bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
12 из 23

Испытав какое-то количество мистических видений и путешествий в тонком теле, неопытный духовный искатель стремится получать больше и больше подобных опытов, это становится зависимостью, мешающей на пути. Увы, подобные люди забывают, что суть медитации не в том, чтобы получить больше мистических переживаний, а в том, чтобы познать бесконечную божественную природу души.

Йоги Рамаях дал глубокие пояснения о значении мистических опытов и переживаний, о том, какую роль эти переживания играют на пути духовного самоисследования.

Важно то, какие глубинные осознания и прозрения происходят в результате череды мистических опытов и переживаний. Все мистические опыты ценны лишь в той степени, в какой это приближает к осознанию бесконечных просторов духа.


1.17. Целостность жизни


Общаясь с Йоги Рамаяхом, я постоянно чувствовал, что он идеально сканировал мои мысли, а также мысли всех людей, с которыми общался.

Я всегда любил читать много книг, древние тексты по йоге и современную эзотерическую литературу. Я носил с собой в сумке книги и, когда выдавалась минутка, читал. Практически ежедневно Йоги Рамаях мог мельком посмотреть на меня, считать мои мысли и понять содержание того, что я прочитал сегодня. Улыбнувшись, он иногда начинал комментировать и разъяснять то, о чём я недавно прочитал.

Находиться рядом с йогом, который насквозь видит все твои мысли, достаточно сложно. Порой необычное поведение Йоги Рамаяха вызывало во мне внутренний протест и непонимание. Даже если я предпочитал не высказывать свои мысли вслух, он всё равно реагировал и давал ответы на мои потаённые мысли и сомнения.

Очень здорово, когда учитель настолько ясновидящий, что может мгновенно узнать мысли ученика и точно понимать его внутренние состояния. Подлинный учитель един с вселенским сознанием. Поняв, что происходит во внутреннем мире ученика, учитель может помочь и указать верную дорогу, подсказать нечто важное и глубоко персональное.

Развитие сверхъестественных способностей не должно быть целью, в процессе прохождения пути божественной эволюции эти способности развиваются естественным образом как результат глубоких духовных реализаций.

Каждый год я подолгу жил в ашраме Йоги Рамаяха и часто мог наблюдать проявления его сверхспособностей. Ашрам имел плоскую крышу, на которую вела лестница. Прохладными вечерами немногочисленные ученики делали там упражнения йоги и практиковали мантры.

Я любил подниматься на крышу в полночь или даже позже для того, чтобы практиковать мантры, меня очень вдохновляли усыпанное звёздами ночное небо и сказочные крики неведомых птиц с соседних деревьев.

Однажды я стал свидетелем необычного события. Поднявшись ночью на крышу, с удивлением я увидел прозрачного Йоги Рамаяха, который медленно ходил в тонком астральном теле. Когда я увидел это первый раз, то от неожиданности испугался, во второй и третий раз я понемногу начал привыкать. Его тонкое тело было отчётливо видно, это было нечто, что я мог наблюдать с открытыми глазами.

Тело Йоги Рамаяха было прозрачным, поэтому я мог видеть то, что находится за ним. Я отчётливо видел сквозь него, поэтому было ясно, что это именно астральное тело.

Почти каждую ночь он ходил в астральном теле по плоской крыше своего ашрама. Один раз мне удалось присмотреться внимательнее, и я смог рассмотреть, что в руках прозрачного Йоги Рамаяха были чётки, а губы еле заметно двигались. Я понял, что, гуляя по крыше в астральном теле, он повторял мантры.

Я попытался подойти ближе. Почувствовав моё приближение, прозрачный Йоги Рамаях повернулся в мою сторону и недовольно посмотрел на меня. В это же мгновение в моём сознании прозвучал его строгий голос, и я понял, что он телепатически говорит со мной.

Недовольно посмотрев на меня, он сказал приблизительно следующее. «Глупый мальчишка. Да, ты видишь меня в тонком теле, я по ночам так практикую. Мой ашрам, что хочу, то и делаю, тебе-то что? В следующий раз, когда встретишь меня на крыше, не смей мешать мне и не пытайся подходить близко». Передав мне телепатически это сообщение, прозрачный Йоги Рамаях мгновенно прошёл сквозь стену и исчез.

Я стоял посреди крыши, не понимая, как на это реагировать. В ту ночь я спал крайне беспокойно, а наутро решил спросить Йоги Рамаяха об этом странном опыте. Как только я собрался с духом и открыл рот, он настолько строго посмотрел на меня, что я тут же понял, что об этом не нужно спрашивать.

Однажды я шёл по заднему двору ашрама, вдруг прямо рядом со мной с соседнего дерева упала змея, от испуга я отшатнулся в сторону. Змея быстро поползла по направлению комнаты Йоги Рамаяха. Сохраняя безопасную дистанцию, я отправился вслед за змеёй, для того чтобы посмотреть, куда именно она поползёт. Я опасался, что она проникнет в комнату учителя.

Подобных змей я раньше никогда не видел, но явно чувствовал, что она была достаточно ядовитой. За пару месяцев до этого я уже повстречался с коброй, которая ползала недалеко от ашрама. Кобра – это очень умная змея, обладающая способностями считывать эмоции людей. Если кобра ощущает, что у человека нет внутренней агрессии, она осторожно уползает в сторону.

Конечно, есть разные истории про кобр, однако все мои встречи с кобрами в Индии убедили меня в высоком уровне чувствительности этих змей. Каждый раз мои встречи с кобрами происходили неожиданно, они всегда чувствовали то, что я не собираюсь на них нападать, и поэтому мирно уползали прочь.

Была пара случаев, когда я чуть не наступил на кобру, которая ползла в кустах, однако каждый раз они осторожно уползали в сторону, понимая, что мы встретились случайно и я не собираюсь проявлять агрессию.

Змея, которая в тот день свалилась с дерева, не произвела на меня впечатления умной твари. Это может звучать странно и смешно, но, когда долгое время живёшь в индийской деревне, начинаешь разбираться в таких вещах.

Проследовав за змеей, к своему ужасу я увидел, что она быстро заползла в открытую дверь комнаты Йоги Рамаяха, который в это время сидел со скрещёнными ногами на своей большой кровати и разбирал разложенные вокруг него документы. Быстро войдя в комнату, я тут же сообщил ему о том, что в комнату только что заползла змея. Я высказал предположение, что змея, наверное, шмыгнула под один из шкафов.

Я описал, как выглядела окраска змеи, и испуганно поинтересовался, насколько она ядовита. Йоги Рамаях сморщился и покачал головой, по его выражению лица я понял, что он не хотел меня слишком сильно пугать, но было ясно, что змея очень ядовитая и опасная.

Отложив документы и продолжая сидеть на кровати со скрещёнными ногами, Йоги Рамаях дал указание срочно позвать сторожа, для того чтобы тот немедленно пришёл и нашёл змею. Выслушав указания, я повернулся к двери и собирался выйти из комнаты. В этот момент из-под шкафа быстро выползла змея и стремительно поползла по полу в моём направлении, в долю секунды я понял, что мне пришёл конец.

Мгновенно Йоги Рамаях строго посмотрел на змею и громко щёлкнул пальцем, прошептав какую-то мантру. Змея тут же остановилась, свернулась в судорогах и мгновенно умерла. От ужаса меня пробил пот, я понял, что чуть было не получил смертельный змеиный укус.

После этого Йоги Рамаях как ни в чём не бывало сказал, чтобы я вынес мёртвую змею за дом и оставил на съедение муравьям. Затем обычным тоном он добавил, что нам нужно как можно быстрее отправляться на базар за овощами, а вечером ехать к нотариусу, а ещё хорошо бы успеть заехать в медицинский колледж.

Слушая его слова, я не мог отойти от шока. Увидев моё замешательство и оцепенение, Йоги Рамаях закричал на меня, что я абсолютно безнадёжен. Он раздражённо причитал, что зря тратит на меня время, а потом с грустью добавил, что из меня вряд ли выйдет толк.

От шока я едва понимал его слова и продолжал смотреть то на Йоги Рамаяха, то на лежащую прямо передо мной на полу мёртвую змею. Замахав руками, он закричал ещё громче, чтобы я быстрее убрал змею и приготовился к отъезду. Обычно мы ездили по делам на микроавтобусе, который принадлежал Йоги Рамаяху.

Шатаясь от шока, я вынес на задний двор мёртвую змею. Не успел я положить её на землю, как множество муравьёв тут же облепили её, начав пиршество. После этого я загрузил в микроавтобус сумки, и мы вскоре выехали по делам в медицинский колледж.

Всё, что вы делаете в жизни, является духовной практикой. Некоторые ошибочно предполагают, что духовный путь заключается исключительно в том, чтобы практиковать медитацию и изучать священные тексты. На самом деле абсолютно всё, что происходит в жизни, есть ступени духовного пути.

Например, счастливая семейная жизнь и воспитание детей – это тоже важный духовный опыт, ничуть не менее существенный, чем медитация. Вы даете рождение детям, а они рождают своих детей, которые становятся вашими внуками. Это поистине таинственный процесс: вы принимаете участие в том, что другие души получают возможность воплотиться в этом замечательном мире для того, чтобы продолжить путь своей эволюции.

Порой родители невежественно воспринимают своих детей и внуков как свою собственность. В действительности никто не принадлежит никому, все изначально свободны. Родители лишь помогают становлению детей, которые являются совершенно независимыми и свободными душами, порой более опытными, чем родители.

Возникает вопрос: кто у кого должен учиться и кто кого должен обучать и воспитывать? Порой родители могут учиться у детей. Утверждать, что семейная жизнь является препятствием на духовном пути, просто смешно, ибо сам Бог сотворил семью и процесс рождения детей.

Как это ни странно звучит, но успешные бизнес-проекты также являются частью духовного пути. Вы умеете качественно взаимодействовать с энергией денег, финансовые средства – это энергия, данная людям как материально-техническая основа процесса саморазвития. Нет никакого противоречия между финансовым благополучием и духовным развитием, деньги являются одним из видов божественной энергии, которая олицетворяется прекрасной богиней Лакшми и мудрым богом Куберой. Важно уметь правильно использовать финансовые ресурсы, направляя их во благо.

Способность прожить жизнь в здоровом теле – это тоже важный духовный опыт. В Новом Завете, в Соборных посланиях говорится о том, что тело – это храм, в котором обитает душа. Не нужно быть привязанным к телу, но о нём нужно заботиться и укреплять его. Жить в здоровом теле, стремиться к более здоровому телу – это важный духовный опыт, который не имеет ничего общего с телесным сознанием. Это подобно тому, как вы носите красивую чистую одежду, но при этом не привязаны к ней.

Счастливая семья, финансовое благополучие, хорошее образование, интеллектуальные и духовные достижения – всё это в совокупности является целостным развитием личности. Если вас в чём-то не устраивает ваше здоровье, семья, работа, материальное положение и творчество, надо начать с изменения восприятия самого себя. Человек является тем, что он думает о себе. Окружающий мир является лишь отражением ваших мыслей, чувств и ощущений.

Свободно мыслящий является свободным. Если в вашей жизни возникают ограничения и обусловленности, это происходит только потому, что вы ограниченно воспринимаете самого себя. Человек, в сознании которого преобладают счастливые и радостные образы, порождает мир, наполненный творчеством, счастьем, светом и блаженством. Именно поэтому медитация – это наиболее фундаментальный метод трансформации персональной реальности. С помощью медитации вы пробуждаете внутренние божественные потенциалы. Изменив свой внутренний мир, вы меняете физическую и социальную реальность своей жизни.

Каждый человек имеет духовную миссию в этом мире. Возможно, это покажется для кого-то слишком громкими словами, потому что чаще мы говорим о духовной миссии только по отношению к пророкам, духовным учителям, крупным политикам, великим писателям и учёным. В Ведах и Библии говорится, что каждый человек сотворён по образу и подобию самого Бога, а это означает, что каждый человек изначально совершенен, абсолютно гениален, всесильный творец своей реальности.

В тантре есть глубокое понимание процесса сотворения человека. В соответствии с этим учением человека никто не сотворил, потому что человек сотворил себя сам. На санскрите это называется самбхава – самовозникший, или самосотворённый. На первый взгляд, подобное утверждение звучит весьма странно, давайте разберёмся в этом подробнее.

Мы привыкли к тому, что Бог – это величайшая внешняя сила, он живёт на небесах и управляет Вселенной. Именно подобный ошибочный образ создают для нас мировые религии. Если воспринимать Бога как силу, которая находится вне человека, тогда можно говорить о том, что Бог сотворил человека, в этом случае Бог – это внешняя сила. Но Бог не является внешней силой, он – сущность человеческой души.

Бог проявил себя в человеке, душа каждого человека изначально едина с Богом. В ведических текстах говорится, что тот, кто познал свою подлинную реальность, может сказать: «Я есть Бог». Очевидно, что сказать подобные слова крайне легко, гораздо сложнее получить внутреннее мистическое переживание того, что ты реально являешься абсолютным сознанием. Знать эту истину интеллектуально и теоретически недостаточно, следует испытать это как внутреннее божественное переживание.

Подлинная и изначальная реальность каждого человека – это Бог. Именно поэтому человек как Бог сотворил сам себя как индивидуальную душу. Однако под воздействием иллюзии человек временно забыл свою собственную изначальную природу. Путь духовной эволюции – это дорога назад к источнику своего бытия, то есть к Богу.


1.18. Наставления во время грозы


Йоги Рамаях был немногословен, он ценил силу каждого слова, осознавая, кому из учеников и в какой момент давать духовные наставления. Его слова были поистине драгоценностями. Как ни странно, Йоги Рамаях говорил на духовные темы достаточно редко, но каждый раз сказанное им имело огромную преображающую силу. Можно было целыми неделями находиться рядом с ним, но лишь иногда он мог, почувствовав необходимость, дать бесценные наставления по практикам медитации, прокомментировать древние тексты или ответить на духовные вопросы.

Однажды мы шли по небольшому южноиндийскому городку Карикуди, небо было затянуто грозовыми тучами, вдруг прогремел раскатистый гром, сверкнула ослепительно-яркая молния, начался сильнейший ливень. Рядом была автомастерская, принадлежавшая одному из учеников Йоги Рамаяха. Спасаясь от дождя, мы быстро вошли в двухэтажное здание.

Раньше я никогда не был в этом месте, поэтому, оказавшись под крышей, внимательно огляделся вокруг. В помещении стоял сильный запах бензина и ещё каких-то химикатов, повсюду были аккуратно разложены детали двигателей и большие колёса, это была мастерская по починке тракторов.

Хозяин мастерской почтительно поклонился Йоги Рамаяху, он был счастлив, потому что непогода привела в его мастерскую столь дорогого гостя. Нас проводили на второй этаж и усадили на подстилках прямо на полу. Запах был кошмарный, вдобавок было достаточно зябко.

Постепенно темнело, дождь усиливался, жуткий сквозняк продувал помещение. Йоги Рамаях расслабился и удобно устроился на полу, по его внешности я тут же понял, что мы пришли сюда надолго.

«Какой ужас», – подумал я. Перспектива провести в этом вонючем помещении долгое время вызывала во мне уныние, но делать было нечего. Оглянувшись вокруг, я увидел старенький плед, лежащий в углу. Приготовившись мёрзнуть долгим и прохладным дождливым вечером, я укутался.

В комнату вошёл хозяин мастерской. Сев рядом с Йоги Рамаяхом, он на тамильском языке начал оживлённо и радостно что-то рассказывать. Было трудно выдержать едкий химический запах и промозглую холодную погоду. Чтобы хоть как-то отвлечься, я попытался сконцентрироваться на практике мантры.

Спустя час хозяин мастерской попрощался с Йоги Рамаяхом и вышел из комнаты. Мы остались одни, возникла долгая пауза, я молча и безразлично ждал следующих указаний, потому что к тому моменту окончательно замёрз и перестал бороться с сильными запахами мастерской.

В соответствии с древними традициями крийя-йоги и тантры ученик не имеет право открыть рот и заявить о том, что ему холодно или некомфортно. Если учитель считал нужным переждать дождь именно в этом странном помещении, ученик должен молча сидеть и ждать следующих указаний.

Йоги Рамаях сидел, погружённый в размышления, за окном шумел ливень и ветер, погода разбушевалась. В этой ситуации я ожидал всего чего угодно, кроме разговора на темы о медитации. Йоги Рамаях внимательно посмотрел на меня и неожиданно начал давать духовные наставления.

Я тут же вспомнил, как всего несколько часов назад мы посетили прекрасный парк, принадлежавший старшему брату Рамаяха. «Как было бы здорово поговорить про философию веданты именно там, ну что за странный человек?» – пронеслось в моей голове, и я из последних сил сконцентрировался на мягком, бархатистом голосе Йоги Рамаяха.

«Наиболее важный вопрос человеческого бытия – это кто есть „я“? Люди задают этот глубочайший вопрос тысячелетиями, но он всё равно остаётся актуальным. Зачем вновь и вновь задавать столь странный вопрос? Дело в том, что каждый должен самостоятельно открыть истину об изначальной высшей реальности своей души. Ответ на вопрос о природе своего „я“ можно обрести только в глубинах медитации. Ответ обретается как мистическое переживание и прозрение. То, что написано в древних философских текстах, может значительно помочь правильно выстроить вектор духовного исследования, но окончательное прозрение происходит только в медитации».

Я слушал слова Йоги Рамаяха, которые по своему формальному содержанию были достаточно очевидными и хорошо мне знакомыми. К тому времени я уже прочитал много современных книг по эзотерике и древних философских текстов, где достаточно подробно говорилось о процессе самоисследования.

В отличие от сухого языка книг в голосе Йоги Рамаяха была колоссальная сила. Его слова мягко входили в мой внутренний мир, таинственно преображая сознание. Рамаях продолжал свой монолог, как будто разговаривая с самим собой, его глаза были закрыты, казалось, что он черпает знания и мудрость из какого-то таинственного источника.

«Ты временно живёшь в этом физическом теле и временно используешь это имя. Живя на этой замечательной Земле, ты проходишь путь духовной эволюции. Единственное, что ты привнёс с собой в эту жизнь, – это духовный опыт из прошлых жизней, и единственное, что ты унесёшь с собой в следующую жизнь, – это духовный опыт, полученный в этой жизни. Поэтому Иисус говорил о том, что нужно накапливать сокровища на небесах, потому что вор не сможет их похитить и тля не сможет их поглотить. Подлинное сокровище – это то, что всегда с тобой, это то, что невозможно украсть или потерять. Подлинное сокровище – это твой духовный опыт. Твой опыт всегда твой, всё остальное ты не сможешь взять с собой в следующую жизнь».

Мы продолжали прятаться от дождя в автомастерской, принадлежащей одному из учеников Йоги Рамаяха. Постепенно я перестал замечать холод и мерзкий запах, я закрыл глаза и продолжал внимательно слушать. Моё сконцентрированное внимание превратилось в глубокое расслабление.

Йоги Рамаях продолжал: «Кто есть я? Существует много вариантов ответа на этот фундаментальный вопрос. Кто-то говорит, что „я“ – это душа, сотворённая Богом, а кто-то утверждает, что „я“ – это и есть сам Бог. Как же сделать выбор между человеческой и божественной природой своего „я“? Как понять, кем на самом деле является это таинственное „я“? Не нужно делать выбор между человеческой природой и природой божественной. Нужно расслабиться и принять себя полностью. Часть не может существовать без целого, но и целое не может обойтись без части. В христианской гностике описывается человеческая и божественная природа Иисуса Христа. Имя Иисуса Христа состоит из двух частей: Иисус и Христос. Иисус символизирует человеческую природу, а Христос – божественную. Две природы являются атрибутами не только исторического Иисуса Христа, но каждого человека. Совершенно каждый одновременно несёт в себе природу божественного сознания Христа и человеческую природу Иисуса».

Я продолжал слушать мелодичный голос Йоги Рамаяха, было интересно и необычно слушать от индийского йога глубокие наставления по философскому наследию изначального христианства. Йоги Рамаях обладал глубокими знаниями по истории раннего христианства, философии и практикам гностики. Прожив много лет в США, он детально изучал первые века развития христианской традиции. На эти исследования его натолкнули сведения о том, что Иисус Христос изучал философию и медитацию в Индии, а ранние христиане практиковали медитацию и обладали глубокими познаниями в духовных практиках.

Помолчав, Йоги Рамаях продолжил: «В ведической философии учение о единстве двойственности называется Нара-Нараяна. Нара означает человеческую природу, а Нараяна символизирует божественную природу. Каждый одновременно несёт в себе целое и часть, индивидуальное и абсолютное, человеческое и божественное».

Дождь ритмично стучал по крыше. Как странно, что раньше я не замечал этого звука, наверное, меня слишком измучили холод и сырость. Капли стучали по крыше всё медленнее, было ясно, что дождь затихает. Голос Йоги Рамаяха звучал как будто откуда-то издалека.

«Человек поистине счастлив, когда он осознал своё предназначение в жизни. Конечно, осознать мало, важно выстраивать обстоятельства своей жизни таким образом, чтобы действительно воплотить задуманное. Бог находится в процессе бесконечного творчества. Человек, являясь подобием Бога, также находится в процессе вечного творчества. Чем более высокие осознания и божественные прозрения происходят в человеке на духовном пути, тем в большей степени он раскрывает в себе качество и потенциалы божественного творца. Желания и стремления бывают разные, нужно иметь силу различения и понимать, что только удовлетворение благих желаний и целей ведёт к благим результатам. В человеке изначально заложено много благих желаний, например желание воплотить свои таланты и творческие идеи, стремление самопознания, саморазвития, самосовершенствования, цели познания окружающего мира, желание помогать и заботиться о других людях и многое другое. Бороться с подобными желаниями означает бороться со своей божественной природой. Когда возникают желания сделать что-то благое, достичь чего-то значимого, это означает, что ты должен познать нечто существенное и получить важные опыты. Желания являются одной из движущих сил божественной эволюции, вне желания невозможно даже начать практику медитации. Если ты отказываешься от удовлетворения правильных и естественных желаний, это означает, что ты останавливаешься в своём развитии».

Йоги Рамаях сильно отличался от большинства гуру, которые почитали за праведность вбить кол между духовным поиском и стремлением к простому человеческому счастью. Его проповеди иногда вызывали удивление и раздражение у тех, кто воспринимал жизнь в жёсткой двойственности, когда реализация материальных и социальных целей ошибочно воспринимается как антипод медитации и духовного саморазвития. Йоги Рамаях продолжил говорить, его голос был мелодичным, тихим и убедительным.

«Желание иметь счастливую семью – это важное и естественное стремление человека, в конечном итоге именно Бог создал семью. Праведные люди заботятся о своих родителях и детях. Какой смысл бороться с желанием заботиться о детях и родителях? Всё это божественные и естественные желания, которые являются важной основой праведности.

Ты хочешь быть финансово благополучным – это естественное и прекрасное желание. Деньги являются одним из видов божественной энергии. Деньги – это мерило, с помощью которого происходит обмен товарами в человеческом обществе. Конечно, невозможно измерить деньгами дружбу и преданность, любовь и сострадание. Однако если ты оказываешь полезные услуги или продаёшь высококачественный продукт, то, естественно, твоя услуга должна оцениваться хорошими деньгами. Деньги не делают людей счастливыми, но финансовое изобилие даёт много возможностей для качественной жизни, а также для интеллектуального саморазвития. Вы проходите обучение, изучаете литературу, за всё это нужно заплатить, потому что этим вы также выказываете уважение к людям, которые написали и издали замечательные книги и доносят до вас бесценные знания с помощью семинаров, книг и видеоматериалов. Если люди перестанут платить за образование, человечество погрузится во тьму невежества.

Совершенно естественно, что люди хотят жить в здоровом физическом теле, это позволяет в гораздо большей степени сконцентрироваться на духовном пути. Больное и ослабленное тело сильно привязывает к постоянным мыслям об исцелении. Поэтому, если хочешь больше размышлять о вечном, нужно заботиться о физическом теле, для того чтобы оно не мешало медитации. Если у тебя больное тело, большая часть мыслей и времени будут сосредоточены на том, как бы исцелиться.

На страницу:
12 из 23