bannerbanner
Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после
Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после

Полная версия

Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после

Язык: Русский
Год издания: 2023
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 9

Проще всего доминирующую (по численности) гаплогруппу R1a1 назвать"русской» и заниматься только ею. Что привело бы к выводу: русский народ появился на Русской равнине около пяти тысяч лет назад. Солидно. И приятно. Но такой подход не оценят многие другие народы, от белорусов до индусов, имеющие долю R1a1 в своих миксах даже большую, чем русские. Можно спуститься по ветке дерева снипов и попытаться найти такой, который был бы доминирующим у русских и только у них. Например, R1a1a1 [23]. Но такого может и не найтись, так как у неких «братских» народов и этот снип может оказаться «этнообразующим», но назваться русскими они категорически не захотят. Так что у некоторых современных этносов, стремящихся к обладанию собственной и к тому же древней гаплогруппой, могут возникнуть проблемы.


И главное. Ниоткуда не следует, что самый многочисленный род в составе этноса одновременно и определяющий все остальное: язык, культуру, самосознание… Примеры, когда это не так, и дает настоящая книга.


Итак, род и этнос. И чем же они отличаются? Да вроде ни чем, и тот и другой имеют общий язык, культуру, территорию, психику и самосознание. И снип-структура имеется, правда у рода она де юре моносниповая, де факто – полисниповая, а у этноса – полисниповая и де юре, и де факто. Не претендуя на вклад в этнологию, автор дает новое определение рода – это этнос с гомогенной (однородной) снип-структурой. Отсюда следует, что этнос – это род с гетерогенной (неоднородной) снип-структурой.


Ниже мы пользуемся терминами «род» и «этнос», «род» используем чаще. С учетом сделанных замечаний фразу «род T1a1 поселился на восточном побережья Левантийского моря» следует понимать так: этническое сообщество типа «род», куда входят доминирующие носители снипа T1a1, а также носители других, не указанных снипов, поселилось на восточном побережье Левантийского моря. Под доминированием при этом полагается в первую очередь право на целеполагание и принятие решений, обычно принадлежащее правящей элите сообщества и его лидеру.


И род, и этнос должны иметь имя, название, то есть оним. Оним этноса (а значит и рода в нашем понимании) называется этноним. Чтобы не «бурить», мы будем использовать наиболее известные этнонимы, данные, как правило, древними греками. Уж очень они (греки) любили это дело – давать свои названия всему, что видели, о чём слышали (обоняли, осязали, вкушали). И непременно – с мифами о происхождении онимов [В: Этиологические мифы].


Ниже для описания происхождения и миграций носителей гаплогрупп T, T1, T2, T1a, T1a1, T1a2, T1a3 использованы материалы [16—17] и другие. Контент может измениться, если, например, в ДНК-генеалогии появятся новые данные или уточнятся старые, или «поплывет» принятая историческая хронология. Но суть останется.

3. ЯЗЫКОВАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ

Что это? Это – что-то вроде генетической генеалогии для языков, используемой в первую очередь для их генетической классификации [В: Генетическая классификация языков]. (На сегодняшний день насчитывается 5—7 тыс. языков; это много, а когда чего-то много, изучение его начинается со структуризации на основе агрегирования и создания иерархической структуры, чаще всего «дерева»; лингвисты пошли по этому же пути, другого просто нет.)


В более широком плане языковая генеалогия (помимо структуризации языков) формализует некоторые аспекты эволюции/деградации языков, связанные с их изменением во времени, которые в ряде случаев можно рассматривать как своеобразные «мутации», аналогичные снип-мутациям ДНК-генеалогии. При этом автор отдает себе отчет о масштабе и сложности, о достижениях ЯЗЫКОЗНАНИЯ (ЛИНГВИСТИКИ) и не пытается (не дай Бог!) что-то привнести в эту науку. Только почерпнуть и вынести.


Сразу оговоримся, что мы в своих рассуждениях ограничиваемся тем временем, когда понятие «род» имело вполне конкретное содержание, формализованное в ДНК-генеалогии как снип-род. Как мы уже знаем, каждому роду соответствует язык, объект достаточно сложный для наших целей, а потому язык мы представим моделью – некоторой частью его лексики (базовым словарем), взяв, например, 100-словный список М. Сводеша [24]. Как снип (генетический) представляет род, являясь его кодовым именем, так базовый словарь представляет язык рода, являясь своеобразным языковым снипом.


Выше мы описали, как мутирует генетический снип; языковый тоже мутирует, когда какое-то слово базового словаря заменяется на другое (обычно заимствованное исключается). Теоретически можно считать, что каждая такая замена приводит к новому языку; однако, как и в ДНК-генеалогии, такой подход не продуктивен. Следуя [25], будем считать, что при совпадении базовых словарей где-то на 70% и более язык-мутант является ДИАЛЕКТОМ исходного языка (т.н. «тривиальное родство» [25]). Это вполне отвечает ситуации, когда из исходного рода-предка выделяется род-потомок, обособляется, в том числе и территориально, и язык его со временем претерпевает некоторые, пока небольшие, изменения.


Таким образом мы ввели отношение «предок-потомок» на множестве языков, позволяющее (возможно, с привлечение дополнительной информации) построить ЯЗЫКОВОЕ ДЕРЕВО, отталкиваясь от его корня (ствола) – исходного языка, который принято называть ПРАЯЗЫКОМ. В таком дереве можно выделить уровни, например:

– языки, совпадающие по базовому словарю с праязыком на 50% и более (т.н. «заметное родство» [25]) отнести к ЯЗЫКОВОЙ ГРУППЕ праязыка;

– языки, совпадающие по базовому словарю с праязыком на 20% и более (т.н. «конвенциональное родство» [25]) отнести к ЯЗЫКОВОЙ СЕМЬЕ праязыка. (Проценты здесь указаны приблизительно.)


При необходимости можно вводить надсемьи (макросемьи) и подсемьи (микросемьи), надгруппы и подгуппы, наднад-, надпод-, поднад-, подпод- и т. д. Понятно, также, что в качестве праязыка можно брать любой язык.


Есть в языковой генеалогии и математические модели, аналогичные моделям ДНК-генеалогии, описывающие состояние базового словаря во времени (занимается подобными моделями научное направление ГЛОТТОХРОНОЛОГИЯ, что означает «учение о языке во времени» [В: Глоттохронология]). Базовая модель предполагают, что скорость изменения словаря пропорциональна его объему, что приводит к формуле:


c = c (t) = exp (– dt); t = – ln (c) / d


где c = c (t) – доля базового словаря, оставшаяся неизменной к моменту времени t, измеряемому в тысячах лет – тл, d = 0,14—0,17 – эмпирический коэффициент [25]. Аналогичная формула описывает радиоактивный распад и многие другие процессы; период полураспада, т.е. время, за которое словарь изменится наполовину, равен 4—5 тл; можно считать, что за это время исходный праязык распадается на группу родственных языков, а за время вдвое меньшее появляются его диалекты.


И все было бы ясно и с родами, и с языками, и с соответствием одного другому, если бы мы с тобой, читатель, были бессмертными наблюдателями, которых создал бы Яхве на шестой день творения (но до того как слепил Адама) для фиксации истории человечества. К сожалению, лингвистика и ДНК-генеалогия решают обратные задачи: как отталкиваясь от современных языков (5000) и современных человеков (8 млрд.) восстановить взаимосвязанные языковую и родовую структуры, описать их эволюцию и остаться при этом в живых.


Пока наука далека от решения этих задач. В дереве снипов гаплогруппы Т [16] насчитывается порядка 550 снипов, распределенных по уровням; по общему филогенетическому дереву, объединяющему гаплогруппы от А до Т [22] подобной информации у автора нет, да и ситуация здесь быстро меняется. Но что есть – это утверждение о существовании общего предка всех современных мужчин, т. н. Y-хромосомного Адама, жившего где-то 138 тлн (ожидаемое время; доверительный (95%) интервал – 156—120 тлн) [26].


Эти оценки поручены в предположении, что все ныне живущие люди имели одного общего предка. Если это не так и Адамов было несколько, то все меняется, но подобные расчеты не проводились. Аналогично Y-хромосомному Адаму существует понятие митохондриальной Евы, так как подобно описанной выше передаче Y-ДНК по мужской линии, передается и митохондриальная ДНК по женской [В: Митохондриальная ДНК]. Сопоставимая оценка ожидаемого времени жизни митохондриальной Евы дает 124 тлн, доверительный интервал – 148—99 тлн. [26].


В языковом дереве по некоторым данным насчитывается около 30 семей, 400 групп и 5000 языков; и здесь выдвигаются гипотезы о существовании единственного праязыка, породившего все языки теперешнего человечества. И в самом деле, если Y-хромосомный Адам – реальность, то должен же он как-то объясняться с окружающими. И если он объяснялся с ними с помощью речи, то такой язык должен был существовать. У него (языка) есть уже имя – борейский праязык. Он является предковым для праязыков макросемей: афразийской, ностратической, сино-кавказской, аустрической и др [25].


Но здесь есть деталь, в которой может прятаться известно кто. А именно, существуют теории, что речи предшествовали жесты или пение (без слов). А если это так, то наш Y-хромосомный Адам мог вполне себе петь или жестикулировать, а заговорили впервые независимо друг от друга несколько его потомков. И тогда борейский язык не существует, а первыми праязыками были, возможно, праязыки перечисленных выше макросемей или иных языковых структур верхнего уровня.


И уж совсем туманна связь праязыков верхнего уровня и гаплогрупп или снипов. Но только не в нашем случае: далее мы собираемся показать, что НОИТЫ Т1а БЫЛИ НОСИТЕЛЯМИ ПРАЯЗЫКА АФРАЗИЙСКОЙ МАКРОСЕМЬИ.


Для целей настоящей книги введем несколько необычную, но простую терминологию, связанную с деревом языков. Его висячие вершины – листья – соответствуют ЯЗЫКАМ; веточки дерева, на которых растут группы листьев – ГРУППЫ ЯЗЫКОВ – соответствуют ПРАЯЗЫКАМ; ветки дерева, из которых растут группы веточек – ГРУППЫ ПРАЯЗЫКОВ – соответствуют ПРАПРАЯЗЫКАМ или 2ПРАЯЗЫКАМ; ветви дерева, из которых растут группы веток – ГРУППЫ 2ПРАЯЗЫКОВ – соответствуют ПРАПРАПРАЯЗЫКАМ или 3ПРАЯЗЫКАМ; стволу дерева, из которого растут ветви – ГРУППЫ 3ПРАЯЗЫКОВ – соответствует ПРАПРАПРАПРАЯЗЫК, или 4ПРАЯЗЫК, или БОРЕЙСКИЙ ПРАЯЗЫК.


Мы шли по дереву языков снизу-вверх; изменим направление на сверху-вниз. Борейскому языку соответствует ГРУППА 3праязыков, СЕМЬЯ 2праязыков, МАКРОСЕМЬЯ праязыков и, наконец, вся СОВОКУПНОСТЬ языков. Понятно, что предлагаемая терминология достаточно универсальна и легко обобщается на любое количество уровней иерархии языкового дерева; например, в эту схему можно включить ДИАЛЕКТЫ, появляющиеся через 2—3 тл после начала распада языка.


Аналогичным образом можно описать и РОДОВОЕ ДЕРЕВО; по-видимому, в начале времен (Первого и Последнего) между родовым и языковым деревьями существовало взаимно-однозначное соответствие. Например:

– 3прарод – ноиты, 3праязык – ноитский (около 16 тлн); при из распаде формируются группа 2прародов – хамиты, симиты и яфетиды – и соответствующая им группа 2праязыков – хамитский, симитский и яфетский (около 12 тлн);

– при распаде 2прарода хамитов и их языка формируются группа прародов и их праязыков (они проявятся позже); среди них – хананеи и хананейский язык (около 8 тлн);

– при распаде рода хананеев и их языка формируется группа родов и их языков (мы назовем их позже); среди них – род сидонян (финикийцев) и их язык (около 4 тлн).


Отметим также, что в литературе делаются попытки упорядочить временные эпитеты родов и языков. Так, например, предлагается 3пра род и язык называть ДРЕВНЕЙШИМ (12—8 тлн), 2 пра – ДРЕВНИМ (8—4 тлн), пра – СТАРЫМ (4—0 тлн). Но без особого успеха. Хотя звучит неплохо: «древнейшие ноиты», «древние шумеры», «старые греки». Но, видимо, не для уха греков и европейцев, вышедших из греческой «шинели». Однако, по поводу всех этих «деревьев» устами Мефистофеля-Фауста великий поэт заметил так:

«Теория, мой друг, суха,Но зеленеет жизни древо»(И. Гете, «Фауст»; перевод Б. Пастернака).

4. СВЯЩЕННЫЕ ЧИСЛА

В первых цивилизациях Последнего времени (Шумер, Хараппа, Египет) были известны числа, которые называли священными, божественными и т.п.. То, что они упоминаются не только в текстах трех этих цивилизаций, но и далеко за их пределами, позволяет предположить, что пришли эти числа из далекого Первого времени. Более того, цивилизации Первого времени намеренно заложили эти числа в свои мифы и распространила их по миру, используя своих мореходов, ходивших по всем морям и океанам земли. Возможно, таким образом она пыталась сообщить другим народам и потомкам о циклической природе бытия и о грозящих людям опасностях в этой связи.


Так, в самом знаменитом мифе об Исиде и Осирисе встречаются числа 360, 30, 12 и 72 [25]. Причем первые три число названы (число дней в году, в месяце, число месяцев в году), а вот последнее – 72 – интригует: «Тифон (Сетх – авт.) по возвращению Осириса стал готовить ему западню, втянув в заговор семьдесят два человека…» [28].


А вот другие примеры [27]:

– в норвежском мифе на бой с «Волком» из Валгаллы выступает 432 тыс. воинов;

– допотопные боги-цари правили Шумером 432 тыс. лет;

– китайские предания о потопе собраны в 4320 томов;

– храм Боробудур на Яве имеет 72 ступы;

– в «Календаре длинного счета» майя фигурируют периоды (в днях): 1 Катун – 7200, 1 Тун – 360, 6 Катун – 43200, 6 Тун – 2160;

– в Ригведе 10800 строф, 432 тыс. слогов; в строфе 1:64 говорится о «колесе с 12 спицами, на которых стоят 720 сынов Агни»;

– Пураны сообщают о четырех «Югах» продолжительностью (в «божественных годах»: Крита Юга – 4800, Трета Юга – 3600, Двапара Юга – 2400, Кали Юга – 1200; один божественный год равен 360 годам смертных, а значит, Кали Юга длится 432 тыс. лет.


«Кстати, Кали – Юга … – наша эпоха. Рукописи утверждают, что „в век Кали (демона Кали – авт.) процветание будет приходить в упадок, пока род человеческий не приблизиться к гибели“» [27].


Первые божественные числа были связаны, по-видимому, с космо-теогонией Первого времени, что нашло отражение и в космо-теогониях Шумера и Египта:

– 0 – бесконечный и предвечный Океан (Вселенная до акта творения);

– 1 – верховный бог, создавший сам себя (Атум у египтян; Намму у шумеров);

– 2 – дети верховного бога (Шу (воздух), Тефнут (влага); Ан (небо), Ки (земля));

– 3 – семья верховного бога (Атум, Шу, Тефнут; Намму, Ан, Ки);

– 5 – большая семья верховного бога: (Атум, Шу, Тефнут, Нут (небо), Геб (земля); Намму, Ан, Ки, Энлиль (воздух), Энки (вода)).


Нетрудно видеть, что пятерки основных богов у египтян и шумеров схожи; видимо, такой же была и пятерка богов сифитов.


Итак, первые божественные числа – 0, 1, 2, 3, 5; попарные произведения дают: 2х3=6, 2х5=10, 3х5=15; 0 можно было приписывать: 60, 600, 10, 100 и т. д. Следующие священные числа возникали так: (2х2) х (3) =12, т.е. 2 множителя равны 2 (2+2=4), 1 множитель равен 3 (1+3=4); индекс числа 12 равен 4. Самое совершенное число: множители 2 и 3, индекс 5: (2х2х2) х (3х3) =72. С индексом 6 два примечательных числа: (2х2х2х2) х (3х3х3) =432 и (2х2х2х2) х (3х3х3) х (5) =2160. С индексом 7 выделим одно число: (2х2х2х2х2) х (3х3х3х3) =2592. (Внимательный читатель, конечно, заметил, что все эти числа связаны с прецессией – самым важным астрономическим открытием Первого времени и раннего периода Последнего времени.)


Но это лишь досужие упражнения древних жрецов-математиков. А были еще и более серьезные люди – древние жрецы-астрономы. Их многовековые наблюдения выявили тоже ряд фундаментальных чисел. Мы дадим их в современных значениях; думаем, что ученые Первого времени были к ним весьма близки:

– сутки (средний промежуток времени (с.п.в.) между двумя последовательными восходами солнца) – 1 сут;

– месяц (синодический; с.п.в. между двумя последовательными новолуниями) – 1 мес = 29,53 сут;

– год (с.п.в. между двумя последовательными восходами солнца в день весеннего равноденствия) – 1 год = 365,24;

– Большой год (цикл земной прецессии; с.п.в. между двумя последовательными верхними кульминациями звезд Пояса Ориона в день весеннего равноденствия) – 1 Бгод = 25765 год.


Было замечено, что если «слегка подправить» астрономические данные, положив 1мес = 30 сут, 1 год = 360 сут, 1 Бгод = 25920 год, то будет достигнуто удивительное соответствие между священными числами и фундаментальными астрономическими параметрами. Так, по мнению древних, и создавалась и существует Вселенная: «Числа правят гармонией, гармония правит миром!». (Посвященный в египетские сакральности Пифагор упростил формулу: «Числа правят миром!») Действительно, тогда:


– 360 (сут/год): 30 (сут/мес) = 12 (мес/год); 12 – священное число, а Творец замыслил 12 месяцев в году; месяцам даются имена;


– за 360 сут Земля проходит «окружность» вокруг Солнца, за сутки она проходит дугу, равную 1/360 части окружности; на эту дугу опирается угол, причем он один и тот же для 1/360 части всех окружностей вообще! Это – единица измерения углов, её называют градусом (град);


– но ведь и точка весеннего равноденствия за Большой год (Бгод) описывает на небесной сфере «окружность»; тогда, если по аналогии с 1 год = 12 мес ввести Большой месяц (Бмес), положив 1 Бгод = 12 Бмес, то получим: 1 Бмес = 25920 год:12 = 2160 год. Опять священное число! Такое количество лет точка весеннего равноденствия будет находится среди звезд 1/12 части небесной сферы. В небесной сфере выделяют 12 частей так, чтобы в каждую попала группа звезд, на кого-то или на что-то похожая; группы эти называются созвездиями (Зодиака), им даются имена;


– а за какое время точка весеннего равноденствия проходит 1 град, двигаясь по своей «окружности в течение Большого года? 25920 год: 360 град = 72 год/град, число, священнее некуда, означающее, что за 72 года точка весеннего равноденствия смещается на небесной сфере на 1 градус; это уже проверяемо в разумные сроки.


Автор мог бы продолжать «поверять алгеброй гармонию» (А. Пушкин), но боится, что это отвлечет нас от основной темы. Понятно, что рассмотренные числа играли существенное значение для шумеров и египтян и в организации счета, и в формировании компактной записи больших чисел, и в создании систем счисления. Не понятно только, почему в параллельно развиваемых из одного центра цивилизациях шумеры работали с числами 6 и 10, а египтяне – с 5 и 10, первые стремились к шестидесятиричной системе счисления, а вторые, стартовав несколько позже, сразу использовали десятиричную. Здесь два варианта: или сифиты, руководившие проектами, не были уверены, какая из систем лучше, или лучшую заведомо отдали Египту. Вторая версия вероятнее, учитывая, чем был Египет для сифитов (см. далее).


И здесь уместно ещё раз процитировать Д. Уэста [18]: «Такое впечатление, что каждая область знаний в Египте была развита с самого начала. В науках, технике изобразительного искусства и архитектуре, системе иероглифов нет ни малейшего признака „периода развития“; в сущности многие достижения ранних династий не были в дальнейшем не только превзойдены, но и даже достигнуты. … Египетская цивилизация была результатом не развития, а наследования.»


О Шумере так Д. Уэст не говорил.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Ссылки на Википедию даются прямо в тексте. При этом:

– «В: Текст» означает: "http://ru.wikipedia.org/wiki/Текст/";

– «W: Text» означает: "http://en.wikipedia.org/wiki/Text/";

– «Q: Text» означает: "https://ru.qaz.wiki/wiki/Text".


2. Цитаты из Библии даются согласно тексту Библии в синодальном переводе, размещенном на ресурсе: https://bible-ctnter.ru/ru/bibleface/


3. Ссылки на Книгу праведного (КП), аналогичные по структуре ссылкам на Библию, даются по тексту, размещенному на ресурсе: https://mazurowskij.com/wp-content/uploads/2014/12/rkniga_pravednogo.pdf/

ЛИТЕРАТУРА к Введению

1. Паулин Д. Что Библия говорит о Последнем времени. М.: «Источник жизни», 1999.


2. Пеларгин В. Еврейскую Библию написали финикийцы. https://proza.ru/2020/05/09/116/


3. Габович Е. История евреев под вопросом. https://dz-online.ru/article/6645/


4. Льюис Х. Откуда пришли пеласги. https://sambib.ru/h/hamant_1/pelasgians/


5. Клесов А. Кому мешает ДНК-генеалогия? https:// ours-nature.ru/lib/book/1650379037/


6. Афанасьев А. Филистимляне – забытый народ. https://his.lsept.ru/2020/no06/


7. Юрковец В. http://dna-genealogy.ru/forum/30-гаплогруппа-т/


8. Museum of the Bible. Dead Sea Scroll Collection. Scientific Research and Analysis. https://d2f7x7uhr2xem7.cloudfront.net/sixteen_by_nine/MOTB-DSS-Report-FINAL-web.pdf/


9. Фоменко А. Основания истории. М.: «Римис», 2005.


10. ISOGG. Y-ДНК глоссарий. https://isogg.org/tree/ISOGG_Glossary.html/


11. ISOGG. Y-ДНК дерево гаплогрупп. https://isogg.org/tree/index.html/


12. Хапиру и происхождение этнонима «еврей». https://aquilaaquilonis.livejournal.com/524676/html/


13. Финкельштейн И., Зильберман Н. «Раскопанная Библия». Новый взгляд археологии. М., 2001.


14. Зелев А. Финикийцы – это евреи. https://proza.ru/2007/09/02/100/


15. Зелев А. Гиксосы были евреями. https://proza.ru/2008/05/29/204/


16. YFull YTree v8.09.00. https://yfull.com/tree/T/


17. Распределение субкладов гаплогруппы Т. http://dna-forum.org/index.php?/topic/11580-t-subclade-distribution/


18. Згурская М. Древний Египет. М.: «Фолио», 2008.


19. Фоменко А. Новая хронология Греции. Античность в Средневековье. https://litmir.me/br/?b=138616/


20. Андреева М. Митоз и мейоз, амитоз и их биологическое значение. https://novstudent.ru/mitoz-meyoz-i-amitoz/


21. Клесов А. История ариев и эрбинов. Европейский Запад против европейского Востока. М.: «Концептуал», 2019.


22. Клесов А. ДНК-генеалогия от А до Т. М.: «Неформат», 2016.


23. Синклер Э. Гаплогруппы R, R1, R1a, R1a1. https://andy-sinclair.livejournal.com/286067.html/


24. Список Сводеша. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_Сводеша/


25. Бурлак С., Старостин С. Сравнительно-историческое языкознание. М., «Академия», 2005.


26. Адам и Ева – ровесники. https://gazeta.ru/science/2013/08/02/_a_5537429.shtml/


27. Хэнкок Г. Следы богов. М.: «Вече», 1999.


28. Плутарх «Об Исиде и Осирисе». https://ru-egiptology.livejournal.com/45159.html/

Часть I. Всемирный потоп

Глава 1. ПЕРВОЕ ВРЕМЯ. ПОТОП. АТЛАНТИДА

Рис 1. Уровень Мирового океана (Из открытых источников)

1.1. КЛИМАТ

Нас интересует климатические условия на земле, в основном в Северном полушарии и особенно в тех его частях, где зародилась западная (условно) цивилизация – Северо-Восточная Африка, Передняя Азия, Средиземноморье, Эгеида (все вместе – Ойкумена), за последние 45—40 тысяч лет (тл): именно тогда жили наши герои. Время же основных событий приходится на ледниковье Поздний Вюрм (30—12 тлн) и предшествующее ему межледниковье; следуя древним египтянам, будем называть его ПЕРВЫМ ВРЕМЕНЕМ (ЗЕП ТЕПИ; некоторые его называют Теп Зепи). (Напомним читателю, что аббревиатура «тлн» означает «тысяч лет назад»; «10 тлн» означает «за 10 тл до 1950 г.». )


Холодные (ледниковья) и теплые (межледниковья) периоды с падениями и подъемами уровней океанов, морей, озер и рек в Ойкумене подвержены, как и во всем мире, ритмическим изменениям. В Северном полушарии выявлены т.н. «циклы Дансгора-Эшгера», запускаемые «событиями Дансгора»; последние обозначаются через D01, D02 и т. д. и привязываются к пиковым похолоданиям: каждые приблизительно 1,5—2,0 тл холод сменяет тепло, причем холодная фаза занимает около 600 лет. При этом амплитуда колебаний температуры может составлять до 60—70% от соответствующих величин для «полноценных» ледниковья (оледенения, гляциала) и межледниковья (интергляциала), а уровень Мирового океана (УМО) может подниматься или опускаться со скоростью 15—20 м за 1000 лет. (Все числовые данные, конечно, приблизительны). Циклы Дансгора-Эшгера сопровождаются поступлением в океан айсбергов Восточной Гренландии [В: Осциляции Дансгора-Эшгера].


Аналогичны по характеру циклы Бонда, связанные с Лаврентийским ледниковым щитом, ледовым рафтингом в Северной Атлантике в период последнего межледниковья – Голоцена [В: Циклы Бонда]. Интересно, что события Бонда, обозначаемые через В1, В2 и т. д. и запускающие одноименные циклы, неплохо коррелируют с датировками опустынивания (крупных засух) в Ойкумене. Здесь принято выделять т.н. «события 8,2 и 4,2 килогода» (8,2 и 4,2 тлн), отвечающие Бонду В5 и В3 соответственно и связанные с катастрофическими, длящимися столетиями засухами, повлиявшими на развитие цивилизаций Ойкумены [В: Колебание Мезокко; W: 4.2 Kiloyear Event].

На страницу:
3 из 9