Полная версия
Александр Новиков
Памятный концерт в день рождения Владимира Высоцкого. Пытаюсь представить себе Новикова с гитарой на сцене, поющего его песню. Без сомнений, вышло бы сногсшибательно, но представить такое невозможно. Потому что это уже получился бы не Высоцкий, а Новиков. Две одинаково заряженные величины по законам физики отталкиваются и каждый остаётся самим собой – народным артистом, титулованным своим народом.
А вот два стихотворения, которые не стали песнями. По крайней мере, такие песни мне не известны.
«Пугачёв» – настоящее стихотворение в классическом размере. И такое достойное и трагическое. Но трагедия представлена обыденно и неизбежно. Это стихотворение 1984 года сразу притягивает внимание и ассоциируется с воспоминаниями о Пугачёве Пушкина и Есенина.
И тут же через страницу ностальгическое стихотворение «Пять минут ходьбы» 1990 года со знакомой мелодийной окраской:
А раньше было так: и праздники – от бога,
И золото погон, и золото трубы.
А теперь одна вот в золоте дорога….
или
Мне ещё по струнам можется наотмашь,
По ветру слова бросая,
Да и сам в какую ни оденусь роскошь
Голосит душа босая
Как сказано! И перекликается со стихотворением 1995 года «Чайная роза» в стремлении бороться со временем:
Бросить машину. Костюм порешить.
Годы отбросить, как тяжкую ношу.
Вырвать у тела, отдать для души.
И пошататься почти что гаврошем
А стихотворение «Точно помню, я не был крещён» вообще датировано 1978 годом. Хроника начала жизни, рассказанная языком поэзии. Запомнилось сразу и навсегда:
Не моими костями мощён
Путь, отмеренный точно верстами
Точно помню: я не был крещён –
Было плохо в то время с крестами
Или в нём же про любовь:
Думал я: «Что такое любовь?
Видно, если не бьют сапогами»
А вот новое стихотворение «Красивая» 2011 года:
Ночь с тобой – не свеча моя
Ночь с тобой – её можно спеть
Так красиво. Коса песчаная
Звёзды. Ночь. И пустая сеть.
Лирические стихи про человеческие чувства такие непростые и в тоже время сразу понимаемые.
Причём понимаемые каждым по-своему. Их так много, что удивительно, сколько же всего нужно пережить автору, чтобы так по-настоящему об этом рассказать. Похоже на рассказ Рея Бредбери «Марсианин». Там марсианин под влиянием человеческих эмоций превращается то в одного, то в другого землянина и полностью принимает на себя все их переживания, разочарования и надежды. Причем и мужские и женские. У Новикова тоже в «Уличной красотке» есть цикл женских песен. Правда бредберовский марсианин «надрывается» под таким тяжким грузом и для него этот эксперимент кончается плохо.
Но наш-то герой с планеты Земля, поэтому мы «срываемся, смеёмся и плачем» вместе с ним, да ещё пытаемся восполнить его энергетические затраты при личных встречах на концертах.
В «Уличной красотке» в конце сборника представлены все стихи песен первого альбома «на все времена» – «Вези меня, извозчик». Всегда задавалась вопросом, откуда взялись эти истории и про еврейский квартал, и про похороны Абрама и про самого извозчика? В 1983 году извозчиков не было, а был ли друг-Карпуха? Тем более, что и никакой звонок не отзванивал. Это тоже эффект «марсианина»?
Вот стихотворения гражданского звучания. Их много и они всегда чётко выдержаны в одном направлении – лицом к Родине. Вот сточки про ангела в стихотворении «Красные и белые»:
Нам с небес уже громогласно
Ангел мечется, голосит:
«Нет, не белый я!… Нет, не красный!…
Россиянин я, аз еси…»
Почему-то сейчас задумалась, а кто же действительно является героем моих очерков, настоящий Новиков или мною выдуманный? Сколько не пересматривай интервью и концерты в Интернете, настоящий повергает в удивление и восхищение. Но, надеюсь, представленный мной, тоже «парень, хоть куда». Получается, аура его творчества телепортирует мне именно такой образ.
И опять ночной концерт по телевизору. Собирают средства на памятники героям первой мировой войны. Просят отправлять платные SMS-ки. И почти тот же состав артистов, что и в концерте памяти Высоцкого. А вот вышел бы Александр Новиков и спел бы что-нибудь своё или на стихи Есенина, да они бы засыпались мобильными посланиями. Но в белом офицерском кителе с аксельбантом поёт другой артист. Да Бог с ним, телевидением, пока ещё есть Интернет.
Конечно, всё встанет на свои места. Со временем. Но время – ресурс невосполнимый.
Поэтому и пишутся эти заметки – мой небольшой вклад в империю необыкновенного таланта. Чтобы «именно здесь и сейчас»!
Моя искренняя благодарность редакции Шансон инфо за предоставленную возможность их публикации.
Три очерка, как три ветки персидской сирени из садов новиковского Екатеринбурга.
Как три маленьких морских звезды с кораллового рифа Шарм-эль-Шейха.
Как тройной аксель в олимпийском выступлении екатеринбуржки Юлии Липницкой.
В одном из своих интервью Александр Новиков заметил, что Сергей Есенин за цикл песен на его стихи пожал бы ему руку. И, я уверена, что пожал бы, пожал и не только за это.
А вот случись Александру Васильевичу узнать о моих непрофессиональных попытках исследовать его творчество, может быть, и я удостоилась бы рукопожатия.
АЛЕКСАНДР НОВИКОВ –
Эль Гунна (El Guona)
Голубая морская звезда Красного моря город Эль Гунна (El Guona) сверкает рябью каналов и купается в морских приливах и отливах. И вместе с ним купаются в золотых лучах солнца туристы из славного города Екатеринбурга.
Это такая удача – возможность узнать непредвзятое мнение людей на отдыхе о своем знаменитом земляке поэте Александре Новикове. Побеседовать о прекрасном городе, черпая информацию о нем из новиковских стихов, песен и прозы.
Пожалуй, это своего рода эксперимент. Я никогда не была в Екатеринбурге, но литературный материал знаю наизусть. Попробую сверить песни с реальностью, как карту с незнакомой местностью.
Восточная улица есть?
А как же, в районе ж/д вокзала. Это не окраина, а почти центр. Большая улица, прямая. ( Ура, сходится!)
А сирени в городе много, как же она растет, ведь ей же холодно?
Да у нас не холодней, чем в Москве. Да чё ей сделается! Растет везде, как сорняк.
А ливни бывают, чтобы по улице потоп?
Конечно, еще какой потоп!
А чайную розу можно сорвать с клумбы?
Если летом, то запросто.
А Театр эстрады хороший?
Ой, хороший! Так удачно расположен прямо около метро, и здание красивое. Спектакли всякие идут! Вот в позапрошлом году были на новогодние праздники. Так в фойе перед спектаклем разносили всем зрителям шампанское, бесплатно! (Красиво! Узнаю Александра Васильевича!) Спектакль был такой легкий про любовь в Париже. А на сцене даже на коньках катались!
А Новиков-то художественный руководитель?
Да он же, наверное, этот театр сам и построил. Что-то мы раньше его не припомним.
А Храм на крови красивый? И почему на крови?
Так ведь там всю семью царскую расстреляли, а потом отвезли на Ганину яму. Ой, там тоже такой шикарный комплекс сделали! Семьями ездят гулять, а туристов-то, туристов! Это тоже Новиков построил.
А на концерты его вы ходите?
Да что-то про концерты не слыхали. Так, знаем его по магнитофонным записям, как Высоцкого. Крутили раньше на всех вечеринках.
А в Москве он в Кремлевском Дворце поет, полный зал собирает, а дворец-то огромный!
Ну, у нас все нормально. Он за нами не следит, и мы подробности о нем не знаем.
Ну что ж, вернетесь домой, передавайте привет Александру Васильевичу от москвичей!
А вы-то там видите Аллу Пугачеву или Софию Ротару. Очень они нравятся! Кланяйтесь им от екатеринбуржцев.
Всенепременно, когда встречусь с ними на улице.
(Респонденты: мужчина и женщина в возрасте 40 лет, рабочий и служащая).
Респонденты около пятидесяти из других городов и весей (Алтай, Воронеж, Санкт-Петербург и Ленинградская область) задумываются, но после напоминания о «Вези меня, извозчик» воодушевленно кивают головами и некоторые припоминают: «Он еще всегда в белых костюмах».
«Вот-вот», радуюсь я, «а еще с перстнем».
Приветливый отельный нубиец-секьюрити неопределенного молодого возраста слушает песню «Любимая» и покачивается в такт мелодии. «Про что песня?» – спрашивает он на египетском английском. «Хабиби» – отвечаю я. Он улыбается белозубой улыбкой и остается очень довольный переводом. Слава Богу, «Вези меня, извозчик» он не знает!
Итак (выражаясь научным языком), что можно сказать, основываясь на результатах проведенного междугороднего и даже международного микросоциологического исследования на берегах египетской Венеции Эль Гуны в марте 2014 года?
Да то, что, к большому сожалению, задача, поставленная перед соответствующими структурами в 1984 году, выполнена, но не в той мере, которая предполагалась. Александр Новиков оказался слишком крепким орешком. Колоссальный успех альбома «Вези меня, извозчик» удалось со временем приглушить и перевести в настоящем для нецелевой аудитории в яркое, но воспоминание. Современное творчество знает целевая аудитория, люди любых возрастов из разных слоев общества, адаптированные к настоящей поэзии.
Огромное спасибо Александру Васильевичу, что благодаря своим неординарным способностям и необыкновенной силе духа он выстоял и написал еще столько замечательного для настоящих ценителей.
А вот теперь пришло время поговорить о ненапечатанном интервью «Российской газете», размещенном на сайте Новикова. Впечатление такое – некорректные и иногда обидные вопросы и спокойные, рассудительные ответы.
Как всегда, обязательное воспоминание о незаслуженно-тяжелом периоде жизни. Наверное, чтобы не забывали, что еще при «Царе Горохе» Новиков словами его же песни «был приписан в урки». Сработал принцип Жиглова: «Запомни, Шарапов, незаслуженных наказаний не бывает». Не надо было сочинять и записывать «Извозчика». Но Новиков сам говорит, что по-другому события тех лет он просто не может себе представить. «Извозчик» был бы записан независимо от любого варианта исхода.
А, между прочим, обычные люди, а не заинтересованные исследователи биографии, про тот период и не знают ничего. В те годы, независимо от судьбы автора, музыкальные композиции жили своей отдельной вполне успешной жизнью. Так нет же, надо напомнить, как у Высоцкого «железом по стеклу». Да не на того напали!
Или еще вопросы про возраст, про возрастную категорию поклонников, про переход на прозу, потому что стихи уже не пишутся. Как у корреспондентки язык только повернулся, такое зачитывать с бумажки. Похоже, сочинители вопросов имеют весьма отдаленное представление о стихах и песнях, количество которых перевалило за триста. А насчет новиковской пронзительной прозы, так пусть бы адресовали такой вопрос Александру Сергеевичу Пушкину по поводу его Капитанской дочки, Станционного смотрителя или Пиковой дамы.
Однако, Александра Васильевича защищать не надо! Как сказал его сын в телепередаче Оксаны Пушкиной: «Пусть еще сначала кто-нибудь попробует его обидеть».
Всегда казалось, что в разговорах об успехах Государственного Уральского Театра Эстрады все-таки есть элемент преувеличения. Началось-то все со скандала с «Голубым щенком» и сменой почти всего личного состава театра, что также не пропущено в интервью. Но египетская точечная социологическая выборка показала, что екатеринбуржцам теперешний театр очень нравится, а часть из них даже предполагает, что построен он самим Новиковым. К цитате из Новикова: « Все-таки у русского народа чистая душа» я бы добавила «и ясные глаза».
Так что же, рассказ о театре, по его словам, «с налетом хвастовства» оказывается чистой правдой, подтверждая еще и художественно-организаторский талант?
А теперь самое интересное, про новую песню «На палубе горланят караоке». Не знаю, ставит ли Радио Шансон ее в эфир после премьерного дня, но наслушаться ее вдоволь можно на официальном сайте. За что отдельное спасибо! Как же в стихах все точно выверено: пронзительная лирика, гражданская позиция, завуалированная в припеве, точность определений и глаголов. Скрипучие мачты озвучены музыкальной темой посередине куплета. Она предопределяет философские размышления, которые никак не угадывались в характере песни, и которые прерываются залихватским рефреном « А палуба сгорланит караоке, куплеты, от которых лезть в петлю». Именно сгорланит – глагол совершенного вида. А чего стоит композиция:
И в небе, сплошь утыканном свечами,
Задувши только грешную свою……
Именно, «задувши». Только бы хотелось возразить против задувания свечей. Мы по всему Божьему миру, где оказываемся, зажигаем свечи «За здравие». Вот теперь горят такие свечи и в Монастыре Святого Антония, и в Монастыре Святого Павла в восточной африканской пустыне. Ну да ладно, хочется человеку «задувши», да еще такому человеку, пусть. Уж очень необычно красочный поэтический образ! Поскольку количество свечей пополняется, одну задуть для красоты песни не повредит.
Очень талантливая песня, прямо какая-то ступень по дороге вверх. Насчет еще одного изумруда в короне я уже писала. Чувствуется уверенное мастерство и острота восприятия мира.
Пятого апреля все мы ждем концерт Шансон года в Кремле. Так сказать, наш Шансонный Оскар. Если в программе выступления Александра Новикова будет предполагаться исполнение еще одной песни кроме победителя – Окурка, очень хочется, чтобы он рискнул исполнить вот эту свою самую новую. Конечно, к ней еще не привыкли, но ведь надо приучать. Безусловно, спеть такую песню на таком концерте сможет только Александр Васильевич с его решительностью и бесстрашием.
Не могу удержаться от сравнений. Пожалуй, имя нашего героя можно поставить в один ряд с такими знаменитыми именами французских шансонье как Шарль Азнавур, Жак Брель и Джо Дасен. Хотя по песням видно, что Париж-то он не очень жалует. И фонари в Париже « и тускней и жиже» да и «голуби летают ниже». Ну да тем не менее.
В заключении на основании проведенных исследований сделаем довольно неожиданный вывод, чем и оживим повествование!
В путешествиях по Египту наш гид сказал: «Как известно, принадлежность государства к определенной части света определяется местонахождением его столицы». Я была удивлена, мне такое утверждение было неизвестно, но показалось вполне логичным.
У огромной евразийской России с этой точки зрения можно выделить три столицы. Две европейские и одну азиатскую.
И какие же поэты могут добавить сияния в их гордый облик? По нашей версии:
Санкт-Петербург – это Александр Сергеевич Пушкин
Москва – это Сергей Александрович Есенин
Екатеринбург – это Александр Васильевич Новиков
Борт Боинга-747-400
Зоны турбулентности над Средиземным
АЛЕКСАНДР НОВИКОВ –
Шансон Года 2014
Вот он, Оскароносный Шансон Года 2014! Гремит литаврами военного оркестра и оглушает ударными великолепного Фонографа Сергея Жилина. Наконец-то, дождались! Две пары очаровательных ведущих появляются на сцене тринадцатой церемонии вручения премии Шансон года. Сразу же думается: «Ну, конечно же, тринадцатой». Но звучит музыка, бросаются в глаза красивые, почему-то неяркого цвета, платья Анны Кавериной и Александры Хайрулиной.
Выходит, что по определению Виктора Пелевина, я сегодня выступаю в роли «Смотрящего по шансону». Ну что ж, начнём!
Шикарное оформление сцены, прожектора бьют в глаза, огромные телевизионные камеры и охранники закрывают часть сцены и мешают смотреть. На «разогреве» поёт молодой исполнитель, а дальше сбой. Шоковое выступление Сергея Трофимова. После песен он говорит, что только что прилетел из дальних стран, очень устал, но не смог не прийти на Шансон. Лучше бы он отпросился. Я до сих пор не верю, что слушала знакомые хорошие песни в таком авторском исполнении. Успокоимся на том, что наш дорогой Трофим был просто не в форме.
После такого старта как-то ставится под сомнение выход Александра Новикова на эту сцену. Тупо хочется уйти, но друзья просто виснут на руках и говорят, что за такие деньги нужно сидеть, даже если наступит скоропостижный потоп. Я немножко успокаиваюсь, утешая себя мудростью братьев Вайнеров, что «место встречи изменить нельзя». Уверенность крепнет, потому что уж если Новиков обещал, то выступит обязательно.
А пока в зале озвучивается плановая афиша церемонии – давайте – ка «вдоль по памяти».
Благотворительный концерт 1991 года – все средства на постройку Храма на крови в Екатеринбурге. Театр Эстрады. Высоченный и худой Александр Новиков в футболке c английскими словами, одно из которых социализм, кланяется со сцены Московского театра Эстрады легендарному Борису Брунову. Причем король театра Эстрады сидит на подставленном сбоку в первый ряд стульчике. Господи, какой же Новиков на подъёме. Как все присутствующие слушают «Ожерелье Магадана» и «Люблю Айседору Дункан»! Как он поёт, по его словам прибывший «только что из клетки»! У всех в зале по обе стороны рампы эйфория свободы, молодости и больших надежд! Прекрасный друг-режиссёр Котельников снимает целый фильм по мотивам концерта и дарит нам золотую возможность путешествия во времени.
Но пора возвращаться в настоящее. Здесь концерт идёт своим чередом. Представляются и поют известные шансонные артисты. Удивительно приятным выглядит Жека (Евгений Григорьев). Балагурит Валерий Курас почему-то в компании со своим спортивным грузинским тренером, молодой Михаил Бублик развлекает запоминающимся хитом.
Ирина Круг зажигает 10 торшеров в длинном чёрном платье, и кажется, что это в память о своём великом супруге. Она поёт нравоучительную песню, получает премию и быстро уходит.
Перечень выступивших артистов все длиннее, а того, единственного, всё нет.
И вот оно, «чудное мгновение»! Как в его песне: «Уж если есть на свете чудное мгновенье, я сразу понял: это именно оно». Наш герой представлен автором-исполнителем и покорителем женских сердец. Справедливо только второе. Ведущие объявляют: Александр Новиков!
Мгновения застывают. Из темной глубины центра сцены Кремлёвского дворца появляется высокий мужчина в белоснежном костюме, оттенённым демократичной рубашкой в леопардовом стиле. «Ой,» – думаю я – «Повзрослел»! А потом прихожу в себя. Ведь концерт в театре Эстрады, упоительно просмотренный в Интернете между построением финансовой модели и написанием экспертного заключения, закончился совсем не вчера, а 23 года назад. Но посвященные-то и сегодня видят, что это тот же парень из 1991 года, только значительно серьёзней. Ну, спеть, да думаю, ещё лучше, «Люблю Айседору Дункан» ему запросто, только сейчас перед ним стоит другая задача.
С самого начала концерта вяло аплодирующий зал выжидает, что же произойдёт дальше. Но Новиков, как всегда, умело руководит, (типа того – делай, как я), и гремят аплодисменты. Праздник Шансон Года как-то скромно отодвигается в тень, уже нет ни ярких декораций, нет слепящих огней, нет главных ролей у хозяев церемонии.
А есть поэт, писатель, композитор, блестящий артист и певец с бархатным баритоном на низких нотах, который в своем знакомом огромном зале встречается со своей публикой.
Он обращается напрямую к притихшим зрителям. Мы слушаем алаверды в свой адрес и боимся пропустить хотя бы одно слово. И понимаем, что всё это правда. Что он правда благодарит нас за тепло и улыбки, за нашу любовь и постоянство и, что он правда отвечает нам тем же. Что он недосягаем и очень близок. Как в Маугли у Киплинга: «Мы одной крови! Екатеринбургский принц с курильского острова Итуруп, сын отважного лётчика и тёмноволосой красавицы с прекрасными глазами. Москвичка в пятом ряду, дочь блестящего полковника и звонкоголосой калужанки с берегов речки Угры, чьи воды бегут по промытым камушкам и звучат как гитарные струны.
И ещё сто сорок миллионов на бескрайних просторах Родины.
А потом уже и сцена теряет очертания и начинается такой песенный спектакль из новой и самой новой песен, что дух захватывает. Почти все артисты любят говорить, что они сейчас исполнят свои только недавно написанные песни, а поют такие композиции, которые уже все знают наизусть. Мне кажется, они просто не рискуют исполнить что-то непроверенное. Песня новая, не известная публике, страшно выставлять её на такой большой сцене. Александру Новикову не страшно!
Я скажу про эту самую новую песню попозже, поскольку она будет второй по исполнению. А первая – «Окурок». Между прочим, она пятая по счёту среди новых песен, созданных за летний месяц 2013 года (с 13июня по 13 июля). Она написана, скорее всего, на стихи нетеперешние. Ну и что же, поэт имеет право. Это лишь свидетельствует о двойном качестве композиции – сначала как стихотворения, а потом, как песни. Стихи вроде бы не рисуют никакую пиковую ситуацию в жизни героя, а невозможно наслушаться про скворцов, трамваи, портсигар, папиросы и аквамарин. Песня жутко лирическая, хотя никаких слов про любовь в ней нет. Зато одна модуляция голоса в предпоследней строчке припева стоит десятка любовных признаний – «….Что губы мне обжёг,……. и полетел за ней!» Ведь это надо было сочинить такие стихи, такую музыку, да ещё так исполнить сочинённое! Да как же она придумалась, эта немыслимая модуляция, от которой коленки делаются слабыми?
Я записала песню на айфон. А сегодня целый день слушала её, так сказать, в министерских коридорах исполнительной власти. Александр Новиков на сольных концертах любит говорить, что ему доставляет удовольствие попеть свои песни именно на сцене Кремлёвского дворца съездов! А теперь вот звучит его голос и на ещё одной виртуальной площадке в ключевом ведомстве Дмитрия Ливанова! Приятно, что я могу это сделать!
И вот, наступает время песни-триумфатора, так сказать, песни нового поколения! Как удалось пробиться, как разрешили исполнить? Или невозможно Александру Новикову запретить? Наверное, к счастью, никто ничего особенно не понял.
Режиссура исполнения песни ошеломляет сразу, когда ещё до начала опускается c колосников сцены волшебный экран. Как, кто придумал такой сценарий? Догадайтесь с трёх раз!
Этот аллегорический экран разделяет пространство сцены на палубу корабля с «братией, голдящей у стоек», и звёздное небо со скрипучими мачтами философских размышлений. Поэт остаётся на стороне звёздного неба. Он делится с нами истинами, сформулированными в понятных словах: « О том, что мы в толпе так одиноки. Что в жизни все подобны кораблю». Причём в словах «Что в жизни…» голос ненадолго опускается почти в незаметный басовый регистр, чем полностью обескураживает и заставляет завороженно ждать этот рефрен в следующих куплетах. Но он больше не повторяется. И остается только сдаться на милость аудиозаписи.
А публика с палубы, «нарядна, показушна и хмельна», как ни в чём не бывало, танцует и горланит песни под невидимыми зуботычинами океанских волн.
С позиций дилетанта я бы осмелилась предположить, что у нас и оркестр-то был свой, не Фонограф, и клип на экране из третьей столицы! Вот это размах! Большое спасибо всей талантливейшей команде Александра Новикова! Музыкальная окраска песен великолепна! Аккордеон, саксофон, гитара и ещё и ещё! А как играл на гитаре сам Новиков! Просто сгусток какой-то неведомой энергии с планеты Солярис! А какой вокал! Чистый тембр с широким диапазоном, абсолютный слух! Все-таки, как – никак, рок-музыкант и рок-певец «по первому образованию»!
Мне всё раньше казалось, что надо рассказать, какой Александр Новиков! Что даже и сам он про себя не всё знает. А теперь вижу – да нет, знает, и знает больше, чем кто-либо другой. От этого и случаются его перегрузки в обычном мире наглых пежо, перегораживающих людям «дорогу к Храму», в мире усредненных величин и «пятидесяти оттенков серого». Ведь воинствующее невежество всегда готово к нападению!
Я даже ничего не записала на видео, потому что забыла про айфон. Так что коридоры власти караоке не услышат! Будем надеяться, пока! Неужели новиковская команда не вела съемки такого действа! Выложить бы всё на сайт, хоть бы и с каким-нибудь платным доступом. Но нет, у Александра Васильевича, как в песне: «Кругом коррупция, а к нам свободный доступ!» Всё – пожалуйста и всё – бесплатно!
Однако, пора бы уже задуматься и о фильме. Художественном. Когда-то было сказано, что сыграть-то в кино можно, но только себя. Вот и пожалуйста, написать сценарий про героя с автобиографичными совпадениями в судьбе. Как фильмы прошлого века с Марио Ланца. Аналогия позволительна, поскольку разные области искусства. И побольше музыки, стихов и песен. Спасибо, что киноматериала за прошлые годы отснято много, можно его использовать, уж не знаю как, например, как воспоминания, что ли. Но основное действие должно происходить в настоящем времени с настоящим героем. Ключевое слово – настоящий. Как в замечательном снятом, но документальном фильме. Ресурс времени позволяет!