bannerbanner
История татар Пензенского края. Том 4
История татар Пензенского края. Том 4

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 10

Зухра все ждала, что муж напишет письмо, пришлет весточку, но дни шли, война продолжалась, а вестей от Усмана никаких не было. Тревога по судьбе мужа жгла сердце, а голод и холод остужали тело. Всеобщий голод окутал весь округ – да что округ, всю страну! Еды не было, а плач, болезни и терзания чуть ли не грудных детей вынуждали отдавать последние силы для выживания. Она с 8-летним Растямом собирала лопухи вдоль речки, чтобы из ее листьев вперемежку с соцветиями лебеды, называемую «каку», сварить некую баланду. Из желудей дуба «шаря» и орешника делали муку и, смешав ее с гнилой картошкой, варили похлебку. Кожуру оставляли на семена, а саму картофелину ели иногда, по праздникам, чтобы окончательно не умереть от голода и поддержать тем самым силы.

Полеводы били плетьми, если кто собирал «башаки» в поле, которые в небольших количе ствах все же оставались после уборочной. Была совершенно непонятна логика действий этих "стражей порядка", поскольку эти колосья все равно за зиму сгнивали. Одна кутеевская женщина была поймана с собранными колосками, но ей про стили этот поступок, а другой женщине, Айше, не простили, ей дали три года тюрьмы.

"Мой дедушка, Калимкин Бядрислям Айнетдинович, родился в 1928 г. в с. Кутеевка, в семье колхозника. Детей в семье было пятеро: трое мальчиков и две девочки. К началу войны старший брат Абдулла погиб при несчастном случае. Старшая сестра Сафия была замужем. Имела двоих детей. Дедушке было 13 лет. Жили они трудно. Разруха и нищета – были обычными явлениями. Мужчин нашего села стали забирать на фронт. Прадед Айнетдин не был призван в действующую военную службу по возрасту. Ведь он прошел Первую мировую войну, воевал в годы Гражданской войны. Средний брат, Фахрислям, добровольцем ушел на фронт. Там он был разведчиком. К сожалению, с войны не вернулся. В 1942 г. пропал без вести. Моя прабабушка Каюмя тяжело переживала невосполнимую утрату, потерю сына. С теплотой его вспоминали соседская детвора. До войны он для них мастерил качели, разные игрушки, свистульки…

Техника в нашем селе почему-то работала очень плохо, а лошадей осталось очень мало. Как-то весной к нам в деревню приехал представитель из района, всех колхозников собрали в третьей бригаде у моста. Он рассказывал о положении на фронтах ВОВ. И показав рукой в сторону соседней деревни, на склон поля, просил нас, чтобы они в течение нескольких дней лопатами перекопали эти поля. С этого дня всем давали задание: копать 5 соток в «день». В течение месяца указанные поля были перекопаны. Когда ему исполнилось 16 лет, он захотел стать механизатором. Этому обучали в соседнем с. Аргамаково. Но его, как способного юношу, отправили учиться в Ивановскую рабочую школу. Там он и обучился всем рабочим специальностям. Они не только там учились, но их еще и брали на торфяные заготовки. Голодные и уставшие подростки понимали, что своим трудом помогают биться солдатам с немецко-фашистскими захватчиками".


Тяжела была доля женщин глубинки, которых война коснулась через тяготы и страдания, но иного порядка. Если мужья погибали, приближая победу на полях сражений, то их жены, страдая ничуть не меньше, растили детей. Они терпели и голод, и разруху…, и ждали своих близких людей до конца, не теряя надежды, что он еще вернется, даже после того, как почтальон уже вручил зловещий треугольный конверт с черной тамгой, оповещающую гибель.

Уже шел третий год войны, а никаких писем от мужа Усмана не было. Жив ли он, или же похоронен в безвестной могиле, и хорошо еще, если кто-то бережной рукой его захоронил, и пусть даже не по мусульманскому обряду? А ее муж был верующим, умел писать на арабском языке (по-русски тоже), читал до войны 5-кратную молитву. Она и сама, невзирая на тяготы, усталость и недосыпания, находила времени сил, чтобы воздать должное Богу – молиться и поститься, отдавать закят. А пятый же столп – Хадж – да пусть Аллахом будет засчитан как равный пути к святыням Мекки – это её Путь войны, Путь не меньшей святости.

Как потом стало известно, еще летом 41го немецкие войска ворвались в Смоленск и заняли правобережную часть города. Однако форсировать реку противнику не удалось. Началась героическая оборона Смоленска, сорвавшая планы немцев взять Москву до наступления холодов… Но они успели окружить, уничтожить и пленить значительную часть советских войск под Смоленском. Колонну же из новобранцев, в числе которых был и Усман Акжигитов, командование высадило в чистом поле, поскольку дальнейшее передвижение было невозможным. И вот они – в поле, одетые во что попало, без винтовок, еды и даже своих командиров и, не имея ни малейшего представления о том, что же вокруг творится…, были оставлены всеми на произвол судьбы. А она распорядилась по своей логике – подошла танковая колонна немецких войск, окружила безоружных людей, погрузила в эшелоны и увезла далеко на запад Германии.

Усман и его сосед Мильгизин Абдрахман (по сельскому прозвищу "Митрофан"), а также Акжигитов Ахмеджан оказались в плену в одном неведомом нам поселении в качестве батраков у немецких хозяев. Естественно, рабам немцы писать письма не разрешали, да и вестей с фронта теперь не стало никаких…

Советские войска уже гнали врага из своей земли и поступились к границам Европы, но «похоронки» все шли и шли… Еще в сорок втором пришло известие о том, что родной брат Зухры Абдулла пропал без вести под Ленинградом. А теперь муж!.. Каждая сводка Информбюро уже радовала – люди чувствовали близость победы. Теперь и Зухре Ахмеджановне становилось легче – подрос тем временем второй сын Исмаил и стал помогать маме в хозяйстве, ухаживая за младшими братиками Якубом и Ибрахимом. Они с Растямом нанимались копать огороды в соседних русских селах – Малом Чембаре и Соседке, у которых в семьях не было трудоспособной силы. Так они зарабатывали хлеб и получали в качестве вознаграждения немного картошки…

"Однажды, – рассказывал уже после окончания войны Усман Акжигитов, – мимо нас с Митрофаном проехал на лошади один молочник, бросил нам блок сигарет из десяти пачек в красной упаковке и сказал по-русски: "Держитесь, ребята! Наши уже близко". Это для нас был настоящий шок – первая весточка за все время плена. Неужели победа? Вот дела! Будем скоро дома. И верно, однажды мы утром проснулись от незнакомой нам музыки. Шли в строю какие-то военные и играли на волынках. Это были англичане. Немцы-хозяева все быстро сбежали, и надо отдать им должное – не расстреляли нас перед бегством".

Шел 1946 год. Все оставшиеся в живых фронтовики возвращались в родную Кутеевку. Была радость через слезы. Было много раненых и покалеченных среди них, но какими бы они ни были – главное живы! И вдруг Зухра получает письмо от Усмана! Усман жив! "Слышите, муж мой – жив!" Это известие моментально разлетелось по всему селу – жив и Митрофан! Но они в ссылке, в лагере, в северных районах страны, на шахтах. Радости не было предела, и все с нетерпением стали ждать возвращения домой. И вот, наконец, в конце 1946 года приезжает в короткий отпуск муж Усман. Радость встреч с родными, объятие жены и родственников, слезы по тем, кто не вернулся. И заявляет вдруг Усман: "Я назад в шахты не поеду! Хватит!". Но не тут-то было – за ним очень скоро приехала милиция, и опять – в Сибирь, искупать несправедливую вину – нести ответственность за тех командиров, которые летом 41-го бросили их в поле под Смоленском.

В 47-ом Усман и друг Митрофан, наконец, вернулись домой. Началась мирная жизнь в трудовых буднях. Уже появились на свет еще двое детей – дочь Гульбия и сын Бакяр. Усман работал конюхом и кладовщиком, был такой же, как и до войны, исполнительный и безотказный, и все его за это любили. Но главное, он никогда не унывал ни по какому поводу, и юмор его сопровождал до конца жизни. Зухра пережила мужа на три года. Ему, как и Митрофану, в День Победы выдавали юбилейные медали, но пенсию участника войны так и не оформили – не было никаких сведений на них. Ведь, ни роту, ни дивизию тогда под Смоленском не успели сформировать.


– Хофман! Гутен таг! – так Митрофан по-немецки называл Усмана. – Ком цу мир херан! Тебе дали пенсию? Дык, я же тебя в плену сам лично видел".

– Нихт, камрад! – отвечал Усман – Вир верден дес водкас ауф хундерт грамм аустринкен?"

– О-о, гут, гут! Грамм по сто можно!"[44]


Многие кутеевцы имеют ордена, медали и другие правительственные награды. Орденами боевого Красного Знамени были награждены Тумеркин Исхак Ибниабянович и Акжигитов Сафук Мухаммеджанович. Надо при этом заметить, что младший состав РККА редко награждался орденом боевого Красного Знамени. Сафук Акжигитов окончил войну капитаном в должности начальника штаба дивизии. Закир Караяков ушел на фронт добровольцем в 1942 г., когда ему исполнилось 18 лет. В одном из боев он спас Знамя полка – за этот подвиг был удостоен ордена Красной Звезды. Также орденом Красной Звезды был награжден Носов Закир Шакирович. Он вернулся домой в звании лейтенанта, воевал командиром танка, был неоднократно контужен и ранен.

Орденами Красной Звезды и другими медалями были награждены еще несколько фронтовиков из Кутеевки. Кайбелев Сабир Мухамедович воевал на должности старшины роты. Войну окончил в звании капитана и командира роты. После войны получил высшее образование и работал учителем школы. Старший лейтенант Мусаутов Ибрагим Шарифович участвовал в обороне Ленинграда. Кроме ордена Красной Звезды награждался многими медалями. Работал директором школы.

Также были награждены орденом Красной Звезды и медалями: Калимкин Закир Мухаммеджанович, Караяков Шакир Азизуллович, Мельгизин Абдулла Усманович и Качекаев Исмаил Ахмеджанович. Мельгизин Абдулла вернулся домой инвалидом. На праздновании Дня победы в 2008 г. ему был вручен автомобиль «Жигули». Одиноков Ибрагим Хасянович служил на разных фронтах водителем, дважды был ранен. Награжден орденом Красной Звезды и правительственными наградами. Его жена – Фатима Хусаиновна родила и воспитала 10 детей. Указом Президиума ВС СССР в 1972 г. ей присвоено почетное звание Мать-Героиня. Кайбелева Магиря Ибрагимовна проработала в военном госпитале. Старший лейтенант медицинской службы имеет правительственные награды. Байкина Сафура Шарибжановна после окончания курсов медицинских сестер ушла добровольцем на фронт, воевала под Ленинградом до полного освобождения блокадного города. Имеет множество правительственных наград. Ее муж погиб в войне с Японией в 1945 г. Ишкин Мухаммедша Алимович с первых дней войны воевал на фронте. Дважды был награжден медалями "За отвагу". Был сначала в разведроте. Воевал храбро, уничтожил много вражеской силы. Был представлен к награде – ордену Красной Звезды. В одном из боев вместе с группой бойцов был взят немцами в плен, где подвергался жестоким пыткам. Был этой группой организован побег из плена. После 20 дней, потеряв 2/3 состава из 80 вырвавшихся из плена бойцов, вышли к партизанскому отряду, где продолжили воевать с врагом. Кроме множества медалей имеет Благодарность от Сталина[45].

КУТЕВКА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

В Кутеевке есть много знаменитых и известных людей, чьими именами гордятся не только жители села, но и далеко за его пределами.

Анвер Алмаев, первый заместитель председателя Думы Астраханской области, является уроженцем Кутеевки. В Астрахани родился известный и очень популярный диктор на Казанском телевидении и радио в 1960–1984 гг. Абдулла Ибрагимович Дубин, который имеет кутеевские корни. Его родители в 1930-х гг. выехали из Кутеевки в Астрахань и там остались. Родословные корни академика АН Респ. Татарстан Ахмета Мазгаровича Мазгарова находятся также в Кутеевке.

В роду Канеевых-Яваевых было не менее шести ахунов, старших мулл-мударрисов, духовных наставников верующих, во всех шести татарских селах. Начало этой ветви положил мулла Яваев Мухаммедшариф Абдулман олы (1809–1891). В его семье родились и выросли пятеро детей. Старшим сыном был Мухаммедшакир – знаменитый на всю округу Шакир-паша. Мухаммедшариф был одним из духовных наставников и в народе имел почтительное звание «Коран-хафиз». Сын, Мухаммедшакир (1855 – около 1920), был призван на службу в царскую армию вместе с земляками по Мочалейской волости, участник Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. и грандиозной переправы русских войск через р. Дунай. Оказался в турецком плену и перешел на сторону противника. Начал свою новую военную карьеру под началом Османа-паши, и уже вскоре командование турецкой армии стало ему доверять ответственные поручения. Достиг небывалых высот в военной службе, первый татарин-генерал в Турецкой армии.



Сукркаев И.М.


В настоящее время установлено имя еще одного известного человека, который, вероятнее всего, тоже родом из Кутеевки. Это видный государственный деятель Османской империи Мехмед-паша Каниев. Он родился в 1805 г. в одном из трех сел – Кутеевка, Кикино или Решетино. Он приехал в Стамбул учиться, окончил здесь французскую школу. Служил в турецкой армии в Египте, там и женился. Вернулся в Стамбул и служил переводчиком в Министерстве иностранных дел. Владел шестью языками: татарским, русским, турецким, арабским, французским и итальянским. Затем работал губернатором в нескольких областях Османской империи, включая Грецию и Северную Македонию. Стал членом Государственного совета Турции. Работал министром в нескольких министерствах, включая пост министра финансов Османской империи. Существует предположение, что Шакир-паша Яваев пользовался его протекцией, а иначе невозможно было из простого военнопленного стать генералом армии Османской империи.


Место захоронения Мухаммедшарифа Яваева


По всей видимости, история Шакир-паши и его невероятный успех на военном поприще послужила вдохновляющим стержнем молодых юношей выбрать военную профессию.

Десять полковников и один генерал на сегодняшний день являются уроженцами села, отсюда смело можно называть Кутеевку "селом полковников".

Узбеков Вильдан Сулейманович (1939 г.р.) дослужился до звания генерала-полковника. Работал в г. Набережные Челны прокурором, в 1977–1981 гг. – в Татарском обкоме КПСС, в 1981 г. был назначен Генеральным прокурором ТАССР. В 1985 г. переведен в Москву на работу в Контрольное управление Генпрокуратуры Р.Ф. В октябре 1993 г. Указом Президента России Б.Н. Ельцина назначен заместителем Генпрокурора Р.Ф., в мае 1994 – первым замом Генпрокурора. Ушел в отставку в звании Государственного советника юстиции 1 класса в 1996 г.

Мусаутов Равиль Ибрагимович (1946 г.р.), полковник запаса. Был направлен служить в Северную Группу Войск (Польша), на должность начальника отдела группового продовольственного склада. Затем назначается начальником службы зенитно-ракетного полка в данной группе войск. В 1990 г. Мусаутов Р.И. был отправлен советником заместителя Министра обороны Камбоджи. После служил на должности начальника штаба тыла армии в Нижнем Новгороде.

Байкин Рашид Загидуллович (1959 г.р.), старший советник юстиции, полковник. В 1995–2006 гг. занимал прокурорские должности в аппарате прокуратуры Пензенской области. С 2008 г. на государственной службе в Администрации Президента Р.Ф.

Звание полковника имеют также: Дубин Халил Загидуллович, Дубин Идрис Якубович, Юсеев Карибулла Габдуллович, Юсеев Насибулла Нясруллович, Яваев Карибулла Хасянович, Акжигитов Ряшит Исхакович и Алмаев Анвяр Ибрагимович.

Не обошла стороной Кутеевку так называемая Афганская война. Среди ее участников числится 15 ребят из села, двое из которых погибли. Список участников Чеченской войны составляет 9 чел. Все они выполняли свой воинский долг с честью и достоинством, многие награждены государственными наградами.

Одиноков Рашид Карибуллович (19651985), советский воин-интернационалист, участник боевых действий в Респ. Афганистан. Неоднократно участвовал в боевых операциях – сопровождал колонны, ходил в дозор и разведку, нес охрану и участвовал в боевых рейдах. Проявил себя умелым, храбрым и веселым воином. БМП, на которой находился Рашид, подорвалась на контактной мине во время очередной боевой операции. За мужество и отвагу посмертно награжден орденом Красной Звезды. Похоронен в родном с. Кутеевка.

Узбеков Ринат Мунирович (1967–1987), советский воин-интернационалист, участник боевых действий в Респ. Афганистан. Погиб при штурме господствующей высоты у г. Джелалабад. Принимал участие в боевых операциях и неоднократно в составе штурмовой роты сопровождения колонн с грузами. За проявленное в боях храбрость и мужество посмертно награжден орденом Красной Звезды. Похоронен в родном селе.

Вяльшин Рустам Анверович служил пулеметчиком разведывательной роты. 27 мая 2008 г. при проведении занятий по огневой подготовке по метанию боевых гранат выронил гранату. Времени не было покидать окоп, и Рустам осознанно накрыл гранату своим телом, чтобы спасти командира, находившегося рядом. От полученной травмы Рустам погиб. За мужество и отвагу, проявленное при исполнении заданий, и как пример беззаветного служения Родине, командование части представило Вяльшина к государственной награде – медали "За отвагу".

Многие кутеевцы стали врачами, агрономами, учителями, инженерами. Сельчане гордятся своими земляками:

Акжигитов Бакир Усманович, предприниматель, председатель Пензенской региональной татарской национальной автономии.


Акжигитов Р.У.


Акжигитов Якуб Усманович, заслуженный артист Республики Татарстан.

Дубин Анвер Абдуллович. Работал инструктором Белинского райкома партии, секретарь парткома колхоза «Рассвет». С 1972 по 1988 г. – председатель колхоза им. Н.К. Крупской. С 1988 г. по 1993 г. – директор Чембарской турбазы.

За поднятие целинных и залежных земель были награждены: орденом Ленина Бияков Ахья Абдулганеевич, орденом Трудового Красного Знамени Кочекаев Карибулла Ахмеджанович.

В селе родился Аджигитов Гильфан Камилович, предприниматель, директор ТД "Кувака и К", депутат Собрания представителей г. Каменки.

Достопримечательностями в селе служат мечети: 100-летняя каменная мечеть, построенная имамом Яваевым. Вторая ("Зухра") была построена на собственные средства Б.У. Акжигитовым и названа именем своей матери. В средней школе можно посетить краеведческий музей, в селе имеется обелиск воинской Славы. Сегодня село переживает не лучшие свои времена. Из-за отсутствия работы и условий проживания, молодежь уходит в города, село медленно умирает. В настоящее время в селе проживает около 800 чел.

Кикино

Более века назад, в 1895 г., накануне всеобщей переписи был подготовлен "Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи". В документе были приведены названия народов, проживающих на данной территории, названы их языковая и религиозная группу. При этом указанная численность населения относится к разным периодам времени, но примерно соответствует фактическим значениям. В частности, предисловие к данному изданию рассказывает о том, что "Этот труд доказывает ту незыблемую истину, что при всем многообразии своего населения (более 140 отдельных народов), Россия есть достояние русской народности, постепенно и неуклонно распространяющейся на запад, юг и восток. Это подтверждается и цифрами: русская колонизация азиатских владений и распространение русского землевладения на западные окраины. Единство Империи яснее проявляется в цифрах: в 1886 г. из 113 млн душ населения на долю великороссов, малороссов и белорусов приходится 80 млн, или более 70 %. А если присоединить к ним «обруселых» инородцев, – то и значительно больше.



Приведенные сведения на самом деле более широкие: этнографические и исторические, виды основных занятий, содержатся в нем и статьи о характерах и политических суждениях этих племен и народов. Говорится в труде, что на сегодня некоторые данные уже устарели, некоторые ошибочны, а многие народы известны ныне под другими именами, а некоторых уже нет совсем[46].

Российская Империя к концу XIX в. занимала половину Европы и одну треть всей Азии, или одну шестую часть земной суши. По своей территории она уступала лишь Великобритании, а по численности населения – Китаю и Великобритании с ее колониальными владениями. К Империи относились: европейская часть собственной территории (86 млн душ), Финляндия (2,3 млн), Царство Польское (8,3 млн), Кавказ (7,3 млн), Сибирь (4,3 млн) и Среднеазиатские владения и степное генерал-губернаторства (1,8 млн).

Данный список народов включал в себе кроме народов небольшие племена абугач и бойкотов – отатарившихся финнов, обитающих в Енисейской губернии: "Они были магометане и вели кочевой образ жизни". В тех же описываемых землях проживали бельтиры – отатарившееся финское племя, численностью более 3 тыс. чел., но исповедующие православие и отчасти шаманство. Агржанцы – это были метисы индусов и татар, издавна поселившиеся в г. Астрахани, где они занимались торговлей; по нравам и обычаям весьма схожи с татарами. Башкиры – народ тюркского племени, численностью 600 тыс., исповедующие магометанство. Занимались разведением рогатого скота, лошадей и верблюдов. Про башкир сказано: "Это их основный источник доходов. Земледелием занимаются слабо; зимой живут в деревнях, а летом перекочевывают в лесах, где живут в шалашах и кибитках. Многочисленное духовенство, пользующееся у них большим влиянием, заботится о религиозном образовании своего народа. По внешности следует отличать башкир: на степных – монгольского типа, и лесных – кавказского типа".

Бессермяне считались как народ неизвестного происхождения, сильно обрусевшие. Теленгуты – это был народ монгольского племени, но значительно отатарившийся, хотя продолжающий исповедовать буддийскую веру. Говорилось также в источнике: "Народ тептяри имеет смешанное происхождение – от татар и народов финского племени (черемисов, вотяков и мордвы). Они разделяются на обашкирившихся и обрусевших. Тептяри-башкиры говорят по-башкирски, они – магометане. Бедны и селения у них неопрятны вследствие недостатка трудолюбия. Обрусевшие тептяри имеют противоположные черты: земледелие у них в хорошем состоянии, скота достаточно, селения опрятны. Их жизнь не отличается от русских. Численность тептярей составляет 130 тыс. чел."



В Среднеазиатских владениях и степном генерал-губернаторстве русское население было незначительно – в большинстве своем это были военные, чиновники и купцы. Русские на Кавказе занимали значительные пространства, и они были разбросаны среди массы инородческого населения, где присутствовали крупные поселения. Колонизация Кавказа, начавшаяся с 1567 г., с течением времени охватила все Предкавказье, а затем (с 1835 г.) – и Закавказье. Кроме казаков и чиновников главная масса русского населения состояла из переселенцев внутренних и южных губерний, а в Закавказье – из различных сектантов: духоборцы, молокане, субботники, прыгуны и др. Занимались главным образом хлебопашеством, притом весьма успешное положение было у сектантов.

Среди народов, населяющих Российскую Империю, дается очень интересная информация о евреях, казахах, киргизах и узбеках.

"Евреи – семитическое племя (более 5 млн. душ), рассеянное по всей России, но крайне неравномерно. Евреи по религии, нравам, обычаям и предоставленным им правам резко отличались от других подданных Российской Империи. Они разговаривали на особом языке, составляющем смесь немецкого, древнееврейского и других языков. Живут евреи главным образом по городам и местечкам, и занимаются почти исключительно торговлей и ремеслами; земледельческие колонии евреев существуют в Екатеринославской и отчасти Херсонской губерниях, кроме того хлебопашеством занимаются кавказские, туркестанские и сибирские евреи. Впрочем, евреи туркестанские и горские на Кавказе отличаются во многом от прочих своих единоплеменников и близки к туземцам. Так, например, горские евреи обитают в горных аулах, занимаются – хлебопашеством, виноделием, табаководством, кожевенными изделиями и отчасти торговлей; по типу весьма походят на горцев и не отличаются от них по образу жизни, а говорят по-татарски; религия их есть смесь иудейства и язычества; по нравам довольно предприимчивы и храбры. В Европейской России право жительства предоставлено евреям лишь в 15 губерниях, именуемых губерниями еврейской оседлости, но при этом им разрешено вновь селиться не всюду, а лишь в городах и местечках. Право же повсеместного жительства разрешено только некоторым категориям евреев: 1) купцам 1-й гильдии, 2) лицам с высшим образованием, 3) ремесленникам и цеховым…

На страницу:
8 из 10