bannerbanner
Дорогами Тосканы
Дорогами Тосканы

Полная версия

Дорогами Тосканы

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 8

Богатые феодалы, купцы и аристократы жили в огромных замках в сельской местности, или в домах-башнях в городе. В таких замках и башнях насчитывали десятки разных помещений: спальни, гостиные, залы приемов, столовые, детские, рабочие кабинеты, комнаты для слуг и поваров. Туалетные комнаты были маленькие, ни душа, ни ванной не было. Для того, чтобы помыться, нужно было нагреть воду и погрузиться в лоханку. Иногда они были такие большие, как сама комната, и супруги мылись вдвоем. На мытье волос у женщины уходил целый день, поэтому их мыли не часто. Для того, чтобы заглушить неприятный запах пота, использовали духи, а немытые волосы прятали под чепец, или другой головной убор. В спальнях были супружеские кровати с балдахинами – таким образом было теплее спать, балдахин защищал от солнечного света утром и создавал интимную обстановку. Люлек для младенцев в спальнях знати не было. Аристократки не кормили сами грудью, они отдавали новорождённого младенца кормилице в деревню. Дети жили в доме кормилицы до 3—4 лет, потом их привозили в замок или город, если они не умирали в младенчестве, и ребёнок заново знакомился с матерью.

Кухни в замках были большие и делились на две половины: в одной готовили блюда для господ, в другой для слуг. Основным блюдом богатых было мясо, зажаренное на вертеле, тушеное или запечённое. Во время приготовления его щедро сдабривали специями и пряностями, но не для того, чтобы заглушить неприятный запах протухшего мяса, как думали раньше, а для приятного вкуса. Мясо на рынке продавали только самое свежее. Мясник забивал животное утром, на глазах у покупателей, и старался продать все в тот же день, в крайнем случае на следующий. Долго мясо не хранили, старались приготовить сразу, поэтому служанки ходили на рынок почти каждый день. Но если это не получалось, то, когда мясо покрывалась липкой пленкой, его перед приготовлением отваривали несколько минут в кипящей воде. Говядину не ели, быки были нужны для работы в поле, а коровы для молока. Забивали свинью, козу, барана, иногда теленка. Позже стало более популярно мясо птицы: гусь, утка, курица или петух.

Большим лакомством была дичь. В эпоху высокого Средневековья кушали фазанов, перепела, диких уток и селезней, в период раннего Средневековья больше любили крупных животных: кабанов, косулей, оленей, лосей, даже медведей – чем жирнее, тем лучше. Сам Карл Великий ел только жареное мясо, он не признавал ни варёное, ни тушеное, ни запечённое. Господа любили охоту не только для разнообразия своего меню, но и как развлечение, типа спорта на свежем воздухе. Аристократы тогда пренебрегали овощами, поэтому они часто страдали подагрой – болезнью, вызванной неправильным обменом веществ. Её иногда так и называют: «болезнь аристократов».

Кроме мяса ели также колбасы из сырой свинины, которые обжаривали и тушили в соусах с добавлением специй. У каждого повара было свое фирменное блюдо, рецепты некоторых из них были записаны и сохранились. Например, повар Мартен обжаривал свиные колбасы, затем тушил их минут 20 в сладком белом вине с добавлением меда. За несколько минут до готовности в котелок клали растертые имбирь, шафран и черный перец с панировочными сухарями, затем добавляли какой-нибудь кислый сок. Рецепт гарума был забыт, чаще всего это был сок из щавеля, но можно было приготовить из незрелых фруктов: винограда, сливы, яблок или груш. Таким образом получался получался кисло-сладкий вкус. В самую последнюю минуту добавляли, постоянно помешивая, два яичных желтка, чтобы соус загустел.

Во время средневековых банкетов большие столы устанавливали в обеденных залах в виде буквы П. Посуды было не так много. Для наваристого супа на мясном бульоне были большие глиняные миски, чаще всего одну большую миску передавали по кругу вместе с ложкой. По правилам хорошего тона ложку нужно было хорошо осушить, перед тем, как передать следующему. Вместо тарелок использовали кусок хлеба. Обычно разрезали вдоль круглую булку и на нее клали большой порционный кусок мяса из общего блюда, которое приносили слуги. Вилок не было, мясо ели руками. Его сок пропитывал хлеб, который потом тоже съедали. Салфеток не было, жирные руки можно было вытереть о край скатерти, а кость бросить под стол. Для омовения рук слуги часто обносили обедающих глубокими мисками с водой, настоянной на розмарине и ромашке. Дурным тоном считалось выбирать себе лучший кусок мяса из общего блюда, бросать кость обратно в блюдо, чавкать, громко сморкаться и кашлять за столом, чесаться, ковыряться в носу и в ушах.

Во время еды пили очень много вина, чаще всего из общих глиняных кружек, стеклянные бокалы появились позже. Перед тем, как принять от соседа кружку и сделать глоток, нужно было обязательно осушить руки и губы, чтобы не оставить жирных пятен. Вино было молодым, не крепче 5—6 градусов. Его употребляли все, как богатые, так и бедные. Воду пить было опасно, можно было чем-нибудь заразиться, поэтому её дезинфицировали добавлением вина. Обычно пили 2—3 литра вина в день на человека, намного больше, чем сейчас. А водой только умывались или полностью мылись, готовили на ней похлебку, использовали для мытья посуды, стирки белья и других нужд.

Способы производства вина были разные. В первом случае виноград давили босыми ногами, а потом сок сливали в резервуары для брожения. Гребни при этом удаляли, они не попадали в вино в процессе брожения и оно было более светлым и качественным. Такое вино стоило дороже, его подавали на стол богачей. Второй способ это когда виноград давили с помощью пресса, оставляя в нем кожицу и гребни во время брожения. Такое вино было более темным, ниже качества и стоило дешево. Часто после процесса брожения в вино добавляли мед, имбирь и корицу. Такое вино называли: иппократус по имени врача Гиппократа. Считалось, что оно обладает лечебными и тонизирующими свойствами. К тому же специи были хорошим афродизиаком и помогали при занятиях любовью.

Во время постных дней подавали блюда из речной или морской рыбы. Свежую рыбу было сложно перевозить на дальние расстояния, поэтому тем, кто жил далеко от моря, приходилось довольствоваться рыбой из рек или озёр. Мясники на рынке быстро перестраивались и во времена поста вместо мяса продавали рыбу. Очень выручала в те времена сельдь, которую вылавливали в большом количестве в Северном море, и для хранения перекладывали морской солью в бочках тут же, на кораблях. Так ее могли перевозить на большие расстояния, и храниться она могла месяцами. Сельди было так много, что ее можно было «ловить мечом», как говорили местные рыбаки. Она была очень популярна в дни поста, особенно перед Пасхой, когда он длился достаточно долго. Впоследствии сельдь была заменена на треску. Из речной рыбы употребляли форель, карасей, карпов и даже угрей.

В конце банкета подавали фрукты и десерты: разные виды печенья, медовая нуга с орехами и цукатами, восточные засахаренные фрукты, вафли, конфеты и слоеные пирожные. Во время средневекового пира обедающих развлекали музыканты, певцы, жонглеры, акробаты, шуты и фокусники. После этого устраивали танцы, или домашние концерты. Другим любимым развлечением господ были рыцарские турниры. Их устраивали во время праздников, или в честь какой-нибудь прекрасной дамы. Бывало так, что сам рыцарь, победитель состязания, выбирал королеву турнира среди присутствующих дам. Такие состязания служили рыцарям подготовкой для предстоящих сражений.

У бедняков развлечений было мало, и времени на них тоже немного. Днем надо было работать, а вечером дома развлекались тем, что играли в кости или в другие игры, рассказывали друг другу разные истории или легенды, делились новостями. Кто мог себе позволить ходил в таверны, где за кружкой вина можно было узнать все последние новости от проезжих солдат или курьеров и рассказать потом дома. В трактирах играли в карты, домино, или кубики. У образованных аристократов любимой игрой были шахматы, которые завезли с Востока. Там же, в тавернах и на постоялых дворах, работали проститутки. Нередко случались ссоры и драки, порой доходило до поножовщины. Хозяева постоялых дворов подавали на стол вино и какой-нибудь суп из злаков или бобовых с овощами, иногда на мясном бульоне. Там останавливались на ужин и ночлег бродячие артисты, которых часто кормили и поили бесплатно за то, что они развлекают посетителей и привлекают таким образом клиентов. Такое правило ввел еще Карл Великий. Помещение для ночлега было одно на всех, и кровать тоже. Поэтому незнакомые друг другу люди спали вповалку на одной большой кровати.

В эпоху средневековья были введены некоторые удобные новшества. Для работы в поле постепенно начали использовать лошадей и изобрели специальные грудные упряжки, с помощью которых они тянули плуг. С востока завезли компас, с помощью которого можно было ориентироваться в море и не бояться плавать за товаром на дальние расстояния. Были изобретены ветряные мельницы для производства муки и ее количество увеличилось. Из Китая кроме секрета производства шёлка был завезен порох и появилось огнестрельное оружие. Были изобретены первые примитивные механические часы, в одежде появились пуговицы и первое подобие нижнего белья, в мебели – комоды с выдвижными ящиками. В XI – XII веке в Европе начали производить бумагу, которую уже со II века делали в Китае, а с VII века на Востоке. Бумага постепенно заменила дорогой папирус и пергамент из телячьей кожи. Ведь для того, чтобы сделать библию из пергамента, нужно было забить целое стадо телят.

Медицина не была хорошо развита, врачи имели слабое понятие о том, как лечить болезни. Считалось что болезнь – это дисбаланс между четырьмя жидкостями в организме: черная желчь, желтая желчь, флегма (слизь) и кровь. Лечили в основном кровопусканием, прикладыванием пиявок и лечебными травами, из которых делали настойки, мази, отвары и бальзамы. Растения чаще всего подбирали по цвету, соответствующему органу или жидкости. Например, считалось, что львиный зев помогает при желтухе, так как его цветы желтого цвета. Чеснок прописывали при заболеваниях сердца, эпилепсии и раке, вербена и яблоки были панацеей от любых болезней. Листья салата прописывали как диету при высокой температуре. Считали, что раз салат холодный, значит он поможет понизить жар.

Если снадобья не помогали – можно было обратиться с молитвой к святому, специализированному при каком – либо заболевании. Святой Лучии выкололи глаза, когда мучали за веру, поэтому ей молились при глазных болезнях. При заболеваниях груди обращались к Святой Агате, которой отрезали груди, при проблемах с зубами обращались к Святой Аполлонии, которой выдирали зубы. В крайнем случае для лечения зубов использовали только одно радикальное средство – удаление без анестезии. Позже появились первые слабые анестетики: опиум, мандрагора, болиголов. Основной метод диагностики был по моче: цвет, мутность, вкус – врачи учитывали все. Богатым прописывали глотать толченые драгоценные камни и жемчуг, или мощи святых, если они имелись в распоряжении.

Туберкулёз, холеру, чуму и другие инфекции лечить не умели. Но уже тогда поняли, что чумой можно заразиться в общественном помещении, поэтому во время эпидемий не ходили в общественные бани. В сельской местности, если рядом были водоемы – летом с мытьем проблем не было. А в городах старались мыться как можно реже, но тем не менее соблюдали гигиену и ухаживали за своей внешностью. Церковные мессы во время эпидемий проводили на улице около табернаклей – ниш в стенах домов с изображениями Богородицы с младенцем, или другими религиозными сценами. Лекари приходили в дом к больному по вызову, щупали пульс, произносили непонятные слова на латыни или на греческом языке. Чтобы не заразиться и не чувствовать неприятных запахов они носили чумные маски с прорезями для глаз и с длинным клювом, куда подкладывали ароматные травы в области ноздрей. Сейчас такие маски продаются как карнавальные.

В середине XI века произошел раскол христианской церкви на Западную католическую и Восточную православную. Предпосылки созревали уже давно, еще с IX века, когда начались первые разногласия между патриархом Константинополя и Римским папой. В дальнейшем они только увеличивались, несмотря на то, что в X веке были долгие периоды перемирия и сотрудничества. Окончательный разрыв произошел в 1054 году в результате конфликта между кардиналом Губертом и патриархом константинопольским Михаилом Керуларием, после чего оба предали друг друга анафеме.

В эпоху позднего Средневековья, в XIV веке, в Европе начался глубокий экономический кризис. Этому предшествовали несколько лет неурожая в 1315 – 1317 годах, из-за которого цены на хлеб и другие продукты выросли в несколько раз. Говорят, тогда не осталось даже травы в полях – все съели. Если богатые купцы и аристократы с этим как-то справлялись, то среди бедных людей начался настоящий мор. Затем в 1348—1352 годах была самая страшная вспышка эпидемии чумы за весь период средневековья, вымерло около 1/3 населения Европы, а в некоторых городах – больше половины. Мертвых не успевали отпевать и нормально хоронить, многих нищих зарывали в общие могилы. Чуму XIV века называли: «черная смерть» потому что трупы умерших быстро чернели и выглядели как обуглившиеся. Это наводило ужас на всех остальных, пандемию считали наказанием божьим за грехи людские и сравнивали со стрелами, которые бог пускает в людей. Поэтому в некоторых тосканских городах молились о помощи Святому Себастьяну, ведь был забит стрелами за веру и умер мученической смертью.

Скорее всего, чумную палочку завезли с Восточной Азии купцы с караванами, или на торговых кораблях. Туда проникали черные крысы, в шерсти которых были блохи с бактериями. При заражении через несколько дней появлялся сильный жар, потом на теле зараженного возникали черные бубоны, которые издавали ужасно неприятный запах. Все выделения: моча, кал, кровь были темного, почти черного цвета, язык высыхал и покрывался черным налетом. Врачи мало что могли сделать, они прикладывали пиявки или лягушек на бубоны, вырезали и прижигали их, но это мало помогало. Большую помощь оказывали братства монашеские Милосердия и Бигалло, которые впоследствии объединились. Члены этих сообществ устраивали процессии, во время которых собирали мертвых на телеги, или больных в корзины, которые несли за спиной. Монахи обычно были одеты в чёрные плащи с колпаками, полностью закрывающими лицо, с прорезями для глаз. Сейчас это напоминает костюм Ку-клус-клана, но цель у братьев была противоположной – не убить, а спасти, или хотя бы похоронить. А лица закрывали для анонимности – милосердием нужно заниматься так, чтобы тебя не узнали. Бог и так видит и знает все. Монах, который шел впереди процессии, нес черный крест и размахивал кадилом с благовониями.

И как будто всего этого было мало, экономический кризис усугубила ещё и столетняя война между Англией и Францией. Её начал английский король Эдуард III, внук Филиппа IV Красивого по матери Изабеллы. Я уже писала, что все прямые потомки Филиппа IV умерли через несколько лет после него, по легенде из-за проклятия Жака де Моле. Оставались только племянники и их потомки, тогда Эдуард III заявил о своих правах на престол Франции. Для ведения войны он взял большую ссуду у флорентийских банкиров Барди и Перуцци, но сражения проиграл и ссуду не вернул. В результате главные флорентийские банки обанкротились, что повиляло на экономику Тосканы в худшую сторону. Вряд ли Эдуард III догадывался, что война затянется больше чем на 100 лет, и расхлебывать её последствия будут его потомки.

Но, несмотря на эти проблемы, в Италии XIV век считается уже периодом Проторенессанса. Тогда художники Джотто и Чимабуэ, а потом и их последователи, начали нарушать строгие каноны византийской иконописи. Их святые и Богородицы становятся больше похожи на реальных людей, появляется объемность фигур и трона, некоторое анатомическое сходство, первые эмоции и жесты на иконах и фресках. В Сиене и на севере Италии, а также во многих европейских странах, был выработан свой стиль в живописи: интернациональная готика. Этот стиль так назвали потому что он быстро распространился по многим странам. Еще его называют: «придворная готика», потому что он появился при дворе Висконти в Милане. Для интернациональной готики характерны изобилие позолоты, яркость, красочность, декоративность, изысканность, утонченность.

В те времена богатые еще больше разбогатели, они заказывали роскошные алтарные образа для своих семейных часовен с использованием большого количества позолоты и дорогой ляпис-лазури. Ярким примером является алтарный образ: «Поклонение Волхвов» работы ломбардского художника Джентиле да Фабриано, написанный по заказу самого богатого флорентийца Паллы Строцци для его семейной часовни в церкви Святой Троицы. Он напоминает иллюстрацию к сказке на обложку. В XIV веке были популярны сказочные романы и баллады о благородных рыцарях, которые убивают чудовищ и спасают прекрасных принцесс. Поэтому даже священные сцены изображали в виде яркого, сказочного кортежа. Сейчас эта картина находится в галерее Уффици во Флоренции. Для него же художник-монах Лоренцо Монако писал алтарный образ «Снятие с креста» в стиле интернациональной готики, он находится в монастыре Святого Марка. Но это было уже в начале XV века, когда во Флоренции появилось два направления: готика и ранний ренессанс. Некоторые художники их смешивали и вырабатывали свой собственный стиль.


Поклонение Волхвов, Джентиле да Фаббриано


Во Флоренции XIV века кроме Джотто работали художники Таддео и Аньоло Гадди, Бернардо Дадди, Джотто ди Стефано, который называл себя: Джоттино, маленький Джотто, братья Якопо, Нардо и Андреа ди Чьоне. У последнего было прозвище: Орканья, это переводится: Архангел. Андреа Орканья был не только художником, но и архитектором, и скульптором. Он спроектировал лоджию для приоров и изваял роскошный готический табернакль в церкви Орсанмикеле, на обратной стороне которого есть его автопортрет на сцене: «Положение Богородицы во гроб». Эта церковь с очень необычной историей, она была перестроена из рынка зерна.


Табернакль Андреа Орканья в церкви Орсанмикеле, Флоренция


Нардо ди Чьоне расписывал фресками капеллу Строцци в церкви Санта Мария Новелла на тему: Страшный суд, Ад и Рай. Ад он изобразил в точности так, как пишет Данте в произведении «Божественная комедия»: все круги, пояса и злые щели, и кому какое предопределено наказание за определенные грехи. На сцене «Страшный суд» среди избранных виден портрет самого Данте Алигьери, но этот не самый ранний. До этого портрет поэта написали два последователя Джотто на фресках. Самый первый находится в бывшей часовне музея Барджелло, он очень идеализированный. Второй – в здании рядом, где сейчас неплохой ресторан Fish & Lab, там готовят блюда из рыбы и морепродуктов.

В Сиене жили и работали другие художники, одними из самых известных были Дуччо ди Бонинсенья, Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Симоне Мартини, Липпо Мемми, Таддео ди Бартоло, Бартоло ди Фреди, Меммо ди Филипуччо. Они украшали фресками церкви Сиены, Сан Джиминьяно и других городков, писали на заказ алтарные образа. Самые знаменитые флорентийские и сиенские художники расписывали фресками двухэтажную базилику Святого Франциска в Ассизи в регионе Умбрия.

В архитектуре Тосканы до конца XIII века преобладал средневековый романский стиль. Здания церквей строили с толстыми стенами, маленькими окнами и некоторыми элементами классики, которые ещё помнили. Но в XIV веке добавляются элементы готики: остроконечные арки, перекрещенные своды, контрфорсы, более тонкие стены, цветные витражи. В облицовке появляются остроконечные арки и башенки, витые колонны, горгульи, изобилие декораций и цветная инкрустация из трех типов мрамора: белого каррарского, розового из Мареммы и зеленого из Прато.

Самый первый цветной витраж Италии был сделан для собора Сиены в конце XIII века по рисункам Дуччо ди Бонинсенья. Он же написал роскошный алтарный образ «Маэста», Богородица с младенцем на троне. Его «Маэста» украшена с двух сторон множеством панелей с историями из жизни Богоматери и Иисуса. Сейчас и витраж, и «Маэста» Дуччо ди Бонинсенья, вернее, то, что от нее осталось, находятся в музее кафедрального собора Сиены. Скульптура XIII – XIV века была еще немного архаичной: статуи небольшие и плоские, без спины. Они были тогда лишь частью архитектуры и предназначались для ниш, спину все равно не видно.


Кафедра работы Джованни Пизано, начало XIV века. Собор Пизы


Лица застывшие, удлинённые, без эмоций, глаза узкие, без выражения. Но уже появляется некоторая индивидуальность в изображении лиц, и портретное сходство на надгробных памятниках. Лучшие скульпторы и архитекторы были Никола Пизано и его сын Джованни, Андреа Пизано и его сын Нино, у Николы Пизано учился Арнольфо ди Камбьо.


Фасад собора Сиены


Учеником Джованни Пизано был Тино да Камаино, который помогал ему в создании рельефов для фасада собора в Сиене и самостоятельно работал над надгробным памятником кардинала Петрони внутри храма. Тино работал не только в Сиене, но и во Флоренции, Пизе, Неаполе. Его отец Камаино да Крешентино был архитектором, он проектировал верхнюю часть фасада собора Вознесения Богородицы и фасада Баптистерия в Сиене. В начале XV века появляются новые молодые таланты: Мазаччо, Лоренцо Гиберти, Донателло, Филиппо Брунеллески, Микелоццо. Но это уже были основоположники Ренессанса.

Глава 4. Эпоха Возрождения

Эпоха Ренессанса, или Возрождения античного римского искусства после долгого периода «темных веков» началась во Флоренции в 20-х годах XV века. Хотя и в данном случае ее границы условны, в разных итальянских государствах и европейских странах все было по другому. Кто-то считает, что Возрождение началось на севере Европы в конце XV века, не буду ни с кем спорить. Нельзя также точно назвать дату, или даже год, когда именно закончились Средние века и началось Возрождение. Но правда заключается в том, что в начале XV века во Флоренции родились и жили многие талантливые мастера: художники, скульпторы и архитекторы, которые в совершили революцию в искусстве. Быть просто талантливым мастером и хорошо выполнять заказы это мало, нужно было еще изобрести что-то новое, дать толчок к развитию, и, главное, найти своего покровителя – какого-нибудь мецената, любителя искусства, который будет делать заказы и щедро оплачивать твои работы. И во Флоренции такие меценаты были – это династия Медичи.

Я не буду много писать про Медичи, им полностью посвящена моя первая книга. Кому интересна эта тема – рекомендую прочитать её. Кроме них были другие богатые флорентийские кланы, которые старались не отставать и тоже заказывали произведения искусства для своих дворцов и семейных часовен. Это были фрески и алтарные образа, многие из которых до сих пор находятся в разных церквях. Во Флоренции их можно увидеть в базиликах Санта Кроче, Санта Мария Новелла, Святой Троицы, Святого Лаврентия, Всех Святых и других. Не все, к сожалению, сохранились. В середине XVI века средневековые сцены были не в моде и тогда многие церкви перестраивали внутри, убирали возвышение для духовенства, которое находились ближе к алтарю, сбивали старые фрески, чтобы на их месте писать новые. В лучшем случае их покрывали слоем штукатурки, под которой они более менее сохранялись. Или закрывали большими алтарными образами, под которыми они очень хорошо сохранились. Писали тогда художники на века, они использовали технику темперы по влажной штукатурке, которая высыхала вместе с нанесенной на нее краской. Такие сцены нельзя было просто стереть, только сбить со слоем штукатурки. Для хорошей работы нужно было предварительно наложить три, а еще лучше четыре слоя и работать, пока стена не просохнет. На следующий день ничего уже нельзя ни добавить, ни поменять.

Алтарные образа писали на дереве яичной темперой, краски из натуральных минералов или охры разбавляли в яичном желтке. Если нужен был яркий оттенок, то брали яйцо деревенской курицы, желток которой темнее. Для более светлого подходило яйцо городской, для еще более светлого оттенка можно было желток смешать с белком. Опытные художники всегда знали, как разводить краски, чтобы получить именно тот оттенок, который нужен. Прекрасно сохранившиеся фрески эпохи Проторенессанса можно увидеть в церкви Санта Кроче во Флоренции, там капеллы Барди и Перуции расписывал сам Джотто ди Бондоне. В часовне Барди он изобразил сцены на тему: истории из жизни Святого Франциска Ассизкого. Уже видна объемность тел и одежды, трехмерное пространство и эмоции на лицах монахов на сцене: «Смерть Франциска Ассизкого». Эти фрески, к сожалению, повреждены – неизвестно, по какой причине Джото выбрал технику по сухой штукатурке.

На страницу:
7 из 8