Полная версия
Метафизика власти и эволюция демократии
При всем этом Римская империя не представляла собой какого-то уникального образования в тогдашнем мире. В это время уже существовала мощная Китайская империя, руководимая Ханской династией. Ее сила тоже состояла в формировании общеимперской идентичности правящего класса. Распространение грамотности среди элит в течение длительного времени оставалось фактором объединения власти как по ее структуре и функциям, так и по ее концепции. Однако экономика легионеров, распространенная по всей Римской империи, обладала и серьезными противоречиями. С одной стороны, от успехов легионеров в военных кампаниях зависело благополучие не только правящего класса, но и всего общества. Одновременно с учетом различий географического и исторического развития провинций многие из государственных функций децентрализовались, что порождало опасные тенденции разъединения. Основные доходы поступали из двух источников: от грабежа в ходе военных действий и приобретения наследства выходцами из богатых семей. Общественное достояние формировалось в основном из налогов. Рост доходов в результате военных успехов увеличивал и рост налогов. Несмотря на центральную власть и престиж императора, которого считали живым богом, по факту и функциям империя не была сплоченной и единой. Где-то до II в. в ней стали заметны тенденции к распаду. Три компонента социальной структуры Рима – плебс, высшие классы и бюрократия – обладали довольно значительной автономией. Плебс управлялся в основном провинциями. Наиболее обедневшие из них мобилизовались в армию, и общественное спокойствие сохранялось. Рим монополизировал право трактования законов, принятия законов, чеканки монет и неограниченную власть императора. Представители правящего класса – крупные собственники – и высшая бюрократия выражали покорность и возносили славу императору, но были весьма автономны в своем поведении в праве распоряжаться собственностью и судьбами плебса. Всякая концентрация власти была возможна только в результате военных успехов, повышавших ее престиж, или разумных управленческих действий императора. Эта ситуация не выработала у власти опыта предвидеть, предотвращать и ликвидировать длительные дисфункции в государственной структуре. Империя не обладала властными технологиями республики, позволяющими эффективно воздействовать на поведение масс, предотвращая социальные взрывы и бунты.
Постепенно возникали и обострялись противоречия между правящим классом, бюрократией и плебсом. Именно они привели к упадку и гибели Римской империи, которая и сегодня определяется как величайшая трагедия западной цивилизации. Современные западные историки упрощают исторические особенности распада и упадка империи, объясняя их нападками варваров и возникновением новой религии. Марксистские исследователи обвиняли рабство, а на самом деле упадок всякой империи, в данном случае Римской, соединяет в себе множественность факторов и многие некомпетентности и ошибки правящего класса[31]
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Samuel Hantington. Political order in Changing Societies. New York, 2018. P. 32.
2
Michael Mann. The Sources of Social Power. New York, 2012. Vol. 1. P. 1.
3
Бертран де Жувенель. Власть. Естественная история ее возрастания. М., 2010. С. 107–122.
4
Библия. Евангелие от Матфея. Российское Библейское общество. М., 2013. С. 1–35.
5
Там же.
6
Там же.
7
Там же.
8
Там же.
9
Там же.
10
Там же.
11
Там же.
12
Там же.
13
Там же.
14
Там же.
15
William Н. McNeill. The Rise of the West. Chicago, 1963. P. 147.
16
Michael Mann. Op. cit. P. 194.
17
Ibid. P. 195.
18
ibid. P. 197.
19
A.M. Snodgrass. The dark age of history. Edinburgh, 1971. P 12–15.
20
Michael Mann. Op. cit. P. 210–225.
21
Ibid. P. 225
22
ibid. P. 236.
23
D.J. Wiseman. Assyria and Babylonia – 1200–1000 be. Cambridge, 1975. P. 98–115.
24
J.H. Moulton. Early Zoroastrianism. London, 1913. P. 16–121.
25
Michael Mann. Op. cit. P. 260.
26
W. Westermann. The slave systems of Greek and Roman antiquity. Philadelphia, 1955. P. 96–117.
27
Michael Mann. Op. cit. P. 266.
28
F. Millar. The Roman Empire and its neighbors I F. Millar [et al.]. The Emperor in the Roman world. London, 1977. P. 16–44. London, 1917. P. 212–240.
29
Michael Mann. Op. cit. P. 294.
30
Peter Brown. The later Roman Empire. New York, 1967. P. 66–69.
31
Н. Chadwick. The Early Church. London, 1928. P. 116–180.