bannerbanner
Письма. Том I (1896–1932)
Письма. Том I (1896–1932)

Полная версия

Письма. Том I (1896–1932)

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 8

Что у вас там нового? То, что писали дети про Григорьева, – характерно.

Целую крепко, буду рад вернуться.

51

Н.К.Рерих – Е.И.Рерих[246]

12 декабря 1918 г. Четверг Стокгольм

Родная моя,

Вчера я принял такие меры против горла, что сегодня осталась лишь хрипота. Но все-таки я высижу еще день дома. Из-за этого пришлось отложить поездку в Упсалу – верно, в понедельник. Обидно, что из-за хрипоты сижу дома, – но лучше осторожнее! Сегодня пишут, что расстреляны Рухлов, Рад[ко] Дмитриев, Рузский[247]. Правда ли опять? Столько вранья!

Целую крепко.

52

Н.К.Рерих – Е.И.Рерих

[14 декабря 1918 г.] Суббота [Стокгольм]

Родная моя,

Получил письмо от 10-го, беспокоюсь, не встряхнула ли Ты себе что-нибудь внутри? Право, приезжайте в Гельсинг[форс]. Вчера я перевел 2600 марок, остальное у меня в чеках. Конечно, запасы лучше сделать. Если Тебе на чужих надоело, то как же мне-то здесь – с пенсионным[248] столом – тяжко. Несчастные все эти загнанные вместе случайные люди. Каждый что-то скрывает. Каждый стремится казаться не тем, что есть на самом деле. Вчера приехал из Питера один студент 17 лет – бежал через реку; рассказы его – повторения все того же. Хуже и хуже! И все медленно сползает. Неужели англичане еще будут медлить. Это уже бесчеловечно, ведь они же подняли революцию. Пора им выступить хотя бы в своих интересах. Сегодня сижу дома из-за насморка. Жару нет, а течет сильно. Мне так неудобно дома сидеть, еще собирался помаклачить[249] денег, а по телефону это трудно. Вообще, все эти разговоры. Рубин[штейн] сказал, что постарается уделить Бехтеревой[250] из суммы дохода вечера в пользу интеллигенции и тут же потребовал у меня картину для американского аукциона[251]. Так что, пожалуй, все будет на наши деньги. Отчего он сам ей ничего не хочет сделать и все толкует, что ее муж с ним обошелся плохо. Дай ей понять. Все-таки людей знать надо. И все буржуа из «Гранд Отеля» – вещь тяжелая!

Комнату в Гельсинг[форсе] лучше заказать, а то, правда, не найдем. Возвращаюсь с большим удовольствием. Все-таки заработал. Еще продержимся! Да, кстати, и узнал, что за учреждение Стокгольм, нет никого, кто бы не стремился оттуда уехать. Конечно, можно жить в шведской деревне, но деревня есть деревня. Говорят, что в Дании получше, но тоже скука. Посылал я депешу в Лондон, а ее задержала цензура – вот и сносись тут. Еще пошлю пару открыток, а после воскресенья уже нечего посылать. Во вторник, если насморк позволит, буду в Упсале.

Целую крепко. Спасибо детишкам за письма.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Сноски

1

Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга первая. Мастер. М.: МЦР, 2006. С. 33–34.

2

Рерих С.Н. Выступление во Всесоюзном географическом обществе 21 января 1975 г. // «Будите в себе Прекрасное…». К 110-летию С.Н.Рериха. М.: МЦР, 2015. Т. I. С. 189.

3

Инкорпорация (юр.) – предоставление в соответствии с законом группе лиц статуса корпорации, юридического лица.

4

Рерих С.Н. Стремиться к Прекрасному. М.: МЦР, 1993. С. 77–78.

5

Шапошникова Л.В. Метаисторический смысл Пакта Рериха // Культура и время. 2010. № 4. С. 41.

6

Рерих Н.К. Москва // Рерих Н.К. Листы дневника. [В 3 т.] Т. III. М., 2002. С. 101.

7

Письмо Н.К.Рериха В.А.Шибаеву от 25 июля 1921 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 180.

8

Письмо Н.К.Рериха В.А.Шибаеву от 30 апреля 1923 г. // Там же.

9

Письмо Н.К.Рериха В.А.Шибаеву от 4 июня 1923 г. // Там же.

10

Письмо Н.К.Рериха В.А.Шибаеву от 30 апреля 1922 г. // Там же.

11

Письмо Н.К.Рериха В.А.Шибаеву от 11 октября 1922 г. // Там же.

12

Письмо Н.К.Рериха В.А.Шибаеву от 2 апреля 1924 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 180.

13

Рерих Н.К. Толстой и Тагор // Рерих Н.К. Листы дневника. [В 3 т.] Т. II. М.: МЦР, 2000. C. 90.

14

Письмо Н.К.Рериха М.А.Таубе от 26 декабря 1933 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 151.

15

Письмо Н.К.Рериха М.А.Таубе от 25 октября 1933 г. // Там же.

16

Письмо Н.К.Рериха М. де Во Фалипо от 14 января 1932 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 29.

17

Письмо Н.К.Рериха С.Эрнсту и Д.Бушену от 23 января 1933 г. // Там же. Д. 187.

18

Письмо Н.К.Рериха Р.Янковичу от 10 января 1932 г. // Там же. Д. 188.

19

Письмо Н.К.Рериха С.И.Метальникову от 6 мая 1932 г. // Там же. Д. 93.

20

Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 21 октября 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 190.

21

Письмо Н.К.Рериха Г.Э.Уоллесу от 1934 г. // Там же. Д. 154.

22

Письмо Н.К.Рериха А.К.Халдару от 23 октября 1928 г. // Там же. Д. 168.

23

Письмо Н.К.Рериха Б.Георгиеву от 6 мая 1933 г. // Там же. Д. 34.

24

Письмо Н.К.Рериха И.Э.Грабарю от 26 июля 1944 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 36.

25

Письмо Н.К.Рериха М. де Во Фалипо от 24 апреля 1931 г. // Там же. Д. 29.

26

Письмо Н.К.Рериха А.Н.Бенуа от 27 января 1939 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 11.

27

Письмо Н.К.Рериха А.Н.Бенуа от 8 февраля 1939 г. // Там же.

28

Рерих Н.К. Тартюф // Рерих Н.К. Листы дневника. [В 3 т.] Т. III. М.: МЦР, 2002. С. 20.

29

Письмо Н.К.Рериха Р.Я.Рудзитису от 25 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 134.

30

Письмо Н.К.Рериха сотрудникам Латвийского общества Рериха от января 1940 г. // Там же. Д. 195.

31

Письмо Н.К.Рериха Р.Я.Рудзитису от 16 марта 1940 г. // Там же. Д. 134.

32

Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 1 марта 1947 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 193.

33

Письмо Н.К.Рериха Р.Я.Рудзитису от 17 декабря 1938 г. // Там же. Д. 134.

34

Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 24 августа 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 190.

35

Рерих. Н.К. Звезда Матери Мира // Рерих Н.К. Пути Благословения. М.: МЦР, 2017. С. 97.

36

Письмо Н.К.Рериха М. де Во Фалипо от 5 апреля 1932 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 29.

37

Письмо Н.К.Рериха М.А.Таубе от 25 апреля 1932 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 151.

38

Письмо Н.К.Рериха и Е.И.Рерих американским сотрудникам от 26 апреля 1936 г. // Рерих Е.И. Письма. Т. IV. М.: МЦР, 2017. С. 187–188.

39

Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 1 декабря 1935 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 190.

40

Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 8 декабря 1935 г. // Там же.

41

Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 11 июня 1938 г. // Там же. Д. 193.

42

Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от апреля 1938 г. // Там же.

43

Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 21 октября 1935 г. // Там же. Д. 190.

44

Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от марта 1940 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 193.

45

Письмо Е.И.Рерих американским сотрудникам от 2–4 июня 1938 г. // Рерих Е.И. Письма. Т. VI. М.: МЦР, 2006. С. 143–144.

46

Письмо Е.И.Рерих З.Г.Лихтман и К.Кэмпбелл от 3 сентября 1938 г. // Там же. С. 216.

47

Американо-русская культурная ассоциация. Основана в 1942 г.

48

Roerich Academy of Arts.

49

Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 5 июня 1943 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 193.

50

Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 15 декабря 1945 г. // Там же.

51

Письмо Е.И.Рерих А.М.Асееву от 16 сентября 1948 г. // Рерих Е.И. Письма. Т. VIII. М.: МЦР, 2008. С. 86.

52

Письмо Н.К.Рериха М.А.Таубе от 19 апреля 1932 г. // ОР МЦР. Ф. 1. Оп. 5–1. Д. 151.

53

Письмо Н.К.Рериха американским сотрудникам от 24 августа 1935 г. // Там же. Д. 190.

54

Открытый лист – разрешение на право производства археологических раскопок, выдававшийся Императорской Археологической комиссией (ИАК). Как товарищ председателя ИАК А.А.Спицын выдавал открытые листы, денежные пособия на раскопки, редактировал полевые отчеты по ним. Кроме того он составил уникальную для своего времени по полноте и разнообразию сводку печатных и архивных данных об археологических памятниках и отдельных находках древностей на всей территории Российской империи, занимался публикацией анкетных данных о расположении городищ и курганов в отдельных губерниях и областях России.

55

Ямбургский уезд (бывший Ямской, с 1922 г. – Кингисеппский) – административно-территориальная единица в составе Санкт-Петербургской губернии Российской империи и РСФСР, существовавшая в 1727–1927 гг. Располагался в западной части Санкт-Петербургской губернии и граничил с Петергофским, Царскосельским, Лужским и Гдовским уездами. Ныне в составе Ленинградской области.

56

По результатам раскопок, ставших продолжением археологических изысканий Л.К.Ивановского, Н.К.Рерих 29 октября 1896 г. сделал в Археологическом обществе сообщение «Раскопки последних лет в курганах Водской пятины».

Л.К.Ивановский был организатором первых археологических раскопок в окрестностях Петербурга. Его исследования имели определяющее значение для создания курганной хронологии; он первым связал археологический материал с данными древнерусских письменных источников.

57

Оригинал см.: ИРЛИ РАН. Ф. 294. Оп. 1. Д. 443.

На первой странице письма вверху Н.К.Рерих приводит рисунок дома в Изваре с указанием своей рабочей комнаты.

58

День прославления святителя Николая Чудотворца 6(19) декабря.

Из письма В.В.Стасова Н.К.Рериху от 10 мая 1897 г.: «Николай Константинович, все собирался писать Вам, да так и не собрался, пока вдруг не вспомнил, что 9-го мая – ведь св. Николай, и, пожалуй, как бы Вашего патрона. ‹…› Если Вы и взаправду были вчера именинник, прошу Вас убедительно отвесить от меня почтительный поклон Вашему патрону и командиру и засвидетельствовать ему глубочайшее почтение от некоего бумагомарателя в Петербурге» (ОР ГТГ. Ф. 44. Д. 1318. Л. 1–2).

59

Из письма В.В.Стасова Н.К.Рериху от 10 мая 1897 г.: «То ли дело, чтоб Вы занимались с утра до вечера настоящим делом, делом художества… Писали бы выношенные хорошенько у Вас внутри сюжеты и давали им новую пластику и жизнь…» (ОР ГТГ. Ф. 44. Д. 1318. Л. 1–2).

60

К письму приложены три фотографии, на которых Н.К.Рерих запечатлен за работой и на рыбной ловле, сопровождаемые припиской: «Снимок с картины неизвестного мастера “Труды Преподобного изографа летописателя Николая Изварского”».

61

Речь идет о триптихе М.В.Нестерова «Труды Преподобного Сергия» (1896–1897) из Сергиевского цикла, первая картина которого «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890) подверглась критике В.В.Стасова.

62

Из письма В.В.Стасова Н.К.Рериху от 10 мая 1897 г.: «…как Вы провели свой торжественный день бенефиса и что Вы во время его прохождения делали? Если ничего больше, как только на охоту ходили да бедных птиц били … то я Вас не хвалю ничуть и желаю Вам, чтоб тот или другой Никола поскорей от Вас отступился…» (ОР ГТГ. Ф. 44. Д. 1318. Л. 1–2).

63

В 1897 г. А.Н.Курбатов получил звание художника за картины «Начало весны» и «Волна».

64

Оригинал см.: ИРЛИ РАН. Ф. 294. Оп. 1. Д. 443.

65

В письме нарисованы изба, плетень и лодка.

66

Дата и текст письма после слова «также» даны по изд.: Рерих Н.К. Письма к В.В.Стасову. СПб.: Музей-усадьба Н.К.Рериха в Изваре, ГТГ, ИИЕиТ РАН, 1993.

67

Возможно, речь идет о статье: Стасов В.В. Николай Николаевич Ге // Северный вестник. 1895. № 3. Когда первая часть статьи уже увидела свет, редакция журнала, усмотревшая в этой работе серьезные противоречия с основной линией «Северного вестника», предложила В.В.Стасову оставшийся текст напечатать со значительными купюрами. Это предложение глубоко возмутило В.В.Стасова, он изъял очерк из журнала и порвал всякие отношения с редакцией.

68

Речь идет о письме В.В.Стасова Н.К.Рериху от 12 июня 1897 г. // ОР ГТГ. Ф. 44. Д. 1319. Л. 1.

69

Императорское Русское Археологическое общество (также Археологическо-нумизматическое общество) – научное общество, основанное в 1846 г. в Санкт-Петербурге.

70

Избрание Н.К.Рериха в число членов-сотрудников Императорского Русского Археологического общества состоялось на общем собрании 30 декабря 1897 г.

71

Оригинал см.: РО ИРЛИ РАН. Ф. 340 (А.П. и В.П. Шнейдер). Оп. 1. Д. 108.

Письмо написано на бланке «Императорского Общества поощрения художеств, состоящего под непосредственным Высочайшим покровительством Государя Императора и Государыни Императрицы, С.-Петербург, Б. Морская, 38».

72

С сестрами-художницами В.П. и А.П. Шнейдер Н.К.Рерих познакомился через В.В.Стасова: «Николай Константинович Рерих был направлен к нам, в наш уголок на Малой Мастерской [улице] Владимиром Васильевичем Стасовым для того, чтобы Варвара Петровна давала ему советы по народному орнаменту. По тому или другому предлогу он стал у нас постоянно бывать и стал участником нашей художественной жизни» (Сведения А.П.Шнейдер о Н.К.Рерихе // РО ИРЛИ. Ф. 340. Оп. 1. Д. 108. Л. 1). – Цит. по: Рерих Н.К. Лада. Письма к Елене Ивановне Рерих. 1900–1913. М.: Рассанта, ГМВ, 2011).

В.П.Шнейдер занималась собиранием коллекций по культуре финно-угорских и тюркских народов Поволжья; описания экспонатов содержат весьма ценную историческую и этнографическую информацию, прежде всего, по русскому и мордовскому народным костюмам.

Иногда Н.К.Рерих проводил у Шнейдер целые дни. Присутствующие обменивались новостями художественной жизни, обсуждали последние книги русских и иностранных – преимущественно французских – писателей, говорили об искусстве.

73

Оригинал см.: РГАДА. Ф. 1468 (Сборный личный). Оп. 1. Ед. хр. 4835. Л. 1–2. Публикуется впервые.

74

Вероятно, речь идет о брошюре: Рерих Н. Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца / Рис. авт. СПб., 1899. 31 л.

75

Возможно, Н.К.Рерих, изучая архивы, получил эти сведения из записей князя, сделанных в период его губернаторства. П.Р.Багратион, тверской губернатор (1862–1868). Кроме прочих полезных мероприятий князя во время его управления основан музей, а при участии земства и содействии минералогического общества произведены местные геологические исследования.

76

Речь идет о подготовке издания Археологической карты Новгородской губернии, о чем Н.К.Рерих упомянул в своей статье «Заботы о старине»: «…еще недавно обращался ко мне за сведениями для составления археологической карты г. Мятлев из Новгорода». См.: Рерих Н. Заботы о старине: Письмо в редакцию // Новое время. 1901. № 9075. 11/24 июня.

77

Оригинал см.: РО ИРЛИ РАН. Ф. 340 (А.П. и В.П. Шнейдер). Оп. 1. Д. 108.

78

«Новое время» – политическая и литературная газета, издавалась в Санкт-Петербурге в 1868–1917 гг.; в 1876–1912 гг. издателем был А.С.Суворин. Возможно, речь идет о статье Н.К.Рериха «За русское дело», которая была напечатана в газете лишь 25 июля / 7 августа 1901 г.

79

Замысел симфонии «Русь» частично осуществлен Н.К.Рерихом в картинах разных годов.

80

Национальное общество изящных искусств (Societe Nationale des Beaux-Arts), т. н. Салон Марсова поля (Champs de Mars) в Гран-Пале в Париже, выставки которого проводились с 1890 г.

81

В конце XIX – начале ХХ в. Мюнхен наряду с Парижем считался самым известным центром живописи и играл значительную роль в культурной жизни Европы.

82

Эскиз маслом «Облачные девы» (1900) принадлежал Е.И.Рерих и участвовал в первой персональной выставке картин Н.К.Рериха в 1903 г. в Санкт-Петербурге.

83

Позднее замысел осуществлен в картине «Ярилины зовы» (1919). Холст, масло. 114,5 × 150,5 см. Университет Северной Каролины (Шарлотт, США).

84

Замысел осуществлен в нескольких произведениях, в числе которых эскиз «Идолы» (1901). Холст на картоне, масло. 33,5 × 40 см. Башкирский государственный художественный музей имени М.В.Нестерова (Уфа).

85

Речь идет о картине «Очаг (Священный огонь)» (1900). Холст, масло. 94 × 135 см. Таганрогский художественный музей (Таганрог).

86

Позднее замысел осуществлен в эскизе картины «Пляска (Хоровод)» (1903). Бумага, акварель. 12,5 × 16,5 см. Башкирский государственный художественный музей имени М.В.Нестерова (Уфа).

87

Замысел осуществлен в нескольких произведениях, в числе которых работа «Ждут» (1900). Бумага, карандаш, акварель, 21,5 × 50 см. Частное собрание. На первой персональной выставке картин Н.К.Рериха в 1903 г. в Санкт-Петербурге экспонировалась работа «На медведя».

88

Вероятно, замысел осуществлен в картинах «Строят ладьи» (1903). Дерево, масло. 108 × 142,3 см. Государственный музей Востока (Москва); «Строят ладьи» (1903). Дерево, масло. 31 × 41 см. Музей Николая Рериха (Нью-Йорк); и др.

89

Речь идет о картинах: «Гонец. “Восста род на род”» (1897). Холст, масло. 124,7 × 184,3 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва); «Сходятся старцы» (1898). Холст, масло. 155 × 280 см. Частное собрание (Россия).

90

Речь идет о работе Н.К.Рериха «Варяги» (1894). Эскиз. Дерево(?), масло, пастель. 27,9 × 45,7 см. США.

91

Вероятно, замысел частично осуществлен в этюде «Византиец», который экспонировался на первой персональной выставке произведений Н.К.Рериха в 1903 г. в Санкт-Петербурге.

92

Речь идет о большом полотне, которое впоследствии Н.К.Рерих разрезал на две части, ставшие отдельными произведениями: «Город. Утро» (1901). Холст, масло. 66,5 × 210 см. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева (Саратов); «Зловещие» (1901). Холст, масло. 103 × 230 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург).

93

Речь идет о большом полотне, написанном маслом, «Поход (Поход Древней Руси)» (1899), которое в 1900 г. участвовало в Весенней выставке в Академии художеств, в выставке в Императорском Обществе поощрения художеств и затем находилось в собственности Русского собрания.

94

Позднее замысел осуществлен в картине «Апофеоз викинга (Триумф викинга)» (1908).

95

Стасов. В.В. Шахматный ход декадентов // Новости и биржевая газета. 1900. № 327. 25 ноября; № 336. 4 декабря.

96

«Новости и биржевая газета» – ежедневная общественно-политическая газета, издавалась в Санкт-Петербурге в 1880–1906 гг.; издатель-редактор О.К.Нотович.

97

«Россия» – политическая, экономическая и литературная ежедневная газета, издавалась в Санкт-Петербурге в 1899–1902 гг.; издатели Г.П.Сазонов, А.В.Амфитеатров.

98

Рерих Н.К. Письма в редакцию // Россия. 1900. № 578. 2/15 декабря. Дягилев С. Письма в редакцию // Россия. 1900. № 579. 3/16 декабря.

99

Речь идет о двух престижных художественных выставках – Парижский салон на Елисейских полях и Салон художников Национального общества изящных искусств («Société nationale des Beaux-Arts») на Марсовом поле, и о третьем объединении, вероятно, «Осеннем салоне», который был организован в 1903 г.

100

Эта фраза приписана Н.К.Рерихом на первой странице письма вверху.

101

Оригинал см.: РО ИРЛИ РАН. Ф. 340 (А.П. и В.П. Шнейдер). Ед. хр. 108.

102

Картина Н.К.Рериха «Сходятся старцы» участвовала в Русском отделе Всемирной выставки в Париже, проходившей с 15 апреля по 12 ноября 1900 г. Затем в 1904 г. среди картин русских художников экспонировалась на Всемирной выставке в Сент-Луисе (США), откуда за долги устроителя была продана на аукционе. В настоящее время в частном собрании в России.

103

Vision artistique (фр.) – художественное видение.

104

Из письма Н.К.Рериха Е.И.Шапошниковой, март 1901 г.: «С Салоном выходит путаница. Кормон хвалил, но он в Елис[ейских] полях, а картина, конечно, больше подходит к Марсову полю, но там никого знакомого нет. Рискну все-таки на Марсово п[оле]». См.: Рерих Н.К. Лада. Письма к Елене Ивановне Рерих. 1900–1913. М.: Рассанта, ГМВ, 2011. С. 122. Из письма Н.К.Рериха Е.И.Шапошниковой, конец марта 1901 г.: «Картины рискнул отправить в Марсовский Салон; мало шансов на принятие, но зато при прецеденте отказа Васнецову и мне отказ не будет так тяжел. До последнего срока приема еще 9 дней, и я задумал сделать еще 2 пастели и потому очень тороплюсь их окончить». См.: Рерих Н.К. Лада. Письма к Елене Ивановне Рерих. 1900–1913. М.: Рассанта, ГМВ, 2011. С. 123.

105

Blague (фр.) – болтовня.

106

Семья Рерихов дружила со скульпторами В.А. и Е.И. Беклемишевыми, которые очень интересовались жизнью художника, его работой, восхищались его творчеством.

107

Оригинал см.: РГАДА. Ф. 1468 (Сборный личный). Оп. 1. Ед. хр. 4835. Л. 3–4. Публикуется впервые.

108

Возможно, речь идет о статье: Спицын А.А. Сопки и жальники: [статья иллюстрирована 11-ю рисунками Н.К.Рериха] // Записки Императорского Русского археологического общества. Т. XI. Вып. 1–2 / Труды Отделения славянской и русской археологии. Кн. 4. СПб., 1899. С. 142–155.

109

Центральный статистический комитет для производства статистических работ в Российской Империи организован в 1863 г.

110

Журнал «Сборник Археологического института» (с 1885 г. – «Вестник археологии и истории»), с 1878 г. издавался при Санкт-Петербургском Археологическом институте.

111

Речь идет об одном из так называемых Борисовых, или Двинских, камней. Обычно это довольно крупные валуны (точнее, глыбы), на которых выбит крест, стоящий на подножии, символизирующем Голгофу, и сделана надпись.

В письме говорится о камне размером метра полтора в поперечнике, который находился у левого берега Двины, у впадения в нее речки Повянушки (Вянужки). На нем крест и надпись «сули боръ» слева от креста, а справа – «хрь стъ», что историки XIX в. читали как: «Сильный, храбрый Борис свят». Ныне надпись трактуется как: «Сулиборов (принадлежащий Сулибору) крест». В 1879 г. по приказу графа А.С.Уварова камень в качестве экспоната для археологического общества при Историческом музее был перевезен в Москву. В 1920-е гг. он передан музею-заповеднику «Коломенское», где находится поныне.

И.А.Шляпкин, в 1896 г. предпринявший экспедицию по северо-западному краю, исследовал камень и пришел к выводу, что он является межевым знаком поземельного владения XIII – XIV вв.

На страницу:
6 из 8