bannerbanner
Интересы земные. Интерьеры Нового времени. Часть первая
Интересы земные. Интерьеры Нового времени. Часть первая

Полная версия

Интересы земные. Интерьеры Нового времени. Часть первая

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Окна, как и все ренессансные формы, – прямоугольные (ил. 36.1), в том числе квадратные, или прямоугольные, завершенные полукругом (ил. 36.3); встречались также круглые (см. ил. 37). В интерьере окна помещены в стенные ниши, в которых порою располагают сидения (ил. 36.2).


Ил. 36. Окна Ренессанса.

1. Окно на вилле Фарнезина в Риме. 1506–1510 гг. 2. Двойное окно в палаццо Дукале в Урбино. 1465–1474 гг. 3. Образец переплетов ренессансного окна


В ряде случаев рисунок переплетов мог напоминать каменные переплеты в окнах готических соборов с той только разницей, что стрельчатые готические мотивы уступили место спокойным полуциркульным (ил. 36.3). Окна могли закрывать внутренними ставнями (ил. 36.2). Иногда, как и в предшествующей готике, в верхней части окна помещали небольшие ячейки стекла, а основную закрывали внутренними ставнями (ил. 37).Но очень быстро окна стали полностью застекленными.


Ил. 37. Худ. Витторе Карпаччо. Сон св. Урсулы. 1495 г.


 В застеклении окон Ренессанс нередко применял витражи(ил. 38). В ренессансных витражных композициях, в отличие от готических, все чаще главное место отводилось человеческим фигурам. Более того, рисунок перестал зависеть от свинцового обрамления и превратился в подобие станковой живописи: запечатлевалась объемность, использовались эффекты перспективы, возникло стремление к детализации. В витражах встречались сюжеты ветхозаветные, новозаветные, из жизни отдельных святых, мотивы греко-римской мифологии, изображения современной жизни; в них копировали картины Рафаэля; богатые владельцы заказывали свои портреты. К изображениям добавляли ленты с длинными надписями, большей частью почти неразборчивыми, или картуш.

Карту́ш (франц. cartouche) – украшение в виде щита или развернутого свитка, на котором помещали герб, эмблему, надпись.


Ил. 38. Витражное окно Ренессанса


На витраже ставились дата, а также имя автора картона и имя художника, перенесшего его на витраж.

Д  в  е  р  и

Для параметров дверей Палладио тоже выдвигает правила. Они должны быть не менее 2 × 5 фута (60,96 × 152,4 см), но не более 3 × 6,5 фута (91,4 × 198,12 см). Дверь завершается антаблементом, состоящим из архитрава, фриза и карниза, построение которых Палладио подробно описывает.

Наполнение

Как можно видеть, ренессансные интерьеры знати были великолепными, и это великолепие создавалось прекрасными пропорциональными построениями помещений, разнообразной богатой и яркой декорацией стен, потолков, полов, каминов, красивыми «вставками» в интерьер витражных окон. Подстать им пришлись интерьеры маньеризма, в которых, правда, в противовес композиционной логичности отчетливо проступило предпочтение эмоциональных эффектов.

В ослепительное зрелище интерьеров Ренессанса и маньеризма важные дополнительные акценты вносила роскошная мебель, текстиль, ковры, изделия из керамики и стекла.

Мебель. Количество предметов мебели в интерьерах Ренессанса и маньеризма было не велико, хотя и увеличилось по сравнению с готикой. В большей части комнат постоянных предметов мебели могло вообще не быть. Размещали мебель в основном вдоль стен.

Как и интерьеры, ренессансная мебель часто была монументальной. Возникшее в Ренессансе стремление привнести в интерьер архитектурную логику и гармонию, жизнеутверждающий пафос эпохи, а в дальнейшем мощную эмоциональную составляющую не обошло мебель. Характер оформления мебели менялся по мере эволюции интерьера.

В раннем периоде наметилась тенденция к четким и ясным конструкциям, а декоративные решения неизменно коррелировали с основными приемами интерьерного убранства. Например, в ренессансной мебели, как и в интерьерах, широко распространилось орнаментально-архитектурное оформление, при этом, как и в интерьере, декор строго подчинялся форме. По аналогии с убранством стен в украшении мебели стали использовать интарсии. Последние оказались настолько популярными, что их стали делать даже в рамах для картин.

Когда в интерьерах зрелого Ренессанса усилилась роль пластического начала, в мебели стала появляться резьба по дереву. И так же как усиливалась пластичность интерьера, эта резьба со временем становилась все сочнее и рельефнее.

Поначалу в мебели обыгрывался естественный цвет и фактура дерева, позже появилось окрашенное дерево, тонирование, что соответствовало растущему эмоциональному восприятию современников.

Важнейшим предметом мебели оставался сундук. Итальянский сундук назывался-кассоне (итал. cassone от cassa – ящик, сундук) (ил. 39). Как и ранее, кассоне служил для хранения и перевозки вещей, белья; его использовали как скамью, на нем могли спать. Но со временем кассоне стал главной составной частью приданого невесты. Поначалу кассоне обивали дорогими тканями, украшали стюком, позднее – раскрашенной с позолотой резьбой (ил. 39.1), потом в убранстве кассоне появились живописные композиции (ил. 39.2). Богато украшенный кассоне в сопровождении свадебной процессии торжественно несли из дома невесты в дом жениха.


Ил. 39. Кассоне.

1. Кассоне, украшенный резьбой. XVI в. 68 × 164 × 53 см. Дерево (орех), резьба, золочение. Ярославский художественный музей. 2. Кассоне, украшенный живописью. 1460 г. Национальная галерея Лондона


В середине XV в. появилась уменьшенная разновидность кассоне – кассета.

От сундука кассоне произошел предок дивана кассапанка (итал. cassapanca), предназначавшаяся для почетных гостей (ил. 40). По сути, это тот же сундук со спинкой (ил. 40.1) или со спинкой и боковинами (ил. 40.2); спинка бывала и высокой. Кассапанки украшали так же, как кассоне.


Ил. 40. Кассапанка.

1. Кассапанка без подлокотников. 2. Кассапанка с подлокотниками


Как своего рода производную от сундука, поставленного вертикально, можно рассматривать появившийся в итальянском Ренессансе новой формы шкаф для посуды, приземистый, с 2–4 дверцами – кредéнца, предок буфета (см. ил. 42.1).

В богатых домах, в спальнях, стояли шкафы для одежды. В частности, «великолепный, искусно отделанный» шкаф, в котором хозяйка «держала свои богатые наряды и драгоценности»[12], находился в спальне героини одного из рассказов Страпарола да Караваджо (ок. 1480 – ок. 1557 гг.). Двумя столетиями ранее платья, по-видимому, не прятали в шкафы, а держали на виду, так как у Джованни Боккаччо (1313–1375 гг.) читаем: мнимая сестра ведет главного героя в свою комнату. «Здесь он увидел прекрасную постель с пологом, много платьев, висевших, по тамошнему обычаю, на вешалках [выделено мною. – Р. Б.], и другую красивую богатую утварь»[13].

В рассматриваемую эпоху существовали также шкафы для хранения различных некрупных предметов. Они напоминали миниатюрные архитектурные сооружения с колоннами, пилястрами, арками, карнизами, фронтонами. В этой мебели красивые пропорции, чистые контуры, ясные силуэты и множество разнообразных декоративных мотивов, навеянных архитектурными формами (ил. 41).


Ил. 41. Ренессансный шкаф для хранения небольших предметов. Музей прикладного искусства Академии Штиглица, Санкт-Петербург

1. В закрытом виде. 2. С открытыми верхними дверцами


В обиходе Ренессанса и затем маньеризма существовало несколько типов столов. Среди них столы на боковых стенках-опорах (см. ил. 21.3), по форме напоминавшие мраморные столы-картибулы из древнеримских атриев. Подобные столы стали возникать еще в готике, но в ренессансный период пространство под столешницей уже занято выдвижными ящиками, что позволило заменить откидную столешницу на стационарную. Использовались также столы на четырех ножках (ил. 41.5), столы на одной ножке. Характерны уже упоминавшиеся ранее, известные с готических времен и очень удобные складные столы на козлах, незаменимые при большом сборе гостей, их покрывали узорчатыми шелковыми скатертями. На формах столешниц не могло не сказаться, что конструктивными формами Ренессанса были преимущественно прямоугольник и круг.


Ил. 42. Мебель Ренессанса.

1. Посудный шкаф. Ок. 1580. 2. Складной курульный стул-кресло. 3. Стул. Железо, бронза. 4. Резной стул. 5. Стол с точеными ножками и подстольем с ящиками. 6. Стул с кожаной обивкой


Для Ренессанса и маньеризма характерно несколько типов стульев. Чуть ли не самыми распространенными были складные (курульные) стулья и кресла (ил. 41.2–3), появившиеся еще в готике. В Ренессансе возникли резные стулья (ил. 41.4). Особо отметим стул, обитый кожей и украшенный по периметру обивки широкими шляпками гвоздей (ил. 41.6); на базе такого стула возникнет аналогичное кресло.

Идея обить стул и кресло кожей подтолкнула к мысли подложить под обивку подушку. С этого времени в Западной Европе появляется мягкая мебель (до этого времени мебель была жесткая, но рядом всегда бывали подушки). В обивке мебели начнут использовать, как и в стенных драпировках, парчу и бархат.

Важнейшим предметом мебели оставалась кровать. Кровати – высокие, с приподнятым изголовьем и приступкой, застланные покрывалами, они снабжались балдахином или задергивающимися занавесками (см. ил. 37). В каменных сооружениях зимой бывало весьма прохладно, поэтому балдахины, которые при задернутых занавесах создавали микроспальню и сберегали тепло.были популярны.

В палаццо Дукале (Урбино) сохранилась небольшая деревянная камера, украшенная росписью (ил. 43.1–2) и предназначенная для установки в ней кровати. Возможно, это был оригинальный зимний вариант для размещения ложа.


Ил. 43. Фра Карневале. Камера для установки кровати. Ок. 1459–1460 гг. в палаццо Дукале.

1. Общий вид. 2. Фрагмент


 Текстиль, шпалеры, ковры в интерьере. В итальянских дворцах и богатых домах в обивке мебели, а в отдельных случаях и на стенах, красовались бархат и парча, на столах – шелковые скатерти, кровати украшали шелковые балдахины, а также роскошные шерстяные и хлопковые покрывала и др.

Центрами изготовления тканей в ренессансной Италии были Флоренция и Венеция. Первая славилась бархатом с рисунком из цветков граната и парчой, вторая была знаменита очень тонкими и прочными шелками. В декоре венецианских шелков соединялись традиционные западные цветочные мотивы (цветок граната, готический крестоцвет, пальметка) и восточные (тюльпан, гвоздика, лотос и арабески); иногда в узорах венецианского шелка буквально повторялся турецкий образец. Узором могли стать и античные мотивы.

Крестоцвет, флерон (франц. fleuron от fleur – цветок) – декоративное навершие в виде стилизованного цветка с крестообразными горизонтальными «побегами», завершающее башни, шпили, вимперги и др.

Наряду с тканями итальянского производства, широко бытовали привозные, в том числе из Багдада, знаменитого своими шелками. Шелковые драпировки, украшавшие кровать, итальянцы назвали «балдахином» по итальянскому произношению слова Багдад («бальдакино»).

Замечательным, но, по-видимому, редким убранством были шпалеры, которые привозили из Северной Европы.

В самых богатых интерьерах важным декоративным звеном могли стать также напольные ковры, в частности турецкие. В упомянутом рассказе Джованни Франческо Страпарола героиня «принялась мести пол, расправлять ковры [выделено мною. – Р. Б.], застилать постель и тщательно прибрала всё, как поступала обычно»[14].

Освещение в темное время суток. Уже в предшествующем готическом периоде в искусственном освещении Европы появились восковые свечи, лампады, стенники, висячие светильники; правда, масляные лампы по-прежнему оставались востребованными.

В картинах раннего итальянского Ренессанса можно видеть подсвечники (ил. 44), рассчитанные на тонкие свечи (ил. 44.1), на более толстые (ил. 44.2).


Ил. 44. Ренессансные переносные подсвечники.

1. Подсвечник для тонкой свечи. Худ. Андреа Превитали. Благовещение. 1520–1525 гг. Фрагмент. Художественный музей Брукс, Мемфис (США). 2. Подсвечник для толстой свечи. Худ. Филиппино Липпи. Мадонна с Младенцем. 1483–1484 гг. Фрагмент. Музей Метрополитен, Нью-Йорк


В музейных коллекциях хранятся более крупные интерьерные экспонаты, например, пара подсвечников из Урбино высотой 112 см (ил. 45.1) с длинным острием, на котором фиксировалась соответствующего размера свеча.


Ил. 45. Подсвечники крупных и средних размеров.

1. Один из пары подсвечников из Урбино. 1580–1600-е гг. Майолика. Мастерская Патанацци. В. 112 см. ГЭ. 2. Худ. Антониаццо Романо. Благовещение. 1499–1500 гг. (Подсвечник /?/ на подставке под колпаком справа от Богородицы). 3. Худ. Себастьяно Майнарди. Благовещение. 1482 г. Фрагмент фрески в баптистерии соборной церкви Санта-Мария-Ассунта в городе Сан-Джиминьяно (Италия)


В живописных произведениях можно видеть предметы, очень напоминающие крупные или средние подсвечники, но под колпаками (ил. 45.2–3). Возможно, в отсутствие свечей острие для крепления свечи прикрывали деревянным колпаком, прообразом будущего абажура.

Изделия из керамики. Прекрасным декоративным дополнением интерьеров служили крупные керамические блюда. О том, как их могли представить в интерьере, дают представление изображения на фресках (ил. 46.1–2), на живописных полотнах (ил. 46.3).


Ил. 46. Размещение блюд в интерьерах Ренессанса.

1. Худ. Джулио Романо и ученики. Стена с фреской «Олимпийские боги пируют на Олимпе» в зале Психеи в палаццо дель Те (Мантуя). 1525–1535 гг. 2. Деталь фрески «Олимпийские боги пируют на Олимпе». 3. Худ. Якопо Тинторетто. Тайная вечеря. 1579 г. Фрагмент. 4. Нидерландский худ. Бартоломеус ван Бассен. Ренессансный интерьер с пирующими. 1618–1620 гг. Фрагмент


Это – застланное скатертью сооружение, своеобразной ступенчатой «горкой» поднимающееся на столе; на ступенях-полках размещаются блюда. Аналогично располагали блюда и вне Италии позднее (ил. 46.4).

Блюда Ренессанса – настоящие произведения искусства (ил. 47).


Ил. 47. Керамические блюда Ренессанса.

1. Мастер Никола да Урбина. Блюдо. 1524 г. 2. Большая чаша из майолики. Прибл. 1565–1571 гг. Диаметр 44 см. Мастерская Орацио Фонтана (Урбино)


Выполненные в разных керамических мастерских, они получали характерные особенности. Тосканские блюда из города Фаэнца[15] (ил. 47.1) были украшены мотивами, заимствованными из живописи и гравюры, и использовали характерный для Ренессанса орнамент: путти, маски, фантастические животные, рога изобилия. Умбрийские отличались красивым металлическим отливом, так называемым люстром. В керамике Кастель-Дуранте (близ Урбино) копировались произведения Рафаэля и его учеников, изображались поясные портреты молодых девушек; по краю часто изображались связки трофеев и музыкальные инструменты; в этой керамике преобладал оранжево-желтый цвет. Здесь же выполняли изделия с гротесковым орнаментом по белому фону (ил. 47.2). По заказу папы Льва X в мастерской Кафаджиоло близ Флоренции был исполнен ряд предметов с его гербом, а одно из блюд украшала голова римского императора Нерона, жесточайшего гонителя первых христиан (столь высок был в это время авторитет Древнего Рима).

Изделия из стекла. В атмосферу интерьеров рассматриваемого времени тонкую изысканную ноту привносили изделия из стекла: кубки, бокалы, сосуды, бутыли, чаши. Когда во 2-й пол. XV в. у сирийцев были позаимствованы технические приемы стеклоделия, важнейшим европейским центром стекольного производства стал Мурано близ Венеции. Техническое совершенство мурановских изделий (ил. 48) вызывало всеобщее восхищение.


Ил. 48. Ренессансные мурановские изделия из стекла.

1. Кувшин с полихромной эмалью и украшением из сусального золота. Кон. XV – нач. XVI в. В. 27,2 см. Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес. 2. Бокал. Стекло, расписанное эмалями. Изображен «Триумф Венеры». 2-я пол. XV в. Музей стекла в Мурано. 3. Чаша, украшенная эмалью и золотой росписью. 2-я пол. XVI в. Музей стекла в Мурано


Венецианские бокалы и кубки были благородно-простыми и изящными, легкими и исключительно прозрачными. Современники называли их «хрустальными». Иногда ножка или ручка делалась из цветного или покрытого эмалью стекла. Порою простой и элегантной чаше бокала противопоставлена усложненная ножка, например, выполненная в виде дракона. Мурановские кубки и блюда также расписывались эмалями; в рисунках можно было встретить, например, портрет дамы и группы всадников, или орнамент в виде рыбьей чешуи, или они декорированы фигурками путти, гирляндами, растительными завитками и другими популярными мотивами; известно блюдо с гербом папы из рода Медичи нач. XVI в. Мурановские сосуды могли быть украшены филигранно выполненной молочно-белой сеткой.

Изделия из камня, металла. В интерьерах Ренессанса можно было встретить металлические решетки, декоративные предметы из камня (ил. 49.1), из горного хрусталя (ил. 49.2).


Ил. 49. 1. Флакон из яшмы. 1570 г. 2. Сосуд из горного хрусталя в форме птицы. 1570 г.


Благовония. Художественные произведения подсказывают, что в интерьерах Ренессанса весьма ценились благовония, причем на всем протяжении этого периода. Свидетельство из сер. XIV в.: «…она повела его наверх в свою залу, а оттуда …в свою комнату, благоухающую розами, цветом померанца и другими ароматами»[16] [выделено мною. – Р. Б.]. И через двести лет, в сер. XVI в.: она «усыпала изящную постель розами, фиалками и другими благоухающими цветами, перемешанными с душистым порошком и иными благовониями, приятно пахнущими и укрепляюще действующими на мозг»[17] [выделено мною. – Р. Б.].

Подстать великолепию внутреннего убранства были пышные костюмы того времени.

Русь (Россия)

XV-XVI вв.

Стремительное и успешное развитие Руси в X – нач. XIII в. мощно притормозили завоевания монгольской империи, данником которой Русь стала почти на 250 лет, до конца XV в. При этом страна оставалась православной, более того, священнослужители не должны были платить дань; церковь подчинялась Византии. На власть в стране претендовали разные русские княжества, ярлык на правление они получали у хозяев-монголов. После распада монгольской империи, Русь оставалась данником Золотой орды. Иными словами, духовно Русь подчинялась Византии, фактически – князю, назначенному ханами.

Во время зависимости от Золотой Орды на роль главного русского княжества выдвинулось Московское; с первой четверти XIV столетия в Москве обосновывается глава церкви – митрополит. С кон. XV в. название «Русь» постепенно вытесняется названием «Россия»; новое название окончательно утверждается после венчания на царство в 1547 г. Ивана IV.

Во времена, когда светская власть целиком зависела от монгольских завоевателей, а духовное подчинение было ориентировано на постепенно угасающую Византию, Русь тем не менее шаг за шагом проходила те же этапы познания земного мира, что и Западная Европа. Это были этапы «взросления» народа – подобно тому, как эмоциональный несмышленый ребенок (детство человечества) превращается в эмоционального категоричного в оценках подростка (период Средних веков), затем – во взрослого логически мыслящего человека. Но Русь с ее нелегкой исторической судьбой и эмоциональным складом души русских людей проходила эти этапы своеобразно, не столь очевидно, ка Европа.

О появлении на Руси интереса к земной жизни свидетельствуют, в частности, изменения, произошедшие в толковании храмового пространства.

Храмы

Строительство храмов на Руси, надолго приостановившееся из-за татаро-монгольского ига, возобновилось в XIV в.  При сооружении храмов по-прежнему в интерьере использовалась традиционная крестово-купольная композиция с сакральным пространственным крестом (ил. 50.2).


Ил. 50. Спасский собор Андронникова монастыря. 1425–1427 гг.

1. Внешний вид. 2. План


Снаружи, как это наметилось в домонгольское время, это был пирамидально выраставший вверх объем храма, с живописными рядами закомар, увенчанный одной главой (ил. 50.1). Интерьеры с открытым алтарем расписывали, опираясь на каноническую схему «храм – мироздание», возникшую в Византии, где отцы церкви столетия размышляли о вере и Боге. В открытом взорам верующих алтаре, на глазах у паствы, «приемля от всех благовонный фимиам, бескровные и невещественные жертвы молитв, … Иисус … воссылает их к небесному Отцу и Богу»[18]. Впрочем, при возобновившемся строительстве допускались и новшества, обусловленные типами церквей, местными особенностями, прочтением догматов. В нач. XV в. в московских храмах работают два величайших художника, Андрей Рублев и Дионисий.

Однако на рубеже XIV–XV вв. в русских храмах вместо невысоких «прозрачных» алтарных преград начинают создавать высокие иконостасы (ил. 51), отгораживающие восточную часть храма с алтарем.

На страницу:
4 из 5