Полная версия
След Локи, или Необыкновенные приключения в мире информации
– Зачем здесь эти горшки? – спросил Борис, которого, количество экспонатов и размер хранилища немного смутили. Конечно, Эрмитаж, в котором он побывал прошлым летом тоже большой, но здесь размер казался каким-то запредельным.
– Это не просто горшки, это древнейшие в мире краски… Уникальные краски, которыми десятки тысячелетий назад человек делал первые наскальные рисунки на стенах пещер. Их цвета никогда не потускнеют, они навечно останутся яркими, как в первый день, и секрет их утерян, – говоря это Гермес показал в направлении большого, отгороженного каменной кладкой помещения, в глубине которого на огромных каменных глыбах, аккуратно вывороченных из скалы, пестрело множество примитивных и, одновременно, завораживающих рисунков. Сначала казалось, что здесь потрудились дети, но приглядевшись, Борис понял, что рисунки отнюдь не детские, их делала взрослая рука много тысячелетий назад. На шершавых каменных стенах бежали, вставали на дыбы, бились друг с другом большие и маленькие животные – туры, носороги, буйволы и олени, лоси и медведи, убегали, стремительно стелясь над землей лани, кружились в невероятном танце лошади, волки, кабаны и множество каких-то других зверей (может быть мамонтов, саблезубых тигров или даже единорогов), которых, не осталось уже на земле. Возле обломка скалы сидел на корточках и малевал что-то пальцем на камне полуголый небритый человек. Он окунал пальцы в горшок, задумчиво откидывал голову назад, шевелил толстыми губами, а потом вдруг виртуозно делал несколько стремительных мазков. На серой поверхности камня прямо на глазах появлялся охрянный силуэт неведомого зверя, похожего на лань и лошадь одновременно. Таких рисунков он сделал уже множество и, если приглядеться, все они выстраивались в какой-то сюжет…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Ло́ки – в германо-скандинавской мифологии бог хитрости и обмана, отличавшийся необыкновенной изворотливостью и умом. В мифах Локи чаще всего исполняет роль трикстера – «демонически-комического дублера культурного героя, наделенного чертами плута, озорника», легко совершает преступления, не подчиняется общим правилам поведения, хотя и не всегда по злому умыслу. Характерными чертами Локи являются двуличность, изворотливость, хитрость и коварство, для него не существует понятий «хорошо» или «плохо». Локи обладает особым умением манипулировать окружающими в собственных целях и владеет мастерством дезинформации, мистификации и перевоплощения. За множество совершенных преступлений и обман Локи по велению верховного бога Одина был изгнан из небесного города Асгарда и навечно прикован к скале.
2
Это одно из многочисленных имен Гермеса, которые закрепились за ним в мифологии. В разных странах его звали множеством различных имен: Агорей – «рыночный», Акакет или Акакесий – «помощник», «милостивый», «неуязвимый», Аргоубийца, Долий – «хитрец», Кадмил либо Кадм, принимаемый за Гермеса, Киллений – имя от названия горы Киллены, Корикиец по названию Эпитет Гермеса по названию пещеры в Киликии,Криофор – «несущий барана», Ктарос – «прибыльный», Лафрий – так называли Гермеса в Эфиопии, где сохранился след его ступни, Параммон, Промах – «сражающийся впереди», «защитник», Психопомп – душеводитель, поскольку иногда он сопровождал умерших в царство теней, Тихон – «попадающий в цель", удачливый, Трикефал – «трёхглавый», поскольку Гермес был немного и богом перекретсков, Харидот – «податель радости», Хтоний – «подземный», Эпафродит – "прелестный" и Эриуний – «благодетельный».
3
Руны (древнемецкое runa, готтское rūna – «тайна») – древнескандинавская письменность, знакам которой издавна придавалось мистическое значение. Руна Ансуз – символ Бога, её принято считать руной провидцев, магов и мудрецов. Она символизирует высшее знание и богов Асгарда, – Одина, Фригг, Хеймдаля и т.д. Символический смысл руны Ансуз – знания, поэзия, красноречие и общение. Руна обозначает взаимодействие между людьми и богами, обмен знаниями и мудростью. В привёрнутом виде руна Ансуз приобретает обратные свойства, что, если верить ряду исследователей, связывает её с Локи. В мифологии Локи – антипод Одина, великого мудреца, учителя и наставника. Перевернутая руна Ансуз, знак Локи, становится символом обмана и трикстерства (трюкачества, манипуляций), безнадежности, лжи, неискренности, хитрости, ошибочных или обманных советов, ложных знаний, введения в заблуждение (случайного или целенаправленного), фальши. В практике предсказания по рунам, перевернутая Ансуз имеет недвусмысленное указание на обман. Верить тому, на с чем связана эта руна, нельзя, поскольку велика опасность лжи и предательства. В общем, в перевернутом виде руна Асуз является предостерегающим знаком и вполне соответствует характеру Локи.
4
Ab ovo (лат.) – буквально «от яйца», латинское выражение означающее «от самого начала».
5
Цитата из фильма «Москва слезам не верит»
6
Очень образованный отец Бориса цитирует известный трактат французского философа Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция» (фр. Simulacres et Simulation), где ученый исследует проблему взаимосвязи между реальностью, символами и обществом, и вводит особое понятие «симулякра». Чтобы пояснить, что такое «симулякр» Бодрийяр даже придумал к своей книге эпиграф из Экклезиаста: «Симулякр – это вовсе не то, что скрывает собой истину, – это истина, скрывающая, что ее нет».
7
Окно О́вертона (окно дискурса) – социологическая концепция, названная именем её автора, американского юриста и общественного деятеля Джозефа Овертона(Joseph Overton; 4 января 1960, Саут-Хейвен – 30 июня 2003). Концепция говорит об изменении рамок допустимого спектра мнений в публичных высказываниях политиков и активистов с точки зрения текущего дискурса (обстоятельств, в которых прозвучало высказывание). Согласно концепции понятие нормального и ненормального, хорошего и плохого, допустимого и недопустимого под воздействием массовой коммуникации могут постепенно меняться на противоположные. Общественные установки, проходя «Окно Овертона» меняются по схеме «немыслимо – радикально – приемлемо – разумно – стандартно – норма». То есть изменения в отношении социальных установок достигаются при помощи последовательных действий, состоящих из вполне четких шагов, влияющих на общественное сознание, передвигающие «окно дискурса» от «немыслимо» до «нормы». Обычно в качестве примера результатов действий «окна Овертона» приводят движение за права женщин, в результате которого было достигнут переход от полного бесправия или ограниченных прав женщины в обществе к полному равноправию. Примеров последствий работы этой концепции множество.
8
Мануэль Кастельс, – испанский философ и социолог, считается одним из величайших специалистов современности в области теории информационного (постинформационного) общества. Образованный отец Бориса цитирует его знаменитую работу «Власть коммуникации», которую в науке по праву считают исчерпывающей энциклопедией «работы» власти в современном медиамире.
9
Карл Бернстайн и Боб Вудворд – американские журналисты, получившие Пулитцеровскую премию за расследование так называемого Уотергейтского скандала в результате которого президент США Ричард Никсон подвергся импичменту и потерял свой пост. Причиной скандала оказалась незаконная слежка в штабе кандидата в президенты от Демократической партии Джорджа Макговерна, противника Никсона на выборах президента, расположенном в вашингтонском комплексе «Уотергейт». Журналисты Карл Бернстайн и Боб Вудворд опубликовали ряд материалов на эту тему в газете The Washington Post, которые во многом сыграли ключевую роль в дальнейшей цепи политических событий, приведших к импичменту Никсона. Этот эпизод навсегда вошел в историю журналистики в качестве классического примера журналистского расследования. Впоследствии Бернстайн и Вудворд написали книгу-бестселлер «Вся президентская рать», по которой в Голиивуде сняли фильм с Дастином Хоффманом и Робертом Редфордом в главных ролях. О роли журналистов в этом процессе в 70-х годах в докладе международной комиссии писал американский исследователь СМИ Самюэль Хантингтон : «В двух самых драматических внутриполитических конфликтах периода никсоновской администрации – конфликтах, вызванных публикацией документов Пентагона и Уотергейтом, – органы массовой информации страны бросили вызов и нанесли поражение главе исполнительной власти. Пресса фактически сыграла ведущую роль в том, что до сих пор не удавалось ни одному отдельно взятому институту, группировке или комбинации институтов в американской истории – лишить своего поста президента, который был избран менее двух лет назад, добившись поддержки большинства, ставшего одним из самых значительных в американской истории».
10
Петас – довольно распространенный в Древней Греции головной убор в виде широкополой шляпы из кожи, войлока или плетеной соломы для защиты от солнца, который носили пастухи, охотники или путники в дальней дороге.
11
Кадуцеем или кериконом называли жезлы вестников и глашатаев в Древней Греции и Древнем Риме, который по легенде обладал способностью примерять противников. Навершием кадуцея служило символическое изображение крыльев, а вдоль него переплетались две змеи, олицетворяя двойственность мироздания. До сей поры, со времен алхимиков изображение кадуцея считается символом медицины, хотя вероятнее всего, ошибочно. Дело в том, что он похож на посох Асклепия – на нем только одна змея, которая по легенде обвилась вокруг посоха великого врачевателя, когда он шел во дворец Критского царя Миноса, чтобы воскресить его умершего сына. Символ широко использовался в средние века алхимиками, а в наши дни символизирует таможенную службу в память о том, что Гермес – владелец кадуцея был еще и богом торговли.
12
В эпосе «Старшая Эдда», сам Один в обличии странника Гримнира рассказывает под пыткой конунгу Гейррёду о воронах весьма тепло и уважительно: Хугин и Мунин\ над миром все время\ летают без устали;\ мне за Хугина страшно,\страшней за Мунина,\вернутся ли вороны! – перевод А.Корсун
13
Симург – вполне легендарный персонаж древних иранских эпосов. Это мудрая и вещая полуптица с головой и лапами большой собаки. Часто Симурга называли царем всех птиц и «птицей с вершины горы». Считалось, что Симург знает всё обо всех эпохах – в прошлом, настоящем и будущем, трижды был свидетелем гибели и творения мира. Он так же могуч, как легендарная птица Рух и так же возрождается из огня, как волшебная птица Феникс.
14
На самом деле богов информации, знаний, науки и образования было великое множество во всех религиях народов мира. В Древней Греции кроме Афины за знания отвечали Мети́да и Мнемозина, в Индии вообще едва ли не весь божественный пантеон – Акашагарбха, Лакшми, Кшитигарбха, Сарасвати, Ганеша, Манджушри и Ханума́н, в Египте – мой дальний родственник Тот, а еще Сешат, Аммаат и Сиа, у шумеров и вавилонян – Набу и Энки, в Европе – Браги, Бригитта и Вар, в Японии Окунинуси и Тэндзин, в Армении – Тир, в Китае – Чжи-нюй. И этот список далеко не полон.
15
На самом деле, в древнегреческом мифе о царе Эдипе Сфинкс задавал следующие загадки: первую – «Кто ходит на четырех ногах утром, на двух в полдень и на трех вечером, причем на четырех и трех ходит хуже, чем на двух?» – отгадка «Человек», который в младенчестве ползает на четвереньках, потом ходит на двух ногах, а в старости опирается на посох, то есть, на трех ногах, и вторую – «Назови двух сестер, одна из которых порождает другую, а та, в свою очередь, порождает первую» – отгадка «День и Ночь», поскольку в Древней Греции день и ночь олицетворялись двумя женскими божествами. Эдип, как и Гермес в нашем повествовании отгадал загадки, и Сфинкс, согласно уговору, бросился со скалы в море. Надеемся, что в этот раз делать ему это не пришлось.