bannerbanner
Письма. Том II (1933–1935)
Письма. Том II (1933–1935)

Полная версия

Письма. Том II (1933–1935)

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Раджкумари Амрит Каур (1889–1964), участница движения за независимость Индии и первая женщина в истории страны, которая получила министерский портфель, заняв в 1947 г. пост министра здравоохранения, принадлежала к королевской семье Капуртхала.

2

Roerich N. Maitreya // World Unity. New York, 1932. Dec. P. 53–[64]. На русском языке статья опубликована в сборнике: Рерих Н. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк: Всемирная Лига Культуры, [1933].

3

В ОР МЦР хранится письмо Р.Тагора от 29 января 1933 г. с благодарностью Н.К.Рериху за высокую оценку его труда и приложенный к письму материал.

4

Вероятно, имеется в виду очерк: Roerich N. Vijaya Tagore! Vijaya Santi-Niketan!: Address on the Seventieth Annivrsary of Dr. Rabindranath Tagore, May 8, 1931 // Roerich Museum Bulletin. N.Y., 1931. Vol. 1, July, № 7. P. 3–4. Опубликован на русском языке под названием «Виджая, Тагор!: К семидесятилетию Рабиндраната Тагора, 8 мая 1931 г.» в сборнике: Рерих Н. Держава Света. Southbury: Alatas, 1931.

5

В оригинале пропуск.

6

Roerich N. Raj-Rajesvari // The Vision. Ramnagar, Kanhangad, 1941. Vol. 9, Nov., № 2. P. 44. Очерк опубликован на русском языке под названием «Великая Матерь»: Рерих Н. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк: Всемирная Лига Культуры, [1933].

7

Речь идет об открытке с изображением картины Н.К.Рериха «Мадонна Орифламма» (1932). Холст, темпера. 173,5 × 99,4 см. Музей Николая Рериха (Нью-Йорк). Издана Гималайским Рериховским обществом.

8

Авторский текст письма на английском языке. Эта фраза – «Mon Cher Ami» – написана по-французски.

9

«Notre Dam de la Paix» (фр.) – Мадонна Мира. Речь идет о картине Н.К.Рериха «Мадонна Орифламма».

10

Раиса Владимировна Таубе.

11

Франклин Делано Рузвельт, 32-й президент США.

12

Во время путешествия Екатерины II в 1787 г. из Петербурга к южным границам ее владений Г.А.Потёмкин на пути следования кортежа императрицы с целью создания в глазах сопровождавших ее иностранных послов видимости мощи и процветания России построил декорации благополучных деревень, садов и пр. С тех пор выражение «потёмкинские деревни» означает очковтирательство, показной блеск, скрывающий истинное положение вещей.

13

Папа Пий XI.

14

Триптих Н.К.Рериха «Жанна д’Арк» (1931). Холст, темпера. 125 × 217 см. Музей имени Н.К.Рериха (Москва): левая часть – «Дева на костре (На костре)». 123,8 × 80,6 см; центральная часть – «Вечная Матерь». 125,2 × 56,8 см; правая часть – «Молитва». 124,1 × 80,4 см.

15

Зал Рериха в Аллахабадском муниципальном музее был создан в 1933 г., торжественное открытие состоялось 12 февраля 1934 г.

16

Недоброжелателями был распущен слух, что члены рериховского общества замешаны в поставке оружия чилийским революционерам. Чилийское правительство эту клевету полностью отрицало.

17

Roerich N. Fiery Stronghold // The Scholar. Palghat, 1932. Vol. 8, Nov., № 2. P. 150–160. Опубликована на русском языке в одноименном сборнике.

18

Имеется в виду Рисовальная школа Императорского общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Н.К.Рерих был ее директором с 1906 по 1917 г.

19

Журнал Гималайского института научных исследований «Урусвати», издавался в 1931–1933 гг.

20

Очерк опубликован под названием «Rigor Mortis. Окостенение».

21

Перечисленные в приложении очерки Н.К.Рериха вошли в сборник: Рерих Н. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк: Всемирная Лига Культуры, [1933].

22

Roerich N. Synthesis // The Vedanta Kesari. Mylapore; Madras, 1932. Vol. 18, Feb., № 10. P. 370–373. На русском языке очерк опубликован в сборнике: Рерих Н. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк: Всемирная Лига Культуры, [1933].

23

Речь идет о картине Ганса Мёмлинга «Христос в окружении поющих ангелов» (1480-е).

24

Речь идет о картине Н.К.Рериха «Мадонна Защитница» («Sancta Protectrix») (1933). Холст, темпера. Местонахождение неизвестно.

25

Речь идет об альбоме фотографий картин Н.К.Рериха с изображениями святых для Папы Пия XI.

26

1933 год был объявлен святым в связи с 1900-летием Распятия Христа.

27

Авторский текст письма на английском языке. Эта фраза – «Tres fidèlement a Vous» – написана по-французски.

28

Николай Александрович Бенуа.

29

Речь идет об оплате печати книги Ю.Н.Рериха «По тропам Срединной Азии» на французском языке: Roerich George. Sur les pistes de l’Asie Centrale. Paris: Librairie Orienaliste Paul Geuthner, 1933.

30

На улице Пуатье, 12 располагались Европейский Центр Музея Рериха в Нью-Йорке и Общество друзей Музея.

31

Virgо Protectrix (лат.) – Дева Заступница. Речь идет о картине «Мадонна Защитница» (1933).

32

См. примечание 1 на с. 11.

33

Авторский текст письма на английском языке. Эта фраза – «Tres fidèlement a Vous» – написана по-французски.

34

«Черный век» (санскр.) – согласно Ведам, железный век или век машин, самая мрачная из всех четырех эпох, через которые Земля циклически проходит в своем развитии. Юги имеют огромную продолжительность и последовательно сменяют одна другую наподобие того, как чередуются времена года. В эпоху Кали Юги происходит крайняя духовная деградация человека, сопровождаемая проявлением его самых негативных качеств.

35

«Век высшей истины» (санскр.) – одна из четырех эпох, которая в настоящее время приходит на смену Кали Юге, характеризуется процветанием духовной культуры. Согласно Учению Живой Этики, переход к Сатиа Юге сопровождается особенным проявлением стихии огня.

36

Roerich Room of the Bharat Kala Bhavan: Catalogue. Benares: Indian Art Museum, 1932.

37

На русском языке очерк опубликован в сборнике: Рерих Н. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк: Всемирная Лига Культуры, [1933].

38

Roerich N. The Banner of Peace // The Scholar. Palghat, 1932. Vol. 7, July, № 10. P. 519–521. На русском языке очерк опубликован в сборнике: Рерих Н. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк: Всемирная Лига Культуры, [1933].

39

Jagadiswarananda S. Nicholas Roerich – Apostle of Culture and Peace. Saqi. Secundarabad, 1932.

40

Roerich N. Agni – Transmutor // The Scholar. Palghat, 1932. Annual Number. P. 13–16. То же: // All India Trade Magazine. Mangalore, 1932. Vol. 3. Dec., № 3. P. 65–66. На русском языке очерк опубликован в сборнике: Рерих Н. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк: Всемирная Лига Культуры, [1933].

41

Вероятно, речь идет о статье: Radosavljevich P.R. Spirit of Roerich’s Cult-Ur or Veneration of Light in modern education. Известные публикации в: Zelta gramata: In dedication to fifty years of creative activity of Nicholas Roerich & First Baltic Congress of Roerich Soc., 10 Oct. 1937. Riga: Rericha muzeja, 1938 (на латыш., англ. и рус. яз.); Flamma. 1939. № 5.

42

Roerich N. Armour of Light // Prabuddha Bharata or Awakened India. Calcutta, 1932. Sept. P. 425–428. На русском языке очерк опубликован в сборнике: Рерих Н. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк: Всемирная Лига Культуры, [1933].

43

Картина Н.К.Рериха «Звезда героя» (1932). Холст, темпера. 74 × 117 см. Музей Бхарат Кала Бхаван (Бенарес).

44

Rokotoff Natalie. Foundations of Buddhism. New York: Roerich Museum Press, 1930.

45

Речь идет о почтовой открытке, изданной Музеем Рериха, с изображением картины Н.К.Рериха «Майтрейя Победитель» (1927). Холст, темпера. 69 × 135,2 см. Музей имени Н.К.Рериха (Москва).

46

Речь идет о почтовой открытке, изданной Музеем Рериха, с изображением картины Н.К.Рериха «Земля Всеславянская [Земля Славянская]» (1931). Холст, темпера. Коллекция короля Александра, Белград (Сербия).

47

Речь идет о почтовой открытке, изданной Музеем Рериха, с изображением картины Н.К.Рериха «Кришна» (1929) из серии «Кулу» (1928–1930). Холст, темпера. 74 × 118 см. Музей Николая Рериха (Нью-Йорк).

48

Имеются в виду почтовые открытки с изображением диптиха Н.К.Рериха «Агни Йога» (1928). Холст, темпера. 119,5 × 73,5 см. Частное собрание (США). Изданы Музеем Рериха. Также речь может идти об очерке: Roerich N. Agni – Vidya // Review of Philosophy and Religion. Poona, 1933. Vol. 4, Sept., № 2. P. 147–160. Опубликован на русском языке с сокращениями под названием «Держава Света».

49

Речь идет о почтовой открытке с изображеним варианта картины Н.К.Рериха «Знамя Мира (Pax Cultura)» (1931), изданной Музеем Рериха.

50

Речь идет о почтовой открытке с изображением здания Института «Урусвати».

51

Речь идет о почтовых открытках с изображением портрета Н.К.Рериха кисти С.Н.Рериха, изданных Гималайским Рериховским обществом.

52

Возможно, имеется в виду статья В.Б.Сарти «За Мир и Культуру»: Sarti V.B. For Peace and Culture. New York, 1932.

53

См. примечание 7 на с. 20.

54

См. примечание 5 на с. 20.

55

Очерк опубликован в сборнике: Рерих Н. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк: Всемирная Лига Культуры, [1933].

56

См. примечание 1 на с. 20.

57

После смерти М.К.Тенишевой княгиня Е.К.Святополк-Четвертинская сохранила 35 тетрадок ее записей, и в 1933 г. они были опубликованы Русским Историко-Генеалогическим обществом во Франции под названием «Впечатления моей жизни». Позже публикация состоялась и в СССР: Тенишева М. Впечатления моей жизни. Л.: Искусство, 1991.

58

Речь идет о Борисе Георгиеве.

59

Речь идет о журнале «Осетия», издававшемся в Париже с января по сентябрь 1933 г. Комитетом осетиноведения при Европейском Центре Музея Рериха. Редактор Дзамбулат Дзанти.

60

Издательство, основанное Н.К.Рерихом совместно с писателем Г.Д.Гребенщиковым в 1923 г. в Париже, позже инкорпорировано Музеем Рериха в Нью-Йорке.

61

Roerich N. Shambhala the Resplendent // Roerich N. Shambhala. New York, 1930. P. 1–33. На русском языке: Рерих Н. Шамбала сияющая // Рерих Н. Шамбала. М.: МЦР, 2000. С. 29–48.

62

Лосский Н.О. Магия и христианский культ // Путь. 1932. № 36.

63

Речь идет об иеромонахе Иоанне Шаховском, с которым Н.К.Рерих имел короткую переписку. См. том I настоящего издания.

64

Картина Н.К.Рериха. «Чаша Христа» (1925) из серии «Знамена Востока». Холст, темпера. 74,7 × 117,7 см. Музей имени Н.К.Рериха (Москва).

65

Картина Н.К.Рериха. «И мы видим» (1922) из серии «Sancta» («Святые»). Холст, темпера. 71,6 × 101,9 см. Музей имени Н.К.Рериха (Москва).

66

Картина Н.К.Рериха «И мы открываем врата» (1922) из серии «Sancta» («Святые»). Холст, темпера. 73,9 × 104,3 см. Музей имени Н.К.Рериха (Москва).

67

Эскиз мозаики для церкви Петра и Павла «на пороховых заводах» (Шлиссельбург) «Святой Михаил Архистратиг» (1906). Бумага на картоне, темпера, карандаш. 50,5 × 62 см. Местонахождение неизвестно.

68

Картина Н.К.Рериха. «Сергий строитель» (1925) из серии «Знамена Востока». Холст, темпера. 74,5 × 118,0 см. Музей имени Н.К.Рериха (Москва).

69

Статьи вошли в сборник: Рерих Н. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк: Всемирная Лига Культуры, [1933].

70

Так в оригинале. «Новый путь», русский религиозно-философский публицистический журнал, издавался в Санкт-Петербурге в 1902–1904 гг. В 1905 г. его сменил журнал «Вопросы жизни», редактором которого был Н.О.Лосский (издавался в течение года). В письме речь идет о журнале «Путь», издававшемся в Париже Религиозно-философской академией с сентября 1925 г. по март 1940 г. (редакторы Н.А.Бердяев и Б.П.Вышеславцев).

71

В оригинале текст приложения на английском языке.

72

Roerich N. Realization of the Beautiful // The Vedanta Kesari. Madras, 1933. Vol. 19, March, № 11. P. 413–416. На русском языке очерк вошел в сборник «Твердыня Пламенная».

73

См. примечание 5 на с. 26.

74

Речь идет о почтовой открытке, изданной Музеем Рериха, с изображением картины Н.К.Рериха «Пантелеймон-целитель» (1931). Холст, темпера. 44,4 × 78,5 см. Музей Николая Рериха (Нью-Йорк).

75

Речь идет о почтовой открытке, изданной Музеем Рериха, с изображением эскиза росписи апсиды церкви Святого Духа во Флёнове (Смоленская обл.) «Царица Небесная» (1931). Бумага на картоне, гуашь, карандаш, акварель. 47 × 31 см. Частное собрание (США).

76

См. примечание 5 на с. 20.

77

См. примечание 11 на с. 26.

78

Roerich N. Art and World Culture // World Unity. N.Y., 1929.

79

Мир Огненный. Ч. I. Париж, 1934. Ч. II. Рига, 1935. Ч. III. Рига, 1936. В книгу вошли дневниковые записи Е.И.Рерих за период 20 сентября 1932 г. – 25 мая 1933 г. (часть I), 26 мая 1933 г. – 31 января 1934 г. (часть II) и 1 февраля 1934 г. – 21 декабря 1935 г. (часть III).

80

Metalnikoff S. The Role of the Skin in the Preservation of Health // Journal of Urusvati Himalayan Research Institute. 1933. Vol. III. P. 67–71.

81

Европейский Центр при Музее Рериха в Нью-Йорке. Основан в 1929 г. Президент М. де Во Фалипо, генеральный секретарь Г.Г.Шклявер. В Центре находилась 41 картина Н.К.Рериха.

82

В оригинале текст приложения на английском языке.

83

Статья вошла в сборник: Рерих Н. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк: Всемирная Лига Культуры, [1933].

84

Имеется в виду публикация: Roerich N. Greetings to the World League of Culture // Roerich Museum Bulletin. 1933. Vol. 3, March, № 3. P. 1. На русском языке: Рерих Н. Культура – почитание Света // Рерих Н. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк, [1933]. С. 93–95.

85

Так в оригинале.

86

Картина Н.К.Рериха «Искушение Христа» (1933). Холст, темпера. 61 × 51 см. Государственный музей искусства народов Востока (Москва).

87

Картина Н.К.Рериха «Сошествие во ад» (1933). Холст, темпера. 61 × 50 см. Государственный музей искусства народов Востока (Москва).

88

В 1933 г. Н.К.Рерих создал произведение «Христос в пустыне». Холст, темпера. 60,9 × 50,9 см. Музей имени Н.К.Рериха (Москва). Об этой картине он упоминает в письме М.А.Таубе от 19 апреля 1933 г. Сюжет молитвы в Гефсиманском саду запечатлен на картине Н.К.Рериха «Чаша Христа» (1925). Из серии «Знамена Востока». Холст, темпера. 74,7 × 117,7 см. Музей имени Н.К.Рериха (Москва).

89

Авторский текст письма на английском языке. Эта фраза – «Tres fidèlement a Vous» – написана по-французски.

90

Запись в дневнике З.Г.Лихтман от 16 декабря 1922 г.: «Н.К. нарисовал знак чаши, змеи и перстня в круге … нам Велено … заказать сто семнадцать оттисков на пергаменте с этим знаком и раздать его указанным людям… Этот знак для того, чтобы узнавать по нему и ответному знаку других членов в других выбранных М. странах» // Фосдик З.Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами (По страницам дневника: 1922–1934). М.: Сфера, 1998. С. 139. Запись в дневнике Е.И.Рерих от 17 декабря 1922 г.: «Сделайте отпечатки и будете посылать указанным. Пошлите: …7 – Яруе, он даст указанным… Теперь изготовьте клише и отпечатайте в размере “Корона Мунди” и числом 117» // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 1–2. Д. 35.

91

Речь идет о варианте картины Н.К.Рериха «Меч Гэссэр-хана» (1931). Холст, темпера. 76 × 118 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва).

92

Картина Н.К.Рериха «Три меча» (1932). Бумага, темпера. 25,2 × 36,4 см. Музей Николая Рериха (Нью-Йорк).

93

Вероятно, имеется в виду текст очерка «Меч Гессар-хана (Лахуль)», вошедший в сборник: Рерих Н. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк: Всемирная Лига Культуры, [1933].

94

Возможно, имеется в виду статья: Mehta N.C. Nicholas Roerich – a Great Explorer, Painter, Philosopher and Thinker // The Leader. 1933. April.

95

Roerich N. Ordainment of Quality // The Buddhist. Colombo, 1933. Vol. 4, May – June, № 1–2. P. 5–8. На русском языке статья вошла в сборник: Рерих Н. Твердыня Пламенная. Нью-Йорк: Всемирная Лига Культуры, [1933].

96

См. примечание 4 на с. 31.

97

«Vox populi – vox Dei» (лат.) – «Глас народа – глас Божий».

98

См. примечание 1 на с. 42.

99

В 1932 г. 30 картин Н.К.Рериха были отправлены в Национальный музей Белграда, из них 10 было выделено для Загреба.

100

Профессор Г.Манойлович возглавлял Югославскую академию наук и искусства в Загребе.

101

Caveant consules (лат.) – консулы, будьте бдительны.

102

В оригинале пропуск.

103

См. примечания 1–3 на с. 36.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4