Полная версия
История истины
Для формирования определенных суждений, я, как наблюдатель, смотрю на ограниченную часть предметов и явлений. Я сам выбираю, какие предметы описывать. Зачастую мой выбор определяется пространственной связностью предметов, поскольку в этом случае явления могут быть взаимосвязаны наглядными причинно-следственными связями. Любой предмет может являться составным и его части также могут являться составными и так далее. Однако зачастую мне нет необходимости опускаться сильно вглубь в самые мелкие части, так что я ограничиваю своё описание определенным размером, а дальше считаю предметы условно неделимыми.
В множественном представлении любого предмета, когда я смотрю со стороны совокупности, я называю это количеством, так как для меня целый предмет с определенного ракурса – это сумма однородных частей, вроде массы в килограммах или размер в метрах. Когда же я смотрю на предмет, как на единое целое, то называю это качеством. При этом, когда опускаюсь в детали, то есть перехожу от составного предмета к какой-то его части, то уже эта часть становится качеством, а взгляд на неё, как на составную – количеством. От килограммов я перехожу к граммам, а от метров к сантиметрам. Так я могу выстраивать вложенную последовательность качеств и количеств.
Недостаточно разово определить наблюдаемый объект в рассуждениях. Мышление – это процесс, при котором происходят как изменения в суждениях, так и поступают всё новые и новые наблюдения. Для меня, как мыслящего наблюдателя, с течением времени объект должен продолжать наблюдаться и определяться, то есть продолжать существовать. Только то, что остается неизменным с течением времени, я могу определить, как объект. Для меня объектом может являться только то, что устойчиво, то есть сохраняет постоянство некоторых своих характеристик с течением времени наблюдения.
– Далее следует часть общих рассуждений.
Истинное мышление должно оперировать сущностями. Понятия, используемые мышлением, должны удовлетворять определению сущности. Из комбинации понятий создаются утверждения, которые сами также должны удовлетворять определению сущности. Совокупность утверждений или рассуждение является отражением мышления. Наряду с утверждениями в рассуждениях могут присутствовать вопросы.
Рассмотрим для примера составное утверждение – «Маша мыла раму». К этому утверждению можно сформулировать вопросы: кто?, что?, где?, когда? Комбинациями этих вопросов и ответов к ним можно передать исходное утверждение, а также дополнить его.
Так как любое утверждение – сущность, мы можем построить противоположное утверждение, однако каким оно будет? «Не Маша мыла раму.», «Маша не мыла раму.», «Маша мыла не раму.», «Не Маша не мыла не раму.» А вопрос «Когда происходило действие?» вообще никак не определен в наших рассуждениях.
Отдельное утверждение в рассуждениях хотя и может правильно отражать реальное явление, однако может при этом не нести никакой пользы для понимания наблюдаемого явления без дополнительных уточнений и рассуждений. Расширение рассуждений вопросами и построениями противоположностей позволяют правильно понять явление и перейти к правильным следствиям. Например, для определенного явления можно искать к понятию «красное» противоположность. «Селедка» – это будет «не красное», но приблизит ли эта информация нас к пониманию явления? Для прояснения картины в рассуждениях необходимо всегда учитывать контекст.
– А теперь настает очередь воплощения этих идей в истории человечества.
Древние духовные культы сохраняются до сих пор в отдаленных обособленных регионах планеты. Однако в некоторых регионах технологический прогресс и рост популяции вёл к росту и усложнению знаний об окружающей реальности, в том числе происходило и усложнение общественных отношений. Людям было недостаточно знаний о сиюминутных явлениях. Переход к сельскому хозяйству, постройка постоянных жилищ требовали знаний явлений, распространяющихся на большие территории и большие интервалы времени. Это привело к необходимости создания концепции исторического знания, что вело к поиску описания событий глобального масштаба, как в пространстве, так и во времени. Расширение горизонта охвата событий и явлений позволило наблюдать не только ситуацию в моменте, но и сравнивать различные картины восприятия реальности между группами людей. Географическое расширение среды обитания давало возможность соприкасаться различным обществам, живущим по соседству, а временной горизонт позволял наблюдать изменения внутри общества. Растущее разнообразие общественных явлений привело к делению знаний на группы: окружающий нечеловеческий мир, человек, общественные отношения, эволюция этноса.
С расширением многообразия явлений, в основном в части общественных отношений, наиболее остро вставали вопросы поведения индивида в обществе. Это привело к появлению поведенческих моделей индивидов. Разделение труда и появление устоявшихся групп специализаций вело к различным поведенческим моделям у различных групп людей. К тому же определенные условия жизни требовали своей поведенческой модели, например, правильные действия индивида в случаях мирной жизни и войны могли существенно отличаться. Основное деление поведенческих принципов происходило по размеру пространственных и временных интервалов. Формулировались основы поведения, которые подкреплялись целеполаганием для различных масштабов. Определялись принципы жизни для сиюминутных взаимоотношений в обществе, то есть тактики поведения. Также производились попытки определить смысл всей жизни конкретного индивида, то есть задать стратегию жизни человека. Наиболее сложной была часть оперативного искусства, то есть установление принципов поведения в зависимости от конкретной ситуации.
Для устойчивого функционирования общества массовому сознанию требовались ответы на основные вопросы: как возникла реальность, как появился человек, как трансформировалось общество, чем отличаются одни общества от других, как вести себя человеку, куда ведёт трансформация общества и чем она закончится, однажды начавшись? В различных культурах форма изложения ответов на ключевые вопросы различалась. Сначала эти знания передавались из поколений в поколения устно в виде мифов. Иногда словесная передача знаний дополнялась нарисованными изображениями или в виде артефактов, вроде статуэток. А появление письменности более пяти тысяч лет назад позволило сохранять знания в форме текста, что позволяет сейчас узнать некоторые детали восприятия реальности древними поколениями людей. Обобщение основных вех, которые должны присутствовать в знаниях человеческого общества, позволяет сформировать набор основных событий, так или иначе находящих отражение в культуре различных обществ, достигших этого этапа развития. В основе картины описания реальности лежит возникновение и основа устройства Вселенной, как всей действительности. Появление человека, а также ключевые моменты жизни человечества являются следующим элементом, составляющим общую картину мира. Среди вех истории человечества выделяются: обретение человеком сознания, отличного от животного; появление речи; рождение общества; рождение этноса, то есть общества, обладающего истинным знанием. Во многих культурах присутствует описание завершающего события – «Конца света», как финальной вехи эволюционного развития этноса.
Описание основных вех истории Вселенной, человека и общества дополнялось смыслом жизни и смерти человека, а также тактикой, стратегией и оперативным искусством поведения человека. Всё это формировало совокупную мировоззренческую картину индивида, которая называется религией или религиозно-философским учением. Наследие ранних культов включалось в религии, но зачастую претерпевало существенные изменения. Необходимость сохранения общества в устойчивом состоянии со сменой поколений и под влиянием внешних и внутренних факторов приводило к возникновению механизмов поддержания обществом единой картины мира в неизменном состоянии. Общество под влиянием религии трансформировалось в этнос. Для этого зачастую возникали отдельные группы людей в обществе, чья специализация деятельности была направлена на поддержание устоев. Сами религиозные устои приобретали форму законодательства, а за обеспечение исполнения законов отвечал репрессивный аппарат. Так происходил переход общества к форме государства. С этого перехода история человечества приходит к периоду истории государств. Среди которых для понимания истории истины важны ранние государства Шумеров, Ассирии, цивилизации Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Индии, Майя. А также индоевропейская общность, которая не имела единого образования на раннем этапе развития государств, однако оказала существенное влияние на все регионы Евразии.
5. Контекст
– Сестра, перейдя от единичного к множественному, и от статичного к динамичному, что бы ты стала описывать далее?
– После выяснения всех аспектов, характеризующих составные элементы, необходимо описать динамику появления всевозможных комбинаций и всевозможных взаимосвязей сущностей, составляющих предмет исследования. Так и отец переходит к наблюдению и описанию всего многообразия проявлений сущностей в динамике – эволюции предметов.
Когда я смотрю на всё разнообразие динамики предметов действительности, то представляю это как взаимопревращение множества предметов в пространстве и времени. Выделяя каждый раз некоторое подмножество наблюдаемых явлений, я могу описать эту динамику, как составные количественные и качественные изменения. Фокусируясь на отдельных предметах, я могу в итоге любое явление описать как совокупность простейших изменений. Этот набор простейших изменений составляет основу всех сложных эволюционных изменений, которые наблюдаются в действительности.
Явления в биологии наиболее наглядно демонстрируют простейшие принципы поведения предметов действительности, которые я могу сопоставить с отношениями между типами множеств. К таким общим шаблонам поведения относятся: рост, борьба за существование или приспособляемость, изоляция, размножение через наследуемость, наследственная изменчивость. Все эти шаблоны отражаются комбинациями соотношений общего, частного и целого.
– Далее следует часть общих рассуждений.
Контекст рассуждений определяет то направление, в котором ведутся рассуждения. Как велико многообразие явлений, также может быть велико и многообразие контекстов.
Построение противоположностей к утверждениям или постановка вопросов в конкретном рассуждении опираются на контекст, поэтому все утверждения задаются в зафиксированном контексте.
При описании любого явления есть то, что изменяется на противоположность, и есть то, что остается неизменным. Любая пара явление-следствие содержит часть общего, а часть различного. Если бы общего не было, то это бы свидетельствовало об отсутствии какой бы либо связи между явлением и следствием. Это общее постоянное – есть контекст или основание явления и следствия. Контекст включает в себя и явление, и следствие, которые имеют различие в рамках их единого контекста. Он же в свою очередь объединяет в себе явление и следствие, не уточняя одно из частных значение того, что отличает явление от следствия.
В контексте, как основании явления и следствия, лежат причины этой пары явлений. По сути, сам контекст является причиной явления и следствия. Для понимания явления, в том числе и следующей из явления противоположности, необходимо понимать их контекст.
Сам контекст может быть описан утверждениями, то есть контекст также является сущностью. Так как каждой сущности можно построить противоположность, то и к контексту можно построить противоположность. Так мы приходим к более общему контексту. Многократно используя такие построения, мы можем создать иерархию вложенных контекстов.
Формулирование правильных утверждений в рассуждениях всегда должно опираться на контекст, который явно может и не упоминаться в рассуждениях, однако всегда подразумевается. С опорой на контекст строятся вопросы и противоположности утверждений. Это отражено в четвертом законе или принципе классической логики – достаточности основания. Всегда должны быть приведены достаточные основания для того, чтобы считать достоверным суждение, опирающееся на эти основания. Последовательность оснований оснований должна вести в итоге к опоре на какое-то проверяемое основание. С точки зрения определения сущности, как пары противоположностей, этот закон логики можно было бы назвать принципом выбора основания, то есть фиксации контекста.
– А теперь настает очередь исторической части рассуждений.
Ранние государственные образования можно географически сгруппировать в три макрорегиона, расположенные в Азии и прилегающих территориях, так как именно в этой части суши наблюдалось полное эволюционное развитие религий. Основой для такого деления служит общность и схожесть религиозных концепций. Регион Ближнего востока включает в себя две древнейшие цивилизации: Шумеры и Египет, а также образования на территории Плодородного полумесяца и Аравийского полуострова, которые возникали и ощущали на себе влияние этих государств, что значительно позже превратилось в огромную Ассирийскую империю, охватывающую практически весь регион. Второй регион – Индия, третий Китай. По сохранившейся письменности Шумеров, Аккада, Египтян, Вавилона и Ассирии хорошо прослеживается единое основание мифологии происхождения мира и человека, которое в исходном виде было сформулировано раньше появления первых государств. О едином первичном источнике также свидетельствует мифология индоевропейской общности, которая наиболее хорошо сохранилась в древнегерманских эпосах и древнегреческой мифологии. Появление индоевропейцев севернее Каспийского моря датируется шестью тысячелетиями назад. В мифологии индоевропейцев содержатся элементы, родственные исходному источнику религий ранних ближневосточных государств. Наиболее ярким примером единого источника являются схожие мифы о Всемирном потопе, широко присутствующие во всех регионах мира, включая Дальний восток и Америку, что вынуждает датировать происхождение этого сюжета до разделения общности и миграции части людей в отдаленные от центра Евразии регионы, вроде Америки или Океании. Всё это свидетельствует о том, что основные мировоззренческие вехи истории мира и человека исходно формулировались до разделения гипотетического ностратического языка десятки тысячелетий назад.
Переход от политеистических религий Ближнего востока и индоевропейцев к новому типу религии, наследниками которой являются все современные широко распространенные религиозно-философские учения, происходил вследствие миграции индоевропейцев на юг и их соприкосновение с восточными окраинами Ассирии. На стыке двух сформированных мировоззренческих концепций возникла первая монотеистическая религия – Зороастризм, где появилась концепция истины, как вершины знания. Этот этап, случившийся более трех тысячелетий назад, можно считать моментом перехода человечества к совершеннолетию. С этого начинаются активные попытки детально сформулировать истину. Можно сказать, что человечество перешло к научному методу познания реальности, хотя само понятие научности еще не появилось. Взросление человечества в этот период времени можно считать моментом появления человеческой этики с определением понятий добра и зла. Эти понятия являются абстрактными и относительными, однако можно считать, что соответствие людских действий правильному направлению течения эволюционных изменений является добром. После формулировки элементов концепции истины происходит разделение развития истинных религий на три ветки, каждая из которых будет развиваться независимо, хотя в дальнейшем и будут взаимные проникновения. Западная ветка уходит в ареал обитания семитских народов, из которого формируется Иудаизм, Христианство и Ислам. Южная ветка с дальнейшей миграцией индоевропейцев уходит в Индию, где соприкасается с местными древними культами. Так формируется Брахманизм, Буддизм и Индуизм. Восточная ветка через будущий Шелковый путь доходит до Китая, где далее оказывает влияние на формирование китайской философии, в том числе Конфуцианство и Даосизм, а затем на мировоззрение времен императорского Китая.
Наряду с горизонтальным – пространственным делением религиозно-философских учений можно выделить и вертикальное – временное деление. Первой стадией трансформации религии истины является формулирование религии социума, где основным компонентом является межличностные отношения, свод законов, норм и правил поведения в обществе. К таким религиям относятся Иудаизм на западе Азии, Брахманизм, как развитие Вед, на юге и Конфуцианство на востоке.
С течением времени фиксация религиозных догм приводит к увеличивающемуся несоответствию эволюционного развития технологий и общества с одной стороны и архаичной картины мира с другой. Это является следствием появления ересей, как необходимости трансформировать религию, привести её в соответствие. Так на западе появляется Христианство в изначальной, ранней форме гносеологического Христианства, влияние на которое оказывает развитие Древней Греции и затем Древнего Рима. Становление греческой цивилизации с рассветом наук, в том числе философии, происходит без ограничений истинного религиозного знания, которым древние греки не владели. На юге Азии трансформация архаичной формы религии происходит с появлением Буддизма, а на востоке в переосмыслении традиционного Конфуцианства участвует множество философов, однако к истинным знаниям в полной мере можно отнести только Даосизм.
Следующей стадией эволюции религии является канонизация, то есть обновленный процесс формирования устоев и догм, однако он уже отчасти учитывает особенности предшествующей эволюции и старается сгладить многие проблемы. Так на западе Христианство трансформируется в каноничную, церковную форму, возвращая многие архаичные элементы из Иудаизма. Основная зона распространения Христианства сместилась на северо-запад Ближнего востока и далее в Европу, что приводит к возникновению на Аравийском полуострове новой религии, которая также является наследником Иудаизма и раннего Христианства – Ислама. На юге Буддизм вытесняется на север и восток из Индии, а также распространяется на всю Юго-восточную Азию. На место вытесненного Буддизма в Индии приходит Индуизм, как потомок Брахманизма и Упанишад – поздней, философской части веданты – эпоса индоевропейских мигрантов с севера. Еще до проникновения в Китай Буддизма этап канонизации составляет переосмысление Конфуцианства с включением в него элементов Даосизма и в итоге формирования мировоззренческой системы императорского Китая.
Кажущееся различие мировых религий вызвано столетиями обособленных эволюционных трансформаций каждой религии под влиянием эволюционных технологических и общественных изменений. Однако все истинные религии имеют единый источник происхождения, и в их основе лежит единая истина, что позволяет сопоставить особенности религиозно-философских учений. Это сравнение даёт понимание, как единый смысл отражается в каждой из истинных религий, что схоже с тем как это произошло при возникновении прообраза истинных религиозно-философских учений, когда индоевропейская общность соприкоснулась с цивилизациями Ближнего востока.
6. Трехчастность
– Сестра, изучив со всех сторон предмет исследования, чем бы ты завершила описание?
– Рассмотрев всё многообразие частей, составляющих предмет исследования, необходимо в полной мере удостовериться, что не осталось непроверенных белых пятен в существующих явлениях. Так и отец направляется к целостному пониманию сути предмета исследования – к истине.
Мой путь к пониманию истины лежит в полноте описания всех предметов действительности. Любое явление, где бы и когда оно не происходило, должно бы понятно для меня. Также я должен понимать, как любые два явления взаимосвязаны, поэтому кроме описания каждого конкретного явления, я должен понимать причинно-следственные связи всех явлений. Начиная с наблюдения какого-то явления, я должен понимать, какими рассуждениями мне двигаться к поискам причин этого явления, а также какие явления следуют из наблюдаемого. Тогда для меня будет понятно, как устроена действительность.
Формулирование истины я осуществляю по наблюдениям действительности, и потому сама совокупность истинных суждений соответствует действительности. Более того, истинные суждения могут быть применены к себе же, как совокупности абстрактных сущностей. Однако реальность является частным случаем относительно общих истинных суждений, то есть могут быть другие реальности, которые также описываются теми же истинными суждениями. А могут ли быть такие действительности, которым будут соответствовать другие истинные суждения?
Существует ли причина, создавшая действительность, в которой я нахожусь? Существует ли причина, выбравшая такие истинные суждения, которые определяют мою действительность?
– Далее следует часть общих рассуждений.
Для полноценного представления каждая сущность описывается не только парой противоположностей, но и основанием, по которому эта противоположность строится. Основание связывает не только противоположные явления, но также является связующим звеном явлений с другими явлениями, что при многократном обобщении оснований может обеспечить связность любых предметов и явлений.
Определение сущности 4-мя законами классической логики – это описание сущности тремя элементами: сущность, противоположность и их общее основание. В конкретных рассуждениях любая сущность может быть представлена в упрощенном виде: либо лишь одним понятием, либо лишь парой противоположностей, либо понятием и основанием. Однако это лишь частично опускаемый контекст рассуждений, который всегда можно уточнить, определив сущность, используя все три элемента, добавив к собственно сущности её противоположность и их общее основание. В этом уточнении, переходе к трехчастной сути любой сущности, достройки до полноты описания, лежит ключ к полноценному пониманию любой сущности и всего сущего.
– А теперь то, как это воплощалось в людской истории.
Вопрос существования двух миров: материального и идеального никогда не подвергался сомнению во всей истории человечества. Суть функционирования человеческого сознания – это обобщение наблюдений реальности, где частное – это непосредственно предметы материального мира, а общее – абстрактные закономерности и взаимосвязи материальных предметов. До появления основного вопроса философии – что первично: материальное или идеальное, раннее человечество отчетливо осознавало себя неотъемлемой частью окружающей реальности. Более интересным на протяжении истории человечества был вопрос о границах субъектности и объектности. При практически полном отсутствии упорядоченных знаний человек воспринимал мир субъектно, с единым или множеством духов, а себя человек воспринимал больше объектом этой реальности. С накоплением знаний об устройстве реальности, человечество, с одной стороны, переводило часть явлений из субъективных в объективные, а с другой, эти знания, переходившие в технологические навыки, позволяли всё больше трансформировать предметы реальности. Сам человек из объекта природы всё больше становился субъектом. Именно воплощение способности людей менять реальность породило основной вопрос философии – что первично материя или дух? В ранних духовных культах и религиях духи и боги не были полностью всесильными, то есть часто выступали в роли объектов. Некоторые истинные религии, хоть и придают субъектный статус высшему началу, однако сама суть этих религий содержит набор неизменных правил поведения, которые являются объективными закономерностями.
Насколько бы человек не обладал знаниями о реальности, он может воплотить только то, что может существовать в этой реальности. Нарушить закономерности, лежащие в основе реальности, человек неспособен. Субъектность человека выражается в каждый момент времени в выборе одного из возможных вариантов для воплощения в реальности. Сознание, мышление абстрактно и не ограничено необходимостью реального воплощения предметов. То, что может теоретически существовать в реальности, больше, чем то, что существует, существовало или будет существовать. Идеальный мир шире, чем мир материальный. Тот набор утверждений, что лежит в основе абстрактной мыслительной деятельности, шире, чем реальность. Однако сама мыслительная деятельность возникает в объекте реальности – человеке. Так и получается замкнутый круг материального, влияющего на идеальное, и идеальное, влияющее на материальное.