
Полная версия
Изменить себя и свою жизнь за 10 недель
К этому моменту уже явственно слышны звуки нетерпения и раздражения, вызванные нашими социологическими исследованиями, поэтому, дабы не растерять аудиторию, вернемся на землю обетованную. Другими словами, вопрос, вынесенный в название главы, поставим ребром, заострим на нем внимание и решим его по существу. Третьими словами, ответим по простому на вопрос: кому читать-то?
Тем, кто безоговорочно принимает следующие утверждения: к результатам ведут действия; любые результаты и действия зависят только от тебя; Запад тебе не поможет (проверено О. Бендером). Тем, кто готов добиваться освобождения своею собственной рукой (как это делал пролетариат в 1917 году); кто способен пересмотреть свои принципы, склонности, взгляды, мнения, убеждения; кто согласен отказаться от многолетних привычных действий и прийти к чему-то такому, чего раньше не делал. Тем, кто готов покончить с нытьем и поиском виновных; кто чувствует в себе силы терпеть дискомфорт самоограничений и самопринуждений; кто настроен отказаться от сегодняшнего малого ради завтрашнего большого. Можно продолжить, но, наверное, уже достаточно напутствий стимулирующих, нагнетающих и запугивающих одновременно. А теперь испросим у читателя еще немного терпения для некоторых пояснений.
Человеческая сущность такова, что большая часть населения не особенно склонна (то есть упирается изо всех сил) шевелить конечностями и головой (не в качестве конечности), даже если за это полагаются ордена и плюшки. В этом явлении имеется глубинный смысл – наша природа заботится о том, чтобы мы не растрачивали понапрасну ни физические, ни умственные, ни душевные силы, а берегли их на случай крайней необходимости. Ну, это когда вам срочно понадобится убежать от саблезубого тигра (или поднять забрало и надавать по саблезубой роже), найти переправу на другой берег, проникнуть во внутренний мир плачущего ребенка. В отношении физической или умственной политэкономии все, более или менее, понятно, а вот в части рационализации чувств остается как-то темновато. Откровенно говоря, и нам тут далеко не все ясно, разве что ваш далекий прародитель когда-то проникся гуманизмом и посвятил жизнь спасению жертв инквизиции, а теперь вы подсознательно регламентируете расход душевных ресурсов с тем, чтобы задействовать их, когда эта тайная церковная полиция снова перейдет в наступление на инакомыслящих.
Мудрость, наработанная нашими предыдущими поколениями (начиная с инфузорий и амеб), предохраняет от многих опасностей, да, вот только природа наша не поспевает за новыми реалиями и вынуждает беречь силы там, где мы вполне могли бы их задействовать себе и другим на пользу. Конечно, рациональным сознанием мы понимаем, что в округе тигров клыкастых всех уже извели напрочь, через реки понастроили мостов, инквизиция переродилась в Конгрегацию и теперь не согревает на огне костра шибко грамотных иноверцев. Однако, оказывается, одного знания мало и оно не всегда справляется с подсознательными внутренними установками, которые формировались миллионами лет, присутствуют сегодня, большей частью управляют нашими действиями, и, стало быть, определяют наши же результаты. Установки эти выражаются просто: «не хочу» – когда надо, и «хочу» – когда не надо. Мы еще не раз вспомним этих тайных вредителей, но пока оставим их и двинемся дальше.
Так получается, что в каждом из нас всегда присутствует какой-то двойник, склоняющий не туда, даже если мы настроились на хорошее и правильное. А еще следует признать, что не так уж редко наша темная сторона занимает главенствующее положение, предоставляя положительной натуре роль чахлой оппозиции. Впрочем, как бы там ни было, результаты любых наших начинаний определяются итогом противоборства этих двух наших внутренних «я». Однако здесь мы уже забрались на территорию следующей главы и даже следующих разделов, где будем склонять наше нехорошее «я» к сотрудничеству, поэтому возвращаемся в лоно текущей темы.
Итак, в каждом из нас присутствует вторая натура (которая часто оказывается первой) и временами ей присуще качество, склоняющее нас к поиску причин собственной несостоятельности в других людях. Мы можем делать это не напрямую, а, скажем, выискивая пороки и недостатки, благодаря которым исследуемая персона добилась своих существенных достижений. Далее мы с гордостью и достоинством заявляем об отсутствии сих недостойных характеристик у себя, что и является причиной нашего бедственного положения. Другими словами, честь свою на материальные и прочие блага мы не меняем. Может быть, потому что никто не предлагал. Наверное, уже понятно, что речь идет о зависти, способной воспрепятствовать получению практических результатов от выполнения нашей Программы. Уже слышу, как раскатистым громом накатывает на меня хор негодующих голосов, оскорбленных возмутительными подозрениями и вещающих о чистоте помыслов, неисчерпаемой душевной доброте, любви к ближнему. А если зависть и наличествует, то, исключительно, белая (это когда человек желает зла по-доброму). Ну и с какого перепугу мы так раскочегарились? Согласитесь с этим или нет, но человек реагирует только на то, что видит в себе, поэтому если вы повысили градус нашего общения, то есть о чем задуматься. Назови я вас апологетом теории нравственной дискриминации или носителем стыдных заболеваний, вы бы стали так пыхтеть?
Теперь, когда в сторону автора перестали лететь обвинительные заключения и тяжелые предметы (тихо надеюсь), обратимся к вдумчивой и конструктивной стороне наших слушателей. Давайте для начала примем: несправедливости не бывает; наша жизнь есть отражение нас самих; все, что ты получаешь (и хорошего и плохого), есть твоя и только твоя заслуга. И в этих правилах не бывает исключений. Если выразиться проще и короче, то всякий человек имеет то, что заслужил, или, другими словами, достоин своей жизни. Уже сейчас на это многие возразят, что мы получаем разные «стартовые площадки» по рождению, которые в той или иной степени отражаются на дальнейшей жизни. Это так, однако если вы не собираетесь всю жизнь существовать за счет подарков судьбы, то с какого-то момента придется принять на себя ответственность за свое бытие. Да только перестроиться на «самообеспечение» в один миг никак не получится, значит к этому надо готовиться с первыми проблесками сознания. Те же, кто пытается провести всю жизнь за счет родительских финансов или генетического здоровья, очень быстро оказываются без того и другого. Ну и, наконец, само появление ваше на свет именно тогда-то и там-то случайностью считать не будем, и попробуем его объяснить.
Да, кто-то рождается в семье американского миллионера, а кто-то в африканских трущобах; кто-то с детства отличается завидным здоровьем, а кто-то с начала жизни несет букет наследственных болезней; кто-то одарен разнообразными талантами, а кто-то ничем не отличается от других. Однако со временем авансы успешно растрачиваются, и если получатель не предпринимает собственных усилий для их восполнения, то возвращается в общий строй заурядностей. Такая метаморфоза очень похожа на выигрыш в лотерею, о котором подробно и с чувством поговорим дальше, ну а в этом случае зависть (разумеется, белая) некоторых граждан, сменяется чувством праздничного удовлетворения. Правда для носителя чувства в его собственной жизни ничего не меняется, но это не важно, главное «чтобы у соседа корова сдохла», как гласит меткая украинская поговорка.
И все же, почему один многое имеет или располагает широкими возможностями с появлением на свет, в то время как другой не получает с первых дней ничего, кроме проблем? Без ответа на этот вопрос социальное, материальное и прочее неравенство по рождению оставит некоторую тень на нашей теории всеобщей справедливости, поэтому нужно дать хоть какие-нибудь объяснения, пусть, и на уровне гипотез. Ну а коль мы допустили и выписали себе «гипотетическую» индульгенцию, и в свете того, что в материальном мире чего-то вразумительного нам определенно не найти, обратимся к метафизике и призовем себе на помощь реинкарнацию.
Здесь необходимо сделать некоторый экскурс в теории возникновения жизни на Земле и представить свою позицию. Начнем с последнего: по нашему убеждению жизнь представляет собой некую субстанцию определенной меры или наполнения; жизнь ниоткуда не появляется и никуда не исчезает, а лишь перетекает из одной формы в другую, при условии, что речь идет о замкнутой системе. Если исходить из теории, что жизнь к нам была занесена из космоса, то, строго говоря, планета Земля не представляет собой замкнутую систему (да, таких, наверное, и не бывает), тем более, если допустить дальнейший взаимообмен с космосом. Тем не менее, таким внешним влиянием мы пренебрежем и своим волевым решением примем Землю как замкнутую систему, тем более, что этому способствует другая, более распространенная теория.
Большая часть научного сообщества склоняется к теории возникновения простейших органических соединений из неорганических веществ, или, другими словами, они считают, что жизнь возникла из неживой природы. Но тогда становится невозможным провести грань между живым и неживым так же, как и раньше мы отказались от идеи разделить теплое и холодное, легкое и тяжелое, малое и большое. Стало быть, переход живой материи в неживую и обратно происходит непрерывно, и эту гипотезу мы можем заложить в основу своей собственной теории, к которой теперь мы и возвращаемся.
Вероятно каждый вкладывает в понятие «реинкарнация» свой смысл, но у нас оно будет означать такое: каждый начинает следующую жизнь с того состояния, на котором остановился в предыдущей. Сразу оговоримся, что идея эта не наша, ее принимали еще такие почтенные старцы, Платон, Сократ, Пифагор. Различные восточные религии в стародавние времена подняли теорию на знамя и шествуют под ним по сегодняшний день, декларируя посмертное переселение души в новое тело, а мы просто развили это учение в свете приведенной неразрывности живого и неживого.
Итак, следуя нашей теории, если по итогам своего жизненного пути вы не отработали полученный при рождении аванс и опустились ниже его уровня, то в следующей жизни можете родиться в нищей фавеле или вовсе оказаться уже не человеком, а животным, рыбой, насекомым или, вообще, предметом неживой природы. Если же за свою жизнь поднялись над собой, облегчили или обустроили бытие десятков, сотен, тысяч, а, может, и миллионов людей, оставили после себя таблицу Менделеева или «Анну Каренину», то в следующем своем явлении миру вполне можете оказаться наследным принцем Абу-Даби или законным отпрыском Илона Маска. Проверить гипотезу невозможно, поэтому не будем понапрасну толкаться локтями, примем ее просто на веру, хотя бы потому, что она объясняет неявные связи нашей теории, а еще стимулирует движение в правильном направлении.
Как бы то ни было, философия Пособия остается неизменной и воплощается в формуле: где и кем бы мы ни родились, с какой бы позиции в жизни не стартовали, в конечном итоге наши жизненные результаты зависят, и будут зависеть от нас и только от нас, от наших решений и действий. А посему не стоит извергать завистливое брюзжание в сторону тех, кто, по вашему мнению, имеет что-то незаслуженно, а вы такой, ну просто, эх какой, ничего этого в жизни не получили. Давайте исходить из того, что этот баловень судьбы заработал свое здесь и сейчас, но неочевидным для вас путем, а может, постарался в предыдущей жизни – мы ведь часто замечаем лишь внешнюю сторону успеха, не задумываясь над первопричинами. Нам ведь не хочется думать, что за блестящим фасадом жизни великих спортсменов или знаменитых актеров скрываются бесконечные тренировки и репетиции, физические травмы и нервные срывы, пищевые ограничения и проблемы в личной жизни. А почему не хочется? А потому что в ином случае нам придется задуматься над тем, почему мы сами этого не делаем.
Физическое усилие определяется кондициями соответствующей мышцы, а умственное – уровнем развития мозга, однако в еще большей степени они зависят от наших личностных качеств. Попытки перечислить их и расставить в порядке значимости заранее обречены на провал, поэтому ограничимся некоторыми, на наш взгляд, наиболее существенными: терпение, настойчивость, целеустремленность, воображение, ответственность, решительность, смелость. Однако большинство источников оставляет позицию флагмана в этой цепочке для силы воли.
Словосочетание неоднозначное и противоречивое, поэтому попытка дать ему собственное определение сопряжена с ощутимыми затруднениями. Надобности в своей формулировке у нас особой нет, поэтому приведем ее от весьма заметного ресурса: «Воля – это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели». Каково? Интуитивно мы, конечно, понимаем смысл этого набора слов, но воспроизвести своими словами вряд ли получится. По этой и не только этой причине мы будем оперировать «желанием» и «силой желания» вместо «воли» и «силы воли», не переживая насчет смысловых соответствий. В самом деле, нам гораздо проще осознавать и описывать наши желания, взращивать их силу, чем возиться с туманным, но популярным словосочетанием. Дабы проиллюстрировать скрытую силу желаний, напомним классический тестовый вопрос: испытывая страстное желание посетить туалет, какие препятствия вы готовы снести преодолеть на пути к спасительному заведению? Впрочем, приверженцы классики жанра могут без всяких последующих санкций с нашей стороны сохранить для себя устоявшийся порядок: сила – так сила, воли – так воли. В конце концов, терминология особого значения не имеет, главное состоит в развитии тех самых личностных качеств, но тут уже возникает нериторический вопрос – как?
Строго говоря, формирование в себе качеств, которые мы построили в краткий ряд, никак не есть наша цель или желание, потому как хочется нам совсем другого: здоровья, благосостояния, отношений. Однако коли без внутренней перестройки с исполнением этих желаний может не сложиться, то никуда не деться от того, чтобы уделить ей время, которое, правда, с большим пониманием сути своих действий мы бы направили в сторону предметных усилий. Мы бы приобщились к заданиям и упражнениям, способствующим обретению красивого тела, материальных благ, гармонии в отношениях, а тут нужно найти время для внутреннего саморазвития, и как? Никак. Мы его искать и не будем. Мы применим принцип «самозатачивающихся ножей».
Вы что-нибудь слышали о таковых? Ну, типа, вы режете, режете, а нож от этого становится все острее и острее. Нам доподлинно неизвестно, существуют ли на самом деле такие ножи, но испытываем на этот счет серьезные сомнения. Можно ли представить какой-либо инструмент, улучшающий свои качества в процессе эксплуатации и не требующий никакого обслуживания? А, может, вам встречались музыкальные инструменты, которые начинают звучать лучше от одного только использования по назначению и без всякой настройки? Ну а насчет автомобиля, улучшающего свое состояние по мере увеличения пробега, просто умолчим. И при всем при этом, мы собираемся предложить вам именно такие «ножи».
Выполняя в целевых заданиях и упражнениях что-то новое, или просто делая лишний шаг, когда уже не можете, вы неизбежно будете постепенно развивать в себе те самые личностные качества. В свою очередь, их новый уровень предоставит возможность продвинуться в реализации практических желаний, за которыми последует дальнейшее развитие личностных качеств. Вот так саморазвитие будет идти рука об руку с продвижением к практическим желаниям, о которых мы уже совсем скоро пообщаемся. Правда запустить этот замкнутый, но положительный, круг мы сможем только в том случае, если задания и упражнения по Программе будем выполнять с желанием и улыбкой на лице, а не со скрежетом зубовным, проклятиями в адрес автора и мыслями о том, когда это закончится.
Самопреодоление не слишком приятная вещь, даже когда вы настроены решительно и надолго, но со временем чувство нового состояния станет привычным, перекроет психический, физический и умственный дискомфорт процесса. Стоит заметить, что если вы не чувствуете в себе достаточной решимости поменять уютное кресло перед телевизором на холодное железо спортзала или многочасовые бдения над учебником иностранного языка, даже не начинайте занятия по Программе, попробуйте сначала на них настроиться так, чтобы не отступить, когда энтузиазм начнет иссякать. Завершим этот наставнический абзац замечательными словами Майка Тайсона: «Пока мы упорны и терпеливы мы можем получить все, что захотим».
Теперь, чтобы каждый смог окончательно определиться с тем, стоит ли ему продолжать знакомство с Программой, осваивать ее основную часть в форме практического Курса, попробуем в общем донести то, чему придется посвятить себя. После этих слов уже слышим и видим, как оставшиеся с нами могикане собственного совершенства и покорители внешних вершин прокричали троекратное «ура», продемонстрировали решимость немедленно взяться за дело, а теперь ожидают указаний, где и за что браться. Ну что же, укажем.
В следующих материалах последовательно откроем для себя свои истинные желания, получим «карту» с путями к ним, познакомимся с тренировочными упражнениями и направленными заданиями, обозначим красными флажками ловушки и западни на нашем тернистом пути, освоим систему контроля и учета. По завершении подготовительной части приступим к практической реализации: начнем отрабатывать предписанные действия, наблюдать, измерять, а также отмечать перемены в себе и своей жизни. Если вы с легким сердцем прочитали эти строки, то плохо поняли то, что вам светит: в течение десяти недель делать совсем не то, к чему привыкли, а заниматься новым, непонятным и, зачастую, неприятным. И все это ради того, чтобы переродиться на интеллектуальном, психическом и физическом уровнях в кого-то такого, кого раньше в себе не встречали. Вам придется жить иначе, не так, как раньше, придется отказаться от привычных представлений, отношений, чувств. Больше того, вам даже питаться, думать, говорить, ходить, вести себя предстоит по-другому. Вы столкнетесь с дискомфортом самоизменения во всех его проявлениях: неудобствами, усталостью, раздражением, недомоганиями, скукой. Интернет, социальные сети, телевизор, мобильный телефон, алкоголь будут преданы анафеме или попадут под жесткий контроль, и вы не сможете больше предаваться бессодержательным общению, развлечениям, переживаниям, новостям, сплетням, то есть тотальному безделью в различных формах. Вы еще здесь? Странно …
Нам совсем не хочется, чтобы на каком-то из этапов работы с нашей Инструкцией, кто-то (пусть даже один человек) тяжело вздохнул, грустно закрыл эту книгу и убрал ее в дальний угол. Нас не устроит, если засядете за чтение в поисках ответов на свои вопросы и к середине повествования начнете соображать, что ничего не соображаете, только время зря потеряли. Свою задачу мы будем считать выполненной, если после прохождения прописанного здесь десятинедельного Курса вы получите результаты, которые для себя наметили (с нашей помощью). Потому и начали мы свое повествование с продолжительной вступительной части, которая призвана способствовать принятию правильного решения. Если этого материала окажется недостаточно, то в помощь вам будет следующая глава, которая еще больше должна прояснить ваше отношение к себе, другим людям, этой Инструкции, всему человечеству, обитателям мирового океана на всех его глубинах.
Ну да ладно, оставим лирику поэтам, а сами предметно вернемся к существу главы, к вопросу читать или не читать именно вам именно наше Руководство по жизни. Для этого представим краткие тезисы, отвечающие содержанию этого Путеводителя по будущему, а потом (как-нибудь) их растолкуем.
Итак, согласны ли вы с тем, что для решения поставленных перед собой задач, необходимо:
Представлять, что ты хочешь получить.
Понимать, что для этого надо делать.
Сознавать, что для этого не надо делать.
Делать то, что надо для этого делать.
Не делать то, что для этого не надо делать.
Вот, собственно, и все. Правда, одного согласия недостаточно, требуется еще и внутренняя готовность принять, делать и отказаться. Детальное описание действий и того, как их проводить, мы предоставляем, а от вас требуется выполнять их, невзирая на желание, самочувствие, настроение, погоду и политическую ситуацию в Латинской Америке.
Глава 3. Что нами управляет
Все, что с тобой происходит – это твоих рук дело.
Автор не установлен
В предыдущей главе мы попытались притянуть за уши привести причины, по которым один появляется на свет умным, красивым, здоровым, талантливым, обеспеченным, а другой совсем наоборот. Правда, осталось невыясненным, зачем было так тужиться, чтобы сразу нивелировать значение этого стартового жизненного гандикапа декларацией зависимости конечного результата от последующих собственных действий индивида. Вероятно, не все читатели согласятся с нашими посылками относительно равных возможностей независимо от родословной добиваться желаемого. Наверное, будут правы, ведь и ракеты в космос стараются запускать с экватора, чтобы наиболее полно использовать энергию вращения Земли. Впрочем, успешные запуски осуществляют с космодромов, расположенных в средних и даже высоких широтах. Дабы окончательно склонить читателя к своей позиции, призовем себе в союзники полковника Кольта, который по свидетельствам современников уравнял шансы всех людей. Причем сделал это с помощью простого револьвера. Пусть мы сейчас совершенно беспардонно со своими декларациями пристраиваемся в кильватер великому изобретателю, но мотивы у нас благородные, поэтому объявляем о создании фронта последователей учения равных возможностей. Пусть даже условно равных. К участию в этом армейском формировании приглашаются все желающие выступить в едином строю под знаменем персональной ответственности за себя и свою жизнь.
Казалось бы, зачем снова возвращаться к тому, что изрядно помусолили в предыдущей главе? А затем, что если объявляются равные возможности, следует объяснить, почему за ними следуют разные результаты. Поскольку результаты, как мы это многократно повторяли, предопределяются действиями, то пришло время разобраться с движущими силами этих самых действий. В этом контексте имеем сообщить две новости – грустную и обнадеживающую. Грустная новость: уже само появление на свет обязывает нас к усилиям, возлагает на нас ответственность за их результаты, за все, что с нами в нашей жизни произойдет. И «пахать» придется независимо от наследства, наследственности и гороскопа. Одним словом – танцуют все! Причем «танцуют» как над собой, так и в окружающей среде, и в разных направлениях. Обнадеживающая новость: работа и движение вперед в одном направлении, косвенно отражаются на подвижках в других. Ну, это примерно так, как освоение математики способствует продвижению в физике, а самоистязания в спортзале помогут и в бизнесе и в отношениях с противоположным полом. По большому счету усилия на грани возможного в любой сфере ведут к укреплению психики, что, в свою очередь, предопределяет продвижение в каждом из направлений. В общем, имеем еще одну иллюстрацию принципа «самозатачивающихся ножей».
Разобраться с тем, что, как и когда нужно делать для достижения желаемого результата, проблемы не составит, но тогда возникнет другой вопрос: почему я так не действую совсем или не всегда или не во всем, а кто-то другой большей частью поступает именно так? Вероятно, не всегда мы связываем действия и результаты, а, бывает, и сознаем порочность своих действий, но какая-то сила ведет нас этим путем. И что это за сила? Школа, сверстники, погода, телевизор, родители, самочувствие, мода, начальник, магнитные бури? В какой-то степени да, но только в какой-то и разной для всех. И только если их управление мы принимаем.
Как мы уже неоднократно повторяли, для многих в порядке вещей списывать свои проблемы и неустроенность на несостоятельных родителей, сложную эпоху, отсталую страну, неблагоприятную социальную среду, отсутствие талантов. Позиция удобная с оправдательным вердиктом еще до его вынесения, да вот только никак не решает вопросов, если вдруг приходит в голову ими заняться. Мазохистски комфортно чувствовать себя несправедливо обделенным и проводить свои жизненные дни в печальной обиде на всех и вся, но что делать с желаниями, которые временами просыпаются и напоминают о себе? Особенно настойчиво отравляют они вялотекущее существование, когда в поле зрения ненароком попадает другая жизнь вокруг – полноценная, красивая, насыщенная, – жизнь, мешающая принять свое ущербное существование. А еще не дают получить индульгенцию бездействия многочисленные примеры людей обделенных природой и обстоятельствами рождения, тем не менее, добившихся невероятных результатов.
Особо продвинутые и пытливые мученики вселенской несправедливости задаются поиском причин внутреннего раздора и социальной неустроенности, причем перестают крутить головой в поисках внешнего неприятеля и внимательней посматривают на себя. Да, принимать себя первоисточником своих же проблем неинтересно, неприятно, утомительно и раздражающе, но от этого никуда не деться, если принято решение что-то изменить в жизни. Развивая идею дальше, многие приходят к неожиданному и неприятному выводу: проблемы в жизни есть не больше и не меньше, как недостатки и ошибки самоуправления. Тогда если не ставить под сомнение назначение самой верхней части своего тела, можно задуматься о каких-то нежелательных установках мозга. Ну а коли так, то ничего другого не остается, как искать рецепты восстановления заводских характеристик этого органа, но только такие, чтобы после их использования не понадобилась помощь профессионального психиатра.