bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 5

Андрей Зайцев

История Церкви. Вторая ступень: История

Допущено к распространению

Издательским советом

Русской Православной Церкви

ИС Р16-603-0118



© ООО ТД «Никея», 2016, 2022

© Зайцев А. Н., 2016

От издательства

История Православной Церкви насчитывает почти два тысячелетия. За это время церковное Предание вместило в себя большое количество книг и постепенно сформировавшихся традиций: каноны, богослужебные тексты, молитвословы, поучения святых отцов и другие книги о самых разных аспектах христианской жизни. Как разобраться в этом море информации человеку, недавно переступившему порог храма? Что считать главным? Наставлениям кого из христианских подвижников следовать?

Подобные вопросы возникают у человека, всерьез задумавшегося об основах своей веры и решившего вникнуть в церковные традиции. Замечательно, если найдется кто-то знающий и поможет. А если нет? Тогда можно воспользоваться проверенным способом – прочесть хорошую книгу. Надеемся, что такими книгами станут наши издания, составляющие образовательно-просветительский проект «Ступени веры».

Книги серии «Ступени веры» отличает их соответствие учению Церкви, продуманность и доступность изложения. Все они написаны специально для этого проекта современными авторами: священниками, преподавателями, историками, не только обладающими глубокими познаниями в своих областях, но и умеющими ярко и доступно передать свои знания читателю.

Небольшой объем, лаконичность оформления и удобная навигация по книгам – отличительные особенности данного проекта. Некоторые книги серии «Ступени веры» построены в виде уроков с проверочными вопросами в конце разделов, другие снабжены иллюстрациями и инфографикой, облегчающей усвоение материала.

Каждая книга в серии «Ступени веры» станет незаменимым помощником как для людей, делающих первые шаги в Церкви, так и для всех, кто хочет расширить и систематизировать свои знания о православной вере.

Проект издательства «Никея» не отменяет необходимости дальнейшего знакомства с миром православного Предания, но дает знания для более глубокого погружения в церковную традицию и побуждает к дальнейшему движению в раз и навсегда правильно выбранном направлении.

Серия книг «Ступени веры», словно компас, поведет читателя путем познания по ступеням восхождения, возрастания в православной вере.

Книгу «История Церкви» написал известный публицист, автор книг и статей по истории христианской Церкви Андрей Зайцев.

Автор раскрывает основные темы истории Церкви, превращая повествование в увлекательный рассказ о людях, которые эту Церковь создавали, хранили, отстаивали ее существование, а также о тех, кто боролся с ней на протяжении двух тысяч лет.

В книге используется источниковедческий подход, позволяющий избежать недостоверных сведений и слухов и остаться на почве установленных исторических фактов.

Несмотря на небольшой объем, книга служит хорошим введением в историю Церкви, создающим основу для дальнейшего изучения предмета, и одновременно позволяет понять пути становления богословского учения Церкви.

Глава 1

Прогулки по истории Церкви. Начало пути и маршрут

В начале XX века знаменитый историк Марк Блок сказал, что основная задача историка – это поиски человека и следов его жизни.

Этот девиз одного из основателей школы «Анналов» с ее концепцией тотальной истории станет основой для нашего путешествия в мир христианской Церкви. Она возникла почти две тысячи лет назад на территории Римской империи. Один из первых христиан, апостол Павел, называет своих единоверцев «Телом Христовым»1, и эта метафора как нельзя лучше подходит для доброго сыщика, занимающегося изучением прошлого и следов, способных поведать, как жили наши далекие предки, о чем они мечтали, чего боялись, за что умирали.

История Церкви – это история людей, живых и умерших, праведных и грешных, верующих и даже атеистов, которые с Церковью борются. Христиане живут в разных странах и эпохах, ими правят цари и президенты, они рождаются и умирают. Неизменным остается лишь одно: все люди оставляют следы.

Тексты Нового Завета и апокрифов, постановления Соборов, императорские указы, жития святых и творения древних историков; иконы в храмах, картины великих европейских живописцев, надписи на могилах и развалины храмов – все это дает нам возможность узнать, как жили христиане, как они молились, как из маленьких тайных общин возникла мировая религия.

Конечно, Церковь – не совсем обычная организация. Ее Глава – Христос, большая часть ее членов всегда будут находиться среди умерших. Ее задача – не спасение всего мира, не построение рая на земле или в отдельном государстве, а спасение каждого человека в отдельности. В Церкви есть вещи, не укладывающиеся в рамки строгой исторической науки, но это не означает, что мы не можем изучать, как жили христиане в конкретную временну́ю эпоху, как изменялись понятия о святости и подвижничестве на протяжении тысячелетий. Иными словами, Церковь земная вполне может стать целью нашей прогулки во времени и пространстве.

Христианство всегда поощряло подобный интерес. Христос призывал исследовать Писания2. Деяния Апостолов представляют собой прекрасный образец античной исторической литературы, а имена Евсевия Памфила – автора самой ранней «Церковной истории» – или преподобного Нестора-летописца должны окончательно убедить нас в том, что интерес к истории Церкви – не просто проявление праздного любопытства.

Так получилось, что в наше время на русском языке не существует популярной книги по истории Церкви. По каждой из эпох есть прекрасные работы русских и зарубежных историков: Василия Болотова, Антона Карташева, Жака Ле Гоффа и многих-многих других, но все они либо написаны еще в прошлом, а то и в позапрошлом веке, либо очень сложны для современного читателя (так, в «Лекциях по истории Древней Церкви» Василия Болотова есть огромное число непереведенных греческих и латинских фрагментов и слов), либо описывают лишь один период или проблематику.

Сейчас мало у кого есть время на чтение специальных монографий по истории Церкви, и многие мои знакомые хотели бы взять в руки небольшую книжку, в которой доступным языком рассказывалась бы история Православной Церкви. Конечно, существует книга протоиерея3 Александра Шмемана «Исторический путь Православия», но она скорее повествует о судьбах Церкви в мире, чем о судьбах составлявших ее людей – христиан. Мы же попробуем подойти к истории христианства именно с этой точки зрения.

Книга, которую вы держите в руках, условно поделена на четыре раздела. Первый посвящен судьбам христиан в Римской империи. Это период с I по IV век от Рождества Христова. Молодая христианская Церковь в первые триста лет своего существования пережила несколько периодов жестоких гонений и смогла адаптироваться к жизни внутри империи.

Церковь не была частью государства – анонимный автор послания к Диогнету на рубеже II–III веков прекрасно описал отношение христиан к любой власти и стране:

«Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречья и ведут жизнь ничем не отличную от других… Но, обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем как граждане и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество – чужая страна»4.

В этой части книги читатель также сможет узнать, зачем Церкви нужны епископы, где молились первые христиане, как Рим боролся с учениками Христа и почему мученики смогли победить своих преследователей. Раздел завершается рассказом об императоре Константине Великом и первых годах жизни христиан как представителей сначала просто разрешенной, а затем и государственной религии.

Традиционно эпоха Античности завершается 395 годом, когда перестала существовать Западная Римская империя.

Вторая часть этой книги рассказывает о жизни христиан в Византии. Эта часть истории Церкви до сих пор остается одной из самых больших загадок для современного человека. В школе историю Византии изучают очень кратко в шестом классе, даже студенты гуманитарных вузов не могут похвастаться хорошим знанием особенностей этой цивилизации.

Церковь в Восточной Римской империи жила в совершенно особом мире: тогда властью императоров созывались Вселенские Соборы, христиане от простолюдинов до патриархов отчаянно спорили о вере и пытались решить богословские проблемы с помощью светской власти (точнее, это императоры, постоянно озабоченные проблемой единства граждан в империи, желали победить богословские разногласия с помощью административных мер).


Сошествие Св. Духа на помазанника Божьего.

Дмитриевский собор. Владимир. XII в.


В этом разделе читатель узнает о том, как император Юстиниан Великий пытался сделать Церковь частью государства, почему в 1054 году произошел Великий раскол, окончательно разделивший православных и католиков, зачем нужны монахи, всему ли в Церкви можно верить и почему христиане-крестоносцы воевали с христианами-греками. Рассказ о Византии завершится 1453 годом – годом падения Константинополя.

Третий и четвертый разделы нашей книги посвящены истории Церкви на Руси, в Российской империи и в СССР.

История христианства на Руси таит в себе немало загадок: некоторые православные считают нашу Церковь и нашу Родину наследницей Византии, но на самом деле на Руси долгое время «воевали» за право не зависеть от греков. До самого конца XVI века наши предки боролись за введение патриаршества на Руси. Русское монашество, русское благочестие сильно отличалось от греческого, что признавали даже сами греки, бывавшие на Руси.

На страницах книги читатель также узнает о том, как произошло Крещение Руси, почему случился старообрядческий раскол, как Москва пыталась стать Третьим Римом и что из этого получилось.

Несколько глав посвящены судьбам Церкви от Петра Первого до Октябрьского переворота в 1917 году. Почти двести лет Церковь в России была частью государства, что и стало одной из причин трагических событий XX века.

Заключительный раздел книги посвящен последнему столетию истории Православия в России – эпохе гонений и поиска способов выживания в жесточайших условиях. Читатель узнает о том, почему большевикам не удалось уничтожить Церковь, как Сталин на самом деле относился к вере и Церкви, что делали верующие в годы Великой Отечественной войны, зачем Хрущев хотел показать по телевизору «последнего попа» и как жили верующие в эпоху застоя.

Заканчивается наше повествование историческим воссоединением Русской Православной Церкви за границей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата – новейшая история Церкви еще слишком коротка, чтобы попадать на страницы этой книги.

И последнее.

Нельзя объять необъятное, а потому мы почти не будем говорить об истории других Поместных Православных Церквей, истории Католической Церкви или протестантов. Всякая книга неизбежно предполагает выборку, а потому читателю придется смириться с краткостью нашего странствия.

Как и любая экскурсия, наш курс не может рассказать все об истории христианства. Скорее это путеводитель, с помощью которого желающие смогут потом самостоятельно отправиться в путешествие по пространству и времени.

Мы лишь постараемся задать направление движения: в каждой главе на полях можно будет найти цитаты из древних и современных историков, краткие определения самых важных понятий и иллюстрации, которые помогут не заблудиться в бурном море истории. В конце книжки есть небольшой список литературы.

А теперь хватит слов – мы начинаем наши прогулки во времени с добрым сыщиком во главе группы.

Глава 2

Как христианство начало оставлять следы

Путешествие в историю христианской Церкви в буквальном смысле слова нужно начинать с посещения… могил.

На пятидесятый день после Воскресения Христова в Иерусалиме на апостолов сошел Святой Дух. Апостолы получили различные дары, например способность говорить на разных языках, и отправились проповедовать Евангелие. Этот день считается датой основания Церкви, началом ее жизни в истории. С этого момента христиане начали оставлять следы. К сожалению, у Церкви почти сразу появились враги, которые хотели ее уничтожить, а потому первые триста лет христианства можно назвать эрой или эпохой мучеников.

В первые три века своего существования новая религия попеременно преследовалась то со стороны толпы простых граждан, видевших в последователях новой веры безбожников, из-за которых боги посылают бедствия на Римскую империю, то со стороны властей, обвинявших христиан в нелояльности и преступлениях против императора.

В этих условиях последователи и ученики Иисуса могли встречаться для молитвы и взаимного общения лишь под видом участников погребальных коллегий.

У римлян не было кладбищ в нашем понимании, и они хоронили своих усопших за пределами города, вдоль дорог. За многовековую историю Вечного города свободных участков для могил практически не осталось, и все граждане должны были заранее позаботиться о месте своего упокоения. Представители разных профессий объединялись в своеобразные «кружки» и делали регулярные взносы в общую казну. На эти деньги выкупались участки катакомб, и коллегия обещала достойно погребать своих членов.

Римские власти понимали важность таких собраний, а потому погребальные коллегии можно было основать достаточно легко. Как пишет об этом Василий Болотов, «римское право снисходительно относилось к так называемым collegia funeraticia, погребальным коллегиям. Погребение есть такая существенная потребность человека и гражданина, что отказать в ней нет возможности кому бы то ни было… и действительно, дозволено было всем, не исключая и рабов, основывать и примыкать к обществам, учрежденным с этой целью…»5.

Гонимые христиане охотно использовали эту возможность, объединялись в коллегии и встречались друг с другом. Собрания были тайными и ночными, что давало римлянам повод подозревать христиан в различных непотребствах.

По римским законам на общественных собраниях всегда должен был присутствовать представитель власти, чья фигура свидетельствовала о том, что здесь собираются добропорядочные граждане.

Ко времени появления христиан на исторической арене Рим вообще старался ограничить право людей на собрания. Многие сообщества объявлялись незаконными, и даже члены погребальных коллегий должны были собираться не чаще чем один раз в месяц.

В этих условиях последователи новой веры должны были тщательно скрывать свои убеждения от людей «со стороны».

На первых порах Церковь состояла из маленьких общин, возглавляемых епископами. В тот момент христиане еще не могли открыто выходить на проповедь или изображать на могилах крест, который в глазах римлян был орудием позорной казни. Приходилось придумывать различные аллегорические символы, которые можно видеть в римских катакомбах.

Рыба – по-гречески это слово Ίχθύς (от которого в Россию пришло слово «ихтиология»), представляет собой акроним (вид аббревиатуры), образованный начальными буквами греческих слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτή – «Иисус Христос Сын Божий Спаситель».

Добрый пастырь – пастух, несущий на плечах овечку. Этот образ связан со словами из Евангелия, где Христос называет Себя добрым пастырем, полагающим Свою жизнь за овец6. Этот символ служил и «охранной грамотой» для ранних христиан, поскольку в образе пастыря часто изображали античного бога Гермеса, культ которого был распространен в Римской империи.

Агнец (ягненок) – это, пожалуй, самый известный раннехристианский образ, связанный со Спасителем. С одной стороны, этот символ восходит к ягненку, которого приносили в жертву древние иудеи. Агнцем, «взявшим на себя грехи мира», называл Христа Иоанн Креститель7. С другой стороны, это образ Евхаристии, Тела Христова. Удобство этого символа было связано еще и с тем, что его не понимали язычники. Это означало, что христианин мог держать у себя дома изображение ягненка, и оно служило для отделения единоверцев от посторонних. Интересно, что позднее 82-е правило VI Вселенского Собора запретило изображать Христа в виде агнца, чтобы верующие привыкали к богословски верному изображению Христа как Богочеловека. В частности, в правиле говорилось:

«Почитая древние образы и сени, преданныя Церкви, как знамения и предначертания истины, мы предпочитаем благодать и Истину, приемля оную, как исполнение Закона (то есть полноту ветхозаветного Закона). Сего ради, дабы и искусством живописания очам всех представляемо было совершенное, повелеваем отныне образ Агнца, вземлющаго грехи мира, Христа Бога нашего, на иконах представлять по человеческому естеству, вместо ветхаго агнца…»8.

Еще один известный христианский символ назывался хризмой, но о нем мы поговорим в главе, посвященной Константину Великому, а пока остановимся на одной загадочной латинской надписи, которую некоторые исследователи также считают символом, связанным с Церковью.

Речь идет о самом известном в мировой истории палиндроме (надписи, которая читается одинаково в разных направлениях. Простейший русский палиндром – «Дом мод»). Он представляет собой заключенную в квадрат латинскую надпись9, которую по-русски можно перевести так: «Земледелец Арепо с трудом держит колеса» или «Земледелец Арепо с трудом идет за плугом». Самое древнее изображение латинского квадрата было найдено в Помпеях, уничтоженных при извержении вулкана Везувия в 79 году. Латинский квадрат содержит уникальное слово Арепо. Оно не встречается больше ни в одном тексте. Обычно его переводят либо как имя собственное, либо как искаженный вариант выражения ad repo («Я медленно двигаюсь»).


Хризма на барельефе римского саркофага.

Сер. IV в.


В эпоху Средневековья христиане с удовольствием находили в этом квадрате зашифрованное начало главной молитвы «Отче наш» (PATER NOSTER), но и без перестановки букв в надписи есть зашифрованный христианский символ – слово TENET при пересечении дает изображение креста.

Если же вернуться от истории символов к истории людей, то здесь нас может ждать некоторое разочарование. Даже во времена апостолов Церковь состояла не только из святых. В посланиях апостола Павла – самых ранних текстах, вошедших в Новый Завет, – есть множество примеров того, как последователи новой веры поступали по своим человеческим немощам: они спорили о том, кто из апостолов и их учеников правильно понимает учение Христа, утаивали от апостолов часть суммы, обещанной в жертву, совершали плотские грехи, те, кто был богат, не делились пищей с бедными, а устраивали пиры на вечерях любви.

Но при всех недостатках необходимость выживания и малочисленность последователей не давали Церкви заболеть теми недугами, которые стали распространяться после того, как христианство в начале IV века стало разрешенной, а в конце IV века и государственной религией.

На протяжении нескольких столетий христиане были вынуждены сохранять свои убеждения в тайне, и это стало практически непоправимой потерей для историков: достоверной и подробной информации о том, как жила Церковь во времена апостолов, практически нет.


Латинский квадрат «SATOR-AREPOTENET- OPERAROTAS».

Музей пожарных, Германия


Деяния апостолов и апостольские послания свидетельствуют, что в период между 40-ми и серединой 60-х годов I века в общинах принимались очень важные решения, которые определили судьбу Церкви. Так, в 11-й главе Деяний апостолов описывается спор между Петром, пришедшим в Иерусалим, и местными иудеями, которые приняли христианство10. Апостол Петр проповедовал не только иудеям, но и язычникам и не требовал от последних обязательного обрезания. Это не понравилось иудеохристианам. Они хотели, чтобы христиане-неофиты строго соблюдали и все иудейские обряды, например пищевые запреты и обрезание. Если бы победила эта точка зрения, то новая религия никогда бы не вышла за рамки одного из движений внутри иудаизма.

Сами римляне долгое время считали христианство лишь иудейской сектой, и только потом, на рубеже II века, Плиний Младший и император Траян стали говорить о новой религии как об отдельном явлении.

Христианские общины на заре своего существования оставили мало исторических следов еще и потому, что совсем не думали, что их вера превратится в мощную религию, которая будет существовать столетие за столетием. Они ждали скорого конца света и возвращения в мир Христа и надеялись, что встреча со Спасителем состоится еще при их жизни. Было несколько причин такой антиисторичности ранней Церкви:

Психологически последователи новой религии находились в состоянии сильной экзальтации.

Апостолы ощущали, что проповедь Христа была мощнейшим явлением, переворачивающим основы существования Римской империи, – им казалось, что земная цивилизация не выдержит этого натиска и наступит скорый конец света.

Обещание Христа о том, что он придет в мир после того, как будет проповедано Евангелие по всему миру11.

Во времена евангельской проповеди люди под «миром» понимали лишь свою цивилизацию. Христианин-еврей думал, что Спаситель придет, когда Благую Весть услышат на территории одной из провинций Римской империи, христианин-язычник был не менее оптимистичным, считая, что Евангелие нужно распространить по всей Римской империи. Благодаря миссионерским путешествиям апостола Павла, который объездил почти весь тогдашний мир, казалось, что и эта цель достижима в течение нескольких десятилетий.

Упоминание Христа о том, что некоторые из Его учеников и последователей доживут до наступления Царствия Божия12.

Этот текст давал христианам надежду: обещание Христа можно было понять так, что уже недалеко конец света и Второе Пришествие Спасителя. Потому христиане не слишком заботились о том, чтобы потомки узнали о них.

После смерти апостолов Петра и Павла, чьими трудами во многом и была создана Церковь как институт, верующие во Христа поняли, что конец мира откладывается и им нужно учиться жить на земле. На рубеже I—II столетий в христианской среде появляются тексты, авторы которых размышляют о том, как христианам жить в этом мире и взаимодействовать с государством. По счастью, время на раздумье было: до поры до времени Рим не обращал внимания на маленькую «секту» почитателей Христа. Но об этом мы поговорим в следующей главе.

Глава 3

Вера как преступление: в чем обвиняли христиан

Христианская Церковь в самом начале своего существования была очень незаметной. Приход в мир Спасителя и Его Воскресение нам сейчас кажутся поистине центральным событием человеческой истории: до сих пор мы ведем счет веков от условной даты Рождества Христова. Но в Древнем Риме Христа и Церковь долгое время просто не замечали.

Начнем с того, что римляне считали время по консульским спискам.

Традиционная датировка звучит примерно так:

«На таком-то году правления императора такого-то при консулах таких-то и таких-то произошло то-то и то-то». Таблицы с именами консулов известны до сих пор и служат одним из способов датировки исторических событий.

В жизни римлян была и еще одна знаменательная дата – день основания Вечного града: 753 год до н. э. События же на окраине империи, в Иудее, их не интересовали, а потому первое вероятное упоминание о христианах относится ко временам Нерона (54–68 гг.).

Два знаменитых историка, Тацит и Светоний, рассказывают, как Нерон обвинил христиан в поджоге Рима во время Великого пожара в 64 году.

Запись Тацита содержит следы последующей работы редактора-христианина, но в ней можно найти и подлинные фразы историка о «зловредном суеверии». В те времена римляне еще не отделяли христиан от иудеев. Сам Тацит считает христиан преступниками, виновными «не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому» и заслуживающими «самой суровой кары» – хотя, по его же словам, те изощренные казни, которым подверг христиан Нерон, невольно пробуждали к ним сострадание: «Их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады»13.

На страницу:
1 из 5