Полная версия
Краткая история Речи Посполитой и рода Домановичей Дзиковицких
Краткая история Речи Посполитой и рода Домановичей Дзиковицких
Александр Витальевич Дзиковицкий
© Александр Витальевич Дзиковицкий, 2023
ISBN 978-5-0059-8487-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ И РОДА ДОМАНОВИЧЕЙ ДЗИКОВИЦКИХ
(1569—1795 годы)
На фото обложки – гербовые фигуры Королевства Польского (слева) и Великого княжества Литовского.
Издательство «Ridero»
г. Екатеринбург
2023 г.
Александр Витальевич Дзиковицкий
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Мы, шляхта нашей Речи Посполитой, не знаю
с каких пор имели и имеем привилегию самим
защищать нашу страну. Мужиков в нашем
войске нет, они землю пашут. А мы, с детства
привыкшие к сабле и солдатской службе, имеем
дурную привычку драться невесть за что.
Что поделаешь? Руки чешутся!
Ю. И. Крашевский. «Из времён Семилетней войны».
Эта книга охватывает период чуть больший, чем два века совместной польской и литвинской истории, течение которого федеративное «государство двух народов», как его называли, прошло период от могущества и авторитета до полного упадка, превращения в «проходной двор Европы» и, наконец, раздела между соседними монархиями. Об этом периоде и будет здесь рассказано.
Чтобы человеку родиться, ему нужно иметь:
2 родителя (папу и маму),
4 дедушки и бабушки,
8 прадедушек и прабабушек,
16 прапрадедушек и прапра бабушек… и так далее по возрастающей. И голова может закружиться, если попытаться представить, сколько у нас предков за 500, 1000 лет, не говоря уж о ещё более далёких временах…
И. А. Бунин в набросках к роману «Жизнь Арсеньева» писал: «Жизнь, может быть, даётся нам единственно для состязания со смертью, человек даже из-за гроба борется с ней: она отнимает от него имя – он пишет его на кресте, на камне, она хочет тьмой покрыть пережитое им, а он пытается одушевить его в слове». И, наверное, многое из мною написанного продиктовано именно таким стремлением. А Б. д’Орвиньи в «Шевалье Детуш» написал не менее замечательные слова: «Они быстро проходят через узловые точки истории, и при столкновении с ними надо, не мешкая, зарисовывать этих людей: позднее уже ничто не даст представления о них, исчезнувших навеки!».
К сожалению, я довольно поздно нащупал верную дорогу к искомым мною источникам моих сведений, безрезультатно тыкаясь в разные исторические библиотеки и архивы, перечитывая и конспектируя груды материалов, которые мне затем не пригодились. Но, возможно, всё это было и не напрасно, поскольку попутно я учился подходить к материалам с аналитической позиции, делая различные предположения и подводя под эти предположения логические обоснования. Если только эти логические обоснования не опрокидывали зародившуюся гипотезу.
С искренним уважением ко всем любителям истории, Автор.
1. НАЧАЛО «ДОМОВ» ДОМАНОВИЧЕЙ ДИКОВИЦКИХ. КОРОЛЬ СТЕФАН БАТОРИЙ. (1569 – 1586 годы)
Иль ты не шляхтич? Или шляхтич шляхтичу
не ровня? Мало, что ли, у магнатов родни
среди шляхты? […] Говорят, в других местах
больше делается между шляхтичами различий,
но там и шляхта доброго слова не стоит!
Г. Сенкевич. «Огнём и мечом».
Сигизмунд II Август, желая ознаменовать счастливое завершение «Унии» свидетельством особого уважения к учёному сословию, пожаловал с общего единодушного согласия Сейма 11 августа 1569 года профессорам единственной в государстве Краковской академии замечательную грамоту на шляхетское достоинство. На следующий день, 12 августа 1569 года, Люблинский Сейм завершил свою работу.
Заключение Люблинской унии стало важным этапом в жизни всей шляхты Великого княжества Литовского, которая только теперь была окончательно юридически уравнена во всех правах и преимуществах с польской шляхтой и своей аристократией. Князья и магнаты, прежде имевшие большое значение и державшие в своих руках всё управление, теперь были уравнены в правах с родовой шляхтой, хотя на деле, благодаря своему богатству и связям, они и в дальнейшем высоко возвышались над ней, держа в своей службе иногда целые гурьбы беднейшей шляхты. Но, с оформлением конфедерации Речи Посполитой, на оставшиеся территории Великого княжества Литовского и отсоединённые от него к Польскому королевству воеводства потекло множество польской шляхты, которая заполнила аппарат управления, стала покупать или получать поместья и ополячила здежнюю жизнь. Даже на Волыни, в этом гнезде украинского панства, княжат и магнатов, жизнь также начала быстро ополячиваться. На картинке в начале этой главы мы видим изображение тогдашней польско-литвинской шляхты.
Вместе с перенесёнными сюда польскими шляхетскими привилегиями мелкие вассалы получили давно желаемые ими западные гербы. При этом в Великом княжестве продолжал соблюдаться обычай приписываться к знамени старшего областного воеводы или полковника, а на этом знамени размещался родовой герб этого воеводы. Все на тот момент жившие потомки Сенько Домановича, как сыновья, так и внуки с правнуками, оказались приписанными к гербу Дрыя. Об этом же говорит и пометка, сделанная в «Генеалогии Дзиковицких герба Дрыя» при имени Харитона Богдановича, указывающая на 1569 год (Генеалогия Дзиковицких герба Дрыя из декрета Минского 1804 июня 18). Герб Дрыя происходил из Бургундии. В XIII веке его занёс в Польшу бургундский рыцарь Мутына, поселившийся на новой земле. Хотя есть и другой вариант: что этот герб в Польшу пришёл не напрямую из Бургундии, а через Чехию. И от имени бургундского рыцаря герб Дрыя получил и второе название – Мутына, которое со временем стало малоупотребительным. На печати 1276 года, принадлежавшей комесу Войцеху из Любенёва, присутствует изображение герба Дрыя. Первоначально в Литву герб попал после заключения в 1413 году Городельской унии между Польским королевством и Великим княжеством Литовским, но тогда польскими гербами обзавелись только магнаты.
Далеко не родственные отношения, сложившиеся между старшим в роду Домановичей и его братьями, привели к окончательному распаду клана Домановичей на отдельные «Домы», как писалось позднее, которые стали обозначаться не просто Домановичами, а с дополнительными семейными именами по месту проживания. Со временем фамилия «Домановичи» вообще отпала и отдельные «Домы» стали называться лишь дополнительными именами по месту проживания.
Таких «Домов» получилось по числу родных и двоюродных братьев четыре: 1) сын Ивана Домановича – Каленик – стал родоначальником «Дома Калениковичей», носивших позднее фамилию «Калениковичи» (недолгое время), «Домановичи Диковицкие»; 2) сын Василия Домановича – Першко – стал родоначальником «Дома Перхоровичей», носивших позднее фамилию «Перхоровичи», «Перхоровичи Диковицкие»; 3) старший сын Богдана Домановича – Харитон – стал родоначальником «Дома Харитоновичей», носивших фамилию «Диковицкие»; 4) младший сын Богдана Домановича – Костюк – стал родоначальником «Дома Костюковичей», носивших, как и потомство от старшего брата, также фамилию «Диковицкие».
Таким образом, можно сказать, вылупившись из рода Домановичей по причине как Люблинской унии, так и внутреннего расслоения, фамилия Диковицких началась в 1569 году. Такие же переименования произошли и в других ветвях рода Домановичей, а не только среди внуков Сенько Домановича. Как затем указывал в своём прошении на имя императора Александра Павловича в 1818 году один из потомков «Дома» Домановичей Перхоровичей Диковицких, «способ именоваться обычным был по местности проживания семейства» («Прошение ксёндза повета Кременецкого Никифора…"). Начав именоваться Диковицкими, прежние Домановичи получили более аристократичную, «польскую» по форме фамилию, что приобретало в глазах современников имидж большей аристократичности происхождения. В то же время, одна из ветвей рода Домановичей, шедшая от Домановичей Анцушковичей, также приняла «более благородную» форму фамилии, став прозываться Домановскими. Эта ветвь приписалась к гербу Богория. К гербу Дрыя, к которому были приписаны Домановичи Диковицкие, относились, кроме потомков знаменитого польского рыцаря Пшедпелка Копидловского, взявшего в плен в Грюнвальдской битве знаменосца крестоносцев, ещё 76 других фамилий в Польше и Литве.
Следует отметить, что большинство сохранившихся изображений гербов шляхты Великого княжества Литовского было сделано по рисункам XIX века, которые приводились в отдельных делах и генеалогических таблицах, к которым иногда придавалось и основное описание на польском или русском языках. Изображение герба Дрыя я обнаружил и в генеалогической таблице рода Дзиковицких, имеющее некоторые отличия от варианта, представленного в «Гербовнике дворянских родов Царства Польского».
Вариант герба Дрыя, присвоенный «фамилии и роду» Перхоровичей Дзиковицких, по описанию «Вывода родовитости шляхетской Дома Перхоровичей Дзиковицких», был таким: «в красном поле между двумя линиями от правого бока щита налево скошенными три камня жёлтые, на шлеме три пера страусовые». А тот вариант, который я обнаружил в Национальном историческом архиве г. Минска в Беларуси и которым пользовались Харитоновичи Дзиковицкие, к линии которых относится автор, был таким, каким он приведён на первой странице этой книги: на красном щите три золотых камня, вдоль которых две бледно-голубые линии – как бы перевитые верёвочки. Намёт синего цвета, отороченный золотыми дубовыми листьями. Шлем чёрный, в прорезях забрала – красный цвет, на шее медальон, а на шлеме корона золотого цвета. Венчают шлем три белых страусовых пера.
Следует сказать, что хотя у разных фамилий герб назывался одинаково, в каждой из них он имел отличия, позволявшие по рисунку определять принадлежность носителя герба к определённому роду, и такое положение сохранялось до «упрощений», проведённых в XIX веке геральдистами Российской империи, поглотившей Речь Посполитую и её шляхту. Мы можем говорить о существовании в XVI веке гербов уже не как знамён, объединявших шляхту в «гербовые братства», но как фамильных гербов.
Приведу примеры нескольких различных вариантов по цвету, форме и очертанию герба Дрыя (четыре изображения вверху) и отдельно образцы щитов (четыре изображения внизу) всё того же герба, закрепившиеся за отдельными фамилиями. Поскольку они приведены в чёрно-белом варианте, расскажу о них. Верхний правый герб имеет каменья зелёного цвета; верхний правый щит – весь золотого (жёлтого) цвета; нижний левый щит имеет каменья зелёного цвета; нижний правый щит – весь тёмно-красного фона и только полоски вдоль каменьев – голубые. Кроме того, на верхнем правом и нижнем левом щитах перевязь с каменьями направлена по иной диагонали, чем обычно принято.
Приведу отрывок из стихотворения неизвестного мне автора, посвящённого гербам:
Как эфемерное наследствоДаруются гербы потомкам.Не деньги, это – только средствоВздохнуть и вспомнить об обломках:О битвах, подвигах и славе,О дальних прадедах своих,О нашей доблестной державеИ об отечествах чужих.А на щитах – посланье предковК нам прислано через века,И зелень распускает ветка,И вдаль несутся облака…В XVI веке намёты изменили свой первоначальный вид плащиков на рыцарских шлемах на курчавые и заострённые в виде арабесок листообразные завитки орнамента. Точно такой же намёт был изображён и на гербе Богория рода Домановских, и вообще на всех шляхетских гербах этого времени.
«„С последней четверти XVI века и почти до конца века XVIII польский шляхтич относился к своему гербу как к самой драгоценной собственности, а генеалогический миф, с ним связанный, воспринимал безо всяких оговорок как фактическую историю рода“, – пишет польский исследователь И. Левандовский. Поощрение интереса к истории и символике своего герба, имевшим громадное значение, было вызвано целью не только приобрести хорошую осведомлённость о прадедах и их подвигах, которыми они заслужили право на герб, но и закрепить осознание родственных связей между многочисленными родами, их определённую иерархию по знатности и роли в государственной и общественной жизни» (Лескинен М. В.).
Следует отметить, что для шляхты Великого княжества Литовского, вошедшей теперь в состав новой конфедерации, из всех возможных тогда вариантов был выбран далеко не худший. Вместо слабеющей Литвы или набирающего силу, но деспотичного Московского государства, она стала теперь привилегированной частью общества относительно стабильного, сохраняющего гражданский мир и внутреннее единство польско-литовского государства. Шляхту привлекали в польской модели государственности гарантированные политические свободы и сословные привилегии, ограниченность королевской власти и относительная религиозная терпимость. В середине XVI века происходили кровавые религиозные противоборства в Англии, Германии и Франции, костры инквизиции в Испании и трагедия опричнины в России, и на этом фоне внутреннее положение в Речи Посполитой было довольно спокойным и уравновешенным.
Но отныне жизнь Великого княжества Литовского сильно изменилась. «Со времени соединения Литвы и Польши русское влияние в Литовском княжестве начало вытесняться польским, которое проникало туда различными путями. Одним из них служили Cеймы, на которых решались общие дела обоих союзных государств: литовско-русские вельможи, встречаясь здесь с польскими панами, знакомились с их политическими понятиями и с порядками, господствовавшими в Польше. Общие и местные привилеи постепенно сравняли литовско-русское дворянство в правах и вольностях с польской шляхтой и сообщили ему значение господствующего сословия в княжестве с обширной властью над крестьянским населением, жившим на его землях, и с влиятельным участием в законодательстве, суде и управлении» (Ключевский В. О.). После Люблинской унии в быт панов-рады и среднего шляхетства стали активно проникать польские обычаи и пристрастия. На столах всё чаще стали появляться сладости и всевозможные кондитерские изделия, по польскому примеру стали, взамен прежних напитков, подавать венгерское вино. Стало модным носить польские костюмы и говорить по-польски.
Одновременно начал меняться и национальный состав литовской шляхты. «Князья и магнаты, которые перед тем имели очень большое значение и держали в своих руках всё управление, теперь были уравнены в правах с рядовой шляхтой, – хоть на деле, благодаря своему богатству, они и в дальнейшем высоко поднимались над ней, держа в своей службе иногда целые полчища беднейшей шляхты» (Грушевский М.). В Великом княжестве Литовском произошли изменения в организации государственной жизни. По новому административному устройству Пинск был назначен поветовым городом Брестского воеводства. И, в частности, найвышейший гетман Великого княжества стал теперь именоваться великим гетманом.
Для судопроизводства в каждом повете были созданы три вида судов – гродский, земский и подкоморский. 20 ноября 1569 года в пинский земский суд был направлен и 23 ноября представлен «позов» (то есть вызов в суд) по какомуто делу Ивана Олехновича Домановича Диковицкого с Остапом, Грицем, Емельяном Перхоровичами, Харитоном Богдановичем, а также Левко и Иваном Калениковичами. Поскольку земский суд был поветовым шляхетским судом, который рассматривал уголовные и гражданские дела, а также выполнял функции нотариата, можно предположить, что речь шла об очередной формальной фиксации границ владений между представителями разных Домов рода Домановичей.
Около этого же времени Феодор Харитонович, имея от роду около 19 лет – сын Харитона Богдановича – женился и привёл на отцовский надел свою супругу. Произошло очередное уплотнение шляхты на единицу земельной площади. Две семьи стали жить под одной крышей и не за горами должны были пойти внуки.
В XVI веке на небольшой улочке в пинском предместье Каролин, ведущей начало от реки Пина, был построен огромный замок, первым хозяином которого являлся маршалок Великого княжества Литовского Ян Дольский. Именно отсюда пошло название и самой улицы – Замковая. Замок, построенный по французскому типу, стоял на земляном валу и имел форму удлинённого 4-угольника, с бастионами по углам. Перед замком шёл 9-метровой ширины ров с подъёмным мостом, по внешнему его краю – дополнительная оборонительная стена, а в ней – ворота. Бойницы и бастионы были сделаны из камня. Внутри вала шёл подземный ход высотой 2 метра и шириной 90 сантиметров, где имелись небольшие углубления для доступа воздуха и света. Из подземного перехода можно было попасть на бастионы. Въездные ворота замка фланкировались огнём из двух бастионов. Замок хорошо просматривался со стороны реки.
После образования Речи Посполитой её магнаты значительно увеличили свои владения на землях «украины» и Литвы. Группируя вокруг себя буйную шляхту, магнаты держали в страхе местное население, совершали набеги, или, как их называли, наезды, на города и сёла, подвергали их грабежу и разорению. В бывшие украинные воеводства Литвы, перешедшие непосредственно к Польше, сильно ускорился процесс проникновения польских евреев. Основное население здесь было православное крестьянство, долго имевшее различные вольности и свободное от податей и воинственные казаки. Теперь же началась польской шляхтой при содействии евреев интенсивная колонизация малонаселённых земель. При этом евреи, привлекаемые на Украину её естественными богатствами и польскими магнатами, заняли заметное место в здешней хозяйственной жизни. Служа интересам землевладельцев и правительства, евреи навлекли на себя ненависть населения. Евреи арендовали не только различные отрасли хозяйства панов, но также и православные церкви, налагая пошлины даже на крещение младенцев.
В 1569 году в Великом княжестве Литовском появились первые представители Ордена иезуитов, прибыв в Вильно по приглашению епископа Валериана Протасевича. Борьбу с протестантством иезуиты вели главным образом в интеллектуальной сфере деятельности – в образовании и воспитании молодёжи, а также при помощи здравоохранения. В том же году в Вильно была открыта двухклассная иезуитская школа. В 1570 году в столице Литвы иезуиты открыли коллегиум из пяти классов.
В 1570 году, когда ему было 13 лет, молодой воспитанник кальвинистов Лев Сапега (будущий великий канцлер Литвы) стал студентом Лейпцигского университета, где затем в течение ряда лет изучал историю римского и церковного права, античную философию, прежде всего – труды Платона и Аристотеля, хроники средневековых историков, трактаты теологов-схоластов, после чего вернулся на родину.
В то самое время, когда Польское королевство и Великое княжество Литовское объединились в федеративное государство Речь Посполитую и угасала королевская династия Ягеллонов, около 1570 года в семье Феодора Харитоновича Домановича Диковицкого родился старший сын, которого назвали Савой. В дальнейшем у него появились братья Остап и Миколай и все они были, как и родители, окрещены православными. Дети вместе с мамой и папой жили на участке земли, которым владел в Диковичах их дедушка Харитон Богданович Доманович.
О жизни Савы Феодоровича Домановича Диковицкого в истории сохранилось очень мало, почти нет никаких сведений. Во всяком случае, мне не представилось с ними встретиться. Хотя, возможно, в Национальном Архиве Беларуси в Минске в деле о роде Дзиковицких и есть возможность почерпнуть какие-то сведения, но для этого нужно уметь читать на старопольском и старобелорусском языках.
Средневековые восточнорусские княжества были самостоятельными государствами. Дух свободы Новгорода московскому царю удалось сломить только в 1570 году. Чтобы предотвратить переход вольного города под юрисдикцию Великого княжества Литовского, Иван Грозный уничтожил его население. В реке Волхов было утоплено 50 тысяч жителей. Вечевой колокол, как символ права новгородских граждан самим решать свои дела, был снят и подвергнут казни – у него вырвали язык. По «новгородскому делу» многих казнили и в Москве. Хранителя печати Ивана Висковатого подвесили вниз головой и отсекали от его тела куски, как от мясной туши. Казначея Никиту Фуникова попеременно обливали то кипятком, то ледяной водой, пока с него не слезла кожа, «как с угря».
В том же, примерно, году семья сына Феодора подарила Харитону Богдановичу Диковицкому первого внука Саву, затем появились Остап и Миколай. Вероятно, были и внучки. С этого времени разросшееся семейство Харитона Богдановича совершенно обеднело и почти не отличалось по уровню дохода от окружающих крестьян.
В 1570 году в имении гетмана Р. Ходкевича в Заблудове печатники П. Мстиславец и И. Феодорович издали Псалтырь, что было значительным событием в культурной жизни Литвы. Естественно, Лев Сапега после возвращения на родину не обошёл вниманием деятельность печатников, которая для того времени была весьма редким ремеслом.
Король Сигизмунд-Август последнее время жизни провёл окружённый наложницами, которые его грабили, и колдуньями, которых он призывал для восстановления сил, потерянных от невоздержанности. Когда у него спрашивали, отчего он не займётся нужными для государства делами, он отвечал: «Для этих соколов (так он называл женщин) ни за что взяться не могу». Одна из его любовниц, 20-летняя Барбара Жизавка, в 1570 году родила 50-летнему королю дочь, тоже Барбару, которую он признал, а её матери подарил 20.000 дукатов.
* * *
Хотя теперь к войне Литвы против России присоединилась Польша, Иван Грозный также получил союзника, заключив мир с крымцами. Соглашение предусматривало, что хан Девлет-Гирей не будет совершать набегов на Московию, и потому царь распорядился снять с южной границы большую часть регулярных войск и направил их в Ливонию. Чтобы отвлечь Москву от Ливонии, правительство Сигизмунда II Августа не оставляло попыток рассорить своих противников. В 1571 году его старания увенчались успехом: крымский хан нарушил договор с Иваном Грозным, отрядами конницы прорвал ослабленную границу, обошёл заслоны, стоявшие вокруг Москвы и сжёг её. Нашествие Девлет-Гирея нанесло огромный ущерб Московскому государству. Сотни тысяч людей были либо убиты, либо уведёны в полон, множество городов и селений были разорены и опустошёны. В то же время, убедившись в неспособности опричного войска противостоять внешнему врагу, Иван Грозный ликвидировал саму опричнину и казнил её самых виднейших деятелей.
Однако это не слишком помогло Речи Посполитой. Несмотря на то, что Сигизмунд II Август, как и его отец, был весьма начитан и образован, всемерно поощрял развитие науки и искусств, нравы, царившие в государстве, не способствовали победам. Вот что об этом писал бежавший из России от Ивана IV Грозного на литовскую Волынь князь А. М. Курбский: «Здешний король думает не о том, как бы воевать с неверными, а только о плясках, да о маскарадах; также и вельможи знают только пить, да есть сладко; пьяные они очень храбры: берут и Москву и Константинополь, и если бы даже на небо забился турок, то и оттуда готовы его снять. А когда лягут на постели между толстыми перинами, то едва к полудню проспятся, встанут чуть живы, с головною болью. Вельможи и княжата так робки […] что, послышав варварское нахождение, забьются в претвёрдые города и, вооружившись, надев доспехи, сядут за стол за кубки и болтают со своими пьяными бабами; из ворот же городских ни на шаг. А если выступят в поход, то идут издалека за врагом и, походивши дня два или три, возвращаются домой, и что бедные жители успели спасти от татар в лесах, какое-нибудь имение или скот – всё поедят и последнее разграбят» (Богуславский В. В.).
Общешляхетское объединение в Великом княжестве Литовском в XVI веке достигло степени осознания единства в рамках одного сословия. М. В. Лескинен писал: «Этому способствовало такое специфическое выражение шляхетской общности, как „соседство“, которое усиливало значение родственных и родовых связей в сословной консолидации шляхты, а также делало семью важным элементом „структуры соседств“. Так формировался специфический государственно-политический строй Польского государства, называемый „шляхетской демократией“».
Из светских произведений, которые читали в Литве в XVI веке, можно упомянуть немного. Прежде всего – это знаменитая «Александрия» в нескольких редакциях, повесть про Трою, Бову-королевича. Единственной сатирой, которая сохранилась от XVI века, является «Промова каштеляна Мелешка», в которой рисуется современный автору быт панства и придворных кругов.