Полная версия
Сказы
– На постой? Случилось что? – удивился Будимир.
– Нет, брат. Тут другое, – эхом отозвался Будислав. – С чего нам к тебе ехать? Мы – люди военные, нам мирная жизнь непонятна. А в твоё войско переезжать не намерены. У тебя свои славные воины имеются. Тебе за них никогда краснеть не приходилось.
– Верны твои слова, Будислав, – сказал Свентояр. – И за что на меня до сих пор на сердце камень держишь, понятно.
– То время, Свентояр, быльём поросло. Много меж нами говорено было, много недосказано, может. Но зла в моём сердце на тебя нет. Ни твоей вины, ни сестрицы нашей, что с вами обоими случилось – нет. И имя твоё мне уже в кошмарах не приходит, – Будислав протянул руку князю. – Вот тебе моя рука. Ежели понадобится и за тебя, и за княжество твоё голову сложить – не отступлюсь.
– Я рад, что у меня такие сородичи есть, – князь пожал ему руку в ответ. – Потому и не побоялся разговор этот затеять. Мне помощь нужна ваша. В дружину свою не зову. Да и на покой отправлять не хочу. Был у меня славный воин Девясил, что помогал мне за порядком досматривать в граде княжеском да и во всём княжестве. Но отправили мы его к предкам месяц тому честь по чести. А я словно своей руки лишился. И всех уже в голове своей перебрал, а человека подходящего так ему взамен и не отыскал. Стража день напролёт по двору шатается без дела, не ведает чем себя занять. А вы вдвоём с этим бременем управились бы. Воинской дисциплине вас учить не надобно. Объяснять что, не требуется. Я бы вас рядом с собой видеть хотел не на покое, а на службе. А что сестре вашей то́ по душе придётся, об том и говорить смысла нет. Лютобор от всех сверстников в округе огородился, словно частоколом74 высоким. Только мне да Златояре радуется. С вами он быстрее бы оттаял, к жизни новой привыкая. И выходит, что никак не обойтись мне без вас, братья. Не обойтись, – князь открыто обоим братьям в глаза глянул, взгляд свой с одного на другого переводя, и замолчал, словно все слова, что хотел сказать, сказал.
– За порядком, значит, доглядать? А как же служба наша у князя Велимира? Ты о нём не позабыл ли? – усмехнулся Будислав.
– О том я не забыл. Гонцов к нему я наперёд вас заслал, – расслабился Свентояр, словно самое страшное позади уже сказано. – Не серчайте на меня ежели что. Без вашего ведома то́ сделал. Нам с князем Велимиром не с руки ругаться, да он и не осерчал. Только посмеялся, что сперва воеводу у него увёл, а теперь и двух знатных воинов к себе забираю. Но он понимает всё и зла на мне не видит. Да и до скита Ставера от града нашего, поди, ближе в два раза дорога будет, – сказал князь.
– И куда на постой определить хочешь? – спросил Будислав.
– Так покои для княжичей пустые пока стоят. Голоса детского не слышат. Один Лютобор по пустым комнатам ходит, словно не понимая, зачем ему столько места одному, – вздохнул Свентояр.
– Так недолго ему одному там бродить. Сестрица тебе ещё богатырей столько народит, что путать начнёшь, – подбодрил его Будимир.
– Не попутаю. Я рад буду и дочерям, и сыновьям. Но пока те покои пустуют. И не за одно ле́то они детским гомоном наполнятся, – улыбнулся князь.
И опять тишина меж ними повисла. Князь ждал ответа. А братьям на раздумье время нужно было. Будислав молчал, руки на столе положив да пальцы меж собой скрестив, да застыл, словно их разглядывая. Будимир ждал решение старшего. Он уже сам давно бы согласился на то, но тот вопрос двоим задан был.
– Может, пока думать будете, пойдём к Златояре? Она, поди, уже всё на стол поставила. Обидится потом, хмурой ходить будет, – спросил князь.
– Твоя правда, Свентояр. С дороги живот урчит, еды требует. Но ответ мы тебе сейчас дадим. Что скажешь, брат? – Будислав посмотрел на Будимира.
– Не мы ли намедни о семьях своих разговоры заводили. Что домами пора осесть, а дело военное другим оставить. Так, может, пришло и наше время на одном месте остаться? Дома свои поставить, жёнам да детишкам своим радоваться? Тут и думать нечего. Я на то согласен, Свентояр, – протягивая руку князю, молвил Будимир, тот её крепко пожал.
– За порядком, говоришь, доглядать? – усмехнулся Будислав. – Распоясались стражники, значит, от дела лытают75. Вот тебе и моя рука, – он протянул Свентояру в ответ руку и крепко пожал. – За порядком строго смотреть будем, но тебе в эти дела только советом своим залазить от ноне можно. Пусть за то́ у тебя голова не болит. У тебя теперь на то́ две наших будут, – улыбнулся Будислав князю.
– Промеж воеводой и воинами кто ж влезать собирается? Я в дела военной дружины своей нос не сую. У меня там Бурислав один всем верховодит. И в ваши дела встревать не намерен. У меня и без того дел не счесть. За всё княжество душа болит. То ноша не лёгкая. А теперь пойдём ко столу, сестру вашу обрадуем, – поставил точку в разговоре князь.
Так втроём в трапезную и вошли. Златояра пир братцам устроила, стол, словно на праздник, накрыла. А когда про разговор узнала, так и вовсе от счастья засияла. Вся семья её рядом была. Муж лю́бый, братья родные, сын. Женское счастье, оно ведь простое, незатейливое. Коли в семье всё хорошо, то и желать большего нечего.
А вечером из стана Лютобор прискакал. Дядькам обрадовался. Новость услыхал, так и вовсе повеселел. Всё ж не одному теперь в жизнь новую вливаться. В ту ночь, только подушки головой коснулся, так и уснул сном крепким. Княжич молодой так сладко не спал с тех пор, как дом деда Ставера позади оставил.
Часть четвёртая
Вот и зима пришла, снегом землю занесла. Морозец щёки кусал да собак из конуры не выпускал. А там и время Колядок76 пришло. Скоро уж и Щедрец77 народ праздновать будет. В граде к нему вовсю готовились. На праздник с соседних селений люди приезжали. Из дальних весей народ свои дары привозил. Каждый в тот день показать свой товар лицом старался. Мастеровые люди творения свои на прилавках раскладывали да людей добрых зазывали. Скоморохи потешками78 народ радовал, гусляры песнями да сказаниями. На градской площади ряды крытые да помосты79 ставили. Для детишек с краю стену потешную из снега построили да горки ледяные залили, чтобы было, где им в праздник повеселиться. Места для всего хватало.
Будислав с Будимиром на новом месте уже обжились. В граде только о них и говорили. Мол, новые воеводы над стражниками видные да ладные, молодые да неженатые. Девушки с маменьками меж собой о том перешёптывались. Мужчины в бороды только им в ответ посмеивались. Славные братья были. Во всём уж разобрались, что да как устроено, поняли. Стражники про них только хорошее всем говорили. Служба их мало чем от воинской дружины отличалась. Тот же уклад, да только многие из стражников жизнью женатой жили, семьи свои имели.
На плечах братьев лежал покой княжества. Не только в стольном граде порядок навести, но и в других поселениях за всем приглядеть. Ежели ссора промеж сёлами выйдет, они с князем рядом едут, в деле том разобраться. Караваны торговые по княжеству сопроводить, опять же они. Людей проезжих да перехожих не трогали, но в случае чего стражники на помощь люду княжества завсегда первые были. В стольном граде порядок был, да мало ли где не по злобе, но ссора какая выйдет. В жизни оно ведь по-всякому бывает. Опять же стражники всё мирным путём людям решить помогали. Они же доглядали, чтобы сирот в княжестве не было. Коли такое случалось, смотрели, чтобы те у родни, пусть и дальней, но всё ж у своих под доглядом росли.
Будислав да Будимир хоть и из соседнего княжества сюда приехали, а за всё, как за родное, их душа болела. Стражникам послаблений не давали. Воинское мастерство, оно ведь каждый день оттачивается. И в спокойное время об том забывать не след было. А случись что, так и стражники с воинской дружиной на защиту княжества вставали. Вот и не прекращали они своё обучение ни дня. А таких учителей, как братья, ещё и поискать нужно было.
Вот стражники о том уже дома своим всё порассказали: как гордятся своими военачальниками, как рады советам их, как они справедливы. Попусту слова лишнего не скажут, обиду не чинят. А уж как сражаются, что никому их одолеть ещё не удалось. Только сам князь им ровня да княжич молодой. А женщины уж ту молву по округе и разнесли. И девицы меж собой о них судачили да к празднику наряды готовили. Чтобы юбки поярче, платки расписные, шубейки80 выходные примеряли. К очелью81 кольца разные цепляли, что покрасивее. А вдруг кто из братьев их заприметит, красоту такую мимо не пропустит. Уж больно девицам их углядеть на празднике хотелось да себя показать во всей красе.
В княжеском доме также приготовления шли полным ходом. Люд с разных весей понаехал. Всех разместить надобно было. Где кто столоваться будет, показать. Товару привезли без счёта, что на обмен, а что и для нужд града. Времени ни минуты у князя с братьями не было. Лютобор отцу да дядькам помогать повадился, даже дорогу в стан воинский позабыл. Те от него не отмахивались. Растёт княжич, скоро уж и десять лет ему минет. А ношу, что князь на себе несёт, понять сызмальства должо́н. Повеселел Лютобор, мать на него нарадоваться не могла. И к праздничному дню всем четверым нарядную одёжу приготовила. Чтобы и братья на празднике себя показать смогли, от трудов каждодневных отдохнув.
С утра в праздничный день откушал Свентояр с семьёй своей, да в город стали собраться. Князь с княжной первыми шли. Чуть позади отца Лютобор следовал, а за ними два брата с головами непокрытыми, мороза не боясь. На княжне был одет ярко-голубой опашень82, подбитый мехом, вышивкой затейливой глаз радовал. На голове шапка с атласным околышем83 красовалась, по́днизями84 с речным жемчугом украшенная. На мужчинах яркие зимние кафтаны парчовые85 были, мехом изнутри утеплённые да кушаками86 ярким подпоясаны. Сапоги кожаные добротные начищены у всех до блеска были. Князь Свентояр в синий кафтан с красным узором оделся. Два брата в лиловых87 одёжах шли, огненно-красной вышивкой украшенной. Лютобор в красный кафтан со светло-зелёными узорами одет был. На его щеках румянец играл, то ли от мороза, то ли от смущения. Глаза свои синие то поверх голов поднимет, то отцу в спину уставится. Шапку надеть отказался, шёл, как и отец с дядьками, непокрытой головой. Вихры русые да непослушные золотом на солнце отливали. Хоть и мал ещё был, а на отца как две капли воды похож. У всех мужчин к кушакам ножны с кинжалом были прикреплены. Процессия неспешно вышла в град. Было видно, как волновался Лютобор, как смущался от людских взглядов. Долгое время у деда в ските затворником жил. Он то руку на кинжал положит, то волосы пригладит.
А в граде народу было не протолкнуться, все на праздник спешили, но дорогу всяк князю с семьёй его уступали. Мужчины кланялись этой процессии, руку к сердцу прижимая. Любимого князя Свентояра всяк уважить хотел. Всяк ему долгих дней да родным его пожелать торопился. И князь в ответ всех с праздником поздравлял да светлых дней желал. Так впятером на площадь и вышли. А там люд гудел, что улей в солнечный день. Детишки носились от прилавка к прилавку, сладостями угощались. Скоморохи друг друга с разных сторон площади перекричать пытались. Лоточники с пирогами да пряниками печатными88 промеж людей хаживали, свои творения на весь град расхваливая. Шум, гам. Веселье, одним словом. Когда князь с семьёй на главный помост ступил, все стихли, словно по команде.
– Славного вам праздника, люди добрые. Щедрого вам дня да доброго вечера не только сегодня, но и в другие дни. Здравия вам и семьям вашим. Веселись да гуляй честной народ. Угощайтесь всем, что земля наша народила, а вы руками своими собрали да сохранили. Изделия свои в закромах не держите, делитесь с другими, нужное что для хозяйства своего всяк здесь найти сможет. Мастера свои творения на показ для всех выставили. День сегодня какой хороший. Солнце в небе высоком светит нам всем, чтобы праздник удался на славу. Благодарю от всей души своей каждого за труд его повседневный. Желаю мир да лад во все дома ваши, – молвил князь Свентояр, руку правую к сердцу прижал и низко до земли поклонился, другой рукой помоста касаясь.
Княжна с княжичем вослед ему люду княжескому поклонились. Да и Будислав с Будимиром от них не отставали.
– Благодарствуем, княже Свентояр. Долгих лет тебе и семье твоей. Живи и процветай. За таким князем нам любой ворог не страшен. Любая беда нас стороной обойдёт, – закричали люди ему в ответ со всех сторон, низко кланяясь.
Хорошо праздник начался. Князь с княжной пошли ходить по рядам торговым, братьев одних гулять отправили. За ними Лютобор увязался.
– Ты почто за нами увязался, пострелёныш? – засмеялся Будислав. – Так дело не годится.
– И чем я вам помешал? – нахмурился княжич.
– Эх, племяш, да разве ты нам помешать можешь? – взъерошив волосы на голове Лютобора, сказал Будимир. – Да только ты бы на гульбища детские сходил. С горки прокатился. В потешные бои поиграл. Ступай-ступай. Пора от мамкиной юбки да от отцовских штанов отрываться. Никто тебя тут не обидит.
– Хотел бы я посмотреть на того, кто меня обидеть сможет, – с вызовом на дядек посмотрел Лютобор. – И ни за чьи штаны я не держусь, а уж за мамкину юбку и подавно.
– Вот и славно. Вот и хорошо. И за порядком там заодно присмотришь. Ты же наш помощник, не забывай о том, – улыбнулся Будислав. – А ежели что, так мы тут ходить будем. Сладостями угостимся, на скоморохов-потешников посмотрим. Твои отец с матерью скоро в хоромы вернутся. Златояре в её положении негоже долго ходить. А мы без тебя домой не воротимся.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Лета́ (старославянское) – по-современному Год. Раньше наши предки праздновали Новолетие, Летопровожание, Начатие нового Лета. Лета отмечалось от даты Сотворения Мира в Звёздном Храме (СМЗХ). Отсюда и слова: ЛЕТОпись, ЛЕТОисчисление, пять ЛЕТ, шесть ЛЕТ и т. д. Однако 20 декабря 1699 года царём Петром I был издан указ: «…теперь народы согласно Лета́ свои счисляют от Рождества Христова (РХ) в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира…» И на 1 января 1700 года от РХ (или 7209 от СМЗХ) Пётр I велел фейерверки запускать каждый год в это время. И даты в документах писать от Рождества Христова. Так был введён на Руси Юлианский календарь.
2
Лихо – злая доля, напасть, горе, нужда, смерть.
3
Сельский Голова – выборный мужчина на сельском сходе, который отвечал за порядок в селе.
4
Крынка – глиняный кувшин.
5
Примечание автора: На Руси незамужняя девушка заплетала одну косу. Это был источник её женской силы. А после замужества – две: одну для себя, вторую для детей своих. Чтобы дети рождались сильными и крепкими.
6
Тятя – папа, в белорусском языке – тата.
7
Лазоревый или лазурный цвет – это чистый оттенок голубого цвета, между синим и голубым.
8
Вёска (белорусский язык) – деревня, село.
9
Снедь – устаревшее слово, означает еда, пища. Снедать – принимать пищу, кушать.
10
Тра́пеза (устаревшее слово) – еда. Трапе́зничать – кушать, принимать пищу. Тра́пезная – в современном языке означает «столовая».
11
Супостат – злодей, нехороший человек, который отступил от законов. Позднее употреблялось в понятиях: враг, неприятель, противник.
12
Вышива́нка (белорусское слово), вишива́нка (украинское слово) – современный аналог: вышивка на ткани. Ранее вышива́нкой называли законченное изделие из вышивки (пояса, полотенца, платья, рубахи и прочее). Сейчас это современное разговорное название восточнославянской традиционной вышитой рубахи.
13
Бобыль – холостой, холостяк, одинокий, бессемейный.
14
Тать – разбойник.
15
Примечание автора: Устойчивое выражение «хоть кол на голове теши» используют по отношению к упрямому человеку. Слово «теши» происходит от глагола «тесать».
16
Примечание автора: Названый брат или сестра – на Руси существовал обряд, когда юноша становился названым сыном или братом, а девушка дочерью или сестрой. После объявления такого родства, человек становился полноправным членом новой семьи, хотя по крови и принадлежал изначально другому роду. Мужчины брали на себя ответственность за жизнь девушки (иногда сироты) вплоть до их замужества наравне с родным отцом или братом. Юноши брали на себя ответственность за стариков, оставшихся без детей и внуков. Очень часто встречается в русских народных сказках.
17
Околица (от слова «околъ» – современное «окружность, близость») – изгородь вокруг деревни или сам край деревни.
18
Котомка – дорожный заплечный мешок из грубой холщовой ткани на лямках. Его брали в дорогу и носили за плечами или на посохе. Современный аналог – рюкзак.
19
Сородные – родичи через своих жён. Сородные братья и сёстры – это когда мать одна, а отцы разные. Когда отец один, а матери разные – считались родными братьями и сёстрами, т.к. принадлежали одному роду – отца.
20
Сородичи – люди, которых объединяет хоть и очень дальнее, но кровное родство.
21
Светёлка или светлица – светлая парадная комната в традиционных жилищах восточных славян. Часто делалась в верхней части дома. Считается, что светёлка – это помещение, предназначенное для девочки или девушки.
22
Кумирня – небольшая молельня с кумирами в старые времена (до прихода Христианства). Произошло от слова «кумир» – изваяние божества или предков. Ставился в красном углу. Красный угол – домашний алтарь у славян в избе.
23
Ухват – приспособление для подхватывания в печи горшков или чугунков. Представляет собой железное полукольцо в виде двух рогов на длинной деревянной палке.
24
Закрома – это отгороженное место в амбаре для ссыпки зерна.
25
Горелки – ранее очень популярная русская игра. В ней участвовали молодые люди от 16 лет. Игра «Горелки» изначально была обрядовой и славила союз земли и солнца, их живородящую силу.
26
Радеть – заботиться о ком-либо, проявлять усердие, старание по отношению к чему-либо.
27
Гурьба – сплочённая толпа людей, занятых одним делом.
28
Туесок – небольшой круглый короб с тугой крышкой для хранения и переноса мёда, кваса, ягод и т.п., обычно берестяной или лубяной (деревянные драночки).
29
Весь (ед. число) или веси (мн. число). Весь – древнерусское слово в современном понятии «область» или «провинция». Произошло от слова «весь» – иначе, всюду. Веси – древнерусское слово для обозначения деревень или небольших поселений. Расхожая фраза была «в городах и весях». «Весь» и «веси» используются в зависимости от контекста.
30
Всем миром – все вместе, сообща.
31
Кафтан – верхняя, преимущественно мужская одежда. Он представлял собой распашную одежду свободного кроя или приталенную, застёгивавшуюся на пуговицы или завязывавшуюся на тесёмки. Длина была различна – длиннополый (до щиколоток) или короткий (до колен) – полукафтан. Рукава делались длинными или короткими, узкими или широкими, у бояр часто спускавшимися значительно ниже кисти или выше неё, иногда с откидными рукавами, иногда без них. Кафтаны чаще всего делали без воротника или же с воротником со сравнительно глубокой, а иногда небольшой выемкой спереди или сзади ворота, чтобы можно было увидеть вышиванку – украшенную вышивкой рубаху или нарядный зипун. Иногда к праздничным кафтанам сзади пристегивался плотный, богато украшенный воротник – козырь.
32
Горница – это чистая половина крестьянской избы сразу при выходе из сеней. От самого порога сеней вела в горницу белая как снег тропинка из домашнего холста, позднее длинного узкого половика.
33
Хворь – болезнь, недомогание, нездоровье. Хворать – болеть.
34
Клеть – это холодная часть избы.
35
Мешанина – кормовая смесь для домашних животных и птиц из свежескошенной травы или сена с добавлением печёных корнеплодов (картошки, свёклы и т.п.), вареных постных каш, хлеба или муки и воды.
36
Опочивальня – то же, что и спальня.
37
Лампада – наполненный маслом светильник.
38
Кожу́х (также кожуша́нка, тулуп, беке́ша, кавал, байбара́к, губа́, ко́жанка) – кафтан, подбитый мехом, традиционная славянская одежда, сшитая из овечьих и телячьих шкур.
39
Подклет, подклеть, подызбица – устаревшее название, которое использовалось по отношению к нежилому (цокольному) этажу жилой деревянной или каменной постройки.
40
Комоедица – до крещения Руси Комоедица праздновалась 2 недели – в течение 9 дней, предшествующих дню Весеннего равноденствия и 9 дней после него. Это было прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Славяне считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. Христианская Церковь оставила главное празднование Весны, дабы не вступать в противоречия с традициями русского народа, но сдвинула любимый народом праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому Посту, и сократила срок праздника до 7 дней. И теперь он носит название Масленица.
41
Простоволосая – с распущенными волосами или с непокрытой головой, так ходить считалось непристойно. Простоволосая в определённом контексте означало «опозоренная».
42
Уста – устаревшее слово, современный аналог «губы».
43
Купалов день или день Бога Купалы – день очищения от зла. Праздник солнца, огня и воды. Разводили костры на берегах водоёмов. Огонь очищает Душу, а вода исцеляет тело. Издревле проводилось в день летнего солнцестояния.
44
Скит – поселение отшельника, который удалился от мира. На Руси в скитах раньше жили знахари, травники, волхвы.
45
Княжич – сын князя, собственного княжения не имеющий. У древних славян – князь была выборная должность.
46
Гусляр – это музыкант и певец, играющий на гуслях и поющий под них.
47
Намедни – на днях; недавно.
48
Валькириями – называли женщин воительниц, которые имели ведовской дар.
49
Хоромы – это просторный дом на Руси, обычно состоявший из отдельных строений, объединённых сенями и переходами. Хоромы часто используется как обозначение просторной жилой комнаты.
50
Марена (Мара, Морена, Моржана, Морана) – великая богиня Зимы, Ночи, Вечного сна и Вечной жизни. У славян богиня Марена Свароговна была одной из трёх наречённых сестёр бога Перуна.
51
Верста – это старинная русская мера длины, равная 500 саженям или 1,06 километра (применялась до введения метрической системы).
52
Узда (уздечка, оголовье) – это часть снаряжения и упряжи, надеваемая на голову лошади и предназначенная для управления животным.
53
Тризна – обрядовые действия и пиршество у древних славян в память об умершем.
54
Ирий небесный или Сварга пречистая (ирей, вирий, вырий, вырей; древне-русский – ирье; белорусский – вырай) – у древних славян небесное царство богов, куда отправляются души умерших людей. Означало так же мировое (вселенское) дерево жизни. В современном понятии рай или райское место.
55
Яства – кушанье; изысканная и очень вкусная еда.
56
Сто́льный – устаревшее прилагательное: стольный, стольная, стольное. Современное – столичный. Отсюда и «стольный град» – столица.
57
Скоморохи – в древней Руси странствующие актёры. Они были одновременно певцами, плясунами, музыкантами, акробатами, шутами. Они также были и авторами большинства исполнявшихся ими драматических сценок и постановок.