bannerbannerbanner
Топонимические древности Санкт-Петербурга и его пригородов. Топонимия земель Приневья до основания Санкт-Петербурга
Топонимические древности Санкт-Петербурга и его пригородов. Топонимия земель Приневья до основания Санкт-Петербурга

Полная версия

Топонимические древности Санкт-Петербурга и его пригородов. Топонимия земель Приневья до основания Санкт-Петербурга

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

Топонимические древности Санкт-Петербурга и его пригородов

Топонимия земель Приневья до основания Санкт-Петербурга


В. Н. Смирнов

© В. Н. Смирнов, 2023


ISBN 978-5-0059-7940-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

«…язык запомнил много старины,

свеянной временем с людской памяти»

Ключевский В. О. (1841—1911), академик Императорской Академии Наук, российский историк

Санкт-Петербург и его пригороды в основном расположены на территории Городенского, Корбосельского, Ижерского и Дудоровского погостов Ореховского уезда Водской пятины, захватывая часть Копорского узда по южному берегу Финского залива.

«Переписная книга Водской пятины 1500 года» сохранила сведения о древней топонимии этого края, которая свидетельствует о том, что до 1500 года топонимия земель Водской пятины была преимущественно славянской – древнерусской, образуя славяно-кельтский топонимический пласт. Название топонимического пласта связано с тем, что многие топонимы имеют не только праславянское происхождение, но кельтское (галльское) и латинское, поскольку славяне до прихода в Восточную Европу в Западной Европе тесно соседствовали с романизированными кельтами (галлами) и активно использовали в своем лексиконе слова из латинского языка (вульгарная латынь). Появление славяно-кельтского топонимического пласта на Северо-Западе Восточной Европы объясняется тем, что в ходе «Великого переселения народов» в середине первого тысячелетия нашей эры славяне из Западной Европы стали заселять земли Восточной Европы. На Карельском перешейке и окрестных землях примерно в V веке н.э. расселились племена западноевропейских славян – ободритов, которые стали известны в истории как варяги-русь [58]. Южнее варягов-русь по рекам Луга и Волхов, озеру Ильмень «сели» лужицкие сербы (лужичи) – ильменские словене, будущие новгородцы, еще южнее – кривичи (будущие псковичи), еще южнее – поляне (будущие киевляне) и так далее вплоть до Балканского полуострова.

Под «топонимическими древностями» в настоящей книге понимаются топонимы периода существования Древней Руси – V—XVI вв. включительно, но также рассматривается и более поздняя топонимия.

Для того чтобы читателю было легче ориентироваться в материале книги приведем Административно-территориальное деление Водской пятины на 1500 год:

– уезд – объединял группу погостов во главе с уездным городом, которых было пять: Орешек, Корела, Яма, Копорье, Ладога. По названию города давалось название уезда: Ореховский уезд, Корельский уезд и т. д.

– погост – состоял из центрального села (погоста) и входящих в его состав волостей, перевар и деревень. Название погоста включало имя святого, в честь которого была освещена церковь на погосте, и название самого центрального села (погоста). Например: Никольский Ижерский погост: «на погосте церковь Никола Велики», центральное село погоста – Ижера (Перечень погостов см. Прил. П2.1);

– волость (волостка) – группа деревень в составе погоста;

– перевара – группа рыболовецких деревень в составе погоста;

– деревня – преимущественно состояла из одного-двух дворов (семей). В Ореховском уезде 1—2 дворовые деревни составляли 75,64% от всех деревень уезда [67];

– двор – семейное домашнее хозяйство с жилыми и хозяйственными постройками и прилегающей к ним территорией, обычно огороженной.

Сразу поясним, что слово погост происходит не от слова гость и не связано с княжеским погостьем (сбором подати). Погосты существовали еще в Римской империи и назывались паги, пагусы (греч. πάγος, лат. pagus). С завоеванием Галлии Римом римская система административного деления территории на паги (пагусы) распространилась и на нее (напр., пагус Токсандрия (pagus Toxandria) в Бельгийской Галлии (Gallia Belgica). Варяги-русь заимствовали эту римско-кельтскую систему административного деления территории на паги у галлов и, мигрировав примерно в V веке н.э. в Восточную Европу, использовали ее при устройстве своих земель (напр., др.-рус. погост Саволакша, погост Яски, погост Огреба).

Погост (греч. πάγος, лат. pagus) в Древней Руси – это группа волостей, перевар, сел и деревень, а также центральное село (погост), первоначально объединенных родственными связями (родоплеменная община). Основная единица административно-территориального деления Древней Руси. Берет свое начало от римско-кельтской системы административно-территориального деления территории на паги, пагусы (лат. pagus) в Западной Европе. Этимология слова погост от гость является народной этимологией (подробнее см. [59]).

Центром волости был «Большой Двор» – первоначально это был центральный двор нескольких семей, рода или нескольких родов родоплеменной общины, представляющий собой комплекс жилых, складских и хозяйственных строений, образующих замкнутый контур, как правило, четырехугольной формы, окруженный забором (валом с частоколом) – по существу небольшая крепость, в центре которого находился двор. В Большом дворе укрывались в случае опасности, хранились общинные запасы, собирался совет рода, решавший все вопросы жизни рода, включая выборы боярина (военного вождя). В Большом Дворе жил боярин и ключник (сборщик налогов). Вокруг Большого Двора располагались дворы боярских людей, образуя поселение с тем же названием. С распадом родоплеменной общины Большой Двор становится собственностью боярина, который уже был не выборным, а наследственным (подробнее см. [59]).

В следующей ниже таблице приведена характеристика погостов, на территории которых ныне располагается Санкт-Петербург и его ближайшие пригороды по «Переписной книги Водской пятины 1500 года» (использованы данные из книги «Черты церковно-приходского и монастырского быта в Писцовой Книге Водской пятины 1500 года» архимандрита Сергия (Тихомирова) (1905) [67]).

Таблица

Характеристика Городенского, Корбосельского, Ижерского и Дудоровского погостов Ореховского уезда



Отметим, что в таблице приведена численность взрослых мужчин (м.п.) без женщин, стариков и детей. Для расчета общей численности населения архимандрит Сергий (Тихомиров) обоснованно использовал коэффициент 7 к количеству дворов [67]. Исходя из этого, население погостов, на территории которых располагается Санкт-Петербург и его ближайшие пригороды, в 1500 году составляло порядка:

– Городенский погост – 2212 чел.

– Корбосельский погост – 2247 чел.

– Ижерский погост – 5894 чел.

– Дудоровский погост – 3619 чел.

Всего – 13974 чел.

Таким образом, на территории современного Санкт-Петербурга и его ближайших пригородов в 1500 году проживало порядка 14 тыс. чел. Для сравнения: численность населения города по данным Росстата составляет 5 601 911 чел. (2021). Фактическая численность населения Санкт-Петербурга по данным администрации достигает 7 млн. человек (2021) (Википедия).

Структура книги

Книга содержит 4 основных раздела, в которых топонимы приводятся по погостам:

1.Спасский Городенский.

2.Воздвиженский Корбосельский.

3.Никольский Ижерский.

4.Веденский Дудоровский.

В каждой статье, посвященной тому или иному топониму, приводится его современное, древнерусское, прибалтийско-финское и, если есть, шведское название объекта, далее:

– месторасположение объекта и его краткая характеристика;

– существующие версии этимологии названия объекта;

– название объекта по «Переписной книге Водской пятины 1500 года» и его этимология.

Большинство карт, фрагменты которых приводятся в книге или на которые в книге есть ссылки, доступны на сайте «Окрестности Петербурга» (https://www.aroundspb.ru).


1.Спасский Городенский погост

1.1.Шлиссельбург (Ореховый островъ)

Шлиссельбург не относится к Санкт-Петербургу и его ближайшим пригородам, но он был главным городом Ореховского уезда и одновременно административным центром – погостом Спасского Городенского погоста, поэтому мы не могли не упомянуть его, хотя бы коротко.

Шлиссельбург (др.-рус. Ореховый островъ, Орешокъ, фин. Pahkinasaari (фин. pahkina «орех», saari «остров»), Пекинсааре, швед. Nöteborg (швед. nöt «орех», borg «крепость») Нётеборг, нем. Schlüsselburg (нем. Schlüssel «ключ», Burg «крепость»), Шлиссельбург, Петрокрепость) – город в Кировском районе Ленинградской области. Образует Шлиссельбургское городское поселение.

Основан на Ореховом острове новгородцами в 1323 как крепость Орешек, в ней был подписан «Ореховский мирный договор 1323 года» между Швецией и Новгородом.

В «Переписной книге Водской пятины 1500 года» называется Орешокъ. «Город Орешок» ныне Шлиссельбург, – писал архимандрит Сергий (Тихомиров), – разделялся на 2 части: внутренний город и посад. Посад разделялся на а) Корельскую сторону, б) лопскую сторону и в) Никольский остров» [67].

Всего в городе и на посаде по «Переписной книге Водской пятины 1500 года» насчитывалось 185 дворов, 227 человек м.п.

Спасский Городенский погост тянулся длинной узкой полосой от Орешка по обе стороны Невы до устья Тосны, а от устья Тосны – по правую сторону Невы до Лахты и включал еще Крестовский и Петроградский острова (см. Разделы 1.2 и 1.3). Большинство деревень и сел погоста были расположены по берегам Невы.

В погосте 316 дворов, 417 человек м.п.; земли 218 обеж.

Этимология топонима «Ореховый остров»

Название острова по одной версии связывают с орешником (лещина, лесной орех), росшем на острове, по другой – с формой острова, напоминающей орех. Добавим еще одну версию.

По Словарю Даля: «ОРЕХ м. древесный плод в твердой, крепкой скорлупе… || галька, галечник; || сиб. рассыпчатая руда, в виде галек, орехов…». Галька – это «…Мелкий, гладко обточенный водой камень» (Словарь Ушакова), Словарь Даля уточняет: «ГАЛЬКА ж. мелкий окатыш, камешек. Самый крупный: валун; затем постепенно голыш, булыжник, кругляш, окатыш и галька; там: дресва, хрящ, песок…».

Таким образом, по нашей версии остров мог называться «Ореховымъ островомъ» от орехов «гальки» по его берегам, мелких камешков «обточенных» волнами Ладожского озера.

1.2.Крестовский остров (Сандуй, остров)

Крестовский остров (др.-рус. Сандуй, фин. Ristisaari) – остров в Санкт-Петербурге, находится в западной части города, на территории Петроградского района в дельте Невы, в историческом районе, называемом Острова. Площадь острова составляет 4,2 км2. Прежние названия острова: Христофоровский остров (1741), остров Святой Натальи (1717). Больше половины площади острова занимает Приморский парк Победы. На острове расположены две станции метро – «Крестовский остров» и «Зенит».

Академик Бутков П. Г. в статье «О состоянии местностей Санктпетербургских в XVI веке» (1836 год) связывает название Крестовского острова (фин. Ristisaari) с крестом на часовне, стоявшей на острове. Эта часовня упоминается в «Книгах Ореховского Присуда обыскных Спаского Погоста 81 [1573] года»:

«Царевы и Велекого Князя волость на усть Невы реки у моря на Фомени острове в Гараткине 4 обж пуста …да на берегу в Мишкиной; дрв обж пуста у Чесовни…» [7].

Кстати, в том же абзаце (и предложении) часовня упоминается еще раз: «…да в Мишкиной дрв у Чесовне обж пуста…» [7]. Похоже деревня в книге записана два раза.

Комментируя первое упоминание «Чесовни», Бутков П. Г. в Примечании 57 пишет: «Так как на Часовнях или на молитвенных домах обыкновенно ставятся кресты, то остров, на котором стояла эта часовня, имел Финское имя Risti-saari, т. е. Крестовского, как видно в к. [арте] 1676 г. Соседний Крестовскому теперешний Елагин остров, в к. [арте] 1676 г. написан Mistulla-saari, и потому он, во время Петра Великого, назывался по Русски Мишин. По Фински mistaus, потеря» [7].

Тут что-то не так. Или часовня стояла в Мишкиной деревне на Крестовском острове, или Елагин остров не назывался Мишин?

По нашему мнению, если название острова связано с часовней, то логичнее было бы его называть Часовный, а не Крестовский. Может быть, на острове до часовни стоял другой крест, каменный «крест в круге» (кельтский крест), который ставили на меже, границе владений. Такие кресты (монументальные каменные кресты) были распространены в новгородских землях и запрещены в рамках борьбы с язычеством в Водской пятине в XVI веке [41, 60]. Для наглядности приведем типологию новгородских монументальных каменных «крестов в круге», которую предложили Потравнов А. Л. и Хмельник Т. Ю. в работе «Каменные кресты в круге на северо-западе России» [41] (см. рис. 1.1).

В «Переписной книге Водской пятины 1500 года» Крестовский остров называется Сандуй и упоминается два раза:

– «Сельцо на усть Охты на Неве… а сена косятъ на море на острову на Сандую двести копенъ» (с. 1—120).

– «Да той же волости пожня на море, на острове на Сандую, а косят ее всею волостью, а ставится на ней сто копенъ сена» (с. 1—121).



А – Средокрестие и все лопасти полностью вписаны в круг.

В – Часть лопастей выходит за пределы круга.

С – Формы лопастей создают иллюзию креста, вписанного в круг.

Рисунок 1.1. Типология новгородских монументальных каменных «крестов в круге» по Потравнову А. Л. и Хмельник Т. Ю.


Всего на острове ставили 300 копен сена. На границе этих сенокосных угодий и мог стоять каменный «крест в круге» (кельтский крест). Возможно, что часовню поставили на месте «креста в круге», стоявшего здесь ранее.

Название острова Сандуй родственно названию бухты Сандалакша в Богородицком Кирьяжском погосте Ореховского уезда Водской пятины, на которой были расположены три деревни (2—121, 2—125, 2—141).

Название бухты Сандалакша «Песчаная бухта», по нашей версии, происходит от протоиндоевроп. *samh2dhos, протогерм. *samdaz, англ. sand, гол. (нидерл.) zand, нем. Sand, дат., швед., норв. sand «песок» и др.-рус. лакша «бухта» (см. Прил. П1.3), также и гидроним Сандуй образован от инд.-евр. корня sand «песок» и суффикса -у- с окончанием (валуй, халуй), означая «Песчаный» (остров), вероятно, от песчаных пляжей острова.

Интересна история образования острова.

Историк и краевед Санкт-Петербурга Столпянский П. Н. (1872—1938) в книге «Петербургъ: Какъ возникъ, основался и росъ Санктъ-Питербурхъ» (1918 год) [39] считает, что остров Сандуй времен «Переписной книги Водской пятины 1500 года» – это «соединенные острова Крестовский, Елагин, Каменный».

Столпянский П. Н. пишет, что в «Переписной книге Водской пятины 1500 года»: «…из островов Невской дельты указывается только три острова:

1) Васильев остров – нынешний Васильевский остров,

2) Фомин остров – нынешняя Петербургская Сторона,

3) неизвестный ныне остров Сандуй,

остальные же острова (Петровский, Крестовский, Елагин, не говоря уже о мелких, вроде Голодая, Гутуевского и т. п.), вовсе не упоминаются.

Этот пропуск можно объяснить двояко: или пропущенные острова были так низменны, что на них не было даже ни сенокосов, ни охотничьих промыслов – на упомянутом острове Сандуе тоже не было жилья, но были сенокосы – и потому они не могли служить какой-нибудь арендной статьею и, следовательно, не подлежали никаким сборам, или ко времени переписной книги 1500 года вовсе не было рек Средней Невки, Малой Невки, Крестовки, Карповки и Ждановки, и дельта Невы состояла, действительно, из трех островов:

1) Сандуй – соединенные острова Крестовский, Елагин, Каменный,

2) Фомин остров – соединенные Аптекарский, Петровский острова и нынешняя Петербургская Сторона и

3) Васильев остров – нынешний Васильевский с Голодаем» [39].

На рис. 1.2 представлен «План местности, занимаемой ныне Санкт-Петербургом» 1698 года, на котором мы обозначили остров Сандуй, Фоминъ островъ, Васильевъ островъ и Галтеевъ островъ (о последнем см. Раздел 3.6).


Рисунок 1.2. Наименования основных островов в дельте Невы на «Плане местности, занимаемой ныне Санкт-Петербургом, до завоевания ея Петром Великим, с показанием существовавших на ней шведских укреплений». 1698 год. Опубликован в русском переводе Р. Е. Шварцем в 1872 году


Итак, по «Переписной книге Водской пятины 1500 года» известны только три острова, но еще раньше в VIII – XII вв. в дельте Невы по версии Столпянского П. Н. был всего один остров, от которого под влиянием геологических процессов и течения вод Невы стали образовываться другие острова.

Вот как описывает Столпянский П. Н. образование островов в дельте Невы: «При возникновении из под уровня Финского залива дельта реки Невы в нынешнем ее районе представляла из себя, вероятно, один сплошной, сперва еще небольшой остров. Дальнейшее поднятие берегов залива, сужая устье реки, – тогда как количество воды, протекавшее из Ладожского озера через Неву, оставалось то же самое, а сила течения от подъема берегов даже увеличивалась, – повело к постепенному размыванию означенного острова на несколько меньших. Вообще же число островов Невской дельты постепенно увеличивается и довольно быстро, что можно ясно видеть из сравнения числа островов по известным в настоящее время картам Невской дельты. В 1676—1700 годах Невская дельта состояла всего из 24 островов, в 1705—1706 годах – из 31, в 1777 году – из 48, в 1848 году – из 80, а в 1808—1881 годах – уже более чем из 100 островов. Таким образом, на каждое из последних двух столетий число островов Невской дельты удваивалось, по этому расчету дельта Невы могла состоять из одного острова еще и в XII веке, – новое подтверждение, что дельта Невы стала образовываться в VIII—X веке» [39].

Если мы принимаем то, что дельта Невы стала образовываться в VIII—X веке и первоначально состояла только из одного острова, который затем стал размываться Невой, образуя новые острова (что представляется нам реалистичным), то можно предположить, что первоначальный остров в дельте Невы славяне (варяги-русь), пришедшие сюда в середине I тысячелетия н.э., стали называть Сандуй «песчаный», о чем свидетельствует архаичность его названия. Название связано с песчаными берегами (пляжами) острова, намываемыми Невой. С образованием в VIII—X веке новых островов, они получали более «молодые» названия: Васильевъ островъ (от др.-греч. βασίλιος «царский) и Фоминъ островъ (от греч. Θωμάς «близнец»), названия которых относятся уже к христианскому периоду, т.е. периоду после крещения Руси в конце X века. «Новые» названия «сдвинули» древнее название Сандуй на современный Крестовский остров.

Таким образом, можно полагать, что первоначальный и единственный остров, существовавший в дельте Невы в VIII—X веке, славяне (варяги-русь) называли Сандуй «песочный» (от инд.-евр. sand «песок»). С образованием новых островов название Сандуй закрепилось за современным Крестовским островом и существовало как минимум до 1500 года.

Об этимологии топонимов Фоминъ островъ и Васильевъ островъ см. Разделы 1.3 и 3.4 соответственно.

1.3.Петроградский остров (Фоминъ островъ)

Петроградский остров (др.-рус. Фоминъ Островъ, рус. Санкт-Петербургский остров, фин. Koivusaari «Березовый остров») – остров в устье Невы, в Петроградском районе Санкт-Петербурга. Самый большой остров Петроградской стороны. Длина острова – 4,2 км, ширина – 2,5 км, площадь – 6,35 км2.

Месторасположение Фомина острова мы отметили на «Плане местности, занимаемой ныне Санкт-Петербургом». 1698 год (см. рис. 1.1).

Характеристика Фомина острова по «Переписной книге Водской пятины 1500 года» представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Топоним Фоминъ островъ по «Переписной книге Водской пятины 1500 года»



В селе на Фомине Острову на Неве у моря (с. 1—117) было 36 дворов, в том числе: 4 двора непашенных крестьян (крестьян без пашни, занимающихся, скорее всего, ловом рыбы); 26 обеж пашни и 4,5 наслега, в том числе: на 2 наслега была дана льгота на три года: «…а наслегов у нихъ пол пята [4,5] наслега, и на два наслега имъ дана лгота на три года лета седьмъ тысячъ осьмаго, а отсидятъ лготу, и имъ тянути со всехъ съ полупята наслега сполна» (с. 1—118).

Наслег

Что такое наслег доподлинно неизвестно. Словари Даля и Брокгауза напрямую связываю его со словом ночлег.

По Словарю Даля: «НАСЛЕГ наслежный сев., вост. ночлег, ночлежный».

По Словарю Брокгауза: «НАСЛЕГ, НОЧЛЕГ единица крестьянской повинности в пользу чинов управления. В переписной книге Вотской пятины 1499—1500 гг., между прочим, говорится: „сеют ржи 60 коробей, а сена косят триста копен, двадцать и шесть обеж; a H. y них полпята Н., а на два Н. им дана лгота на три года лета седмь тысячь осмаго, а отсидят лготу, и им тянути со всех в полупята Н. сполна“; стало быть, на Н. полагалось до шести обеж, что составит до 80 десятин на Н. В одной грамоте 1537 года сказано: „а по бобровым деревьям волостелю Кривандинскому и его тиуну не ездити, ни Н. им собе в бобровых деревнях не чинити“; запрещение это объясняется иными актами 1488, 1509, 1536 и 1541 годов: „а где доводчик ночует, тут ему не обедати, а где обедает, тут ему не ночевати“. Н., ночлеги делились на половины и даже на четверти» (Словарь Брокгауза).

Словарь Брокгауза называет наслег «единицей крестьянской повинности в пользу чинов управления», но это не так. Повинность – это вид работ/услуг, оказываемый без оплаты (барщина, корм, постой, ямской проезд). Здесь же речь идет о доходном промысле (постоялый двор?), о чем свидетельствует то, что «на два наслега им дана лгота на три года» – это значит, что с наслега платили налог. По всей видимости, сельчане построили два новых наслега, с которых не взымался налог в течении трех лет (т.е. за три года затраты на строительство должны были окупится).

Словарь Фасмера также связывает наслег с ночлегом, при этом называя его «загадочным вариантом»: «ночле́г род. п. -а, укр. нiчлíг, род. п. -лíгу Булаховский, ОЛЯ, 18, 1959, 2, стр. 109. – Т., др.-русск. ночьлѣгъ (Лаврентьевск. летоп.). От ночь и лежа́ть; см. Соболевский, Лекции 64 [Нельзя не упомянуть о загадочном варианте наслег – то же, наслѣгъ (XVI—XVIII вв.) (см. Кипарский, ВЯ, 1956, №5, стр. 135; Унбегаун, BSL, 52, 1957, стр. 172), вероятно, контаминационного происхождения; ср. слега́ «брус, жердь». – Т.] (Словарь Фасмера).

Что же такое наслег?

Первое, что приходит в голову, так это то, что наслег – это строение для отдыха и ночлега команд кораблей, проходящих по Неве, но изучение вопроса привело нас к другому выводу. Корабли не задерживались на отдых в дельте Невы, а наслеги связаны с сезонной ловлей рыбы.

По нашему мнению, наслег – это аналог и прообраз стана (завода), стационарного сезонного жилища (избы) наемных рабочих (по типу общежития, казармы) Мурманского берега по ловле рыбы, который описан в статье Руднева Н. Ф. «Промыслы по Мурманскому или Лапландскому берегу: Сведения, собранные во время плавания шкуны „Задорная“ в 1861 году» [46].

«Всякая бухта, – пишет Руднев Н. Ф., – удобная для захода судов поморов и более или менее закрытая от ветров, называется становищем. Некоторые из становищ сделались постоянным летним приютом рыбопромышленников» [46, с. 35].

На становишах ставились станы. Стан или завод – группа строений, которая «состоит из избы в одно окно, вход в нее с левой стороны; войдете, вправо большие сени, заваленные провизией, бочками жира и треской в бочках; пол земляной; влево стена и дверь в жилой покой; по обе стороны нары человек на 20. Под окном столик, над ним амулеты староверов – кожаные четки с различными кожаными и суконными треугольниками. При входе, влево большая неуклюжая печка, только для хлебов… Возле этой избы стоит другая, очень небольшая, в средине ее каменья, – это кухня. Рядом два, а иногда встречаете и три, средней величины сарая. В одном лежит принадлежность лова, в другом штабелями сложена соленая треска» [46, с. 35—36].

На страницу:
1 из 4

Другие книги автора