Полная версия
Подрывные инновации: будущее технологий и общества
Использование блокчейна для управления цепочкой поставок, отслеживания движения товаров и материалов по цепочке поставок, помогает повысить прозрачность и эффективность этих процессов. Согласно отчёту компании «Gartner», в 2023 году блокчейн будет поддерживать глобальное перемещение и отслеживание товаров и услуг на сумму 2 триллиона долларов в год.
Технология блокчейна может применяться для идентификации и верификации, то есть создания безопасных и проверяемых цифровых удостоверений, которые можно использовать для широкого спектра приложений, таких как проверка личности, контроль доступа и голосование.
Преимущества блокчейна помогут реформировать индустрию финансовых услуг, позволяя создавать децентрализованные финансовые сети и автоматизировать финансовые процессы. Согласно отчёту группы компаний «PwC», в 2022 году на сектор банковских и финансовых услуг приходилось более 40% расходов на блокчейн.
Технология блокчейна со временем произведёт настоящую революцию в сфере финансовых услуг. Одним из примеров этого является использование смарт-контрактов, которые представляют собой самоисполняющиеся контракты, в которых условия соглашения между покупателем и продавцом непосредственно записываются в строки кода. Смарт-контракты можно использовать для автоматизации процесса выполнения финансовых транзакций, уменьшая потребность в посредниках и повышая эффективность. Кроме того, децентрализованный характер технологии блокчейн позволяет повысить прозрачность и безопасность финансовых транзакций, снижая риск мошенничества и ошибок. Это может привести к снижению затрат для финансовых учреждений и, в конечном итоге, к расширению доступа к финансовым услугам для потребителей.
Здравоохранение. Технологию блокчейна можно использовать для повышения безопасности и совместимости медицинских данных, а также для автоматизации управления медицинскими записями и претензиями.
Государственные и общественные услуги. Технология блокчейна может изменить способ предоставления государственных и общественных услуг, позволяя создавать более эффективные и прозрачные системы для широкого спектра приложений, таких как регистрация земли, выплата пособий и голосование.
В ближайшие годы потребуется решить ряд задач этического, социального и экономического характера, которые обусловлены широким использованием технологии блокчейна во многих сферах деятельности человека. К таким задачам следует отнести:
– регулирование, гарантирующее разработку и использование технологий блокчейна во благо обществу;
– образование, позволяющее людям приобретать навыки и знания, необходимые для понимания этих технологий и работы с ними;
– инвестиции не только в передовые разработки, но и в образование и обучение, призванные обеспечить готовность людей к меняющемуся укладу жизни и характеру занятости;
– безопасность и конфиденциальность личных и корпоративных данных, прозрачность и подотчётность разработки и использования технологии блокчейн, а также соблюдение прав на неприкосновенность частной жизни физических лиц.
В январе 2023 года Виталик Бутерин, создатель платформы «Ethereum», предложил новое решение для обеспечения анонимности в криптовалютных транзакциях. Идея заключается в использовании скрытых или невидимых адресов, где получатель создаёт и сохраняет «ключ расходов» и отправляет его отправителю. Затем отправитель использует этот ключ для создания уникального скрытого адреса для транзакции, обеспечивая анонимность обеих сторон. Эта концепция повышает безопасность и конфиденциальность пользователей криптовалюты, обеспечивая дополнительный уровень защиты их транзакций.
Правовые и нормативные проблемы
Согласно данным консалтинговой компании «Deloitte», ожидается, что к 2027 году количество активных кошельков с блокчейном достигнет 1 миллиарда, по сравнению с примерно 42 миллионами в 2019 году. Общая рыночная капитализация всех криптовалют достигла рекордного уровня в более чем 1,5 триллиона долларов в январе 2021 года и продолжала расти, но 2022 году произошёл обвал практически всех криптовалют.
Технология Blockchain и криптовалюты все ещё относительно новы и быстро развиваются, что привело к ряду юридических и нормативных проблем. На сегодня, ключевыми проблемами, связанными с технологией блокчейна и криптовалютами, являются:
– юрисдикция – определение законов, норм и правил, применяемых к транзакциям, которые происходят в блокчейне. Это может быть особенно сложно в случае трансграничных сделок, где могут применяться разные правовые системы;
– классификация – по-прежнему существует неопределенность в отношении того, как классифицировать криптовалюты и другие активы на основе блокчейна, что может затруднить определение того, какие законы и правила применять к этим активам. Некоторые государства предпринимают шаги для уточнения правового статуса криптовалют, в то время как другим еще предстоит разработать четкую структуру;
– защита прав потребителей – отсутствие регулирующего надзора на рынке криптовалюты привело к ряду проблем с защитой прав потребителей, включая фальсификации, мошенничество и другие виды злоупотреблений. Всё чаще звучат призывы к усилению государственного регулирования для защиты потребителей и обеспечения справедливости и прозрачности рынка;
– отмывание денег и финансирование терроризма – существуют опасения, что криптовалюты и другие активы на основе блокчейна могут использоваться для отмывания денег и финансирования терроризма из-за их децентрализованного характера и отсутствия прозрачности. Это привело к неизбежности усиления регулирования и надзора со стороны государства, чтобы гарантировать своевременное обнаружение и пресечение преступной и террористической деятельности. Технология блокчейна может революционизировать способы транзакций и обмена информацией, создавая более безопасную и прозрачную систему ведения бизнеса и обмена ценностями.
Для решения упомянутых выше правовых и нормативных проблем потребуется выверенный и продуманный подход, учитывающий потенциальные преимущества и риски. Необходимо организовать понятную обществу систему контроля разработки и использования технологий блокчейн, широко освещать в СМИ вопросы безопасности и конфиденциальности, сформировать необходимую нормативно-правовую базу для дальнейшего развития.
В настоящее время в некоторых странах разрабатываются Централизованные цифровые деньги, что неизбежно приведёт к закрепощению людей через идентификацию по цифровым денежным балансам, углеродным следам, отслеживанию других простых действий. Всё это может привести к навязыванию различным социальным группам населения стереотипных моделей поведения под угрозой потери средств к существованию. Вместе с тем, создание криптовалюты предлагает децентрализованную цифровую альтернативу традиционным финансовым системам, позволяя людям контролировать свое финансовое будущее. Возможности блокчейна и криптовалют ограничены только нашим воображением и готовностью использования этой прорывной технологии. Цифровизация валют видится одним из основополагающих факторов при осуществлении четвёртой промышленной революции.
Блокчейн, инновации, интеллектуальная собственность
Блокчейн – это будущее цифровизации человечества, он исключает возможность влияния человеческого фактора на многие процессы, связанные с децентрализацией, конфиденциальностью, социальными и этическими аспектами. В первую очередь блокчейн и интеллектуальную собственность нужно использовать для развития и внедрения инновационных технологий и инновационных проектов.
Технология блокчейн может произвести революцию в различных сферах функционирования современного общества, а также изменить наши представления об управлении интеллектуальной собственностью. Внедрение технологии блокчейна оказывает непосредственное влияние на развитие инновационных технологий и интеллектуальную собственность.
Технология блокчейн предлагает децентрализованный, защищенный от несанкционированного доступа и прозрачный способ управления и записи транзакций. Это имеет самые хорошие перспективы для формирования и защиты интеллектуальной собственности, поскольку может упростить обеспечение соблюдения прав, отслеживание использования и распространения контента, а также сокращение случаев мошенничества и пиратства. Кроме того, технология блокчейн может предоставить новые средства создания и управления смарт-контрактами и автоматизированными системами управления правами. Это может упростить процесс лицензирования и монетизации контента, сделав его более доступным для создателей и правообладателей.
Технология блокчейна играет ключевую роль в развитии таких инновационных технологий, как умные города, цифровая идентификация и Интернет вещей (IoT). Например, технологию блокчейн можно использовать для создания безопасных и децентрализованных сетей для управления интеллектуальными устройствами и городами, обеспечивая более эффективный и прозрачный обмен данными. Его также можно использовать для создания уникальных цифровых идентификаторов для отдельных лиц и организаций, которые можно использовать для аутентификации, контроля доступа и других целей.
Поскольку технология блокчейна продолжает развиваться и совершенствоваться, её влияние на интеллектуальную собственность будет становиться все более значимой. Однако ещё предстоит решить множество проблем, связанных с масштабируемостью, регулированием и функциональной совместимостью. Последствия этих проблем, а также будущее технологии блокчейн и её влияние на интеллектуальную собственность и инновационные технологии будут более подробно рассмотрены в третьей книге автора «Влияние технологии блокчейн на интеллектуальную собственность».
Глава 4. Виртуальная и дополненная реальность
Возможности виртуальной и дополненной реальности безграничны, единственным ограничением является наше воображение. Давайте мечтать о большем, думать о будущем и строить невозможное.
Автор
Определение и примеры VR и AR
Виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR) – это технологии, которые позволяют пользователям испытывать и взаимодействовать с созданными компьютером средами и объектами с эффектом личного присутствия.
Виртуальная реальность (VR) – это компьютерная симуляция трехмерной среды, с которой можно взаимодействовать, казалось бы, реальным или физическим способом. VR обычно используется с помощью гарнитуры, которая может быть либо привязана к компьютеру, либо автономна. Виртуальная реальность была впервые представлена в 1950-х годах как способ моделирования реалистичной среды для военной подготовки и других целей. С тех пор этот способ расширился и теперь включает ряд приложений в таких областях, как развлечения, образование и здравоохранение.
Дополненная реальность (AR) – это технология, которая накладывает цифровую информацию и графику на реальный мир, как правило, с помощью смартфона или планшета. AR позволяет пользователям лучше видеть реальный мир и взаимодействовать с ним, добавляя цифровые элементы, такие как текст, изображения и 3D-модели. Дополненная реальность была впервые разработана в 1990-х годах и привлекла к себе широкое внимание в последние годы из-за распространения мобильных устройств с возможностями AR, таких как смартфоны и планшеты.
Среди пионеров виртуальной и дополненной реальности – Мортон Хейлиг, Иван Сазерленд и Дуглас Энгельбарт.
Примерами технологий VR и AR являются гарнитуры виртуальной реальности, приложения AR, очки дополненной реальности.
Гарнитуры виртуальной реальности, такие как Oculus Rift или HTC Vive, позволяют пользователям погрузиться в виртуальную среду с эффектом присутствия и реалистично взаимодействовать с ней.
Приложения AR, такие как Pokemon Go или Snapchat, позволяют пользователям видеть цифровые элементы в реальном мире с помощью смартфона или планшета и взаимодействовать с ними.
Очки дополненной реальности, такие как Microsoft HoloLens или Google Glass, позволяют пользователям видеть и взаимодействовать с цифровыми элементами в реальном мире более захватывающим образом.
Согласно отчёту компании «IDC», мировой рынок виртуальной и дополненной реальности достигал 162 миллиардов долларов в 2020 году и 215 миллиардов долларов в 2021 году, а совокупный годовой темп роста (CAGR) составил 29,4% с 2016 по 2022 год. Исследования «MarketsandMarkets», показывают, что размер рынка виртуальной реальности вырастет с 3,3 миллиарда долларов в 2020 году до 38,7 миллиарда долларов к 2025 году при среднегодовом темпе роста 50,5% в течение прогнозируемого периода.
Технологии виртуальной и дополненной реальности могут дополнять и развивать широкий спектр приложений в различных отраслях и, вероятно, в ближайшее время приведут к революционным изменениям во многих сферах деятельности человека. Расширение области применения технологий виртуальной и дополненной реальности обусловлено следующими ключевыми особенностями, на которые стоит обратить внимание:
– погружение – способность создавать иммерсивные впечатления, которые позволяют пользователям чувствовать, что они физически присутствуют в виртуальной или дополненной среде. Этого можно достигнуть за счет использования передовой графики, звука и тактильной обратной связи;
– интерактивность – технологии VR и AR позволяют пользователям реалистично взаимодействовать с виртуальными или дополненными средами и объектами, используя различные входные данные, такие как жесты рук, голосовые команды или контроллеры;
– многообразие приложений – технологии виртуальной и дополненной реальности имеют широкий спектр потенциальных применений, включая игры, образование, обучение, здравоохранение, развлечения и т.д.;
– аппаратное обеспечение – для работы технологий виртуальной и дополненной реальности обычно требуется специальное оборудование, такое как гарнитуры или очки. Эти устройства могут быть либо привязаны к компьютеру, либо автономны, и могут использовать различные датчики и входы для отслеживания движения пользователя и взаимодействия с виртуальной или дополненной средой.
Текущие и потенциальные приложения
В настоящее время технологии виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) имеют множество применений, таких как игры, образование, обучение, здравоохранение и многое другое. Согласно отчёту организации «VR Intelligence», игры – самый популярный вариант использования виртуальной реальности, за которым следуют здравоохранение и образование.
VR и AR используются как в повседневной жизни людей, так и при производстве товаров и оказании услуг. Приведём примеры некоторых из текущих и потенциальных применений технологий VR и AR:
– игры – технологии виртуальной и дополненной реальности позволяют совершенствовать игровую индустрию, создавая более захватывающий и интерактивный опыт. В настоящее время виртуальные игры получили широкое распространение и признание, и теперь пользователям доступен широкий выбор VR-игр и платформ;
– образование и обучение – технологии VR и AR можно использовать для создания интерактивной и иммерсивной учебной среды, которая может быть особенно полезна при изучении предметов, требующих практического обучения или моделирования. Эти технологии могут изменить способ предоставления образования, позволяя учащимся взаимодействовать с виртуальной или дополненной средой реалистичным образом;
– здравоохранение – технологии VR и AR имеют ряд потенциальных применений в сфере здравоохранения, включая обучение медицинских работников, создание терапии воздействия виртуальной реальности на психические расстройства и использование AR для помощи в хирургии;
– развлечения – технологии виртуальной и дополненной реальности могут произвести революцию в индустрии развлечений, создав новые захватывающие способы взаимодействия с контентом. Это включает в себя всё, от фильмов и концертов в виртуальной реальности до тематических парков дополненной реальности и интерактивных мероприятий;
– розничная торговля – технологии дополненной реальности могут преобразовать отрасль розничной торговли, позволяя клиентам увидеть, как товары будут выглядеть или вписываться в интерьер в их собственном доме, прежде чем совершать покупку. Это может быть особенно полезно для мебели и предметов домашнего декора.
В связи с разработкой и использованием VR и AR происходит реализация целого ряда задач, обеспечивающих дальнейшее развитие этого направления прорывных технологий, в частности это:
– доступность технологий – одной из проблем, связанных с технологиями виртуальной и дополненной реальности, является обеспечение их доступности для всех пользователей, независимо от их физических или когнитивных способностей. Возможна разработка специализированного аппаратного и программного обеспечения для удовлетворения потребностей различных пользователей;
– конфиденциальность – существуют проблемы с конфиденциальностью, связанные с использованием технологий VR и AR, особенно в случае AR, который основан на использовании датчиков и камер для отслеживания движения пользователя и взаимодействия с реальным миром. Важно обеспечить, разработку и использование технологии таким образом, чтобы уважались права на неприкосновенность частной жизни;
– регулирование – должна проводиться понятная обществу научно-техническая политика, гарантирующая, что эти технологии разрабатываются и используются ответственным и этичным образом. Это может включать изменение и разработку новых законов и стандартов, а также установление отраслевых норм и правил;
– образование – поскольку технологии VR и AR занимают всё большее место в жизни общества, людям необходимо иметь соответствующие навыки и знания, необходимые для понимания этих технологий и работы с ними. В связи с этим потребуются инвестиции в образование и обучение.
В настоящее время компания Apple активно работает над AR-гарнитурой и операционной системой xrOS для неё, с помощью этой гарнитуры пользователи смогут получать дополнительную информацию о гаджетах на полках в магазинах Apple Store, информация будет накладываться поверх реальных объектов по принципу дополненной реальности. Компания также готовится представить пользователям собственную гарнитуру виртуальной реальности.
С точки зрения аппаратного обеспечения, на рынке VR и AR доминируют крупные игроки, такие как «Oculus», «HTC» и «Sony». Согласно отчёту аналитической группы «Superdata Research», компания «Oculus» является лидером на рынке виртуальной реальности, за ней следуют компании «HTC» и «PlayStation VR».
В 2023 году ChrisDaCow, известный в игровом сообществе блогер, создал визуальное представление четвертого измерения в популярной игре Minecraft. Используя свои знания теории струн и квантовой физики, он смог создать при помощи своего VR-шлема правдоподобное и точное изображение четвертого измерения в рамках ограничений игры. Его тяжелая работа и самоотверженность были признаны экспертами в этой области, которые назвали это выдающимся достижением в игровом мире. Это измерение также доступно для виртуальной реальности для более реалистичного представления.
В январе 2023 года Linux Foundation объявила о своих планах по созданию платформы Metaverse с открытым исходным кодом с созданием дочерней организации Open Metaverse Foundation (OMF) для разработки основы для собственной метавселенной. OMF стремится объединить все основные компоненты для создания полноценной метавселенной с открытым исходным кодом, сосредоточив внимание на различных ключевых областях, таких как виртуальные миры и симуляции, сетевые решения, проблемы безопасности и конфиденциальности, а также правовые и политические вопросы. Цель состоит в том, чтобы создать бесшовный и захватывающий опыт виртуальной реальности для пользователей, а также предоставить платформу для инноваций и роста в индустрии метавселенной.
Проблемы и возможности
Разработка и использование технологий виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR) создают ряд проблем и возможностей, как для бизнеса, так и для частных лиц. Некоторые из ключевых проблем связанных с технологиями VR и AR:
– технические проблемы – разработка и использование технологий виртуальной и дополненной реальности могут быть технически сложными из-за отсутствия специализированного аппаратного и программного обеспечения, а также необходимости создания реалистичных и захватывающих виртуальных или дополненных сред. Для преодоления этих проблем может потребоваться разработка новых технологических процессов и подходов;
– безопасность и здоровье людей – технологии VR и AR должны исключать угрозу неприкосновенности частной жизни и защищать людей, как от системных нарушений безопасности, так и от недобросовестных пользователей. Важным фактором при использовании технологии виртуальной реальности является обеспечение того, чтобы здоровье людей не пострадало, а их психическое состояние было устойчивым;
– доступность – одной из проблем, связанных с технологиями виртуальной и дополненной реальности, является обеспечение их доступности для всех пользователей, независимо от их физических или когнитивных способностей. Это предполагает разработку специализированного аппаратного и программного обеспечения для удовлетворения потребностей различных пользователей.
Социальные и этические проблемы – технологии VR и AR будут оказывать всё более значительное влияние на общество, на повседневную жизнь и образ мыслей людей. Это включает в себя всё, от того, как мы общаемся и взаимодействуем друг с другом, до того, как мы получаем доступ к информации и потребляем ее. Большую угрозу сфера VR и AR представляет для совсем юных людей и молодёжи в части формирования ложных представлений в виртуальном мире и создания серьёзных проблем с адаптацией к вызовам реальной жизни. Разработка и использование технологий виртуальной и дополненной реальности может оказаться предметом злоупотребления, что может иметь серьезные последствия для частной жизни и автономии людей.
Повсеместное применение технологий виртуальной и дополненной реальности могут создать широкий спектр экономических возможностей, включая создание новых рабочих мест и отраслей в экономике, а также развитие существующего бизнеса. Поскольку технологии VR и AR становятся всё более распространенными, прозрачность разработки и постоянный диалог с общественностью необходимы, чтобы добиться понимания и доверия людей к этим технологиям.
Виртуальная реальность может революционизировать то, как мы трудимся и взаимодействуем с окружающим миром, от образования и обучения до развлечений и игр, она способна перенести нас в новые грандиозные миры, а потенциал этой технологии трудно себе вообразить.
Дополненная реальность способна, перенося цифровую информацию в нашу физическую среду бесшовным и интуитивно понятным способом, создавать новые и захватывающие возможности для образования, развлечений и разнообразного взаимодействия с окружающим миром. Согласно прогнозам компании «MarketsandMarkets», ожидается, что объём рынка дополненной реальности вырастет с 9,8 миллиарда долларов в 2020 году до 72,7 миллиарда долларов к 2025 году при среднегодовом темпе роста 44,5% в течение прогнозируемого периода. Дополненная реальность может сократить разрыв между цифровым и физическим мирами, улучшая то, как мы учимся, играем и познаем мир вокруг нас. Будущее светло для тех, кто готов принять эту потрясающую новую технологию.
В аналитической компании «Digi-Capital», считают, что VR и AR в 2022 году принесли 150 миллиардов долларов годового дохода, при этом прибыль VR составила 30 миллиардов долларов, а прибыль AR – 120 миллиардов долларов. Аналитики компании «Gartner» считают, что в 2023 году VR и AR принесут доход в размере 1,5 миллиарда долларов, а 50% корпоративного VR-контента будет потребляться через мобильные устройства.
С точки зрения скорости внедрения, применение технологий VR и AR находится на подъёме. Согласно опросу, проведённому международной сетью компаний «Deloitte», количество компаний, которые внедрили или планируют внедрить технологии виртуальной и дополненной реальности, увеличилось с 20% в 2018 году до 44% в 2022 году.
Глава 5. Возобновляемые источники энергии и устойчивость
Устойчивое развитие – это не тенденция, это необходимость. Принимая решения в области возобновляемых источников энергии и отдавая приоритет устойчивости во всех наших решениях, мы можем построить лучшее будущее для себя и для будущих поколений.
Автор
Обзор технологий возобновляемой энергетики
Технологии возобновляемой энергетики – это технологии, которые производят электричество или топливо из возобновляемых источников, таких как солнце, ветер, вода или биомасса. Эти технологии имеют следующие преимущества перед не возобновляемыми источниками энергии (ядерное топливо, уголь, нефть, газ):