bannerbanner
Цитаты учат жить. Основы цитатотерапии для повседневной жизни
Цитаты учат жить. Основы цитатотерапии для повседневной жизни

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 9

Зачем все это? Не лучше ли жить с приятным образом себя? Можно! Так безболезненно, но есть трудности. Дело в том, что человек сам для себя есть инструмент действий в этом мире. И для того, чтобы действовать эффективно, нужно этот инструмент хорошо знать. Знать его сильные стороны, чтобы применять в нужных ситуациях. И знать ограничения, чтобы не повредить его, пытаясь применить в тех ситуациях, для которых он не предназначен. Тут важно быть исследователем самого себя. Не бояться столкнуться с действительностью. Ведь нет плохих и хороших качеств, таковыми их делает только наша субъективная оценка. Для одних скромность – хорошо, показатель интеллигентности, для других – плохо, мешает жить и отхватывать свое. Поэтому изучайте себя. Порой мне вообще кажется, что один из основных смыслов жизни человека, как упоминалось ранее, – познать себя настоящего. Не бойтесь встречи с собой реальным! Не лгите себя, будьте откровенны. Чаще рефлексируйте. А наилучший инструмент устранения «белых пятен» и изучение себя – регулярный запрос обратной связи от окружающих. Ищите отражение себя не в зеркале, а в других. Умело обращаясь с обратной связью, не отвергая ее, а учитывая и меняясь, вы самосовершенствуетесь, все больше приближая миг, где «такие, какими они о себе думают, такие в действительности и есть».

О безусловной самоценности

Цитата:


«Бесполезен как роза»


(Арнхильд Лаувенг)


Личное:

Собственно говоря, это даже не цитата, а название книги норвежского психолога Арнхильд Лаувенг. История Арнхильд неимоверно драматична и в то же время невероятно жизнеутвердающа. В подростковом возрасте ей поставили диагноз «шизофрения», и она провела около десяти лет в плену данной болезни, практически не вылезая из специализированных лечебных учреждений соответствующего типа. Но все закончилось хорошо. Арнхильд выздоровела, сумела успешно социализироваться, получить ученую степень по психологии и стать практикующим психотерапевтом. Многие критики адресуют ей претензию в том, что настоящая шизофрения не лечится, а, следовательно, она болела чем-то другим. Оставим это на их совести. Суть не в этом.


На основе своего опыта Лаувенг написала несколько книг. Главными из которых явились «Завтра я всегда бывала львом» и «Бесполезен как роза». В них Арнхильд рассказала, каково ей было в тисках болезни (пусть у критиков есть сомнения, но переживала то она все эти симптомы абсолютно реально) и как видится система психиатрического лечения глазами пациента. Лаувенг дает много рекомендаций, как можно улучшить медицинскую помощь людям, страдающим такими же недугами, какими страдала она. На мой взгляд, это одни из самых лучших книг, направленных на формирование гуманно-ориентированного мышления. В них очень хорошо показывается, как можно становиться на позицию другого и понимать, что он чувствует.


Если же переходить к самой цитате, то для меня она про нашу внутреннюю самоценность. Даже не столько про самооценку, хотя и она здесь безусловно важна, а про более глубокое базовое чувство. Это экзистенциальное понимание своей ценности для мира. Что-то из разряда «а чего я стою на самом деле?», «имею ли я право на существование?», «на что я могу претендовать в этой жизни?», «каковы границы моих возможностей, на что я реально влияю?» и т.д.


От уровня субъективно определяемой самоценности, от степени принятия себя таковым, какой ты есть, зависит успешность человека и качество его жизни. Если человек считает себя достойным всех благ, здоровых отношений, ценит себя и бережно заботиться о себе, требуя такого же отношения от окружающих, то и в жизни у него все будет складываться благополучно. Если человек переоценивает себя, отрывается от реальности, считает себя «пупом Земли», то, скорее всего, эта гипертрофия вызвана определенной компенсацией. На глубинном уровне бессознательно он не верит в свою ценность и пытается переубедить в этом себя и окружающий мир через сверхуверенное поведение, через самовозвеличивание и самовосхваление. Люди же, которые считают себя малоценными и сами себе в этом признаются, чаще всего занимаются «самоедством», они винят во всех неудачах самих себя, имеют низкий уровень амбиций, заранее считают, что у них ничего не получится. Из-за такого самопрограммирования они, к сожалению, действительно чаще всего не добиваются ничего хорошего. Жизнь проходит мимо, они считают, что мало чего достойны, все хорошее – это для других, а не для них.


В чем же причина данного феномена? Почему действительно достойные талантливые люди не верят в себя? Мне кажется, одна из причин в том, что в семейной истории они стали жертвами условной любви. Ребенок, приходя в этот мир, еще не является самостоятельным существом. Его выживание напрямую зависит от окружающих его людей (мам, пап, бабушек, дедушек, нянь, старших сестер и братьев и т.д.). И для того, чтобы выживать, малышу необходимо ориентироваться на этих лиц и завоевывать их расположение. Ситуация усугубляется еще и тем, что в отличие от взрослых ребенок не умеет реалистично мыслить. Его сознание во многом мифологизировано. Он верит в Деда Мороза, верит в то, что игрушки могут уйти от него, если он будет плохо себя вести, верит в то, что находящийся рядом взрослый (чаще всего мама и папа) – это царь и бог, это всемогущее существо, от которого зависят кормление, игры, забота и т.д. И будучи чрезвычайно сензитивным к ситуации и поведению взрослого ребенок готов принимать все правила игры, которые тот транслирует, только бы не быть отвергнутым этим всемогущим существом и продолжать находиться под его покровительством.


Взрослые же ведут себя по отношению к своим детям по-разному. Кто-то любит своего ребенка безусловно. То есть без всяких условий. По праву рождения и признания в нем человеческой сущности. Любят просто за то, что он есть и такой, какой есть. Это не значит, что родители молча проглатывают все шалости ребенка. Они воспитывают его, социализируют, поясняют как надо и в целом ведут себя с ним по-партнерски (с учетом разницы в возрасте и ролях, конечно). Их отношение не зависит от того, плохо или хорошо ведет себя ребенок.


Есть и другие родители, которые демонстрируют по отношению к ребенку условную любовь. То есть любовь через какое-то условие. Например, сюда могут относиться такие сознательные и бессознательные послания как «я буду тебя любить, ЕСЛИ ты будешь хорошо учиться», «я обниму тебя, ЕСЛИ ты будешь себя хорошо вести» и т.д. Это «ЕСЛИ» убивает всю искренность в детско-родительских отношениях. Не будем критиковать и оценивать таких родителей, чаще всего они не умеют по-другому, они сами жертвы схожего воспитания и тоже недополучили родительского тепла в детстве, для них это единственный инструмент воспитания, иным они не владеют. Однако дети, постоянно чувствуя такое отношение, формируют внутри себя следующую установку: «я ничего не стою сам по себе, я становлюсь достойным любви только тогда, когда родители мною довольны, когда я сделал что-то хорошее для них (хорошо учился, не доставлял проблем, не мешал, хорошо себя вел и т.д.). Родителям такой ребенок в большинстве случаев, естественно, удобен. Но как это сказывается на психологическом здоровье самого ребенка?


Именно из таких людей вырастают неверящие в свою самоценность взрослые. Они приспосабливаются к этой жизни, но где-то внутри все равно вынуждены страдать, им многое дается нелегко, от многого они заранее отказываются. Из установки «я ничего не стою сам по себе…» вырастает внутренний цензор, который воплощается у взрослого в виде внутреннего голоса или диалога с самим собой, говорящего: «Ну куда ты лезешь? Эта работа не для тебя, а только для способных, ты не такой. Эти блага для других, а ты ничего не сделал и не достиг, чтобы на них претендовать, ты – неудачник!». В общем, человек считает, что, если он не выполнил какое-то условие, ничего не сделал (хотя может быть пашет с утра до вечера на своей работе, но для него это – не в счет), то и претендовать ни на какое благо мира он не имеет права, он – недостойный, он «бесполезен как роза».


Такие люди думают, что они недостойны любви, но они просто путают любовь и уважение. Уважают ЗА ЧТО-ТО, любят ПРОСТО ТАК.


Что же с этим делать? На это точно нет однозначного ответа. Каждый из нас «недолюблен» в той или иной степени. Кто-то с этим справляется проще, кому-то сложнее. Кто-то обращается к помощи специалистов, кто-то с приобретением жизненного опыта находит в себе силы самостоятельно разобраться, что к чему. У каждого свой путь и рецепт приобретения самоценности и взращивания веры в себя. Но первый шаг универсален для всех. Главное осознайте простую вещь: мы все достойны любви просто по праву рождения и принадлежности к человеческому роду. Это наше неотчуждаемое право. Не нужно строить Эйфелеву башню или вплавь переплывать океан, чтобы добиться любви. Это лишняя жертва для завоевания любви. Не надо думать о себе, что вы бесполезны как роза. Из-за того, что роза не пашет круглосуточно на заводе и не получает хороших оценок, чтобы порадовать своих родителей, она вовсе не бесполезна. Она приятно пахнет и приносит эстетическое удовольствие людям на нее смотрящим. Она достойна право на существование за одно за это, просто за то, что она есть, просто за то, что она явлена в этот мир и соответствует своей цветочной натуре. И если уж роза самоценна, достойна любви и бережного отношения, то человек и подавно!

О вере в себя

Цитата:


«Воздух выдержит только тех,


Только тех, кто верит в себя»


(Из песни «Воздух» группы «Наутилус Помпилиус»)


Личное:

Сюжет песни «Воздух», откуда взята приводимая цитата, напоминает сценарий остросюжетного фильма. Полицейские (а может быть и военные) окружают дом, в котором находится опасный, с их точки зрения, преступник (или просто враг, которого следует поймать). Казалось бы, погоня завершена, негодяя приперли к стенке, остальное – дело техники! Но тут происходит невероятное, то, чего никто не ожидал. Преследуемый спокойно выходит в окно с красной розой в руке и плавно идет по воздуху, покидая ситуацию, про которую преследователи думали, что она полностью под их контролем. Благодаря вере в себя этот человек как бы встал над ситуацией, оказался выше всего происходящего. Далее в песне говорится, что истинно верящий в себя индивид может не только ходить по воздуху, преодолевая законы физики, но и управлять реальностью, быть действующим началом в конструировании окружающего его мира: «Ветер дует туда, куда прикажет тот, кто верит в себя». Данное действо вызывает острый приступ глубинной рефлексии у наблюдающих данную сцену людей, происходит кардинальная переоценка всех ценностей, переосмысление того, что действительно важно в этой жизни, а что является всего лишь выдуманной людьми условностью, все встает буквально с ног на голову. Погружается в свои мысли, разглядывая пыль на форменном ремне, и полковник, возглавляющий команду преследователей:


Если воры ходят по небесам,

Что мы делаем здесь, на земле?

Дети смотрят на нас свысока

И собаки плюют нам вслед.

Но если никто мне не задал вопрос,

Откуда я знаю ответ?


Данная песня является прекрасной символической иллюстрацией того, что вера в себя порой действительно буквально творит чудеса! «Волшебство – это вера в себя, – писал Иоганн Вольфганг Гете. – И когда тебе это удается, то удается и все остальное.».


На мой взгляд, вера в себя может проявляться на трех уровнях. Первое – это уровень поведения. Бывает, что человек появляется где-то на вечеринке, и окружающие чувствуют, что от него прямо веет уверенностью в себе. Это какое-то иррациональное ощущение. Речь не про внешнюю составляющую, это не про показную быдловатость и нагловатость. Напротив, человек может вести себя даже весьма скромно, но всем видно, что от него источается спокойствие и уверенность. Он знает кто он, он знает свое место, он не корчит из себя кого-то другого. Он гармоничен и полностью принимает себя таким, каков он есть, он знает, чего он стоит, знает свою истинную цену. И это его самоощущение передается окружающим. Его не всегда можно рационализировать. Скорее это «славливается» на каком-то животном, интуитивно-флюидном уровне. В отличии от такой уверенности в себе мнимая уверенность быстро распознается и не вызывает подобного трепета. Например, подростки, особенно когда собираются вместе, иногда ведут себя излишне вызывающе и самоуверенно. Но это только игра на публику, не истинная уверенность в себе. Здесь все наоборот происходит от внутренней неуверенности в себе, и для окружающих в большинстве случаев это очевидно.


Второй уровень – это вера в себя в своих решениях. Это про внутреннюю шкалу ценностей без оглядки на внешнее (советы, оценки, давление окружающих, происходящие события и т.д.). Тот же Уоррен Баффет, знаменитый инвестор, по словам его биографа и автора книги «Уоррен Баффет. Лучший инвестор мира.» Элис Шредер, с детства, по отзывам окружавших его людей, несмотря на внешнюю неуверенность и социальную неловкость, невзирая на дефицит коммуникативных навыков, был очень уверен в себе в части принятия решений. Он не слушал никого (или слушал, но просто принимал к сведению полученную от них информацию), он не воспринимал как призыв к действию высказывания других. Для принятия решений у него всегда были свои внутренние ориентиры, свой собственный моральный барометр. И он полностью брал на себя ответственность за свои решения, поскольку был уверен в себе и в них. Это уникальная способность действовать, абстрагировавшись от мнений других людей, игнорируя их возможную оценку, что увы свойственно не многим из нас. В большинстве своем мы живем так, как это описывает Олег Рой: «…Когда родители сказали тебе, что художник – это не профессия, ты изменил своей мечте и пошел учиться на экономиста. Теперь у тебя есть деньги… и чувство, что ты упустил что-то важное… Когда подружки в один голос твердили, что он ей не подходит, она с ним рассталась и вышла замуж за другого. Теперь у нее есть семья. Только вот счастья нет… Они были отличной парой, пока какая-то гадалка не сообщила им, что они должны срочно расстаться, иначе случиться беда… Гадалка оказалась шарлатанкой, но былых отношений уже не вернуть… А все потому, что человек почему-то всегда склонен верить всем, кроме самого себя…». Но такое отношение к советам окружающих не позволит человеку прожить свою жизнь, он не сможет стать хозяином своей судьбы, а будет вечно всего лишь исполнителем чужой воли. Это будет жизнь по написанным другими сценариям. Такой человек не сможет сделать ничего важного и достичь каких-либо высот, так как он не автономен и не самостоятелен. Успех предполагает диаметрально противоположный подход. «Если хочешь добиться успеха, продолжай верить в себя и тогда, когда в тебя уже никто не верит», – говорил Авраам Линкольн. Многие выдающиеся люди не стали бы таковыми и не смогли ничего сделать, если бы постоянно оглядывались на мнение и советы других. «Я никогда не слушаю тех, кто критикует мои космические путешествия, мои аттракционы или моих горилл, – утверждал знаменитый американский писатель Рэй Брэдбери, – Когда это происходит, я просто упаковываю моих динозавров и выхожу из комнаты.».


Третий уровень веры в себя – это вера в себя как в личность, в свою неповторимость, грубо говоря в свою дееспособность, то есть в способность действовать, творить и преобразовывать мир. Это экзистенциальное чувство своего творческого и активного начала. Здесь человек выступает как актор и как «право имеющий» на это, причем это право для него неотъемлемо, дано ему в связи с тем, что он просто является представителем рода человеческого. Когда человек верит в себя, он знает, что он может все, ему все подвластно он может все освоить, всего достигнуть, преодолеть все сложности. «Если верить в себя, то невозможное оказывается осуществимо», – как говорилось в прекрасном фильме «Алиса в Зазеркалье». Уверенные в себе не боятся сложных ситуаций, не боятся сравнения себя с другими. Они знают настоящую цену себе. Они не боятся перемен, не держатся за старое. Они уверены, что в любых новых обстоятельствах они будут востребованы, так как верят в свои возможности и способности. Гуру менеджмента и потрясающе успешный управленец Джек Уэлч отмечал, что настоящая уверенность в себе – это «смелость быть открытым к переменам и новым идеям независимо от их источника». Ему вторит и Кэрол Дуэк: «Настоящая уверенность в себе выражается не в титулах, не в дорогих костюмах, модных автомобилях или крупных приобретениях. Она выражается в установке, в вашей готовности к развитию.»18. Нам надо учиться в этой жизни перестать «цепляться» за внешние атрибуты, так как истинная ценность людей и вещей абсолютно в другом. Например, на работу надо брать не выпускников престижных вузов (это всего лишь внешний лоск), а по-настоящему уверенных в себе людей, мотивированных хорошо выполнить необходимое дело. Не первое (формальная «корочка»), а второе (реальная польза, приносимая человеком) должно быть критерием выбора кандидата. Нам же все равно свойственно чересчур опираться на внешние символы, такие как диплом котирующегося университета, что выдает скорее нашу неуверенность в себе. Мы настолько боимся совершить ошибку, не верим в свою способность принимать решения на основе внутренних критериев, что заведомо ищем своего рода «индульгенцию». Это даст нам в будущем, если мы совершили кадровую ошибку и взяли на работу того, кого потом пришлось увольнять, более или менее безболезненно оправдаться: «Ну откуда я мог знать, у него же был диплом такого хорошего вуза…». По-настоящему уверенные в себе люди не боятся признавать ошибок, они скажут: «Да, я ошибся. Я взял его на работу, потому что посчитал, что он хорошо справится с поставленными задачами».


Как уже говорилось, верящие в себя не боятся сравнения с другими. Они сравнивают себя с лучшими, а не пытаются выгородиться на фоне тех, кто слабее их, заведомо отказываясь от борьбы и конкуренции, отказываясь от каких-либо активных действий в целом. Между оставаться «первым парнем на деревне» и стать «десятым парнем в городе» они не задумываясь выберут второй вариант, так как их мотивирует тяга к развитию, движение вперед, и они верят в то, что у них все получится. «Человек может быть гением или обладать всеми необходимыми навыками, но, если он не верит в себя, он не будет выкладываться по полной», – однажды справедливо заметил Марк Цукерберг.


В вере в себя очень много исключительно психологических моментов. Возьмем для наглядности примеры из спорта. В спорте в критические моменты порой решает не техника и не мастерство, а именно психологическая устойчивость, вера в себя. В ответственном футбольном матче на последней минуте пенальти забьет не технарь со слабыми нервами, а возможно и топорный футболист, но сумевший сохранить хладнокровие в ситуации эмоционального давления. Главное – это быть уверенным в себе. Верящие в себя люди выигрывают большинство баталий исключительно психологически, а не где-то на полях сражений. Лучшие игроки в покер – это люди, сумевшие ни одним мускулом лица не выдать свои эмоции, это умельцы мастерски блефовать. Подавляющее количество признательных показаний при тестировании на детекторе лжи дается не при снятии психофизиологических параметров, а в ходе предтестовой беседы, когда полиграф еще только «калибруется» полиграфологом. Это чистая психология! Задача полиграфологов заставить человека потерять веру в себя, убедить его в невозможности противодействия детектору лжи. Они могут делать это, сами не особо веря в его сверхэффективность и зная, насколько велик процент погрешностей, случающихся по итогам тестирования при помощи полиграфа. К сожалению, не верящие в себя люди поддаются на эту удочку и быстро «ломаются». Неверие в себя буквально мешает человеку жить. «Когда человек перестает верить в себя и теряет волю к жизни, он уподобляется кораблю с пробоиной ниже ватерлинии – сколько воду ни откачивай, так и так пойдешь на дно», – говорит по этому поводу писатель-фантаст Павел Корнев.


Воспринимают ли окружающие человека уверенным в себе или нет зависит от самого человека. То, что личность чувствует внутри себя, то она обычно и предъявляет вовне, позиционируя и представляя себя этому миру. Замечательную фразу однажды сказала Софи Лорен: «Ничего не делает женщину более красивой, чем вера в то, что она красива». Из этого можно извлечь полезный урок: как вы себя явите этому миру, так к вам и будут относиться. То, что находится у вас внутри хорошо чувствуется другими людьми. Если вы считаете себя красивым, умным, уверенным и т.д., то в большинстве случаев (за исключением редких кейсов, связанных с патологическими фантазиями индивида и его полной оторванностью от реальности) такое же ощущение относительно вас передастся и окружающим. «Единственное, что важно – это ты, – говорит австралийская актриса и модель Фиби Тонкин. – Если ты думаешь, что хорошо выглядишь, ты выглядишь хорошо. Не позволяй другим людям говорить тебе плохое. Вот, что я говорю себе каждое утро».


Помню, как в студенческие годы я писал исследовательскую работу, где выявлял взаимосвязь между самооценкой личности и ее социальной оценкой, то есть тем, как ее воспринимают окружающие. Исследование проводилось в среде подростков. Была обнаружена прямая корреляция между самооценкой участников подростковых групп и тем, как сообщество их оценивало. После целенаправленных мероприятий, призванных повысить самооценку подростков, через некоторое время проводился повторный замер. Самое ценное, что удалось получить в результате, это фиксация того факта, что при повышении самооценки пропорционально растет и уровень оценки личности группой. То есть больше ценя себя, увереннее себя чувствуя, человек больше раскрывается и проявляется перед окружающими, демонстрирует им свою уникальность и свои таланты. И это не остается незамеченным сообществом. Группа также чувствует возросшую веру личности в себя. Все это ведет к тому, что и социальная оценка члена группы возрастает. Вот так-то! Что у нас внутри, то и снаружи! Это закон прямого отражения внешним внутреннего.


Порой вера в себя проявляется и в восприятии себя как «право имеющего». Человек думает, что ему дозволено то, на что другие претендовать не могут. Это не всегда приводит к хорошим результатам, но тем не менее такой феномен существует и иногда встречается в жизни. В замечательном романе Алексея Иванова «Тобол» рассказывается как в начале XVIII века русские осваивали территорию Сибири, не взирая на исторически жившие там племена местных поселенцев. Одной из таких народностей были остяки. Приведу с некоторыми купюрами фрагмент из этого романа, где один из лидеров племени Пантила рассуждает о покорности своих сородичей по отношению к русским, уж больно он иллюстративен по отношению к рассматриваемому вопросу: «Остяки не противились грабежу, даже мужчины. <…> А вот русские легко брали чужое, и потому остякам казались колдунами. Откуда русские столько всего знают и умеют? Остяки смотрели на русских с суеверной опаской и отчаяньем. Вещей, конечно, им было жалко, но гнев отступал перед страхом.»19. «В отличие от других остяков, Пантила не верил, что русские – колдуны. <…> Власть русских была не в колдовстве. Все русские, даже какой-нибудь последний нищий на ярмарочной площади, имели в себе безоговорочное убеждение, что тут, в Сибири, они самые главные. Они приходили и брали, что пожелают, и даже удивлялись, когда им не хотели давать. Они не сомневались в своем праве. И про меру они тоже не думали – забирали больше, чем надо, могли забрать вообще все, и не испытывали вины. <…> Нельзя сказать, что они угрожали или давили силой, хотя порой случалось всякое. Но обезоруживала их уверенность в себе. Вот и сейчас: <…> с есаулом было только восемь человек, а <…> для отпора Пантила мог призвать два десятка воинов, – и все равно Пантила подчинялся. Он не мог понять, в чем причина владычества русских. И ему было больно и горько за свой народ: почему он такой слабый, хотя люди, выживающие зимой на Оби, – сильнее и русских, и татар, и бухарцев, и кого угодно»20. Все дело в том, что остяки, за которыми было и оружие, и численность, не были уверены в себе, они терялись под натиском уверенности русских и отступали.


Уверенность в себе побеждает и усмиряет даже ярко выраженные демонстрации проявления агрессивности. Агрессия – это зачастую признак закомплексованности, неуверенности в себе. Этим, к сожалению, нередко пользуются деструктивные лидеры, сами являющиеся носителями комплекса неполноценности. Они зачастую собирают толпы и настраивают людей против придуманного образа внешнего врага, которому надо «вломить» ибо «есть за что». Такие предводители хорошо знают психологию масс и в своих призывах «давят» на реальные или мнимые обиды. Хотя выбранный ими в качестве врага объект может к этим обидам вообще никакого отношения не иметь. Такие деструктивные лидеры мастерски играют на чувствах обиженности и неполноценности своих последователей, указывая на их мнимое величие, которое было несправедливо проигнорировано или притеснено. Увы, но такая манипуляция находит широкий отклик в большинстве последователей, так как отражает их реальную закомплексованность, чувство неполноценности и неуверенность в себе. И вот они уже с радостью готовы идти и мстить кому-то, якобы из-за кого они так неуютно себя чувствуют. Группа Shortparis прекрасно проиллюстрировала это в одной из своих песен:

На страницу:
7 из 9