bannerbannerbanner
Датировка катренов Нострадамуса и акварелей «Потерянной книги»
Датировка катренов Нострадамуса и акварелей «Потерянной книги»

Полная версия

Датировка катренов Нострадамуса и акварелей «Потерянной книги»

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 5

Примером тупикового способа расшифровки пророчеств по-видимому является поиск анаграмм[19]. Предсказатель конечно мог использовать анаграммы в отдельных словах, выделяя их особенным образом (например, заглавными буквами). Однако, в силу технических обстоятельств это никак не могло служить базой для создания масштабного шифра. Действительно, из любого слова легко выводится множество анаграмм, что делает невозможным системное шифрование этим способом. В качестве шуточного примера, из слова «Нострадамус» в русской траскрипции, получаем следующую «шифровку»: «О, дума, транс-с», «Сон, дура там-с», «Он дама, трус-с», «Да, нутро масс», «Мусор стада Н», «Рост суда нам», «Да, стону срам», «Рад стону сам», «Труд масона-с», «Драма, стону-с», «Ад нам, утро СС», «Дом на трассу» и т. д. Подобные упражнения полезны для понимания устройства речи, однако никак не приближают нас к пониманию пророчеств. Нет критериев для отличия зашифрованных этим способом сообщений от буйства нашей фантазии.

Мы воздержимся от комментариев и оценок творчества других авторов, но будем обращаться к их работам по мере необходимости, по ходу изложения материала. В частности, многие интерпретации катренов заимствуются нами из книг Ж. – Ш. Фонбрюна (1983)[20], Т. Н. Дубровской (2009), П. Гинара (2011)[21], А. Гордиенко (2009)[22], М. Дешауссес (2009)[23], Ч. А. Варда (2013)[24].

Завершим вводный раздел замечанием о точности переводов. Среди энтузиастов-любителей распространено мнение, что в текстах Нострадамуса чрезвычайно много ошибок и опечаток, а многие используемые им слова отсутствуют во французском языке. Безусловно, реальные опечатки нельзя сбрасывать со счетов. Более того, согласно гипотезе профессора П. Брендамура, типографские наборщики в то далекое время работали под диктовку, и при этом о корректуре текста даже речи не шло, откуда и возникают многочисленные ошибки в специальных терминах. Тем не менее, большинство тех «особенностей», на которые обращают внимание современные энтузиасты-любители, обусловлены не типографскими опечатками, а орфографией среднефранцузского языка, которая заметно отличалась от современной. Например, вместо букв V или J практически всегда использовались U и I соответственно; в слова часто вставлялись лишние (по сравнению с современным написанием) буквы C, S, H; букву I могли заменять на Y и т. д. Некоторые особенности правописания в среднефранцузских текстах описаны в диссертации О. Ю. Школьниковой. Однако на практике в сомнительных случаях достаточно обращаться к специальным словарям Годфруа и Лакурна (http://www. micmap. org/dicfro/).

Панорамный взгляд на «Пророчества»

Прежде чем перейти к детальному разбору катренов, дадим краткую справочную информацию о биографии провидца и структуре его пророческого наследия, а также обозначим основные смысловые контуры пророчества.

Так кем же был Мишель Нострадамус, и что он хотел передать потомкам? Прежде всего, Нострадамус был уважаемый и здравомыслящий человек, который верил в свой пророческий дар. В 1534 году он получил докторскую степень врача, в 1546 году был удостоен пожизненной пенсии за самоотверженную борьбу с чумой в Экс-ан-Провансе, а в 1564 году назначен королевским медиком и советником. Первая публикация «Пророчеств» (альманах и 353 катрена с «Письмом сыну Цезарю», 1555) принесла ему неприятности: предсказатель был предупреждён, что власти готовятся допросить его, какие науки он практикует, и каким образом делает свои предсказания [из письма Нострадамуса Жану Морелю, 29.11.1561]. На всякий случай Нострадамус покидает Париж, а в 1556 году отправляется в путешествие в Италию, продолжая при этом пророчествовать. Альманахи публикуются ежегодно до самой смерти предсказателя (1566) и становятся весьма популярными по всей Европе. Новые 289 катренов и «предостережение невежественным критикам» публикуются в 1557 году (седьмая центурия содержит только 42 катрена и остается незавершённой). Эпистола королю Генриху и три заключительных центурии датируются 1558 годом, но вероятно впервые были опубликованы только в 1568 году, т. е. уже после смерти пророка. Наследие Нострадамуса включает также ряд работ, которые принято считать непророческими (например, вольный перевод «Истолкования иероглифов Гораполлона», «Письмо каноникам города Оранжа» и др.); в архивах имеются Завещание и личная переписка Нострадамуса. После смерти Нострадамуса катрены разных изданий, Письмо сыну Цезарю и Эпистола королю Генриху стали публиковаться в качестве цельного произведения, что вероятно соответствовало замыслу предсказателя.

В Эпистоле Генриху Нострадамус ясно указывает, что для правильного понимания катрены необходимо датировать: «В своем трактате, сир, я помещаю предсказания почти беспорядочно […] И если бы я захотел датировать каждый катрен, это можно было бы сделать. Но это не всем понравилось бы, и тем более истолкование их, если только, сир, Ваше Величество не дарует мне широкую возможность сделать это, не давая клеветникам возможность кусать меня […] Тем не менее… [здесь приводится II библейская хронология]. Я вычислил и рассчитал настоящие пророчества, целиком согласно порядку этой цепи, которая содержит свой кругооборот […] начиная с того момента, когда [здесь описаны движения планет в 1606 году]». Таким образом, предсказатель просит разрешения у короля для безопасного обнародования пророчеств, а до тех пор размещает их, на первый взгляд, беспорядочно, но на самом деле скрыто датирует посредством некоторой числовой последовательности. Расшифровка предполагает: определить правило извлечения номеров катренов и дат событий из этой цепи, найти начальную и конечную точку пророчества, произвести сортировку катренов и сопоставить их с реальной историей. Отсюда можно было бы предполагать, что особую ценность для расшифровки «Пророчеств» должны иметь такие катрены, в которых дата названа либо открыто, либо посредством планетных соединений, поскольку именно такие катрены показывают, подходит ли предлагаемый «новый ключ расшифровки» к «замочной скважине». К сожалению, на данный момент эта идея не находит подтверждений (по крайней мере, универсальный ключ датировки катренов до сих пор не найден), но в любом случае, астрономические и открыто датированные катрены наиболее ясно свидетельствуют о способностях предсказателя.

Кажется важным учесть, что Мишель де Нотрдам родился в семье евреев, обращённых в христианство в середине XV века. В то время евреи исповедующие иудаизм не были полноценными гражданами, и притворное обращение в христианство часто являлось средством их выживания. Начиная с 1269 года эдиктом Людовика IX Святого всем некрещёным евреям Франции было предписано носить на одежде особую метку во избежание греховных связей христиан с ними. В 1459 году в городе Карпентрас, где жил Крескас де Каркассон (после крещения Пьер де Нотрдам), дед Нострадамуса, произошли массовые убийства евреев. Вероятно это и побудило Крескаса в том же году перейти в христианство[25]. В следующие сто лет ситуация с правами евреев в Европе существенно не менялась. В 1492 году эдиктом Фердинанда V и Изабеллы I всем евреям иудейского вероисповедания было предписано покинуть территорию Испании, затем волна подобных эдиктов прокатилась по другим странам. Преследования распространялись даже на обращённых евреев. В Испании таковых презрительно называли «марранами», вероятно от испанского слова «marrano» («свинья»), и законодательно ограничивали в правах. Во Франции обращённые евреи считались по закону полноправными гражданами. Однако чернь продолжала подозревать их в скрытом неверии во Христа, поэтому они жили обособленно, во многом сохраняя свои традиции и обычаи. Мы не знаем, насколько Нострадамус разделял взгляды иудаизма, однако можно обоснованно полагать, что он не мог оставаться равнодушным к еврейской религии и культуре и совсем не учитывать её в своем творчестве. Во всяком случае, Ж. С. Скалигер после ссоры с Нострадамусом, разразился ядовитыми эпиграммами, в которых намекал на скрытое иудейство пророка. Подавляющее большинство исследователей разделяет мысль, что конечной датой «Пророчеств» является 2242–2243 гг (начало астрологической эры Сатурна в средневековых трактатах), что почти совпадает с окончанием 6000 лет еврейского календаря (2240 г.) (см. далее комментарий к катрену Ц1К48).

Вместе с тем, вполне очевидно, Нострадамус использует и другие смысловые контексты, и даже как будто предлагает собственную религиозную концепцию. Озвученная им в Эпистоле королю Генриху идея о трёх Антихристах не имеет ясных аналогов в истории христианства. Первый Антихрист появляется в «землях Атиллы» и, по-видимому, создает империю, Новую Вавилонию, которая будет существовать 73 года и 7 месяцев; второй Антихрист развязывает войну в центре Европы; последний (он же библейский) Антихрист должен возглавить в конце времен союз стран Севера и Востока. В пророчествах также описана новая религия с ее пророками, которые оцениваются интерпретаторами неоднозначно. Например, «Великий Юпитерианец» в Ц10К73 будет «судить настоящее через прошлое», то есть он вероятно отрицает развитие мира и эволюцию морали, призывая вернуться к архаичным ценностям; причем упоминание Юпитера намекает на языческую религию Древнего Рима. Однако, не следует считать однозначно «дьявольскими» персонажи катренов, противоречащие христианству, поскольку (как уже было отмечено выше) сами пророчества могли быть написаны под влиянием иудаизма, где Иисус рассматривается как положительный, но мифический герой. При этом век справедливости Машиаха бен Давида может наступить до окончания 6000 лет Еврейского календаря (6000 лет являются предельной датой). После падения третьего Антихриста, по Нострадамусу, «установится между Богом и людьми вселенский мир» и «возродится новое царство Сатурна, Золотой Век», то есть наступит тысячелетний период мирной счастливой жизни. Однако, остаётся не вполне ясным, тождественна ли астрологическая эра Сатурна ожидаемому в христианстве Царству Христа.

В традиции истолкования сложилось мнение, что фигуры сына Цезаря и короля Генриха следует понимать не только буквально, но и иносказательно, поскольку «Пророчества» были рассчитаны на долгие столетия. Это вполне соответствует еврейской традиции истолкования сакральных текстов, которая утверждает, что возможно понимание одного текста на разных уровнях: буквальное понимание, выявление намёков, аллегорическое истолкование и раскрытие тайн. Отчасти, мы возвращаемся здесь, в новом ракурсе, к той мысли, которая прозвучала в комментарии к исследованиям Д. и Н. Зима: существует историческая реальность (буквальное понимание) и существует мистическая реальность, обусловленная связью времён через божественное присутствие (аллегорическое истолкование и духовная тайна).

Тогда «сын Цезарь» – это не столько Цезарь де Нотрдам (сын Нострадамуса от Анны Понсард, родившийся в Салоне 18 декабря 1553 года), а прежде всего – духовный сын, либо собирательный образ всех энтузиастов-исследователей, внесших заметный вклад в понимание смысла «Пророчеств». В пользу этого объяснения существуют детальные аргументы, приведенные еще пастором Жаном Леру в 1710 году. Действительно, рассмотрим первую фразу письма: «Твое позднее появление Цезарь Нотрдам, мой сын, побудило меня провести много времени в ночном бдении, чтобы после смерти твоего предка остался след для общего блага людей». Во-первых, Нострадамус не использует термин «рождение», заменяя его на синоним «появление» (приход, прибытие). Во-вторых, вместо латинского термина «procreator» или «genitor» (отец) использован термин «progenitor» (предок, предшественник). Далее предсказатель добавляет, что его духовный сын не будет провансальцем: «Бессмертному Богу было угодно, чтобы ты появился на свет не в этой области» («il a pleu au Dieu immortel que tu ne soys venu en naturelle lumiere dans ceste terrene plaige»). И наконец, в заключении предисловия: «надеюсь тебе объяснить каждое пророчество из приведенных здесь катренов», – Нострадамус хочет, чтобы сын Цезарь стал интерпретатором его пророческих четверостиший.

Доктор Патрис Гинар добавляет, что это время наступит в «эпоху простонародья» (commun advenement), согласно фразе: «Puis [je] me suis voulu extendre declarant pour le commun advenement par obstruses & perplexes sentences les causes futures, mesmes les plus urgentes, & celles que j'ay apperceu, quelque humaine mutation que advienne scandalizer l'auriculaire fragilité, & le tout escrit sous figure nubileuse, plus que du tout prophetique» (éd. 1555, 8). «Потом я пожелал открыться и показать для времени простонародья, фразами темными и загадочными, мое видение событий будущего, даже тех которые нельзя избежать, какими бы ни были перемены способные возмутить хрупкие чувства, и описал всё в туманных образах, более чем пророческих». Нострадамус здесь заявляет, что хочет описать свое видение времени «commun advenement», «пришествия коммунизма», т. е. когда простонародье будет у власти. Однако не следует полагать, что этот период относится собственно к коммунизму в СССР, потому что «господство простонародья» началось задолго до этого и продолжается после. П. Гинар считает, что здесь идет речь не столько о демократии или коммунизме как форме государственного устройства, сколько о вульгаризации различных сфер жизни, включая науку и искусство.

В сравнении с «сыном Цезарем», менее тривиальна фигура «короля Генриха», особенно для людей приверженных демократическим идеалам общественного устройства. Нострадамус определяет Генриха как адресата трёх последних центурий, первого повелителя мира (Ц6К70: «вождём мира станет великий Хирен», где Hyren – очевидная анаграмма имени Henry), которому «высочайшие владыки всех религий должны воздавать должное». Вопреки заверениям энтузиастов, такие эпитеты не удивительны для стандартного обращения к французскому монарху в XVI веке, однако в современном контексте они смотрятся примечательно.

Здесь видится интригующий «нервный узел» не только Центурий Нострадамуса, но и других текстов предсказательного характера. Народная мысль, выражаемая безымянными пророками, религиозными философами, и даже мистификаторами, – издавна стремится соотнести христианские пророчества с ветхозаветными. Ветхий Завет объявил евреев любимым народом Яхве и обещал им в конце времен счастливую «эру Машиаха», при вполне земном праведном царе. Новый Завет предсказал в конце времен царство Антихриста, разрушение Вавилона, и затем Царство Христа, который есть уже не земной царь, но сам Бог. При этом Новый Завет никоим образом не отменяет ранее сказанное: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» – говорит в Нагорной проповеди Иисус. Отсюда во многих текстах «золотой век» как бы удваивается: cначала явится «последний праведный царь» (аналог еврейского Машиаха), и наступит короткий «золотой век» для проповеди Евангелия по всей Вселенной. Апокриф Мефодия Патарского предсказывает: «Будет же царство Михаила 30 лет и 3 года. И не будет битв по всей земле. И создадут города, и построят церкви… И будут нищие как бояре, а бояре – как цари. И не будет тогда ни вора, ни разбойника, ни ростовщика, ни завистника, ни клеветника, ни чародейства, ни всякого злодейства дьявольского…». Также из жития Андрея Юродивого: «Господь восставит на престоле царя от нищеты…бедные обогатятся, не будет войн, но все обратят мечи и стрелы свои в косы и серпы». Затем, в соответствии с Новым Заветом, придет Антихрист, перед которым склонятся все народы. Эсхатологические катаклизмы (разрушение Вавилона) либо предшествуют Антихристу, либо реализуются при его царствовании. В 1930-е гг. эту схему, применительно к российской истории, резюмировал Феофан Полтавский: «Пришествие антихриста приближается, и оно очень близко. Время, отделяющее нас от него, надо считать годами. В крайнем случае – несколькими десятилетиями. Но до пришествия антихриста Россия должна ещё восстановиться, конечно, на короткое время. И в России должен быть Царь, предъизбранный самим Господом. Он будет человеком пламенной веры, глубокого ума и железной воли… Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мёртвых, и весь мир удивится». В этом контексте, «Король Генрих» понимается как «последний праведный царь» из апокрифов.

Письмо сыну Цезарю содержит всего две даты, причем вторая из них названа с феноменальной точностью в один день.

(1) «J'ay composé livres de propheties contenant chascun cent quatrains astronomiques de propheties, lesquelles j'ay un peu voulu raboter obscurement: & sont perpetuelles vaticinations, pour d'yci a l'an 3797.» (éd. 1555, 26). «Я cоставил книги пророчеств, каждая из которых содержит сотню астрономических пророческих катренов, которые я пожелал написать туманно; это непрерывное прорицание отсюда до 3797 года».

(2) «… avant cent & septante sept ans troys moys unze jours, par pestilence, longue famine, & guerres, & plus par les inundations le monde entre cy & ce terme prefix, avant & apres par plusieurs foys, sera si diminué, & si peu de monde sera, que l'on ne trouvera qui vueille prendre les champs, qui deviendront liberes aussi longuement qu'ilz sont estés en servitude». «… за 177 лет 3 месяца и 11 дней до этого народонаселение так уменьшится от мора, долгого голода, войн и наводнений, между этим моментом и указанным пределом, до и после, останется так мало людей, что не найдется никого, кто хотел бы работать в полях, и они надолго станут свободными от того, чему служили».

Мнение большинства историков относительно первой даты сводится к тому, что она является элементом простого шифра, намекая на упомянутый выше 2242 год, поскольку: 1555+2242=3797, где 1555 – дата публикации первых 353 катренов. Вторая дата до недавнего времени понималась как ссылка на малопримечательный 1732 год, поскольку: 1555+177=1732. В этой связи заслуживает самого пристального внимания идея П. Гинара (носителя французского языка!), согласно которой особенность построения оригинальной фразы требует не сложения 177 лет с точкой отсчета 1555, а скорее вычитания из конечной даты, то есть из 2242–2243 гг[26]. Действительно, согласно тексту, 177 лет прошло между обозначенным важным моментом мировой истории и указанным пределом, которым является 2242 год. Отсюда возникает гипотеза, что Нострадамус предсказывает именно этот важный момент, то есть Крушение Мира на 2065–2066 годы, поскольку 2242-177=2065. Правда П. Гинар тут же добавляет, что по его мнению, цифра 3 месяца и 11 дней служит не для конкретизации даты этого важного события с точностью один день, а скорее обозначает смещение Нового года при календарной реформе. В 1564 году, Карл IX перенес празднование Нового года с 1 апреля на 1 января, то есть на три месяца, а в 1582 был принят Григорианский календарь, сдвинутый на 11 дней относительно Юлианского календаря. Вероятно, полезность реформы календаря обсуждалась задолго до того, как изменения были приняты, и это было известно Нострадамусу. Фраза «не найдется никого, кто хотел бы работать в полях, и они надолго станут свободными от того, чему служили» – по-видимому, отсылает нас к Третьей книге Ездры: «Не останется никого, кто возделывал бы землю и сеял на ней. Дерева дадут плоды, и кто будет собирать их? Виноград созреет, и кто будет топтать его? Ибо повсюду будет великое запустение» (3Езд.16:25–29)

Завершая письмо сыну Цезарю, предсказатель вполне отчётливо формулирует суть пророчества: «Сейчас слушай мой сын, что я обнаружил посредством моих «вращений», которые созвучны вдохновленному откровению, что сейчас смертоносный меч приближается к нам в виде бедствия, войны более ужасной, какой не было на протяжении жизни трех человек…» Период жизни трёх человек в буквальном смысле следует понимать как примерно столетие; на уровне же намёка здесь видится ссылка на «трёх Антихристов» (см. соответствующий раздел этой книги).

Впрочем, важны ли были для предсказателя сами события, или он все таки стремился нам передать что-то другое? Это совсем нетривиальный вопрос. В катренах – в основном войны, убийства, болезни, стихийные бедствия – описанные в стихах, понимаемые только задним числом. При этом рифма вносит оттенок юмора в описание, снижает уровень драматизма. (Для сравнения: «Шёл трамвай десятый номер, На площадке кто-то помер. Тянут-тянут мертвеца, Ламца-дрица-оп-ца-ца!»). Смысл описываемых событий как бы снижается от того, что их можно взять и зарифмовать. Нострадамус явно показывает, что важны не сами события, а скорее тот факт, что они могут быть точно предсказаны. Конкретное содержание большинства событий в исторической ретроспективе ничтожно и свидетельствует лишь о крайне низком уровне духовности общества. Однако возможность их предсказания возвышает человеческий дух над морями эпох, выводя в новое измерение, с высот которого видны цель и скрытые механизмы истории. Катрен Ц2К13 можно отнести к самому Нострадамусу:

Тело без души более не будет жертвой,День смерти станет днем рождения,Божественный дух сделает счастливой душу,Узревшую Глагол в его бесконечности.

И при жизни, и после смерти пророчества Нострадамуса подвергались критике. Основной аргумент критиков заключается в том, что катрены слишком туманны и неконкретны, чтобы их можно было считать настоящими предсказаниями – каждую фразу можно интерпретировать десятками разных способов и в конце концов «подогнать» интерпретацию под реально произошедшие события. Этим, по мнению критиков, и занимаются поклонники Нострадамуса. Существующие интерпретации катренов в большинстве своем являются наложением «предсказаний» на уже прошедшие события с целью доказательства их истинности. В свою очередь, защитники Нострадамуса обращают внимание, что ценность пророчества не утрачивается от того, что понимание текста наступает после предсказанного события[27]. Сам факт правильного предсказания многое говорит о природе времени и является важным аргументом в пользу существования Бога. Именно это, а отнюдь не возможность заранее узнать политические пертурбации, придаёт значимость предсказаниям такого рода. Тайна Нострадамуса остаётся до сих пор нераскрытой; однако в пророчествах (Ц3К94) сказано, что их понимание должно наступить примерно через 500 лет, то есть уже в нашем веке.

Более 500 лет будут его рассматривать,Того кто был орнаментом своего времени.Затем внезапно он прольёт великий свет,Что сделает их весьма довольными этим веком.

Астрологические и открыто датированные катрены

Прежде чем перейти к рассмотрению нашего оригинального способа датировки, приведем подборку катренов, для которых дата определяется непосредственно из текста – в виде открыто названного года, либо указана посредством астрономических данных о положении небесных тел, либо с использованием средневековых астрологических концепций (не всегда имеющих объяснение в рамках планетных циклов). Вопреки известным стереотипам, такие катрены зачастую весьма конкретны. Как минимум, они свидетельствуют, что Нострадамус успешно использовал астрономические расчеты и циклические концепции мировой истории в своем творчестве.

Важно однако понимать, что источником предсказаний Нострадамуса является пророческое вдохновение, которое подкрепляется астрологией, но отнюдь к ней не сводится. Приведем цитаты, из которых более ясно прослеживается отношение Нострадамуса к астрологии. «Всеобъемлющая вечность содержит в себе все времена. Посредством этой неразделимой вечности события могут быть познаны через гераклову эпилепсию (т. е. пророческий экстаз, вдохновение) и через движение планет […] Посредством юдициарной астрологии, вместе с постоянными ночными бдениями и расчетами, мы изложили на письме наши пророчества. […] События которым суждено случиться, могут быть предречены в пророчестве посредством ночных небесных светил, которое имеют природное происхождение, а также с помощью пророческого духа […] Сверхъестественный свет озаряет того, кто предсказывает согласно учению о звездах, и кто пророчествует силой вдохновения данного в откровении, являющегося приобщением к божественной вечности. Таким образом (т. е. благодаря особому свету) пророк судит о том, что пророческий дух открыл ему посредством Создателя и природного побуждения, то есть то, что он предсказывает истинно и берет свой исток в небесах». (Из Письма сыну Цезарю). Иначе говоря, Нострадамус утверждает, что события будущего могут быть предсказаны как в результате вдохновения, так и с помощью астрологии, но только если при этом присутствует пророческий дух от Бога («сверхъестественный свет»). «[Я пророчествую] без малейшего страха дойти до бесстыдной /наглой/ болтливости: вот так все происходит от дивного могущества великого вечного Бога, от которого происходит вся доброта.» (Из Письма сыну Цезарю). Попытки же подменить пророческий дух одними только астрологическими упражнениями – Нострадамус не одобрял, не признавая за астрологией статус самостоятельной науки, способной предсказывать будущее без участия Творца.

На страницу:
3 из 5