Полная версия
Древний мир. Противостояние хамитов и симитов. Том 1. До потопа и после
При этом хотели евреи уничтожить братьев своих финикийцев, да бог их, Яхве, не велел, передумал. Оставил в назидание: не будьте такими, как они! Так и жили рядом. Пока, по А. Зелеву, из финикийцев не вылупились евреи-сефарды, а из евреев – евреи-ашкенази (мизрахим забыли, но это уже детали). Которых мы и знаем сегодня как единый народ. Единый и уникальный: разложился и через тысячи лет опять сложился. Поразительный «кульбит»!
«Так про все это, кроме „кульбита“ с новым единением и общих предках финикийцев с евреями, написано в Библии!», – воскликнет начитанный читатель. И, как и раньше, окажется прав. И мы пишем о том же, но с принципиально других позиций. Действительно, был такой род/народ носителей гаплогруппы Т1а, названный нами ноитами (в Библии – сыны Ноя), который где-то 17,2 тлн (данные ДНК-генеалогии [10; 16; 17]) разделился на три ветви: хамитов Т1а1 (в Библии сыны Хама), симитов Т1а2 (сыны Сима) и яфетидов Т1а3 (сыны Яфета). Действительно, часть хамитов – хананеи или ханаанеи (сыны Ханаана) поселилась в Ханаане (11,0—10,0 тлн); позже (8,0 тлн) от нее отделились мицраимяне и ушли в дельту Нила, где создали страну МИЦРАИМ. Действительно, они (не все) вернулись (5,2—5,1 тлн) в Ханаан после симито-хамитской войны, где потерпели поражение. Моисей (историчный, прототип библейского) привел.
Наконец, где-то на рубеже «нашей» и «до нашей» эр, после жесточайших Ассирийских и Пунических войн и связанного с ними геноцида, финикийцы стали сходить с исторической сцены, предварительно подготовившись к этому (т. н. Трансформация финикийского народа [2]). Часть из них, как уже говорилось, приняла иудаизм и позже назвалась евреями. А поскольку к тому времени финикийский народ оказался рассеянным в диаспорах по всей Ойкумене, со временем стали различать три ветви евреев: ашкенази (Европа), сефарды (Испания, Северная Африка) и мизрахи (Восток). (Возможно, среди сефардов действительно преобладают потомки пунов (финикийцев Северной Африки и Испании); среди ашкенази – потомки пеласгов (финикийцев Эгеиды), ушедших в Европу; среди мизрахим – потомки сиро-финикийских амореев и арамеев, оставшихся на Востоке.)
Удивительный народ, эти финикийцы! Сыгравший ключевую роль в истории Древнего мира, он добровольно ушел в темноту, практически не оставив следов в виде материальных памятников своей культуры. Он является самым недооцененным народом в истории! Принижается и замалчивается все: его древность, его вклад в историю и культуру человечества, его реальное отношение к евреям. Словно некая могущественная сила контролирует все значимые исследования, все публикации на эти темы. И в то же время другая, не менее могущественная сила отчаянно защищает вопиющие несуразности и противоречия официальной истории евреев. А может, это одна и та же сила? МОЖЕТ, УШЕДШИЕ В ТЕМНОТУ ФИНИКИЙЦЫ ДО СИХ ПОР ПРАВЯТ МИРОМ? И СОВСЕМ НЕ ЖЕЛАЮТ ВЫХОДИТЬ НА СВЕТ?
Библия, конечно, затягивает читателя. Но не менее увлекательным в плане познания древней истории является и другое чтиво – сочинения античных авторов (правда многие из них жили в XV – XVII в., в «золотой век фальсификации истории», но это уже детали: фальсифицировали историю во все времена). Получив весьма противоречивое полотно истории древних и сопоставив его с данными современных исследователей (не только и не столько историков), можно, например, понять, что «древние греки» не столь уж и древние, появились они на территории современной Греции сравнительно поздно, в XII в. до н.э. (или даже в восьмом, учитывая «хронологический пузырь» XII – VIII вв. до н.э.). До них же, начиная с 8 тлн, Эгеиду осваивали ПЕЛАСГИ, мигранты из Ханаана, цивилизаторы этого региона; их обширная страна называлась ПЕЛАСГИЕЙ и лишь значительно позже, после т.н. «дорийского вторжения» и «тёмных греческих веков», примерно с VIII в. до н.э. она стала ГРЕЦИЕЙ (ЭЛЛАДОЙ).
А выйдя из 400-летней «комы», диковатые греки, подобно древним египтянам или евреям, вдруг одаривают мир топовыми достижениями науки и культуры. (Видать, выспались неплохо.) Приведём здесь слова Д. Уэста о египтянах: «Такое впечатление, что каждая область знаний в Египте была развита с самого начала. В науках, технике изобразительного искусства и архитектуре, системе иероглифов нет ни малейшего признака „периода развития“; в сущности многие достижения ранних династий не были в дальнейшем не только превзойдены, но и даже достигнуты. … Египетская цивилизация была результатом не развития, а наследования» [18]. Слова эти в полной мере применимы и к Греции с той лишь разницей, что Египет наследовал древнейшей Левантийской (Осирианской) цивилизации, а греки – финикийцам и пеласгам (последние ассимилированы дорийцами в греков-ионийцев).
Не менее удивительна история РИМА в её хрестоматийной упаковке. Считается, что великая Римская цивилизация и могучая Римская держава росли с -753 г. из итальянского города Рима. Благополучно миновав царский и республиканский периоды своей истории, держава раскололась в имперском, в 395 г., после чего каждый из осколков, западный и восточный, продолжил свой путь самостоятельно. Вначале историки довольно неудачно назвали их Западной и Восточной Римскими империями со столицами в Риме и Константинополе соответственно; затем одумались и стали говорить о Западной как о ДРЕВНЕМ РИМЕ (с -753 г. до н.э. по 476 г., более 1200 лет), о Восточной – как о ВИЗАНТИИ (395 – 1453 гг, около 1050 лет), что, впрочем, было также спорным. Древний Рим вскоре (в 476 г.) пал под ударами варваров, Византия продержалась дольше – до 1453 г., пока турки-османы не захватили её.
Становление официальной истории Рима проходило на фоне подозрений в грандиозной фальсификации. Складывалось впечатление, что в реальности существовала одна Римская держава, начинавшаяся с -667 г. с города Византия (совр. Стамбул), основанного мегарцами на Босфоре. Византий под разными названиями (Византий, Рома, Новый Рим, Константинополь) всегда был столицей государства (и тогда никакого итальянского Рима в этом качестве не было) или почти всегда (и тогда на какое-то, видимо, непродолжительное время столица переместилась с Босфора на Тибр). В книге автор придерживается второго варианта, пытаясь обосновать, что итальянский Рим был главным городом Римского государства примерно 300 лет, с -27 г., когда Римская республика стала империей, город на Семихолмии у Тибра – Римом, её столицей, а Гай Октавиан – первым римским императором-принцепсом и до 284 г., когда император Диоклетиан покончил с ПРИНЦИПАТОМ, детищем Цезаря-Октавиана, ввёл ДОМИНАНТ и навсегда покинул берега Тибра, переселившись на Босфор. Чуть позже, в -324 г. Константин I подтвердил это решение де юре, объявив Византий новой-старой столицей империи под названием НОВЫЙ РИМ.
В какой-то чёрный день, возможно, было принято решение продлить 300-летний отрезок в прошлое примерно на 750 лет, до -753 г. – мифической даты основания Рима-на-Тибре и одновременно лишить Византий его почти 1000-летней истории, с -667 г. до 324 г. Сделали. Получилось, что Византий, город основанный филистийцами и дорийцами в столь выгодном месте, сулящим развитие и процветание, прозябал 1000 лет и достался Константину маленьким, влачащим жалкое существование провинциальным римским городишкой. И тем не менее Диоклетиан с Константином выбрали именно его. Почему? Вопрос риторический. С другой стороны – получилась осмысленная и глубоко символичная картинка: подобно тому, как ветвь христианства вырастала из могучего ствола иудаизма, христианская Византия выходила из языческого (и иудейского тоже) Древнего Рима. Запад представлялся поляной хамитов, творцов иудаизма, Восток – поляной симитов, перехвативших у хамитов христианский проект.
Чувствовалась рука мастера (это о картинке и возможном начале раскола Запада и Востока).
Несколько слов о Риме. Многие недоумевают, почему он стал столицей великого государства? Ни тебе порта приличного, ни торговых путей; по свидетельству Полибия к началу Пунических войн в -264 г., после почти 500 лет своего существования у Рима «не было не только парусных кораблей, но и длинных судов вообще и даже ни одной лодки». Нам представляется, что в выборе места для города символизм возобладал над практичностью: по окончании Пунических войн РИМ сыграл ту же роль, что и МЕМФИС по окончанию Первой (Египетской) симито-хамитской войны: ОН РАЗДЕЛИЛ МИРЫ ХАМИТОВ (ЗАПАДНЫЙ) И СИМИТОВ (ВОСТОЧНЫЙ).
(Напомним читателю, что египетская столица Мемфис разделила страну на ЮГ и СЕВЕР, на НИЖНИЙ ЕГИПЕТ и ВЕРХНИЙ ЕГИПЕТ, на СИМИТОВ и ХАМИТОВ.)
Итак, у подлинной Римской державы, известной нам как Византия, фальсификаторы украли 1000 лет её истории, царский и республиканский периоды, сразу представив её империей. Но зачем, в чём смысл всех этих манипуляций? Одна из причин лежит на поверхности: молодым монархиям Западной Европы, вчерашним варварам, якобы разрушившим Древний Рим, очень хотелось удревниться, а при возможности – и обожествиться. Созданный в 962 г. союз ряда европейских монархов под названием Священная Римская империя (СРИ) сразу же объявил себя наследником Древнего Рима [В: Священная Римская империя]; члены союза стали вести свои родословия от императоров Рима и царей Трои (ангажированными историками была запущена версия, что Рим основал герой и полубог Эней (или его потомки), бежавший в Италию после падения Трои). Поддерживала монархов и католическая церковь, обосновавшаяся в Риме и претендующая на то, чтобы историю римских пап начинать с апостола Петра. Понятно, что для этого потребовался нарратив – повествование (с претензией на историчность) о некотором множестве взаимосвязанных событий, соединяющих, к примеру, Энея и императора СРИ Фридриха I Барбароссу.
И вот с этим нарративом была проблема. Ну не было у итальянского Рима древней истории, никакой от слова совсем! Точнее она была, но этрусская, а значит, не годилась. Пришлось создавать; помимо Византия, жертвой творцов великой истории стала и историю ЭТРУСКОВ, союзников пунов и противников Рима-на-Босфоре в Пунических войнах. Сами же этруски разделили судьбу финикийцев и пеласгов; они сошли с исторической арены, трансформировались в латинян, растворились среди римлян. Часть этрусков вместе с ретами и гуннами ушла через Альпы в Европу, а их самый крупный город Вейи в -146 г. (вместе с Карфагеном и Коринфом) был уничтожен с варварской жестокостью римлянами за его роль в Пунических войнах. На его месте был построен… итальянский Рим.
Таким образом, РИМ как единая держава, но с переменным составом стран и народов, с разными формами государственного правления и административно-территориального деления, существовал около 2100 лет, с -667 г. (возведение Византия) до 1453 г. (взятие османами Константинополя). И почти всё это время столицей державы был «вечный город на семи холмах» – Рим-на-Босфоре, под различными именами, от Византия до Константинополя; лишь на «миг» длиною в 300 лет, с -27 г. по 284 г. столицей имперского Рима был Рим-на-Тибре под именем Рим, тоже «вечный» и тоже «на семи холмах».
Возможно, в истории с переносом столицы Рима в Италию не обошлось без происков хамитов, решивших отыграться за проигранные Пунические войны таким своеобразным способом: подтолкнув Мария и Цезаря с их популярами на перенос столицы Рима в Западное Средиземноморье, где влияние хамитов было преобладающим. А также на строительство Рима-на-Тибре на месте разрушенного этрусского города Вейи, на широкие культурные заимствования у тех же этрусков, на внедрение в империи в качестве лингва франка латыни, для которой хамиты разработали совершенное письмо. В пользу высказанных предположений говорят многие факты, о которых мы расскажем в книге.
Надо заметить, что наш взгляд на историю Рима является достаточно умеренным. Сегодня всё большее число исследователей придерживается мнения, что Западный Рим – это полная и намеренная фальсификация истории, ничем в этом плане не отличающаяся, например, от Израильско-Иудейского царства XI—X вв. до н. э. Утверждения эти не всегда безосновательны; к примеру, авторы Новой Хронологии А. Фоменко и Г. Носовский утверждают, что т.н. «империя Цезаря» (-82 – 217 гг.) и «империя Диоклетиана» (270—526 гг.), дублируют друг друга и, по-видимому, являются фантомами реальных средневековых Священной Римской империи (962—1806) и Романской (Латинской) империи крестоносцев (1204—1261) [19].
«А может, они правы? – резонно заметит читатель, – ведь истина не может быть столь сложно навороченной». Возможно, наш читатель прав; во всяком случае этот т. н. МИНИМАЛИСТСКИЙ ПОДХОД к древней истории имеет право на жизнь. Равно как и другой, противоположный ему, МАКСИМАЛИСТСКИЙ. Автору ближе минимализм, но именно поэтому он придерживается максималистских позиций до конца, до момента, когда под натиском фактов и аргументов их приходится оставить. Например, так происходит на тех страницах книги, где обсуждается история царства ИУДЕЯ, существование которого в VII—VI вв. до н.э. основывается на т. н. Анналах Синаххериба – трёх глиняных призмах с идентичными надписями, имеющими небезупречную достоверность. Содержание надписей призм коррелирует с библейскими текстами, что воспринимается историками как доказательство существования библейской Иудеи и Иерусалима. При этом тот (в числе многих других) факт, что ужасный вавилонский царь Навуходоносор, навестивший Иудею вскоре после визита его визави ассирийца Синаххериба и якобы стёрший с лица земли Иерусалим, не оставил никаких анналов – историков тех не настораживает.
«Ну, с автором ясно. Но зачем всё это фальсификаторам?», – не унимается читатель. Среди фальсификаторов следует различать заказчиков и исполнителей. Последние нередко весьма профессиональные и талантливые люди, как правило, честолюбивые и зачастую тщеславные. Каково это понимать, что твоя «игра ума, игра воображения» (Т. Шестакова) станет историей человечества! Заказчики же люди посерьёзнее, например, монархи Священной Римской империи с папами римскими. Про них мы же упомянули выше, предположив, что им хотелось вести свои родословия из тьмы веков и желательно от небожителей. Вот и появляется Эней, сын Венеры-Афродиты и троянский беженец, на берегах Тибра в VIII в. до н.э., где ставит «вечный город». Что? Недостаточно? Сдвигаем Троянскую войну на 400 лет в прошлое, в XII в. до н. э. Опять не так? Лакуна у греков, нечем заполнить 4 века? Объявляем века эти «тёмными». Недостаточно? Хронологический пузырь всплыл в Египте? А Переходные периоды на что, объявляйте! И гоните пузырь этот по Ойкумене пока он не сдуется. Так или примерно так проходили «системные увязки мировой истории» вплоть до XVII в.
Но мы не станем поднимать здесь вопросы хронологии, это увело бы нас слишком далеко от темы настоящей книги. Останемся в рамках традиционной хронологии, не смотря на то, что время здесь ведёт себя порой неадекватно: то ползёт, как черепаха, то несётся, как Ахилл.
2. ДНК-ГЕНЕАЛОГИЯ
Нам потребуются некоторые понятия генетики и ДНК-генеалогии (ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ГЕНЕАЛОГИИ, геногенеалогии) [5; 10; В: Генетическая генеалогия]. Последняя оперирует с половой Y-хромосомой ДНК (Y-ДНК), имеющейся только у мужчин. Структурным элементом Y-ДНК является органическое соединение, называемоё нуклеотидом, важной частью которого является нуклеиновое основание. Существует всего 4 типа оснований, обозначаемых через A (аденин), G (гуанин), C (цитозин), T (тимин). Y-ДНК содержит последовательность из примерно 50 миллионов нуклеотидов.
В ней выделяются гены – части ДНК, содержащие необходимую информацию для биосинтеза белков и нуклеиновых кислот (кодирующие последовательности ДНК). Совокупность всех генов Y-ДНК называется кодирующей Y-ДНК (примерно 2% всех нуклеотидов), остальная, не кодирующая Y-ДНК часть – «мусорной» Y-ДНК (около 98%). Считается, что мусорная Y-ДНК не имеет критически важной функциональности, поэтому всякие ее изменения проходят практически без последствий (по крайней мере в фенотипе [В: Фенотип]) для носителя Y-ДНК и его потомков по мужской линии. Но именно мусорная Y-ДНК является объектом изучения ДНК-генеалогии. И вот почему.
Как известно, Y-ДНК передается от отца к сыну без изменений. Почти. В ходе такой «передачи» осуществляются сложные процессы, связанные, в частности, с репликацией (синтезом копии, копированием) отцовской хромосомы, осуществляемой ферментом ДНК – полимеразой, а также определенным набором молекулярных инструментов «копировальной машины» [5; 20]. В сложных процессах, повторяемых к тому же многократно, неизбежны сбои, приводящие к ошибкам копирования, отличиям копии от оригинала, то есть к мутациям. Считается, что сбои носят случайный характер; для их формализованного описания используются модели теории вероятностей и математической статистики.
ДНК-генеалогия рассматривает небольшие мутации двух типов: SNP (снип [В: Однонуклеоидный полиморфизм]) и STR (стир [В: Микросателлиты]). Ниже рассматриваются только снипы, «точечные», связанные с заменой основания в одном нуклеотиде. Если представить мусорную Y-ДНК длинным словом, написанным буквами короткого алфавита , то снип – это ошибка машинистки, перепечатывающей это слово на пишущей машинке, всего в одной букве. Понятно, что это нереально хорошая машинистка, так как вероятность её единственной опечатки очень мала. Возвращаясь к теме: принято, что снип (определенная замена оснований в определенном нуклеоиде Y-ДНК) может случиться примерно один раз за 50 миллионов лет [5]. Современное человечество, как считают ученые, несколько моложе. Но позиций нуклеоидов в Y-ДНК много, на каждой он может появиться в одном из 4-х вариантов, немало и разных Y-ДНК. В общем, дело не так безнадёжно, как кажется; мутации случаются.
Итак, снип оставляет «зарубку», метку на Y-ДНК и, поскольку эта мутация практически необратима, такая же метка будет у всех прямых потомков по мужской линии носителя этого снипа. Таким образом, первый помеченный становится основателем нового рода, родоначальником. Здесь было бы корректнее говорить о снип-роде, который является скорее теоретическим понятием, чем привычный всем род, понимаемый как как «группа, людей, возводящих своё происхождение к общему предку родоначальнику по одной линии» [В: Род] (см. ниже).
Снипы находят различные группы исследователей, занимающиеся анализом ДНК ныне живущих мужчин или костных останков; они кодируют их и направляют в Международное общество генетической генеалогии (ISOGG) для включения в регулярно обновляемое филогенетическое дерево Y-хромосомы (дерево снипов) [11; В: Филогенетическое дерево]. Построение такого дерева – проблема, требующая, по-видимому, наряду с понятными формальными инструментами, предоставляемыми математиками, использовать и неформальную информацию типа: «И родил Иаков 12 сыновей». Или устраивать голосования «избранных» специалистов и чиновников.
Действительно, ISOGG располагает некоторым (постоянно изменяющимся) множеством снипов. Между снипами устанавливается отношение «вышележащий-нижележащий», типа «предок-потомок»; образуются направленные «сверху-вниз» цепочки снипов, которые нужно «склеить», совместив одни и те же повторяющиеся в цепочках снипы. Возникает структура, которую математики называют ориентированным графом, вообще говоря, несвязным. Сделать из него «дерево» – задача кудесников (в хорошем смысле) ISOGG. И они это делают [11].
Приемы известны, например, ввести гипотетического «Y-хромосомного Адама» к восторгу тонко чувствующей публики, тут же заявляющей, что «ДНК-генеалогия доказала сотворение первого человека еврейским богом, а заодно и существование всех библейских патриархов». Или собрать не связанные друг с другом гаплогруппы вместе и объявить это «сводной гаплогруппой». А потом разобрать, «обнаружив» снип-мутации без их носителей и создав уже древесную структуру. Более тонко – в дополнение к снипам подключить анализ стиров, но это мы оставляем за скобками. Отметим лишь, что этот анализ корректен лишь в пределах фиксированного снипа, т.е. даёт дополнительную внутриродовую информацию.
Но откуда это настойчивое стремление вырастить «дерево»? Все объясняется просто: родовая структура человечества суть дерево. Род=> Племена=> Семьи, Дед=> Сыновья=> Внуки и т. п. А дерево снипов претендует на отражение именно родовой структуры. Но и здесь следует оговориться. Тора утверждает, что Яхве создал Адама в единственном экземпляре по своему образу и подобию, наградив его мусорной ДНК без снипов (по определению). Если этому верить, то структурой всех родов человеческих будет действительно «дерево», а его «корнем» – Адам. Но если Адамов было создано несколько и разных (что нормально для живучести столь грандиозного проекта), как говорится, например, в «Притче о 10-ти Адамах», то вместо дерева мы получим «лес». И что тогда? ISOGG менять методологию?. Нет! Достаточно ввести виртуального Адама Адамов, т.е. (страшно подумать!) самого Создателя в схему и вожделенное «дерево» сохраниться. И все мы станем прямыми потомками Бога. Но разве не на этом настаивали гностики?
Чем у нас искренне и живо интересуется широкая общественность? Ей хочется знать, кто кого и от кого родил и когда это случилось. Даже Библия учла этот интерес, посвятив немало стихов родословиям своих персонажей. На первый вопрос (происхождение) призвано ответить дерево снипов, на второй (время появления) – скорость мутации. К сожалению, на сегодня и к дереву, и к скорости есть вопросы.
В общем, методология ДНК-генеалогии – синтез науки и искусства, близкого к цирковому. Но мы исходим из того, что все это лишь трудности роста молодой науки. Тем более, что практика – «критерий истины», уже доказывает работоспособность её методов [21]. Да и стоит она на прочном научном фундаменте, а не на ловкости рук напёрсточников от псевдонаук.
И не будем уподобляться «буравчикам», наша стезя – «бульдозер». Итак, в филогенетическом дереве в результате компромисса заинтересованных сторон были выделены особые гаплогруппы (снипы), обозначенные латинскими буквами от A до T [22]. Считается, что носителями этих гаплогрупп являются большие группы людей, имеющих этноисторическую и/или этногеографическую общность. Например, A – «африканская» гаплогруппа. В рамках этих гаплогрупп используется и другая кодировка снипов (как это принято в древесных структурах). Например, T1a есть имя «внука», отцом которого является Т1, «дедом» – T.
«Бульдозеру» нет нужды и далее углубляться в понятия и инструменты ДНК-генеалогии, тем более в её проблемы. В целом отметим огромные перспективы новой дисциплины, а также необходимость её взаимодействия в исторических исследованиях с традиционными дисциплинами: археологией, палеонтологией, этнологией, антропологией, лингвистикой и другими. И конечно, с историей, которая, как мы знаем, суть данная «победителями» интерпретация мифов и легенд. По странному совпадению мифологичность истории максимальна в том её периоде, где как раз и применимы методы ДНК-генеалогии, то есть в глубокой древности. И это вселяет определенные надежды. Пока же, к сожалению, отдельные специалисты ДНК-генеалогии исповедуют маркетинговую стратегию «снятие сливок», рекомендуемую менеджерам по продажам при выведении нового, даже «сырого», продукта на рынок…
Отметим также, что снип никак не определяет антропологические признаки (цвет кожи, кучерявость волос, форму черепа, размер носа, толщину губ и тому подобное) и в целом фенотип мужчины [В: Фенотип]. На это влияет его генотип [В: Генотип], который в значительной степени определяют женщины, встречающиеся на жизненном пути мужчин и имеют от них сыновей. Снип остается у потомков по мужской линии навсегда, но многое другое может радикально измениться уже через несколько поколений. Мамочки постараются.
Отсюда же следует (и об этом мы уже упоминали), что в чистом виде снип-род существует только теоретически. Действительно, ни родоначальник, первый получивший снип-мутацию, ни его окружение об этом и не догадываются. На практике (в идеале) род образуется тогда, когда появляется лидер и группа мужчин, считающих, что они суть его прямые потомки/предки по мужской линии (неизвестно, что считают при этом их женщины; они знают, но молчат), с определенным самосознанием, выделяющим их из окружающих, и желанием обособиться и жить самостоятельно. Ясно, что шансы у такого рода включать носителей иных снипов очень велики. Другими словами, с большой вероятностью с момента своего появления реальный род включает носителей разных снипов с разными долями, т.е. обладает определенной «снип-структурой».
Тем более не отождествляемы снип и этнос [В: Этнос]. Напомним, что этнос (народ) – исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединенных общими культурой (включая религию и язык), территорией, психикой и самосознанием. При этом народ, как правило, включает несколько родов, близких и не очень, со всеми вытекающими из этого последствиями. Вот примерная снип-структура современного русского народа [В: Гаплогруппы Y-ДНК среди народов мира]: R1a1 – 47,0 (%); R1b1 – 7,0; I1 – 5,0; I2 – 12,0; N1c1 – 20,0; E1b1b1 – 4,0; J2 – 3,0; G2a – 2,0. Ну и как работать с таким «миксом», если, например, нужно уточнить происхождение и миграции русских?