Полная версия
Церкви и монастыри города Ряжска и его уезда
Межа учинена земле трех церквей: Покрова Пресвятыя Богородицы да Николы Чудотворца да святые великомученицы Парасковеи, нарицаемые Пятницы, что в Пушкарской слободе Пустынской монастырь с землею соборные церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы, что в Ряском внутре городе по тем же старым писцовым межевым книгам Григорья Киреевского 137 году и по сказке Николаевского да Покровского попов за их руками да по выписи ж с писцовых книг Григорья Киреевского, что подал с той выписи список Пятницкой дьячок Мишка Гаврилов за своею рукою; а первое урочище учинено за рвом против надолб против поля поставлен столб, а на нем грань, подле ево яма, а в ней каменья да кости, а от того столба прямо тою же старою межею на столб же, а на нем грани, подле ево яма, а в ней каменья да коcти, а меж столбов 100 сажень, на праве земля соборные церкви, а на лев трех церквей земля; а от того столба прямо тою ж старою межею на столб же, а на нем грань, подле ево яма, а в ней каменья да кости, а меж столбов 100 сажень, а старых признак не сыскано и сторонние люди сказали тех старых признаков не помнит в которых местех те признаки были; а от того столба прямо тоюж старою межею на столб же, а на нем грани, подле ево яма, а в ней кости да каменья, а меж столбов 100 сажень, а от того столба прямо тоюж старою межею на столб же, а на нем грани, подле ево яма, а в ней каменья да кости, а меж столбов по мере 100 сажень, а от того столба прямо тоюж старою межею на столб же, а на нем грани, подле ево яма, а в ней каменья да кости, а меж столбов по мере 100 сажень, а старых признак ничего не знать; а от того столба и от ямы прямо тоюж старою межею на столб же, а на нем грани, подле ево яма, а в ней каменья да кости, а меж столбов 100 сажень, а старых признак не знать, а старожилы про те признаки сказали не помнят, а от того столба тоюж старою межею на столб, а на нем грани, подле ево яма, а в ней каменья да кости, а меж столбов 100 сажень; а про старые признаки старожилы сказали не помнят; а от того столба на столб же прямо тоюж старою межею, а на столбе грани, подле ево яма, а в ней кости да каменья, а меж столбов 100 сажень, на праве земля соборные церкви, а на леве земля трех церквей; а от того столба прямо тоюж старою межею на столб же, а на нем грани, подле ево яма, а в ней каменья да кости, а меж столбов 100 сажень, а старых признаков по той меже не знать, а старожилы про них сказали не помнят; а от того столба прямо тоюж старою межею на столб же, а на нем грани, подле ево яма, а в ней каменья и кости, а старых признак не знать, а меж столбов 100 сажень; а от того столба прямо тоюж старою межею к старой писцовой яме а та яма подновлена, а против той старой ямы учинена вновь яма, а в ней каменья да кости, а меж ям поставлен столб, а на нем грани, а меж столбов 106 сажень, на праве земля соборной церкви, а на леве за межею земля трех церквей; а от того столба и от дву ям прямо тоюж старою межею на столб, а тот столб поставлен в перемену вновь, а на нем грани, подле ево яма, а в ней кости да каменья, а меж столбов по меже 100 сажень; а от того столба и от ямы прямо тоюж старою межею через ржавец на столб же, а на нем грани, подле ево яма, а в ней кости да каменья, а тот столб и яма поставлены в перелеску, а меж столбов по мере 100 сажень, а от того столба и от ямы прямо по меже в дуброве на березе вновь посечены две грани, подле березы яма, а в ней каменья да кости, а от столба и от ямы до березы 104 сажени, а от той березы и от дубровы и от ямы прямо к старой писцовой березе и к яме, а ныне той березы нет и признак никаких нет же, токмо одна яма, а ныне вновь поставлев столб, а на нем грани, подле столба и против старой ямы учинена вновь яма, а в ней кости да каменья, а от березы до старой ямы и до столба 100 сажень, на праве земля соборные церкви, а на леве земля трех церквей: Покрова Пресвятые Богородицы да Николы Чудотворца да Пятницкого монастыря».
«Межа учинена трех церквей: Покрова Пресвятые Богородицы да Николы Чудотворца да Пятницкого монастыря с Пушкарcкою землею по прежним писцовым книгам Григорья Киреевского 137 году я по выписи с писцовых книг и по сказке и отводу старожилов Ряска города площадного подьячего Ганки да брата ево родново Оски Деевых да Фофоневской слободы полкового драгуна Якутки Толмачова; а первое урочище учинено против Пушкарского двора Томилы Маркова, на прежнем урочище, где были столб и яма, а ныне поставлен вновь столб, а на нем грань, подле ево яма, а в ней каменья да кости да береста, а старого признаку ничего не знать; а от того столба прямо чрез выгонную землю на старой признак на столб, а того столба нет, выгнил, а ныне на том месте поставлен вновь столб, а на нем грани, подле ево яма, а в ней кости да каменья да береста, а меж столбов старого и нового межеванья 141 сажень с полусаженью, на праве выгонная земля, а на леве пушкарская слобода и огуменники; а те столбы поставлены подле проезжей дороги, что ездят из города в поля; а от того столба и от ямы прямо тоюж дорогою и писцовою старою межею через ров на старую писцовую яму; а против той ямы вновь учинена яма, а в ней каменья да кости, а меж ям поставлен вновь столб, а нем грань, а меж столбов по мере 100 сажень, на праве земля трех церквей: Покрова Пресвятые Богородицы да Николая Чудотворца да Пятницкого монастыря, а на леве пушкарская пашенная полевая земля, а от того столба прямо тоюж старою межею на новый столб, а на нем грани, подле ево яма, а в ней каменья да кости, а меж столбов 100 сажень; а от того столба прямо тоюж старою межею на новой столб, а на нем грани, подле ево яма, а в ней кости да каменья, а меж новых столбов по мере 100 сажень, а от того столба и от ямы прямо тоюж межею на столб же, а на нем две грани, подле ево яма, а в яме кости да камевья да бере- ста, а меж столбов по мере 100 сажень, а от того столба прямо тоюж старою межею на новой столб, а на нем две грани, подле ево яма, а в ней кости да каменья, а меж столбов по мере 100 сажень, на праве земля трех церквей, а на леве земля пушкарская, а от того столба прямо тоюж старою межею к старому признаку, а признаку незнать, яма заровнена и столба нет, а ныне вновь поставлен столб, а на нем две грани, подле ево яма, а в ней каменья да кости, а меж столбов по мере 100 сажень, а от того столба и от ямы прямо тоюж старою межею на столб же, а на нем грани, подле ево яма, а в ней каменья да кости, а меж столбов 100 сажень, а столбы ставлены в правой стороне в церковной земле, а от того столба прямо тоюж старою межею на столб, а на нем грани, подле ево яма, а в ней кости да каменья, а меж столбов 100 сажень, а столб в правой стороне церковной земли, а от того столба прямо тоюж старою межею на столб, что ныне поставлен вновь, а на нем грань, подле ево яма, а в ней кости да каменья, а меж столбов по мере 100 сажень, а столб поставлен в церковной земле на правой стороне, а от того столба прямо тоюж старою межею на столб же, а на нем грани, подле ево яма, а в ней кости да каменья, а меж столбов 100 сажень, а столб поставлен в правой стороне в церковной земле; а от того столба прямо тоюж старою межею на столб же, а на нем грани, подле ево яма, а в ней каменья да кости, а меж столбов по мере 100 сажень, на праве земля церковная, а на леве пушкарская земля, а столб поставлен в правой стороне, а от того столба прямо тою же межею на столб же, а на нем грани, подле ево яма, а в ней кости да каменья, а меж столбов по мере 100 сажень, а столб поставлен в краевой стороне в церковной земле, а старых признав ничего не сыскано; а от того столба прямо тоюж межею на столб же, а на нем грань, подле столба яма, а в ней кости да каменья, а меж столбов 100 сажень, а старых признак ничего не знать и не сыскано; а от того столба прямо тоюж межею на столб же, а на нем грань, подле ево яма, а в ней кости да каменья, а меж столбов по мере 100 сажень; а от того столба прямо тоюж межею на старую писцовую березу и на яму, а ныне только знать одна яма, а березы не знатно, свалилась и сгнила; а ныне подле той старой ямы поставлен столб, а на нем грани да выкопана яма, а в ней каменья да кости, а меж столбов по мере 100 сажень, на праве церковная земля, а на леве пушкарская земля; а от той старой ямы и от столба и от новой ямы прямо тоюж старою межею через дубровку к старой же писцовой березе, а на ней была насечена грань, а ныне на той же березе насечены вновь грави ниже старой грани да выкопана яма, а в ней кости да каменья, а меж столба и березы 105 сажень; а от той березы и от ямы прямо через болото к Пятницкому озеру, а у Пятницкого озера поставлен столб, на нем грань, и от починного столба, откудова ея межа началась, по граням и по ямам правая сторона церковная земля трех церквей, а левая сторона пушкарская земля». Из общего «трем церквам» количества земли во владении Троицкого причта по Клир. вед, значится 33 дес. По штату 1873 г. в причте положены 1 свяш. и 1 псал.
(Писц. кн. г. Ряжска 7193 г. л: 152. Клир. вед. С 1805 – 80 г. Ряз. е. в. 1872 г. № 11 и 12).
Из священно-служителей троицкой церкви известны:
Петр Кириллов Боголепов уп. с 1767 – 1817 г.
Павел Петров уп. с 28 апр. 1817 – 45 г.
Алексий Константинов Волков уп. с 22 март. 1845 – 72 г.
Георгий Воршен сост. с 1872 г.
Ц. Успенская кладбищ.
Каменная Успенская кладбищенская церковь первоначально построена была помещ. Прасковьей Филипповной Протопоповой на принадлежащей ей земле, бывшей за чертою города, над могилою ея предков, в 1793 г. Церковь эта, по своей непоместительности, походила более на часовню, к тому же и была без колокольни, которая устроена Ряжскими гражданами в 1857 г. В 1862 г. предположено было распространить Успенскую церковь; но, когда при разборе внутренней стены, разделявшей храм от трапезы, в наружных стенах открылись значительные трещины, решено было, вместо распространения старой церкви, построить новую, к чему и приступлено было в том же 1862 г., в 1865 г. окончена была кладка стен и колокольни, перенесенной от старой церкви; а в 1869 г. 27 июля новоустроенный храм был освящен. Кладбищенская церковь значится приписною к собору и отдельного причта не имеет.
Ц. Георгиевская в Ямской слободе упраздн.
В Ряжских писц, кн. 193 г. упоминается «место церковное «пустое», где прежде была «церковь во имя святого Христова мученика Еоргия по Московской дороге, что ездят в Ряской, а та церковь перенесена в Захупоцкую слободу по челобитью захупоцких драгунов». Время упразднения этой церкви не известно; по окладн. кн. 1676 г. Георгиевская церковь в Ямской слободе также не упоминается. Вокруг кладбища, бывшего при Георгиевской церкви, было, как показано в писц. кн., «по мере сорок три сажени; да у того ж церковного кладбища церковные земли, где жили попы и церковные причетники, подле Ряские проезжие дороги от Ямские слободы от огуменников до большие Московские дороги 36 сажень, да от тоеж Ряские проезжие дороги подле огуменников поперег 62 сажени, а по левую сторону в длину до той же Московской дороги по мере 40 сажень; а писано то церковное кладбище по сказке Ямского старосты Петрушки с товарыщи; и то «кладбище огорожено по наезду писцов». Кроме того, в тех Ряжских писц. кн. упоминается «позади Ямския слободы к большой проезжей дороге пустое церковное место, а как церковь во имя была, того сказали (ямщики) не помнят, а запустела изданных лет от Литовского разоренья; а по мере круг того кладбища 39 сажень, и то кладбище огорожено». Во время междуцарствия, как известно, г. Ряжск был разорен и сожжен Лисовским, след. к началу XVII ст. должно быть отнесено и уничтожение церкви, находившейся за Ямскою слободою.
(Писц. кн. г. Ряжска. Кн. Рязряд. 1.963).
Ц. Скорбященская в Захупотской слободе.
Перенесенная из Ямской слободы в Захупотскую – дер. церковь первоначально именовалась Георгиевскою, в ней, как видно из писц. кн., «образы и книги и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье мирское приходцких людей, и та церковь и кладбище огорожено забором, а мера тому кладбищу с приходу с западных дверей 10 сажень, а в правую сторону от церкви 15 сажень, а с левые стороны 8 сажень, а позада олтаря 20 сажень, а вкруг той церкви и кладбища 95 сажень, а церковной земли не межевано, потому что та церковь построена на драгунской земле, а драгунския земли не межеваны; да в той же Захупотской слободе два кладбища пустых, запустели издавна, а те кладбища ныне огорожены». По окладн, кн. 1676 г. при Георгиевской церкви церковной земли значится 20 четв. в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 30 копен и 114 приходских – драгунских и казачьих дворов. Под 1734 г. при Георгиевской церкви при 170 приход. дв. земли показано только 6 четв., а сена на 20 копен. Вместо дер. Георгиевской церкви, существующая ныне в Захупотской слободе камен. Скорбященская церковь построена в 1793 г., находящийся при ней придел Георгиевский, равно как и колокольня, устроены в 1830 году. В церковной ризнице хранится Евангелие, изданное в 1637 г., при патриархе Иоасафе. Неприкосновенного капитала в билетах имеется в пользу церкви в количестве 3.000 р. и в пользу причта в количестве 525 р. Церковной земли во владении причта ныне состоит: усадебной 3 дес. и пахатной 28 дес. 550 кв. саж., на каковую имеется у причта план и межевая книга. В приходе при 316 дв. числится м. п. 1.104, ж. п. 1.227. Причт был всегда двуштатный, но в 1814 г. второй штат упразднен, с 1873 г. положены 1 свящ. и 2 псал.
(Ряжск. писц. кн. Оклада, кн. 1676 г. л. 281 обор. Кн. Записн. ставлен. № 494–496. Извест. о колич. церкв. в Ряз. епархии за 1734 г. л. 16, № 825. Клир. вед. с 1807-80 г. Ж. м. в. д. 1841 г. ч. ХL, стр. 487).
Из священно-служителей означенн. церк. известны:
Андрей уп. с 1676–1684 г.
Иларион Андреев рук. в 1684 г. дек. 31.
Иларион Иродионов рук. в 1700 г. янв. 6.
Иулиан уп. с 1716–29 г.
Андрей Меркуриев рук. в 1729 г. мая 21.
Василий Иоаннов уп. с 1712–42 г.
Иоанн Васильев рук. в 1742 г. авг. 31.
Макарий Григорьев рук. в 1760 г.
Василий Григорьев рук. в 1784 г.
Николай Макарьев Сардановский уп. с 14 апр. 1807–40 г.
Димитрий Николаев Сардановский уп. с 15 ноябр. 1840–50 г.
Иоанн Григорьевич Полотебнов сост. с 25 окт. 1850 г.
Ц. Христорождественская в Фофоновской слободе.
Христорождественская церковь по окладным кн. 1676 г. значится «в Ряском на посаде», а по писцовым 1685 г. – «в Фофоновской слободе». Находившияся в означенной церкви «образы и книги и ризы и сосуды церковные и колокола и все церковное строенье было мирское – приходных людей, и та церковь и кладбище огорожено ныне забором, а мера тому кладбищу с приходу с западных дверей 10 сажень, а с правой стороны от церкви 15 сажень, а с левой стороны 12 сажень, а позади церкви от олтаря 13 сажень, а вкруг того кладбища 101 сажень». Близ Христорождественской ц. по писцов. кн. упоминается «старое кладбище», занимавшее в длину 10, а поперег 8 саж. Церковной земли по окладн. кн. при Христорождественской церкви показано 20 четв. в поле, а в дву потомуж, сенных покосов на 20 копен. В приходе к ней было «на посаде да в дер. Хупотке шестьнатцеть дворов помещиков – рязанцов и ряшан, пятьдесят семь дворов драгунских и казачьих, тритцеть один двор крестьянских, десеть дворов бобыльских, и всего 116 дворов», включая в то ж число дв. попов и просвирницын. Дани с Христорождественской церкви, по новому окладу 1676 г., вместо 1 р. 5 алт. 5 ден., положено было «два рубли четыре алтына пять денег». В начале ХVIII ст. в числе приходских дворов оказалась весьма значительная убыль вследствие того, что «отошла от Рождественской церкви деревня Малая Хупотка, что ныне словет село Веденское». Из досмотра 1708 г. видно, что, за отходом дер. Ху- потки, при Христорождественской церкви осталось: «двор попов да дьячков да прихоцких: – два дв. солдатских пятидесятников, 20 дн. солдацких, да засечных сторожей из тех же солдат 18 дв., да вдовьих солдацких жен 19 дворов», всего 59 дв. Такое же количество дворов показано и под 1734 г. В 1760 г. прихожанами куплена была дер. колокольня, бывшая при Георгиевской церкви в Захупотской слободе, почему они и просили о дозволении купленную ими колокольню поставить при своей Христорождественской церкви, что им и было дозволено в сентябре того же года. Построение, вместо деревянной, ныне существующей каменной Христорождественской церкви с приделом в честь Рождества Пресвятыя Богородицы начато в 1822 г. чрез, три года освящен был придел, а настоящая – около 1840 г. Земли при сей церкви усадебной нет и дома причта стоят на земле прихожан, пахатной и сенокосной состоит 33 десятины, на которую имеется план и межевая книга. В приходе при 247 дв, числится м. п.. 778, ж. п. 821. По штату 1873 г. в причте положены 1 свящ. и 1 псал.
(Оклады, кн. 1676 г. л. 280. Писц. Ряжск. кн. 193 г. л. 71. Кн, приказаний за сент. 1760 г. Кн. записи, новопоставлен. № 494 и 495. Клир. вед. с 1800–1880 г. Р. е. в. 1866 г. № 12 и 15. – 1877 г. № 18. – 1882 г. № 3).
Из свяшенно-служителей означенной церкви известны:
Иосиф уп, с 1676–94 г.
Потапий Иосифов рук. в 1694 г. мая 29.
Петр Исидоров р. в 1700 г.
Андрей Феоктистов уп. в 1718 г.
Марк Никифоров уп. в 1734 и 53 г.
Никита Романов упом. с 1782–1811 г.
Трофим Иоаннов уп. с 1811–19 г.
Прокопий Максимов Мордвиновский уп. с 1819–40 г.
Сергий Григорьев Яхонтов уп. с 1840–42 г.
Стефан Григорьев Яхонтов уп. с 30 ноябр. 1842–66 г.
Григорий Глебов уп. с 7 март. 1866–77 г.
Михаил Иванович Надеждин уп. с мая 1877–82 г.
Павел Васильевич Ольгин соет. с 1882 г.
Ряжский уезд
С. Марчуки ц. Скорбященская.
(В 11 вер. от у. г.).
Село Марчуки находится по левую сторону тракта, идущего из г. Ряжска на Астрахань, при урочище Стержевом. Сушествующая в том селе каменная Скорбященская церковь с приделом Георгиевским начата постройкою в 1814 г., придельная освящена в 1816, а настоящая в 1825 году; в 1851 г. придел был значительно распространен и освящен 24 октября того же года, к тому же времени относится и перестройка колокольни; устрой второго придела – в честь св/ Митрофания относится к позднейшему времени. Церковной земли при Скорбященской церкви состоит: усадебной 3 дес. и пахатной 30 дес., на каковую землю причт не имеет ни плана, ни межевой книги. Приход состоит из одного села, в котором при 119 дв. числится м. п. 1.802, ж. п. 2.311. В 1844 г. местн. свящ. открыта была приходская школа, в которой, кроме священника, занимался и диакон. По штату 1873 г. в причте положены 1 свящ. и 1 псаломщ.
(Клир. вед. С 1815 – 80 г. Р. е. в. 1882 г. № 1. Сп. н. м. Ряз. г. № 2. 542).
Из священно-служителей означенной церкви известны:
Иоанн Васильев Ряжский уп. С 1814–30 г.
Евфимий Васильев Васильев уп. с 25 апр. 1830–40 г.
Иоанн Иоаннов Кротков уп. с 10 март. 1840–82 г.
Николай Красавцев сост. с 1882 г.
С. Большая Алешня ц. Богородицкая.
(В 7 вер. от у, г.).
Село Алешня по писцовым книгам 7193 (1685) г. значатся в Пехлецком стану, по обе стороны речки Алешни, и показано в вотчине за княз Никитою княж Петровым сыном Дулова да за Лаврентьем Денисьевым; оно выселилось из Захупотской слободы. Находившаяся в том селе церковь первоначально именовалась Никольскою, «а построена и освящена, как замечено в окладн. кн., во 182 (1674) году января в 5 день». В новопостроенной церкви «образы, книги и ризы и колокола и все церковное «строенье», по замечанию писц. кн., было «мирское». К Никольской церкви «вымерено из князь Никитиных дач 17 чести без третника да у Лаврентья Динисьева три чети с третником, всего 20 чети, по указу великих государей и по наказу, потому что та церковь построена на его князь Никитиной поместной земле, а церковной земли по писцовым книгам не написано. На сенные покосы вымерено 2 десятины. Вокруг церкви вымерено кладбище, а меры тому кладбищу с приходу западных дверей 12 сажень, а с правой стороны от церкви 11 сажень, а с левой стороны 13 сажень, а позади церкви от олтаря 15 сажень, а вкруг того кладбища по мере 93 сажени, и то кладбище огорожено забором; а у той церкви служат попы: поп Андронник да поп Иван. Писана и мерена и межевана церковная земля в нынешнем во 193 году июля в 20 день». В приходе к Никольской церкви в окладн. кн. 1676 г. значится 8 дворов помещиков, 67 дв. крестьянских, 9 дв. бобыльских, всего 85 дворов. В 1782 г. десятоначальник – села Петрова иерей Иван доносил епархиальному начальству, «что села Алешни приходские люди, в силу данной им дозволительной грамоты, желают в своем селе построить церковь Божию – настоящую во имя образа Страстной Пресвятой Богородицы, а придел – во имя Святителя Николая – теплый». Существующая ныне каменная церковь того же храмонаименования, как и деревянная, построена в 1805 г. княжной Екатериной Алексеевной Крапоткиной. Церковной земля во владении причта ныне состоит: усадебной 1 дес. 2.273 кв. саж., под большею дорогой 1.263 кв. саж., под протоками и оврагами 2 дес. 450 кв. сая., пахатной 55½ дес., а всего 60 дес. 476 кв. саж., на каковую землю план хранится при церкви, а межевой книги не имеется. Неприкосновенного капитала в билетах состояло в 1880 году 600 руб. В состав прихода, кроме села Алешни с 91 дв., входят д-ни: Алексеевка с 31 дв., Ратманова с 9 дв. и Екатериновка с 25 дв., в коих м. п. 575, ж. п. 595. По штату 1873 г. в причте положены 1 свящ. и 1 псал/
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.