Полная версия
Иллюзия смерти
– Спасибо вам, батюшка, я все понял….
Про проблемы с сердцем, по мнению прихожанина, батюшка ничего знать не мог и то, что он сам заговорил о болезни, вызывало доверие к правильности разъяснения ночных видений. После душевного разговора бывший снабженец подошел к своей супруге Вере Павловне. Она стояла возле главной достопримечательности этого храма – иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Супружеская пара с давних пор перед уходом из церкви ставила свечи и стояла молча возле этого образа минут пять, а затем покидала храм. Эта традиция образовалась сама собой после того, как Алексей Михайлович прочитал в интернете историю чудотворной Святыни.
…Она до Великой Отечественной войны, находилась в церкви соседнего села, и была очень почитаема местными жителями. Но перед самым началом всемирной бойни храм загорелся, как знак приближающейся большой беды. Местные жители собрались вокруг строения в большом количестве, но никто не решался проникнуть в горящее помещение и спасти главную местную святыню. Откуда-то появился очень смелый подросток четырнадцати лет по имени Валентин, проживающий в этом же селе. При нем оказался топор и через церковное окно мальчик проник вовнутрь, так как сама дверь оказалась объята пламенем. Всенародную любимицу юноша разрубил на три части и вытащил их через то же оконце. Следом вылез сам. Взрослые не решились на то, что сделал подросток! Икону, после этого решили везти на телеге с запряженной лошадью в соседнее село, но кобыла шла почему-то очень неохотно. На мосту неширокой речки повозка встала, и как ни погонял извозчик свою «тягловую силу», она не реагировала. Священник местной церкви, передвигаясь на коленях по земле к мосту, умолял икону войти к нему в храм. Вдруг лошадь без понуканий тронулась, и «Всех скорбящих радость» приобрела новое место «жительства»….
Эта история сильно впечатлила чету Петровых и, кстати сказать, посещать сельский храм они стали гораздо чаще. Стоя перед иконой, Алексей Михайлович краем глаза смотрел на таинство крещения, крестили сразу трех младенцев, и не мог вспомнить, совершали ли они этот обряд над его младшей внучкой Вероникой. На обратном пути владелец советской машины спросил у своей второй половинки:
– Верушка, а ты не помнишь, мы крестили Вероничку или нет?
– Не помню. Надо у дочки Юленьки спросить. Наверное, они с Юрой сделали все как надо.
Солнце стояло в самом зените. Алексей Михайлович открыл форточку в машине и со своей стороны, и со стороны супруги.
– Тебя не надует, Верушка?
– Да нет, ветер теплый, – ответила она.
Заботливый муж подвез свою супругу прямо к подъезду их дома, а сам направился в гараж. Поставил автомобиль, запер ворота и пешком неторопливо двинулся к своему дому. Ничто не предвещало беды, и на сердце не было чувства тревоги. Этот путь он проделывал в тысячный раз, все вокруг знакомо вплоть до мелочей, и все казалось обычным. По дороге внезапно дважды кольнуло в левой стороне груди, довольно сильно. Появилась неприятная одышка, ноги ослабли, и голова слегка закружилась…
Глава 2. Первые шаги за гранью
Алексей Михайлович присел на лавочку возле подъезда одного из домов и… с огромным удивлением увидел справа от себя попутчика из своего сна. Тот стоял молча, но с заметным умилением смотрел на бывшего снабженца. Пенсионеру на минуту показалось, что от него исходит еле заметное золотистое свечение и какая-то ощутимая душой доброжелательность. Видел Алексей его абсолютно четко, как и обычных людей, проходящих мимо со своими заботами и проблемами, которые еле заметными признаками отражались на их лицах. Дома вокруг и деревья нисколько не изменились. Это родной район любимого города, в котором прошла большая часть жизни Алексея Михайловича. Но все, же имело место какое-то чувство, будто что-то стало чуть иным в окружающем мире, воспринималось не совсем так, как он привык.
Он поднял голову вверх, и увиденное повергло его буквально в ужас. Воздух кишел невообразимыми сущностями, похожими на людей. Они кривлялись, строили «рожи», кричали какие-то несуразицы и непристойности. При этом поднимались вверх и вниз, не имея крыльев, и меняли свои внешние формы. То становились драконами с огромными пастями и клыками в них, то ужасными великанами, то скромными и тихими словно ангелы, сложив руки на груди, что-то тихо бормоча, будь-то бы, читали псалмы и молитвы. «Неужели это бесы?», – подумал бывший снабженец. Он читал про этих тварей в третьем томе книги святителя Игнатия Брянчанинова, которую как-то дал ему для ознакомления батюшка Владислав. Солнце, однако, оказалось на своем месте, только светило необычно ярко. В подобную погоду Алексей обычно ощущал себя достаточно комфортно. Однако приятные ощущения на душе портили страшные существа в вышине. Отдельные бесы спускались на землю. На некоторое время, они принимали вид обыкновенного человека, идущего по своим делам. Затем преображались в сказочное чудовище и с диким смехом взлетали вверх. От них исходило какое-то напряжение и возникало чувство внутреннего страха, дискомфорта и тревоги. Ожидание чего-то ужасного, что может произойти, но пока не произошло. Некоторые призраки внешне напоминали знакомых людей, но через какое-то время превращались в ненасытных монстров. Между собой у них явно отсутствовало всякое согласие. Они ругались, скандалили, даже дрались. Страх и ужас овладели душой Алексея Михайловича. Вспомнились прочитанные где – то слова Иоанна Кронштадтского: "Если бы люди видели кто (что) их окружает – они сошли бы с ума"!
Ему очень хотелось думать, что видит очередной страшный сон, но проснуться, никак не удавалось. Паника сковала рот, и он не мог промолвить ни слова…. При этом, однако, пенсионер ощущал необычную легкость в теле, нигде ничего не болело, и оно казалось наполнено давно забытой внутренней силой. Рядом слева, словно манекен, неподвижно и с открытыми глазами сидел… он, Алексей Михайлович Петров! Все, что происходило в этот момент в мозгу новопреставленного можно описать одним словом – шок. Он не успевал переосмыслить огромное количество новой для него информации. Между тем попутчик из сна не проявлял ни малейшего беспокойства….
– А теперь постарайся успокоиться, – произнес незнакомец, – и начинай задавать вопросы. Думаю, у тебя их много, я на все постараюсь ответить.
Как только юноша начал говорить, Алексей пришел в себя. Он ощутил какую-то добрую энергетику в обилии исходящую от собеседника, которая завораживала и успокаивала. Когда к новопреставленному вернулась способность произносить слова, дрожащим голосом спросил:
– Вы кто и откуда? Почему я вас видел во сне? Что вообще происходит и почему на лавочке неподвижно сидит кукла, как две капли воды похожая на меня?
– Обращайся ко мне на «ты», ведь мы с тобой были близки всю твою жизнь. Я тот, кто сопровождал тебя всюду с момента твоего крещения…. Во сне ты меня видел неоднократно, но очевидно, проснувшись, забывал. То, что с тобой происходит сейчас не настолько страшно, как тебе кажется, скорее наоборот. Ведь ты не лежал парализованный долгие годы в постели…и не испытывал страшные боли как умирающие от рака. Господь даровал тебе тихий выход из тела. Ты умер…и родился одновременно. Ибо, как пишет святитель Григорий Богослов в письме к монашеской братии,– «Такое событие есть повод к радости и ликованию для всех, кто стремится жить по евангельской истине». А то, что ты назвал «куклой», является твоей плотью….
– Но ведь я ощущаю себя самим собой, тем, кем был и раньше…, – робко произнес Алексей.
– Твоя душа это творение Божие, это твое «я», которое содержит все твои характеристики, кроме бренной оболочки. Тело твое умрет, уже умерло, на лавочке сидит оно, а душа никогда. Твоя душа знает, кем была, что делала, кто ее родственники, где она жила и как. Она уносит с собой все элементы твоей личности. Скоро ты привыкнешь к своему новому положению и поймешь, что жизнь для тебя только начинается…и она даже более реальна, чем та прежняя.
– Я вижу людей, проходящих мимо, а они…на меня не обращают внимания. Смотрят на того…на лавочке. – Сказал в полной растерянности новопреставленный.
– Людей ты видишь, как и раньше, только…они тебя не видят, впрочем, меня тоже…. Человеческие кожаные ризы скрывают саму сущность человека, душу его, словно защитный панцирь. Таково значение второго момента библейского откровения о сотворении человека – Бог по грехопадении первых людей по состраданию к ним "одел их … в одежды кожаные". Премудрость и благость Божия положила преграду между людьми, изверженными на Землю из Рая, и духами, низложенными на землю с неба – грубую вещественность тела человеческого.
– Но почему я стал видеть вон этих…страшных в воздухе? Это бесы? – В какой-то спешке, словно боялся что-то забыть, спрашивал Алексей.
При этом он непроизвольно еще раз посмотрел вверх. Сущности кружились в воздухе парами, словно в вальсе. Причем одни имели вид женщин в нарядных белых платьях, другие – мужчин в черных фраках. Опускаясь все ниже и ниже, они приблизились к новопреставленному до двадцати метров, а затем, поймав на себе взгляд Ангела, взмыли к небесам, превратившись в огромных черных птиц. Собеседник Алексея, как ни в чем, ни бывало, ответил:
– При разлучении души с телом видимой смертью люди снова вступают в разряд и общество духов. Поэтому ты их и видишь. Как сказал Антоний Великий, Преподобный: – «Страх Господень хранит человека и бережет, пока он не сбросит с себя этого тела…». Да, это бесы, слуги дьявола.
Между тем демоны, став похожими на обычных людей, устроили между собой драку, выкрикивая друг другу оскорбительные матерные слова.
– Но почему их так много? Почему они ругаются даже между собой?
– Тот же Преподобный так учил, касаемо бесов: «Великое множество их находится в объемлющем нас воздухе; они недалеко от нас; господствует меж ними великое несогласие».
– Но у меня все ощущения какие-то странные, необычные, – неуверенно сказал бывший снабженец.
– Когда человек умирает, уходит из этой жизни, его ощущения полностью меняются, и он получает новый «взгляд» на происходящее, через призму которого в дальнейшем будет смотреть на свою прошлую жизнь.
Конечно, новопреставленного поразило несоответствие внешнего облика юноши и духовных речей, более характерных для умудренных опытом старцев или священнослужителей. Однако как можно спокойнее он ответил:
– Да. В последнее время моя память часто подводила, я многое забывал, что-то не мог понять…. А сейчас у меня ощущение, что я могу усвоить абсолютно все. И действительно, мой взгляд на прошлую жизнь и…сегодняшнюю, мягко говоря, мне непривычен. Я словно лучше понимаю себя. Передо мной наподобие кинематографической ленты буквально за секунды предстала вся моя жизнь. И, главное, я все помню…. Даже самое малое дело, совершенное за мою бытность. И мне становится страшно от того, сколько я сделал глупостей и сколько грешил. Я не хочу сейчас умирать, хочу все исправить….
– Это и есть иной взгляд на свою жизнь, – начал незнакомец, – ты действительно стал гораздо внимательнее к себе и совершенным ошибкам. Однако исход души из тела происходит не по человеческому желанию, а насильственным способом. Это и является великим таинством смерти. Она – рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства люди слагают с себя грубую оболочку – тело, и душевным существом, тонким, эфирным, переходят в другой мир, в обитель существ, однородных душе. И этот процесс необратим….
Бесы в этот момент вновь привлекли к себе внимание Алексея, образовав что-то наподобие похоронной процессии. Впереди в черном покрывале с капюшоном и косой в руке шла «смерть», за ней несли такой же черный гроб, в котором явно кто-то лежал. Вся процессия сзади состояла из смеющихся и орущих непристойности бесов, одетых в цветную пеструю одежду. Несмотря на неприятное зрелище, умерший человек спросил:
– А что я действительно стал умнее и все осознаю в окружающем мире?
– Ты сейчас многое можешь понять, но все-таки не все,… это обманчивое ощущение. Все известно только Создателю…. Но, надеюсь, я смогу тебе разъяснить кое-что об окружающем тебя мире…. Все, что вокруг нас, это различные энергии, их достаточно много и все принадлежат Господу, только Он может распоряжаться ими по своему усмотрению.
– И человек энергия Господа?
– В тот момент, когда человек зачинается в чреве его матери, Божественная энергия создает его душу, она дает как духовную жизнь, так и биологическую.
– А весь мир вокруг меня…это тоже энергии?
В этот момент демоны закружили хоровод, вновь став похожими на людей, но у каждого вместо головы горела электрическая лампочка. Твари явно реагировали на разговор человека с ангелом.
– Тот мир, который люди называют физическим, это тоже энергии…. Ибо согласно Святым отцам, как солнце своим лучом и освещает, и согревает, и пробуждает, и взращивает, и оживотворяет, так и Бог посредством единой энергии совершает все. Тот мир, который ты видишь вокруг себя, воспринимается сознанием людей, как нечто твердое с четко очерченными геометрическими линиями границ – здания, деревья, Землю и все живущее на ней. На самом деле физический мир не совсем такой, точнее совсем не такой, как воспринимает сознание, скрытое в грубом теле. Можно сказать – это просто иллюзия.
–А почему я сейчас вижу все окружающее в более ярком свете? У меня улучшилось зрение?
– Это не так, у тебя сейчас восприятие более объективно, чем в кожаных ризах. И твое сознание довольно скоро подстроится под изменившиеся органы чувств. Адам с Евой ощущали окружающий мир по-другому и тела у них были совсем другие и возможности несоизмеримо большие, чем у людей. Они должны были жить вечно, ни в чем не нуждаться, обогреваемые энергиями Господа, но нарушили один единственный запрет – не кушать яблок с древа познания Добра и Зла и за это Создатель облек их в грубые тела и они познали Смерть.
– Их Создатель за ослушание наказал смертью?
– В Священном Писании много раз повторяется, что Бог не сотворил смерть, но смерть вошла в мир через грех Адама. Смерть является результатом нашего собственного произволения и злобы, а не наказанием и действием Божиим. Ты сейчас такой же, как те сущности, которых ты четко видишь в воздухе – дух. То же самое и с Ангелами….
В это время бесы в воздухе все вместе выстроились в огромную фигуру, напоминающую образ смерти. Она «смотрела» на Алексея своими пустыми «глазницами». Новопреставленный опустил взгляд и всеми силами старался не смотреть в сторону глумящихся над ним демонов….
– Так получается, что я…сейчас и не я вовсе, а моя душа?
– Душа есть сущность или субстанция простая, невещественная, но все же тварная. Имеет силы мысленную – ум, чувствующую или раздражительную – сердце и желательную – волю. А так же свободу и совесть, и этим она похожа на ангелов, которые имеют те же силы, но в более совершенном виде и могуществе.
–Извини, что я тебя перебил, – начал Алексей Михайлович, – но я все-таки считаю себя человеком верующим. Однако меня мучает вопрос: как бесконечно милостивый и добрый Бог допустил появление Зла? Ведь эти бесы, как и их господин, дьявол озлоблены на весь мир.
Мгновенно после этих слов бесы внешне стали похожи на светлых ангелов с крыльями. Они стояли, скрестив руки на груди и преклонив голову, смотрели в сторону солнца. Но Ангел Хранитель, казалось, на них абсолютно не реагировал:
– Вот и ты пытаешься съесть запретный плод. Понятия Добра и Зла во власти единого Бога. Господь не создал ничего злого, но он дал своим творениям сознание и дал свободу поступать, так или иначе и воспринимать по-своему. Правда, в определенных рамках…. Даже демоны созданы благими. Впоследствии, отпавши от небесной мудрости, низверженные на Землю, они обольстили язычников привидениями. Добро или Благо – это Субстанция, это Сам Бог, это Абсолютное благо и Источник всякого блага. Зло же не имеет субстанции, оно возникает при уклонении разумных существ от благой Воли Божией и творении ими своей воли. Зло зарождается в бесах и людях, не исполняющих заповеди Божии, которые и есть выражение Его Воли. Только исполнение заповедей Божиих доставляет Благодать ангелам и людям, соединяя их с Богом.
– Почему, когда я увидел этих…в воздухе, то крайне напугался. А вот с тобою разговариваю и не испытываю страха?
– Явление святых духов не производит смущения в душе. Поэтому ты не ощущаешь опасности от общения со мной. Присутствие бесов зарождает в душе страх, в мыслях смущение и недоумение, тоску, отвращение от подвига, леность, уныние, воспоминание о родственниках, боязнь смерти, потом греховные вожделения, охлаждение ревности к добродетелям, нравственное расстройство.
Между тем бесы «превратились» в стаю кровожадных волков. Они издавали злобные рыки в сторону новопреставленного, с клыков многих из них капала кровь….
– А как точно понять, что передо мной бес?
– Если тревога не будет отступать от души, то это – признак присутствия врагов.– Преподобный Силуан Афонский сказал так: – «Но это только смиренная душа, которая не считает себя достойной видения, при вражеском действии почувствует или смущение, или страх, а тщеславный может не испытать ни страха, ни даже смущения, потому что он хочет видений и считает себя достойным, и потому враг легко обманывает его».
– Как же спастись от них? Они же всюду….
– Спасение падшему человеку даровано "туне" Богом; но предоставлено на произвол, принять или отвергнуть это спасение. Святитель Феодор Едесский так учит: – «Если же кто прилепится умом своим к Богу нашему и Владыке, то – верен Бог – Сам Спаситель всех избавит такую душу от всякого пленения…. Но сподобиться сего от нас зависит».
– Мне необходимо бесов презирать и осуждать?
Бесы состроили скорбные лица, словно дети, готовые вот-вот заплакать…. «Юмор, конечно, у них циничный, но он явно имеет место», – подумал новопреставленный.
– Не совсем так. Не давай оценки действий кого-либо, не суди, да не судим, будешь…. И не пытайся жестко разделить понятия – это есть добро, а это зло. Это епархия Господа, не наша. Твоя забота другая – не делать того, что твое сознание, совесть воспринимает, как зло. За все, что делал вопреки этому, придется отвечать.
– И кто меня будет спрашивать за мои поступки, бесы?
А демоны уже сидели полукругом за столами в судейских мантиях и шапочках с деревянными молоточками в руках. Иллюзия оказалась настолько достоверной, что Алексея внутренне передернуло….
– Судить в какой-то мере ты себя будешь сам…. Твои память и совесть покажут все твои ошибки. Проходя мытарства, придется ответить за каждое праздное слово, за каждый поступок. Любой грех, который совершает человек, подчиняет его определенной страсти. Свободно подчинившись своим грехам и страстям, он уже является их рабом. Как учил святитель Василий Великий: – «Тебе нельзя сказать в день Суда: я не знал добра; тебя обличают собственные твои весы, достаточные к различению добра и зла».
– То есть я за свои грехи стану рабом у всех бесов?
Вопреки своему желанию, Алексей вновь посмотрел вверх. Часть бесов стали похожими на бурлаков. Они за лямки тащили колесные телеги, на которых сидели с видом русского барина и кнутом в руках другие демоны, погоняющие первых непрерывными ударами по спине….
– Каждая страсть и каждый грех, как утверждают люди, осененные Святым Духом, управляется разными бесами. Ты вспомнишь все и сам удивишься, сколько раз поступил вопреки своей совести и не заметил, в душе оправдал себя. Уважаемый верующими людьми, Иоанн Синаит говорил, что гордые, которые полагали, что они бесстрастны, «во время исхода увидели свою нищету». То есть гордые люди тогда видят свое внутреннее убожество.
– А почему у тебя нет крыльев, ведь ангелов люди изображают с крыльями?
– А в отношении крыльев у ангелов…. Ангелы разделяются по разрядам и чинам. Различия эти огромны, как и возможности. Вот мне поручено помогать тебе, найти путь к Богу и не сворачивать с него. Хорошо я выполнил это задание? Оценку скоро мы узнаем, и она будет зависеть от того, куда определишься ты. Мытарства – экзамены я буду проходить вместе с тобой….
Алексей еще раз поймал себя на мысли о несоответствии внешне незамысловатого вида своего собеседника и теми знаниями, которые он с легкостью выдает. Однако его нисколько не удивило, что сам он с такой же легкостью все понимает и запоминает, ведь в школе не всегда усваивал материал, преподаваемый учителями. По крайней мере, с первого раза….
– А у тебя есть имя? Как мне можно к тебе обращаться? – спросил новопреставленный.
– Имя у меня есть. Но, возможно оно тебе покажется несколько странным…Амалиэль.
– Что же меня ожидает в дальнейшем, там впереди? – спросил несколько напуганным голосом Алексей.
– Плохо, конечно, что ты не успел исповедаться и причаститься…. Но этого уже не изменить. К тому же прямо перед исходом ты посетил храм, возможно, это зачтется…. А что тебя ожидает? Имей в виду, что понятия дней для тебя стали условны, время над тобой уже не властно, оно словно остановилось… навсегда. У Киприана Карфагенского имеется изречение: – «…Смерть это и не есть исшествие, а только переход, или переселение в вечность, по окончании временного пути».
– А как же, я читал о важных днях для души умершего третьего, девятого, сорокового?
– Понятия третий, девятый, сороковой день – это для живущих родственников и твоих близких. Конечно, пока твоя душа не покинула Землю, ты будешь видеть восходы и закаты солнца и как-то ориентироваться по ним.
– А сколько времени я буду находиться на Земле?
– Слушай и запоминай – в продолжение первых двух дней позволяется душе, вместе с находящимся при ней ангелом, ходить по земле, где хочет, как птица, ища гнезда себе. В третий же день… вознесется всякая христианская душа на небеса для поклонения Богу всяческих. После повелевается от Него показать душе… красоту Рая. Рай не для всех одинаков, он имеет разные уровни обителей.
– Сколько дней я буду там находиться?
– Ты пробудешь там в сопровождении высших Ангелов в течение шести дней… По рассмотрению высот Рая – тех, которые позволено увидеть твоей душе…, она опять вознесется Ангелами на поклонение Богу. После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений… По этим различным местам мук душа носится тридцать дней… В эти дни она как бы сдает экзамены на добро и зло. И они, естественно, могут быть сданы различно.
– Я знаю, что грешен…. Значит, я останусь в аду?
После этих слов Алексей увидел в воздухе большой котел с кипящей водой, в которой сидел демон, приняв образ самого новопреставленного. Остальные бесы кружили хоровод вокруг, не забывая подбрасывать дров в горящий под котлом огонь. Амалиэль с завидным спокойствием ответил:
– В сороковой день душа вновь возносится на поклонение Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по ее делам место….
– Про мытарства я, конечно, слышал, – начал Алексей, – но знания мои весьма поверхностны…. Расскажи мне о них поподробнее.
– О мытарствах могу сказать следующее: проходя по разным уровням ада, бесы попытаются оставить твою душу именно у них. Будут убеждать и тебя самого, и сопровождающих ангелов, что она принадлежит им. Ты, я и какие-то Ангелы из высших разрядов должны доказать, что этот конкретно грех или прощен Господом через покаяние, или смягчен подаяниями, или замолен тобой лично, или твоими близкими.
– Жена моя Вера, наверное, службы по мне закажет в церкви….
– Если твои родственники закажут молебны в храмах именно в эти дни, то сильно облегчат судьбу твою. Обязательно панихиду на третий, шестой, девятый и сороковой дни. Священнослужитель и члены церкви будут просить для усопшего прощения грехов и упокоения в Царствии небесном. Перед самым погребением необходимо отпевание. Оно совершается в храме или часовне один раз. Прямо во время погребения нужна лития, усиленное моление. Проводится прямо на кладбище или священником или обычными христианами. Об этих очень полезных для твоей души службах ты можешь попросить своих верующих родственников в момент их сна. Напомнить им.
– А вот я постоянно молился Николаю Угоднику, Святому Пантелеймону, Сергию Радонежскому, Андрею Юродивому, Иоанну Кронштадтскому…. Это мне поможет?
– Могут нам оказать помощь и те Святые, которым ты молился при жизни и ставил свечи. Есть и последняя надежда на милосердие Божие. Так что отчаиваться не стоит ….
– А сколько мытарств и уровней, адовых я должен пройти? – в полном смущении спросил бывший снабженец.
– Мытарств обычно называют двадцать, – ответил Ангел Хранитель. – Они распределяются по страстям, в каждую из которых входит много соответствующих грехов. Празднословие и сквернословие. Ложь, осуждение и клевета. Далее: объедение и пьянство. Леность, воровство. Сребролюбие и скупость. Затем следуют: лихоимство – взяточничество, лесть. Неправда и тщеславие, зависть…. Конечно же: гордость, гнев, злопамятство. Потом: разбойничество (избиения, ударения, драки). Колдовство (магия, оккультизм, спиритизм, гадания…). И наконец: блуд, прелюбодеяние, содомство. Идолослужение и ересь. Немилосердие, жестокосердие. Что-то я, возможно, упустил, что-то перепутал, ведь нечасто приходится вместе с подопечным спускаться в адские темницы. Ефрем Сирин проповедовал: «Как различны грехи, так различны и мучения! Иначе мучится прелюбодей, иначе блудник, иначе – убийца, иначе – вор и иначе – пьяница. Осквернившие себя ересями услышат: да возмется нечестивый, да не видит славы Господа!».