bannerbanner
История истины
История истины

Полная версия

История истины

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 12

Эволюционное развитие человеческого общества в различных регионах Земли, а также взаимодействие различных объединений с высоким уровнем развития общественных отношений, приводило к накоплению исторических знаний о динамике изменений в самом обществе. Это приводило к попыткам осмысления и объединения обобщенных знаний о динамике окружающей реальности и обобщенных знаний о динамике общественных отношений. Стал происходить переход к формированию обобщенного научного знания, более структурированного и опирающегося на строгие критерии проверки. В наиболее развитых регионах религии также претерпевали эволюционные изменения, и производились попытки трансформации религии в соответствии с изменениями общественных отношений. При дальнейших эволюционных изменениях уже обновленные религии проходили процесс закрепления, через обретение неизменной формы. Эта канонизация каждой религии отдаляла её единую форму картины мира от совокупности научных знаний, которые разрозненно обновлялись под влиянием новых открытий и новых научных теорий, каждая из которых описывала лишь определенный ограниченный аспект реальности. В итоге указанные процессы приводят к формулированию истины, как объединению в единую совокупность утверждений основных религий в их исторической перспективе и суммарных научных знаний по всем аспектам реальности.


Всю свою историю человечество волновали вопросы, как устроена окружающая реальность. С обретением знаний об отдельных аспектах реальности, люди начинали задаваться глубинными вопросами – почему реальность устроена именно так, что лежит в основе именно так устроенной реальности, существуют ли другие реальности, устроенные иным образом? В поисках ответов на эти вопросы, человечество пыталось сформулировать единую совокупность утверждений, адекватно отражающих реальность во всем её многообразии. Именно эта совокупность утверждений называется истиной, описывающей всё сущее. Поэтому истину можно назвать утверждениями о сущностях, а использование научного метода описания позволяет называть истину – наукой о сущностях. Реальность – это физические, материальные сущности, а отражение реальности – абстрактные сущности. Существование реальных сущностей проверяется опытом, а существование абстрактных сущностей проверяется соответствием истинным утверждениям, которые в итоге опираются на всё тот же реальный опыт. Существование пары – реальность и абстракция в сознании людей присутствует на протяжении всей истории человечества, а одним из основных вопросов всегда было установление причинно-следственной связи этих двух миров – что первично материальное или идеальное? Через прослеживание трансформации описания истины на исторической перспективе лежит ключ к получению ответов на все основные вопросы об устройстве бытия.


– Даёт ли понимание истины ответы на все вопросы обо всех явлениях реальности?

– Нет, брат. Разнообразие реальных явлений настолько велико, а их конкретное воплощение в предметах и событиях еще более огромно, что ни одно человеческое сознание не способно вместить в себя такой объем знаний. Истина – это инструмент познания, правильная мировоззренческая картина действительности. Зная истину можно понять и описать любое явление и связать его с другими явлениями реальности.

2. Мышление

– Когда определен предмет исследования, необходимо начать раскрывать детали. Сестра, ты бы с чего начинала?

– С поиска источника возникновения этого самого предмета. Так и отец обращается к исследованию происхождения сути понятия истины.


Где следует искать раскрытие содержания истины после того как я обозначил смысл этого понятия? Истина – это описание, а в основании любого описание лежит некоторая система – язык, на котором это описание формулируется. Чтобы понять содержания истины следует начать с описания инструмента этого описания.


Источником возникновения языка является мышление. Язык состоит из отдельных слов, структурно объединённых в суждения. В основе появления слов лежит наблюдение, как входная точка поступления информации в мышление. Результатом деятельности мышления являются мои действия, как носителя мышления, включающие новые и преобразованные слова, а также структурированные по-иному суждения. Это может быть также новой входящей информацией в тот же или другой процесс мышления. Таким образом, создается круг мышления. Повторение прохождения круга мышления снова и снова позволяет осуществлять сложные преобразования суждений, что и составляет комплексный процесс мышления.


Могу ли я всякое суждение считать осмысленным? Будет ли полезным утверждение – «Завтра будет дождь или не будет»? Возможно, только однозначные суждения имеют смысл. Такие суждения позволяют построить противоположное суждение, и сформулировать вопрос, ответом на который будет одно и только одно из двух суждений.


Соединяя противоположные суждения, я не получаю осмысленного утверждения, однако оно несёт в себе информацию. Из упомянутого примера, хотя я и не могу сказать, какая именно завтра будет погода, однако понимаю, что зонт, скорее всего, с собой взять нужно.


– Далее следуют общие рассуждения.


Истина – это отражение связывания различающегося, описание того, как именно связывается что-то, что различно. Если нет различий, то нельзя описывать и связь, а если нет связи, то нет смысла в отражении. Истина – признак мышления, связующий наблюдение и последующее действие, приводящее к возникновению различий. Деятельность мышления называется рассуждением. Если деятельность мышления не приводит ни к каким изменениям, то смысла в таких рассуждениях нет. Изначально на входе в мышление находится наблюдение реального явления, а в итоге на выходе – действие носителя мышления в той же реальности. Рассуждения, отражающие реальность в реальность, должны быть адекватными, поэтому мы стремимся научиться мыслить правильно.


Действие мышления приводит к изменению, то есть мы проходим от наблюдения явления через осознание, на основе которого далее совершается действие носителем мышления. Это приводит к возникновению следующего явления, отличного от изначально наблюдаемого. Мышление связывает явление и следующее явление или преобразует явление в следствие.


Простейшее изменение – это замена на противоположность. Нечто, что имеет только два возможных состояния, может меняться только между двумя этими состояниями. Эти два состояния являются противоположными друг другу.


Мышление противопоставляет следствие явлению, а также может в обратном направлении противопоставить явление следствию, чтобы понять, что изменение произошло. И явление, и следствие наблюдаются относительно своей же противоположности.


– А теперь очередь гуманитарной части рассуждений отца.


Наблюдая явления, человек, как носитель мышления, не испытывает потребности в создании языковой системы, если ему необходимо только совершать индивидуальные действия. Когда возникает необходимость, чтобы действия совершали другие люди, происходит разделение на индивида наблюдающего и индивида действующего. Их мышление условно раздваивается. Тогда возникает необходимость коммуникации между сознаниями двух индивидов. Так возникает знаковая система обмена информацией. Человек, имея возможность передачи звуков, сформировал такую коммуникативную систему в виде разговорной речи. Многообразие явлений и их составной характер привел к делению явлений на составные части. Со стороны речи таким частями стали наборы звуков, которые и составляют смысловые элементы языка – слова. От рождения люди не владеют никаким из языков. Возможность коммуницировать с другими людьми приобретается с обучением тому естественному языку, на котором говорит окружающее общество. Начальным этапом этого обучения является запоминание слов языка. Слово в языке изначально появляется от того, что какой-то индивид стал формировать новое название попавшемуся наблюдаемому предмету или явлению. Далее автор нового слова рассказывает о нём окружающим людям, и так это слово закрепляется в общем словаре. Со временем, сменами поколений и миграциями народов слова претерпевают изменения, как в части звучания, так зачастую меняются и сами значения слов. Коммуникация в обществе сохраняется, если общающиеся придают одинаковый смысл словам их общего словаря. В основе каждого естественного языка лежит совокупность слов – словарь. В лингвистике изучение формирования слов относится к разделу семантики, а раздел этимологии изучает происхождению слов.


Перевод наблюдаемых явлений в словарь мышлением требует вычленения и обобщения элементов каждого явления. Обозначение каждого нового предмета и явления новым уникальным словом не позволяет выработать реакцию людей на схожие явления. Каждое новое наблюдаемое явление или предмет наблюдатель пытается отнести уже к известным ему, то есть для такого явления уже присутствует слово в словаре. Составные явления и предметы мышление может обозначить не одним словом, а совокупностью слов, где каждое слово соответствует определенной части явления. Разложение явления на составляющие, а затем обобщение составляющих приводит к категоризации слов в части речи, например, существительные обозначают предметы, а глаголы – действия. Слова, относящиеся к различным частям речи, могут не отличаться по строению друг от друга, однако с течением времени может происходить эволюция языка, которая приводит к формированию особенностей, свойственных определенной части речи. Так появляются составные слова, с приставками, суффиксами и окончаниями. В лингвистике такие преобразования относятся к разделу морфологии.


Необходимость переходить от наблюдений к действиям приводит к тому, что сами по себе описания явлений не имеют пользы без формирования утверждений, как описания взаимосвязей предметов и явлений. Также для описания явлений могут использоваться вопросы, как конструкции для описания конкретного явления или предмета через предварительное уточнение ракурса наблюдения. Для формирования утверждений и вопросов слова соединяются в предложения. В лингвистике раздел, изучающий такие конструкции, называется синтаксисом.


Изучение того языка, на котором происходит само мышление, по совокупности разделов лингвистики, позволяет раскрыть структуру любого естественного языка. А сравнительный анализ различных естественных языков позволяет узнать все возможные этапы эволюции естественного языка в пространстве регионов проживания людей и времени существования человеческой популяции за счёт различной скорости и направления внутренних изменений каждого отдельного языка. Всё это в совокупности позволяет понять инструмент, лежащий в описании мышлением реальности, что в дальнейшем позволит понять устройство реальности, так как носители мышления – они же авторы языков, являются частью реальности, а устройство мышления является частью общих процессов, которым подчиняется реальность.

3. Сущность

– Описав источник возникновения истины, куда бы ты, сестра, направила дальнейшие поиски?

– Как только обозначен источник возникновения истины, следующим шагом необходимо описать составные элементы этого источника и их взаимосвязи. Так и отец переходит к изучению основных элементов, из которого строится истина и ее источник в самом общем виде – из сущностей. От изначального единичного понятия истины отец переходит к множеству составляющих элементов.


За описанием любых предметов и явлений стоит тот, кто дает предметам названия и объединяет слова в утверждения, описывающие явления. Сами предметы и явления существуют без наблюдателя, однако только я, как наблюдатель, даю описание этим предметам и явлениям. Любое описание субъективно, и за любым описанием стоит субъект – тот, кто описывает.


Я начинаю с простейшего деления на противоположности: да и нет, наблюдаемое и наблюдатель, объект и субъект. Далее я делю каждую из противоположностей, как, например, всё наблюдаемое я делю на различные предметы. Так я прихожу к принципу описания всего через множества.


В понятии множества я соединяю единое и составное. То, что я могу смотреть на одно и то же явление, как на единое или же как на совокупность, отражает различные взгляды одного наблюдателя. Или взгляды с позиций разных наблюдателей. Объединять в множество я также могу различными способами. Одно дело, когда общее состоит из частных, другое, когда целое состоит из частей.


Когда я строю комплексные суждения, то опираюсь на причинно-следственные связи явлений. Через поиск правильных причин я определяю правильные следствия. Когда я смотрю на связь от причин к следствиям с точки зрения множеств, то это соответствует направлению от общего к частному, а причины составного целого лежат в его частях.


С точки зрения принципа множественности любой предмет или явление, то есть любую сущность, я могу считать составным целым, то есть любая сущность, по сути, – множество.


– Далее следуют общие рассуждения отца.


Тот, кто перешёл от наблюдаемого к последующему, знает, что было явлением, а что следствием. Однако для стороннего наблюдателя в простейшем случае обе противоположности равнозначны, так как причина и наблюдаемого и следствия общая. Сам сторонний наблюдатель может выбрать, что из пары будет первичным, а что противоположностью.


В реальных наблюдениях явлений множество, а сами наблюдаемые явления составные. Все сложные явления могут быть представлены комбинацией множества более простых явлений. Таким образом, в основе описания любого явления может лежать совокупность описаний через пары противоположностей. Словно двоичная система, лежащая в основе компьютерных вычислений и всего многообразия возникающих цифровых объектов, которые во всех деталях могут передавать многообразие объектов реальности – фотографии, звуковые и видео изображения.


Самым обобщенным абстрактным понятием является понятие сущности. Сущность – это то, что может принципиально существовать, то есть то, что можно проверить на существование и получить однозначный ответ – существует или нет? Про что нельзя принципиально выяснить, существует или нет – не является сущностью. В основе понятия сущности лежит определение пары противоположностей и выбор одного варианта из этой пары. На принципе двузначности или бивалентности строится классическая логика, которая является основным инструментом научного описания реальности последние несколько тысячелетий человеческой истории.


Центральным элементом классической логики являются три закона. Закон тождества определяет постоянство смысловых значений понятий в конкретном рассуждении. Закон противоречия говорит, что суждение о двух противоположностях не могут быть истинны одновременно. Закон исключенного третьего говорит, что суждение о двух противоположностях не могут быть одновременно ложными. Закон противоречия и закон исключенного третьего, по сути, определяют пару противоположностей и что две составляющие этой пары противоположны друг другу в обе стороны. Оба этих закона являются одним единым законом, так как обе противоположности равнозначны, а как раз закон тождества отвечает за выбор и фиксацию одного из вариантов пары в рассуждении. Не сущность подчиняется трем законам логики, а три закона логики являются определением самого понятия сущности. То, что не подчиняется трем законам логики – не является сущностью.


Неотъемлемой особенность сущности является то, что наряду с сущностью её противоположность также является сущностью. В рамках рассуждений любая сущность может быть всегда описана парой противоположностей. Также любая сущность может быть описана, как противоположность своей противоположности.


Абстрактное понятие сущности может служить обобщением всех понятий вроде объекты, предметы, явления, события и вообще всё, к чему можно построить принципиально существующую противоположность. Из указанных понятий можно выстроить вложенную последовательность конкретизации. Объект – синоним сущности, но условно чуть менее абстрактный, предмет – это объект действительности, явление – это предмет во взаимосвязи с другими предметами, а событие – это конкретное воплощение явления. Понятие сущности является универсальной отправной точкой истины – исходным и самым общим элементом, который лежит в основе построения всех утверждений истины.


На первый взгляд логика определяет суждения, а не сами объекты. Однако сам вопрос существования объектов действительности неразрывен с определением внешнего к этим объектам наблюдателя. Только с позиции наблюдателя, пусть и полностью абстрактного, вопросы существования сущностей имеют смысл. Поэтому сущность любого объекта равнозначна суждению о существовании этого объекта. Это сопоставление упрощает логические рассуждения. Такое соответствие справедливо и для всех частных случаев объекта – предмета, явления, события.


– Почему именно сущность выбирается исходным элементом истины?

– Понятия: предмет, явление, событие ограничиваются областью своего применения – реальностью, а для объекта мы зачастую используем его отрицание – понятие субъекта. Понятие же сущности обладает максимально абстрактным, общим смыслом. Объединением всех сущностей является всё сущее, то есть вообще всё то, с чем мы можем встретиться. При этом отрицанием сущности является несуществующее – то, чего нет.

– Однако, если несуществующего нет, то это может лишь значить, что мы его просто не видим здесь и сейчас, и никогда до этого с ним не соприкасались.

– Поэтому за понятием существования не может лежать реальное наблюдение или любое другое соприкосновение. А критерием существования может служить принципиальная возможность существования. Для определения такого критерия под сущностью понимается наиболее наглядное обобщенное понятие – принципиальная возможность существования, на которое накладывается единственное простое ограничение – соответствие законам классической логики. Такое определение является максимально широким, и включает в себя всё, о чем можно внятно рассуждать.


– Теперь отец переходит к отражению этих идей на примере людской истории.


Наблюдаемое культурное разнообразие человечества является следствием процессов миграции людских масс по континентам на протяжении тысячелетий. В основе многообразия особенностей мышления, присущих людским объединениям различных регионов, лежат как условия окружающей среды: географические, климатические, биологические, так и накопленные знания от предыдущих поколений. При этом предшественники часть своих знаний сформировали еще до миграции в текущие регионы проживания. Об этом зачастую говорит присутствие в том или ином языке понятий, никак не связанных с текущим регионом проживания конкретной общности. Также зачастую сложность и эволюционная изменчивость языка определенной локальной популяции свидетельствует о его наследии от предшествующего, более развитого общества. В знаниях определенной локальной популяции также зачастую присутствуют элементы общего описания мира, такие как мифы и ритуалы, сложность которых не позволяет их отнести к локальному происхождению. А схожесть мифов между различными регионами суши говорит об их едином происхождении, наряду с единым происхождением языков. Разнообразие мифологических и ритуальных особенностей позволяет классифицировать различные культуры, объединяя их в общие мировоззренческие концепции, среди которых можно выделить: аниматизм, анимизм, политеизм, монотеизм, атеизм. Ключевым элементом классификации является описание наблюдаемой реальности через деление на материальные предметы и духовное начало, что и привело к возникновению духовных культов, как основы описания реальности.


По аналогии с осознанием себя субъектом человек описывает все события реальности через субъектно-объектные отношения, то есть динамика любого явления рассматривается через деление на две составляющие: активного субъекта, обладающего волей, замыслом, и принимающего решение по действию; и пассивного объекта, на которого оказывается воздействие. Схожесть духовных культов различных регионов мира позволяют выделить общие группы элементов, возникающие во всех достаточно долго и широко развивающихся человеческих популяциях. К таким группам относятся: особенности захоронения, поклонения, инициации, жертвоприношения. Для получения некоторого желаемого результата, человек обращается к духовной составляющей, как к субъекту действия. В основе субъектно-объектных отношений лежит классификация участников: кто действует, на что действует и как осуществляется действие. Субъекты действия делятся на личные и групповые. То, куда направленно действие, может быть сгруппировано по направлениям, таким как: здоровье, война, охота, сельское хозяйство, климат. Само духовное действие может осуществляться непосредственно самим человеком или с помощью привлечения посредника, в том числе другого человека, например, шамана.


Духовные действия также классифицируются по видам действий. Сами действия делятся на активные действия, то есть когда человек желает, чтобы что-то произошло. Другим видом действия может быть, напротив, желание, чтобы что-то не произошло. Третьим вариантом является вопрос – что именно произойдет в интересующей человека ситуации – гадание. Уточняющей классификацией видов действий является то, куда действие направлено. К этой группе относятся: прямое направление действия, защитное, чтобы некоторое явление не оказало влияния на объект, и исправление, когда нежелательное действие произошло и необходимо вернуть предыдущее состояние объекта. Также уточнением вида действия является время, когда действие должно происходить. В этих случаях уточняется, должно ли действие произойти сразу или будет отсрочено.


Еще одной классификацией действий является типизация, то есть каким способом осуществляется взаимодействие с миром субъектов. К типам по способам действий относится материальный, когда присутствует участие вспомогательных материальных объектов. Альтернативой является словесный способ, отражающийся, например, в произнесении заклинаний. То, как осуществляется взаимодействие с миром субъектов, также относится к типизации. Сюда включаются четыре возможных способа. Контактный способ, когда осуществляется непосредственный контакт с объектом. Парциальный, когда для осуществления действия достаточно взаимодействия с частью объекта или предмета, часто контактировавшего с объектом. Инициальный способ, когда одноразовое взаимодействие с миром субъектов ведет к закреплению связи и дальнейшему множественному действию субъекта. Имитационный способ – это когда побуждение субъекта на действие чем-то замещается, например, рисованием изображения.


Основные классификации субъектно-объектных отношений замыкает инструментарий действий. Сюда относится определение человеком субъекта – то, где человек взаимодействует с субъектом, а также как и почему можно взаимодействовать с субъектом. К группе определения субъекта относится: воплощение субъекта в предметах материального мира, конкретных особях животного и растительного мира или в определенных биологических видах. Однако может и отсутствовать необходимость воплощения, тогда контакт человека с субъектом может быть доступен везде. Группировка по способу возможности взаимодействия человека с субъектом содержит: приказ, когда субъект подчиняется человеку; просьбу, когда сам субъект решает, выполнять ли действие, которое от него хочет человек. В эту группу также можно отнести магию, хотя она не является способом взаимодействия с субъектом, а по форме представляет собой научное знание только не прошедшее проверку на научные критерии обоснованности, так как возникновение понятия магии происходило еще до формулировки самой методологии научного познания.

4. Вопрос – утверждение

– Сестра, определив элементы, составляющие предмет исследования, куда бы ты дальше обратила свой взор?

– Как только сформулированы свойства составных элементов в простейшем виде, необходимо начать собирать из этих элементов сложносоставные конструкции, позиционировать их в пространстве и времени. Так и отец переходит от статичной совокупности элементов к динамичной картине.


Мышление – это процесс, то есть изменение взаимных отношений сущностей во времени. Когда мышлением я формулирую описание наблюдаемых явлений, я представляю действительность также процессом изменений предметов во времени. Для выделения конкретных предметов мне нужна такая характеристика, как пространство, тогда свойством предметов, позволяющим обособить один предмет от другого, будет позиционирование. Соединение характеристик пространства и времени позволяет мне определить динамику взаимоотношений. Изменение позиционных характеристик предметов я называю движением.

На страницу:
2 из 12