Полная версия
Нострадамус
Преподобные сеньоры, по поводу вашего запроса об указанных и перечисленных вами кощунственных кражах, относительно кражи и клада, укрытого, но не спрятанного.
Согласно астрономическому чертежу, помещенному выше, вы можете ясно видеть, что кража священных предметов была совершена в результате попустительства двух ваших братьев по церкви, именно тех, которые раньше неоднократно высказывали мнение о том, что случилось с вашим серебром. Один из них предположил, что оно было увезено в Авиньон, другой – что оно попало в какое-то другое место. Оба считали, что оно уже продано, ибо таково и было их намерение.
Добычу имелось в виду разделить среди каноников, которые сейчас подобны солдатам.
Это мнение не было добрым и благочестивым. Некоторые не согласились с ним, хотя другие были довольны, но в конце и они не были согласны в том или ином пункте. Но все остановилось, когда серебро было перенесено в дом одного из ваших людей и заперто там. А это было не по душе кое-кому. Одно из мнений было – надо перетопить серебро в бруски и продать его, сложив его покамест в доме одного из них.
Затем двое или трое заявили, что это невозможно в течение долгого времени, ибо римская католическая церковь будет вовлечена в самые жуткие события. Итак, оно (серебро) было заперто, хотя двое из них остались при том мнении, что его следует переплавить в бруски и продать, сложив его временно в доме одного из них. Их было только трое, и они – братья Церкви, и они похитили то, что безупречно, намереваясь украсть все, не без сговора с хранителем, ибо вы доверили овец волку. Так же как Иисус Христос на некоторое время доверил свое стадо грабительству своей Церкви, выступающей под маской веры и честности, так и вы доверили свое серебро, освященное и посвященное священному украшению вашего храма, дарованное некогда королями и правителями земли, как истинными хранителями веры и религии.
Но имейте в виду, достопочтенные сеньоры, что на тех из вас, кто знает, когда кража священных предметов была совершена, если они не будут возвращены полностью, и не в руки тех, кому они были доверены, но возвращены непосредственно в храм, на них, этих людей, обрушатся величайшие несчастья, какие когда-либо случались с человеком, и на них, и на их семьи. И более того, к вашему городу подойдет чума и распространится среди его стен, поэтому пусть они не противятся.
Commiltones quornodo dii pro-picii sint sacerdotes (Священники подобны товарищам благосклонных богов), но увидят, как Бог мстит тем, кто осквернил его святой храм и украл то, что в древние времена пожертвовали верующие.
Поэтому прочтите это мое письмо в собрании всех ваших людей (но не открывайте его, пока все не соберутся), и тогда тут же лица тех, кто замешан в этом деле, выразят великий стыд и конфуз, ибо они не смогут скрыть этих чувств.
Храните же это мое письмо как полное свидетельство истины (будущее это покажет), и заверяю вас, достопочтенные сеньоры, что, если украденное не будет возвращено тем или иным путем, они умрут самой жалкой и самой мучительной, медленной смертью, с такими страданиями, которых никому не приходилось еще переносить, если не будет возвращено и помещено в прежнее хранилище, и вы увидите, что именно так и произойдет.
Я огорчен, что овечка была доверена волку, и, исходя из этого, я составил свое послание.
То, что я написал вам, соответствует астрономическим расчетам, но я заявляю, не желая оскорбить никого на свете, что humanus sum possum erra-re falli et decipi (я человек и могу ошибаться, быть неправым и обмануться). Однако если есть в вашем городе кто-нибудь знакомый с астрономическим учением, пусть ознакомится с представленным мной чертежом, и, если он понимает в этом деле, он увидит, что я говорю чистую правду.
Не сомневайтесь, сеньоры, вскоре все будет найдено. А если этого не случится, будьте уверены, что горькая судьба ждет тех, кто совершил это чудовищное преступление.
Большего я вам сейчас не могу сообщить. Бог хранит вас и вернет вас в прежнее положение. Хотя некоторые будут недовольны, те, которые не захотят оказаться в компании таких же, как они.
Да хранит вас Бог от зла. Из Салона, 4 февраля 1562 г.».
К сожалению, до нас не дошло никаких известий о том, как реагировали на это письмо каноники и отыскалось ли наконец церковное серебро. Но представление о практическом применении пророческого дара Нострадамуса этот документ дает.
Известность Нострадамуса достигла своего пика за два года до его смерти – в 1564 г., когда он предсказал малолетнему Генриху Наваррскому, что тот станет королем, пережив трех здравствовавших в 1564 г. сыновей Екатерины Медичи и их потенциальное потомство. Путешествовавший по Провансу король Карл IX посетил город Салон, где уже с давних пор жил Нострадамус. Местная знать встретила короля у ворот города, но Карл IX в ответ на приветствия лаконически сказал: «Я прибыл в Прованс только для того, чтобы увидать Нострадамуса». Народ сразу изменил свое мнение о пророке, и люди, разговаривавшие с Нострадамусом, часто становились на колени. Его имя вспоминалось во время публичных молитв, а когда Нострадамус входил в церковь, люди вставали и почтительно кланялись ему, следуя примеру уважения к Нострадамусу, преподанному народу королем Карлом IX. И не мудрено – предсказание это в точности сбылось, несмотря на крайне малую вероятность его осуществления, и король Генрих IV впоследствии не раз вспоминал встречу с Нострадамусом и его пророчество.
К этому же времени относятся стихи известного поэта Ронсара (1524–1585), которого в те времена называли принцем французских поэтов. Он высоко ценил Нострадамуса и в своей любви и уважении к нему называл его «Богом избранным пророком». В одном из своих стихотворений он упрекает Францию за ее неуважение к Нострадамусу и старается показать, какой высокий дар она в нем презирает.
Протестант Генрих Наваррский осуществил свои притязания на французский престол, преодолев значительные трудности
После посещения королевским двором Салона Нострадамус прожил еще около двух лет. Он умер 2 июля 1566 г. от последствий подагры. Похоронен в церкви францисканского монастыря. На мраморной плите над его могилой высечена надпись: «Здесь покоятся кости знаменитого Мишеля Нострадамуса, единственного из всех смертных, который оказался достоин запечатлеть своим почти божественным пером, благодаря влиянию звезд, будущие события всего мира».
Нострадамус был невысокого роста и обладал крепким телосложением. До последнего года жизни щеки его сохраняли румянец. У него был большой и открытый лоб, прямой и ровный нос, серые глаза, мягкий взгляд, загоравшийся пламенем, когда он сердился. Со строгого лица его не сходила улыбка. Несмотря на старость, Нострадамус до последнего дня жизни был полон энергии, много смеялся, едко шутил, любил и хвалил свободную искренность выражений. У него была развита чувствительность, имел он тонкое суждение и удивительную память. По характеру Нострадамус был задумчивым и неразговорчивым, но, когда того требовало время и место, умел прекрасно говорить. Быстрый и живой в движениях, он был наблюдателен и терпелив в работе, но склонен к гневу. Спал он не больше 4–5 часов, охотно постился, давал милостыню, молился. Он вел жизнь, достойную христианина, и был милосерден к больным, не имевшим возможность отблагодарить его за врачебную помощь. Выходя из дому, он почти всегда надевал докторский берет и плащ.
Нострадамус был противником реформации и призывал католиков объединиться против лютеран.
Свой пророческий дар Нострадамус мог проявить при разных обстоятельствах, как об этом свидетельствуют рассказы современников. Приехав однажды в Бар-ле-Дюк, Нострадамус остановился у неких де Флоренваль в их замке Фэн, куда он был приглашен как врач к бабушке названного господина. Проходя однажды в обществе Нострадамуса по скотному двору своего замка, господин де Флоренваль, много слышавший о пророческом даре своего спутника, спросил его забавы ради, что станет с двумя поросятами, черным и белым, попавшимися им по дороге. Нострадамус тотчас ответил: «Мы съедим черного, а волк съест белого». Флоренваль, желая уличить во лжи Нострадамуса, тайно приказал повару зарезать белого поросенка и подать его к ужину. Повар исполнил приказание и, зарезав поросенка, воткнул его на вертел, чтобы зажарить, лишь только придет время ужина. В то время как повар должен был выйти из кухни, туда вбежал прирученный волчонок и полакомился приготовленным к ужину белым поросенком. Возвратившийся на кухню повар испугался последствий своего недосмотра и зарезал черного поросенка, которого и подал к ужину. Флоренваль, не зная о происшедшей подмене, ехидно торжествуя, сказал за столом, обращаясь к Нострадамусу:
– Итак, месье, мы в этот момент едим белого поросенка, а волк и не нюхал его.
– Я не верю этому, – заявил Нострадамус, – на столе находится черный поросенок.
Призванный для объяснения повар должен был признаться, к удивлению и смеху всех присутствовавших, в происшедшей замене белого поросенка черным.
В тех же самых местах Нострадамус многих предупреждал, о том, что в горах, прилегающих к замку, спрятан клад: «Его не откроют, – говорил он, – если будут искать нарочно, но клад найдется, когда землю взроют по другому поводу».
О последних днях его жизни рассказывает нам друг Нострадамуса доктор прав де Шавиньи Бонуа, бывший в 1548 г. мэром города Баун. «То, что время его перехода в другой мир ему было известно, даже день и час, об этом я могу свидетельствовать с полной уверенностью. Я очень хорошо помню, что в конце июня рокового для него года, он собственными руками написал на эфемеридах (календарь) Жанна Стадиуса следующие латинские слова: hie prope mors est, т. е. здесь приближается смерть. А в тот день, когда он сменил эту жизнь на другую, я находился около него в течение многих часов, и, когда я поздно с ним распрощался до следующего утра, он мне сказал: “Вы меня не увидите в живых при восходе солнца”…
Следуя примеру Карла IX, Людовик XIII в 1622 г., Людовик XIV в 1660 г. посетили могилу Нострадамуса, этим самым как бы официально возведя его в ранг национального французского пророка. Посещение Людовиком XIV в 1660 г. могилы Нострадамуса имело место через 11 лет после английской революции и казни английского короля, происшедшей 8 февраля 1649 года, что как нельзя яснее было предсказано в 49 катрене IX центурии «Пророчеств», т. е. за 90 лет до этого события. В этом четверостишии имеется следующая строка:
Сенат Кондона осудит к смерти своего Государя.
После всего сказанного вполне понятно, что с каждым десятилетием слава Нострадамуса все больше росла. Говорят, что Ньютон пытался найти ключ к датам его предсказаний, ибо Нострадамус доказал несколькими примерами, что он в 1555 г. умел точно называть года событий, происшедших 200–250 лет спустя. Интерес англичан к предсказаниям Нострадамуса был настолько велик, что в 1672 г. вышел английский перевод книги «Пророчеств». После смерти Паскаля среди его бумаг нашли экземпляр книги Нострадамуса. В библиотеке наполеоновского законодательного учреждения – Трибуната – находились два великолепных экземпляра «Пророчеств», один из них – с гравированным портретом улыбающегося Нострадамуса. Вероятно, и Наполеон заглядывал в эту книгу, в которой находятся предсказания об его удивительной судьбе.
А может, и правда, что будущая судьба человечества скрыта в катренах Нострадамуса? Давайте обратимся к наиболее известным предсказаниям, которые нострадамоведы считают уже сбывшимися, и выясним, насколько обоснованны такие утверждения, а также какую долю в общей массе предсказаний составляют те, которые можно назвать удачными.
Как и следовало ожидать, большая часть предсказаний Нострадамуса посвящена его родине – Франции. Поклонники великого пророка отыскали в его катренах всех видных людей Франции XVI–XX вв.: королей – от Генриха II до Генриха V (не царствовавшего), обоих императоров – Наполеона I и Наполеона III (последний проходил под псевдонимом «царственный племянник»), Пастера, де Голля и многих других.
Исаак Ньютон был твердо уверен в алхимических принципах
Давайте обратимся к наиболее ясным по содержанию четверостишиям Нострадамуса и посмотрим, можно ли их расценивать как провидение истории человечества за последние четыре с половиной века. Рассмотрим сначала предсказания, относящиеся к истории отдельных стран, а затем предсказания общего характера, касающиеся всей планеты. Начнем с истории Франции.
Сбывшиеся предсказания Нострадамуса
Франция
Генрих II (1547–1559)
Правление Генриха II началось за 8 лет до выхода в свет первой части «Столетий», поэтому сбывшимися могут считаться только те предсказания, которые относятся к последним четырем годам его правления. Предсказания конкретных событий этого периода по хронологии комментаторов начинаются с катрена II, 38:
Обреченных будет великое количество,
Когда государи замирятся,
Но один из них будет действовать так безуспешно,
Что они не смогут надолго сплотиться.
Это предсказание относят к перемирию в Воселе, заключенному между Генрихом II и Филиппом II 5 февраля 1556 г. Прекращение вражды между Валуа и Габсбургами обычно влекло за собой усиление гонений на протестантов во Франции. Так было и на этот раз. Но перемирие, заключенное на 5 лет, действительно оказалось недолговечным. Уже в июле 1556 г. оно было нарушено, и военные действия возобновились.
Примерно к этому же периоду относят катрен II, 43:
Во время возникновения хвостатой звезды
Ври славных принца станут врагами.
Сокрушенные с неба, мир, земля трясутся,
По, Тибр разольются, на сушу выкинет змею.
Яркая комета появилась над Францией 1 марта 1556 г. и была видна в течение трех месяцев. Вскоре после этого, в июле, началась война между Филиппом II, с одной стороны, и Папой Павлом IV и Генрихом II – с другой (война «трех монархов»). 14 сентября 1557 г. Павел IV и Филипп II заключили между собой мир. На следующий день случился большой разлив Тибра.
Сбывшимся можно также считать относящееся к царствованию Генриха II предсказание III, 4:
Когда подступят недостатки лунных,
Одного от иного не слишком будет отличать
Стужа, сушь, угрозы у границ,
Даже [там], где взял свое начало оракул.
Один из комментаторов считает, что здесь идет речь о годе, в котором солнечное и лунное затмения разделены небольшим временным интервалом. В 1556 г. солнечное затмение приходилось на 1 ноября, а лунное – на 16 ноября. В этом году с апреля по август не выпадали дожди, а в декабре началась чрезвычайно холодная зима («стужа, сушь»). Испанцы в этом году вторглись через северо-восточную границу Франции в Пикардию («угрозы у границ»).
Франциск II (1559–1560)
Четверостишие, в котором речь идет о матери короля Франциска II Екатерине Медичи (VI, 63), произвело сильное впечатление на современников:
Женщина останется одна на царстве,
Ее единственный сын зачахнет на почетном ложе,
Семь лет она его станет оплакивать,
После долго будет властвовать, вечно ей будет сопутствовать фортуна.
С точки зрения современного читателя, Варфоломеевская ночь и другие деяния Екатерины Медичи вряд ли могут быть названы «великими часами правления», но Мишель Нострадамус был правоверным католиком, протестанты в его глазах были детьми Сатаны, еретиками, а Екатерина – великой королевой. Тот, кто «зачахнет на почетном ложе», – это Генрих II, муж Екатерины, умерший в 1559 г. Траур по нем вдовствующая королева носила до 1566 г. Умерла же она в преклонном по тем временам возрасте – 70 лет.
Когда 17 ноября 1560 г. новый король Франциск II, болезненный юноша неполных 18 лет, заболел лихорадкой, уже 20 ноября венецианский посол Микель Суриано доносил дожу: «Все придворные вспоминают 39-й катрен X “Столетия” Нострадамуса и обсуждают его втихомолку». Этот катрен гласил:
Первый сын вдовы, неудачный брак
Вовсе без детей, два острова в конфликте.
Нет восемнадцати лет, еще несовершеннолетний.
Близ иного более низкого /молодого/ будет гармония.
Позднее комментаторы извлекли из этого четверостишия бездну информации. Франциск II был первым сыном Генриха II. Его жена – шотландская королева Мария Стюарт прожила в браке с ним менее двух лет, и в этом плане их брак можно считать несчастливым. Детей у них не было. Относительно двух островов, находящихся в раздоре, вспомнили, когда Мария Стюарт вступила в борьбу с английской королевой Елизаветой I.
Строчку «нет восемнадцати лет, еще несовершеннолетний» относили ко второму сыну Генриха II королю Карлу IX (1560–1574), который был обручен с принцессой Елизаветой Австрийской в возрасте 11 лет.
Но все эти толкования появятся в будущем. В конце же 1560 г. внимание современников было сосредоточено на смертельной болезни Франциска II. 3 декабря тосканский посол Никколо Торнабуони писал герцогу Козимо Медичи: «Здоровье короля очень неопределенное, и Нострадамус в своих предсказаниях на этот месяц говорит, что королевский дом потеряет двух молодых членов от непредвиденной болезни». И Франциск II действительно умер 5 декабря 1560 г., в том же месяце умер юный граф Рош-сюр-Йон, отпрыск самой младшей ветви королевского дома.
Помимо этих катренов, к царствованию Франциска II относят также и предсказание X, 59:
В Лионе двадцать пять на одном дыхании /разом/,
Пять Тер минских бюргеров ⁄ городских жителей/, Брессанских и Латинских,
Секретно повезут благородного человека в высокой повозке
И будут раскрыты лаем собак.
Комментаторы уже в середине XVI в. стали привязывать этот катрен к неудачной попытке восстания протестантов во главе с принцем Луи Конде в Лионе 5 сентября 1560 г. Собаки, по мнению комментаторов, – это верные католики, разоблачившие протестантских волков.
В катрене VI, 75 упоминается некий «великий кормчий», в котором некоторые современники видят адмирала Колиньи – главного вдохновителя и военного руководителя религиозных войн во Франции на первом этапе:
Великий Кормчий ⁄ Штурман/ будет направлен Государем,
Он покинет флот, дабы добиться более высокого поста,
Но через семь лет его схватят,
Войско дикарей ужаснет Венецию.
Исследователь пророчеств Нострадамуса Анатоль Лепелетье комментирует этот катрен следующим образом: «Гаспар де Колиньи, возведенный в ранг адмирала (великого кормчего) Генрихом II в 1552 г., уйдет в отставку с этого поста в 1559 г. после смерти короля, чтобы встать во главе кальвинистской партии. В 1562 г. кальвинисты провозгласят его своим первым генерал-полковником, а в 1567 г. его мятеж достигнет пика, и он будет главным подстрекателем гражданской войны. Эти события произойдут в то же время, когда Венеция будет страшиться победоносного оружия султана Сулеймана I, который в 1570 г. захватит принадлежащий ей (Венеции) остров Кипр».
Генрих IV (1589–1610)
К отдельным эпизодам царствования Генриха IV, по мнению комментаторов, можно отнести с полдюжины катренов. К началу его правления, безусловно, относят III, 25:
Кто явится в Наваррское царство,
Когда соединятся Сицилия и Неаполь,
В Бигор и Ланды через Фуа тогда явится ⁄обитатель Лотарингии?⁄,
Направленный тем, кто будет излишне связан с Испанией.
Во время царствования Антуана Бурбона – отца Генриха IV – Неаполь и Сицилия еще не были объединены. Но в 1562 г., когда девятилетний Генрих Бурбон стал королем Наварры и вступил во владения землями, перечисленными в третьей строчке, оба условия, поставленные Нострадамусом в катрене III, 25, были выполнены. Сицилия и Неаполь вновь объединились и больше уже не разделялись.
В катренах I, 19 и I, 89 хотя и довольно туманно, но говорится об испанской агрессии во Франции. Такая агрессия действительно имела место в 1589–1594 гг. Она сильно затруднила борьбу Генриха IV за власть.
К испанской агрессии против Франции в годы правления Генриха IV относят катрен III, 88:
Из Барселоны морем /явится/ великое воинство,
Весь Марсель затрясется от страха.
Острова залиты ⁄взяты/ морем, подмога недопустима ⁄закрыта/,
Твой изменник поплывет по миру.
Комментировавший Нострадамуса в конце XVII в. Бальтазар Гюйно считает, что данный катрен предрекает нападение испанцев на Марсель 17 февраля 1596 г. В этот день испанский флот из 12 галер под командованием генуэзского адмирала Карло Дориа захватил лежащие близ Марселя острова Ратонно и Иф (последний широко известен нашим читателям по романам А. Дюма). Таким образом, всякая помощь Марселю с моря была отрезана. В то же время Шарль де Касо, один из консулов, возглавлявших городское управление, попытался сдать город испанцам. Измена была, однако, своевременно раскрыта. Один из защитников Марселя (Пьер Либерта) пронзил де Касо мечом, а народ волочил его тело по канавам, и, таким образом, он «поплыл по земле».
Смерть Генриха IV, по мнению некоторых комментаторов, предсказана в катрене III, И:
Оружием будут биться в летнюю пору ⁄ в длинный сезон/ в небе.
Дерево повалится среди города.
Устный конфликт, меч, разногласие?⁄ в лицо горящий уголь ⁄,
Тогда упокоится кесарь Адрии.
Упоминавшийся выше Бальтазар Гюйно считает, что в этом четверостишии речь идет об Адриане, мудром римском императоре, с которым современники сравнивали Генриха IV. Как известно, Генрих IV был убит 14 мая 1610 г. религиозным фанатиком. Чтобы подкрепить свое утверждение, что в катрене упоминается именно об этом событии, Гюйно приводит цитату из журнала «Французский Меркурий» за 1619 г. Там сообщается, что накануне убийства Генриха IV в провинции Ангумуа наблюдалось редкое небесное явление – по небу маршировало призрачное войско численностью 10–12 тыс. человек.
Людовик XIII (1610–1643)
К периоду правления Людовика XIII толкователи «Столетий» относят сравнительно небольшое число катренов.
V, 58:
От акведука Утиценса, Гардуинга /Гардуинг/
Пройдет по непроходимым горам и по лесу,
Посреди переправы будет подбит в руку ⁄приобретет пятно на кулаке/
Предводитель [людей] с Немана, который будет так скверен.
В этом катрене упоминается знаменитый римский акведук на юге Франции, который шел от Юзеса до Нима. В сентябре 1627 г. в Ниме произошло восстание кальвинистов. Осажденные королевскими войсками жители Нима находились в трудном положении, но кальвинистский вождь герцог Роган поспешил им на помощь и провел свою артиллерию по акведуку в Ним.
К историческим событиям правления Людовика XIII А. Лепелетье относит и четверостишие IX, 18, в котором Нострадамус предсказывает:
Лилию из /Дофине потащит в Нанси
И до самой Фландрии тот, кто пожалован
Правом выбирать Императора.
Сообщение скрыто от великого Монморанси.
С громадным трудом вызволен из известных мест.
Этот катрен А. Лепелетье расшифровывает следующим образом: «Людовик XIII (первый французский король, носивший титул дофина после публикации IX «Столетия») войдет в Нанси в 1633 г. для защиты курфюрста Трира, пленника испанцев. Примерно в то же время (в 1532 г.) великий Монморанси, обвиненный в восстании против своего монарха, будет заключен в тюрьму в Тулузе. Затем его предадут солдату, фамилия которого Клерпэн, и тот обезглавит его во дворе тюрьмы, а не на обычном месте экзекуций».
Фамилию Клерпэн А. Лепелетье «открыл» в двух последних словах катрена IX, 18 – «clere peine» («знатное наказание»). Этой же точки зрения придерживался целый ряд более ранних нострадамоведов.
К правлению Людовика XIII комментаторы относят и предсказание VIII, 68:
Пожилой Кардинал, проданный молодым,
Будет выдворен со своего места и обезврежен:
В Арле увидят двух чудовищ ⁄ В Арле найдут двойника/,
А Ликдут и Принц будут забальзамированы.
По мнению А. Лепелетье, здесь предсказан так называемый «заговор Сен-Марса». Руководителя французской политики старого кардинала Ришелье (57 лет) на некоторое время сменит молодой Сен-Марс (22 года), его бывший протеже, который лишит его милости Людовика XIII. Ришелье подаст в отставку и удалится в Тараскон. Но немного погодя он получит из Арля (город в 15 км от Тараскона) копию договора, заключенного 13 марта 1642 г. Сен-Марсом с Испанией от имени Гастона, брата Людовика XIII, беспокойного принца, который сам хотел усесться на французском троне. Ришелье передаст этот договор королю, который тотчас призовет его к себе. Загадочное слово «Ликдут» Лепелетье расшифровывает с помощью латинского языка – «ille aqua ductus» – «тот, кого привезут по воде». А значит это то, что Ришелье, тяжело заболевший после всех этих событий, отправится в Париж по воде. Здесь он умрет 4 декабря 1642 г., а полгода спустя, 14 мая 1643 г., умрет и Людовик XIII (принцами на Западе называли не только королевских сыновей, но и всех монархов). Обоих после смерти по старинному обычаю набальзамируют.