Полная версия
Письма. Том I (1896–1932)
112
Оригинал см.: РНБ. Ф. 601. Д. 671. В письме вверху приписка (не авторская): «Пол[учено] 30 июля 1901 [г.], отв[ет] не требует[ся]».
113
Оригинал см.: СПФ АРАН. Ф. 115. Оп. 4. Д. 353. Л. 1, 2.
114
Товарищество передвижных художественных выставок (1870–1923) с 1878 г. регулярно проводило свои выставки в залах Императорского Общества поощрения художеств. С 24 февраля по 7 апреля 1902 г. в ИОПХ проходила 30-я выставка произведений художников-передвижников.
115
В конце 1901 г., вскоре после свадьбы, Н.К. и Е.И. Рерихи переехали с Васильевского острова (16-я линия, д. 15) на Галерную улицу (д. 44, кв. 5), где жили до 1904 г.
116
Речь идет о Весенней выставке в Императорской Академии художеств (март 1902 г.). Н.К.Рерих входил в комитет по устройству выставки (председатель комитета А.И.Куинджи, товарищ председателя Н.К.Рерих) и в состав жюри. Участвующие картины Н.К.Рериха: «Зловещие» (1901), «(Идолы) Языческое» (1901), «На охоту» [1901], «С охоты» [1901], «Волки» (1900), «Заморские гости» (1901), «Пейзаж (Городок)» [1902], «Поход Владимира на Корсунь» (1900), «Соглядатаи» (1901).
117
Оригинал см.: РО ИРЛИ РАН. Ф. 340 (А.П. и В.П. Шнейдер). Ед. хр. 108.
118
Речь идет об эскизе «Древняя жизнь» (1904). Бумага, пастель. 32,5 × 51 см. Первоначально в собрании В.П.Шнейдер, ныне в частном собрании (Москва).
119
Речь идет о судьбе свыше 800 картин русских художников, в 1904 г. отправленных на Всемирную выставку в Сент-Луис (США) и из-за финансовых трудностей антрепренера Э.М.Грюнвальда распроданных с аукционов в 1906 г.
120
На письме слева вверху пометка: «Перечислен 19/I 1905. В.Д.».
121
На собрании членов Императорского Археологического общества 19 февраля 1905 г. Н.К.Рерих по результатам своих совместных с князем П.А.Путятиным раскопок сделал сообщение «О стоянке каменного века на озере Пирос в Новгородской губернии».
122
Оригинал см.: ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. 693. Оп. 1.
123
Речь идет о докладе Н.К.Рериха в Императорском Санкт-Петербургском обществе архитекторов 2 ноября 1904 г. См.: Рерих Н.К. Из прошлой и настоящей жизни русского искусства // Искусство. 1905. Апрель. № 4. С. 48–54; то же: // Николай Рерих в русской периодике. Вып. 2: 1902–1906. СПб: Фирма Коста, 2005. С. 416–425.
124
Речь идет о публикациях: Прения по поводу доклада Н.К.Рериха «Из прошлой и настоящей жизни русского искусства» (читанн[ого] в С.-Петерб. О-ве архитекторов) // Искусство. Май-июль. № 5–7. С. 143–151; то же: // Николай Рерих в русской периодике. Вып. 2: 1902–1906. СПб: Фирма Коста, 2005. С. 426–438.
125
Далее пометка, вероятно, сделанная адресатом: «Отвечать заказн[ым] письм[ом] 20 Авг[уста] 1905 г.».
126
Оригинал см.: ГКУ ЯО ГАЯО. Ф. 693. Оп. 1.
127
Вероятно, речь идет об оформлении интерьера храма Покрова Пресвятой Богородицы (построена в 1903–1906 гг.) в имении В.В.Голубева «Пархомовка» под Киевом, однако роспись абсиды и внутренних столпов подпружной арки была сделана художниками А.М.Блазковым и В.Т.Перминовым не по эскизам Н.К.Рериха.
128
Оригинал см.: РО ИРЛИ РАН. Ф. 340 (А.П. и В.П. Шнейдер). Ед. хр. 108.
129
Вилла «Оннела» – находится на острове Лавола в г. Выборге. Губернатор Выборга Казимир фон Котен в начале 1850-х гг. построил там загородную виллу и назвал ее «Оннела» («Счастливая»). Территория виллы значительно пострадала во время военных действий 1918 г. Окончательно здания разрушились во время советско-финляндских войн 1939–1944 гг.
130
Почтовая открытка. Оригинал см.: Gallen-Kallelan Museion (Arkisto). Ф. 3549: 569–570.
131
Открытка с видом церкви в финском городе Лохья, направлена по адресу: Finland. Alberg. Herrn. Akseli Gallen [нрзб.].
Впервые Н.К.Рерих путешествовал по Финляндии летом 1907 г. Тогда же он познакомился и с творчеством знаменитого иллюстратора «Калевалы» Аксели Галлен-Каллела, и с ним самим. Потрясенный красотой церкви в городе Лохья, он написал статью «Древнейшие финские храмы» (1907). Яркие впечатления от поездки воплотились в нескольких этюдах и таких картинах, как «Песнь о викинге» (1907), «Триумф викинга» (1908), «Выступление в поход (Варяжское море)» (1910).
132
Почтовая открытка, на лицевой стороне иллюстрация картины Н.К.Рериха «Пир Петра Великого. Над Невою резво вьются флаги пестрые судов» (Община Святой Евгении. Литография А.Ильина. 1902). Оригинал см.: Gallen-Kallelan Museion (Arkisto). Ф. 3549: 571–572.
133
Оригинал см.: ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. Ф. 245 (А.А.Санин). Ед. хр. 159. Л. 1.
На конверте: «Его Высокородию Александру Акимовичу Санину. Мойка. Новый театр. Угол Кирпичного пер.».
134
Речь идет о режиссерском успехе А.А.Санина в постановках литургической драмы «Три волхва», миракля «Действо о Теофиле» (в переводе А.А.Блока), нескольких моралите и фарсов, которые состоялись в созданном в Санкт-Петербурге Н.В.Дризеном и Н.Н.Евреиновым Старинном театре (Мойка, 61) и открытом 7 декабря 1907 г. Спектакль «Три волхва» стал первой совместной работой А.А.Санина и Н.К.Рериха в театре.
135
Иллюстрированная почтовая открытка. Оригинал см.: РО ИРЛИ РАН. Ф. 340 (А.П. и В.П. Шнейдер). Ед. хр. 108.
Открытка датирована по почтовому штемпелю; направлена по адресу: «Belgigue. Knocke sur Mer. Hotel Continental. A Mademoiselles A. [und] B. Schneider».
На открытке надпись: Gruß aus dem AHRTAL. ALTENAHR Totalansicht (нем.) – Привет из долины Ар. Панорама Альтенара.
136
Н.К.Рерих был на лечении в Бад-Нойенаре в июле-августе 1908 г.
137
Оригинал см.: ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. Ф. 245 (А.А.Санин). Ед. хр. 160. Л. 1.
Датировано по почтовому штемпелю на конверте. На конверте: «Его Высокородию Александру Акимовичу Санину. Свечной пер., д. № 5».
138
«Le Figaro» – старейшая ежедневная французская газета, издается в Париже с 1826 г.
139
Речь идет об опере А.П.Бородина «Князь Игорь». Сценическое осуществление получили «Половецкие пляски», поставленные А.А.Саниным в Париже в антрепризе С.П.Дягилева. Декорации и костюмы были сделаны по эскизам Н.К.Рериха. Премьера состоялась 6/19 мая 1909 г.
140
Оригинал см.: РНБ. Ф. 1033. Д. 226. Л. 1–2.
На письме штамп: «Императорская Академiя художествъ. 26 фев. [1909]. Вход. журн. № 932»; вверху листа чернилами надпись: «42 к докл. собр. 26 II 09»; внизу возле подписи «Н.Рерих» чернилами надпись: «[Ему же] № 3268 “3” нояб. 1909».
141
Речь идет о постановке в парижском театре Opéra Comique оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», премьера которой состоялась 28 апреля (11 мая) 1908 г. Эскизы Н.К.Рериха сценического осуществления не получили.
142
Над эскизами мозаик для церкви Апостолов Петра и Павла на Пороховых заводах Н.К.Рерих работал в 1906 г.
143
Каменный храм Казанской иконы Божией Матери был построен в 1905 г. по заказу уральского промышленника И.Г.Каменского на месте деревянной домовой церкви Успенского монастыря, основанного в 1873 г. В цокольной части храма располагалась усыпальница Каменских.
В Перми Н.К.Рерих работал в 1907–1908 гг.
«С ранней весны до поздней осени идут работы по росписи главного храма Успенского монастыря и Казанской церкви-усыпальницы Каменских. В Перми в 1907 году работают: Н.К.Рерих, В.И.Васнецов, М.В.Нестеров, В.А.Фролов» (ЦАГД «Картотека Уральского биографического словаря»).
«В 1908 году работы по росписи Казанского храма-усыпальницы Каменских продолжаются. Работают: Н.К.Рерих и В.А.Фролов. Казанская церковь-усыпальница росписью закончена и освящена» (ГА ПО. Ф. 431. Оп. 1. Д. 4. Л. 7).
144
Над эскизом мозаики для Троицкого собора Почаевской лавры Н.К.Рерих работал в 1908 г.
145
Возможно, поздравление Н.К.Рериха связано со следующим событием. 19 февраля 1909 г. в Санкт-Петербурге по инициативе А.И.Куинджи было открыто Общество его имени (А.И.Куинджи – почетный председатель, К.Я.Крыжицкий – председатель). Среди учредителей и членов общества были Н.К.Рерих и В.П.Лобойков. Почетным членом общества стал генерал-адъютант граф В.Б.Фредерикс. Общество, целью которого считалось «оказывать как материальную, так и нравственную поддержку всем художественным обществам, кружкам и отдельным художникам», находилось под покровительством императора Николая II.
146
Оригинал см.: ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. Ф. 245 (А.А.Санин). Ед. хр. 161. Л. 1.
147
Речь идет об опере Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка» (либретто написано композитором на сюжет одноименной драмы Л.А.Мея), зарубежная премьера которой состоялась 11(24) мая 1909 г. в парижском театре Шатле в антрепризе С.П.Дягилева (постановка А.А.Санина). Сценическое название «Иван Грозный» («Ivan le Terrible»). Декорации к опере были выполнены по эскизам Н.К.Рериха, К.А.Коровина и А.Я.Головина. Артисты, участвующие в постановке, отправились в Париж 20 апреля 1909 г.
148
Речь идет о произведении А.М.Ремизова «Трагедия об Иуде, принце Искариотском». К работе над ее постановкой в Драматическом театре В.Ф.Комиссаржевской был привлечен А.А.Санин. Эскизы декораций разработал Н.К.Рерих в 1909 г. Сценического осуществления постановка не получила.
149
Текст письма написан специальным каллиграфическим почерком, вероятно, не Н.К.Рерихом, подпись авторская.
150
Российский император Николай II.
151
Супруга Николая II императрица Александра Федоровна.
152
16 января 1909 г. в Александровском дворце Царского Села состоялась выставка работ Н.К.Рериха для императорской семьи. Среди представленных были эскизы декораций русских опер «Князь Игорь», «Снегурочка», «Псковитянка», эскиз мозаики для Почаевской лавры и др.
153
6 (19) декабря – день памяти Николая-чудотворца – тезоименитство императора Николая II.
154
Вероятно, речь идет об иконе «Спас Мокрая Брада».
В начале XX в. большое значение приобретает возрождение иконописных традиций. Указом Николая II в 1902 г. был учрежден Комитет попечительства о русской иконописи, по инициативе которого открываются иконописные мастерские в учебных заведениях и при монастырях. С сентября 1909 г. такая мастерская начала работать и в Рисовальной школе ИОПХ, и в декабре первую написанную в мастерской икону Рерих представил императору. В ответной телеграмме из Ливадии от 11.12.1909 г. В.Б.Фредерикс пишет: «Петербург, Мойка, 83. Доставленная Вами икона Лика Христа Спасителя представлена мною по Высокому назначению. ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР повелеть соизволил передать Вам благодарность ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА и пожелание мастерской дальнейшего успеха. Министр ИМПЕРАТОРСКОГО Двора Б[арон] Ф.».
155
Оригинал см.: СПФ АРАН. Ф. 142. Оп. 1 (до 1918 г.). Д. 57. Л. 154.
Письмо написано на бланке Императорского Общества поощрения художеств. На письме чернилами надпись: «№ 1[зачеркнуто] № 32. 154».
156
Осенью 1910 г. в Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого в Санкт-Петербурге предполагалось устройство отдельной выставки коллекций предметов каменного века (свыше 30 тыс. единиц), собранных Н.К.Рерихом за многие годы и участвовавших в выставке на Международном археологическом конгрессе во Франции в 1905 г.
157
На письме слева вверху написано: «№ 588 / д. 62/1910».
158
Слева вверху расписка Н.К.Рериха: «Открытый лист получил 6 Апр. 1910. Н.Рерих».
159
Оригинал см.: ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. Ф. 510. Ед. хр. 18. Л. 1. На конверте написано: «Москва, Тверская, д. Сытина. Редакция газеты “Русское слово”. Господину редактору».
«Русское слово» – ежедневная газета, выходила в Москве в 1895–1917 гг.; с 1897 г. издавалась «Товариществом И.Д.Сытина». Н.К.Рерих сотрудничал с газетой и периодически давал в нее свои статьи.
160
Гапсаль (название г. Хаапсалу в Эстонии до 1917 г.) – морской и грязевой курорт, расположен на берегу Балтийского моря.
161
Официально главным редактором «Русского слова» в 1901–1917 гг. был Ф.И.Благов, фактически же с 1902 г. ее редактировал В.М.Дорошевич.
162
Речь идет о статье про новгородские раскопки, которая была опубликована в октябре 1910 г. См.: Рерих Н. Поиски древней Руси // Русское слово. 1910. 7/20 октября. № 230.
163
Оригинал см.: РО ИРЛИ РАН. Ф. 340 (А.П. и В.П. Шнейдер). Ед. хр. 108.
164
Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева.
165
Neuenahr (нем.) – город-курорт Бад-Нойенар в Германии.
166
Речь идет о работе Н.К.Рериха над созданием росписи Храма Святого Духа в имении княгини М.К.Тенишевой Талашкино под Смоленском.
167
Речь идет об эскизе декорации к постановке в Старинном театре пьесы Лопе де Вега «Фуенте Овехуна» («Овечий источник»), премьера которой состоялась 18 ноября 1911 г.
168
В 1911–1912 гг. Н.К.Рерих работал над эскизами декораций и костюмов к постановке драматической поэмы Г.Ибсена «Пер Гюнт». Премьера состоялась 9 октября 1912 г. в Московском художественном театре.
169
Речь идет о балете на музыку И.Ф.Стравинского «Весна Священная», для которого Н.К.Рерих написал либретто и разработал эскизы декораций и костюмов. Премьера балета состоялась в программе Русских сезонов С.П.Дягилева 29 мая 1913 г. в Париже, в театре Елисейских полей.
170
Мозаика «Спас Нерукотворный» над входом в Храм Святого Духа в Талашкине выполнена в мастерской В.А.Фролова.
171
В мае 1911 г. в Международной художественной выставке в Риме участвовали картины Н.К.Рериха: «Идолы», «Небесный бой», «Городок», «Снегурочка», «Ростов Великий».
172
Премьера симфонической картины Н.А.Римского-Корсакова «Сеча при Керженце» состоялась 13 июня 1911 г. в Париже в театре Шатле в программе Русских сезонов С.П.Дягилева. Занавес к постановке написан по эскизу Н.К.Рериха.
173
Речь идет о королеве Италии Елене Черногорской.
174
Оригинал см.: Архив И.Ф.Стравинского в Базеле (Фонд Пауля Захера), № 43/0582. В ОР МЦР копия передана В.П.Варунцем.
175
Речь идет об эскизах костюмов к балету «Весна Священная».
176
Оригинал см.: Архив И.Ф.Стравинского в Базеле (Фонд Пауля Захера), № 43/0601. В ОР МЦР копия передана В.П.Варунцем.
177
В письме Н.К.Рериху от 1/14 декабря 1912 г. И.Ф.Стравинский писал: «Дорогой друг, … только что получил пересланные эскизы к костюмам нашей “Весны”. С одной стороны, я безумно рад, что вышло так именно, и я их увидал – и, Боже, как они мне нравятся – это чудо! – лишь бы их сшили бы хорошо! С другой стороны, досадно, что пройдет некоторое время, пока Нижинский их получит, хотя я сегодня же их ему вышлю. ‹…› Нижинский должен был вчера, в пятницу, начать ставить “Весну”… ‹…› Я по всему вижу, что эта вещь должна “выйти” как редко что! ‹…› Ваш всегда И.Стравинский» (см.: ОР ГТГ. Ф. 44. Д. 1344. Л. 1).
178
Речь идет об эскизе декорации к балету «Весна Священная» «Поцелуй Земле» (3-й вариант) (1912). Бумага на картоне, темпера. 53 × 82 см. Астраханская картинная галерея им. Б.М.Кустодиева (Астрахань).
179
Екатерина Гавриловна Стравинская.
180
На следующий день, в понедельник 13/26 мая, в 1 час дня из Парижа уезжала княгиня М.К.Тенишева, и, вероятно, Н.К.Рерих хотел ее проводить.
181
Оригинал см.: ОР РНБ. Ф. 746. Д. 104. Л. 2об.
Записка написана Н.К.Рерихом на обороте письма Е.Г.Стравинской С.С.Митусову из Нёйи. Широкой публике это письмо стало известно после выхода книги: Стравинский И.Ф. Переписка с русскими корреспондентами. Материалы к биографии. Т. 2 (1913–1922) / Сост. В.Варунц. М.: Композитор, 2000. В издании указана дата письма: 13/26 июня 1913 г. Однако Рерих выехал в Кисловодск 10/23 июня, что известно из его писем Е.И.Рерих и сообщений в газетах. В Санкт-Петербург он вернулся после 16/29 июля, о чем также писали газеты. И.Ф.Стравинский же, о болезни которого в Санкт-Петербурге стало известно еще в конце мая ст. ст., к этому времени уже выздоровел и вернулся в свое имение Устилуг в Волынской губернии, куда и просил приехать С.С.Митусова для совместной работы. Поэтому наиболее вероятной датой письма Е.Г.Стравинской нужно считать 3/16 июня 1913 г., и, стало быть, Рерих мог его увидеть не позже 10/23 июня 1913 г.
182
После премьеры в Париже «Весны Священной», состоявшейся 16/29 мая 1913 г., И.Ф.Стравинский заболел брюшным тифом.
183
На дачу в Павловск семья выехала до отъезда Н.К.Рериха в Кисловодск.
184
Виктор Иванович Зарубин.
185
Сергей Леонидович Марков.
186
Возможно, речь идет о письме Л.Н.Андреева, написанного Н.К.Рериху в 1914 г. по поводу его картин. К сожалению, ни само письмо, ни его авторская копия не сохранились.
187
Письмо написано на бланке Императорского Общества поощрения художеств, состоящего под непосредственным Высочайшим покровительством Государя Императора и Государыни Императрицы. Петроград, Морская, 38.
Слева внизу написано: «Его Высокородию П.П.Гнедичу».
188
Комитет Императорского Общества поощрения художеств, избранный из числа действительных членов Общества для управления административными и финансовыми делами.
189
Речь идет о выставке предметов каменного века из коллекции Н.К.Рериха в Императорском Обществе поощрения художеств, состоявшейся в октябре 1915 г.
190
Письмо написано на бланке Школы Императорского Общества поощрения художеств, состоящего под непосредственным Высочайшим покровительством Государя Императора и Государыни Императрицы. Петроград, Мойка, 83.
Слева внизу написано: «Его Высокородию П.П.Гнедичу».
191
Волосовская стоянка находится вблизи д. Волосово Нижегородской области, относится к волосовской культуре (III – II тыс. до н. э.).
192
Amiens (фр.) – Амьен, город на севере Франции.
193
Оригинал см.: Музей-усадьба Н.К.Рериха в Изваре (фонд не описан).
194
Окончив с дипломом I степени историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета в 1890 г., А.Л.Липовский был оставлен при Университете, с сентября 1891 г. в качестве сверхштатного сотрудника преподавал историю и географию в частной мужской гимназии К.И.Мая, в декабре 1893 г. утвержден в штате гимназии.
195
Речь идет о картине «Седая Финляндия» (1907). Картон, темпера, пастель. 44 × 43,5 см. Государственный Русский музей (Москва).
196
Оригинал см.: ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. Ф. 99. Ед. хр. 72. Л. 1.
197
Речь идет о приобретении эскизов Н.К.Рериха к постановкам пьесы «Пер Гюнт», опер «Князь Игорь», «Сестра Беатриса», принимавших участие в Выставке памятников русского театра, основу которой составили эскизы декораций, рисунки костюмов, макеты, афиши, программы и др. из коллекции Л.И.Жевержеева. Выставка открылась 3 декабря 1915 г. в Художественном бюро Н.Е.Добычиной (Марсово поле, 7). Сбор шел в пользу лазарета Школы народного искусства. Н.К.Рерих входил в число организаторов выставки.
198
На письме рукой Н.К.Рериха пометка: «Послано 19 ноября 1917 г.».
199
Последняя фраза и подпись Н.К.Рериха приведена по: Н.К.Рерих. 1917–1919. Материалы к биографии. СПб.: Фирма Коста, 2008. С. 110.
200
Оригинал см.: Gallen-Kallelan Museion (Arkisto). Ф. 3549.
201
Остров Тулолансаари (в просторечье – Тулон, Тулола) – один из самых крупных островов на Ладожском озере, находится в 7 км к востоку от города Сортавала, на границе с Питкярантским районом.
202
Русскому купцу Андрею Андреевичу Баринову, имевшему в Санкт-Петербурге свою камнерезную мастерскую, в которой изготавливались высокохудожественные памятники (известны работы мастерской Баринова – надгробные памятники на могилах А.И.Куинджи, Д.В.Григоровича и др.), принадлежал красивый двухэтажный дом с мезонином, находившийся в северной части острова Тулолансаари, в деревне Суури Тулола (Большая Тулола). Летом 1918 г., уже после смерти Баринова, семья Рерихов жила в этом доме, оставаясь там до конца сентября. Дом Баринова не сохранился.
203
А.Галлен-Каллела и его сын Йорма принимали участие в боевых действиях во время Финской гражданской войны (27.01.1918–15.05.1918). Война велась между радикальными левыми, возглавляемыми Советом народных уполномоченных Финляндии, – «красными», и буржуазно-демократическими силами финского Сената – «белыми». Во время этой войны красные расстреляли пастора церкви в Вехкалахти Густава Адольфа Таубе, родственника М.А.Таубе.
204
«На наших глазах начала расти белая гвардия. Около 75 горожан со старыми револьверами и охотничьими ружьями составили первое ядро» (Рерих Н.К. Русский вопрос в Швеции и Финляндии // Смолин А.В. Русские в Финляндии 1918–1919 гг. Ч. 3 / Труды кафедры Нового и Новейшего времени Санкт-Петербургского государственного университета. 2012. № 9. С. 156).
205
Речь идет о вывозе свыше ста картин для устройства персональной выставки Н.К.Рериха в Стокгольме (Швеция), открытие которой состоялось 8 ноября 1918 г.
206
Речь идет об Обществе художников Финляндии, председателем которого А.Галлен-Каллела был в 1911–1915 гг.
207
Оригинал см.: Gallen-Kallelan Museion (Arkisto). Ф. 3549.
208
Talo Barinoff (фин.) – Дом Баринова.
209
Вааса (фин. Vaasa; швед. Wasa) – город и порт в Финляндии.
210
Оригинал см.: Gallen-Kallelan Museion (Arkisto). Ф. 3549.
211
Каяани – город и одноименная река в Финляндии.
212
А.Галлен-Каллела тотчас откликнулся на этот призыв о помощи. Из его письма губернатору Выборгской губернии: «ПРОСЬБА. Настоящим могу подтвердить, что мой знакомый и друг, российский подданный художник господин Николай Рерих заслуживает всестороннего доверия и возможности пребывания в нашей стране, где он пожелает, для чего ему нужно выдать официальное разрешение остаться в Финляндии. Мне будет очень стыдно, если иностранного художника, господина Рериха, не уважат и вышлют без предоставления визы.
Подписываясь под этим обращением, прошу официальные власти оказать всяческое содействие и поддержку господину Рериху на время его пребывания у нас в стране. С уважением, Галлен-Каллела. Руовеси, 10 сентября 1918 года» (Архив Русского культурного центра, Дели, Индия. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 38. Л. 1. Пер. с фин. Эркки Кяхконена).
Возможно, благодаря помощи А.Галлен-Каллела проблемы выселения не коснулись Рериха, и он смог подготовиться к персональным выставкам в Скандинавии.
213
В Выборге (фин. Wiipuri) семья Рерихов жила по адресу: Ladanukatu, 8, кв. 2.
214
Письмо на фирменном листе почтовой бумаги с изображением отеля «Grand Hotel» в Стокгольме.
215
Н.К.Рерих говорит о своей первой персональной выставке в странах Скандинавии, проходившей 10–30 ноября 1918 г. в художественном зале Гуммесона. На выставке были представлены все картины сортавальского периода (см.: Сойни Е. Северный лик Николая Рериха. Самара: ИД «Агни», 2001. С. 65).