bannerbanner
Си Цзиньпин и его истории о преодолении бедности в Китае
Си Цзиньпин и его истории о преодолении бедности в Китае

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Пришло лето, и работа с каждым днём кипела ещё больше. Жители деревни наблюдали за молодыми людьми, которые ежедневно хлопотали вокруг дымящего вонючим дымом метанового резервуара, заделывая щели и отверстия, герметизируя его каменными плитами. Сооружение постепенно обретало форму. Июльским днём из обсуждений стало понятно, что резервуар уже должен начать работать, но пока это не получается. Си Цзиньпин присмотрелся и увидел, что в ёмкости для навоза поднимаются пузыри. Значит, там есть газ! Может быть, заблокирован выход? Си Цзиньпин взял металлический щуп и наугад ткнул им. Все лицо ему обрызгало навозной жижей, но он не обратил на это внимания. Он был счастлив: метан вырвался наружу и вспыхнет от любой искры.

Так, в Лянцзяхэ была зажжена первая биогазовая лампа на северном плато Шэньси у резервуара, построенного образованной молодёжью. Такие невиданные ранее явления, естественно, распространяются очень быстро. Люди, которые в хозяйстве долгое время полагались на трудоёмкое сжигание дров, радовались тому, что им внезапно открылся новый мир. Первый биогазовый реактор, построенный под руководством Си Цзиньпина, стал своего рода агитационной точкой. Она с утра до вечера была полна людьми, которые приезжали из других деревень посмотреть на диковинную вещь. Вскоре большинство деревень округа стали перенимать опыт Лянцзяхэ. Там также состоялось выездное совещание по продвижению использования биогаза в провинции Шэньси. Так, Си Цзиньпин, которому тогда было чуть за двадцать, совершил «биогазовую революцию» на Лессовых склонах северной части Шэньси. Потом она распространилась на всю провинцию.

Обмен мотоцикла

О чём думал в 1975 году молодой человек из деревни, который ездил на трёхколёсном мотоцикле?

Мотоцикл получил Си Цзиньпин. В июле того года Яньаньский округ оценивал результаты кампании «В сельском хозяйстве учиться у Дачжая». Её проводили представители образованной молодёжи, которые трудились в сельской местности в рамках политики «ввысь – в горы, вниз – в сёла». Си Цзиньпина признали передовиком, и чуть позже округ вручил ему трёхколесный мотоцикл.


– Что вы думаете по этому поводу?

– Радости нет.

– Как же так?

– Мотоцикл непрактичный.


«Какая нам польза от этого мотоцикла? Много вещей на нём не увезешь, для работы в поле он также не подходит. Получается, я езжу на нём каждый день для развлечения?» Так Си Цзиньпин объяснил односельчанам, почему он «недоволен» полученной наградой.

Так не пойдёт, нужно его обменять! Поразмыслив над этим, Си Цзиньпин придумал хороший выход. Хотя трёхколесные мотоциклы не подходят для использования в деревне, они – редкость в Яньчуаньском уезде и даже во всём округе Яньань. Разве они не имеют потребительской или меновой стоимости? Надо пойти и обменять его на что-нибудь полезное в деревне. Вот как нужно поступить!

Сказано – сделано. Си Цзиньпин немедленно поручил Лян Юймину, старому партийному секретарю, взяться за дело и отправиться на Яньаньское предприятие по производству сельскохозяйственных машин для выполнения важного дела – «замены механизмов». Всё прошло хорошо: Лян Юймин обменял модный мотоцикл на трактор, который может использоваться для уборки урожая. Вдобавок он получил электрический мукомольный механизм. Увидев эти две вещи, Си Цзиньпин улыбнулся.

Трактором может пользоваться вся деревня для вспашки и уборки урожая. Мельничный механизм, конечно, нужен на мельнице. На протяжении сотен и тысяч лет для размалывания зерна крестьяне использовали ослов. Но сейчас в Лянцзяхэ будут для этого применять машины. Появление трактора и мукомольного механизма принесло огромную пользу простым людям в Лянцзяхэ. Даже ослы в деревне теперь «освобождены»!

В деревне ослов издавна использовали для перевозки грузов и для того, чтобы вращать жернова. Такое их использование часто бывало недостаточным. Теперь жители села ходят на мельницу, чтобы молоть зерно и лущить рис – это быстро, качественно и бесплатно. Ослы могут «сосредоточиться» на том, чтобы вместе с тракторами заниматься транспортировкой и производством.

В Лянцзяхэ по сей день хранится трактор и мукомольный механизм, которые были выменяны на мотоцикл. Эти предметы не только отражают изменения в сельском хозяйстве, но и рассказывают о том времени, когда Си Цзиньпин был партийным секретарём и занимался конкретными делами для людей в Лянцзяхэ.



В Лянцзяхэ до сих пор хранятся трактор и мукомольный механизм, на которые был обменян мотоцикл, подаренный Си Цзиньпину в 1975 году

Глава 5

Он добр и отзывчив

«Единственное моё желание –

во время холода – послать дрова»[24].

Товарищ Си Чжунсюнь много раз записывал эту стихотворную строку и передавал этот наказ своим детям. Си Цзиньпин помог старику, который просил о помощи и с которым Си никогда раньше не встречался. Помог он ему не потому, что тот утверждал, что он – бывший охранник его отца, а потому, что семейные традиции искренности и порядочности, заложенные Си Чжунсюнем, близкие с детства внушили Си Цзиньпину: помогать слабым и бедным должен каждый.


Представители образованной молодёжи Пекина в уезде Яньчуань провинции Шэньси, слева направо: Лэй Пиншэн, Си Цзиньпин, Тао Хайсу, Лэй Чжуншэн

1

Осенний день – это ещё и день, когда все идут на рынок в Вэньаньи. Посёлок Вэньань очень оживлённый, на здешнем рынке можно не только купить вещи для работы и жизни, но и встретиться со знакомыми, чтобы поговорить о житье-бытье и обменяться новостями. Местные жители и образованная молодёжь, работающая в Лянцзяхэ, любят ходить на рынок в Вэньань.

Си Цзиньпин и Лэй Пин шли вместе и рассуждали о том, что нужно купить. Керосин для ламп, чтобы читать вечером, почти закончился, надо купить ещё. Пачка сигарет «эконом-класса» стоит 9 фэней. Предмет недорогой, но односельчане часто заглядывают на огонёк в дома-пещеры образованной молодёжи, и сигареты мигом разлетаются среди довольных гостей.

Пока они говорили, подошёл знакомый односельчанин. Он рассказал Си Цзиньпину, что сегодня на рынке появился старик, который просил милостыню. Он утверждал, что когда-то давно был охранником отца Си Цзиньпина. Услышав это, Си Цзиньпин был поражён. Его отец – Си Чжунсюнь в 1962 году был подвергнут критике за разрешение напечатать роман «Лю Чжидань». Он должен был «выступить с самокритикой», но во время «культурной революции» был заключён в тюрьму, и в те годы всё ещё не был реабилитирован. Си Цзиньпин попросил Лэй Пиншэна сходить за покупками, а после – встретиться за пределами коммуны. Затем Си пошёл в направлении, указанном односельчанином. В условленное место встречи Си Цзиньпин прибыл вовремя, однако Лэй Пиншэн заметил, что пальто, в котором был Си Цзиньпин, исчезло. Тот непринуждённо сказал, что отдал пальто старику, а также отдал ему все деньги, что у него были, и даже талоны на питание.

«Ты что, всё ему отдал? А он не мог тебя обмануть?» – подозрительно спросил Лэй Пиншэн. В то время, когда продовольствия не хватало, талоны на питание были на вес золота. В северной части Шэньси по талонам можно было купить кукурузную муку по 9 фэней за цзинь, а если покупать её без талонов, цена будет намного выше. Лэй Пиншэн знал, что у Си Цзиньпина было не так много денег и талонов на питание. Кроме того, в Шэньси вот-вот наступит зима. А Си Цзиньпин даже пальто отдал.

«Я теперь обычный крестьянин, зачем бы ему меня обманывать? Он не солгал мне», – сказал Си Цзиньпин. Старик пришёл из уезда Суйдэ, он всю дорогу просил милостыню. Его жизнь действительно трудна, и это невыносимо видеть.

«Единственное моё желание – во время холода послать дрова». Товарищ Си Чжунсюнь много раз записывал эту стихотворную строку и передавал этот наказ своим детям. Си Цзиньпин помог старику, который просил о помощи и с которым Си никогда раньше не встречался. Помог он ему не потому, что тот утверждал, что он – бывший охранник его отца, а потому, что семейные традиции, основанные на искренности и порядочности, заложенные Си Чжунсюнем, с детства сформировали у Си Цзиньпина убеждение, что помогать слабым и бедным – это то, что он должен делать.

2

Все в Лянцзяхэ знают, что у Си Цзиньпина доброе сердце. Селянин по имени У Хуэй, который часто приходит в пещеры, где живёт образованная молодёжь, происходил из бедной семьи. Си Цзиньпин видел, что У всегда был одет в лохмотья, и время от времени отдавал ему одежду. В тот год, когда У Хуэй поступил в педагогический институт, зима выдалась особенно холодной. Когда он собрался уезжать, Си Цзиньпин подарил ему синее пальто с серым меховым воротником. Си Цзиньпину очень нравилось это пальто: его оставил ему друг Ван Яньшэн (тоже из числа образованной молодёжи), когда уезжал из Лянцзяхэ. Си Цзиньпин надел на У Хуэя пальто: «Возьми его. Это пальто можно и носить по дороге в институт, и накрываться им как одеялом». Подаренное пальто сопровождало У Хуэя всё время учёбы в университете. Он не хотел выбрасывать его даже тогда, когда уже начал работать: носил постоянно. Кроме пальто, Си Цзиньпин также отдал У Хуэю сэкономленные продуктовые талоны на 30 цзиней муки. В то время это был почти месячный паёк для взрослого человека, занятого физическим трудом. Си Цзиньпин сказал, что эти талоны не являются чем-то особенным, но на самом деле они были очень дорогими.

В Лянцзяхэ жил один крестьянин, которого звали Чжан Чжилинь. В его семье было много детей, работников было мало, это тяжело сказывалось на его жизни. В конце года, когда деревня подсчитывала трудоединицы, оказалось, что некоторые жители должны были заплатить в деревенскую кассу, что в то время было довольно распространённым явлением. Если в домохозяйстве много трудоединиц и мало людей, можно получить деньги из деревенской кассы. И Си Цзиньпин тоже должен был получить деньги от деревни. Семья Чжан Чжилиня была слишком бедной для того, чтобы вернуть деньги в деревенскую кассу. Чтобы сбалансировать счета, бухгалтер передал Чжан Чжилиню 80 юаней, полагавшихся Си Цзиньпину. Тот ничего не сказал и до тех пор, пока он не уехал из Лянцзяхэ, чтобы вернуться на учёбу, он никогда больше об этом не говорил. В то время 80 юаней были немалыми деньгами. На них можно было купить около 700 килограммов риса. Это примерно соответствовало доходу семьи из трёх человек в сельской местности за два месяца, и равнялось заработной плате городского рабочего за два месяца.

После того, как Си Цзиньпин уехал из Лянцзяхэ, Чжан Чжилинь и несколько его односельчан, которым также помог Си Цзиньпин, попытались выяснить, куда он поехал, чтобы вернуть ему деньги. Но им так и не удалось этого сделать.

3

Си Цзиньпин не только всегда готов помочь другим, но и очень внимательно относится к тому, чтобы не ранить чувства людей. В деревне жил человек по имени Чжан Вэйпан, который тогда был крайне бедным. Его семья состояла из шести человек: сам Чжан Вэйпан с женой, один старик и трое детей. Единственным работником был Чжан Вэйпан. Двумя руками прокормить шесть ртов очень трудно. Семья настолько бедствовала, что у них даже не было приличного стёганого одеяла, а те, что имелись, были все в дырах. Положение семьи Чжан Вэйпана не выходило у Си Цзиньпина из головы, и он хотел найти возможность помочь ему. Зачем искать такую возможность? Потому что помогая, не следует это делать слишком прямолинейно. Си Цзиньпин умный человек. Он считал, что помощь превращается в благотворительность, если она оказывается слишком прямо. Это не соответствует принципу социалистического распределения по труду, а также ставит в неловкое положение получателей поддержки. Кроме того, экономические возможности Си Цзиньпина в то время также были очень ограниченными, и нужно было придумать подходящий и правильный способ помочь.


Квитанция об уплате Си Цзиньпином сельскохозяйственного налога зерном


Эта возможность наконец представилась, когда Си Цзиньпин стал партийным секретарём производственной бригады. В то время другая образованная молодёжь уже вернулась в город из деревни. Когда эти образованные молодые люди жили в деревне, они собирались вместе для того, чтобы готовить еду, но Си Цзиньпин теперь остался один. Каждый день в деревне есть много дел, с которыми нужно разобраться. Кроме того он должен работать в бригаде, он больше не мог заботиться о таких вещах, как приготовление пищи и мытьё посуды. Итак, Си Цзиньпин подошёл к Чжан Вэйпану и сказал, что у него сейчас много дел, и он не может заботиться о таких вещах, как приготовление пищи и мытьё посуды. Поэтому он предлагает отдать свои талоны на питание в семью Чжан Вэйпана и столоваться в его доме.


Набор для шитья, который сделала своими руками и подарила Си Цзиньпину его мать, когда тот уезжал на работу в производственную бригаду. На наборе иероглифами вышита надпись «От материнского сердца»


Когда Чжан Вэйпан услышал это, он сразу понял, что Си Цзиньпин хочет ему помочь и придумал такой способ. Вот это доброта! Но Чжан тут же подумал о том, что его семья очень бедная, в доме много детей и очень шумно, поэтому он начал опасаться, что Си Цзиньпину будет неудобно питаться вместе с ними. Но после некоторого замешательства он всё же открыто сказал: «Ладно! Если вам не будет сложно среди моего многочисленного семейства!»

Когда Си Цзиньпин услышал это, ему подумалось: «Вот всё и устроилось». С тех пор Си Цзиньпин все талоны на 40 цзиней муки, которые он получал каждый месяц, передавал Чжан Вэйпану. В его доме готовила жена. Что она готовила, то Си Цзиньпин и ел, никогда не возражая. Утром ели клёцки из кукурузной муки и отрубей – это было основное блюдо у всех; днём обычно была лапша, приготовленная из бобовых или гаоляна. Если случалось съесть миску пшеничной лапши каждые семь или восемь дней, считалось, что жизнь вполне хороша! Овощные блюда были однообразны: с сентября по март или апрель следующего года каждая семья в Лянцзяхэ в основном ела только квашеные овощи, это просто нарезанная китайская капуста байцай и редис. В таком виде овощи ели всю первую половину года, ситуация немного улучшается во второй половине. После того, как Си Цзиньпин стал секретарём партийной организации бригады, он написал письмо в один исследовательский институт Академии сельскохозяйственных наук КНР, надеясь, что они помогут с семенами зерновых и овощных культур. Академия прислала большую посылку с семенами овощей, включая помидоры, огурцы и шпинат. Получив семена, Си Цзиньпин выделил отдельный участок земли для их выращивания. Сельчане разделили урожай, и все несколько раз вкусно поели, но проблему нехватки овощей было по-прежнему сложно в корне изменить. Ещё один вопрос заключался в том, у людей не было масла, чтобы обжаривать в нём овощи. Если попытаться обжарить овощи без масла, они сразу будут пригорать. Жена Чжан Вэйпана даже поднялась на гору, чтобы собрать немного абрикосов, раздавила косточки и бросила их в сковороду. Это добавило овощам немного вкуса масла.

Вот так и вышло, что Си Цзиньпин почти год питался в доме Чжан Вэйпана, пока не уехал из Лянцзяхэ в Пекин, чтобы учиться в университете. Какой бы ни была эта грубая и простая еда, Си Цзиньпин всё ел с большим аппетитом. У Чжан Вэйпана было тепло на сердце от этого. Он понимал, что Си Цзиньпин – достойный и порядочный человек, который ценил его и хотел ему помочь.

Покидая Лянцзяхэ, Си Цзиньпин отдал Чжан Вэйпану два стёганых одеяла и два пальто. Ещё он оставил ему поистине драгоценную вещь – набор для шитья, который изготовила его мать, когда Си Цзиньпин был отправлен в деревню. Она сделала его своими руками, сверху на нём вышито три иероглифа: «Сердце матери». Сейчас с одеждой ситуация не такая, как раньше. Одежда часто была «три года новая, три года старая, и ещё три года починенная». Поэтому швейные принадлежности – необходимая вещь в доме. Но она была не в каждом доме. «Нить в руках любящей матери шьёт одежду для путника».

Какое глубокое чувство хранилось в сердце матери Си Цзиньпина. Всю свою любовь она вложила в этот маленький швейный набор, украшенный вышивкой. Си Цзиньпин оставил этот набор для шитья, полный нежности и любви, в Лянцзяхэ. Чжан Вэйпан – простой фермер. Он знает, что Си Цзиньпин уважает его, относится к нему как к родственнику. Этот набор для шитья – то, что родственник оставляет на память о себе. Чжан хранил этот набор 38 лет и подарил его уезду в 2013 году. «Секрет», спрятанный в этом небольшом предмете, известен каждому.

4

Уехав из Лянцзяхэ, Си Цзиньпин не забыл о деревенских жителях и всеми силами старался помочь им справляться с возникающими трудностями. В 1994 году жителю деревни Лянцзяхэ Люй Хоушэну во время ремонта пещерного жилища яодун камнями раздробило правую ногу. В результате он заболел остеомиелитом, его состояние всё более и более ухудшалось. Материальное положение семьи Люй изначально было сложным, а лечение обходилось очень дорого. Потратив все свои сбережения, они ещё оказались в долгах. В отчаянии Люй Хоушэн подумал о Си Цзиньпине. Всего за год до этого Си Цзиньпин, который уехал из Лянцзяхэ восемнадцать лет назад, нашёл время, чтобы навестить жителей деревни и оставил ему свою визитную карточку. Люй Хоушэн написал письмо Си Цзиньпину, в котором рассказал о своих трудностях, и отправил его по адресу, указанному на карточке. Си Цзиньпин тут же отправил ему 500 юаней и попросил использовать эти деньги в качестве путевых расходов, чтобы поехать в Фуцзянь для лечения. Получив денежный перевод, Люй Хоушэн не смог сдержать слёз.

Так Люй Хоушэн впервые в жизни покинул Лянцзяхэ и отправился в Фучжоу – столицу провинции Фуцзянь. Си Цзиньпин помог ему обратиться в больницу и попросил не волновался так сильно. В то время заработная плата у всех была очень низкая, у Си Цзиньпина тоже не было больших сбережений. Значительная часть расходов на лечение оплачивалась деньгами его жены Пэн Лиюань. Иногда Люй Хоушэн расстраивался и спрашивал о медицинских расходах. Си Цзиньпин отвечал ему: «Хоушэн, я вылечу тебя независимо от того, сколько это будет стоить». На реабилитацию ушло несколько десятков тысяч юаней.

Си Цзиньпин был очень часто занят на работе, выезжал на места, но, когда находился в Фучжоу, при любой возможности заходил в больницу навестить Люй Хоушэна. А потраченные деньги решительно не позволил вернуть.

Через несколько лет болезнь Люй Хоушэна вернулась, и его состояние ухудшилось. В 1999 году в Шаньси ему ампутировали ногу. Когда Си Цзиньпин узнал об этом, он оплатил все медицинские расходы. Когда в следующем году Люй Хоушэн поехал в Фучжоу, Си Цзиньпин увиделся с ним: заботливо наклонился, осмотрел протез, даже потрогал его и с удовлетворением сказал: «Хоушэн, твои мытарства закончились. Давай сделаем совместное фото на память!» Всякий раз, когда Люй Хоушэн вспоминал эту ситуацию, его сердце переполнялось благодарностью.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

В сельскохозяйственных районах Китая дамбы строятся для создания запасов воды и использования наносимого осадка для удобрения почвы.

2

Новый формат экономического развития для сельскохозяйственных районов, направленный на тесное сотрудничества пригородных районов и деревень, создание полных производственных цепочек, развитие «местных известных брендов» сельскохозяйственной продукции с высокой добавленной стоимостью, сельского туризма и т. д.

3

В бытность секретарём партийной организации городского округа Ниндэ в пр. Фуцзянь Си Цзиньпин в 1988 г. выдвинул предложение о «четырёх видах работы на местах»: руководящим кадровым работникам рекомендовалось «разбираться с письмами и визитами с жалобами на низовом уровне, лично посещать деревни и уезды; разбираться с делами на местах (на низовом уровне); исследовать и изучать ситуацию на местах и пропагандировать политику партии на местах».

4

Древнекитайский трактат, описывающий реальную и вымышленную географию Китая и соседних земель и обитающих там людей и созданий.

5

Циндасянь – линия, условно разделяющая зажиточные северо-восточные и отстающие в развитии юго-западные регионы провинции Чжэцзян.

6

«Две столетних цели», или «цели двух столетий» – ориентиры развития Китая к столетию образования КПК (2021 г.) и столетию создания КНР (2049 г.): искоренение абсолютной бедности и построение среднезажиточного общества, а также превращение Китая в «сильное, демократическое, цивилизованное, гармонизированное и современное социалистическое государство».

7

В деревне Лянцзяхэ нынешний Председатель КНР и Генеральный секретарь КПК Си Цзиньпин провёл семь лет в рамках кампании «вверх в горы, вниз в сёла – городская молодёжь помогает деревне».

8

Город Яньань пр. Шэньси широко известен как место зарождения нового Китая, конечная точка отступления НОАК от Гоминьдана в 1937 г. До 1947 г. в лессовых пещерах жили и работали будущие руководители КНР. Там же прошёл съезд КПК в 1945 г.

9

Провинция Шэньси находится на территории Лессового плато – плодородного сельскохозяйственного региона Жёлтой земли, который считается колыбелью китайской нации.

10

Государство, существовавшее в 535–556 гг. на территории Северного Китая.

11

Империя Мин существовала с 1368 по 1644 г.

12

Империя Цин – последняя в истории Китая – правила с 1644 по 1911 г.

13

Кан – традиционная обогреваемая дровами приподнятая над полом платформа. Использовалась для сна, приёма пищи и т. д. Распространена в сельских районах северного Китая.

14

Отсылка к известному стихотворению танского поэта Ли Хэ (790–816 гг.) «К вину».

15

По его собственным словам, Си Цзиньпин за годы, проведённые в производственной бригаде в Лянцзяхэ, прошёл «пять испытаний»: блохами, едой, жизненными трудностями, тяжёлым трудом и сознанием. http://politics.people.com.cn/n/2015/0214/c1024-26567143.html

16

Отец Си Цзиньпина Си Чжунсюнь пострадал от несправедливых преследований в годы «культурной революции». В 1962 г. он был снят с поста председателя Отдела пропаганды ЦК КПК и до 1975 г. провёл долгие годы в тюрьме и работал на тракторном заводе в Лояне. Реабилитирован в 1978 г.

17

Цзюнь − традиционная мера веса, равная 15 кг.

18

Отсылка к стихотворению «Тяготы странствий» поэта периода Шести династий Бао Чжао (414?–466 гг.).

19

Отсылка к стихотворению Гу Сяньчэна из Дунлиньской школы. Смысл его заключается в том, что окружающая среда менее важна, чем звук перелистываемых страниц, чтение, познание.

20

С древности распространённый в северном и северо-западном Китае способ повышения плодородия почвы и создания сельхозугодий. Реки на Лессовом плато переносят большой объём ила и других отложений (песок, гравий). При искусственном отведении части русла и последующем сбросе воды образуется нанос, пригодный для земледелия.

21

Дачжай – деревня в провинции Шаньси, провозглашённая образцом социалистической деревни Мао Цзэдуном в 1963 г. Люди неустанно трудились, «подчиняя себе природу», проявляя постоянное самопожертвование и непоколебимую приверженность революционным идеалам.

22

Отсылка к древней легенде о Небесной Ткачихе, полюбившей Пастуха, и разлучённой с ним Небесным Владыкой. Влюблённые встречаются раз в год 7 июля на мосту через Небесную реку. В этот день в Китае отмечается праздник «двойной семёрки».

23

Часто «ярлык каппутиста», т. е. идущего по капиталистическому пути. Описываемые события происходили в годы «культурной революции», когда под запретом находилась любая деятельность, не вписывающаяся в рамки социалистического производства.

24

Отсылка к известному стихотворению танского поэта Хэ Чжичжана (659–744 гг.). Иносказательно о готовности всегда помочь в трудную минуту.

На страницу:
3 из 4