bannerbanner
Дорогами Тосканы
Дорогами Тосканы

Полная версия

Дорогами Тосканы

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 8

Внутри городов богатые люди строили высокие и узкие дома-башни, которые были высотой от 30 до 70 метров. Это были первые самые настоящие небоскрёбы. Жить в башнях было неудобно, но зато безопасно. На первом этаже таких строений были конюшни, а двери были такими высокими, чтобы всадник верхом на лошади мог въехать внутрь. На каждом следующем этаже были жилые помещения, которые соединялись лестницами через отверстия в полу. На верхних этажах были кухни, чтобы в случае пожара огонь не перекинулся на нижние этажи. Туалетов не было, и канализации тоже. Водосточные трубы из терракоты были для стока дождевой воды в подземные резервуары, потом ее поднимала наверх с помощью вёдер на веревках. Правда, такие колодцы могли себе позволить только богатые люди. Нужду справляли на горшок, содержимое которого выплескивали на улицу в узкие и темные переулки. Перед этим нужно было обязательно крикнуть три раза, чтобы тот, кто находится внизу, успел посторониться. Потом уже дождь постепенно смывал эту грязь с улиц городов. Хотя по правилам, отходы полагалось выносить на улицу и искать сливную яму. Но на то и существуют правила, чтобы их нарушать. Окна были узкие в виде бойниц – безопасность была важнее, чем освещение.

Дружественные семьи строили свои башни близко друг к другу и соединяли их мостиками, или переходами, чтобы ходить друг к другу в гости. А в случае опасности можно было убежать, перебегая с башни в башню. Строили их не только из-за войн, но и потому, что земля внутри городских стен стоила очень дорого, и за нее нужно было платить большой налог. Поэтому покупали маленький участок земли и строили ввысь. А потом часто расширяли башни в воздухе, пристраивая мансарды, из-за которых и без того узкие улицы сужались еще больше. Таких жилых башен во Флоренции было около 160, в Лукке около 250, в Пизе насчитывали больше 1000.


Башни Сан Джиминьяно


В сельской местности богатые феодалы строили для безопасности замки, окруженные 2—3 рядами оборонительных стен с башнями и рвами. Стены замков были с зубчиками и бойницами для тех же целей, что и городские стены – защищаться от нападающих. Внутри жилую часть замка, основные помещения и комнаты часто украшали фресками, а снаружи – устрашающими человеческими головами. Эта традиция пошла от кельтов, которые насаживали на изгороди отрубленные головы своих врагов, чтобы пугать остальных. В таких замках, построенных по всей Европе, жили целые семьи со слугами, гувернантками, управляющими и личной охраной, жилых помещений хватало для всех. Внутри были собственные колодцы, а в подвалах – большие запасы еды на случай многодневной осады. Хранили вяленое или сушеное мясо, животный жир, зрелые сыры, вино, оливковое масло, специи, которые появились на столах богатых после крестовых походов.

Из оружия использовали лук, арбалет, копья, мечи со щитам. Доспехи были очень тяжёлыми, но еще не такими, как в эпоху Возрождения. Использовали кольчугу, шлемы, защитные перчатки и металлические сапоги в наколенниками. Нападающие во время осады использовали катапульты, которыми метали тяжелые камни или греческий огонь. Такой огонь нельзя было потушить, он горел даже на поверхности воды. Для него использовали горючие смеси на основе нефти, эфиров, пирита, серы и некоторых других веществ. Первым греческий огонь использовали ассирийцы в IX веке до нашей эры, затем его применяли древнегреческие воины во время Пелопонесской войны в V веке до нашей эры. Во времена средневековья такой огонь использовали византийцы, а на территорию Италии его завезли рыцари во времена крестовых походов.

По законам той эпохи земли и титул наследовал только старший сын в семье. Младшим приходилось выбиваться в люди самим и для этого существовали две карьеры на выбор: военная или религиозная. Еще можно было выгодно жениться на богатой наследнице с хорошим приданым. Особенно ценились те, у которых не было братьев и некому было унаследовать титул, земли и замки. Таким образом молодой муж получал все это с приданым жены, а если она была единственным ребенком в семье – супруг получал все. В эпоху войн и высокой смертности от разных болезней иметь одного выжившего ребёнка в семье уже было неплохо.

В религиозной карьере можно было дослужиться до священника, епископа, главного архиепископа, получить сан кардинала, и даже, если крупно повезет, быть выбранным Римским папой. Процветала продажа индульгенций, таким образом можно было купить любую церковную должность – дело было только в цене. На фоне этого быстро возникло противостояние Римских пап и императоров за то, кто имеет право назначать епископов. Впоследствии это вылилось в затяжную гражданскую войну между гвельфами – сторонниками Папы, и гибеллинами – сторонниками императора. Происхождение названий этих партий от слов Вельф и Вайблинген. Вельф – это фамилия герцогов Баварии и Саксонии, сторонников Римского папы и противников императора. Вайблинген – название одного из замков Гогенфтауфенов, главных противников Вельфов. В разных государствах война вспыхивала в разное время, в Тоскане она длилась весь XIII век и закончилась победой гвельфов.

Самым известным представителем рода Гогенштауфенов был полководец и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса. Его так прозвали из-за длинной бороды рыжего цвета, «barba» переводится борода, «rossa» – красная, или рыжая. По его прозвищу назван план нападения фашистской Германии на СССР – план «Барбаросса». Фридрих I считается классиком военного средневекового искусства, он создал многочисленную по тем временам армию, главной составляющей которой была тяжелая рыцарская конница. Фридрих Барбаросса пытался завоевать Италию, которая тогда вышла из повиновения императору, но безрезультатно. После пяти военных походов и противостояния с Римским папой Александром III армия Барбароссы потерпела поражение в битве при Леньяно в 1176 году, после чего император помирился с понтификом.

Фридрих I участвовал во втором и третьем крестовом походе, во время последнего его войско переправлялось через горную реку в Палестине. Император был облачен в тяжелые доспехи и переплывал реку. Говорят, он нечаянно соскользнул с коня, пошел ко дну и захлебнулся. Так умер знаменитый Фридрих Барбаросса в возрасте 68 лет, случайной и нелепой смертью. Судьба его останков неизвестна. Тело императора забальзамировали и отправили на родину, но в Германию оно так и не прибыло. Это породило множество легенд и домыслов о том, что Барбаросса жив, только ждет удобного случая, чтобы появиться неожиданно и отомстить врагам.

Те, кто предпочитал военную карьеру, чаще всего отправлялись в крестовые походы с целью: получить участок земли на завоеванной территории. Эти походы начались с XI века, когда турки-сельджуки вторглись на земли Византии, разбили армию императора Романа IV и захватили его в плен. Они грабили местное население и пытались силой обратить христиан в ислам. Те, кто не соглашался, подвергались жестоким пыткам, потом их убивали, а тела оскверняли. Мусульмане сжигали города и деревни, нападали на христианские монастыри, убивали монахов и священников и грабили церковные реликвии. В 1071 году турки захватили и осквернили город Христа Иерусалим со всеми его святынями.

До этого Иерусалим уже был под властью арабов, но они терпимо относились к местным христианам и паломникам, которые приходили поклониться Гробу Господню. Турки вели себя безжалостно, убивали или захватывали в плен христиан и продавали их в рабство. Такая же опасность грозила и всем паломникам, поэтому в 1095 году состоялся собор католической церкви в городе Клермоне. На этом соборе папа Урбан II призвал к военному походу на Восток для освобождения Иерусалима от неверных. Первый крестовый поход состоялся в 1096—1099 году и закончился полной победой христиан. Его участники украшали свои щиты крестами, поэтому их называли крестоносцы. Одним из знаменитых полководцев в этом походе был Готфрид Бульонский, после победы он получил власть в Иерусалиме.

Вскоре в Святой земле образовались рыцарские ордена Тамплиеров и Госпитальеров, главной задачей которых была защита паломников от мусульман. Тамплиеров истребил в начале XIV века французский король Филипп IV Красивый. Он приказал сжечь живьём на костре их главного магистра Жака де Моле и перебить всех остальных членов ордена. Главной целью короля было конфисковать все имущество и сокровища тамплиеров, о богатстве которых ходили легенды. Но, к своему разочарованию, Филипп IV нашел только мизерную часть того, чем, по слухам, владели члены ордена. Где же было остальное? Ищут до сих пор. Богатство тамплиеров веками не дает покоя любителям приключений и искателям сокровищ.

Их клад искали в замках, в подвалах, в захоронениях, в стенах, в колоннах, в колодцах – все напрасно. Есть даже мнение, что рыцари успели вывезти большую часть в Новый Свет, о существовании которого они прекрасно знали задолго до Колумба. Об этом говорит то, что в ночь арестов из замков вывозили груженные повозки в сторону Ла Рошели, из порта которой потом отплыли в неизвестном направлении 17 кораблей. Следы этих парусников затерялись, куда они могли приплыть? В конце XX века в национальном архиве Франции была найдена печать с надписью на латыни: «Тайна храма» и с изображением индейца в набедренной повязке и с головным убором, украшенным перьями. Печать датируется началом XIV века.

Король Филипп IV, его советник Ногарэ и папа Климент V умерли в течение года, а все остальные потомки Филиппа IV скончались в течение нескольких лет. Получается, проклятие сработало, а может просто совпадение. Остальные французские короли тоже чаще всего умирали быстро и не своей смертью. Редким исключением является Людовик XIV, который прожил 77 лет и правил 72 года, и его правнук Людовик XV, он прожил 64 года и был королём 58 лет. Проклятие прекратило свое действие только после Второй французской революции, в ходе которой король Людовик XVI и его супруга Мария Антуаньетта были обезглавлены. Говорят, после их казни неизвестный масон вспрыгнул на эшафот, погрузил руку в кровь короля, брызнул на корону и произнес: «Жак де Моле, ты отомщен!»

Орден Госпитальеров существует до сих пор, после нового захвата Святой земли мусульманами он продолжил свою деятельность на острове Родос. А когда султан Сулейман Великолепный захватил Родос, рыцари этого ордена перебрались на Мальту. С тех пор орден называют Мальтийским. Во время захвата Мальты Наполеоном Российский император Павел I предоставил его рыцарям убежище в Санкт-Петербурге, после победы над Наполеоном они вернулись обратно. Сейчас территория Мальтийского ордена является суверенным государством.

После первого крестового похода христиане основали четыре государства в Святой земле: королевство Иерусалимское, княжество Антиохия, графства Триполи и Эдесса. Но все остальные крестовые походы заканчивались победой мусульман. В 1144 году христиане потеряли Эдесское графство, которое захватил турецкий эмир Мосул Имад ад Дин Занги, и организовывали второй крестовый поход. На этот раз крестоносцы воевали более 40 лет, но в конце концов потерпели полное поражение от эмира Египта Асада ад Дин Ширкух. После его смерти власть в Египте перешла к его племяннику Саладину, который впоследствии присоединил Сирию и часть Месопотамии и принял титул султана.

В Иерусалиме в это время правил король Балдуин IV, который был болен проказой, и из-за этого постоянно носил железную маску. Несмотря на болезнь, он оставался умным и дальновидным политиком. Ему удавалось сохранять равновесие между Иерусалимом и Сирией, и не воевать в открытую с Саладином. После смерти Балдуина в 1185 году его сестра Сибилла вышла замуж за французского рыцаря Ги де Лузиньяна, который стал новым королём Иерусалима. Ги де Лузиньян в открытую пошел против Саладина. Это спровоцировало новую войну и третий крестовый поход, в котором участвовал английский король Ричард Львиное Сердце. Этот поход закончился в 1192 году поражением крестоносцев и заключением мира с Саладином.

Во время четвёртого крестового похода в 1202—1204 году крестоносцам удалось ненадолго завоевать часть Византии и вновь основать свои колонии. А через 10 лет состоялся крестовый поход, участники которого в основном были дети и подростки. Поэтому его называют: крестовый поход детей. Большая часть участников погибла или рассеялась по дороге, а оставшиеся в живых добрались только до приморского города Бриндизи. Все остальные крестовые походы, всего их насчитывают девять, тоже заканчивались победой мусульман. В дальнейшем были попытки организовать новые походы, но они заканчивались полным провалом.

На тему крестовых походов сложено множество романов, поэм, легенд, баллад и пьес, одним из них является произведение итальянского писателя Торквато Тассо: «Освобождённый Иерусалим». Походы оказали значительное влияние на развитие кухни, науки и медицины в Западной Европе. С Востока были завезены неизвестные до этого пряности: черный и душистый перец, корица, имбирь, мускатный орех, гвоздика, кардамон, шафран. Их использовали для приготовления различных блюд или смешивали с медом, такая смесь считалась лечебной. Кроме того, появились и другие продукты: лимоны, бананы, абрикосы, рис, фисташки, сахарный тростник. Из готовых блюд в Европу завозили засахаренные фрукты и пирожные из слоеного теста. Торговля и мореплавание получили значительное развитие, с Востока привозили кисею, шелк, атлас, бархат, ситец. В гардеробе женщин появились не только платья, но и юбки, из мебели появилась софа, из – помещений алькова.

Много открытий было сделано в области астрономии, географии, математике, истории. Математик родом из Пизы Леонардо Фибоначчи первым перенял арабские цифры вместо римских и ввел новую цифру: ноль. Он же сформулировал знаменитую последовательность, которую назвали его именем: последовательность Фибоначчи. Она начинается с нуля, потом 1, и каждая последующая цифра равна сумме двух предыдущих. Появились первые глобусы, армиллярные сферы, астролябии, квадранты и секстанты, которыми учились пользоваться местные астрономы. С помощью астролябия вычисляли широту и долготу, продолжительность дня и ночи, математические вычисления и астрологические предсказания. Во второй половине XIII века путешественник Марко Поло совершил путешествие в Китай со своим отцом и дядей, так он открыл шелковый путь на Восток. Там он провел в общей сложности более 20 лет и описал свои приключения в книге: «О разнообразии мира». В искусстве тоже прослеживается влияние Востока в те времена: в орнаменте появился стиль арабески, в архитектуре – арки в форме подковы, трилистника и остроконечные арки, которые положили начало готическому стилю. Как раз в XI – XII веках в Пизе строили собор, колокольню и крестильню, в архитектуре которых сплелись традиционные элементы как запада, так и востока.

В крестовых походах могли участвовать не только рыцари благородного происхождения, но и крестьяне, которые таким образом освобождались от крепостной зависимости. Для многих из них это было единственной возможностью получить свободу, ведь жизнь крестьян в сельской местности была очень нелегкой. Крестьяне работали много и тяжело, около 80% населения жило в деревнях и едва справлялось с голодом. Основной пищей бедняков оставался хлеб. Но орудия труда были примитивными, поэтому с каждого посеянного зерна собирали от силы четыре. Хлеб выпекали трех типов: белый пшеничный предназначался для господ, серый из ржи и овса – для среднего класса и воинов, черный из ржи, отрубей и мякины – для крестьян, рабов и собак. Такой хлеб очень быстро черствел, поэтому его часто использовали для похлебки.

Бедняки ели супы круглый год, только они были из разных продуктов и разного цвета. Поздней осенью и зимой похлебки были коричневые, их варили из сушеных бобов, гороха, чечевицы и мелкой, твердой фасоли с черным пятнышком, которую выращивали в Тоскане. Такая фасоль называется:, «с глазком». Весной супы становилась светлее – туда добавляли лук, молодую крапиву и, иногда, немного молока. Летом похлебки были зеленые из-за большого количества свежих овощей: моркови, сельдерея, капусты, ботвы и разных диких трав, которые находили в лесу. В Тоскане была распространена так называемая «черная капуста», которая вовсе не черная, и не похожа на капусту. Просто так дословно переводится с итальянского ее название: «cavolo nero». Ее до сих пор используют в тосканской кухне для приготовления некоторых блюд. Ломти черствого хлеба ломали на куски, клали на дно глубокой глиняной миски и заливали горячим супом. Таким образом он становился гораздо гуще и сытнее. Если похлебка оставалась после ужина, то на следующий день её разогревали на завтрак. Ужинали рано, часов в 17. Спать тоже ложились рано, с заходом солнца, и вставали с рассветом.

Другой распространенный продукт в Тоскане это овечий или козий сыр, который ели с грушами или медом. В лесу собирали орехи, миндаль и каштаны, которые ели с хлебом. Но леса и водоемы принадлежали феодалам, поэтому охотиться и ловить рыбу в частных владениях крестьянам было строго запрещено. За нарушение этого закона полагалась смертная казнь путем повешенья. Те, кому посчастливилось работать у господина на кухне, могли позволить себе кость с барского стола. Ее клали в котелок, когда варили похлебку. Использовать такую кость можно было многократно, она придавала немного больше вкуса. Ещё со стола господ беднякам перепадали внутренности животного, которыми богатые пренебрегали. Их резали на мелкие кусочки и долго тушили с луком, жиром и травами. А потом использовали в виде паштета, намазывая его на хлеб. Рыбу и мясо крестьяне не ели, только браконьеры, которые рисковали для этого своей жизнью. Крестьяне работали от рассвета до заката и зарабатывали очень мало, хозяин имел право также привлекать их для бесплатной работы в выходные.

Сельские дома были маленькие, влажные и без окон. Одна комната служила и кухней, и общей спальней, и гостиной. Летом разжигали костер на улице для приготовления простых блюд. Зимой в центре избы зажигали огонь, возле которого обогревались, и на котором готовили пищу. Часто он был единственным источником света и тепла, на свечах бедняки экономили. Читать при свечах не было проблемой, крестьяне были необразованными и читать не умели. Вечером женщины проводили время за прялкой, а мужчины ремонтировали инструменты и слушали рассказы, или рассказывали сами какие-то истории. Воды в домах не было, приходилось приносить ее из колодца, который иногда был далеко от дома. Спали все вместе на одной большой кровати, чаще всего валетом, чтобы все поместились.

Для грудных младенцев были люльки, подвешенные под потолком. Когда рождался новый ребенок – подросшего переводили на общую кровать. Простыней и наволочек у бедняков не было, матрасы и подушки набивали соломой и листьями, спали все под одним большим одеялом. Из остальной мебели были стол, стулья и небольшие шкафы для посуды. Одежду держали в сундуках, ее было мало и она была бедной: простое платье и чепец из грубой ткани у женщин, рубаха и штаны и мужчин. Плащ считался роскошью, обувь часто плели из соломы. Жизнь в сельской местности была нелегкой и голодной, поэтому при возможности люди старались переехать в город, где можно было освоить какое-либо ремесло.

В городах беднота тоже жила в маленьких, темных домах. Но зато там было очень много мастерских и ремесленных гильдий – профсоюзов. Можно было поступить к кому-либо подмастерьем и обучиться какой-нибудь профессии, с помощью которой потом зарабатывать себе на кусок хлеба. Мастерских было много: шерстяники, меховщики, кожевенники, кузнецы, мебельщики, работники по дереву и камню, мясники, текстильщики, ювелиры и другие. Если очень повезет, то могли взять учеником в лавку аптекаря и торговца специями, где продавали также натуральные минералы и охру для красок. С XII – XIII века начинается развиваться искусство, появляются мастерские художников, архитекторов и скульпторов. Ещё можно было устроиться каменщиком на стройку, в городах постоянно что-то строили: башни, церкви, монастыри и храмы. В начале XIV века в Италии были открыты первые университеты. Самый старейший появился в Болонье, потом в Пизе и во Флоренции.


Дворец Приоров в Волтерре


С начала XIII века в средневековых городах начали строить общественные здания для городского главы, капитана народа и совета приоров. В городе было гораздо больше возможностей, чем в деревне, поэтому была довольно большая миграция из сельской местности. Настолько большая, что в конце XIII века многие города строили новые защитные стены, которые занимали большую территорию специально с запасом. Например, население Флоренции в конце XIII века достигло почти 100 000 человек, она стала одним из самых крупных городов Европы наравне с Лондоном и Парижем. Последнюю защитную стену Флоренции строили почти 50 лет, с конца XIII по середину XIV века, а разрушили только в конце XIX века.

В начале XIII века в городах Тосканы появились представители разных монашеских орденов: францисканцы, доминиканцы, августинцы, кармелитанцы, бенедиктинцы и другие. Строились новые большие церкви и монастыри, расширяли главные храмы. При монастырях открывали больницы для бедных и паломников, где лечили и ухаживали за больными бесплатно. Появлялись различные монашеские братства, главной задачей которых было лечение больных, захоронение мертвых, забота о сиротах. Самым известным было братство Милосердия во Флоренции, которое существует до сих пор. Конечно, это уже не монахи, а скорая помощь, где работают волонтеры бесплатно. Узнать его легко, на их машинах скорой помощи крупными буквами выведена надпись: «Misericordia» и вступить туда сейчас может любой желающий.

В конце XIII века был самый большой бум строительства в Тоскане, требовалось много рабочих рук и специалистов в области архитектуры, скульптуры и живописи. Во Флоренции тогда начали строить дворец Приоров, рынок зерна, новую городскую стену, грандиозный собор Санта Мария дель Фьоре, перестраивать церкви и монастыри Санта Кроче, Санта Мария Новелла, Святой Троицы, Святого Марка, Святого Благовещенья, церковь Всех Святых и другие. Города-соперники Пиза и Сиена не хотели ударить в грязь лицом, поэтому в Сиене затеяли расширить и перестроить собор так, чтобы его продольный неф стал поперечным трансептом. Начали постройку нового нефа и фасада, но вспышка эпидемии чумы в 1348 году положила конец этим планам. Так что храм остался недостроенным, а на его фасад можно подняться по билету в музей собора.

Пиза в конце XIII века потерпела полное поражение в битве с Генуей при острове Мелория, после этого начался ее закат, как ведущей морской державы. Тогда были приостановлены все работы над падающей колокольней и новым кладбищем Кампосанто, они были возобновлены лишь почти столетие спустя. В Лукке собор постоянно расширяли и укрепляли, из-за неустойчивой почвы храм проседал. Многие маленькие городки тоже активно занимались строительством религиозных и общественных зданий, главными спонсорами которых были ремесленные гильдии и богатые торговцы. Было очень престижно вложить деньги в постройку храма божьего, тем самым люди надеялись получить после смерти местечко в раю и избежать, или хотя бы сократить пребывание в чистилище.

Многие монастыри строились за городом, вокруг них были самые настоящие фермы. Монахи держали животных для производства молока и сыра, разводили сады и огороды. Все, что нужно было для стола, монахи производили сами. Во многих из них были свои традиционные продукты. Это был какой-либо особый сорт сыра, мёда, или вина. Самые крупные в Тоскане были аббатства Сант Антимо недалеко от городка Монтальчино, Сан Сальваторе на горе Амиата, Сан Гальгано около местечка Кьюдзино, Валомброза в долине Вальдарно, Чертоза ди Галуццо около Флоренции и другие. Монахи жили за счет дарений со стороны богатых феодалов и купцов. Некоторые становились настолько богатыми, что в их владении были земли, которые они арендовали крестьянам.

В аббатствах были богатые библиотеки, где хранились древнейшие и очень ценные манускрипты. При этих монастырях обучали грамоте мальчиков. Девочек не считали нужным учить читать и писать, их главной задачей было выйти замуж и нарожать детей. Поэтому сами матери учили их вести домашнее хозяйство, ухаживать за детьми, ткать, шить, вышивать, стирать и готовить еду. Хорошее образование получали только знатные аристократки, которые должны были управлять поместьем, когда муж на войне, или был убит. И монахини в женских монастырях.

В обителях останавливались на ночлег паломники, которые шли пешком в Святые места. Тогда было три основных пути паломничества: дорога Франков, которая вела из Италии через Францию в английский город Кентерберри, где находятся мощи Святого Фомы Бекета. Тот же путь из Англии в Рим к собору Святого Петра называлась дорогой Римлян. Затем был популярен паломнический путь в Иерусалим к Гробу Господню, и дорога в Испанию к мощам Святого Якова в городе Сантьяго де Компостела. Путь был длинный и нелегкий, но каждый уважающий себя христианин считал своим долгом хотя бы раз в жизни совершить паломничество. Мясо во время такого пути не ели, многие и не могли себе позволить мясной пищи. Основной едой и источником энергии был хлеб, который для вкуса и калорийности смазывали животным жиром если дни были не постные, сыр, фрукты, орехи и миндаль. Было очень много постных дней, когда нельзя было употреблять мясную пищу. Их насчитывали около 140—150 в году, больше трети.

На страницу:
6 из 8