bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Золотые ворота, оторвавшись от Кара-Дага, скорее всего, были монолитом, но, оказавшись в воде, были промыты волнами. Мистики утверждают, что на катере, проплывающем под аркой, останавливаются часы, отказывает навигация и эфир вдруг взрывается стонами и воплями. Страстей добавляют рыбацкие байки о чудище, которое живет под воротами и пожирает дельфинов. Не раз вроде как прибивало к берегу останки бедных афалин со следами огромных зубов. Однако бесстрашных туристов карадагское чудовище не пугает. Плавают они возле скалы и сквозь прозрачную толщу воды разглядывают бликующие монетки на дне.

Одним из самых уникальных «отторженцев» является мыс Ай-Тодор («Святой Федор») в поселке Гаспра близ Ялты, на котором, по преданию, в далёком прошлом находилось священное место коренного народа древнего Крыма – тавров, а позднее римляне основали военное поселение. В XIX в. на мысе скупала участки императорская семья. На Ай-Тодоре множество легендарных мест. Пожалуй, самое знаменитое – замок Ласточкино гнездо на восточной окраине мыса. Замок, стоящий на отвесной Аврориной скале и одновременно нависающий над морем, – еще одна визитная карточка Крыма. Под этой скалой есть подводные пещеры, в одной из которых, черного цвета, в эпоху неолита обитали древние люди – тогда уровень моря был ниже на 30 м сегодняшнего. В одном из гротов режиссеры В. Чеботарев и Г. Казанский в 1961 г. снимали эпизоды фильма «Человек-амфибия».


Крымский пейзаж. Художник Л.Ф. Лагорио


Скала сказочной красоты с давних времен манила к себе не только людей. На ней рассветы встречала Аврора, богиня утренней зари. Как-то увидел красавицу верховный морской бог седовласый Нептун и воспылал к ней страстью. Взбаламутил он Понт, а Авроре хоть бы что. Зачем ей морской бог, когда каждый день с нею солнце? Посейдон уговорил повелителя ветров Эола закрыть тучами небосвод. Не дождалась богиня солнечных лучей и задремала. Нептун подкрался, обнял Аврору, но та вывернулась из его рук. Упала с головы олимпийца корона, вылетел из нее волшебный алмаз и упал в расщелину. Потеряла корона чародейную силу. Тучи рассеялись, Солнце осветило расщелину. Вспыхнул алмаз ярким светом и превратился в прекрасный замок – Ласточкино гнездо. В легенде – раз, и замок готов, а в жизни до него были и другие строения. В конце XIX в. было построено деревянное одноэтажное здание, дача с названием «Генералиф», у которой довольно быстро сменилось несколько хозяев и названий – последнее «Замок любви» на «Ласточкино гнездо». В 1912 г. немецкий нефтепромышленник барон Р. фон Штенгель по проекту архитектора А.В. Шервуда построил квазиготический замок с трехъярусной башней и стрельчатыми окнами. Строение в средневековом «рыцарском» стиле было скромных размеров – шириной 10, длиной 20 и высотой 12 м. Во время Крымских землетрясений (1927) рухнул в море небольшой сад возле замка, а в скале от верха к середине образовалась глубокая трещина. Замок устоял, но после еще одного землетрясения в 1966 г. он начал проседать. Дворец в аварийном состоянии закрыли для туристов на 5 лет. «Латали» скалу и восстанавливали замок с огромными трудностями. В 1987 г. в Ласточкином гнезде кинорежиссер Ст. Говорухин снял фильм «Десять негритят».

И напоследок поднимемся на огромную, высотой 577 м, куполовидную вершину к востоку от Гурзуфа – мыс Аю-Даг («Медведь-гора»), выступающий в море на 2,5 км. Аю-Даг протяженностью 2,4 км – остывший «неудавшийся» вулкан, ни разу не извергавший лаву. Медведь-гора считается одним из естественных минералогических музеев ЮБК, в котором было обнаружено 18 ценных минералов. Уфологи и эту гору не обошли вниманием, найдя в ней гигантскую полость, в которую их фантазия поместила базу летающих тарелок. С горой связана трогательная история о том, как в отдаленные времена на берегу моря поселился огромный медведь. Однажды на берег вынесло обломки корабля с чудом уцелевшей девочкой-малышкой. Медведь воспитал девочку. Выросла она, стала красавицей. Старый медведь души в ней не чаял. Как-то ушел он на охоту, а в это время к берегу прибило челн с юношей, бежавшим из пиратского плена. Юноша был при смерти. Девушка выходила его, но скрыла от медведя. Со временем молодые люди полюбили друг друга и решили бежать на челне. Только отчалили от берега, их заметил медведь. Бросился зверь к воде, стал пить ее, чтобы не дать челну отплыть от берега. Но понял вскоре, что не выпить ему моря, и окаменел от горя.

P.S. О горе Ай-Петри см. следующий очерк.

Гора Ай-Петри (Россия)

Ай-Петри – гора на юге Ай-Петринского яйла (плато), расположенного в западной части Главной гряды Крымских гор. Ай-Петри находится в Ялтинском городском округе Крыма, над городом Алупкой и поселками Кореиз и Мисхор. Главную вершину высотой 1234 м венчают четыре огромных зубца размером 7—19 м и ряд мелких, называемых «Зубьями дракона», или «Короной Российской империи». На горе есть еще два пика – Западный и Восточный, четыре крупных и два десятка небольших пещер, 15 водопадов, множество родников и горных речек, проложено несколько туристических троп. С ЮБК на Ай-Петри проведена канатная дорога Мисхор – Сосновый бор – Ай-Петри с одним из самых длинных (1670 м) безопорных пролетов в Европе. Гора является заповедной зоной.


Человек может, как Магомет, приказать горе: «Иди ко мне» или сам пойти к ней, может, взяв альпинистское снаряжение, ее покорить (и даже написать об этом книгу), может попытаться срыть или взорвать ее. Пожалуй, самое удивительное, что он может сделать с горой, – это подарить ее другому человеку. По слухам, князь Ф.Ф. Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, подарил гору Ай-Петри своей жене фрейлине З.Н. Юсуповой. Так ли это было, трудно сказать, но говорят. Одно бесспорно: гора Ай-Петри – подарок природы Южному берегу Крыма (ЮБК), подарок всем крымчанам и гостям полуострова. Ай-Петри – грандиозный щит, прикрывающий ЮБК от холодных северных и западных ветров.

Имя Ай-Петри («Святой Пётр») гора и плато площадью 310 кв. км получили от греческого монастыря Св. Петра (VI в.), руины которого остались на горе. Народные предания по-своему трактуют название. Бабушки, например, рассказывают внукам о том, как непослушные девочка и мальчик сбежали из дома, ушли в скалы и мальчик Петри упал с вершины. А когда он падал, девочка кричала: «Ай, Петри! Ай, Петри».

Популярна и романтическая история о влюбленной паре в духе «Ромео и Джульетты»: юноша и девушка любили друг друга, но родители не позволили им сочетаться браком. И тогда влюбленные решили покончить с собой, чтобы вместе уйти на тот свет. Взялись они за руки и взошли на вершину горы. Поклялись друг другу в вечной любви и хотели уже прыгать вниз, да вдвоем не протиснуться в узкую щель меж зубцами. Первым это сделал Пётр. Шагнул в бездну, девушка лишь успела вскрикнуть: «Ай, Пётр!» Глянула девушка вниз, и объял ее ужас. Не решилась покончить с собой и вернулась домой. С тех пор, говорят, мужчины всегда пропускают женщин вперед. Гору же назвали именем юноши.

А от греков дошла легенда о горе, царе ветров и монахе Петре (есть версия: молодом воине). Прилетел к Южнобережью Крыма посланец царя ветров. Искал он подходящее место для своего повелителя, трон, который возвысил бы царя еще больше. Увидел гору, растущую из моря, вершину которой венчала корона. Показал ее царю. Уселся владыка на трон и стал с него вихрями и ветрами править. А те и рады мешать землю с водой. Людям невмоготу стало от бурь и штормов. Собрались они на совет, а придумать не могут, как усмирить царя ветров. Сказал им прохожий монах: «С Божьей помощью я усмирю». Но старейшины лишь посмеялись над ним, убогим. Монах всё же пошел на гору смирять царя ветров. Тот, как увидел бродягу, чуть от смеха не лопнул. Но монах в намерении своем был тверд. Говорит царю: «Обещай мне: если смирю тебя – станешь людям помогать». Повелитель ветров кивнул – согласен, мол, да как дунет на усмирителя! А тот выхватил из-за пазухи мешок (бычий пузырь) и направил его горловиной к ветру. Взмыл монах под небеса. Сколько ни дул на него царь, а тому хоть бы хны – парит, как птица. Сбросил повелитель человека в море и наслал на него морской ветер. Но и там монах использовал свой мешок как парус. Гонял-гонял ветер по морю монаха, устал, сдался. Удивился царь ветров, признал своё поражение и стал с той поры помогать людям: парусники по морю носить, ветряки крутить, тучи разгонять.

Гора недаром считается «колыбелью ветров» – здесь ветер со скоростью 15–20 м/с дует месяцами. В 1932 г. нарком тяжелой промышленности и энергетики Г.К. Орджоникидзе объявил всесоюзный конкурс на проект Крымской ветроэлектростанции (ВЭС), предназначенной для Ай-Петри – «самой мощной в мире», способной обеспечить электроэнергией ЮБК. Лучшим признали проект «Икар» конструктора Ю.В. Кондратюка (А.И. Шаргея), одного из основоположников космонавтики. (Рассчитанную Кондратюком в 1920 х гг. «улиточную трассу» американцы использовали в 1969 г. при разработке программы «Apollo» – полета к Луне и высадки на ее поверхность людей.) Свой проект Кондратюк разработал вместе с архитектором Н.В. Никитиным, будущим автором московской Останкинской башни. ВЭС представляла собой железобетонную мачту высотой 165 м, которую предполагалось возвести на Ай-Петри в месте, где скорость ветра достигает 89 м/с. К мачте должны были крепиться два трехлопастных пропеллера-ветродвигателя диаметром 100 м, рассчитанные на проектную мощность 24 МВт. В 1937 г. приступили к строительству, соорудили железобетонный стакан для мачты (сохранившийся и поныне), но неожиданно умер Орджоникидзе, после чего проект свернули.


А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца.

Художник И.К. Айвазовский


На Ай-Петри множество мест, представляющих интерес для туристов. С вершины горы, со смотровой площадки на скале Шишко, с «Серебряной беседки» открывается изумительная панорама моря, предгорий, Ялты, поселков. Рядом с тропой растет 1000 летний тис ягодный высотой 10 м и обхватом ствола 2,6 м, с которого туристы, как козы, ободрали всю кору и обломали нижние ветки. Есть и буковый лес, еще старше этого тиса. В небольшом озерце – «ванне молодости» Кара-Голь – в темной холодной воде, насыщенной йодом, фосфором и сероводородом, люди сводят бородавки, лишаи, мозоли, а кое-кто и десяток-другой лет на нет. Молодеют туристы и от ходьбы по росе или купаний под ледяными струями водопадов. Можно полюбоваться 3 километровым Большим каньоном Крыма глубиной до 320 м, пройти по Штангеевской, Боткинской, Кореизской и Таракташской тропе…

Одной из главных достопримечательностей горы является огромная карстовая пещера Трехглазка (Ледяная) с тремя провалами-«глазницами», дно которой представляет собой многометровую толщу голубого льда над подземным пресным озером. Температура воздуха здесь круглый год близка к нулю. В древности пещеру охотники использовали как природный холодильник, а в XIX в. из нее в специальных бадьях доставляли лед в Алупкинский дворец губернатора Крыма графа М.С. Воронцова и в другие аристократические поместья Южнобережья.

Много мистических историй связано с горой чудес. В ущелье у самого высокого в Крыму водопада Учан-Су многие туристы испытывают сильное головокружение; в Пьяной роще и вовсе, обессилев, падают без чувств. Немало туристов погибло, замерзнув или сорвавшись с обрыва. В 1978 г., например, замерзли три туриста. В 2004 г. группа из 11 человек не успела спуститься засветло с горы. Ночью трое погибли. Картину происшедшего установили с трудом. Отмечали, что погибшие вели себя неадекватно, страдали галлюцинациями, у одного из них шла пена изо рта. Кто-то даже провел параллель с гибелью членов группы Дятлова.

Большую популярность в блогах обрела история, случившаяся с тремя туристами в 1996 г., оставшимися ночевать в палатке на вершине горы. Автор утверждает, что ночью к ним являлся дух Ай-Петри. Парализованные страхом, туристы слышали чьи-то тяжелые шаги, видели полупрозрачное существо исполинского роста, которое гнуло в дубовой роще деревья, ходило вокруг палатки и трясло ее полог… (https://www.epochtimes.ru/content/view/73196/9/).

Двуглавая царица Белуха (Россия/Казахстан)

Двуглавая гора Белуха (Восточная вершина высотой 4509 м, Западная – 4435 м) является венцом Катунского хребта, высшей точкой Алтая и всей Сибири. Между вершинами расположена ложбина Седло (4000 м). Гора находится в Усть-Коксинском районе Республики Алтай, в зоне 7–8 балльной сейсмической активности. По Белухе проходит граница России и Казахстана. Гора покрыта ледниками, в которых берут начало Катунь, Белая Берель и другие реки. Белуха – священная гора алтайцев, казахов и старообрядцев. Индуисты ассоциируют ее с мировой горой Меру; сказители и кержаки считали, что рядом с ней находится Беловодье, а Н.К. Рерих и его последователи – вход в Шамбалу. С 1996 г. Белуха является памятником природы Алтая и главной достопримечательностью одноименного природного парка. В 1998 г. гора в составе объекта «Золотые горы Алтая» включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.


У горы десятки имен, полученных за ее белоснежный наряд и две вершины, неприступность и таинственность: Ак-тау – «Белая гора», Музду-туу – «Ледяная гора», Уч-сюре – «Жилище трёх богов» и т. д. Есть названия, связанные с рекой Катунь: Кадын-Бажи – «Голова Катуни», Катунские столбы и т. п. По алтайской легенде, она свое имя получила от снежного человека Белое Ухо. Одно ухо у него было белее снега. Великан жил в лесах, пугая местное население. Вождь племени пообещал награду тому, кто поймает это чудище. Нашлись охотники. Отыскали снежного человека, но как сладить с ним? Обстреляли из луков. Свалился тот наземь вверх своим белым ухом. Кинулись к нему, силятся тело поднять – да куда им! А там, где упал Белое Ухо, поднялась до неба гора с пиком в виде уха – так и прозвали ее Белухой.

Одни алтайцы верят, что на Белухе обитает богиня Умай – высшее женское божество, покровительница матерей и помощница в родах. Другие поправляют: «Белуха – это не госпожа, дух горы – мужчина, хранитель алтайского народа Кадын Бажы Уч Сумер… Для алтайцев это одна из самых почитаемых гор, туда спускается Уч Курбустан Кудай[1], поэтому мы, алтайцы, трепетно относимся к нему; женщинам туда ходить нельзя» (https://myaltai.ru/culture/legendy-beluha).

Тот факт, что Белуха равноудалена от Северного Ледовитого, Тихого и Индийского океанов, у востоковедов и эзотериков вызывает экстаз. Раз тут находится центр Евразии, значит, тут место силы, прямая связь с космосом, вход в Шамбалу, из которой некогда вышел будда Гаутама и т. д. Почитатели Е.П. Блаватской и Н.К. Рериха уверены, что рано или поздно найдут этот вход. Блаженны ищущие…

Больше всего с Белухой связано преданий о легендарной стране свободы – Беловодье. Этому способствуют и беломолочные воды Катуни и Берели. По преданиям, Катунь вытекает из Белого озера, вода в котором «походила на густые сливки».

Первые сведения о Белухе относятся к концу XVIII в. – по рассказам охотников и старателей ее описал землепроходец П.И. Шангин. Гору исследовали в XIX–XX вв. естествоиспытатели Ф.А. Геблер, А.А. Бунге, Н.М. Ядринцев, В.В. Сапожников, В.А. Обручев, П.Н. Крылов и др.

Альпинисты называют Белуху коварной горой. Восхождение на нее сложнее, чем на другие вершины даже с большей высотой. Из-за частых землетрясений исчезают тропы, возникают трещины и разломы, ползут ледники, сходят лавины и камнепады. А ведь есть еще отвесные скалы и пропасти, ледники с провалами, снежные карнизы, готовые обрушиться в любой миг, стремительные реки, слепящий снег, жуткий холод, секущий ветер, сбивающий с ног, внезапные метели, нехватка кислорода… Белуху пытался покорить еще в 1898 г. В.В. Сапожников с группой. Дошли только до Седла. Английский альпинист С. Тюрнер в 1904 г., получив при восхождении сильный ожог глаз и обморожение, вынужден был отступить. В 1996 г. не смог взойти на Белуху самый знаменитый альпинист в истории итальянец Р. Месснер, который первым покорил все 14 гор-восьмитысячников. Из-за плохой погоды он не дошел до вершины «горы с характером» (его выражение) всего 100 м.

Первое же восхождение на Белуху после трех неудачных попыток совершили в 1914 г. гляциологи братья М.Н. и Б.Н. Троновы в сопровождении проводников С. Джамаулова и Б. Худобаева. Восточную вершину они покорили «налегке» – с альпенштоками и пеньковыми веревками, оставив на вершине записку в жестяной банке под валуном. При возвращении оба альпиниста сорвались, но остались живы. Западную Белуху покорили лишь в 1936 г. 10 альпинистов во главе с начальником погранзаставы Печерским. С 1920 х гг. на Белухе работали экспедиции Томского университета, Сибирского технологического института, Общества изучения Сибири и ее производительных сил, Геологического комитета и др.


Вид на Белуху. Художник Г.И. Гуркин


Сегодня Белуха стала популярным туристическим центром. Тысячи иностранцев и соотечественников участвуют в пеших, конных и альпинистских туристических маршрутах, отдельные любители совершают экстремальные спуски на лыжах и полеты на параплане. Едут к горе и «ради знакомства с духами, призраками и загадочной историей достопримечательностей». По данным аналитического агентства ТурСтат, Белуха вошла в топ-10 мистических туристических мест в России.

А между тем Белуха для алтайцев, казахов, старообрядцев является такой же священной горой, как для индийцев, тибетцев и непальцев гора Кайлас. Шаманы предупреждали: нельзя подходить даже к подножию горы, берегись злого духа Эрлиха, чтоб не утащил тебя под землю. И духа горы задобри камнем. А уж «если собираешься к Катун-Баш идти, нужно девять молодых кобылиц в жертву духу принести, девять баранов зарезать. Жертву не принесешь, живым не вернешься» (https://www.vtourisme.com/). Казахи и вовсе боялись даже глаза на гору поднять.

Мстит Белуха тем, кто жаждет покорить ее, калечит неосторожных, убивает настырных, пугает статистикой переломов, обморожений и смертей – напрасно! Идут, поодиночке и группами, альпинисты и туристы. Алтайской красавице всё равно, кто карабкается на нее – опытный скалолаз или новичок. Любого может погубить. Уже в этом столетии погибли альпинисты из Кемерова, Барнаула и Красноярска, из Польши и Беларуси…

Вот лишь один трагический эпизод:

«1978 г. В январе к Володе (Пивоварову) приехали на консультацию новокузнецкие туристы. Добры молодцы, косая сажень в плечах… Парни производили хорошее впечатление, но опыта для зимней авантюры у них было маловато. Володя посоветовал им перенести поход на лето… Но парни верили в себя и пошли, как наметили. Поход их закончился трагически. Они вышли на плато и с него на штурм Западной вершины. Соблазнились кажущейся ее близостью и простотой пути. Катастрофы в горах развиваются лавинообразно. При подъеме сорвался и травмировался руководитель. На плато спустить его не удалось, так как разыгралась непогода. Ребята вырыли пещеру. Запас продуктов, снаряжение, палатка остались внизу. Пурга не стихала, нужен был врач. Раций в те времена туристы, как правило, не имели. Один из ребят, а всего их было пятеро, вышел за помощью. Парень проявил настоящий героизм. В одиночку добрался до метеостанции и вызвал спасотряд. На спуске он потерял кошку, срывался, но преодолел все. Когда спасатели наконец вышли к пещере, в живых не застали никого» (https://www.risk.ru/blog/205348).

И всё же, всё же…

«Белуха не любит людей с черным сердцем, здесь нельзя быть злым и нечестным… Не каждому она открывается, не каждому позволено подняться на самое верхнее снежное поле. И если вам повезет, и вы окажетесь на самом верху Алтая, считайте, что жизнь прожили не зря». (В.С. Ревякин).

Табын-Богдо-Ола на плато Укок (Россия/Казахстан/Монголия/Китай)

На юге плоскогорья Укок, расположенного в месте схождения границ четырех государств – России, Казахстана, Монголии и Китая, возвышаются пять заснеженных вершин горного массива Табын-Богдо-Ола. России принадлежит северный склон массива. Это территория Кош-Агачского района Республики Алтай. Высшей точкой является гора Куитэн-Уул (4374 м) на монгольско-китайской границе. Горный узел находится на стыке хребтов Сайлюгем, Монгольский и Южный Алтай. Склоны гор покрывают 35 ледников (160 кв. км), питающих реки Катунь, Иртыш и Кобдо. Плато Укок – сакральное место для алтайцев, пятигорье Табын-Богдо-Ола – священно для алтайских, монгольских, тувинских и китайских буддистов. На Укоке раскопано свыше 150 курганных захоронений скифского периода. Знаменитой находкой стала обнаруженная в кургане Ак-Алаха-3 хорошо сохранившаяся в ледовой линзе мумия «алтайской принцессы Кадын» (V–III вв. до н. э.).


Горы на Алтае обожествлялись всегда. Сама топонимика алтайских названий носит сакральный характер. С незапамятных времен Табын-Богдо-Ола и Укок – священные «места тайны и силы». В переводе с монгольского на русский название горного массива означает «Пять божественных гор» – по преданию, так назвал их сам Чингисхан, а название плоскогорья – «Слово Неба» («Слушай небеса»). У гор и плато много других прозвищ, в том числе «Сердце Алтая» и «Русский Тибет» соответственно.

Путешественники не раз отмечали необыкновенное сияние, исходящее от вершин в ясную погоду, матовую белизну снегов, красоту «дивно прекрасных гор», получивших вместе с плато прозвание «Небесные пастбища». Но это дикая красота, с дикими зверями – волками, медведями, занесенными в Красную книгу снежными барсами. Безлюдны, суровы студеные места и крайне опасны. Треск костра да камлание шамана не часто нарушают тишину. Ведь ее, этой тишины, тут и нет. То и дело случаются землетрясения, оползни, обвалы, стекание грунта по склонам, просадка почвы с образованием трещин и ям, лавины на ледниковых участках, пыльные смерчи и снежные бураны, ломающие деревья. Единственная дорога на плато – перевал Тёплый ключ – слывет «дьявольским местом». Вершины гор, покрытые вечными снегами, настолько труднодоступны, что на одной из них (высота 4082 либо 4104 м), находящейся в точке стыка границ России, Монголии и Китая, по согласованию сторон, не установлен пограничный знак.

Издревле на плато Укок коренные народы совершали обряды и ритуалы, хоронили своих усопших. В VI–III вв. до н. э. здесь обитали носители т. н. пазырыкской культуры. «Обилие погребальных памятников, в частности богатых «княжеских» захоронений, может свидетельствовать только о том, что пазырыкцы воспринимали эту горную страну как свою родину, место жизни и смерти, земное и «небесное» пастбище» (Н.В. Полосьмак). Ученые установили, что пазырыкцы имели европеоидную и монголоидную внешность. На кожу наносили татуировку с фантастическими образами. Население занималось кочевым скотоводством; при этом основным продуктом питания была рыба.

Современные алтайцы, как и их предки, считают Укок закрытой зоной, которую нельзя посещать с недобрыми помыслами. Здесь ничего нельзя делать, лучше молчать, не подниматься к ледникам и к святым урочищам, где обитают горные духи, которые накажут любого, кто нарушит этот запрет. Только шаман может провести на плато и в горах свой обряд.

Народные поверья возникли не на пустом месте. Уж очень мистичны эти места, а предания напоминают легенды священного Кайласа или Канченджанги. Горное ожерелье Табын-Богдо-Ола получило название Круга Силы, через который можно попасть в иную реальность – Нижний, Средний и Верхний миры. Алтайцы уверены, что на плато сокрыто скифское золото, а эзотерики – что именно здесь находятся врата в Шамбалу. В этих местах в XVII в. скрывались староверы, бежавшие от преследований и приписки к казенным горным заводам. Здесь они искали таинственную богатую страну Беловодье, где всё справедливо и люди живут по старой вере.

Советские археологи нашли на плато свыше 600 объектов археологии. В урочище Бертек подо мхом и лишайником были обнаружены пять огромных насыпей камней – курганов высотой 4 м и диаметром около 40 м, возведенных над могилами племенной знати. Расположение курганов воспроизводит конфигурацию пяти вершин нагорья, что говорит о священности могильника и обоготворении Табын-Богдо-Ола, покровительницы скифского племени, хоронившего в курганах своих вождей. Ещё в древности захоронения ограбили, в них попала вода, которая замерзла и законсервировала органику – человеческие мумии, жертвенных лошадей, войлочные украшения, одежду, ковры. Неплохо сохранились погребальные повозки и фигурки птиц и животных. Среди находок особенно ценен узелковый ворсовый ковер размером 200 × 183 см, изготовленный не позднее IV в. до н. э. Предполагают, что на ковре, как на игральной доске, резались в кости. Сотканный в Передней или Средней Азии, он признан старейшим из ныне существующих ворсовых ковров. Ковер хранится в Эрмитаже.

На страницу:
2 из 4