Полная версия
История татар Пензенского края. Том 4
Казахи (древние касоги), численность – чуть более 1 тыс. душ. Это небольшое племя, занимающееся скотоводством. Исповедовали магометанство. Современных казахов в конце XIX в. называли киргизы-кайсаки. Это тюркский народ, численностью 3 млн. чел. Главное занятие киргиз-кайсаков составляет скотоводство в самых разных видах (рогатый скот, лошади, верблюды). Второе место занимает земледелие, а также разные промыслы (извозный, ломка соли, изделия из шерсти) и торговля сырьем. "Они живут в кибитках, тип лица чисто монгольский, исповедание магометанское, но со значительной примесью старинных языческих верований… В настоящее время киргиз-кайсаки разделены на 4 главные орды: 1) Большую (часть которой находится под владычеством Китая), 2) Среднюю…, 3) Малую (Оренбуржье, Уральские районы, 4) Букеевскую (Внутреннюю), занимающая обширные пространства в Уральской области и Астраханской частью в Самарской губернии.
Киргизы – это народ тюркского племени, 300 тыс. чел. В отличие от киргиз-кайсаков называются кара-киргизами, а русские присвоили им наименование дикокаменных. Главное занятие и основа их благосостояния – скотоводство (лошади, овцы, верблюды и рогатый скот)… Исповедание магометанское с примесью язычества. Ведут кочевой образ жизни и живут в легких кибитках.
Узбеки – тюркский составлял прежде господствующее население в Средней Азии. Узбеки фанатично религиозны, беспокойного характера, малоспособны к культуре и с презрением относятся к иранскому племени – сартам и таджикам. Он делятся на роды и родовое начало в их жизни играет значительную роль.
Для нас представляет интерес и семитское племя – караимы, считавшиеся себя потомками древних хазар. Указывается, что главное их занятие – это торговля, где они выгодно отличаются от евреев. Караимы кротки, трудолюбивы и честны, держатся патриархальных нравов и по типу скорее напоминают татар, нежели евреев; говорят на татарско-турецком языке и переняли многие татарские обычаи. В религиозном отношении караимы – еврейская секта, признающие часть законов нынешних евреев-раввинов, а вместо другой части – создавшие свои собственные или же восстановленные старо-талмудические, древне-саддукейские и др. Проживают главным образом в Крымском полуострове"[47].
В предыдущих разделах этого труда нами был дан большой объем различных сведений, посвященных мещерякам (мещере). Надо отметить, история этого народа очень запутанная и неоднозначная, и по этой причине внесем небольшие, но важные добавления, заимствованные из приводимого нами источника. Составители "Алфавитного списка народов" считают мещеряков народом финского племени, отчасти обрусевшего, отчасти отатарившегося. "Живут они в восточной части Европейской России, 160 тыс. чел. Пензенские и саратовские мещеряки вполне обрусели, говорят по-русски, и от местного населения отличаются только легким оттенком произношений. Уфимские и пермские мещеряки почти совершенно смешались с башкирами и отличаются от них лишь большей склонностью к земледелию. Исповедание: православное (33 тыс. душ) и магометанское (125 тыс. душ).
Мордва – народ финского племени, сильно обрусевший, остатки которого живут в Европейской России. Одеждой и образом жизни мордва почти не отличается от русских. Исповедание: православие и примесью языческих обрядов. Численность – 775 тыс. душ.
Чуваши – народ тюркского племени, со значительной примесью финского, численностью 540 тыс. душ. Очень трудолюбивый и бережливый, благодаря чему живут небедно. Главное занятие – земледелие, в котором превосходят русских. По образу жизни чуваши не отличаются от русских. Исповедуют православную веру с примесью язычества".
Ногайцы – народ тюркского племени (61,5 тыс. чел.), ведут кочевой образ жизни. "Лишь немногие обрабатывают землю, а земледелие находится в плохом состоянии. Нравственный уровень и благо состояние ногайцев незавидный. Исповедание – магометанское. Главное богатство – скот"[48].
Как мы знаем, за весь золотоордынский период отношения Руси с тюркоязычными народами приобрели тесные связи, требующие, в свою очередь, практическое знание тюркских языков. Такое взаимодействие Руси и Орды вылилось в заимствование лексики, обычаев, культуры и традиций. После ослабления татарских ханств татарская государственная идея не исчезла – русские князья стали называться "великим беком" и "белым ханом". Этот исторический факт означал, что отныне окончательно централизованное русское государство считало себя правопреемником Джучиева Улуса. Это обстоятельство нашло свое отражение не только на политике Москвы по отношению к татарским ханствам, но оказало существенное влияние к народам, проживающим, как правило, совместно на всей территории Российской Империи.
Шлем Ивана Грозного с арабской надписью (Стокгольм. Королевский арсенал). Фото из свободного доступа
Так, даже в XVII в. на Руси пользовались самыми разными алфавитами. Известно, архидиакон Павел Алеппский, церковный писатель сер. XVII в. побывал в Москве в 1656 г. вместе с Патриархом Антиохийского Макария III по приглашению царя Алексея Михайловича. Сопровождая Патриарха, Павел Алеппский вел все свои записи по-арабски, причем свободно переходил с арабского языка на русский и часто писал русский текст арабскими буквами. В эпоху Алексея Михайловича русские тексты писались арабскими буквами нередко. Знаменитое произведение "Хождение за три моря Афанасия Никитина" написано по-русски, однако время от времени автор свободно переходит на тюркский и арабский языки, которые использовались им для русских православных молитв. Более того, все первые русские монеты конца XIV в. были двуязычными. На лицевой стороне русских монет ставилась копия с татарской монеты. На монете печаталась имя одного правителя, который являлся одновременно и ханом, и великим князем. Таким образом, имя какого-нибудь великого русского князя и хана Великой Ордынской Империи (Монголии) принадлежало одному человеку, а не двум разным правителям, как это полагают историки. Все указанные факты никак не означают прямую связь с религией: арабский алфавит, арабский и татарский языки были распространенными среди православных правителей и простых людей, причем многие владели ими свободно.
Ерихонка царя Алексея Михайловича с изречением из Корана (аль Курси). Фото из свободного доступа
Также об этом свидетельствует и большое количество русского оружия с арабскими надписями, хранящегося в Оружейной Палате Кремля и других музеях. Шлемы, доспехи, мечи, латы, щиты с арабскими надписями имели многие столетия даже окольничие и думные чины Боярской думы, начиная с Александра Невского и заканчивая временами Петра I. Шлем Александра Невского, увенчанный крестом, но с арабской вязью вошел даже в официальный герб России. Такое оружие и прочее военное и аналогичные издания появился указ Екатерины II, вводивший цензуру на книги по истории России. В этой работе А.И. Лызлова, согласуясь с древними первоисточниками, повествуется о том, что никакого "татаро-монгольского нашествия" не было, а так называемые монголы – это вовсе не монголы, а восточные и южные соседи снаряжение нередко дарили иностранным делегатам и правителям русские цари.
Стела в честь Арслана Полкаева. Установлена по инициативе П.А. Фельдмана – заслуженного учителя РФ, члена Союза краеведов России
Известная книга А.И. Лызлова "Скифская история", написанная 1692 г., детально излагает историю взаимоотношений Золотой Орды и Киевской Руси. Но этот труд скоро попал под цензуру, но появился полулегально небольшими тиражами в 1776 и 1787 гг. В ответ на эти Московии и Волжской Булгарии, называемые татарами. Эти «татары» покорили народы всего Поволжья, и очень скоро вовлекли их в орбиту своей государственности. В дальнейшем покоренные народы повсеместно привлекались в завоевательные походы Золотой Орды[49].
Когда началось строительство Керенской оборонительной черты в виде засек и сторожек в 1630 г., к этому времени татарские набеги со стороны степи уже заметно сократились. Начали появляться в Пензенском крае постоянные населенные пункты, а страна тем временем с большим трудом выбиралась из кризиса и смуты. Документы того времени показывают, что земли Темниковского, Кадомского и частично Шацкого уездов были заселены «мещеряками». На службу оборонительных рубежей были поверстаны и татары из ранее существовавших здесь селений: Лаки, Лундана, Чуиша и др. В 1639 г. на место, где протекали речки Керенка, Вад и Чангар был перенесен ранее существовавший Буртасский острог, и это укрепленное поселение с деревянной вышкой стало называться Керенским острогом. Но в 1645 г. острог был разорён ногайцами. Керенский же воевода вместе с темниковскими мурзами и татарами был обязан "оберегать темниковские и кадомские места".
Татары никогда не отделяли себя от Ногайской Орды (Мангытский юрт), которая состояла из тех же самых татар, хотя темниковские татары нередко нападали на ногайские владения до самой сер. XVI в. Известно, в 1521 г. ногайские татары совершили большой набег на Мещеру, при котором город Темников был практически уничтожен. Спустя несколько десятилетий на большей части этих территорий, в том числе бывшего улуса Мокши, хозяйничали ногайцы. В самом нач. XVII в. ногайцы снова подошли уже к новому Темникову и ограбили окрестности, сожгли посады, а население угнали в плен[50].
В те времена для татар, как, впрочем, и для степняков-ногайцев, религия еще не являлась основополагающим фактором в политике. Все взаимоотношения строились в большей степени в зависимости от собственного военно-экономического положения и такого же положения сильного и влиятельного сюзерена. Характерным примером таким отношениям служит факт сдачи русским в плен своей ногайской царевны Сююмбике, а еще – участие огромного числа в штурме Казани на стороне русских войск. Массовое крещение татарской элиты и вхождение в ряды русского дворянства также подтверждают это утверждение. Но разразившийся в степях голод и снежная зима 1557–1558 гг. уничтожили все стада в заволжских степях. Так, в "Сказаниях князя Курбского" говорится о наступившем голодоморе в ногайских землях следующее: "Потом в тех же местах мор пущен был от Бога на Нагайску орду, сиречь на Завольских (Заволжских) Татар, и еще наведе его: пустил на них так зиму лютее студеную, иж весь скот их помер, яко стада конския, так и других скотов, а на лето и сами изчезоша…". Из других рассказов очевидцев видно, что ногайские степи сильно запустели, "… страна ногайцев, будучи страной великих пастбищ, остается теперь пустой"[51].
Раздробленная на множество враждующих между собой владений, Большая Ногайская Орда не смогла устоять против очередного удара, нанесенного калмыками в самом нач. 1634 г. Ногайцы, оставив обжитые веками земли, переселились на "крымскую сторону" правого берега Волги и там соединились с ногайцами Малой Ногайской Орды. Здесь они вступили в сражения с донским казачеством и были вынуждены объединиться с Крымским ханством территориально. Ногайцы, проживающие на Кубани с 1730-х гг., подчинялись в итоге Кубанской Орде как административно-политическая единица. Российская империя вместе с калмыками не оставляла надежды на полное уничтожение ногайского народа. К концу XVIII в. на их земли пришли колонисты из славян, и остатки боеспособного населения ногайцев были разбиты корпусами регулярной российской армии. Последовала массовая насильственная депортация населения в Турцию, а Суворов приступил к переселению покорившихся ногайцев в Уральскую степь. А оставшихся на Кавказе ногайцев окончательно истребили казаки во времена генерала Ермолова.
Так Великая степь окончательно опустела. Последние группы некогда наводивших ужас на славянских поселенцев Дикого поля ногайских орд были согнаны в резервации на севере Таврической губернии и на Кубани, и принудительно переведены на оседлый образ жизни.
В упомянутом нами выше "Алфавитном списке народов, обитающих в Российской Империи" о татарах говорится как о народе тюркского племени, численностью более 2 млн чел. – оседлых и кочевых. "И те, и другие – магометане, разговаривают тюркским языком на разных наречиях. К оседлым татарам принадлежит чуть более 1 млн чел.
Казанские татары – это потомки татар Казанского царства Кипчакской орды. Они среднего роста, плотного телосложения, отличаются трезвостью, расторопностью и честностью. Занимаются земледелием, но не особенно усердно. Большая часть уходит на заработки в столицы и другие города, где занимаются мелочной торговлей, некоторыми ремеслами и промыслами. Грамотность между казанскими татарами очень развита, неграмотный татарин – редкость. Торговые связи и соседство русских сильно влияет на татар. Многоженство выходит из обычая, затворничество женщин в бедных семьях совершенно не соблюдается, а у богатых также постепенно исчезает.
Места проживания: Казанская губерния (уезды Казанский, Мамадышский, Чистопольский, Тетюшский и Лаишевский), кроме того, большое количестве в губерниях Уфимской, Самарской (100 тыс.), Симбирской (94 тыс.), Вятской (77 тыс.), Саратовской (55 тыс.), Пензенской (35 тыс.), Нижегородской (34 тыс.), Пермской (24 тыс.), Оренбургской (20 тыс.) и Тамбовской (19 тыс.). Поселения в небольших количествах встречаются в губерниях: Рязанской, Виленской, Гродненской и Костромской, всего 12 тыс. душ. Торговля – любимое занятие татар. Приобретая капиталы, казанские татары пристраивают их к фабричной и заводской деятельности. Казанские мыльные и сафьянные заводы известны всей России, татарские фабрики кумачей и бумажных товаров имеют большие обороты.
Крымские татары (160 тыс. чел.) – это потомки татар Крымской орды. Они высокого роста, плотного телосложения, главное занятие скотоводство, а на юге полуострова – садоводство. Астраханские татары – потомки татар Золотой орды. Большая часть астраханских татар выселилась в Закавказье. Астраханские татары занимаются садоводством и торговлей с кочевниками. Магометане, численность чуть более 10 тыс. чел.
К кочующим татарам принадлежат кундровские татары. Численность – около 10 тыс. чел. Зимой живут в деревнях, весной откочевывают в степи. Тип кунровцев калмыцкий от частых контактов с калмычками. Занятия ограничиваются скотоводством. Магометане[52].
Кавказские татары или азербайджанские татары (по сведениям 1886 г.) – их численность составляет 1 млн 140 тыс. душ. Отличаются наречием и обычаями от прочих татар, что об их татарском происхождении существуют сомнения. Большая часть кавказских татар ведет оседлую жизнь, занимаясь главным образом земледелием, и меньшая часть – полукочевую, занимаясь скотоводством. Хлопководство, виноградарство, шелководство и бахчеводство со ставляют также важнейшие занятия оседлых жителей. Кустарная промышленность состоит в производстве изделий из шерсти и шелка. Закавказские татары представляют самых беспокойных обитателей Закавказья. Между ними значительно развиты разбои. Исповедание магометанское, частью шиитского, частью суннитского толка. Территория: Бакинская губерния, Эрванская, Тифлисская, Дербентский округ Дагестанской области и др.
Древнее захоронение около с. Кикино
Сибирские татары (72 тыс. чел.) – потомки татар Сибирского царства, занимаются земледелием, рыболовством и охотой. Быт их в плохом со стоянии, деревни бедны и немногочисленны. Магометане. Черневые татары – тип черневых татар недостаточно ясен, по-видимому, они представляют смесь финского и тюркского племени. Численность – 5,5 тыс. чел. Быт их является переходным от кочевого к оседлому. В деревнях живут они только временно, отлучаясь на промыслы. Занятия их составляют охота, добыча кедровых орехов, рыболовство, частью начинает развиваться и земледелие.
Этот, замечательный по своей информативности, "Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи" показывают в числе прочих названия группы народностей, принадлежность которых можно доподлинно отнести к татарской нации, или же как близкородственные к татарам. Некоторые группы татар на сегодняшний день уже исчезли из арены истории или ассимилировались в другие, более многочисленные народы. Многие группы, как это видно и в краткой характеристике отдельных племен и народов на примере сибирских и северных народов, в значительном большинстве обрусели, "исповедуют православную веру, живут как русские и отличаются от русских только происхождением. Примерно в это же время Гаяз Исхаки предупреждал современников об опасности исчезновения народа через 200 лет. Это был первый прозвучавший громкий сигнал, вызванный необходимостью пробудить татар в условиях общественных трансформаций к размышлению о сохранности нации. Но тревожные вызовы современного мира не исчезли и сегодня, они только обострились"[53].
Но татары-мишари в приводимом списке не упоминаются ни словом – словно бы этого очень большого субэтноса татар не существовало. Правда, перепись 1897 г. указывала лишь язык общения опрашиваемых групп, по которому определяли принадлежность к той или иной национальности. При этом никаких пояснений относительно термина «мишари» не приводились. Следует напомнить, татары-мишари вобрали в себя сложный конгломерат различных этносов. В мишарях выделяется древний кыпчакский слой, булгарский, маджаро-буртасский и ногайский компоненты. Предки мишарей в дозолотоордынский период жили по обоим берегам Волги и до правого берега Оки – от Сызрани и до Волгограда, которых сегодня принято именовать буртасами. В XI в. они были вытеснены кочевниками-половцами в северном направлении в районы бассейна рр. Суры, Цны и Мокши. Часть этих тюркских народов была уничтожена вовремя нашествия войск хана Батыя, а другая часть, уже в период Золотой Орды, образовали Мещерский юрт, улус Мохши, Увек и др.[54]
Газета «Сабанче»: "О старом городе Мохши", 1927 г.
После распада Улуса Джучи на землях мишарей образовалось несколько независимых княжеств: Темниковское и Наровчатское княжества, а также Кадом, Сарыклыч и др. Эти территории, будучи вне состава Казанского ханства, начали постепенно переходить в русское подданство, а среди них и Касимовское ханство. Причиной возникновения татарских поселений стало, прежде всего, обустройство засечных сторожевых линий в Московском государстве. Многие мишари-мещеряки, начиная с конца XVI в., стали записываться на сторожевую службу, примыкая тем самым к военному сословию. К юго-востоку от засечных черт располагалось "дикое поле", которое стало заселяться людьми, но в процессе вольной колонизации этих земель. За сравнительно короткое время на этих территориях начали властвовать московские князья, а местные татары, в последующем именуемые мишарями, и мордва оказались в меньшинстве. В конце XVI в. русское правительство начинает переселять часть мишарей на территорию Башкирии, а позднее последовала их миграция и на Урал.
В XIX в. мишари Приуралья состояли в Башкиро-мещерякском войске, имели особый сословный статус, не платили ясак и обладали правом купли башкирских земель. Там они «отатарились» окончательно, хотя их особое положение и высокий статус способствовали жить изолированно от других татар и башкирев. Так на этих землях образовалась по-своему своеобразная этническая группа татарского населения, получившее самоназвание "мещерякский народ" или «мишар». Как мы помним, правящая верхушка Касимовского ханства состояла преимущественно из казанских татар, а остальное население называлось «мещеряками». В документах более позднего периода большая часть населения всех указанных выше княжеств и ханства стали фиксироваться под общим названием "татары".
В свою очередь, всесоюзная перепись населения 1926 г. показывает, что под общим именем татар зарегистрированы разнородные группы тюркских народностей, которых следует выделять лишь территориально или по языковым признакам. Как здесь не вспомнить мусульманского богослова Шигабутдина Марджани, обратившего полвека назад к своему народу с вопросом: "Кто же ты, если не татарин?". Так, в переписи показано, что к поволжским татарам академические источники относят татарское население Татарской и Башкирской АССР и ряд губерний: Оренбургской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Нижегородской, Ульяновской и др. К ним же относятся татары Урала (кроме Тобольского округа), а также группы татар, расселенные небольшими колониями на территории Казахстана и Узбекистана. Вторую группу составляют крымские татары, тобольские, белорусские и томско-кузнецкие татары. Казанско-татарский этнос сложился в Казанском ханстве, в период между 1438 и 1552 гг. на территории бывших булгарских княжеств Улуса Джучи. В его экономическим, политическим и культурным центре г. Казани продолжало развиваться государственное правление родовыми кланами. Успешно функционировала административно-фискальная система. Общее количество зафиксированных под именем татар равно 2 млн 913 тыс. чел. При этом татарский язык считают родным 3 млн 558 тыс., т. е. больше на 644 тыс. чел. К таковым следует прибавить народностей "кряшен"[55].
В то же время перепись 1926 г. исходила из того, что одного критерия родного языка для определения этнических массивов населения недостаточно (на 200 наименований народностей приходилось всего 112 языковых групп). Но для корректировки сведений прежней переписи учитывались, например, религиозная принадлежность, места рождения и проживания, а также подданство гражданина. Причина такой ситуации лежит в сложности этнической ветви. В группы татар по переписи 1897 г. входили некоторые иранские народности, азербайджанские тюрки, киргиз-кайчаки и др. По переписи 1926 г. исследуемая нами группа была названа как тюрко-татарская, в которую входили более многочисленные этнические группы, соединенные с татарами, в том числе по языковому признаку. Это: караимы, «кряшены», нагайбеки, гагаузы, кизильцы и др.
Перепись 1897 г.
Перепись 1926 г.
Указывалось, что кроме тюрко-татарской группы есть еще отдельная многочисленная племенная ветвь – тюркская. "Большинство современных тюрков – это мусульмане, но есть среди них также православные христиане (основная часть гагаузов, чувашей, часть татар и якутов), а также иудеи (крымчаки и караимы), буддисты (тувинцы, желтые уйгуры и др.), бурханисты (алтайцы), тенгрианцы, шаманисты (хакасы, якуты и др.), а языковая группа – самая разнообразная". Крупные группы по языковой регистрации в 1926 г. делились на "тюрко-татарско-башкирскую и узбеко-казахо-киргизской, с присоединением к каждой из них более малочисленных народностей. Обе группы близки между собой по языковой регистрации".
За период времени между переписями 1897 г. и 1926 г. прирост всего населения в СССР составил в среднем 39 %. Интересна статистика по тюрко-татарской группе, численность которой составляла в 1897 г. 3 млн 767 тыс. чел. В 1926 г. она выросла до 4 млн 899 тыс. "по народности" и до 5 млн 444 тыс. – "по языку". В то же время группа башкир, мишарей и тептярей (сословного происхождения) составляла в 1897 г. 1 млн 493 тыс., а к 1926 г. ее численность составила лишь 983 тыс. ("по народности") и 393 тыс. ("по языку"). Сокращение численности этой башкиро-мишарской группы, происходящего на фоне общего увеличения населения, объясняется тем, что в Башкирской АССР часть из них стала именоваться татарами[56].
Из приведенных таблиц видно, татарский язык, кроме самих татар Башкирии показали своим родным языком еще 137, 9 тыс. мещеряков-мишарей и 281 тыс. башкир. Кроме мещеряков-мишарей Башкирии, Другая часть мишарей была сосредоточена исключительно среди сельского населения Пензенской губернии – 100, 6 тыс. чел. Таким образом, анализ вышеуказанных всероссийского и всесоюзного переписей показывает ряд очень интересных фактов, касающихся татар-мишарей Пензенского края. Татары-мишари к 1926 г. проживали лишь на территории Пензенской губернии и в Башкирской АССР. Это было татарское население нынешнего Каменского, Белинского, Иссинского, Пачелмского, Спасского и других западных территорий Пензенской области. Восток и юго-восток (Лопатинский, Кузнецкий, Неверкинский, Шемышейский, Сердобский и часть Городищенского района) был заселен татарами, но не мишарями. Это было связано, прежде всего, с близостью западных и северо-западных территорий области с районами проживания мещеряков в бассейне р. Хопра и так называемого государственно-территориального образования Темниковской Мещеры (ТМ), занимавшей основную часть Окско-Ценско-Сурского междуречья, включая бассейн р. Мокши.