Полная версия
Тишина «А». Дедуктивное размышление о наших современниках в жанре романа-эссе
– Для чего?
– Он постепенно с каждым перелетом узнает свое прошлое.
– Так смысл? Он его может изменить? – что-то затаилось в этом беглом вопросе, какие-то мысли бередили Ариадну, и это было очень заметно, но Савва не придал значение прозвучавшему вопросу и ответил также бегло, как прозвучал вопрос.
– Зачем изменять прошлое?
– Чтобы изменить будущее!
Сказав это, она скользнула по нему таким пронзительным взглядом, который любого иного ввел бы в ступор. Но Савва был настолько далек от действительности, что не заметил этот взгляд. Точнее, он его заметил, но со значительным опозданием – он по инерции продолжал рассуждать о еще ненаписанной книге, и образы, владеющие им в данный момент, будто перенесли его в другую вселенную, которая существовала в параллельном мире в другом измерении. Понятно, что даже мыслями он не мог находиться сразу в двух местах одновременно. И пока он пребывал художественными грезами в далеком 15 веке, лишь на подсознательном уровне фиксировал происходящее с ним здесь и сейчас. Потому он и не проникся сразу скользнувшим по нему взглядом его любимой Ниточки, потому и не попал сразу ее взгляд в его сердце! И в том не было его вины: разве мы можем обвинять звезду в небе, что свет от нее доходит к нам через сотни лет!
– Зачем изменять будущее! Да нет – это штамп, который не имеет продолжения, – это лишь бесконечное хождение по кругу. Он должен тщательнее изучить свое прошлое, вспомнить его, чтобы полнее проживать настоящее. Вот в этом ракурсе полеты в прошлое интересны и познавательны. Естественно, наш путешественник меняется в лучшую сторону, хотя не факт! Но нет, предположим, что меняется только в лучшую, а то будет жанр ужастика или того хуже! В прошлом он может задать вопросы великим людям, для нас уже ушедшим, и получить прямо от них ответы. Ведь мы, по христианской теории, после своей смерти можем встретиться с давно умершими гениями, а тут у него есть возможность встретиться с ними, не умерев. Естественно, что все это в рамках художественного произведения, но это не вымысел или домысел; это такой духовный литературный жанр. Я бы его назвал: ирреальный поток сознания.
– А как узнать, о чем он спрашивал ушедших гениев? И что они отвечали?
– Слетать туда!
И на удивленный вопрошающий взгляд Ариадны Савва и открыл нишу, в которой висела старинная соловецкая власяница и, намереваясь облачиться в нее, сбросил рубашку. Но Ариадна остановила его тихим мягким голосом.
– Подожди, Савва. Я должна тебе кое-что сказать.
И только тут до него долетел тот скользящий взгляд, что бросила Ариадна, восклицая несколько минут назад:
– Чтобы изменить будущее!
Теперь тот взгляд проник в его сердце «светом далекой звезды», холодным светом.
«Так она хочет слегка подкорректировать наше настоящее, вернув меня в безвозвратно ушедшее прошлое?» – нелепая мысль пронзила сознание Саввы.
Эта мысль принуждала его, идущего вперед, оглянуться назад, призывала остановиться и переосмыслить былое – то что было ими пережито шесть лет назад, но кроме грусти потери от этих щемящих воспоминаний (он был в этом уверен) вряд ли что-нибудь в их душах могло бы пробудиться! Конечно, он не внял этой мысли и опять протянул руку к власянице, но тихий шепот Ариадны еще раз остановил его.
– Савва, единственный мой!
Савва замер, услышав в голосе Ариадны ненаигранное волнение, граничащее со смятением чувств. Это заинтриговало Савву настолько, что он весь обратился в слух.
– Савва! Ты хочешь вернуться на шесть лет назад? Не надо ворошить прошлое – пойдем вперед. Я готова.
Это было действительно неожиданно – это не поворот назад в прошлое, а прыжок вперед в будущее. Савва взял власяницу, но не стал ее надевать, а протянул Ариадне.
– Попробуй! Это вретище поможет тебе мысленно, я бы даже сказал мистически, перенестись в мир, о котором ты алчешь, но может быть и сама не знаешь его. Да и откуда ты можешь знать его – ведь ты в нем не бывала! И вервица тебе тоже поможет. Эта из тысячи узелков на тысячу молитв по преданию была сплетена Пахомием Великим в Египте. Сейчас бы мы сказали, что это его изобретение. Говорят, что это – лестница на небо, или по-другому – Лестовка; а узелки – это ступени «земля – небо».
– Вся Лестовка из тысячи ступенек? Столько ступенек до неба?
– Мистически… Тысячи Иисусовых молитв…
Она в нерешительности стояла перед ним и смотрела на вздувшиеся вены протянутой руки, в которой Савва держал власяницу. А Савва смотрел ей в глаза и ждал, когда она решится посмотреть в глаза ему. Но она медлила и все смотрела на власяницу, повисшую на руке мужа. Савва вдруг вспомнил «Страшный суд» Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы, где Буонарроти изобразил себя в образе содранной кожи грешника: Савве подумалось, что власяница уж очень похоже свисает с его руки, как на фреске кожа, содранная с грешника. Это отношение гения к своему творчеству: ведь многие считают, что так Буонарроти изобразил себя! Микеланджело всю душу вложил в свои творения, и душа его давно была у Бога. А теперь Богу предстала лишь кожа с его земной плоти, носимая им оболочка, когда-то скрывающая душу. Протягивая власяницу, Савва будто бы предлагал Ариадне примерить обличие гения!
– Что ты медлишь? Ведь ты пока еще не понесла, а только мечтаешь про это!
– Откуда ты знаешь? Как ты догадался? Я не говорила тебе? Это только мои тайные мысли, сокровенные мысли… И это тебе ведомо? – из ее уст этот вопрос прозвучал как обвинение. Хотя может быть ей не понравилось то, что он озвучил вслух свои мысли.
– Нет. Это мне не было ведомо до той минуты, пока ты не сказала, что готова!
Он не оправдывался, хотя в его словах и звучали пафосные нотки, совсем ему несвойственные. Но она правильно поняла эти нотки – волнение за того, кто еще не родился, но уже, (как бы это сказать точнее, не грубо сказать, но точно) но уже… но уже присутствует здесь с ними в разговоре и имеет право голоса! И она нашлась и задала вопрос, который прозвучал как робкое утверждение.
– Так ты не против? – ее голос дрожал, но эта дрожь придала ее голосу такое очарование, что взволновала его еще сильнее.
– Ниточка, разве я могу быть против ваших голосов! Конечно, я «за»!
«Ваших! Он сказал: ваших голосов! Да! он действительно гениально все чувствует и понимает!» – эта мысль озарила ее и отрезала пути к отступлению.
Савва стал убирать власяницу за стекло, но Ариадна, находясь под впечатлением от его последних слов и поддавшись познавательному инстинкту любящей женщины, вдруг протянула руки и прикоснулась ладонями к грубой шерстяной материи. Власяница будто ожила и припала к рукам Ариадны. И в следующее мгновенье Савва с удивлением увидел, как его Ниточка кружится в медленном танце в обнимку с рубищем. Ее ноги не касались пола, и сама она была будто соткана из световых лучей. Темп танца все возрастал, и Савва уже не успевал следить взглядом за ее перелетами по залу, но почему-то замечал, как пальцы Ниточки перебирают один за одним узелки многоступенчатой вервицы. Когда вместо очередного узелка ее пальцы коснулись крестика, Савву неожиданно бросило на нее, притянуло, как металл притягивается мощным магнитом; не в силах противиться этому притяжению он успел раскрыть объятья и подхватить ее, но вспышка ослепительного света хлестнула ему по глазам, он невольно зажмурился и согнувшись медленно повалился на пол, бережно положив Ариадну рядом с собой.
†Ариадна между тем лицезрела странную картину: по подснежникам, ковром лежащим в молодой дубовой роще, она шла вместе с Саввой. Глаза у Саввы были закрыты, и поэтому она была ему за поводыря. Подошли к роднику, наклонились и умылись… Ариадна омыла глаза Савве, а потом опрокинула ладошки с водой себе на лицо и зажмурилась от прохлады…
Когда Ариадна открыла глаза, то оказалось, что они с Саввой стояли у подножия лестницы, уходящей ввысь. На две ступеньки выше стояла матушка Феодосия и протягивала ей руку, показывая, что им надо подниматься по ступеням. Ариадна, заметив, что ступени немного раскачиваются, предупредительно взяла за руку Савву, но тот успокоил ее:
– Не волнуйся, я прекрасно все вижу.
– Как? У тебя глаза закрыты?
– А сердце для чего? Я вижу сердцем! Эта лестница уходит в небо, и нам надо на каждой ступени, пока мы поднимаемся, читать Иисусову молитву, непрестанно читать.
Они зашептали молитву и стали подниматься вверх, а матушка Феодосия шла впереди, преодолевая ступени намного быстрее чем они, и скоро исчезла в облачной дымке. Когда они поднялись выше крон деревьев, облака расступились и прямо над их головами нависла ожившая фреска «Страшного суда» Микеланджело. Они были в центре, под ними разверзся ад, а совсем рядом с ними стоял апостол Петр с ключами от рая. Савва, не открывая глаз, потянулся рукой к содранной коже грешника, которая болталась над его головой, но лестница зашаталась, и он, удерживая равновесие, опустил руку.
– Смотри, Ниточка, это же наша власяница! – почему-то с удивлением воскликнул он.
Савва поднялся чуть выше и, дотянувшись, крепко ухватился за потрепанный край власяницы. Но тут лестница изогнулась и пошла волнами, и Савва с Ариадной, не удержавшись, сорвались вниз. Он, не выпуская власяницы, успел подхватить Ниточку на руки и крепко прижать к себе; власяница раскрылась над ними, как купол парашюта, и замедлила их падение. Мимо них пролетели в морскую пучину несколько человек, которые видно раньше них стали восходить по лестнице в небо, но тоже были сброшены с взбунтовавшейся лестницы. Савву и Ариадну отнесло в сторону, и они упали на белый ковер из подснежников, и лепестки первых весенних цветов снежными хлопьями закружились над ними. Последнее что увидела Ариадна, как сквозь белые хлопья на нее опускается тяжелая плотная власяница, шерсть которой забилась ей и в нос и в рот и не позволяла вдохнуть.
†Ариадна открыла глаза и увидела бледного, как смерть, Савву, склонившегося над ней.
– Слава Богу! Очнулась! Перепугала же ты меня: не дышала минуты две! Если бы не крещенская вода… ты уже синеть начала!
– Что произошло?
– Ты взяла власяницу, покружилась с ней секунд двадцать и внезапно упала. Я едва успел подхватить тебя, а то бы головой об пол ударилась.
– И что?
– Минуты две не дышала!
Ариадна недоверчиво смотрела на Савву, ожидая, что он сейчас рассмеется и признается в розыгрыше, но взгляд его был на удивление серьезен.
– То есть, ты не помнишь, как мы с тобой поднимались по лестнице в небо?
Савва, услышав такое, едва не раскрыл рот от удивления.
– Так, так, так! Расскажи где ты была? Что видела, с кем встречалась?
– Тебя, ослепшего, я вела через дубовую рощу, усыпанную подснежниками. У родника мы умылись, и появившаяся откуда-то матушка Феодосия повела нас по лестнице в небо…
– Дальше!
Ариадна показала на потолок, на котором Савва в форме коллажа воспроизвел мини копию фрески «Страшного суда». Коллаж был объемный, и некоторые предметы, например, ключи от рая, что держит Петр, действительно свисали с потолка.
– Вот!
– Что вот? Вспоминай, Ниточка! При чем тут «Страшный суд» Буонарроти?
– Ни при чем! Просто ты потянулся за власяницей, лестница изогнулась змеей и сбросила нас вниз… Вот и все!
– И ты все это увидела за пару минут?
– Только по лестнице мы поднимались несколько часов, а до этого шли по роще.
– Понятно! Когда шесть лет назад я расписывал потолок, ты беременная забралась ко мне на самый верх… конструкция не выдержала, и мы рухнули на пол…
– Я несла тебе еду!
– «Я несла свою беду по весеннему по льду!» Да я не про то! Твое падение с этой виртуальной лестницы, видимо как-то связано с тем нашим реальным падением. Может это предостережение?
Они смотрели друг другу в глаза и молчали. Наконец, Савва поцеловал ее в голову и пошел из зала, будто убегая от разговора и воспоминаний. Она не выдержала и громко спросила ему в след.
– От чего? От чего предостерегать?
Он остановился в проеме двери, повернулся к ней, и прежде чем выйти сказал каким-то отрешенным голосом:
– Не знаю от чего! Может, от кого? Может, от нас самих!
Он ушел, потом вдруг вернулся, но уже не такой колючий, уже совсем свой, принял позу витрувианского человека Леонардо да Винчи, благо дверное отверстие позволяло, и произнес обволакивающим сознание голосом.
– Забыл тебя предупредить: у нас вечером встреча с инвесторами, встреча с коллекционерами серебряных ложек.
13. Ослепление
Вокруг Саввы царила творческая атмосфера, которая для человека со стороны показалась бы бедламом, таково было состояние кажущегося беспорядка. Табличка на двери предбанника кабинета Саввы так и гласила: «Bethlehem». На иронические вопросы пришедших к нему в первый раз он неизменно корректно отвечал вопросом:
– Вы знаете хронику Bethlehem?
Конечно, никогда никто не откликался на его вызов, а всегда, без каких-либо исключений, повисала неловкая для посетителя пауза, и Савве приходилось не без удовольствия рассказывать свою трактовку этого ложно понимаемого большинством образа. Причем Савва начинал с того, что переворачивал табличку, где с другой стороны была надпись: «Бедлам». После этого перевертыша посетитель деланно улыбался, всем своим видом показывая, что он уразумел мысль и боязливо хихикал, дескать ясно, и как изящно все, каламбурно и просто! Иногда даже восклицал:
– Ах, как оригинально! Какая метаморфоза!
А Савва продолжал спрашивать и постепенно вводил в транс пришедших:
– В чем заключается метаморфоза превращения «Bethlehem» в «Бедлам»? Ведь «Bethlehem» произносится по-русски как Вифлеем, город откуда пришла Благая весть! При чем же тут «бедлам»?
На эти вопросы Савве тоже весьма редко отвечали, правда, уже никто не хихикал, даже закоренелые атеисты, понуждаемые начальством посещать церковь и «престижные монастыри» – которые так окрестил народ за частые наезды в них власть имущих – даже они, непривыкшие и неумеющие молчать, молчали. Дальше и теперь, уже в тишине, Савва говорил тоном, намекающим слушающим, что они, конечно, это все знают, но кое-что могли позабыть, и поэтому он просто напоминает:
– Изначально один из старейших монастырей Лондона назывался «Звезда Вифлеема», но потом его название исказили французы, произнося не «Bethlehem», а на французский манер «Bethléem». Что по-русски стало звучать как «Бедлам». В 13 веке монастырь превратился в госпиталь, а с 14-ого века там лечили душевнобольных, причем лечение было насильственным. То есть, Бедлам – это пример первой психиатрической клиники. Постепенно слово «бедлам» приобрело нарицательный смысл, обозначающий лишь психиатрическую лечебницу, а вскоре вообще – крайний беспорядок и хаос не только в голове у индивидуума, но и в природе, да и во всем, что окружает нас в городах. Теперь «бедламистами» называют любых сумасшедших, даже в переносном смысле.
Кто-нибудь обязательно спрашивал Савву:
– Так какое значение вы придаете этим надписям на табличке на двери в ваш кабинет?
– Как говорила Ахматова: когда б вы знали из какого сора… и так далее, понятно?
– Не совсем.
– …растут поэзии цветы! – это вольное продолжение Ахматовой. Анна Агатовна считает… Да! Агатовна, а не Андреевна! Вы, конечно, поняли, что это не оговорка, а дань уважения к Андрею Андреевичу Вознесенскому, который написал: «Попробуйте купить Ахматову. Вам букинисты объяснят, что черный том ее агатовый куда дороже, чем агат». Так вот, Анна Агатовна считает, что поэт не должен стыдиться своих чувств – на то он и поэт! Понятно? То есть, если честно, то вам совсем не понятно? Понятно!
Все без исключения молчали и с любопытством смотрели на Савву, а он, дождавшись этого пристального внимания, продолжал:
– Ладно! Ничего… Представьте себе приготовление праздничного обеда из десяти блюд и громадного торта на сто человек минимум. Если мы зайдем на кухню в момент приготовления этих блюд и будем судить об их качестве, глядя на бедлам вокруг, то мы сочтем себя сумасшедшими, что заказали такой обед для такого количества народа! Но если мы дадим профессионалам доделать свою работу, то званный обед пройдет на «ура».
Обычно после небольшой паузы кто-то из гостей вопрошал:
– Тогда надо было написать: «Кухня». Так?.. Так?..
Говоря «так» вопрошавший искал поддержку окружающих, но никто не успевал ничего сказать, потому что Савва начинал картинно по-итальянски жестикулировать руками, привлекая к себе внимание, и скоро овладевал слушателями полностью.
– Это если вы готовите еду для плоти, то да. Но мы создаем духовную пищу. Мы задумываемся о душе, о нравственности… И в идеале мы хотим донести «Благую весть» в души зрителей посредством искусства. Будь то спектакли, кинофильмы или другие формы эмоционального воздействия. Главное – разбудить души пришедших к нам, ведь если пришли, значит, тянутся к свету. Значит, хотят вырваться из тьмы, хотят вырваться из воронки, затягивающей в рутину повседневного быта и окунающей в него с головой. Им надо помочь: указать путь спасения, осветить дорогу. Поэтому мы должны быть светом. Вы можете спросить: а что если не проснутся?
– Да! А если не проснутся?
– Хороший вопрос, тонкий! Проснутся! Если свет яркий ослепительный, то проснутся! Мы же не обвиняем никого в том, что он спит, ожидая! Ведь даже апостолы заснули в саду Гефсиманском, когда ждали Христа. Христос молил о чаше, а они заснули прямо на земле в придорожном ковыле. Они спали, а Христос молил… молил в кровавом поту! А они спали…
– Они спали, но ОН…
– ОН разбудил спящих апостолов! И все! Просто разбудил. А мы будим всех, кто делает первый шаг к свету, то есть, делает шаг к нам навстречу! Вам суждено жить в наши дни! Вам закладывать фундамент для будущего, в котором будут жить наши дети. Культурный пласт – это та глина, которая скрепляет платформу. Поэтому отстранение расценивается как предательство будущего.
†Так Савва подбирал инвесторов для своих фильмов и спектаклей. Он брал столько сколько давали, и ни разу не называл необходимую для работы сумму.
– Сколько будет денег – в такую сумму и будем укладываться! Благо у нас в творческом портфеле много чего имеется!
Тут он ни на йоту не преувеличивал: только непоставленных оригинальных сценариев и пьес у него было более двух десятков. Поэтому правильнее было сказать не портфель сценариев, а портфели сценариев и пьес! Чего у него только не было: мистические притчи, поэтические драмы в стиле баллад, скоморошья опера, драматические эпичные картины на основе эпосов и сказаний, камерные пьесы, драматические эссе, философские притчи, кинематографические биографические романы, хроники из жизни гениев, даже комедийно-сатирические сериалы… И все оригинально и, главное, свежо, живо и интересно!
Кто-нибудь непременно спрашивал о возможности ознакомиться поближе с творческими проектами, якобы, чтобы выбрать в какой вкладываться. На что Савва рассказывал о заказе на одну из картин Брейгеля.
– Заказчик сказал Брейгелю, что он ждет от него шедевра, и что этот шедевр будет подарком его невесте. Мастер попросил показать ему невесту и получив отказ, написал гениальное полотно «Избиение младенцев». Конечно, вы помните, что там изображено как у матерей отнимают младенцев и тут же умерщвляют… Умерщвляют детей прямо на глазах у матерей! Этот сюжет Брейгель взял из Евангелия, когда Ирод, веря предсказанию, сделал из Вифлеема Бедлам, убив всех младенцев двухлетнего возраста и младше! Многие матери сошли с ума… Заказчик, не ожидавший ничего подобного, оторопел, когда увидел полотно и, вникнув в сюжет, разрыдался искренними слезами. Когда он успокоился, то объявил Брейгелю, что не может подарить эту картину своей избраннице. На что Брейгель ответил, что если на нее не произведет картина такое же действие как и на него самого, то она не может быть его избранницей! Заказчик согласился и взял картину.
†В круг общения Саввы и Ариадны входили весьма значительные фигуры бизнеса и политики. И это было естественно, ведь все они были самодостаточны и не зависели ни от кого, но всем им без исключения не хватало в работе творческого полета, импровизации и наития. Вот все они и тянулись к Савве и его Ниточке: политики понимали, что это дополнительный пиар, финансисты – оправдание трат, а продвинутые предприниматели, среди которых были и владельцы заводов, радели за повышение уровня нравственности и культуры в стране, понимая, что крепкая стабильная экономика возможна только при высокой морально-этической культуре.
На всех встречах с будущими вкладчиками в кульминационный момент, когда гости уже освоились и слегка закусили, Савва произносил свой монолог, выверенный и отрепетированный, как монолог Гамлета «Быть или не быть?»:
– В процессе составления бюджета обсуждаются все важные вещи, но как только он утвержден – извините, все. После обсуждаются только бизнес-вопросы: дистрибуция и так далее. При этом все думают, что кино до конца не просчитать. Это понимаешь, но не сразу, а после ушибов, существенных ушибов и потерь! Это – на первый взгляд неприятное открытие меняет тактику работы. Чтобы в кинобизнесе все контролировать и предугадывать, нужно построить корпорацию со своим производством, со своей дистрибуцией, со своими независимыми финансовыми группами. То есть, должно быть логистическое объединение по вертикали и по горизонтали. Чтобы так интегрировать кинопроизводство необходим поток свободных, я бы даже сказал: легких денег. Эта кинокорпорация в обязательном порядке должна завершать около тридцати сделок в год! Сюда входит буквально все: запуск полного цикла съемок минимум десяти полнометражных фильмов, заказ оригинальных сценариев, купля и продажа прокатных прав, купля литературной основы для сценариев, выкуп и досъемка остановленных фильмов, даже на стадии post-production. Кинокорпорация – это несколько киностудий. Просчитать творческие удачи и неудачи невозможно, но сбалансировать – реально! И учтите, что в свете действия американского закона FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act, то есть Закон о соблюдении налогообложения иностранных счетов, сокращенно FATCA), ваши банки могут закрыться в одночасье, ваша недвижимость приватизируется Евросоюзом мгновенно; яхты и самолеты тоже отберут, так как Европа вслед за американцами состряпали свой Евро закон по аналогии Американского. И только интеллектуальную и творческую собственность, то есть ту собственность, на которую распространяется закон об Авторском праве, отобрать никогда не смогут! Поэтому вложение в киноискусство – наименее рисковое из всех инвестиций. Так что представьте себя Гамлетом и ответьте на вопрос: «Быть или не быть?»
†Когда гости расходились, Савва с Ариадной оставались одни и продолжали беседу, будто не замечая, что остались одни.
Вот и сейчас, после ухода гостей-инвесторов на ночной спектакль для залетной знаменитости, из слушателей «осталась» только жена, жаждавшая первой прочитать рукопись нового произведения. Савва еще раньше при гостях заинтриговал Ариадну увесистой папкой:
– Вот здесь окончательный вариант повести, по которой буду писать сценарий. Повесть про схимонахиню матушку Феодосию.
Теперь он взял папку в руки и показал, как та тяжела и сколько соков из него выжала, пока он ночами шлифовал ее.
– Название фильма надо придумать, а в остальном я все предусмотрел, все разложил по полочкам. Что ты так смотришь? Жалеешь, что не пошла на ночной спектакль?
– Хочу, чтобы ты мне прочитал.
– Так я и принес тебе для чтения!
– Ну нет! Ты уж, пожалуйста, читай мне вслух и трактуй, чтоб я все увидела!
– Хорошо, хоть и категорично! Что у тебя за взгляд сегодня какой-то необычный, интригующий?
– Ты заметил!
– Шутишь! Это невозможно не заметить!
– Вот как закончишь с чтением, то скажу.
– Ладно. Заодно проверим, а вдруг еще что-нибудь припишем или исправим! Итак, в одном департаменте служит один человек…
– Что? Что ты читаешь? Это же Гоголевская «Шинель»?
Савва не смог сдержать смех, обнял Ариадну и стал щекотать.
– А я думал ты не слушаешь, думал, что засыпаешь.
Ариадна не подалась на щекотание и коротко отрезала:
– Читай!
– С подзаголовком? Или…
– Чита-а-ай!
– Это литературный вариант, подготовленный для публикации. Подзаголовок: почти документальный рассказ. И еще один подзаголовок: все описанные события не вымысел. Герои – реальные люди и носят те же имена, что в данном рассказе…
– Ну, давай уже-э-э!
После этого ласкового окрика Савва начал чтение вкрадчивым тихим голосом так, как будто нашептывал заклинание прямо ей в ухо; и голос и впрямь побежал с дрожью по жилам, защекотал, заворожил, вовлекая в мистическую атмосферу хрупкого мира, сотворенного Саввой.