bannerbanner
Право жить. Истории о людях и выборе
Право жить. Истории о людях и выборе

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Дверь распахнулась, и Алексей застыл с открытым ртом. Перед ним стояла девушка, с ног до головы облаченная в черный балахон. Из-под капюшона, наброшенного на голову, свисали белые волосы. Руки, оголенные до локтей, пестрели татуировками, смысл которых был совершенно непонятен. Незнакомка сбросила капюшон, подняла голову и пристально посмотрела на гостя изумительно сияющими голубыми глазами.

– Привет, – произнесла она неожиданно приветливо. – Ты Алексей? Мне о тебе Анна говорила. Проходи. А я Елизавета. Меня ведьмой называют… – девушка улыбнулась, и перед глазами Алексея поплыло зыбкое марево.

* * *

– Хочу пиццу и бургер! – кричал мальчишка лет шести, со вспотевшим от крика лбом и взъерошенными волосами.

– Давай что-нибудь одно, – пыталась образумить его хрупкая женщина, втягивая голову в плечи, словно хотела казаться незаметной. – Ты же не съешь и пиццу, и бургер…

– А я хочу! – громко кричал ребенок, привлекая к себе внимание посетителей.

– Ну, сыночек… – еще тише уговаривала его женщина.

Ее слова тонули, словно обломки пережившего крушение корабля, в набирающем силу крике ребенка.

– Ну хорошо, хорошо, – она наконец сдалась.

Мальчуган еще раз громко всхлипнул и замолчал. А мать, выстояв очередь и подойдя к кассе кафе, сделала заказ:

– Одну пиццу и бургер.

– А себе что будете брать? – спросила девушка-официант с лучезарной улыбкой.

– Уже ничего, – тихо произнесла посетительница и решительно добавила: – Это весь заказ.

Станислав, стоявший за матерью с сыном в очереди, отчетливо слышал каждое слово этой худощавой женщины, которая всеми силами старалась быть незаметной. «Вот как дал бы ему затрещину! – подумал он. – И почему мамаша ему потакает?!»

– Что будете заказывать? – спросила официантка у Стаса.

– Кофе и бургер, – произнес тот, все еще испытывая неприязнь и какую-то необъяснимую злость в душе к той ситуации, которая только что развернулась перед его глазами.

Сев за столик и машинально помешивая кофе, он краем глаза видел, как ребенок с азартом поедает свою пиццу, свободной рукой придерживая бургер, словно у него кто-то собирался его отнять. «Какое мне дело до них? – подумал Стас. – И какого дьявола меня вообще так задела эта история?»

Он пересел на соседний стул, чтобы неприятное семейство больше не попадало в поле его зрения, и постарался выбросить из головы все мысли о сцене, свидетелем которой стал. Сделав несколько глотков кофе и утолив голод бургером, Стас достал из элегантного кожаного портфеля коробочку.

«Ну что ж, Станислав Михайлович, – мысленно произнес он. – Поздравляю тебя с покупкой нового айфона. Та-да-да-таааам!» Он снял крышку и взял в руки новенький телефон. Не прошло и нескольких минут, как в новый аппарат уже была вставлена старая симка и вся база данных начала постепенно загружаться.

Пока данные переносились в память новенького мобильного, Стас спокойно пил свой кофе, поглядывая через большое окно на улицу. Там шел дождь вперемешку с мокрым снегом. Случайные прохожие спешили в любое укрытие, способное защитить от холодных пронизывающих потоков.

– Ты мне купишь «Лего»? – донеслось до Стаса.

Он медленно повернулся на звук. Мальчуган, доедая пиццу и так же придерживая рукой бургер, выдвигал матери все новые требования. И вновь Стас почувствовал, как тоскливо и болезненно сжалось его сердце. Ему захотелось подойти и хорошенько встряхнуть мальца, чтобы у того мозги на место встали. «Да и мамаше не помешала бы встряска», – промелькнуло у Стаса в голове.

Машинально взглянув на айфон, он с радостью констатировал, что база данных загружена. «Так, посмотрим, что там у нас так успешно загрузилось, – подумал Стас и открыл данные. – Ух ты! Все фотографии перенеслись… отлично. Так, видео? Есть! Отлично. Аудиофайлы? Даже те файлы, которые не открывались на старом телефоне, здесь открываются! Вот это айфончик!.. А эта запись… это же…»

Станислав поспешно достал наушники и включил запись:

– Я, в общем-то, не очень во все это верю, – услышал он свой собственный голос. – Но мама настоятельно просила, чтобы я пришел к вам. Поэтому я здесь… вы же не против, что я записываю наш разговор?

– Не против, – ответил приятный женский голос, от которого веяло спокойствием. – Записывайте…

Стас просидел в кафе торгового зала несколько часов, выпив не одну чашку кофе. Он несколько раз полностью прослушал запись. Время от времени, когда боль в душе становилась невыносимой, нажимал на паузу. К горлу подкатывал комок, а на глаза наворачивались слезы. В такие минуты он отворачивался к окну, чтобы никто не видел, как взрослый мужчина готов разрыдаться, словно мальчишка, от невыносимого чувства потери и невозможности что-либо исправить.

В этом бессилии он все отчетливее слышал свой внутренний голос, монотонно твердивший: «Это ты виноват… Это ты убил ее…»

* * *

– Я многие вещи только здесь начала понимать, – призналась я, бросая взгляд на свою спутницу, невысокую тоненькую девушку с красивыми глазами.

– Да, – согласилась она и добавила: – Даже не знала, что у Сталина одна рука вообще не функционировала. И как ему только удавалось это скрывать?

– Ага, – кивнула я, делая шаг к следующему экспонату.

Пол под моими ногами заскрипел, напоминая, что этому зданию уже не один десяток лет. «Хотя дача построена отлично, – тут же включился во мне архитектор. – Чтобы в то время смогли спроектировать такой дом! Это просто удивительно».

Я подумала об интересной конструкции крыши, которая не просматривалась сверху. Когда мы с моей спутницей стояли на смотровой площадке и оглядывали окрестности Сочи, то дачу Сталина просто не видели. Хотя экскурсовод отчетливо произнесла:

– Вот здесь, под этими зелеными насаждениями, спрятана дача бывшего вождя, Иосифа Сталина.

– Не понимаю, – произнесла моя юная спутница. – Как можно жить возле моря и не купаться в нем? Плавать только в бассейне.

– Да, Даша, – согласилась я. – У него было много… мягко говоря… особенностей. Чего стоит черная комната, в которой жил охранник!

– О-о-о, это вообще взрыв мозга! – поддержала меня Даша. – Постоянно находиться в черной комнате, в которой даже постельное белье темное, а единственное светлое пятно – это маленькая лампочка на потолке… Я даже не могу себе представить, как мог жить в этой комнатке бедный охранник!

– Сталин был просто помешан на своей безопасности, – напомнила я. Вспомни, что говорила экскурсовод. Все сапоги у солдат были подкованы, чтобы их шаги всегда были слышны. На даче не разрешалось стелить ковры. И еще интересная конструкция крыши, которая не просматривается сверху. А гостиная! Это же надо так ее сконструировать, чтобы шепот, произнесенный в одном углу помещения, был слышен в другом…

Меня всегда завораживают музеи, в которых живет история и которые позволяют понять, как жил человек. Но тут мою вдохновенную речь прервал телефонный звонок.

– Здравствуйте, Анна, – послышался в трубке уверенный мужской голос. – Это Станислав. Помните, вы меня консультировали пять лет назад?

Перед глазами возник образ невысокого молодого человека с карими глазами, которые он постоянно недоверчиво прищуривал, словно пытался заглянуть в мою душу. Он пришел ко мне на консультацию по просьбе матери. Но с первых же слов четко дал понять, что особо не верит во «всю эту ерунду».

– Я, в общем-то, не очень во все это верю, – так и заявил он, усаживаясь в кресло. – Но мама настоятельно просила, чтобы я пришел к вам. Поэтому я здесь… вы же не против, что я записываю наш разговор?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3