Полная версия
Недетские сказки
Жесть была в курсе своей клички – и та ей даже нравилась. И в итоге она решила гнуть свою линию и дальше.
– Уж если и отвечать на насмешки, то по полной программе и так, чтобы дольше помнили! – резюмировала она.
Чаще других жертвами Жести оказывались Пластмассовые Вешалки, которые, к своему счастью, все пропускали мимо ушей – в одно ухо влетело, а в другое вылетело. Они были настолько глупы, что никогда и ничего не воспринимали на собственный счет, будто обращались не к ним, а к кому-то другому, даже если других рядом не было. Статуса ниже, чем у Пластмассовых Вешалок, в Шкафу не было ни у кого.
– Эти Одноразовые! Эти Плебейки! – хлестала Жесть словами направо и налево.
Эти клички тоже быстро стали обиходными – прилипли с первого раза. Иначе и быть не могло, потому что Одноразовые (или Плебейки) не только никогда и никого не слышали, но они никому и ничего не давали сказать, а еще чаще они просто выкрикивали в воздух некие бессвязные слова, больше похожие на междометия. И замолкали они всегда самыми последними.
Одежде – гроздьями, как виноград висевшей на Одноразовых (или Плебейках), лучше всего подходило название – «Это»: ворохи однодневных Майко-Футболок тупо пялились на мир примитивными рисунками, «Сиротская тема» бесстыдно демонстрировала интимные дырки, как попало цеплялись друг за друга и вовсе странные детали без определенного назначения.
Во всем, что находило себе место на Одноразовых (или Плебейках) с первого взгляда угадывался демократичный стиль. И, как ни странно, но «Это», от случая к случаю, даже надевали и носили. И никому в обиду не будет сказано, но образы, составленные из «Этого», порой выглядели по-настоящему «чумовыми». Такое часто обозначают еще термином «китч» – халтура или модерн, одним словом.
Именно Одноразовые (или Плебейки) вызывали у Шкафа больше всего сомнений в отношении родства с ним.
Наилучшими чертами, по мнению Шкафа, обладали Деревянные Вешалки – симпатии были предопределены исходным материалом.
Шкаф считал, что Деревянные Вешалки – он даже слова эти произносил как-то иначе, уже одним своим присутствием вносили мир и гармонию в хаос, производимый Жестью и Одноразовыми (или Плебейками).
– Уж если кто-нибудь из вешалок и часть меня самого, то, скорее всего, это Деревянные Вешалки, – констатировал он.
Но другие не разделяли его мнение.
– С какой стати мы должны считаться с Дровами, если еще неизвестно, как давно их предки перестали торчать из забора или подпирать стены хлева?! – бесцеремонно выражали другие свое отношение к реальным претенденткам на симпатии Шкафа. – Пусть скажут спасибо, что мы их Опилками не называем! Но, видно, не далеко это время…
На Дровах – прозвище тоже быстро стало обиходным – вальяжно располагались, большей частью, элегантные и комфортные, сдержанные в формах и не яркие по цвету – Пальто и Костюмы, Блузы и Юбки, Комбинезоны и Брюки, Платья и Сарафаны, Жилеты и Куртки…
Несмотря на объединяющее всех вешалок призвание служить Одежде, в Шкафу они больше всего напоминали соседей по коммунальной квартире или в геополитике, где ссоры и свары возникают по любому поводу или без него и не прекращаются в принципе – меняются лишь мотивы склок, а взаимоотношения никогда.
8
Уже с первого взгляда на Моль каждому становилось ясно, что она представляет собой артефакт образа жизни, когда праздник длится бесконечно – не зависимо ни от времени суток и ни от чего-то другого. Поэтому подобные персоны всегда и выглядят, будто собрались на вечерний прием.
Ее платье было пресыщено блеском, рассчитанного на электрическое освещение – никому другому и в голову не могло бы прийти носить такое днем – соперничать в сиянии с самим солнцем!
– А вот и мой выход, – говорила себе Моль после каждой неудачной попытки Комнаты завязать отношения со Шкафом.
И она тут же стремительно вылетала из, свернутого трубкой, старого шерстяного ковра в котором жила. Оставляя после себя в воздухе облачка перламутровой пудры, она виртуозно исполняла несколько сальто и, не смотря на преклонный возраст, иногда все-таки добивалась вослед себе если не настоящих аплодисментов, то хотя бы отдельных хлопков.
– Сегодня я опять была в ударе – мне аплодировали! – наслаждалась производимым эффектом Моль. – Не станут же рукоплескать от безделья!?
Она считала, что совсем неплохо устроилась в жизни:
– И в обществе все для меня сложилось недурно – личная подружка и персональный психиатр Комнаты! И с пищевыми предпочтениями у меня проблем нет – ковер-то, хоть и старый, но чисто шерстяной!
Она всегда стремилась найти для себя местечко, где не нужно было бы заниматься чем-то ответственным или проявлять какие-то особенные таланты.
– Как правило оценивают не по способностям и умениям, а по тому, как выглядишь и кого из себя изображаешь! – оправдывала она себя. – Многие были бы не прочь оказаться на моем месте.
Но со Шкафом у Моли не сложились отношения, и это еще мягко сказано, и виною тому был материал, из которого он был сделан – кедр. Стоило ей оказаться рядом с ним и пару раз глубоко вздохнуть, как ее тут же окружали ее предки, давно переместившиеся в мир иной – они настойчиво предлагали присоединиться к ним.
– И что после этого я должна испытывать к нему? Впадать в экстаз? Присоединиться к толпе его воздыхателей? – взрывала она эмоциями пространство старого ковра. – Нет, роль мученицы по идейным соображениям не для меня. И во имя чего, спрашивается, я должна приносить ему в жертву свое крохотное удовольствие жизнью? Он же никого не замечает рядом с собой! – привычно вторила она словам Комнаты.
Да, родину не выбирают, и кому судьбой предначертано родиться и жить в сумеречном пространстве старого ковра и утолять голод лишь разглядывая картинки с недосягаемой модной Одеждой – тот вряд ли способен на объективное отношение к миру.
Завтрак у Тиффани – звучит прелестно, но вряд ли останешься сыт.
9
Каждый раз, когда день переходил в ночь или наоборот – в это полное мистических предчувствий сумеречное время – деревянные панели Шкафа тихонько поскрипывали, реагируя на перепады температуры воздуха в Комнате. И все, кто бы ни находился в это время поблизости, всегда в ужасе замирали от жалобных звуков, доносившихся из его глубин.
Считали, что это стонет безвременно ушедшая из жизни вешалка, которая высохла и стала привидением от безответной любви к Шкафу, конечно же. Она так и не смогла обрести покой и теперь вынуждена бесцельно бродить по бесконечным лабиринтам среди полок и ящиков.
Комната нередко использовала эту легенду, чтобы в очередной раз не столько поддеть Шкаф, сколько обратить внимание других на жестокий нрав «своего малыша».
– Да он просто бессердечная деревяшка! У него нет сердца! Ему безразличны страдания других! О, сколько же их, доведенных им до трагической развязки?! – всякий раз в такие моменты театрально заламывала руки Комната. – Неужели и нас – всех влюбленных в него, ожидает такая же кончина?
Наблюдая за подобными представлениями, Шкаф всегда недоумевал – о ком именно постоянно ведутся эти нелепые разговоры?
– Я никогда и никому не давал повода для фантазий на мой счет, – мысленно парировал он. – Вокруг меня нет никого даже близко подходящего под параметры моего идеала. Меня окружают исключительно чужеродные элементы.
– Я прекрасно помню всех, кто у меня внутри, – оправдывался он. – Что же касается возомнивших себя неизвестно кем, то пусть они сами отвечают за собственные фантазии. Мало ли что может кому-то показаться!? И если трезво соотнести свои претензии с достоинствами – то и несостоявшихся надежд станет меньше, и разбитых сердец, – подытоживал он.
Но все эти бесконечные перешептывания, многозначительные недомолвки и беспричинные подмигивания – приводили его в отчаяние.
– Ну что я им такого ужасного сделал? Что дало им повод для этих дешевых сцен? – недоумевал он. – Чем я мог их настолько разозлить?
На самом деле у окружающих была причина для постоянной пикировки Шкафа – этой причиной был он сам.
– Как он выглядит! Как держит дистанцию вокруг себя! Как корректен! – то и дело шептали вокруг.
Нечто подобное случается и у людей в период их взросления, когда на ком-то вдруг свет клином сходится, да так, что уже ни вздохнуть и ни выдохнуть, как у Ромео и Джульетты – если жить, то вместе и если умереть, то тоже вместе!
Да, но сколько лет им тогда было!?
И Шкаф, и его окружение уже давно вышли из пубертатного периода и представляли собой абсолютно зрелые объекты. Вероятно, это был тот уникальный случай, когда уже и в солидном возрасте вдруг теряют рассудок и, причем, все вместе – хором.
10
Шкаф не считал себя идеальным, и ему случалось ошибаться или быть резким. В целом он производил впечатление чего-то надежного, но когда ему случалось пребывать в дурном расположении духа, с кем не бывает, то и вешалки чувствовали это и помалкивали.
Как-то раз одна из Одноразовых (или Плебеек) не сдержалась и начала выкрикивать что-то совсем несуразное. И тогда Шкаф, недолго думая, так грозно скрипнул на нее, что от неожиданности бедняжка сорвалась с плательной штанги и в обмороке грохнулась на дно. Позже ее куда-то убрали, но это послужило хорошим уроком для остальных.
Именно этот эпизод с Одноразовой (или Плебейкой) и стал основой для небезызвестной истории с привидением. Когда Комната впервые услышала ее, то очень удивилась – зная характер «ее малыша», она не поверила ни единому слову. Поразмыслив, она все-таки решила, что было бы не плохо использовать эту историю в своих интересах: мол, Шкаф настолько влюблен в нее, что не может изменить ей даже с вешалкой!
И какое-то время она даже не распахивала окна и отменяла свидания с Ветерком.
– Пусть обо мне сложится впечатление, как о его верной возлюбленной, – плела она интригу.
Но когда изображать из себя монахиню ей стало совсем уж невмоготу – она решила действовать.
Комната прекрасно понимала, что все внимательно следят за ней. И стоит ей, к примеру, лишь чуть качнуть люстрой или пошевелить портьерой, как потом окажется, что таким образом она, будто бы, подает тайные знаки – не имеет значения кому и зачем. Ну, или какая-нибудь еще более несусветная чепуха – уже не однажды было проверено.
Именно поэтому Комната и выбрала в качестве основного тактического оружия для штурма иллюзорных твердынь Шкафа, которыми он окружил свою собственную персону – слухи и сплетни. И не важно, какую глупость ей придется озвучивать – важно, что Шкафу потом придется оправдываться.
Кому хоть раз в жизни приходилось оправдываться, тот знает, что напрасно даже пытаться возражать – тебя никто не будет слушать: и скучно, и малоубедительно, и слишком поздно…
Но планы планами, а к результатам приводят лишь поступки.
– Кто-нибудь может ответить мне, как поживает моя любезная подружка!? – приказным тоном осведомилась Комната. – Госпожа Моль! Ты, случаем, не задремала в своем чистошерстяном гнездышке?
Стоило Моли услышать свое имя, как она тут же с коронным возгласом «Allez hop!» стремительно вылетала из своего жилища. В полете она привычно исполняла несколько замысловатых сальто и всегда эффектно останавливалась в центре Комнаты – будто на арене цирка.
– А вот и я! – и в этот раз, но уже несколько по-старушечьи, воскликнула Моль. Кто мог ожидать от нее такой бравады – в ее то возрасте?!
– О, Милая моя! Радость моя! Как я счастлива вновь увидеть свою самую близкую – единственную подружку! – не скрывая фальши приторно-слащавым голосом возликовала Комната.
11
Окружение у Комнаты всегда было минимальным – старый шерстяной ковер и Моль, живущая в нем же. Шкаф – как самостоятельную персону она в принципе не рассматривала.
– В первую очередь он свидетельствует о моей сословной принадлежности, – раз и на всегда определила она. – Все остальное является следствием первого.
Но обстоятельства сложились так, что Шкаф не вписывался в ее сценарий, поэтому утверждать, что отношение Комнаты к Шкафу основывалось исключительно на романтических чувствах, было категорически неправильно. Ее отношение к нему носило характер скорее романтической прагматики или лирического расчета.
– Шкаф, несомненно, хорош, и породнится с ним было бы куда полезней, чем просто смотреть на него со стороны. Вот, если бы мы с ним стали парой, возможно, тогда и ко мне перестали бы относиться, как к несостоявшейся Парадной Приемной, -мечтательно, но в то же время абсолютно трезво рассуждала Комната. – Если честно, мне действительно не хватает нескольких благородных штрихов.
Комната никогда не врала себе.
– А какой смысл притворяться перед собой? Придуриваться и играть нужно перед другими, вдруг сработает, – искренне рассуждала она. – Что может быть глупее, чем врать себе?! Только полные идиоты верят в то, что сами же и изображают!
Комната никогда и ни с кем не церемонилась, и не испытывала неловкости из-за своей прямоты, которая скорее была похожа на грубость, а не на простодушие. И в отношениях с Молью она никогда не скрывала высокомерия:
– Быть хамкой утомительно, но так всегда ведут себя с теми, кто лишен возможности возразить или дать сдачи.
Поэтому, когда Комната решила раскрутить тему привидения в Шкафу, она не очень-то и старалась быть вежливой.
– Перед кем я должна начать претворяться?! Перед Молью?! – возмутилась Комната. – Подумаешь, Моль! Старомодный артефакт – приспособление для утилизации одежды!
Она понимала, что чаще проигрывают те, кто сразу выкладывает все карты на стол, поэтому, исключительно из осторожности, на всякий случай, она решила держаться с Молью, на сколько возможно, по-приятельски.
– Ты, как всегда, сияешь, будто только что от портнихи! Или сидишь на новой диете? – с трудом подавляя приступы злорадства произнесла Комната, небрежно рассматривая Моль. – Не спрашиваю о делах, потому что все равно не смогу ничем помочь. Я слышала, что золотое и серебряное стало модно носить даже днем?
Моли не раз приходилось терпеть высокомерие Комнаты – с чем только не примиришься, если нет иного выбора.
– Нет ничего глупее, чем напяливать на себя первую попавшуюся яркую тряпку, лишь бы привлечь к себе внимание, – не заметив реакции на свой выпад, уже совсем агрессивно продолжила Комната. – Не завидую тем, кто всю жизнь вынужден носить вышедшие из моды царственные обноски!
Все это произносилось с таким наивным видом, что со стороны никто не смог бы заподозрить ее в агрессии.
– Счастье мое! Ты не поверишь, но мое отношение к тебе – больше, чем дружба, – профессионально парировала Моль. – Ты настолько похорошела! И выглядишь намного лучше, чем в прошлый раз. Помнишь, какой развалюхой ты была тогда? Принимаешь специальные препараты? Или это Сквозняк так на тебя влияет?
И не дав Комнате опомниться и перехватить инициативу, она тут же продолжила.
– Какая диета может быть у меня?! О моем рационе ты знаешь лучше других: ковер на завтрак, на обед и на ужин. На эту старую шерсть я уже и смотреть не могу без содрогания. Но это все же лучше, чем вообще ничего или синтетика.
Случайных свидетелей у них во время приветственной пикировки точно не было – и вешалки и Одежда внимательно следили из Шкафа за каждым их словом.
– Мои силы только и поддерживает мысль, что другим может быть гораздо хуже, чем мне, – продолжила Моль. – Взять, к примеру, тебя, мое сокровище, не каждый же день выдается ветренным!? – не обременяя себя деликатностью, поставила Моль диагноз нимфоманки Комнате.
– И я абсолютно согласна с тобой, моя милая: Шкаф – тиран! Он всю самую изысканную еду прибрал к своим рукам! Или как там еще называются его закоулки?! – уже совсем откровенно подыграла она подружке.
– Именно! – запуталась в намеках Комната. – «Мой малыш» не только нас с тобой терроризирует. Слышала новость?! Говорят, он до смерти довел одну из своих вешалок – эти, несчастные, волею судьбы обречены на пожизненное заточение в его ненасытной утробе!
Может Комнату и не устраивало, как разворачиваются события, но выбора у нее не было, и, полностью положившись на силы судьбы, она с упоением продолжила.
– Врагу не пожелаю их участи – жить внутри у вампира! И, представь, он постоянно демонстрирует всем свои небезызвестные прелести! Шкаф – эксгибиционист! Скольких он уже истощил до состояния привидений!? – живописала Комната о своих заветных желаниях. – И что самое странное, – продолжала она, то и дело поглядывая на Шкаф, – говорят, что он совершает все эти безумства от любви ко мне! Вот уж никогда не думала, какого зверя я в нем бужу?!
Когда Шкаф услышал о самом себе всю эту бесстыдную ложь, то от негодования у него все дверцы с возмутительным скрипом распахнулись и потом также захлопнулись.
Моль всегда была готова оказать своей домовладелице незначительные услуги, но идти ва-банк, рискуя собой?! И Моль решила, что попробует под шумок тоже что ни будь для себя ухватить.
– Эх, была не была! – решила она и тут же, уже вслух, продолжила, – Да! Да! Именно! Шкаф просто издевается над Одеждой! – Одежда волновала Моль более всего остального, и она плавно вошла в состояние голодной истерики. – Он тиран! Он деспот! В одиночку, как маньяк наслаждается деликатесами! У него же там: и меха, и шелка, и кашемир, и… Чего в нем только нет?! Именно из-за этого самодовольного тирана я и вынуждена всю свою крохотную жизнь сидеть на чистошерстяной – практически голодной – диете…
Уже где-то в середине монолога она поняла, куда ее заносит, но остановиться ей так и не удалось, и ее интуиция уже даже начала представлять ей одну за другой столь безрадостные картины ее ближайшего будущего, что, в конце концов, силы окончательно покинули ее, и она так и осталась молча стоять посередине Комнаты, не закончив мысль.
Оцепенев от предчувствия приближающегося чего-то ужасного, она безучастно уперлась взглядом в пол, но дело было сделано – свою роль в интриге Комнаты она исполнила с блеском, вполне соответствующим ее наряду. И теперь, как это часто случается, была уже никому не нужна.
Нужно сказать, что монолог Моли был исполнен настолько мастерски, что даже по прошествии времени о нем не забыли и постоянно цитировали отдельные фразы, на все лады изображая страдания Моли:
– Да! Да! Именно! А что он проделывает с Одеждой?! Он тиран! Он деспот! В одиночку, как маньяк наслаждается деликатесами….
Это всегда вызывало бурную реакцию зрителей.
12
Но в тот момент вешалкам было не до шуток. Их серьезно беспокоило реально обозримое ближайшее будущее. Но они лишь вешалки! А что будет с Одеждой?! Их идола, служение которому составляло смысл всего их существования – обещали съесть!
Явно заинтересованные разобраться в происходящем, они бесцеремонно расталкивали друг друга, стараясь что-то высмотреть снаружи. И эта картина – неупорядоченные мелькания то чьих-то рукавов, то неизвестно кому принадлежащих штанин, то неопределенного вида отделок и линялых рисунков – напоминало скорее повозку старьевщика, чем содержимое идеально организованного Шкафа.
Вешалки давно знали о претензиях Комнаты к Шкафу и прекрасно понимали, что когда-нибудь им все-таки придется выбрать на чьей же они стороне. Но пока Шкаф откровенно игнорировал Комнату, у них еще теплился слабый огонек надежды, что все как-нибудь обойдется.
Сейчас же до них дошло, что, судя по всему, отсидеться в стороне уже не удастся. И как бы ни был страшен гнев Комнаты, но они все же – вешалки! И чувства чувствами, но долг служить Одежде превыше всего.
– Ну, это мы еще посмотрим, кто кого, – скалилась металлическими челюстями Жесть.
– Невежда! Выскочка! Примитивное насекомое! – зашумели Дрова, реагируя на Моль. – Всем известно, какого сорта духовные ценности у этого биологического приспособления для уничтожения Одежды!
–У-у-у-у-ть! – одновременно завыли разгневанные Одноразовые (или Плебейки). – Ать вшу, лохи айзе! …Й! …Й! …Й!
После того, как во всеуслышание было объявлено о перспективе Одежды попасть в меню к насекомому, мешкать дальше было уже нельзя. Настроения вешалкам добавили стенания Одежды, которая от ужаса быть съеденной возопила к небесам всем своим многоголосым хором.
Каждый участник перфоманса, не стесняясь, выплескивал наружу все, что скопилось в нем за годы вынужденного сдерживания себя в рамках.
– Некто Моль заявляет на нас свои права! – возмущалась Норковая Шубка, вздыбливая шерстку на спинке и рукавах.
Соседи на Жести вторили ей. Отдельные слова и целые предложения смешивались между собой и в результате все это стало напоминать концерт вокального джаза, когда смысл вообще не принимается в расчет.
– А бо-бо ли ни хо-хо? – перекрикивали всех разномастные Майко-Футболки. Одним рукавом они цеплялись за Одноразовых (или Плебеек), а другим выделывали всевозможные непристойные фигуры, полоща в воздухе бесформенными горловинами и подолами.
– Сик на вам! Сик на вам! – в унисон им шипела беззубыми отверстиями «Сиротская тема».
И тут вслед за платяным отделением, к протесту присоединилось содержимое и других частей Шкафа. Из него нестройными возгласами наружу вырывалось:
– Смерть Моли! Долой Комнату! Свободу нам!
В какой-то момент из Шкафа начал медленно выдвигаться буфетный ящик и, как духовой оркестр на марше – бряцая содержимым, находящиеся в нем Столовые Приборы звонкими голосами стройно запели:
– Шкаф наша родина -
Он наш герой!
Шкаф наша крыша
Над головой.
Шкаф нам отец -
Он нам как мать!
Будем горой
За него мы стоять!
Исполнив оду Шкафу несколько раз подряд Столовые Приборы, галантно раскланиваясь, вместе с буфетным ящиком, словно в античной ладье, медленно поехали обратно. В это время они эффектно перешли к финальной полифонической части. Постепенно исчезая из вида, они продолжили петь, но уже в разных тональностях, то и дело переходя на многоголосье:
– В Шкафу мы дома!
Дома мы здесь!
Теперь мы дома!
Nun Heim!
13
Комната не ожидала настолько неожиданного разворота событий не в свою пользу. Претензии на взаимность Шкафа она никогда не скрывала, и о ее планах породнится с ним знали все. Но она по-настоящему никогда не интересовалась, что находится у него внутри.
– Какое мне дело до его содержимого?! Мне нужна лишь его представительность, – трезво рассуждала она. – Мне безразлично, чем или кем он там набит. Я же не мещанка какая-нибудь, чтобы в чужом барахле копаться.
Так было раньше. Но в своем монологе Моль затронула одну очень деликатную и существенную тему – служение Одежде. И в результате Комната из единственной реальной претендентки на внимание Шкафа превратилась во врага.
– Ладно вешалки! – размышляла она. – Сегодня они против меня, а завтра будут заодно. Но тема Одежды! Вот уж никогда не ожидала такой прыти от Моли! Да эта старушенция рассорила меня со всем, чем он там набит – и с вешалками, и с другими его причиндалами и погремушками.
На какое-то время Комната задумалась, стараясь определить направление дальнейших действий, а вместе с ней замерли и все остальные: Моль – в бессильной позе умирающей, вешалки – нагло выглядывающие из Шкафа и Одежда – в полуобморочном состоянии повисшая на них.
Время шло, но ничего путного Комнате так и не приходило в голову, и, наконец, она решила, что самым логичным в данной ситуации будет позвать Ветерка и устроить с ним такой загул, что впечатления от всех ее неудач просто померкнут.
– Итак решено! – громко крикнула Комната и настежь распахнула окна. – Сквозняк, ко мне! Служить!
Прошло какое-то время, но ничего такого, о чем думала Комната, не произошло. И она опешила. Возможно, впервые ее просьба – нет, приказание – остались без малейшего внимания со стороны Ветерка. А она была особой, которая не привыкла ждать исполнения своих повелений – и тогда она опять повторила свой клич, но на этот раз громче. Однако опять ничего не изменилось. И тут Комната взревела уже в полный голос:
– И где тебя бесы носят, когда ты мне здесь позарез нужен?! Чертов Сквозняк!
Но все было напрасно. Видимо, Ветерок, обычно ошивающийся где-то неподалеку, в этот драматический для Комнаты момент был занят кем-то другим. Увы!
Всем, кто оказался невольным свидетелем еще одного – теперь уже полного провала Комнаты, это начало казаться даже несколько забавным.
Первой пришла в себя Моль – ничто так не бодрит, как поражение конкуренток. Судорожно отряхнув крылышки, она для разгона исполнила несколько пробных подскоков и взвилась к хрустальной люстре, а еще через мгновение она уже была в своем чистошерстяном убежище – исчезла, будто в Комнате ее никогда и не было.
Шкаф еще какое-то время собирался с мыслями, но потом, глубоко вздохнув, печально произнес ни к кому конкретно не обращаясь: