bannerbanner
Воспитактика. Навигатор для родителей в современном мире
Воспитактика. Навигатор для родителей в современном мире

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 6

Во время II мировой войны воины-камикадзе использовались не только в авиации, а практически во всех родах войск, а ведь ничего подобного в других армиях мира никогда не было. То же самое харакири, чисто японская традиция, и все эти вещи естественно переходят в аниме, так как этот жанр японский и полностью отражает национальную культуру.

***

В ряде мультфильмов-аниме проводится идея, что суицид – это не результат сумасшествия или депрессии, а финал логической цепочки рассуждений. Особенно популярны аниме в субкультуре эмо (от англ. emotional – «эмоциональный», характеризуется особым стилем в одежде и депрессивным, плаксивым настроением). Помимо того, что культ смерти в среде подростков вызывает повышенный интерес, смерть преподносится красиво и эффектно. Для неокрепшей психики подростка, обладающей повышенной восприимчивостью и эмоциональностью, подобная романтика становится весьма привлекательной.

***

Самый яркий пример, конечно, это «Тетрадь смерти». Абсолютно все анимешники его смотрели. Мальчик записывает в тетрадь имена людей и как они погибнут. Вокруг этого аниме был построен целый культ; манга (комикс) «Тетрадь смерти» продавалась и у нас в книжных магазинах, как и похожие тетради, которые дети охотно покупали и писали в них имена тех, кто, по их мнению, должен умереть. В Пекине манга Death Note была запрещена после того, как юные школьники, вдохновившись идеей «Тетради смерти», поголовно начали в похожих черных тетрадях писать имена учителей.

Власти сочли это аморальным, но наши власти, видимо, так не считают.

В конце апреля 2013 года активисты общественного фонда «Уральский родительский комитет» обратились к президенту России с требованием запретить мангу и аниме на территории страны, так как, по их мнению, эти произведения негативно сказываются на нравственном и психологическом состоянии детей. Но ничего добиться в итоге не удалось. Поводом для обращения послужило самоубийство 15-летней жительницы Екатеринбурга в феврале этого года. На столе в своей комнате девочка оставила пространную предсмертную записку, в которой рассуждала о жизни и смерти. После осмотра места происшествия в комнате Юлии представители Следственного Комитета обнаружили 4 тома книги «Тетрадь смерти», в которых преобладали символы смерти: скелеты, черепа, бог смерти, монстры – и надписи ужасающего содержания, усиливающие эффект страха; выражалась мысль, что смерть – это продолжение жизни, но, чтобы познать ее, нужно умереть. В книгах автор обращается к читателю с первых страниц, цитата: «Человек, чье имя будет написано в этой тетради, умрет. У бога смерти свои правила, и за их нарушение положено наказание в виде смерти. Если тетрадь смерти потеряна, то человек, чье имя вписано в эту тетрадь, все равно должен умереть». Заканчивалась книга словами: «…а что дальше, ты узнаешь…»

В самой Японии, на родине этих «шедевров», очень высокий уровень самоубийств. Ежегодно счеты с жизнью сводят более 30 000 мужчин и женщин, суицид стал в Японии серьезной проблемой государственного масштаба: на деле это основная причина смерти женщин в возрасте от 15 до 34 лет и мужчин в возрасте от 20 до 44 лет. Связано ли это с тем, что увлечение аниме там поголовное? Напрямую, наверное, нет, но то, что постоянный просмотр аниме только способствует такой статистике, это совершенно точно.

Мрачные локации, депрессивная музыка, море крови и убийств – всего этого более чем достаточно в современном аниме. Все вместе это образует депрессивно-суицидальный контент. Он создает деструктивный фон, оказывающий пролонгированное воздействие на психику. Когда ребенок постоянно видит кровавые убийства, отношение к смерти сильно меняется. Этот эффект активно использовали кураторы групп смерти, они регулярно давали потенциальной жертве задания посмотреть жестокие видео и картинки.

Не секрет, что кураторы групп смерти часто сами искали своих жертв и выбирали именно «подготовленных». Перед тем как попасть в эти группы, все жертвы изначально смотрели и репостили именно такой депрессивно-суицидальный контент. Он не всегда имел прямое отношение к аниме, но стиль был всегда тот же.

У участников данных сообществ есть некоторые схожие черты: рисунки китов на страничках, а также изображение картинок в стиле аниме.

16-летняя девочка из дальневосточного Уссурийска в ноябре 2015 года положила голову на рельсы. Перед этим она выложила свое фото в социальной сети с надписью «Ня. пока». Девочка получила настоящую славу. В группах смерти ее поступок возвели в культ, стали воспринимать как образец смелости и решительности. При этом нигде не говорилось, что на самом деле «НЯ!» несет смысловую нагрузку, у русских анимешников это и приветствие, и согласие, и радость. Это символ принадлежности к культуре аниме. Так же как, например, черная одежда у готов, челка эмо.

13-летняя школьница увлекалась аниме, впала в депрессию и скончалась от сердечного приступа на уроке географии. На ее странице была такая запись: «Странная апатия… ничего не хочу… ничего не могу… словно высосали всю жизнь… люблю аниме… помешана на нем… демо… ваташи ва… я не хочу его смотреть… люди… пожалуйста… кто знает, как от этого уйти? от этой апатии… от безразличия ко всему…» «Весь дневник девочки просто пронизан депрессивным настроением, – говорят изумленные учителя. – Мы были в шоке, прочитав эти строки… Женечка же была очень жизнерадостным ребенком, пока не увлеклась этими анимациями!»

19-летний петербуржец Павел Масцевой сделал бомбу мощностью около 400 граммов в тротиловом эквиваленте, ушел в лес и взорвал себя. В записке нарисовал несколько иероглифов и перечеркнутые цифры с 11 до 1. Причину самоубийства не указал. Он учил японский язык для того, чтобы смотреть аниме в оригинале. Собрал огромную коллекцию аниме-мультиков. Самым любимым у Павла был «Сейлор-мун», это сериал о девочках в матросках, наделенных особыми силами и легко расстающимися с жизнью.

В России и так самый высокий в Европе уровень самоубийств среди подростков – 1500 случаев в год, и при этом подобный аниме-контент до сих пор никак не ограничен.

Семейные ценности в аниме

Какое бы вы аниме ни включили, сколько бы ни пересмотрели жанров, сюжетов, интриг, не найдете ни одной картины (Хаяо Миядзаки не считается, у него есть иные герои, призывающие к далеко не добрым поступкам), где у героев были бы нормальные, здоровые, живые родители, которые бы помогали персонажам, а не губили их. В большинстве случаев они там вообще отсутствуют, что, возможно, даже к лучшему, так как если родители главного героя все же появляются в кадре или в сюжете, то все, что они делают, – это пьют, издеваются над его психикой и ведут себя аморально, даже хуже, чем главные антигерои. Еще момент, в котором все любители аниме, думаю, со мной согласятся: практически каждый аниме-сериал – это мир умных подростков, которые все знают и понимают, и глупых взрослых, которые не знают и не понимают ничего.

Прочитав в процессе подготовки статьи отзывы и посты многих родителей, я пришел к выводу: все они сходятся в том, что дети, подсевшие на аниме, начинают иначе воспринимать своих родителей, и теперь, после просмотра нескольких сериалов, мне становится понятно, почему.

Учитывая, что даже взрослые любители аниме зачастую не осознают вреда транслируемых моделей поведения и готовы защищать эту мультпродукцию, то дети, по какой-то причине подсевшие на аниме, в силу отсутствия развитого критического мышления оказываются в высшей степени беззащитны перед привлекательностью большеглазых и чувственных рисованных персонажей.

Еще пример из жизни. Дело было на Хэллоуин в Новосибирске в 2016 году. В квартиру на 10-м этаже жилого дома по улице Забалуева ворвались двое. И Костя, и Маша – поклонники аниме. К сцене, которую подростки разыграли в квартире, приложила руку 13-летняя дочка израненной женщины… Это она – Наташа – решила устранить бабушку, маму и брата, чтобы… не мешали ей жить так, как хочется. На страничке «ВКонтакте» – сплошь картинки из мультиков и дурацкие статусы, которые теперь приобретают особый смысл, когда мы знаем, какой кошмар пережила семья школьницы: «Вы убили во мне добрую и веселую девочку. Вот теперь наслаждайтесь мстительной и дерзкой с***», «Чудовища и призраки существуют на самом деле. Они живут внутри нас. И иногда они побеждают». С Костей у девочки были отношения. Родители видеться запрещали, считая, что рано еще играть в любовь, да и уроки надо делать. Тогда-то у подростков и созрел план: семью – убить, деньги-ценности – украсть и отправиться в путешествие.

Казалось бы, откуда вообще такие жуткие идеи в этих юных головах? Все просто: убить родителей подсказали рисованные кумиры. И у 13-летней Джульетты, и у 16-летнего Ромео в соцсетях одни и те же персонажи – бледнолицые парень и девушка с безумными кровавыми улыбками. Это Убийца Джефф и Убийца Джейн. Герои распространенного комикса-ужастика про подростка-психа, который в 13 лет нечаянно обезобразил лицо кислотой, из-за чего носит маску. Сначала он убил своих родителей. А потом родителей Джейн: те мешали подросткам встречаться. Что-то напоминает, правда? Ростислав Антонов, руководитель общественной организации «Гражданский патруль», говорит, что история про Убийцу Джеффа сейчас гиперпопулярна среди подростков, в соцсетях этому герою посвящены группы, в которых состоят десятки тысяч детей. Они фанатеют от этого персонажа. А кто-то решается повторить его судьбу.

– В Воркуте недавно нашли тело 12-летнего мальчика в сугробе, ребенок был зарезан. В убийстве подозревают двух подростков, один из них – поклонник Убийцы Джеффа, состоял в группе, посвященной этому персонажу, – рассказывает Ростислав Антонов. – Мы написали заявление в полицию, в Роскомнадзор. В полиции согласились: такие группы надо блокировать. А Роскомнадзор ответил: «Нет повода. В шапке группы стоит возрастное ограничение 18+, а значит, все законно». Только кого из детей эта отметка останавливала?..

Любое общество обречено на деградацию и разрушение, если в нем не рождаются и не воспитываются здоровые дети. А как они будут рождаться и воспитываться, если образ традиционной семьи на экране негативен либо вообще отсутствует?

Смещение социальных ролей в аниме

Первое, с чего хотелось начать, это внешний вид ВСЕХ аниме-героинь. Про это было в начале статьи, но к их спецодежде проституток стоит добавить и неестественную худобу. В жизни девушки с такими пропорциями встречаются только в двух местах: на подиуме мод и в больнице, в палате, где лечат больных анорексией, причем привозят, вернее приносят, туда их часто именно с подиума.

Ни для кого не секрет, что девушки в подростковом возрасте очень требовательно относятся к своему внешнему виду, иногда даже фанатично. А теперь представьте, как себя чувствует такая девушка, видя каждый день перед собой недостижимый «стандарт» красоты, и что с ней будет, если она начнет к нему стремиться. Для парней, кстати, это тоже не несет ничего хорошего, ведь, влюбившись в такой образ, они никогда не встретят его в реальной жизни.

Второй момент – поведение практически всех аниме-героинь. Девочки всегда круче и физически сильнее мальчиков. Анимешники не дадут мне соврать: если у героя есть подружка, то она практически всегда круче него. Подобные вещи сейчас встречаются не только в аниме, но и в продукции Голливуда, причем постоянно. Идет намеренное насильственное смещение социальных ролей. Девочек показывают сильными, а мальчиков инфантильными, в итоге, если и те и другие, ведясь на моду, примеряют на себя такую не свойственную им модель поведения, то получается мертвое, не способное ни на что, легко управляемое общество. Прибавьте к этому повсеместную пропаганду ЛГБТ-движения, и вы поймете, что делается это неслучайно.

Тема добра и зла в аниме

Отдельные поучительные и чистые в нравственном плане работы, такие как мультфильмы Хаяо Миядзаки, служат привлекательной оберткой, по факту наживкой для неискушенных детей и взрослых, которую пиарят в СМИ, на которую ссылаются сами анимешники, когда речь заходит о поучительной составляющей мультиков, и через которую людей обычно вовлекают в этот информационный поток. Кстати, изучая анимешные сообщества, что-то я не увидел там постов, посвященных этим действительно неплохим и добрым мультфильмам, но про это будет чуть ниже.

Не рекомендуется смотреть аниме маленьким детям, потому что они повторяют увиденное. Повторяют одни или в паре с друзьями. Во множестве японских фильмов практикуется эксплуатация одного человека другим. Причем добро часто поддается злу по разным причинам. В отношениях таких героев применены точные психологические приемы. Их суть можно изложить примерно так: если поделишься необходимым со мной, то я в свою очередь поделюсь необходимым с тобой.

Многие герои аниме страдают раздвоением личности. И часто побеждает слабая сторона. Именно она претерпевает яркое развитие перед зрителем, на этом и строится весь сюжет. Тема раздвоения личности вообще нежелательна в детском кино, тем более когда она идет сквозь весь сюжет в 100 с лишним серий. Это может привести к диссоциативному расстройству идентичности.

Кто-то кого-то очередной раз побеждает, но победа не дает ничего – завтра снова придется драться. И это должно воспитывать в ребенке идею о «победе добра»? Что это за добро, которое день изо дня повторяет одно и то же, но так и не добивается своего? Воспитательный момент таких вещей явно негативный. Супермены и супервумены постоянно борются со злом, которому нет конца. Это и вызывает состояние бесконечной депрессии, и у зрителей теряется смысл жизни.

Да и сама «победа» в аниме обычно весьма своеобразна. В 3/4 сериалов всякие проблемы решаются при помощи чужих сил. В сложный момент главному герою (героине) просто приносят очередной артефакт (суперробота, магический жезл повышенной крутизны, новое наимощнейшее заклинание). Вместо того чтобы справляться с проблемами СВОИМИ силами, герой лишь ждет помощи. Такие вещи могут разрушить желание ребенка что-либо делать самому.

Вспомним, в советских мультфильмах очень редко погибают положительные герои, а побежденные отрицательные персонажи в большинстве случаев получают возможность переучиться и исправиться. И в этом заложен глубокий смысл: в детском восприятии добро должно всегда побеждать зло, а побежденное зло необходимо не столько уничтожать, сколько исправлять.

В аниме ничего подобного нет, зло всегда должно быть изрублено на куски и сожжено. Причем во многих случаях не так просто определить, кто есть большее зло. Я ни в одном аниме ни разу не видел, чтобы ставился простой вопрос: а вообще убийство – это правильно?

Как быстро все меняется и как быстро вершится «правосудие» в понимании авторов аниме! Добро со злом перемешиваются тут настолько сильно, что эти полюса вообще теряются. Один и тот же герой может быть в одной серии добрым, в другой злым, и наоборот.

Пример. Возьмем классику аниме «Тетрадь смерти». Кто из двух героев больший злодей? Демон смерти, потерявший эту тетрадь, или парень, использующий ее для убийств преступников? И вообще они злодеи? Однозначного ответа там нет, и так в аниме почти всегда, какой вывод из этого сделает ваш ребенок?

Вспомните, как всегда показывали антигероев в советских картинах. Вспомните «Золотую антилопу», «Город мастеров» и многие другие фильмы и мультфильмы. Злые персонажи всегда делались максимально мерзкими и глупыми, специально для того, чтобы ребенок не мог сопоставить себя с ними и примерить на себя их роль. И это было правильно! Теперь все наоборот, и в аниме, и в Голливуде. Отрицательные персонажи стали харизматичными, привлекательными. На их роли берут лучших актеров, и чаще всего из них же потом делают героев.

Вывод простой: нет добра и нет зла, делай что хочешь, таков закон. Это была цитата главного сатаниста прошлого века, и эта фраза по сути является девизом этой субкультуры. Про это следующий параграф.

Сатанизм в аниме

Его много, просто удивительно много, причем по большей части в современном аниме. В Японии христианство не пользуется особым уважением, но при этом христианская символика используется часто, только ее можно увидеть на всяких демонах и прочих тварях, и это не случайно. В «Евангелионе», к примеру, злобных чудовищ называют «ангелами». И таких примеров, поверьте, очень много. Как писалось выше, добро часто показывается неприятным, а зло симпатичным и сильным.

При этом официальная символика сатанистов, пентограмма, используется часто и явно. Вот, к примеру, культовый сериал «Темный дворецкий», все анимешники его точно смотрели, и в группах он пиарится больше всего. Там мальчик на всю жизнь привязывает себя к бесу Себастьяну. После смерти главного героя нечистый, с которым он связан, по договору поглотит его душу. Несмотря на это, образ демона всячески идеализируется: он хорошо готовит, вежлив, обаятелен, красив, любит главного героя (и непонятно как – то ли по-дружески, то ли по-настоящему влюблен), в общем, показан в высшей степени привлекательным персонажем.

В «Ангельских ритмах» по сюжету школьники, которые погибли по вине Бога (да, сюжет полон богохульства и глумления над верой), попадают в место, где они все еще живут и доделывают какие-то дела, которые не смогли сделать в прошлом, пока были живы. Там удивительно цинично и гадко смеются над смертью, насилием и над всем, что связано с физической болью персонажей. Каждый, вдумайтесь, КАЖДЫЙ (!!!) из несчастных школьников погибает в аниме несколько десятков раз! Несколько десятков за 15 серий! Погибает весело, под музыку, с подробностями и со смехом. А бьются они, только представьте, с ангелом, милой девочкой-тихоней, которая по сюжету выступает посланницей Бога. Так что это еще и сатанизм в чистом виде. Кстати, потом они и истинного Бога находят. И знаете, кем он был? Обычным мальчиком, обиженным на весь мир, которому было скучно и который создал целую вселенную, просто чтобы развлечься.

При этом любой анимешник вам скажет, что в японской мультипликации есть скрытый духовный смысл. Я согласен, действительно есть, только тот, что будет описан ниже. Посмотрите хотя бы просто названия топовых аниме: «Новый завет Владыки Тьмы, моей сестры», «Убийство в классной комнате», «Школа мертвецов», «Тетрадь смерти», «Корона грешника», «Дьявольские возлюбленные», «Страна чудес смертников», «Демон против демонов», «Сатана на подработке», «Ад Данте: Анимированный эпос», и все в таком духе.

Черепа, кости, кровь, все это образы зла, насилия и смерти, и они присутствуют повсюду, и не только в вышеперечисленных фильмах. Тут стоит напомнить, что дети воспринимают мир по большей части в виде образов, у них очень сильно развито образное мышление, поэтому они так быстро меняются, подсев на аниме.

Кто-то может решить: ну и что такого, подумаешь, пропаганда сатанизма, у нас же свобода? Но так можно сказать, только не зная эту субкультуру. Давайте посмотрим, что же будет составлять систему ценностей ребенка, если он через эти яркие образы примерит на себя это явление? Сатанисты поощряют все извращения человеческой природы, в том числе и сексуальные. «Добровольность» извращений достигается наркотиками. Провозглашается, что сколько бы преступлений дьяволопоклонник ни совершил, ответственности он не несет, так как ему «разрешены» все грехи. Сатанинская мораль очень проста: никакой морали! (Кстати, очень характерный признак многих аниме.)

Насколько серьезно примитивные идеи сатанизма захватывают все существо человека, говорит короткая выписка из дневника одной современной девушки, бывшей сектантки-сатанистки: «ЗАПОВЕДИ: 1. Не люби. 2. Полная идея культа сатаны. 3. Месть. 4. Делай вред ближним. 5. Имей совесть, погрязшую во зле. 6. Приноси жертвы. 7. Убей. 8. Богохульствуй. Добавим к этому обязательные в сатанизме кровавые жертвоприношения.

Хотите найти у своего ребенка такой дневник?

Аниме-сообщества

Теперь мы подошли к самой главной проблеме, которая представляет собой наибольшую угрозу. Это аниме-сообщества. Все написанное ранее было как бы вступлением.

Так устроен современный мир: если вы увлекаетесь чем-то, то вы состоите в соответствующих сообществах. Для детей это тем более актуально, так как они в принципе больше склонны к общению, чем взрослые. А так как обсудить их новый мир, как правило, особо не с кем, то они находят «братьев по разуму» в многочисленных аниме-группах. Группы эти в свою очередь создают свой «рейтинг» аниме, «помогают» новым адептам сориентироваться во вселенной аниме. И в топ их интересов, как вы понимаете, не попадают добрые мультфильмы Хаяо Миядзаки.

Этих групп не просто много, их нереальное количество! По запросу «аниме» только «Вконтакте» 99.000 групп до 1.000.000 человек! Для сравнения, по запросу «юмор» количество групп 103.000. По запросу «хентай» – 8.300 групп до 240.000 человек! По запросу «яой» (ЛГБТ-аниме) – 9.200 групп до 90.000 человек. А по запросу просто «эротика» – 4.900 групп.

То, что многие группы закрытые, ни о чем не говорит: это ворота без забора посреди чистого поля. Администраторы добавляют туда ВСЕХ желающих, разве что кроме тех, у кого на аватарке стоит логотип Роскомнадзора. Из этой статистики можно представить массовость и размах самого явления.

Что же происходит в этих сообществах, лучше один раз увидеть. Я делал скрины в разных группах, чтобы быть объективным. В сообщества извращений типа «яой», «хентай» и прочие я не заходил, это все из открытых, популярных, «топовых» групп. На поиск всех этих материалов у меня ушло где-то два часа, то есть это не «избранное». Это просто поверхностный взгляд на их контент, что творится в условно закрытых сообществах.

А теперь проверьте себя, что вы сейчас чувствуете? Если у вас комок в горле или вам просто нехорошо, то, значит, вы нормальный человек, со здоровой психикой. Как вы понимаете, если регулярно потреблять такой контент, то это чувство быстро пропадает, и все это становится нормальным, но так быть не должно!

***

Разработанные настоящими профессиональными психологами картинки в стиле «аниме» или повешенных человечков, просто фразы и надписи, изображающие грусть, слезы, риторику «я одинок», «меня никто не понимает», «я грущу», запускаются в Интернет. Затем идет раскрутка самого контента через посты и картинки, детям задается мода на грусть и переживания по любому поводу. На разные возрасты рассчитаны разные контенты. Помимо картинок по сети гуляют тысячи ботов, активно генерирующих и продвигающих массовую печаль.

***

Такой депрессивный контент имеет совершенно невероятную силу воздействия на детскую психику, сравнимую с НЛП. То есть детей буквально программируют на определенные установки.

Конечно, справедливости ради надо сказать, что такой контент есть не во всех аниме-группах, но, поверьте, во многих.

Но кое-что есть во всех группах такого типа. Основное действо происходит в комментариях, и именно в них и кроется угроза.

Дело в том, что владельцы больших групп, несмотря на практически полную вседозволенность, все же нечасто опускаются до самого дна и не публикуют откровенную чернуху, за которую может все-таки «прилететь». А вот те, кто пишет комментарии, не ограничены ничем. Именно через комментарии администраторы самых отмороженных групп ищут себе новых жертв. В отзывах постоянно видны призывы добавляться в друзья и вступать в группы. Естественно, их никто не банит, так как они по уровню интеллекта и ценностям ничем не отличаются от других участников и администраторов этих групп. Тут, кстати, очень важно объяснить ребенку, почему нельзя никогда добавлять к себе в друзья подозрительных людей, а лучше вообще никого незнакомого.

Когда ловят очередного куратора групп смерти или чего-то подобного, многие задаются вопросом, а зачем он это делал, какой в этом смысл? А ответ очень простой. А зачем вы место в автобусе старушке уступаете? А зачем вы помогаете больным? Потому что вы считаете это правильным, потому что это и есть ваша система ценностей. Они же делают это, потому что у них ДРУГАЯ система ценностей, и для них это правильно, точно так же как для вас уступить место, вот и все.

Про кураторов групп смерти хотелось бы сказать отдельно. Преступления подобного рода всегда информационно обусловлены. У любого преступления есть мотив, и если мотив карманника прост и понятен, то мотив кураторов порой трудно обнаружить.

***

Ведь как только о «группах смерти» начали активно писать и говорить, в них полезла масса народа, одни – просто из любопытства, другие – в качестве кураторов, чтобы поуправлять людьми.

***

Для совершения таких страшных преступлений нужны сильные соответствующие убеждения, только они, ведь материального мотива тут явно нет. Но откуда они могли взяться, да и еще так массово?

Посмотрев сериал «Тетрадь смерти», я пришел к выводу, что именно он был для этих людей руководством к действию и именно он вдохновлял их совершать то, что они совершали. Я не могу это доказать, но просто прочитайте сюжет этого самого культового аниме-сериала.

На страницу:
3 из 6