасителя

Сотворив весь мир, Господь Бог создал и людей, – сперва мужчину, которого Он назвал Адамом, потом женщину, которую Адам назвал Евой. Бог создал их дух или душу, похожей на Себя, как говорит Св. Писание, по образу Своему, то есть бессмертной, разумной и доброй. Бог поселил первых людей в прекрасном саду, который назывался раем, и дал им во владение всю землю со всем, что на ней есть. В раю они жили счастливо: не было у них ни болезней, ни нужды, ни горя. И позволил Господь Адаму и Еве питаться прекрасными, вкусными плодами всех деревьев, которые росли в раю, кроме одного. С этого дерева Бог запретил им есть плоды. Но они не послушались запрещения: сперва Ева поела, затем дала Адаму, и он поел. Этим они оказали непослушание Богу, то есть сделали очень тяжелый грех. За это Господь наказал Адама и Еву: Он изгнал их из рая.

Жить без болезней, без нужды, без горя и не умирать могли только безгрешные люди. Поэтому, когда Адам и Ева согрешили, то Бог и сказал им, что они должны будут трудиться в поте лица, чтобы добывать себе пропитание; что они будут знать нужду и горе, будут болеть и умирать. После смерти тело грешного человека гниет и обращается в землю, а душа, хотя и не уничтожается, так как Господь создал ее бессмертной, но она не может приблизиться к Богу и войти в счастливое, светлое Царство Небесное, а должна мучиться в темном месте, которое называется адом, не видя Бога и не зная счастья. Так как от грешных людей могут рождаться только грешные люди, то все дети, внуки, правнуки Адама и Евы, вообще все люди, от них происшедшие, стали грешными перед Богом. Поэтому тело их должно было после смерти разрушаться, а души вечно мучиться, не имея возможности приблизиться к Богу, своему Творцу. Вот какое ужасное последствие для всего рода человеческого имел грех Адама и Евы, что они не послушались воли Божией. Господь проклял за этот грех даже всю землю, лишив ее благословения, то есть прежнего совершенства и довольства.

Но Господь так бесконечно добр и милостив, Он так любит людей, что не захотел, чтобы все люди погибли на вечное время из-за греха Адама и Евы. Он пожалел людей и дал обещание самим Адаму и Еве, что Сын женщины, «Семя жены», как сказал Бог, очистит людей от первого греха и тем самым спасет их от вечной смерти, то есть тело от вечного уничтожения, а душу от вечных страданий в разлучении с Богом. Одним словом, Господь обещал уже Адаму и Еве, что со временем родится на земле чудесным образом от незамужней женщины, то есть от девы, Спаситель рода человеческого, Который, не имея Сам от рождения Адамова греха, примет этот грех за всех людей на Себя одного, пострадает и умрет за весь род человеческий. Эти страдания и смерть безгрешного Спасителя должны были дать людям прощение Божие за Адамов грех и открыть им возможность после праведной земной жизни входить в Царство Небесное, приближаться там к Богу и жить вечно в полном счастье, как жили в раю Адам и Ева, пока не согрешили.

3. От Адама до пришествия Спасителя

От Адама иЕвы пошел весь род человеческий. Люди скоро размножались на земле, но, чем больше их становилось, тем больше они грешили, делались хуже и забывать Бога. Тогда Господь решил истребить на земле всех людей. Был между ними только один хороший, праведный человек, которого звали Ноем. Поэтому Господь спас его самого и его семейство от гибели. Бог послал на землю страшный дождь, который лил, не переставая, сорок дней и ночей, так что затопил всю землю с самыми высокими горами. Только Ной со своим семейством спасся, плавая в большом корабле или ковчеге, куда он, по воле Божией, взял всяких животных, живших на земле, одних по паре, других по семи пар. Когда дождь перестал, вода убыла и земля появилась из-под нее, Ной вышел из ковчега с семейством своим и всеми бывшими в нем животными. От трех сыновей Ноя и пошли вновь все люди. Опять они скоро размножились, разошлись по земле иподелились на отдельные народы. И эти народы опять позабыли истинного Бога и стали поклоняться и считать богами одни – светила небесные: солнце, луну и звезды; другие различных животных; третьи кланялись, как богам, даже деревьям и камням. Сохранилась вера в истинного Бога только уодного народа еврейского, который произошел от Ноева сына Сима. Этот народ, хотя тоже много грешил перед Богом, но никогда не забывал Его совсем и ожидал пришествия обещанного Богом Адаму иЕве Спасителя.

4. Рождество Спасителя, Иисуса Христа Господа нашего

Прошло более пяти с половиной тысяч лет от сотворения мира, и милосердому Богу угодно было исполнить данное Им Адаму и Еве обещание послать на землю Спасителя рода человеческого.

Во воле Бога Отца, Бог Сын, второе Лицо Пресвятой Троицы, должен был принять тело, плоть человеческую от самой чистой на земле, доброй и благочестивой, любящей Бога девы, родиться от нее, как человек.

Такая Дева жила в еврейском городе Назарете. Она была дочерью благочестивых родителей, воспитывалась в раннем возрасте при храме Божием в главном еврейском городе Иерусалиме и дала Богу обещание никогда не выходить замуж. Ее звали Марией. Когда умерли Ее родители и Она осталась бедной сиротой, Ее взял ксебе вдом родственник, благочестивый старец Иосиф, тоже бедняк, занимавшийся плотничьим ремеслом. Так как Иосиф был вдовец, то Дева Мария помогала ему в его маленьком хозяйстве.

И вот однажды Господь объявил Деве Марии, что на Нее сойдет Дух Святый; что у Нее родится святой Младенец, Сын Божий, Которого Она назовет Иисусом. То же самое Бог открыл во сне и Иосифу, добавив, что Сын Девы Марии спасет людей Своих от грехов их, то есть будет тем Спасителем, Которого Бог обещал Адаму и Еве и Которого ожидал народ еврейский. Через несколько месяцев после этого пришлось Иосифу с Марией пойти из Назарета, где они жили, вдругой еврейский город Вифлеем. Здесь было большое стечение народа, и все гостиницы, даже самые бедные, были уже заняты, когда прибыли вгород Иосиф с Марией.

В холодную зимнюю ночь им пришлось искать убежища в пещере, куда пастухи загоняли на ночь скот. И вот здесь-то родился у Девы Марии Младенец Иисус, Сын Божий. Пресвятая Дева спеленала Его иположила вясли. Еще задолго до Его рождения праведные люди, которым Господь открыл будущее пришествие на землю Сына Своего в человеческом теле, во плоти, назвали Его Христом. Вот почему имы называем второе Лицо Пресвятой Троицы, Сына Божия, Господом нашим Иисусом Христом. День рождения, рождества Христа Спасителя мы празднуем ежегодно 25-го декабря.

В сороковой день после рождения Христос-Младенец был принесен Матерью во храм Иерусалимский. Здесь Его встретил, взял на свои руки благочестивый старец Симеон, и, по внушению Духа Святого, сказал, что в Иисусе – спасение всем людям. Сретение Господне празднуется 2-го февраля.

5. Земная жизнь и учение Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа

До тридцатого года возраста Иисус Христос жил вНазарете сМатерью Своею вдоме Иосифа, почитая и уважая его, как отца. У Него был родственник по Матери, однолеток, Иоанн, человек очень праведный. На берегах реки Иордана Иоанн учил народ и объявлял ему о скором появлении среди него Спасителя.

«Покайтесь, – говорил Иоанн, – ибо приблизилось Царство Небесное». Тех, которые каялись во грехах, он тут же вИордане икрестил. Скоро пришел кнему иИисус и, хотя не имел греха, тоже крестился. Когда Иисус выходил из воды, небо раскрылось, Дух Святый сошел на Него, ввиде голубя, ивто же время послышался с неба голос Бога Отца: «Это Мой возлюбленный Сын». День крещения Господня в реке Иордане мы празднуем 6-го января. Этот праздник называется и Богоявлением, потому что при крещении Господнем Бог явился людям во Святой Троице: Бог Сын крестился, на Него сошел Бог Дух Святый, ас неба был слышен голос Бога Отца.

Вскоре Иисус и Сам начал поучать людей. Вокруг него стали собираться ученики, и число желавших слышать Его с каждым днем увеличивалось. Многие уверовали, что Он, действительно, Сын Божий, Христос, Которого так долго ожидали люди. Из числа уверовавших Он избрал 12 ближайших учеников, которые постоянно находились при Нем и всюду за Ним следовали. Это были простые люди, некоторые – рыбаки, такие же бедняки, как Сам Иисус Христос. Они назывались Апостолами, и Господь готовил их к проповеди Своего учения всем народам.

Христос ходил по земле еврейской, по городам ее и селениям, и народ во множестве, иногда целыми тысячами, следовал за Ним. Он учил везде: в и храме Иерусалимском, и в домах, и в поле, и на берегу озера, и с рыбачьей лодки, и во время пути: говорил о Боге, о том как надо жить, чтобы угодить Ему, спасти свою душу иудостоиться после смерти Царствия Небесного.

Иисус Христос поучал людей первее всего любить Бога всем сердцем, всей душой иразумом, потом любить всех людей, всех ближних, как мы любим самих себя.

По наставлению (заповеди) Спасителя, мы должны любить не только тех, кто нас любит, но даже врагов своих, благословлять тех, кто нас проклинает, делать добро тем, кто нас ненавидит.

Христос запрещал сердиться на кого бы то ни было, запрещал осуждать других и требовал, чтобы мы не только прощали людям, которые нас обидели, но имолились за них. «Во всем, – говорил Он, – как вы хотите, чтобы люди с вами поступали, так и вы поступайте с ними. Будьте милосерды (милостивы сердцем), как Отец Небесный». Следовательно, каждый должен быть добр, помогать людям и утешать их, как ичем кто может.

Чтобы заслужить Царство Небесное, нужно, по учению Христа, раскаиваться в своих грехах, не иметь в сердце злобы ивсеми силами любить правду.

Христос Сам много молился Своему Отцу и нам велел молиться, обещав, что Господь Бог услышит наши молитвы и даст нам то, о чем мы Его просим. Он даже научил Апостолов той молитве, которую и теперь читают все христиане. Она начинается словами: «Отче наш, Иже еси на небесех» и называется молитвой Господней.

Христос говорил, что когда придет конец миру, последний день его, то мертвые встанут из гробов и вместе с теми, кто еще будет тогда жив, явятся на Страшный суд Сына Божия, Который вновь придет на землю, но уже не так, как первый раз – Младенцем, родившись в пещере, в большой бедности, а во всей Своей божественной славе, как Царь Небесный. И будет судить Он оживших людей иживых, ите, которые делали добро, кто кормил голодных, кто одевал нагих, посещал больных изаключенных втемнице, – все эти добре люди войдут в Царство Божие. Ате, которые этого не делали и были злыми ижестокими клюдям, пойдут на вечное мучение.

Иисус Христос Сам делал много добра тем людям, которые веровали в Него и просили помощи. Он делал больных здоровыми (исцелял): по одному Его слову или от прикосновения Его руки, а то так даже от прикосновения с верой кЕго одежде слепые начинали видеть, глухие слышать, недвижимые вставали с постели и начинали ходить; исцелялись болезни, которым никакие земные врачи (доктора) помочь не могли.

Много чудесных дел (чудес) делал Христос и кроме исцелений болезней: он ходил по воде, как по земле; приказывал буре утихнуть, и она утихала; один раз пятью, другой семью хлебами Он накормил в пустынном месте несколько тысяч человек: все были сыты, и еще много хлеба оставалось. Христос даже оживлял (воскрешал) мертвых. Однажды Он воскресил Своего друга, по имени Лазарь, через четыре дня после его смерти.

Один раз Христос взял с собой трех учеников – Петра, Иакова иИоанна ипошел сними на гору. Здесь Он стал молиться, аученики заснули. Вдруг они проснулись от сильного света и увидали, что Спаситель сделался совсем другим, чем они всегда видели Его, совсем преобразился: лицо Его сияло, как солнце, одежда стала бела, как снег, и с Ним были давно уже умершие праведники, святые Моисей и Илия. В это время слышен был голос снеба Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный; слушайтесь Его».

На страницу:
1 из 4