Полная версия
17 заповедей креативщика
Светлана Злобина
17 заповедей креативщика
Дорогой читатель!
Приветствую Вас на страницах моей книги. Замечательно, что Вы нашли время для путешествия по необъятной и таинственной Стране Креативности.
Эта книга простая и сложная, ироничная и серьезная, от человека и ученого…Она вот такая – разная…Подтверждающая знакомое, услышанное и лично пережитое. Книга для погружений и размышлений. Книга для креативщиков от креативщика…
Книга рождена спонтанно, буквально вырываясь цветком из асфальта наукообразности и запутанности смыслов, которые закатали креативность в серость и безликость представлений, лишив ее главного – понимания как великого дара, счастья большего, чем секс, еда, путешествие и общение!
И если Вы – настоящий креативщик, то поняли это давно и, наверное, на всю жизнь стали посвященным в состояние Творения…Поэтому мы встретились здесь, чтобы разделить нашу тайну великого открытия процесса рождения Идеи…
Книга очень популярно объясняет Вам, что Вы правильный, замечательный и гениальный. И никто не сможет у Вас отнять дар творения, кроме Вас самого…
В книге кратко и, надеюсь, ясно даются советы по развитию собственной креативности, прилагаются яркие примеры, научные факты и объективные доказательства того, что правда за нами – креативщиками – новыми сталкерами, приводящими других в мир светлого Будущего.
Вы спросите – почему именно 17 заповедей?…
Это очевидный выбор, мой читатель. Число 17 – символ энергии, активности, амбиций, уверенности в себе, великой духовной силы. 17 – это твердость, преодоление трудностей, гибкость и адаптация, достижение высокого положения, побед и успеха. 17 – это олицетворение самой сути Креативности!
Ну что?…Готовы к Путешествию?…Тогда вперед – в наш Мир Счастья!…
Сейчас в мире идет борьба за таланты – только от 0,06% до 0,6% сотрудников определяют успех компании. В новом мире победителю достается все.
П. Аллен (соучредитель компании Майкрософт)
Прогресс сейчас – дело рук безумцев, потому что у них есть идеи и смелость их осуществить, они не боятся неудач.
К. Робертс
Заповедь 1 . Будь всегда в потоке….
Знаете ли вы, что настоящий креативщик, погружаясь в творческий процесс, находится в особом состоянии счастья – потоке. Открывший поток М. Чиксентмихайи называет его оптимальным переживанием. Собрав описания лучших минут вдохновения художников, спортсменов, музыкантов и других креативных личностей, М. Чиксентмихайи создал теорию оптимального переживания.
Поток, по М. Чиксентмихайи, – это «состояние полной поглощенности деятельностью, когда все остальное уходит на задний план, а удовольствие от самого процесса настолько велико, что люди готовы платить только за то, чтобы заниматься этим» [10].
Люди, испытывающие поток, характеризуют его как особое состояние души: в сознании воцаряется внутренняя гармония, то или иное занятие становится интересным и значимым, вне зависимости от важности достигаемого результата.
Вот как описывается это состояние в воспоминаниях танцовщицы, которое приводит в своей книге о потоке М. Чиксентмихайи: «На меня нисходит чувство расслабленного покоя. Я не боюсь потерпеть неудачу. Какое это сильное и теплое чувство! Мне хочется раскинуть руки и обнять весь мир. В эти минуты я чувствую, что в силах создать что-то невероятное – прекрасное и благодатное» [10].
Великий философ М.К. Мамардашвилли сравнивал творческое мышление со «светлой радостью мысли», отмечая, что каждый человек знает особую какую-то вещь, которую он испытывает, когда загорается неизвестно откуда пришедшая искра – Божья искра.
В психофизиологии «светлая радость мысли» называется «всплеском альфа-ритмов». Знаменитый ученый Наталья Бехтерева считала, что в жизни каждого человека могут быть моменты озарения, благодаря которым «копилка человеческого знания наполняется золотом».
Исследователь отмечала, что человеку свойственно искать радость, поскольку это – «неназванный биологический инстинкт выживания». Для любой личности наступает момент, когда он вынужден перейти «от расслабленного и комфортного состояния, связанного со стереотипами, к радости творчества». И потребность в этом возникает всякий раз, когда нужно создавать что-то новое, оригинальное, совершенно креативное.
Вывод заповеди очевиден – находись в потоке!
Поток дает нужные эмоции, высокий душевный подъем.
Предоставляет возможность максимально сосредоточиться и сконцентрироваться.
Включает оптимальный контроль и снижает вероятность ошибки.
Уводит от серой повседневности и тревоги.
Расширяет возможности собственного Я.
Для закрепления первой заповеди креативщика приведу собственные «мудрости»:
Главное – включить поток, а результат высветится сам! (Для целенаправленной креативной личности)
Мал, да удал, кто в поток попал! (О креативности молодых)
Не зазнавайся – в поток включайся! (Для состоявшегося креативщика)
Уносите ноги, если мы в потоке! (Для некреативных).
Скоро наступит всемирный Поток! (О переходе к креативному обществу).
Заповедь 2. Корми своих тараканов…
У каждого человека имеются свои «тараканы», придающие ему неповторимую индивидуальность. Но почему-то у окружающих наличие таких «насекомых» на «чердаке» нашего сознания не вызывает особого восхищения. Мы часто слышим в свой адрес нелицеприятные эпитеты, бьемся о глухие стены неприятия и непонимания, сталкиваемся с неприкрытой ненавистью к нестандартности и особенностям.
И это жизнь обыкновенного человека! Что уж говорить о креативной личности и ее «тараканьих странностях», вынужденной выдерживать ежедневный «пресс» от всех, кто привык к комфортной идентичности и единообразию поведения.
Меж тем история дает немало примеров известных людей, чьи странности были важной частью их творческой индивидуальности.
Так, великий полководец Александр Суворов ложился в 6 часов вечера и вставал в 2 часа ночи. Предпочитал спать на сене, укрывшись тонкой простыней. Ходил дома в том, в чем ему наиболее удобно – спальном колпаке и белье. Не имел часов, считая, что настоящий солдат и так знает, сколько сейчас времени.
Великий поэт Иоганн Вольфганг Гете мог работать только в абсолютно закрытых и душных помещениях. Не переносил запах чеснока. Не любил людей в очках. Испытывал сильную неприязнь к собакам.
Премьер-министр Великобритании, один из ярчайших политиков XX столетия Уинстон Черчилль обладал обширной коллекцией игрушечных солдатиков. Любил их расставлять и вести настоящие сражения. Имел привычку менять постельное белье каждую ночь. Предпочитал спать на двух кроватях – первую половину ночи проводил на одной, а вторую половину – на другой кровати.
Президент США Роберт Кеннеди каждый день читал 4 газеты ровно 20 минут.
Настоящим коллекционером странностей был знаменитый изобретатель Никола Тесла, страдавший синдромом навязчивых состояний. Он испытывал отвращение от прикосновений к человеческим волосам. Боялся грязи и постоянно мыл руки. Старался не прикасаться к поверхностям, где могут быть микробы. Избегал всего круглого. Был одержим числом 3. Всегда выбирал в гостиницах комнаты, чьи номера делились без остатка на три. На завтрак требовал 9 салфеток и 9 кусочков хлеба. Прежде чем войти в здание, обходил его 3 раза.
Величайший немецкий ученый Альберт Эйнштейн отличался особой рассеянностью. Не носил носок под ботинки, считая, что большие пальцы ног могут проделать в них дырки, поэтому нет особой нужды портить имущество.
Бакминстер Фуллер – автор термина «синергетика», знаменитый архитектор, дизайнер и изобретатель имел привычку носить на руке 3 пары часов, настроенных на разные часовые пояса. Спал всего 2 часа в сутки. Вел на протяжении 68 лет дневник, где делал записи каждые 15 минут, тщательно все фиксируя. Общая высота его дневника к концу жизни составила 82 метра!
Приведенные примеры наглядно свидетельствуют о том, что «тараканы» – непременные спутники креативной личности. Они дают возможность смотреть на мир оригинально. Смотреть так, как никто не видел. «Творческие тараканы» – это свобода мыслить вне формата, важное условие предложения миру новых и оригинальных идей. Они никогда не дадут нам покоя, выдвигая непрерывно мысли и идеи!
Вывод заповеди ясен: следует кормить своих «тараканов» неочевидностью восприятия всего. Использовать свои странности во благо креативности!
Авторские «мудрости», вытекающие из 2 заповеди креативщика:
Кормить нужно только креативных «тараканов»! Остальные сами исчезнут…
Жирные «тараканы в голове» – жди новой идеи. Народная креативная примета.
Нужно дружить со своими «тараканами»! Смотри пункт первый.
Число «тараканов» у каждого креативщика должно быть индивидуальным!
«Тараканы» всех стран – объединяйтесь! Призыв о необходимости создания креативных команд.
Заповедь 3. Свобода – это святое
Креативная личность очень свободна. Она любит вольную жизнь и не размножается плодотворностью и креативностью в офисном рабстве, в атмосфере сверхнормативности и обязательности.
Один из современных ученых В.Д. Кузин так описывает в своей книге «Другой» менеджмент. Метафизика современного управления» свободную и независимую суть креативной личности: «…в творчестве отпадает необходимость в насилии и принуждении, творцы естественно и бесконечно создают, расширяют и распространяют себя, они ничего и ни у кого не отнимают и никого не подавляют» [5].
Д. Маккиннон изучил 600 выдающихся писателей, архитекторов, математиков, физиков, специалистов в научно-технической сфере и выявил, что более креативные из них отличаются гибкостью и независимостью мышления и поведения, а также свободой от внутренних самоограничений.
Исследования А. Олаха подтверждают, что для креативных личностей собственные стандарты важнее стандартов групп. Они часто проявляют независимость в оценках и высказываниях.
Важным качеством свободной, творческой личности является способность мыслить самостоятельно, не веря слепо признанным авторитетам, школам, направлениям и т.д.
А.В. Либин выделяет среди базовых элементов креативной личности, более всего отличающих ее от других, такие элементы как независимость взглядов и неконформность суждений, стремление выйти за рамки, «нарушить границы», оригинальность и нестандартность.
Свобода креативной личности, особенно внутренняя, выступает важнейшим условием свершения открытий, достижений, предложения идей и проектов.
Креативная личность – это парусник, плывущий по просторному океану жизни и ищущий собственные неизведанные креативные острова, прокладывающий свой путь постижения, познания, открытия очередной тайны мира.
Выбранная креативной личностью свобода дает ей возможность самостоятельного охвата тех или иных проблем, задач, решений. Независимость позволяет отстаивать нужные идеи, если они ценны для общества, преодолевать множественные «рифы» и штормовые «волны сопротивления», оттачивать оружие переговоров, встреч, обороны и нападения. И тем ценнее одерживаемые такой личностью победы и значителен ее личностный рост, растущее уважение к себе.
Но выбравшую свободу креативную личность ожидает везде «бушующий океан» – в повседневном быту, на работе, в системе образования, государственном управлении и т.д. Современную среду отечественной креативной личности трудно назвать свободной, толерантной, открытой, демократичной. Такая среда не позволяет полноценно раскрываться подлинным креативным талантам.
Особенно трудно творческим личностям проявляться в атмосфере абсолютного подавления и диктата. Подобная атмосфера не только не способствует развитию такой личности, но и старается ее полностью поработить. Об этом ясно говорит Н. Роджерс: «Все диктаторы всегда хотели подавить креативность, понимая, что творчество – это революционный, преобразовательный процесс»1.
Н. Гончаренко отмечает, что, например, в культуре авторитарных режимов «репродуцируются преимущественно носители этой же культуры, которая не терпит отклонений, непохожести, оригинальности. Она одобряет однотипное, подобное, стандартное» [2]
Стремление к нормативности характерно не только для авторитарных режимов, но и для всего социального – государства, общества, предприятия, коллектива. Известный психолог В.Н. Дружинин подчеркивает изначальную несовместность креативности и социальности, отмечая, что креативность предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении [3].
Вывод третьей заповеди очевиден.
Какие бы препоны и барьеры не ставило общество для креативной личности, стремясь ее подвести под норму и стандартизировать, она, понимая свою созидательную миссию и призвание, должна тщательно охранять собственную свободу как суверенную и одну из главных личных ценностей, не давая никому на нее посягать.
Хочу закончить третью заповедь стихотворением великого русского поэта А.С. Пушкина «Арион», в котором он показывает истинное назначение креативной личности в океане бурной жизни.
Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощны веслы. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчаньи правил грузный чолн;
А я – беспечной веры полн -
Пловцам я пел.... Вдруг лоно волн
Измял с налету вихорь шумный....
Погиб и кормщик и пловец! -
Лишь я, таинственный певец,
На берег выброшен грозою,
Я гимны прежние пою
И ризу влажную мою
Сушу на солнце под скалою.
Заповедь 4. Люби в себе талант – поклонники найдутся!
Да, именно так! Креативная личность обязана холить и лелеять свой талант, протирать его тряпочкой самоуважения. Ставить на постамент гордости и самоудовлетворенности от креативно достигаемого!
Нет, это, конечно, не нарциссизм, не самолюбование и не доминирование над всеми. Мы говорим о здоровой доле самоуважения, уверенности в себе и своей талантливости. Оценке себя как личности с высоким самоактуализационным потенциалом, личности, способной добиться любых целей и задач.
Представьте себе, что креативная личность скромна и невидима, трудится где-то на креативном фронте, практически в тылу, не донимает никого своей талантливостью и предложениями. Авось, сами там наверху все увидят, заметят, выдвинут, оценят…А вот и нет!…И не оценят, и не заметят, и не продвинут!
Сегодня много тех, кто умеет себя подать, работает на искусстве самопрезентации, имиджа, самопиара. Но это форма, за которой, как правило, ничего нет, даже воздуха. Только вакуум серости, лени и стяжательства.
А настоящее прячется за чем-то непрезентабельным. Этаким гадким утенком прозябает в очевидной бессмысленности нереализованного таланта, скромно уступающего наглым и пробивным пустышкам.
Посмотрим, что говорит нам по этому поводу серьезная наука.
Данные известного исследователя креативности П. Торренса позволили ему выделить две группы креативных личностей. Одну группу составляли неуверенные, робкие, застенчивые креативы, стремящиеся к одиночеству и отстраненности, замкнутые, отчужденные, но имеющие выраженную интеллектуальную инициативность. Другая группа оказалась открытой, контактной и социально активной. Имела выраженную интеллектуальную активность.
Естественно, вызывает большую симпатию именно вторая группа, способная смело и активно продвигать полезные для общества инновации и идеи.
П. Торренс, собирая долгие годы характерные для креативных личностей свойства и качества, выделил целый перечень составляющих «уверенного в себе человека»: стремление к доминированию, превосходству, нарушение обычного порядка, тяга к независимости.
М. Боуден в эссе «Креативное мышление» пишет, что креативность «подразумевает не только пылкий интерес, но и уверенность в своих силах. Человек должен обладать здоровой самоуверенностью, чтобы не бояться выступать с новаторскими идеями и делать ошибки, не обращая внимания на критику. Без сомнений тоже нельзя обойтись, но они не всегда могут брать верх. Чтобы нарушать общепринятые правила или даже слегка превышать их, необходима уверенность в себе. Чтобы делать это опять и опять, невзирая на скептицизм и насмешки, необходимо что-то большее».
К. Тейлор и Р. Кэттел выявили, что креативы более склонны к лидерству, более социально смелы и самодостаточны. Многие серьезные ученые отмечают выраженность Я у креативных личностей в науке, литературе, архитектуре, искусстве. Исследователи отмечают уверенность креативных индивидов в своих способностях, самоуважение себя как личности и значительную силу характера.
Приведенных нами научных сведений вполне достаточно, чтобы убедиться в необходимости любви, уважении, уверенности в себе у любой креативной личности, помогающих в значительной мере не только продвигать уже открытое и изобретенное, но и создавать оптимальные психологические условия для реализации своих талантов.
Вывод четвертой заповеди – не бойся творить в себе кумира! Смело развивай свою уверенность, уважение, собственное достоинство, гордость за свои реальные достижения.
Пусть будет больше креативных кумиров, создающих массу поклонников с ориентирами на развитие, обучение, участие в интересных и продвинутых проектах в противовес тому, что сейчас предлагается инфантильным и сдвинутом на развлечениях и отдыхе мире.
А теперь традиционные креативные «мудрости» от автора.
Живите в креативной естественности!
Серость берет наглостью, а креативность – уверенностью и волей!
Креативная личность как фонарь в темноте, к которому слетается всякая человеческая мошкара.
Не все самодостаточные личности креативны, но все креативные – самодостаточны!
Креативность – это жемчужина личности!
Заповедь 5. Лучше быть идейным, чем богатым!
Весьма неожиданная заповедь для нашего стремящегося к преуспеванию мира, где каждый с самого детства знает, что наивысшая точка смысла человеческой жизни – это Forbes, Bentley, Ferretti, Louis Vuitton, Gulfstream, Cartier, Patek Philippe, Christian Dior, Richard Hennessy, Wakaya Club и прочие атрибуты благополучия и богатства.
Сегодня мы существуем в бесконечном потоке рекламы, фильмов, передач, пользовательского видео- и фото-контента, демонстрирующего образы безукоризненных мужчин и женщин в элегантных костюмах на фоне дорогих ресторанов, машин, самолетов, замков, яхт, шикарных мест для отдыха.
Поддавшись навязываемым соблазнам, в мире становится все больше людей, жертвующих всем, даже собственным здоровьем, ради бесконечного соответствия идеалу денег, карьерного роста или успеха…
О, этот желанный и притягательный успех! Как много страждущих его достичь! Успех стал главным эталоном оценки личности. Весь мир повернут на нем. Любят и ценят успешных.
Нас постоянно призывают: «Будь успешным! Будь лучше всех!». Везде и повсюду нам предлагают атрибуты успеха. Сегодня он отлично продается как ценность и товар. Целая армия спецов раскидывает широкие «инфосети» и отлавливает миллионы повернутых на успехе «рыбок». Использует для этого надежную «прикормку» страха несостоятельности и бедности. Подсаживает на «наживку» постоянного роста и личных достижений!
А когда «рыбки» пойманы, начинается их бесконечное плавание в аквариумах личного роста, консультаций, коуч-сессий, прочих странных местах под непрестанным контролем гуру, наставников, тренеров, коучей и других рыбачков, беззастенчиво отщипывающих лакомые денежные кусочки под личиной преображателя и созидателя…
Как тут не вспомнить героев знаменитого советского фильма «Буратино» лису Алису и кота Базилио, певших про поле Чудес в стране сами знаете кого и про «Пока живут на свете хвастуны, мы прославлять судьбу должны…На хвастуна не нужен нож. Ему немного подпоешь и делай с ним, что хошь!» И несут «наивные» денежки таким Алисам и Базилио, надеясь получить быстрые барыши на поле Чудес и Личностного Роста. Но крекс-пекс-фрекс и прочие аффирмации оборачиваются часто пустыми иллюзиями и надеждами, не давая ожидаемых всходов материального роста и благополучия. Увы! Не вырастают деревья с золотыми монетами! А успех так и остается миражом за экраном телевизора или стеклом планшета, продолжая навязчиво мерцать тысячами возможностей и соблазнов…
И мы снова не можем оторваться. Вновь откликаемся на призывы: «Будь успешным! Будь лучше всех!». Опять ищем легкие рецепты «заэкранного» счастья… Вот только успех предлагается чисто внешний – вещный, материальный, денежный и потребительский. А внутренний мир, душа, таланты человека становятся только средством для его приобретения. Мы стремимся заложить талант и душу в обмен на эфемерные материальные блага, призрачные вершины успеха.
Но становимся ли мы от этого более счастливыми?
М. Чиксентмихайи в своей книге «Поток» отмечает: «Богатство, власть, положение в обществе в нашей культуре стали общепринятыми символами счастья. При виде знаменитых, хорошо выглядящих и состоятельных людей мы автоматически заключаем, что жизнь приносит удовольствие, невзирая на свидетельства того, что это может быть далеко до действительности. И нам кажется, что и мы достигаем счастья, как только станем обладателями подобных символов» [10].
В погоне за внешним благополучием и материальным счастьем нужно помнить, что вершина, достигнутая вами, может оказаться, хоть и временно явным, но миражом, который, исчезнув, будет призывать вас штурмовать новые «воздушные замки» материальности и внешнего успеха, загоняя вашу душу и тело в «жестокие оковы» зависимости от потребительского общества и насаждаемых им идеалов…
Как показывает реальная жизнь и наука, ощущение счастья – величина, не зависящая от размера кошелька. Э. Динер, проведя специальные исследования, обнаружил, что состоятельные люди считают себя счастливыми в среднем 77% времени. У людей со средним достатком этот показатель оказался равен 62%. Разница, как видим, не очень значительная – всего в 15%. Аналогичные исследования Н. Брадбери выявили расхождение в ощущениях счастья между богатыми и бедными всего в 25%. При этом большинство опрошенных отметили, что «деньги могут увеличить или уменьшить счастье в зависимости от того, как их использовать».
Следует помнить и заветы предков, доносящих до нас в пословицах и поговорках важные мысли о вреде чрезмерной «зацикленности» на богатстве:
чем больше имеешь, тем больше хочешь;
чем больше хочешь, тем больше теряешь;
легче обрести богатство, чем его удержать;
деньги – это хороши слуга, но плохой хозяин;
большое богатство – большое рабство;
господь взирает на чистые, а не полные руки;
что сети для птицы, то деньги для человека.
Все это помогает нам сделать один важный вывод – материальное благополучие человека – только один из факторов, влияющих на общую удовлетворенность жизнью, ощущение счастливо прожитых лет.
Не вдаваясь далее в излишнее мудрствование и поучительность, приведу цитату М. Чиксентмихайи, который очень четко расставляет акценты в вопросах материальности и удовлетворенности жизнью: «Конечно, нельзя утверждать, что слава, деньги или физическое здоровье вообще не имеют ничего общего с понятием счастья, но лишь в том случае, если оно гармонично включается в уже имеющуюся позитивную картину мира. Иначе эти символы в лучшем случае не будут играть никакой роли, а то и помешают достичь удовлетворения….Важнее то, что мы сами думаем о себе и происходящем с нами. Чтобы улучшить жизнь, необходимо изменить качество получаемого нами опыта».
И в этом смысле есть хорошие новости…Мир начинает меняться. Р. Инглхарт отмечает, в качестве объективно наметившихся мировых тенденций, снижение относительной значимости ценностей экономического роста и материальных достижений, усиление акцента на субъективном благополучии и качестве жизни как более высоких приоритетах человека. Происходит переход от мотивации с максимилизацией получаемого дохода и обеспеченностью работой на интересную и осмысленную деятельность. Наметившийся сдвиг внушает оптимизм, заставляя верить в новые перспективы развития общества и отдельного человека…
В 5 заповеди я посвятила много времени раскрытию мысли об относительной ценности денег и богатства для людей, живущих так называемой обычной жизнью. Но представьте себе, как многократно она усиливается применительно к креативной личности, существующей в совершенно другой системе координат, практически, иной реальности.