Полная версия
Воспитактика. Навигатор для родителей в современном мире
Особенности, которые помогают узнать ванильку: фотоаппарат; модные журналы; пирожные, сахарная вата; неаккуратный пучок волос; легкий макияж; модные большие очки.
Корейская волна (халлю)
Одна из самых современных субкультур зародилась в Южной Корее и нашла в России благодатную почву. Она состоит из фанатов корейских музыкальных групп (k-pop). Название «корейская волна» родом из Китая, на который она нахлынула гораздо раньше нас. Сегодня халлю вовсю теснит субкультуру анимешников (отаку) – поклонников японской мультипликации аниме и комиксов манга.
В чем же секрет такой неимоверной популярности корейских групп во всем мире? Во-первых, их довольно массовый состав: от 5 до 10 человек. Между участниками коллективов существуют сложные отношения, следить за которыми можно как за сериалом. В среде поклонников k-pop ценятся постеры с изображением кумиров. «Корейская волна» также включает в себя увлечение кухней, видеоиграми, фильмами и языком Южной Кореи. Как узнать?
Идеальная внешность для поклонников субкультуры выражается понятием «ольджан», что переводится как «красивая мордашка». Так называют людей с огромными глазами, маленьким носом и губами. Кукольные пропорции лица достигаются, как правило, благодаря пластической хирургии и «Фотошопу».
Готы
Название «гот» произошло от английского «gothic», что значит «варварский, грубый». Неизвестно, кого имел в виду Глеб Самойлов, когда пел: «Я крашу губы гуталином, я обожаю черный цвет», но его слова метко описывают портрет современного гота. В отличие от предыдущих миролюбивых направлений, субкультура готов не столь безопасна. Она проповедует разрушительные тенденции для человеческой психики: в почете черная магия, мрачный пессимизм, романтическое восприятие смерти.
Культивирование и эстетизация смерти не означает, что готы к ней стремятся. Большинство поклонников этой мрачноватой субкультуры любят жизнь, как и все нормальные люди, а темные образы – всего лишь эпатаж.
Внешний вид
Образ гота хорошо узнаваем: черный цвет в сочетании с серебряными украшениями. Серебро для готов – символ Луны, покровительствующей потусторонним силам. Каноничный образ таков: молодой человек в черной одежде, с темными волосами и губами, контрастирующими с болезненно белым лицом. Могут присутствовать ирокезы, зачастую кислотных оттенков, или частичная выбритость волос.
Эмо
Еще одна маргинальная подростковая субкультура имеет некоторое сходство с готами. Все тот же черный цвет, та же идеализация смерти, вечная тема суицида. Но есть и отличия. Эмо переводится как «эмоциональный», основная болевая точка этого направления – избыточная ранимость, чувствительность, депрессивность, уход от агрессии современного мира. Они отгораживаются от окружающих даже внешне, пряча лицо за длинными скошенными челками.
Как выглядят?
Внешность эмо-кидов довольно примечательна. Цвет одежды, волос и маникюра – смесь черных и розовых оттенков. Из украшений – многочисленный пирсинг. Руки украшены браслетами из разноцветного бисера. Любимая обувь – кеды, массивные ботинки-гриндерсы. Некоторые девушки носят смешные, детские прически с хвостиками и яркими заколками. И девушки, и юноши красят губы светлой помадой, пудрят лицо, чтобы придать ему мертвенно-бледный вид. Глаза густо подведены темными тенями и подводкой.
Любимая одежда: узкие джинсы с заплатками, майка с детскими принтами или изображением любимой группы. Часто ходят в наушниках, слушая современную музыку в стиле эмо.
Геймеры
Поклонники этой молодежной субкультуры видят смысл жизни в компьютерной игре. Но современный геймер – это не просто школьник, увлеченно гоняющий на машинках или стреляющий из танка. Это целый мир с собственным сленгом, в котором устраиваются чемпионаты с миллионными призовыми фондами. Жаргон геймеров, пожалуй, богатейший среди всех современных субкультур. Многие словечки стали знакомыми для интернет-пользователей, например «косплей», «баг» или «аккаунт».
По степени увлеченности геймеры делятся на «легковесных», «продвинутых», «увлеченных», «хардкорщиков», «киберспортсменов», которые зарабатывают деньги на участии в турнирах. Остальные же предпочитают выпрашивать деньги у родителей, чтобы купить очередную приставку, прокачать новую игрушку. Если геймер становится «увлеченным», то он все больше начинает погружаться в виртуальную реальность. Мама, учеба в школе отходят на второй план. Опасность субкультуры связана с тем, что она вызывает игровую зависимость, избавиться от которой самостоятельно довольно трудно.
Характерные особенности
Геймеров мало заботит внешний вид, поэтому они могут одеваться неопрятно. К моде относятся спокойно. Предпочитают футболки с героями популярных игр.
Фрики
Субкультура сформировалась в 60-е годы в Америке и имеет множество интерпретаций. Фрики самовыражаются через искусство, объект которого – собственное тело. С английского freak переводится как «урод, чудак». В прошлом фриками называли и людей с психическими отклонениями или физическими недостатками. Современный фрик – это экстравагантный человек с эпатирующим поведением или внешностью. Он напрочь отказывается от моральных устоев общества и общепринятых стереотипов поведения.
Типичный образ
Внешний вид фриков шокирует. Характерные приметы: жуткие татуировки, пирсинг на лице и по всему телу, огромные проколы в ушах. Особые фанаты прибегают к модификации тела: режут язык, делают шрамы, вживляют под кожу различные предметы, меняют цвет радужки глаза. Свою экстремальную красоту они подчеркивают провокационными прическами (ирокезы, дреды), эпатирующими одеяниями. Наряду с футбольными фанатами фриков относят к наиболее опасным молодежным субкультурам.
Анимешники
Особая субкультура, помешанная на ярких, узнаваемых героях мультипликации, появилась в начале XX века среди японской молодежи. Именно в то время по популярным комиксам начали выпускать мультфильмы. Герои были настолько необычны, что не только дети, но и некоторые взрослые считали их образцом для подражания.
Особенности
В отличие от панков или хиппи про анимешников нельзя сказать, что они имеют какие-то внешние отличия. Они не творят ужасов с волосами, не устраивают шествий на кладбище и не митингуют на площадях. Порой их можно отличить только по мелким деталям и своеобразным картинкам на одежде. Но все же на тематических вечеринках, которые анимешники особо любят, они отрываются. В ход идут одежда, имитирующая любимых персонажей, и вся соответствующая атрибутика.
Для субкультуры свойственен и особый стиль общения. Приверженцы увлечения даже учат японский язык, чтобы использовать запомнившиеся слова при разговоре. Но здесь делается упор на сленг, поэтому о полном знании языка речь не идет.
Почти каждый день разновидность субкультур и подвидов увлечений среди неформалов увеличивается. Например, вдохновившись аниме персонажами, появились e-girls – набирающая популярность среди молодежи интернет-субкультура. Название ее произошло от сокращенного «electronic girl», что переводится как «электронная девушка» (а есть еще VSCO-girl и Soft-girl). Обычно у них окрашенные волосы (в основном они делают сплит-окрашивание, как у Дуа Липы) и гиперстилизованный макияж, который увеличивает глаза и щеки. Многие даже рисуют крошечные сердечки или веснушки на лицах и накладывают румяна, чтобы придать щекам необычно-розовый оттенок.
4. Опасность аниме
На группах анимешников хотелось бы остановиться особо. Это течение стало одним из самых популярных в последнее время, в том числе и на Кавказе. Мне в этой связи очень понравилась аналитическая статья, отражающая большую часть моей позиции по данному вопросу, под названием «Темная сторона мира аниме. О чем не говорят дети и не догадываются родители» (статья для родителей 18+).
«Что мы, родители, знаем про современное аниме? Давайте скажем честно, ничего! Всем родителям я очень рекомендую прочитать статью полностью и до конца, поверьте, ваше представление о том, что такое аниме, изменится кардинально, так же как изменилось мое. Статья писалась месяц, и за это время я посмотрел самые популярные современные аниме-сериалы (не целиком, конечно), чтобы все было объективно. В итоге я пришел к выводу, что большинство людей, и даже экспертов, просто не представляют, как на самом деле выглядит современное аниме. В статье будут разобраны все темные стороны этой субкультуры. Содержание разделено на следующие вопросы:
– Тема эротики и извращений в аниме.
– Что так привлекает в аниме.
– Вред психике.
– Жестокость в аниме.
– Тема смерти.
– Семейные ценности в аниме.
– Смещение социальных ролей в аниме.
– Тема добра и зла.
– Сатанизм в аниме.
– Аниме-сообщества.
– Про систему ценностей.– Что делать?
Главные потребители аниме – дети и подростки, именно на них этот жанр и рассчитан, но чему могут научить ребенка эти мультики и какую систему ценностей они продвигают? Попробуем разобраться в этой статье.
Что же такое аниме? Это японская анимация, но, в отличие от мультфильмов других стран, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и ВЗРОСЛУЮ (первый момент) аудитории и во многом за счет этого имеет высокую популярность в мире. Мультфильмы и сериалы в этом жанре отличаются тем, что содержат темы смерти и насилия, и эти темы всегда лежат в основе всех сюжетов. В сценариях шокирующе много сцен убийств, насилия, извращений. Герой таких «мультиков» обычно одинок, не понят, часто сам является жертвой насилия и впоследствии несёт разрушения, но вместо отвращения вызывает сопереживание и даже сочувствие.
Не случайно в европейских странах и США японская мультипликационная продукция проходит предварительную оценку с определением возрастной аудитории; иногда, с целью уменьшить возрастную планку, издатель вырезает из произведения слишком откровенные или жестокие кадры. Думаю, не стоит говорить, что у нас ничего подобного не делается. В мировой мультипликации этот жанр составляет уже почти 70% от всего контента. Если вы вдруг захотите пересмотреть все аниме, то, уделяя ему по 2 часа в день, вы потратите примерно 70 лет.
Второй момент: аниме не однородно! Бывают сериалы для детей (жанр кодомо), сенэн (аниме для юношей), седзе (аниме для девушек) и полноценное «взрослое» аниме (сэйнэн и дзесэй). В отдельное направление выделились хентай – аниме порнографической направленности. Жанры яой, юри и хентай – это откровенное растление и ориентирование молодежи на гомосексуальные отношения как на норму.
И это мы не затрагиваем такие жанры аниме, как «этти», «сенен-ай» и прочее (людям со слабой психикой лучше не углубляться в эти темы, да и с крепкой тоже не стоит, хотя большинство анимешников с ними хорошо знакомы). Эти жанры созданы специально для тех, кто воспринимает педерастию в качестве нормы. И это только «официальные» жанры, о других будет чуть ниже.
И теперь о главном. Как вы понимаете, ВСЕ эти жанры у нас в стране называют одним словом – аниме, и, зайдя в детскую комнату, вы не сможете понять, какой из этих жанров в данный момент смотрит ваш ребенок, да он и сам не знает. Визуально они неотличимы, не маркируются, и все находятся в свободном доступе.
Тема эротики и извращений в аниме
В подростковых аниме сексуально-эротический компонент сквозит повсюду. Видели ли вы или ваши знакомые хоть одно аниме, в котором женские персонажи не ходили бы в коротких юбках? Хотите ответ? Нет такого аниме. Оно еще, видимо, не создано. И никогда не будет, а если и есть – то одно на миллиард. Сознательно это добавлено или со злым умыслом, не знаю, но отпечаток на общественном сознании это оставило. Красивая – значит, в короткой юбке. И никак иначе. Но не в юбках только дело. А в том, что у всех аниме-героинь огромные глазищи, длинные, распущенные волосы, выдающиеся формы 90-60-90.
И тут стоит посмотреть на современную японскую «культуру». Японские представления о сексуальной культуре катастрофически отличаются от принятых в России и даже на Западе (хотя, казалось бы, их-то уж чем удивить?). Если интересно, просто введите в «Яндексе» через поиск видео «японское TV-шоу», и вы все поймете. Это у них идет по центральным каналам.
Мир изменился, и современные японцы, к сожалению, тоже. На основе этих ценностей, теми же людьми и делается аниме. Некоторые виды сексуального поведения даже в современном западном мире считаются табу, но многими японцами принимаются как должное и практикуются. Пример – хентай: манга или аниме, в которых изображается секс между людьми и монстрами, порой даже со щупальцами. Хентай можно легко купить в книжных магазинах или киномагазинах по всей стране; о том, что он есть в Интернете, я думаю, и говорить не стоит. Когда я решил посмотреть, что это вообще такое, я без труда за минуту нашел соответствующие видео. Причем разврат может быть показан даже в детских (кондомо) аниме. Пример – 18-й эпизод «Покемонов» пропагандирует гомосексуализм и трансвестизм.
В Японии юридический возраст согласия для вступления в половую связь – 13 лет, соответственно, их возрастная категория просмотра таких мультфильмов может сильно отличаться от нашей.
Получая этот контент из Интернета, дети, естественно, игнорируют возрастные ограничения (которых у нас нет) и быстро переходят на картины с высоким возрастным рейтингом, содержание которых способно в прямом смысле перевернуть их представления о мире, морали, нравственности.
Тема ЛГБТ в аниме-культуре – вообще обычное дело. Все чаще отмечаются случаи, когда девушки, изображающие мужских персонажей, говорят о себе в мужском лице не только в анимешных кругах. Стоит подчеркнуть, что в сюжетах преобладают романтические отношения, как между представителями мужского пола (яой), так и представительницами женского пола (юри). Так что иногда причастность к анимешной субкультуре приводит к смене сексуальной ориентации.
На YouTube полно роликов, открыто рекламирующих ЛГБТ-аниме, и набирают они не одну сотню тысяч просмотров. Такое ощущение, что закона о защите детей от гей-пропаганды у нас просто не существует.
В процессе написания статьи мне периодически попадались обсуждения различных извращений на форумах анимешников, да и просто в комментариях. Так вот, ВСЕ анимешники ВСЕГДА защищают эти жанры и не считают их опасными, говоря «да это нормально», «ничего плохого в однополых отношениях нет». А ведь эта тема прослеживается не только в мультфильмах жанра «яой», но и в обычных сюжетах. Причем показывается она в крайней степени романтично, чтобы ребенок начал сопереживать героям, а когда ты сопереживаешь, ты ставишь себя на место героя, теперь вы понимаете, как это работает? Да, для них это действительно стало нормально, но только после долгих часов просмотров, и об этом стоит задуматься.
Что так привлекает в аниме
В первую очередь это специфическая прорисовка персонажей. С эстетической точки зрения, действительно, все очень ярко, четко, все не как в жизни. И это касается и положительных, и отрицательных персонажей, абсолютно всех. Мир вокруг героев, даже если это постапокалиптика (что бывает, кстати, чаще всего), тоже всегда просто шикарен, ребенок так залипает на него, что теряет связь с реальностью. По стилю мир аниме очень похож на мир компьютерных игр, очень близкая прорисовка, так что если ребенок еще и игроман, то эффект усиливается в несколько раз.
Еще очень важный момент, особенно для детей: чрезмерное мигание, мерцание в подходящих и не подходящих моментах. Очень резкая и постоянная смена картинок, которая действует гипнотически; про это, кстати, знают рекламщики, именно поэтому, как только по телевизору начинается реклама, дети сразу «приклеиваются» к экрану. Там тоже быстрая смена кадров.
В аниме, как правило, используется 15 FPS (кадров в секунду) вместо положенных 24 (кино) и 25 (PAL/SECAM) /30 (NTSC). Это вредно для глаз и мозга, такое бывает просто невозможно смотреть! Нет плавности движений, особенно в батальных сценах, все рывками, и анимешники прекрасно понимают, о чем я сейчас говорю.
Такой формат оказывает негативное воздействие на глаза, а также может вызывать припадки у склонных к этому людей. Случай с покемонами, пожалуй, самый наглядный.
Альтернативная реальность. Мир, в котором происходит действие, в 99 процентах случаев – альтернативный мир будущего или прошлого, со своими специфическими правилами и законами. Или это виртуальный мир, или фэнтези, мир магии, мир зомби, мир демонов, постапокалиптический мир, все что угодно, но только не реальный мир. Анимешники тут точно со мной спорить не будут. В итоге ребенок сотни часов проводит за просмотром альтернативной реальности с ее жестокими законами и правилами, которой на самом деле нет, но которая теперь есть в его голове. Отсюда оторванность многих анимешников от реального мира, и тут чем зритель младше, тем эта вероятность выше.
Вред психике
Начнем с того, что эта субкультура вызывает зависимость. Выражение «подсесть на аниме» означает то же самое, что «подсесть на наркотик». Аниме может вовлечь человека настолько, что и отпустить потом не захочет. Чрезмерное увлечение чревато печальными последствиями. Чтобы понять, какой вред может нанести психике ребенка регулярный просмотр аниме (сейчас имеются в виду классические жанры, без извращений), рекомендую прочитать статьи «Вселенная аниме. Откровения бывшей фанатки» и «Психолог об аниме». Далее приведу самые главные мысли из этих статей.
***
Мир аниме настолько отличается от привычного мира, что психика все время просмотра пребывает в стрессовом состоянии. Яркие, захватывающие необычные образы, все чрезмерно: цвет, эффекты, фантастические сюжеты. Вследствие этого ребенок уже не удовлетворяется тем реальным миром, который существует вокруг него.
***
Это как ребенок, которого постоянно кормят конфетами и чипсами, он их просит все больше и больше, и «почему-то» не хочет есть простую кашу. Она для него теперь просто безвкусная.
Такие эксперименты над психикой утомляют ее, но аниме имеет такую притягательную силу воздействия, с которой ребенок и подросток не может справиться. Есть прекрасные аниме, с очень глубоким, мудрым содержанием, но есть и другие, после просмотров которых юный зритель чувствует апатию, безразличие ко всему, которые выхолащивают ценность реального мира, реальной жизни в нем.
Еще один фактор – длительность. Хоть эпизоды и короткие, где-то по 20 минут, но оторваться от их просмотра, как от семечек, просто невозможно. Обычно аниме-сериал состоит из более чем 100 серий. Ежедневно в аниме-сериале показывают одно и то же действие, с одними и теми же установками, одну и ту же серию, в которой СОВЕРШЕННО НИЧЕГО НОВОГО НЕ ПРОИСХОДИТ! Для подрастающего ребенка постоянные повторы, зацикленность, шаблонность, безусловно, становятся средством оболванивания. Это тоже действует на психику, таким образом не только все больше маня к очередному просмотру аниме, но и заставляя голову работать в том же направлении. Если 100 раз подряд сказать человеку, что он свинья, он захрюкает.
Пример: в одном из самых популярных аниме-сериалов «Класс убийц» сюжет строится на том, что инопланетное существо уничтожает половину луны и устраивается в 4-й класс обычной школы учителем, при этом заявляя правительству, что если школьники в течение полугода не смогут его убить, то он уничтожит Землю. Все ученики ходят на уроки с оружием и каждую серию пытаются убить своего учителя, застрелить или зарезать, устраивают ловушки. Как вам сюжет? При этом каждую серию как заклинание ученики по несколько раз повторяют «убить учителя», «мы должны убить учителя», «давай застрелим учителя», «мы класс убийц». И так программируют по десять раз за серию, на протяжении 50 серий!
Жестокость в аниме
Во всех аниме-мультфильмах герои ведут себя агрессивно, жестоко. Постоянно показывают какие-то драки, схватки, сопровождаемые морем крови, расчлененными телами. Если в старых аниме-мультфильмах, где еще не присутствовала компьютерная анимация, можно было рассмотреть хоть какую-то игру разума, какие-то смысловые качества, то в современных это напрочь отсутствует! Здесь главным девизом является следующее: «Бей! Потом разберемся!» Причем жестокость идет чаще всего именно от положительных героев, и женские персонажи в этом деле ничуть не уступают, а чаще всего превосходят парней.
В этом месте статьи тем, кто никогда не смотрел современное аниме, стоит обратить внимание на ролик из отрывков самых культовых серий, потому как понятие «жестокость» очень абстрактное, и у каждого эта мера своя. (Можно найти в YouTube набрав в поиске «жестокость в аниме»). В первом же ролике наглядно показано, как эта мера выглядит в аниме вживую. Нарезку я сделал для того, чтобы родители могли понять, с чем сталкиваются их дети в этой субкультуре. Я не специалист в аниме и брал сюжеты из тех мультфильмов, что предлагал «Яндекс» по запросу «аниме» с самым высоким рейтингом, чтобы было объективно. Также учитывалась популярность этих сериалов в аниме-сообществах, выбирались наиболее обсуждаемые, хотя правильнее будет сказать пропагандируемые. Слабонервным и впечатлительным сразу говорю: лучше пропустить, но тем, у кого ребенок уже увлекся аниме, смотреть обязательно.
Жестокость у детей вызывает непонимание и дополнительную дозу страха. Страшно, когда ребенок к ней привыкает. Тогда пропадает не только способность сопереживать чужому страданию, но и интерес к жизни, в которой нет таких «спецэффектов». Подобные вещи в молодежной среде уже не воспринимаются как шок, и это проблема. С каждым годом планка того, что может в принципе шокировать, поднимается все выше и выше. Это как если все время тыкать булавкой в одно и то же место, то человек перестает чувствовать боль, и тут так же. Дело в том, что негативные события, связанные со смертью и убийствами, ярче, чем что-либо позитивное, а поэтому – интереснее. Чужая смерть стала обыденностью. Дети в силу своего возраста не понимают, что такое смерть, видят ее по-своему, без ужаса, не относятся к ней серьезно.
Проведенные на данный момент исследования показали, что тот, кто на протяжении какого-то времени просматривает подобный контент ежедневно, не находясь на поле боя, способен заработать себе то, что психологи и психиатры называют «афганский», или «чеченский», синдром. У них нивелируются жизненные ценности, а ценность жизни как таковая сводится к нулю. Восприятие насилия и убийств становится «нормальным» фоном повседневности.
Вот что я прочитал в обзоре на один из самых кровавых и популярных в аниме-среде фильмов «Токийский гуль».
Подчеркиваю, это пишут сами анимешники. Зачем развивать персонажей и писать адекватный сюжет, когда можно добавить в аниме побольше кровушки, простейшей драмы, обнаженки и безумия, повесить на него высокий возрастной ценз, чтобы у юной зрительской аудитории возникло ощущение «запретного плода» – и вуаля, повышенное внимание к произведению обеспечено, толпа аплодирует. Вот отрывок из статьи «Вселенная аниме. Откровения бывшей фанатки»: Все главные положительные герои каннибалы. Они живут тем, что едят других людей. А те, кто их ловят, показаны злыми и бессердечными. Главный герой Канеки – наполовину человек, наполовину каннибал, который пытается остаться человеком, ненавидя так называемого гуля/каннибала внутри себя. Дело заканчивается тем, что Канеки становится самым сильным гулем, лучшим из лучших, отринув нравственность и все человеческое. Смерть обычных людей в этом аниме показана обыденно – погиб человек и погиб, какая разница, а вот смерть каннибала возводится в трагедию. Смерть человека, который перебил тысячу гулей, показана радостно, долгожданно, хотя – во всяком случае, живьем, – он никого в жизни своей не ел и не пытался, просто выполнял долг полицейского.
Дети неосознанно подражают персонажам популярных аниме, ведь смерть у них вызывает не чувство ужаса, страха, отторжения, а скорее радость, смех, улыбку, служит поводом для циничного черного юмора. Смерть любого персонажа ВСЕГДА смакуется, обязательно покажут в замедленной съемке, с разных ракурсов, и обязательно зальют экран кровью. И это правило актуально даже для совсем детского аниме. Посмотрите, как в одном из самых культовых аниме «Атака титанов» в самом начале погибает мать главного героя, это обязательно надо было ТАК показывать?
Кстати, сериал «Атака титанов» имеет возрастное ограничение – его могут смотреть только люди, достигшие восемнадцати лет. Но это в Японии, психику своих детей они берегут, а у нас ничего подобного нет.
Тема смерти
У японцев абсолютно другое отношение к смерти, в отличие от христианской Европы в Японии нет моральных запретов на самоубийство, и дух смерти пронизывает каждый аниме-сериал. В 1998-99 годах национальным бестселлером в Стране Восходящего Солнца была книга под названием «Самое полное руководство для самоубийц». В современной Японии нередки случаи, когда потеря работы главой семьи или его банкротство приводит к семейному самоубийству. Как правило, японская общественная мораль оправдывает таких родителей.