bannerbanner
Си Цзиньпин и его истории о преодолении бедности в Китае
Си Цзиньпин и его истории о преодолении бедности в Китае

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 4

Гу Цин (Gu Qing)

Си Цзиньпин и его истории о преодолении бедности в Китае

«Более 40 лет я работал в округах, городах, провинциях и в Центральном правительстве Китая. Борьба с бедностью всегда была важной частью этой работы, на неё тратилось больше всего энергии».

Из Доклада Председателя КНР Си Цзиньпина 16 октября 2015 г.на Форуме по преодолению бедности и развитию, г. Пекин

«2020 год – год решающей победы в борьбе с бедностью. Старт этому уже дан. Мы должны в едином порыве работать ещё усерднее, преодолевая трудности и опасности. Мы будем продвигаться вперёд, исправляя недостатки и ещё более укрепляя фундамент этой работы. Мы должны одержать решающую победу в борьбе с бедностью, в обозначенные сроки вывести всех жителей сельских районов из состояния крайней бедности, согласно установленным показателям. Также мы должны снять ярлык бедности с уездов».

Из новогоднего послания Си Цзиньпина31 декабря 2019 г.

Переводчик-рецензент: Ольга Адамс,



© The Commercial Press, Ltd., 2020

© ООО «Издательство «Эксмо», 2022

Предисловие

Книга «Си Цзиньпин и его истории о преодолении бедности в Китае» пришла к читателям. В ней отражено развитие идей Генерального секретаря ЦК КПК, направленных на борьбу с бедностью. Для издания была отобрана серия художественных очерков: они одновременно занимательны и серьёзны – наводят на размышления. Истории, записанные самим Генеральным секретарём и рассказанные о нём, о его государственной работе, охватывают период в полвека – с 1969 по 2020 год. События, о которых он повествует, происходят по всему Китаю: в деревне Лянцзяхэ провинции Шэньси и уезде Чжэндин в Хэбэе; в южной провинции Фуцзянь, в Чжэцзяне и Шанхае. Затем будущего Генерального секретаря перевели на работу в Центральное правительство.

Трудовой путь Цзиньпина начался, когда ему исполнилось пятнадцать. Тогда как один из представителей образованной городской молодёжи он прибыл на работу в деревню. Здесь он впервые познал тяготы крестьянской жизни. Позже Си Цзиньпин объехал страну, побывав во всех бедных районах Китая. Собранные в книге истории рассказывают о его общении с нуждающимися людьми и о возглавленной им кропотливой работе по искоренению бедности.

Читая книгу, мы как будто проходим по длинной галерее времени, возвращаясь в те места, где Си Цзиньпин когда-то преодолевал трудности; задумываемся над теми же вопросами, что волновали его тогда. Эти истории – свидетельство искреннего патриотизма Си Цзиньпина: «Всю свою жизнь я буду бескорыстно служить народу». Его близость к народу берёт начало в непростом жизненном и трудовом опыте, в преодолении препятствий, что сделало товарища Си закалённым.

Будучи представителем образованной молодёжи, Си Цзиньпин жил и трудился бок о бок с простыми сельчанами. Это был тяжёлый труд на земле, который породил глубокое чувство сопричастности к судьбе своего народа, к трудной доле тех, кто был рядом. В течение семи лет работы в сельской производственной бригаде в сердце Си Цзиньпина заронилось семя стремления к улучшению жизни людей и возрождению нации. Позже он никогда не забывал о невзгодах крестьян и о жизни деревни, непрестанно беспокоился о далёких бедных деревнях в горах и горных долинах. Когда-то Си Цзиньпин сказал: «Не понимать деревню, не понимать жизнь в бедных районах, не понимать крестьян, особенно бедных крестьян, – это означает не знать Китай по-настоящему, не понимать Китай и не быть в состоянии правильно им управлять».

Посеянные семена обязательно пробиваются на свет. Вот так и искреннее желание молодого Си Цзиньпина помочь людям избавиться от бедности в родной стране постепенно стало реальностью. В деревне Лянцзяхэ по инициативе Си Цзиньпина были построены дамбы, чтобы обеспечить продовольствием людей[1]. Он решил вопрос ремонта биогазовых резервуаров, чтобы для приготовления пищи крестьяне могли использовать метан вместо дров. Для того чтобы наладить снабжение водой, были вырыты колодцы. В уезде Чжэндин провинции Хэбэй Си Цзиньпин возглавил пилотный проект по внедрению полной подрядной ответственности, привлёк в регион человеческий капитал для развития производства и таким образом стимулировал рост так называемой «полугородской экономики»[2]. В восточной части провинции Фуцзянь Си Цзиньпин систематически посещал бедные районы. Он выдвигал и развивал различные концепции борьбы с бедностью, которые излагал языком простого народа: «Капля камень точит», «Слабые птенцы вылетают из гнезда первыми» и другие. Он предложил повсеместно распространить «четыре вида работы на низовом уровне»[3]. В Чжэцзяне Си Цзиньпин потребовал внимательно изучить «Книгу гор и морей» (Шаньхайцзин)[4] и преодолеть наконец разрыв между зажиточными и бедными регионами: образно выражаясь, «перешагнуть линию Циндасянь»[5], поставить во главу угла интересы жителей городов и деревень, всё ещё находящихся в трудном положении.

Начиная с XVIII съезда партии Генеральный секретарь всецело посвящает себя работе, направленной на преодоление бедности. Вдумчиво и всесторонне подходит к этой задаче, вкладывает в её решение всю душу. Под его руководством был обобщён накопленный практический опыт, выдвинута базовая стратегия адресного сокращения бедности и целевой политики сокращения бедности, а также разработан комплексный план для решения проблемы во всём Китае. В отчётном докладе XIX съезду КПК Си Цзиньпин подчеркнул: «Все партийные товарищи должны жить одной судьбой с народом, быть с ним близкими по духу. В своей работе они должны во главу угла ставить улучшение жизни народа. Не теряя твёрдости духа и стремления к борьбе, мы будем неудержимо двигаться к великой цели – возрождению китайской нации».

Истории о преодолении бедности Си Цзиньпина, вошедшие в книгу, доказывают, что все великие теории – это не вода без источника и не дерево без корней. Именно в процессе непрерывного столкновения с новыми вызовами, поиска новых методов работы и новых решений размышления Си Цзиньпина о расширении мер по преодолению бедности постепенно сложились в системную теорию. Она постоянно проверяется и совершенствуется практикой и опытом борьбы с нищетой в различных регионах. В конечном итоге эта теория стала основополагающим принципом, которым сегодня руководствуется наша страна в работе по преодолению бедности.

С давних времён борьба с бедностью – одна из главных составляющих государственной политики Китая и других стран. Построение мира всеобщего процветания, который постепенно преодолевает бедность, – общая задача, стоящая сегодня перед непохожими друг на друга государствами и народами. Под руководством Коммунистической партии китайский народ впервые в истории человечества достиг поистине чудесного избавления от бедности, сделав Китай страной с наибольшим сокращением бедного населения в мире. КНР также стала первым государством, достигшим одной из «Целей развития тысячелетия» ООН. Великий путь, пройденный Китаем, открыл всему миру возможность заимствовать китайскую мудрость и китайский опыт. XIX съезд КПК сосредоточился на адаптации к условиям нового периода, предложив стратегический план развития социализма с китайской спецификой в новое время.

2020 год – знаменательный год, в который полностью построено среднезажиточное общество и таким образом реализована первая столетняя цель[6]. Победа над бедностью – главный приоритет всестороннего построения общества малой зажиточности (сяокан). К счастью, под уверенным руководством Центрального комитета партии во главе с товарищем Си Цзиньпином Китай осуществляет адресное оказание помощи бедным и целенаправленную борьбу с нищетой. Страна увеличила инвестиции в борьбу с бедностью и внедрила инновационные методы работы в этой сфере. Работа по поддержке неимущих слоёв населения продемонстрировала новую ситуацию в борьбе с бедностью. Развитие этой борьбы приобрело решающий характер.

Однако ситуация, связанная с сокращением масштабов крайней бедности в нашей стране, по-прежнему остаётся серьёзной. Трудности и вызовы, с которыми мы сталкиваемся, по-прежнему огромны; остаётся много острых проблем, которые необходимо решить. В будущем будет ещё тяжелее нести эту ношу и разрешать сложные вопросы. Мы должны трезво осознавать, что избавление от ярлыка крайней бедности – это не финал, а отправная точка новой жизни и новой борьбы. Сегодня мы всё ближе к цели всестороннего построения среднезажиточного общества. Победа в борьбе с абсолютной бедностью в запланированный срок будет означать, что впервые за несколько тысячелетий истории развития китайской нации абсолютная бедность будет в целом ликвидирована. Это великое событие, которое имеет огромное значение для китайской нации и для всего человечества. Ещё более важно найти правильное направление, взять верный курс, проявить инициативу и преодолеть трудности.

«Счастье рождается в результате борьбы», «Сама по себе борьба – это своего рода счастье», – вот такие мысли мы находим в рассказах Генерального секретаря в ходе борьбы с бедностью. Верю, что мы создадим ещё более волнующие страницы истории, которые расскажут о борьбе за осуществление мечты о преодолении бедности. Под верным руководством Си Цзиньпина и его социалистических идей с китайской спецификой в новой эпохе мы будем в единстве усердно трудиться, двигаться вперёд, преодолевая все трудности и опасности и одержим решительную победу над бедностью!


Глава 1

Пусть в этом мире больше не будет людей, которые страдают от бедности

Он намерен упорно работать для того, чтобы изменить ситуацию. Он хочет помочь страдающим от бедности людям, таким, как жители деревни Лянцзяхэ, и многим другим, по всему Китаю, избавиться от этого состояния.


Си Цзиньпин в 1972 г.


16 января 1986 года. 28-й день 11-го месяца по лунному календарю.

Деревня Лянцзяхэ[7] уезда Яньчуань Яньаньского[8] городского округа на севере провинции Шэньси, что на Лессовом плато. Его ещё называют «Жёлтая земля»[9]. Здесь собралась группа молодёжи. Среди молодых людей выделяется высокий юноша с тонкими чертами лица. Он скромно одет, на плече – жёлтая походная сумка, в руке видавший виды чемодан. Он устал с дороги, но держится бодро. Это – Си Цзиньпин, ему ещё не исполнилось шестнадцати, и он – один из откликнувшихся на призыв к городской образованной молодёжи «пройти идейное перевоспитание среди самых бедных крестьян и середняков». Цзиньпин теперь в рядах молодых людей, направленных Правительством из городов «ввысь – в горы, вниз – в сёла».

Молодые выпускники вузов начали своё путешествие три дня назад: сели в выделенный специально для молодёжи поезд в Пекине, проехали до Шэньси целые сутки и наконец прибыли на вокзал города Тунчуань. Здесь забрались на грузовые машины и долго-долго ехали, пересекая холмы и долины пустынного Лессового плато. Путешествие было трудным: на плохой дороге машину болтало. Наконец добрались до Яньани, где прибывших распределили между уездами, коммунами и производственными бригадами. С того дня молодой Си Цзиньпин начал работу в Лянцзяхэ, которая продолжалась целых семь лет.

Название Лянцзяхэ мало кому знакомо. Деревня находится на небольшом отдалении от тракта Вэньань-Ичуань. Нужно пройти пять километров по грунтовой дороге, чтобы добраться до коммуны Вэньань, приписанной к Яньаньскому городскому округу. При этом у деревни многовековая история: здесь ещё во время династии Западная Вэй[10] был определён уезд с центром в поселении Вэньань. Во времена Мин[11] и Цин[12] жизнь там била ключом: люди приезжали на рынок, шла оживлённая торговля. Однако со временем войны и экологические бедствия сделали своё дело: почва истощилась, и здешним жителям стало трудно прокормить себя. В 1960–70-е годы деревни северной части провинции Шэньси стали прочно ассоциироваться со словом «бедность». В крайне бедной Ляньцзяхэ, например, не было ни дорог, ни электричества.

…Сейчас самое холодное время зимы. Лессовое плато кажется бесконечным, мелкий снег вперемешку с песком заметает остатки древних дорог, подорожных станций и сигнальных столбов, которые, кажется, рассказывают о вековых превратностях судьбы здешних жителей. Северо-западный ветер из Сибири режет лицо молодого человека и, кажется, колет его прямо в не очерствевшее ещё сердце. Ещё ожидая поезда в Пекине, Си Цзиньпин знал, что жизненные условия в сельских районах севера Шэньси суровые. Однако насколько суровые, насколько бедна и тяжела здесь жизнь он осознал, только ступив на Жёлтую землю, чтобы добраться наконец до Лянцзяхэ.

Скоро Новый год по лунному календарю. В Лянцзяхэ Си Цзиньпин с нетерпением ждёт предпраздничной суеты и самого праздника. Его производственная бригада зарезала свинью и распределила понемногу мяса среди деревенских жителей. Каждому двору досталось совсем по чуть-чуть, а если пересчитать на каждого сельчанина, получалось и того меньше. Однако это – самое радостное событие в жизни Лянцзяхэ за целый год, настоящий праздник. Кунжутное масло, которое здесь используется в каждом доме, бригада производит самостоятельно. Это масло – величайшая ценность, которую иногда по капле добавляют в пищу, а хранят как бесценное сокровище.

Молодые люди, приехав из города, поселились в крестьянских домах. «Дома» здесь – это просто пещеры, выкопанные в склонах гор. Свет с трудом проникает в эти бедные жилища. В них так темно, что не разобрать, какого цвета одеяло на кане[13]. Одежда, которую крестьяне носят зимой, похожа на мешок, подвязанный спереди и сзади верёвкой. С наступлением весеннего тепла из него просто достают «начинку» из хлопковой ваты. Когда возвращаются холода, вату кладут обратно, и летняя одежда превращается в зимнюю. И так неделя за неделей, год за годом. Морозы превращают землю в камень. Только с наступлением весны, когда снег наконец-то растаял, сельчане смогли вырыть шесть новых пещер для приехавших молодых людей. Это место в шутку назвали «Академией образованной молодёжи».


Современный вид города Вэнаньи (уезд Яньчуань, Яньаньский городской округ, провинция Шэньси)


Возделывать землю в горах, крутить каменный жёрнов, подхлестывая осла, пить дождевую воду из уличной канавы, собирать хворост для приготовления пищи – вот и всё, чем заняты здесь люди. Такой впервые увидел молодой Си деревню Лянцзяхэ: бедной и отсталой. Один человек за тридцать дней тяжёлого труда получал не более десяти килограммов зерна в качестве продовольственного пайка… Это была обычная сельская жизнь – трудная, голодная и тяжёлая, с которой должен был теперь справляться молодой Си. Этот жизненный опыт остался в душе молодого человека. Много лет спустя, уже будучи Председателем КНР, во время визита в США Си Цзиньпин вспоминал: «В то время мы, как и сельчане, жили в пещерах, спали на земляных канах. Жизнь была очень бедной, мяса не ели месяцами. Тогда мне стало понятно, что нужно деревне. Позже, когда я стал секретарём деревенской партийной ячейки, мы начали развивать производство. Я понимал, что нужно простым людям, и у меня было заветное, очень простое желание: позволить крестьянам досыта наесться мяса. И вообще, постоянно есть мясо. Но в то время этого было очень сложно добиться». В 60–70-е годы ХХ века в Лянцзяхэ и в других бесчисленных деревнях Китая, страдающих от бедности, роскошью было не только часто есть мясо: иногда роскошью была самая простая пища. Люди обычно ели грубые овощи, и даже чашка белого риса была редкой радостью.

Всё это на себе испытал Си Цзиньпин сразу по прибытии в Лянцзяхэ. Белый рис был почти недоступен в Шаньси, иногда его не было даже на новогодних столах. Ли Иньтан – сосед Си Цзиньпина в Лянцзяхэ, который работал в уездном городе Тунчуане, однажды принёс немного риса, возвращаясь в родную деревню. Его мать приготовила драгоценное угощение, и семья поделилась им с Си Цзиньпином. Та чашка риса стала для него поистине незабываемой. Несколько дней спустя Си Цзиньпин проговорился другу, что ел рис. Тот изумился: «Такая роскошная еда, откуда?» Си гордо рассказал всю историю с соседом Ли, заключив: «Может быть, они меня уважают!»

С древних времён северный регион Шэньси был местом войн и хаоса, бедности и отсталости. Однако простые люди, которые там жили, всегда были оптимистичными и героическими, трудолюбивыми и храбрыми, безыскусными и добрыми. Они обладали широтой души, подобной бескрайнему плато. В те незабываемые годы, когда Си Цзиньпин трудился в деревне как представитель образованной молодёжи, он и простые деревенские жители вместе и ели, и трудились. Он чувствовал их мысли и откликался на их потребности и ожидания. Каждая мелочь повседневной жизни трогала сердце молодого Си Цзиньпина. Он действительно стал одним из них – членом сельской семьи. Иногда кто-то приносил ему плошку квашеных овощей, и он с радостью говорил, что сегодня жизнь снова улучшилась. Он точно так же старался всеми силами помогать бедным односельчанам.

Однажды Си Цзиньпин вместе со всеми трудился в горах. Когда пришло время поесть, все достали принесённую с собой провизию и запили её простой водой. Женщина рядом с ним ела пампушку из отрубей. Это смешанные вместе отруби, оставшиеся после размалывания зерна в муку, и кукурузная шелуха. Такую еду трудно глотать и трудно переваривать. Когда Си Цзиньпин увидел, что несколько женщин ели такие пампушки, ему стало грустно, и он обменял их на кукурузные клёцки, которые принёс с собой. Хотя кукурузные клёцки тоже очень грубая пища, но по сравнению с пампушками из отрубей, они всё же были куда лучше. Поменявшись, Си Цзиньпин проглотил грубые пампушки. Когда он посмотрел вокруг, то увидел, что ни одна из женщин не съела кукурузные клёцки. На вопрос: почему они не едят? – женщины ответили, что хотят оставить такую хорошую еду мужчинам, которые делают тяжёлую работу.

Суровая действительность давила на сердце молодого человека. «Тогдашняя вопиющая бедность в сельских районах Китая произвела на меня неизгладимое впечатление и навечно осталась в моей в памяти. В то время я много работал с сельскими жителями, чтобы сделать их жизнь хоть немного лучше. Тогда это было труднее, чем подняться в небо».

Вспоминая эти события, Си Цзиньпин рассказывал о них с волнением. Однако сострадание не сделало его слабым, а жизненные трудности не заставили потерять уверенность в завтрашнем дне. Именно в скромной горной деревушке Лянцзяхэ была выкована идея главной жизненной цели этого пылкого юноши. («Мечты молодых людей должны взмывать в небо. Кто может упрекнуть молодого человека за чувство одиночества?»[14]). Он решил для себя, что должен упорно бороться за перемены к лучшему. Он хотел, чтобы бедные районы Китая, такие как Лянцзяхэ, перестали быть бедными, чтобы люди во всём мире избавились от нищеты.

Глава 2

Север Шэньси – его первый жизненный университет

На севере провинции Шэньси Си Цзиньпин прошёл «пять испытаний»[15], приобретя в итоге непоколебимые идеалы, твёрдые убеждения, спокойствие перед лицом трудностей и способность никогда не падать духом.


Деревня Лянцзяхэ сегодня


Чужеземцы дважды в современной истории входили в Яньань. В первый раз это произошло в октябре 1935 года, когда Красная Армия Центрального освобождённого района в Великом походе успешно достигла города Уци. В январе 1937 года Мао Цзэдун и Центральный комитет Коммунистической партии Китая разместились в Яньани. С того времени Яньань стала «красной землёй» – священной землёй китайской революции. Председатель Мао и Центральный комитет партии упорно боролись здесь в течение десяти лет. В марте 1947 года они эвакуировались из Яньани и сражались на севере провинции Шэньси до марта 1948 года. Затем переправились через Хуанхэ, продвигаясь на восток, и покинули север Шэньси, чтобы приветствовать рассвет победы революции.

Второй раз пришёлся на период с 1969 по 1976 год. Около 30 000 образованных молодых людей в Пекине откликнулись на призыв Центрального правительства поехать в Яньань, чтобы трудиться в производственных бригадах. Они жили в трудных условиях в сельской местности, трудились, не щадя сил, не боясь дождя, снега и ветра. Здесь прошли их незабываемые молодые годы, их крещение испытаниями и личностное становление.

Обширные и безмолвные пространства Жёлтой земли можно разбудить только чистыми звуками зурны или пронзительными и хриплыми от вдыхаемого песка голосами, которые поют песни синтянью. Но скоро сюда придут новые звуки и песни. Лянцзяхэ, спрятанная глубоко в оврагах северной Шэньси на уединённом Лессовом плато, провожала одно за другим то жаркое лето, то новую холодную зиму.

В январе 1969 года на пронизывающем холодном ветру бедный, но полный энтузиазма район страны начал выковывать характер молодого Си Цзиньпина. В то время ярлык «сына преступника»[16] давил на него, как камень весом в тысячу цзюней[17]. «У человека есть судьба или ему только и остаётся что печалиться?»[18] Повстречавшись с неожиданной бедой, ему только и оставалось, что опираться на оптимизм юности. Нож точится о камень, а человек закаляется трудностями. Через испытания суровой реальностью сложился твёрдый характер Си Цзиньпина. Огромный контраст между городом и деревней, тяжёлые условия жизни и незнакомый для него нелёгкий сельскохозяйственный труд – суровая реальность, с которой пришлось столкнуться «образованной молодёжи», направленной на работу в деревню.

Си Цзиньпин относился ко всему этому как к само собой разумеющемуся. «Крутые склоны холмов Лессового плато уже когда-то воспитали поколение моего отца. Жёлтая земля непременно примет в свои щедрые объятия и меня – неопытного подростка. Поэтому я искренне желал жить общей жизнью с сельчанами, осознанно принять закалку трудностями». В те годы Си Цзиньпин преодолел «пять испытаний».

Городской мальчик никогда не видел блох, но приехав в Лянцзяхэ, он вынужден был буквально спать среди блох. Он расчёсывал укусы, и всё его тело опухло. Но вскоре после приезда в деревню Цзиньпин привык и к этому: как местные жители, он теперь задирал штанины, чтобы стряхнуть блох. Ловил их, присаживаясь на деревянную скамейку, и как бы сильно они ни кусались ночью, он крепко спал. Испытание укусами насекомых было пройдено.

Раньше подросток из города ел только очищенный рис и тонкую лапшу, теперь ему пришлось есть грубую еду: в основном плохо очищенные злаки. «Но вскоре я уже мог проглотить её и ел эту пищу с большим аппетитом». Позже Си Цзиньпин вспоминал: «Я до сих пор очень люблю простую сельскую еду северной Шэньси. Возьмём, к примеру, квашеные овощи: если я их долго не ем, то скучаю по ним». Так прошло испытание едой.

Приехав из города, молодой человек жил так же, как каждый житель Лянцзяхэ: деревня на севере Шэньси стала первой жизненной школой для Си Цзиньпина. Здесь он научился даже прясть шерсть, латать одежду и шить лоскутные одеяла. Так он выдержал «испытание жизнью».

Городские жители не работают на земле. Зимой на севере Шэньси стоит лютый мороз. Когда люди втыкают в землю мотыгу, от этого у них потом болят ладони. В летнюю жару, особенно в пятый и шестой месяцы по лунному календарю, солнце палит беспощадно, от него невозможно укрыться. У Си появились на руках волдыри, которые на летней жаре начали гноиться. Потом они превратились в твёрдые мозоли. Перетаскивая по 200 цзиней пшеницы, он натрудил плечи так, что они покраснели и распухли. Поэтому ему пришлось снять пальто и накинуть его на спину. Когда он начал трудиться в деревне, то заработал только шесть трудовых единиц: даже меньше, чем женщины. Два года спустя он зарабатывал уже десять единиц и заслужил звание мастера. Испытание трудом успешно пройдено.

Молодому человеку, приехавшему из города, сначала было сложно влиться в деревенскую жизнь. Си Цзиньпин чувствовал себя не в своей тарелке, но потом быстро привык. Отношения в сельском обществе довольно просты: главный критерий оценки человека – качество его работы. Тот, кто трудится на совесть, не отлынивая от работы, на кого можно положиться – тот всегда заслужит всеобщее уважение и доверие. Это прагматичный дух китайских крестьян. Жители деревни видели трудолюбие и выносливость молодого Си и относились к нему, как к своему. «Цзиньпин может по-настоящему работать в поле!» – говорили о нём жители деревни. Так Си Цзиньпин прошёл самое сложное «испытание мышлением».

Пройдя «пять испытаний» в деревне на Лессовом плато, Си Цзиньпин обрёл непоколебимые идеалы и твёрдые убеждения. Он не боялся трудностей и никогда не падал духом. Много лет спустя Си Цзиньпин несколько раз серьёзно и с глубоким чувством говорил молодым людям: «У каждого поколения есть возможности и перспективы. Сообразно существующим условиям планируйте жизнь и творите историю. Многочисленное молодое поколение не только имеет широкие возможности для развития, но и несёт великую миссию времени. Молодые люди должны стремиться иметь высокие идеалы, быть образованными, способными предпринимателями, трудящимися в новую эру».

На страницу:
1 из 4