Полная версия
Квестер
Андрей Немиров
Квестер
Предисловие
Уважаемый читатель!
По-видимому, я должен уведомить Вас о том, что абсолютно все названия, события и персонажи данного произведения являются плодом не слишком-то богатого воображения автора.
И, в связи с этим, любое сходство: персонажей – с реально живущими людьми, мест действия романа – с реально существующими городами, областями и штатами, сходство каких-либо названий, фигурирующих в книге – с известными кому бы то ни было реальными названиями, убедительно прошу считать абсолютно случайным, и непредумышленным.
Отчасти в некоторой схожести выдуманного автором и реально существующего виновата эпоха, в которой мы живём – эпоха безлимитного давления мира на сознание конкретного человека, эпоха брендов и слоганов: ведь согласитесь, читатель, сегодня слишком много навязчивой рекламы, слишком много пиара, слишком много гвоздящих повторений одного и того же, до предела забивающего и без того тесное мозговое пространство…
И слишком мало места остаётся для фантазии. И слишком мало времени – для путешествий в самые отдалённые её уголки – теперь мы тратим наше драгоценное время в основном на переработку бесчисленных продуктов, предлагаемых нам цивилизацией: уже даже не для того, чтобы пользоваться, а так – чтобы просто попробовать… На большее уже нет времени.
Словно шагреневая кожа сокращается наша фантазия в ответ на каждое новое желание, возбуждаемое потоком всё новых и новых продуктов цивилизации; словно раненая птица бьётся наша фантазия, стиснутая рамками стандартных действий и общепринятых словесных конструкций; словно состарившаяся собака, бывшая ранее всеобщей любимицей, а теперь – выброшенная на свалку, умирает наша фантазия в окружении ненужных рекламных щитов, ярлыков и обёрток…
Спросите себя, читатель: разве можно в наши дни быть непохожим?
Пролог
«Ничего нельзя придумать. Всё уже кем-то придумано…
Или существует на самом деле»
С.Витицкий (Борис Стругацкий) «Поиск предназначения или Двадцать седьмая теорема этики»
Немолодой мужчина, одетый в отлично сшитый дорогой костюм, вышел из автомобиля, поднялся по ступенькам, привычным движением набрал код отключения сигнализации, отпер дверь и вошёл в изыскано обставленный холл своего дома. Его двухэтажное жилище, построенное в традиционном стиле, находилось на окраине Блюмонда и по самую крышу утопало в буйной зелени высоких деревьев.
Дом, как всегда, встретил хозяина блеском утончённого стиля, сочетавшегося с идеальной чистотой и образцовым порядком. Мужчина привычным взглядом оглядел холл, и тут в глазах его промелькнуло странное выражение, похожее на горечь расставания… И, если бы дом был живым существом (ну, чем-то вроде большой собаки, например), он бы сразу почуял неладное.
И оказался бы прав: в следующее мгновенье мужчина в костюме быстрым шагом направился к лестнице и буквально взлетел по ней на второй этаж, перепрыгивая через ступеньку, а то и через две! Это было так не похоже на хозяина, что дом, хоть и не был собакой, всё же по-своему заволновался и, дрожа всем телом лестницы, принялся даже нервно поскуливать скрипящими кое-где досками… Но то, что произошло дальше, не укладывалось не только в рамки приятых правил, но и противоречило здравому смыслу: мужчина в дорогом чёрном костюме шагнул на лестницу, ведущую на чердак, и откинул крышку люка…
Это была катастрофа: плечи, лацканы и рукава его костюма, ценою в пару тысяч долларов, мгновенно покрылись отвратительным серым налётом. Вскоре такая же участь постигла брюки и туфли. Не потрудившись даже отряхнуться, мужчина стал настойчиво пробираться вперёд, обходя и перешагивая препятствия в виде старой мебели, допотопной электротехники, каких-то коробок и ящиков и бог знает чего ещё. Медленно проходя по чердачному помещению, человек добрался до его середины, где находилось большое слуховое окно. Оно было открыто настежь и в красноватых предзакатных солнечных лучах, пронзавших полумрак чердака, высвечивались парящие в воздухе пылинки.
Вид был фантастический – легко представлялась огромная галактика, в которой медленно плыли гигантские звёздные скопления. Мальчику лет десяти увиденного с лихвой хватило бы для того, чтобы на долгие годы заболеть мечтой о космосе, астронавтике и межзвёздных экспедициях. Но человек в дорогом костюме не стал любоваться открывшимся зрелищем: цель его прихода на чердак в столь неподобающем для этого одеянии была явно иной, и, конечно же, не такой романтичной. Шагнув прямо в солнечные лучи и безжалостно разрушив орбиты движения пылинок-звёзд и пылинок-планет, он увидел, наконец, то, что искал во время своего короткого путешествия по этому пыльному миру: на раме слухового окна, нежась в затухающем солнечном свете, мирно сидел почтовый голубь.
Учёная птица, конечно, ждала человека, но, повинуясь инстинкту, всё же неуверенно попыталась увернуться от объятия его руки, издала булькающий звук и захлопала крыльями. Однако мужчина уже бережно держал голубя, гладил его, что-то приговаривая на незнакомом языке, и осторожно снимал с его лапки специальное кольцо-контейнер. Пальцы человека чувствовали, как сквозь тонкое оперение часто-часто бьётся маленькое птичье сердечко.
Сняв кольцо и отпустив в птицу в большую клетку, стоящую рядом со слуховым окошком, человек поспешил спуститься в жилую часть дома. Теперь на всех коврах он оставлял белесые следы своих подошв, а на перилах – отпечатки пыльных рук. Но дом (если бы он был живым существом!) только бы тяжело и обречённо вздохнул: он уже понял бы, что случилось что-то «из ряда вон», и теперь ничего уж не поделать… Дом медленно закрыл бы глаза и принялся бы вспоминать те прекрасные дни, когда в его честь звучали слова восторга и восхищения: ведь он был настоящим образцом изысканности стиля, идеальности порядка и чистоты!
Однако сегодня в жизни хозяина дома произошло нечто, заставившее его мгновенно забыть обо всех своих правилах, и думать только об одном: хватит ли времени на всё, что запланировано? Успеет ли он?
Войдя в кабинет и подойдя к столу, мужчина специальными щипцами вскрыл снятое с голубя кольцо-контейнер и извлёк из него крошечный квадратик – карту памяти, «флэшку». Осторожно, чтобы не уронить микроскопическую вещицу, он поместил «флэшку» в специальный адаптер и, щёлкнув «мышкой», перенёс записанные на ней файлы в компьютер. Затем он взял другую карту памяти, побольше первой и принялся перекачивать на неё из компьютера содержимое заранее отобранных директорий.
Покончив с этим, мужчина поместил обе флэш-карты в специальный защитный футляр, а футляр положил во внутренний карман пиджака. Карман при этом некрасиво оттопырился, но человек этого даже не заметил. Он запустил на компьютере специальную программу – предмет его тайной авторской гордости, – которая не только начисто стирала все данные, но и заражала компьютер весьма гадким вирусом. Теперь, если какой-нибудь «умелец» из Агентства Национальной Безопасности попытается восстановить и считать информацию с жёсткого диска (а что так и будет, человек в костюме, похоже, не сомневался), то ему придётся долго «отшкрябывать» противненький вирусняк от системных файлов и своего компьютера, и от связанных с ним по сети компьютеров своих коллег. И все их хвалёные антивирусные программы здесь будут бессильны!
Запустив программу, мужчина уже просто для проверки осмотрел ящики стола, полки и шкафы. Его движения были чётки и спокойны, словно в нем самом работала какая-то программа, бесстрастно выполняя операцию за операцией.
Наконец, проделав всё запланированное, человек оглядел кабинет и вдруг увидел своё отражение в большом настенном зеркале…
Изящная вещь старинной работы отразила печальную картину: шикарная ткань костюма была испорчена пылью, его безупречные линии, выгодно подчёркивающие прекрасно сложенную фигуру, портил выпирающий из кармана футляр, всегда аккуратно причесанные волосы были взлохмачены, в седеющей бороде запуталась паутина, а в обычно уверенном взгляде читалась тревога. И даже на лице, отражавшем, по словам его последней пассии «только лучшие из прожитых лет», на сей раз читались все пятьдесят шесть.
Хм…, его явная схожесть с актёром Шоном Коннери – предмет зависти мужчин и восхищения женщин – схожесть, которая неизменно помогала ему в мгновенье ока стать центром внимания любого общества, сейчас просто превращала человека в нелепую карикатуру на эту голливудскую знаменитость.
Мало кого могло обрадовать увиденное, не обрадовало оно и хозяина дома. В нем вновь проснулся ярый противник неряшливости, и быстро, в два-три приёма он попытался, насколько можно, приблизить отражение в зеркале к утверждённому им самим же эталону: поправил волосы, переложил футляр с «флэшками» в другой карман, начал отряхивать брюки… И тут, наконец, его внимание привлекли и грязные туфли, и паутина на волосах и плечах, и множество безобразных белесых следов на полу. Мужчина замер, понимая, что времени на исправление этого безобразия у него явно нет. Тогда он просто улыбнулся своему отражению в зеркале, словно говоря ему: «Извини, старик, сегодня не твой день!»
Он решительно отвернулся от зеркала, и, подойдя к противоположной стене, отодвинул секретную панель в дубовой стенной обшивке. За ней обнаружился пульт и монитор портативной системы слежения.
Человек в костюме был шпионом и за ним охотились агенты контрразведки.
Миникамеры системы слежения имели почти круговой обзор и были установлены таким образом, что хозяин дома мог полностью видеть всё, что творится в радиусе двух кварталов от его жилища. Немало сил, средств и изобретательности потребовалось ему в своё время для того, чтобы тайно смонтировать и замаскировать эту систему, но теперь она с лихвой возвращала вложенные в нее ресурсы. Человек взял в руки пультик управления системой и начал быстро перещелкивать кадры, включая то одну камеру, то другую. Вначале ничего особенного на изображениях не было: гасли последние солнечные лучи, проезжали редкие автомобили, шли по своим делам прохожие, стайками пробегали дети.
Так прошло минут пять-семь: в течение этого времени мужчина не раз подумал о том, что, наверное, всё же слишком спешил, готовясь к приёму «гостей». Прошли уже все предполагаемые сроки, но те, кого он ждал, не появлялись, и приходилось вновь и вновь вглядываться в очередные порции проплывающих автомобилей, прыгающих детей и плетущихся по своим делам пенсионеров.
Но вот цепкий и опытный взгляд человека в костюме уловил в монотонном уличном движении нечто нестандартное. То ли ритм жизни одной из улиц утратил свою унылую однообразность, то ли пенсионеров и детей как-то вдруг стало меньше, то ли по каким-то другим признакам… мужчина почувствовал, что ожидание его было не напрасным, а предположения – правильными: то, к чему он с волнением готовился, начиналось!
Да, не смотря на солидный возраст, на весь свой опыт и профессионализм, мужчина волновался! Конечно, это было волнение, хорошо скрытое и подконтрольное разуму: позволять нервам взять над собой верх значило – проиграть, ведь от правильности и чёткости его действий сейчас зависела вся его дальнейшая жизнь… ну, конечно, если завтра она будет у него в наличии… Но, тем не менее, это было волнение: подскочил пульс, разум на мгновенье затуманился, участилось дыхание. Человек в костюме несколько раз глубоко вздохнул, заставил себя успокоиться, сконцентрироваться, и продолжил щёлкать кнопками на пульте, меняя картинки на мониторе и быстро, но предельно внимательно рассматривая их.
И – вот оно (точнее, они): одна из камер, транслирующая события, происходящие за два квартала от его дома, зафиксировала прибытие большого автомобиля. Это был хорошо известный человеку фургон, замаскированный под «Fedex» – Федеральную экстренную почту. Другой похожий автофургон, с эмблемой известной сантехнической компании, также припарковался в двух кварталах от его дома, но с противоположной стороны. Третий и четвёртый автомобили (с рекламой мороженного и службы по уходу за газонами) стали так, что образовали совместно с первыми двумя кольцо окружения. Теперь со всех четырёх сторон подъезды к дому человека в костюме были если не блокированы, то хорошо охраняемы. Мужчина переключил режим воспроизведения на мониторе, и теперь все четыре автофургона он видел одновременно.
Из машин вышли люди: по двое из каждой, и синхронно одинаковыми движениями посмотрели на часы. Человек непосвящённый наверняка подумал бы, что все эти люди плохо видят и потому подносят циферблаты часов слишком близко к глазам. На экране, показывавшем всех восьмерых, это выглядело и вовсе комично. Однако человек даже не улыбнулся. Он не был непосвящённым и знал, что эти люди – агенты контрразведки и таким образом они связываются друг с другом по специальному радиоканалу. Внешний периметр замкнут – вот, о чем они докладывают сейчас руководителю операции. В каждом из этих фургонов – видеокамеры, датчики движения, аппаратура прослушивания, штурмовая группа, снайперы и ещё очень много чего и много кого! Так что, если они докладывают, что внешний периметр замкнут, то он – замкнут и даже мышь теперь не проскользнёт.
А что же внутренний периметр? Он переключился на камеры, установленные ближе – за квартал от его дома. Вовремя! На всех четырёх направлениях почти одновременно появились тёмные легковые автомобили, под капотами которых угадывались весьма неслабые моторы. И оттуда тоже вышли люди и тоже синхронно «посмотрели на часы».
Всё! Пора! Вперёд, пока ещё одна группа не подъехала к самому дому, а из фургонов не начали выскакивать штурмовики и снайперы! Хотя, снайперы (если они, конечно, принимали участие в этой операции) уже могли занять позиции на расстоянии более двух кварталов от дома, и их он мог и не видеть…, впрочем… Впрочем, и они его вряд ли видели: человек не случайно выбрал для проживания именно этот район города, где не было высотных зданий, а вокруг домов во множестве росли высокие деревья. Здесь он мог позволить себе не бояться снайперов. И, более того, – даже не учитывать их в своём плане отступления.
План отхода… Человек уже знал, как он выскользнет из этого двойного кольца. Его план не был оригинален, а, скорее наоборот: он был весьма прост, если не сказать – примитивен. Более того – способ этот был известен любому киноману от подростка до пенсионера: почти в каждом боевике или триллере герои ускользают от преследователей именно так, или весьма похоже. Но именно «киношность» плана и была его сильной стороной: такой простой и эффектный прорыв через кольцо оцепления вряд ли кто-то из контрразведчиков мог предусмотреть.
Единственное, что несколько мешало мужчине – это его любимый, дорогой, сшитый по фигуре и потому – стесняющий движения костюм. Но костюму тоже отводилась определённая роль в этом сценарии, а потом – Джеймс Бонд, например, (в том числе – и в исполнении Шона Коннери) почти всегда выполнял свои трюки, будучи облачённым в почти такой же безупречный костюм. Так что стиль был выдержан идеально, а человек был большим ценителем стиля.
Мужчина вновь поднялся на чердак, а затем – через заранее сделанный скрытый люк – на крышу. Он уже не видел, как агенты АНБ, проходя и проезжая мимо его дома, проводят визуальный осмотр. Однако и агенты не заметили его, так как высокая крыша и деревья полностью скрывали человека в костюме от их натренированных взглядов.
Солнце окончательно ушло за верхушки елей на горизонте. Начало смеркаться.
Осторожно передвигаясь по крыше (чертовы туфли скользили!), мужчина приблизился к её краю, и оказался рядом с местом крепления к крыше тонкого стального троса. Это была «домашняя заготовка» человека в костюме, его путь для совершения отходного манёвра. Трос был протянут между его домом и линией электропередач, проходящей за оградой участков. Излишне было бы говорить о том, что между столбами были также натянуты стальные тросы: мужчина позаботился об этом заранее. И последняя, самая важная деталь: вся эта «канатная дорога» проходила как раз между двумя рядами высоких деревьев, пространство между которыми густо заросло кустарником. Человек в костюме был уверен, что в вечерних сумерках ни одна живая душа не увидит его перемещений по этому воздушному пути. Перелетев, словно Бэтмен, под прикрытием деревьев по этим тросам на крышу крайнего в квартале дома, мужчина сразу оказывался у внешнего кольца оцепления и вне центра внимания агентов. А потом оставалось бы только точно выбрать момент…
Человек накинул на канат специальный хомут с петлями для рук, сосредоточился, собрался и – оторвался от крыши. Сразу было видно, что физическая подготовка этого пятидесятишестилетнего мужчины даст сто очков вперёд иным юношам, хотя, разумеется, он репетировал все эти перемещения заранее: такая акробатика, исполненная «на удачу», могла бы привести только к печальным последствиям! Словно тень проскользнула между деревьями и через несколько секунд, преодолев первый пролёт, человек мягко спружинил ногами о стальную опору линии электропередач. Держась одной рукой за трос, он быстро перекинул хомут же на следующий отрезок воздушной «трассы», подтянулся к нему и – полетел дальше. Вновь – мягкая остановка и быстрый переход на следующий участок. Пешком вышло бы дольше и опаснее! Через пару – тройку минут, преодолев все участки своей «канатной дороги», а, в общей сложности, почти триста метров, человек уже подтягивался по тросу, ведущему от последнего столба к крыше крайнего дома.
Тем временем к его жилищу подъехали два автомобиля и люди, вышедшие из них, в свою очередь «посмотрели на часы». Операция по захвату должна была начаться буквально через секунды, но контрразведчики не знали, что «мужчины-похожего-на-шона-коннери» уже нет в доме. Они и не предполагали, что в этот момент, находясь в трехстах метрах от собственного жилища, он спустился на землю, немного пригнувшись, скользнул к гаражу, ненадолго там задержался, снова пробежал несколько шагов и затаился у забора, выжидательно глядя через щель на стоящий у перекрёстка фургон с рекламой сантехнической компании.
Успел: у фургона, по-прежнему стояло только два агента, остальные ещё находились внутри. Человек ждал, затаив дыхание. И вот кто-то невидимый подал команду, двери фургона отворились и оттуда стали быстро выпрыгивать странно похожие друг на друга люди в различного цвета рабочих комбинезонах со свёртками и сумками в руках.
Теперь – самое главное! Только одно мгновенье было у мужчины в дорогом костюме: только сейчас, в момент отдания командиром «водопроводчиков» боевого приказа, когда внимание всех обитателей фургона было приковано к старшему, затаившийся за забором человек мог незаметно совершить последний этап этой части своего плана – преодолеть забор.
И у него получилось! В следующий миг «водопроводчики» рванулись на позиции, но человек в костюме уже неспешно направлялся вверх по улице к стоящему недалеко автомобилю.
Однако, в контрразведку тоже кого попало не берут: один из переодетых агентов, завидев неизвестно откуда появившегося прохожего, поспешил выполнить приказ «проверять всех без исключения». Ему, конечно, проще было бы окликнуть незнакомца и заставить его обернуться, но… незнакомец был одет в дорогой костюм, направлялся к престижному автомобилю, что явно указывало на его нерядовое положение в обществе. Такие люди при проверках частенько поднимают большой шум, а потом ещё и пишут гневные письма в прессу, что, конечно, совсем не способствует успешному проведению тайных операций! Поэтому, в данном случае, агенту целесообразнее было бы обогнать незнакомца (якобы для того, чтобы проверить пожарный гидрант на перекрёстке), и, обернувшись, увидеть его лицо: тут агент уж не ошибся бы!
Он так и поступил. И на это действие у него ушла всего пара десятков лишних секунд.
Но именно для этих двадцати секунд и был сегодня надет дорогой костюм…
Когда, добежав до колонки и обернувшись, агент увидел, что навстречу ему идёт тот самый человек, его на миг захлестнули эмоции: «Как? Почему Он уже здесь?». Но доведённая до автоматизма выучка взяла своё: «водопроводчик» быстро «посмотрел на часы», развернулся и двинулся навстречу человеку в костюме, на ходу торопливо открывая сумку с инструментами. Сзади незамедлительно послышался шум заводимого мотора, и чьи-то резкие команды нарушили предвечернюю тишину этого «спального» района. Но человек в костюме, однако, как ни в чем не бывало, двигался навстречу «водопроводчику», который уже нащупал в глубине своей сумки рукоять пистолета…
Если передовые достижения техники правильно использовать, они становятся истинным волшебством! То, чем сразил «водопроводчика» человек в костюме ещё долго потом изучали специалисты по шпионским «прибамбасам» – это было что-то новенькое в истории скрытного мини-оружия. А вот «Порш», припаркованный недалеко от пожарной колонки, завёлся от тривиально-штатного пульта дистанционного управления автосигнализацией.
Но этим самым «обыкновенным чудом» «мужчина-похожий-на-шона-коннери» не оставил ни единого шанса своим преследователям: пока тяжёлый (бронированный!) фургон разворачивался, а мощные легковушки ещё не домчались до места обнаружения объекта, человек в костюме, перепрыгнув рухнувшего, как сноп, «водопроводчика», уже вскочил в «Порш» и, практически одновременно с этим автомобиль рванул с места.
Погоня вышла вполне «киношная»: убегающий – один, догоняющих – много, убегающий летит вперёд, сломя голову и не разбирая дороги, догоняющие – преследуют, окружают, блокируют.
Как правило, убегающего ловят, если ему не поможет чудо. А чудо может случиться только в двух случаях: если убегающему везёт, а догоняющим – нет; или, если, например, у убегающего план хитрее, чем у догоняющих. В данном случае чудо, … не случилось. Видимо, Господь решил, что человеку в костюме до сей минуты и так слишком везло, и что лимит его везения исчерпан: спортивный «Порш» «человека-в-костюме», казалось, легко уходил от преследователей и был уже на автостраде, когда впереди замелькали жёлто-полосатые щиты и предупреждающие огни дорожно-ремонтной бригады. Конечно, никакая это была не ремонтная бригада, но так или иначе, проезд по шоссе был полностью блокирован: мужчина увидел, что у огней уже начинала образовываться «пробка». Сзади (он знал) в каких-то пятистах метрах мчались за ним полтора десятка машин спецагентов контрразведки, к ним на помощь спешили два вертолёта. Слева – бетонный разделитель, справа…
Мощный «Порш», нёсшийся на запредельной скорости по центру шоссе, вдруг резко свернул вправо и, не пытаясь остановиться, пробил ограждение и вылетел… в пустоту. Он как будто замер на мгновенье над глубоким каньоном, а затем, медленно наклоняя сь носом вниз, полетел по широкой дуге навстречу земле, набирая скорость и постепенно переворачиваясь кверху колёсами. Метров через сорок они встретились: автомобиль и земля. От удара крышей о камни «Порш» сплющило, в разные стороны полетели выдавленные стекла, треснувшая пластмасса, дверные ручки, бампер, фары. И как это бывает в кино, машина ещё некоторое время лежала неподвижно, а затем из ее недр возник огонь, который в мгновенье ока поджёг вытекающий из бака бензин. Жар взрыва достиг края каньона, обдав вонючей волной стоявших на нем агентов.
– Сэр, это агент Блойд. Сообщаю, что объект потерян, – докладывал один из них по рации начальству.
– В чем дело, что ещё случилось? Вы снова упустили его? – сердито спрашивали «оттуда».
– Нет, сэр. На этот раз – автокатастрофа, – доложил агент.
– Агент Блойд, вы что, слова в магазине покупаете, что вам их так жалко? Докладывайте подробно, что произошло!
– Как прикажете, сэр: Филипп Гудвич, преследуемый нами, на своём автомобиле марки «Порше» сорвался в каньон на двадцать третьем километре. Через несколько секунд в машине взорвался бензин и начался пожар. Гудвич найден мёртвым…, точнее, сэр, найдено то, что от него осталось.
– Понятно, Блойд, вот теперь понятно! – слышно было, что «там» разочарованно вздохнули. – Место аварии оцепить, всё там обыскать и «почистить», все предметы и всё… гм, найденное на месте аварии – в лабораторию! О версии для окружного прокурора, полиции и журналистов я позабочусь лично. Понятно, Блойд?
– Так точно, сэр!
– Выполняйте!
Часть первая «DEMO»
«Мне однажды рассказывали, что больше половины молодых авторов, присылающих свои гениальные творения в издательства, начинают роман сценой похмелья. Герой разлепляет глаза, мужественно хватается за раскалывающуюся голову, вспоминает количество выпитого, грызёт аспирин и жадно пьёт воду. Затем, героически справившись с последствиями собственной дурости, он надевает кольчугу или скафандр, берет портфель или клавиатуру, выходит в поход или в интернет. Но отважный поединок героя с ацидозом, спазмом сосудов и обезвоживанием практически неизменен. Наверное, таким образом молодые авторы заставляют читателя влезть в шкуру своего героя – ведь немногим выпадает спасти Галактику или победить Чёрного Властелина, сражение с Зелёным Змием знакомо почти всем»