bannerbanner
Правильное питание в тибетской медицине
Правильное питание в тибетской медицине

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

При недостаточной выработке желчи часть жиров не переваривается, организм недополучает энергию, и это напрямую ведет к развитию болезней «холода». С другой стороны, при возбуждении Желчи работа печени чрезмерно активизируется, и она начинает производить избыточное количество желчи. В этом случае желчь может поступать в двенадцатиперстную кишку и в тонкий кишечник даже тогда, когда в них нет пищевой массы. Поскольку желчь – это сильная щелочь, она раздражает стенки кишечника, вызывая его спазмы и диарею (понос). При этом часть желчи, двигаясь вверх, может проникать в желудок. Такой заброс желчи в желудок, называемый рефлюксом, часто происходит на фоне гастроптоза (опущения желудка) и неполного смыкания его сфинктера – «привратника», отделяющего содержимое желудка от двенадцатиперстной кишки.

Будучи щелочью, желчь вступает в реакцию нейтрализации с кислотной средой желудочного сока. Этот процесс сопровождается бурным выделением газов, выпадением минеральных солей и, как правило, проявляется изжогой. В результате желудочное пищеварение нарушается, стенки желудка изъязвляются желчью, что ведет к постепенному развитию эрозивного гастрита и язвы желудка.

И, наконец, третья часть желчи попадает в проток поджелудочной железы, повреждая ее ткани. Одновременно нарушается нормальный отток из поджелудочной железы ее секрета – панкреатического сока, – который застаивается, и вместо того чтобы переваривать пищу начинает переваривать саму поджелудочную железу. Отсюда такие заболевания, как панкреатит и сахарный диабет по сценарию Желчи.


Жизненная основа Ветер, как мы знаем, отвечает в организме за нервную регуляцию. В частности, она осуществляет иннервацию слизистой оболочки желудка, управляя выработкой желудочного сока, а также обеспечивает сокращение мышечных стенок желудка и продвижение пищи далее по желудочно-кишечному тракту.

При этом одна часть нервной системы, симпатическая нервная система, активизирует расход энергии в организме, замедляя перистальтику желудка и кишечника и уменьшая выработку желудочного сока и ферментов поджелудочной железы. Другая часть – парасимпатическая нервная система, напротив, отвечает за восстановление энергетики организма: стимулирует перистальтику желудочно-кишечного тракта и увеличивает выработку желудочного сока и ферментов поджелудочной железы. Первая соответствует процессам возбуждения и активизации, а вторая – процессам торможения и накопления в организме.

Расстройство жизненной основы Ветер (нервной системы) означает преобладание процессов возбуждения над процессами торможения – расхода жизненной энергии над ее восстановлением. Это ведет к снижению общей энергетики организма, упадку физических и душевных сил, ухудшению иммунитета и развитию болезней «холода».

В той части, которая относится к пищеварению, это означает недостаточную выработку желудочного сока – снижение «огненной теплоты» желудка и, как следствие, несварение пищи с постепенным развитием гастрита и язвенной болезни.

С другой стороны, сильный нервный стресс может вызвать мгновенный спазм желудка, при котором его сфинктеры полностью смыкаются, и пища остается «законсервированной» в желудке. Стоит ли говорить, что желудочные спазмы резко ухудшают пищеварение и, когда они происходят часто, значительно способствуют развитию гастрита и язвы желудка.

Итак, мы выяснили, что причиной большинства тяжелых хронических болезней является нарушение пищеварения. Оно, в свою очередь, происходит из-за расстройства трех жизненных основ – Слизи, Желчи и Ветра, главной причиной которых является неправильное питание. Ответ на вечный вопрос «кто виноват» получен.

Теперь перейдем к ответу на вопрос «что делать». Как предотвратить заболевания, а, если они уже возникли, как вылечить их при помощи правильного питания.

Глава 2. Как правильно выбирать продукты

Вкус

С чего мы начинаем оценивать полезность или вредность продукта? На что мы обычно обращаем внимание? Конечно, на его состав: содержание жиров, углеводов, белка, витаминов, микроэлементов и энергетическую ценность. Все. На этом все и заканчивается. А ведь по существу ничего и не начиналось.

Первое свойство любого продукта – это его вкус. Именно с него начинается восприятие пищи организмом, ее распознавание: для этого природа наделила нас вкусовыми рецепторами. Случайно ли это? Или нам все равно, какого вкуса пищу мы едим?

Тибетская медицина отвечает на этот вопрос однозначно: вкус является основной характеристикой любого продукта и основным критерием его отбора. То есть, полезная пища отличается от вредной, прежде всего, по вкусу.

В этом состоит принципиальное отличие тибетской диетологии от западной, которая считает вкусовые качества пищи чем-то несущественным, чем можно пренебречь. И совершенно напрасно. Мало того, что тем самым она обедняет вкусовое содержание пищи, делает ее убогой, принуждая людей буквально давиться безвкусной едой в надежде «оздоровиться». Главное, что такая диета, без учета вкуса продуктов, совершенно бесполезна. Никакого оздоровления она не принесет, и все мучения за столом будут напрасны. Так и знайте!

Многие пациенты клиники «Тибет» после знакомства с тибетской диетологией поражались. Как! Оказывается, полезная пища может быть такой вкусной? Зачем же мы столько времени истязали себя, насилуя разными «бессолевыми» диетами и пресными или неприятными на вкус (но очень «полезными»!) продуктами? Зачем превращали еду в пытку?

Да, здоровое питание не только может, но и должно быть вкусным! Именно вкусным, то есть богатым, насыщенным во вкусовом отношении.

Разберемся с этим подробнее.

Тибетская медицина различает шесть основных вкусов: сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий и вяжущий (терпкий). Все остальные вкусы являются их комбинациями.

Как нет безусловно полезных или безусловно вредных продуктов, так нет и безусловно полезных или безусловно вредных вкусов. Каждый вкус обладает своими свойствами и вполне определенным образом воздействует на организм.

Правильно выбрать вкус пищи – значит, выбрать ее для себя, и только для себя. Потому что для любого другого человека правильным будет другой выбор.

Говоря о трех «дошах» Слизь, Желчь и Ветер мы называли стихии, которые им соответствуют. Вспомним:


Слизь – Вода + Земля.

Желчь – Огонь.

Ветер – Воздух + Пространство.


Все эти пять стихий Вода, Земля, Огонь, Воздух и Пространство присутствуют как в макрокосме, так и в микрокосме – то есть, в организме каждого человека, проявляясь в виде трех «дошей». Но эти же пять стихий присутствуют и в пище! Они-то (а вернее их сочетания) и определяют вкус любого продукта. А именно:


Сладкий = Земля + Вода.

Кислый = Земля + Огонь.

Соленый = Вода + Огонь.

Горький = Вода + Воздух.

Острый = Огонь + Воздух.

Вяжущий = Земля + Воздух.


Как видим, стихия Пространство не оказывает влияния на вкус продуктов, а остальные стихии присутствуют в продуктах в виде парных сочетаний.

Каждая из пяти стихий имеет свою природу: Земля – «нейтральную», Вода и Воздух – «холодную», Огонь – «горячую». В соответствии со своей природой, стихии либо взаимно усиливают, либо взаимно ослабляют друг друга. «Холод» и «жар» действуют как антагонисты (при этом «жар» преобладает). «Нейтральная» Земля равно поддерживает как «жар», так и «холод». Получается следующая картина.


Сладкий = «холод».

Кислый = «жар».

Соленый = «жар».

Горький = «холод».

Острый = «жар».

Вяжущий = «холод».


С первого взгляда становится понятно, что раз «доша» Желчь имеет стихию Огня и природу «жара», то и возбуждать ее будет «горячая» пища, вкус которой определяется элементом Огонь: кислая, соленая и острая.

Именно злоупотребление кислой, соленой и острой пищей приводит к расстройству Желчи (печени и желчевыводящих путей). И напротив, умиротворяюще, благотворно на нее будет воздействовать пища сладкого, горького и вяжущего вкуса.


К возбуждению и расстройству «доши» Слизь приводит, в первую очередь, злоупотребление пищей сладкого (Земля + Вода, «холод») и горького (Вода + Воздух, «холод») вкусов. Благотворными для нее вкусами будут острый, кислый и соленый – они «подсушивают» Слизь, не давая ей накапливаться в организме.


Для «доши» Ветер наиболее благоприятны сладкий, кислый, острый и соленый вкусы, а вредны – горький и вяжущий.


Таков общий принцип, на котором основан подход тибетской медицины к выбору вкуса пищи. И не только пищи, но и лекарств! Ведь вкус лекарств оказывает на организм точно такое же воздействие, как и вкус пищи. Вот почему все лекарства в тибетской медицине имеют выраженный вкус – кислый, сладкий, острый, соленый, вяжущий, горький или смешанный: остро-кислый, остро-соленый, остро-сладкий и т.д., и т.п. В каждом случае вкус лекарства определяется его назначением: какую «дошу» он должен успокоить, а какую, напротив, активизировать.

Теперь мы понимаем, почему одна пища считается в тибетской медицине лекарством, а другая сравнивается с «искусственно приготовленным ядом». И почему правильное питание считается одной из важнейших составляющих лечения в тибетской медицине.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2